Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

Целью настоящего исследования является попытка определить основные цели и задачи развития региональной инвестиционной политики. Методы исследования. Проанализированы современные проблемы развития инвестиционной сферы региона. Рассмотрены вопросы гармоничного взаимодействия органов власти всех уровней и бизнес-сообщества при формировании приоритетов социально-экономического развития региона. Установлены типичные для регионов проблемы развития инвестиционной сферы. Предложены пути формирования собственных региональных источников для формирования инвестиционных ресурсов региона. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Современная эффективная региональная инвестиционная политика должна формироваться и реализовываться на основе конкретного портфеля инвестиционных проектов, объединенных в единый комплекс инвестиционных программ, сформированных на основе приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Развитие инвестиционной сферы на основе формирования гармоничного взаимодействия всех уровней власти и бизнес-сообщества является перспективным направлением развития экономики региона. При этом немалое значение имеет ее инфраструктурное развитие, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL INVESTMENT POLICY: GOALS AND OBJECTIVES

The purpose of this study is to try to determine the main goals and objectives of regional investment policy development. Method of research. Modern problems of development of the investment sphere of the region are analyzed. The issues of harmonious interaction of authorities at all levels and the business community in the formation of priorities for socio-economic development of the region are considered. Typical problems of investment sphere development in the regions are identified. The ways of formation of own regional sources for formation of investment resources of the region are offered. The scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of regional investment policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. Modern effective regional investment policy should be formed and implemented on the basis of a specific portfolio of investment projects combined into a single set of investment programs formed on the basis of priority areas of socio-economic development of the region. The development of the investment sphere based on the formation of harmonious interaction between all levels of government and the business community is a promising direction for the development of the region's economy. At the same time, its infrastructure development is of considerable importance, which has a positive impact on investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка определить основные цели и задачи развития региональной инвестиционной политики. Методы исследования. Проанализированы современные проблемы развития инвестиционной сферы региона. Рассмотрены вопросы гармоничного взаимодействия органов власти всех уровней и бизнес -сообщества при формировании приоритетов социально-экономического развития региона. Установлены типичные для регионов проблемы развития инвестиционной сферы. Предложены пути формирования собственных региональных источников для формирования инвестиционных ресурсов региона. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Современная эффективная региональная инвестиционная политика должна формироваться и реализовываться на основе конкретного портфеля инвестиционных проектов, объединенных в единый комплекс инвестиционных программ, сформированных на основе приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Развитие инвестиционной сферы на основе формирования гармоничного взаимодействия всех уровней власти и бизнес-сообщества является перспективным направлением развития экономики региона. При этом немалое значение имеет ее инфраструктурное развитие, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность. Ключевые слова: региональная экономика, инвестиции, политика

ARSLANOVSHAMIL DJAVADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu @mail .ru

REGIONAL INVESTMENT POLICY: GOALS AND OBJECTIVES

Abstract. The purpose of this study is to try to determine the main goals and objectives of regional investment policy development. Method of research. Modern problems of development of the investment sphere of the region are analyzed. The issues of harmonious interaction of authorities at all levels and the business community in the formation of priorities for socio-economic development of the region are considered. Typical problems of investment sphere development in the regions are identified. The ways of formation of own regional sources for formation of investment resources of the region are offered. The scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of regional investment policy as a whole, and its structural elements separately. Conclusions. Modern effective regional investment policy should be formed and implemented on the basis of a specific portfolio of investment projects combined into a single set of investment programs formed on the basis of priority areas of socio-economic development of the region. The development of the investment sphere based on the formation of harmonious interaction between all levels of government and the business community is a promising direction for the development of the region's economy. At the same time, its infrastructure development is of considerable importance, which has a positive impact on investment attractiveness.

Keywords: regional economy, investment, politics

Введение. Современные мировые разнонаправленные тенденции развития глобализации и тенденции развития эпидемиологической безопасности в контексте с кризисными явлениями, как для мировой, так и для отечественной экономик, привели к усилению диспропорций экономик регионов, а также к усилению конкуренции в инвестиционной сфере (участие в программах на основе бюджетного инвестирования, привлечение частных инвесторов).

В подобных условиях задача создания благоприятного инвестиционного климата страны и ее регионов не просто остается вопросом стратегической важности, а приобретает характер жизнеобеспечивающей всей социально-экономической системы.

Другой ключевой проблемой по обеспечению устойчивого развития социально-экономической системы страны остается вопрос первоочередной необходимости проведения работы по сглаживанию диспропорций экономического развития регионов и последующего пропорционального их развития. Решение этой проблемы выносит вопрос преодоления диспропорций в экономическом развитии регионов на новый более актуальный уровень [1,2,4,9,13].

В свою очередь, в ходе управления процессами регионального развития и корректировки эффективной региональной инвестиционной политики при формировании и реализации управленческих решений, безусловно, важную роль приобретает такая возможность, как учет множества противонаправленных, но, в то же время, взаимосвязанных между собой факторов. Подобная возможность позволяет использовать более многогранные критерии эффективности достижения целей и задач социально-экономического развития регионов.

Методы исследования. Инвестиционная политика региона является объектом внимания и изучения многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, в частности, это: Г. Ам-стронг, Дж. Тейлор, И.А. Арташина, В.О. Марзоев, А.В. Петров, Ю.В. Истомина, Л.И. Юзво-вич, А Н. Пятин, Е.А. Юдина [3,10,11,18] и др.

Возрастающая необходимость динамического развития и поиска наиболее успешных путей реализации региональной инвестиционной политики предопределяют непрекращающийся поиск эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов и развития инвестиционной сферы региона как базиса ее развития.

Рассматривая инвестиционную политику региона в разрезе как взаимосвязи, так и взаимодействия органов государственной власти и бизнес-сообщества, можно с определенной долей уверенности утверждать, что она представляет некую систему мер и механизмов, реализуемых региональными органами власти и направленных на эффективное использование инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-направленного развития региона. Инвестиционный механизм (рис.) как часть инвестиционной политики создается для повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе на основе строго определенных принципов и технологий.

Рис. Инвестиционный механизм региона

Инвестиционный механизм региона позволяет управлять не только его инвестиционной сферой, но и формирует устойчивую базу условий для максимально быстрой адаптации инвестиционной сферы и всей экономики региона к изменениям во внутренней и внешней среде.

Задачи рационального и эффективного использования инвестиционных ресурсов региона, стимулирования инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестицион-

ного климата могут решаться не только органами исполнительной власти всех уровней, но и широким кругом негосударственных бизнес-структур посредством реализации региональных инвестиционных проектов.

Однако необходимо помнить о таком аспекте инвестиционных ресурсов, как «ограниченность». Именно аспект ограниченности инвестиционных ресурсов предопределяет отбор приоритетности инвестиционных проектов. Необходима максимально эффективная инвестиционная политика, реализация которой позволит достичь решения задачи оптимального распределения региональных инвестиций и достичь комплексного развития региона. При этом эффективная инвестиционная политика должна включать широкий круг интересов бизнес-сообщества, который будет выступать базисом двусторонней связи «бизнес - власть». За счет развития двусторонней связи «бизнес - власть» будет достигнут консенсус приоритетов региональных инвестиций и, что немаловажно, сформируется устойчивая взаимосвязь региональной, муниципальной власти и бизнес-структур.

Вероятность расхождения приоритетов инвестирования и экономических интересов во взаимодействии власть-бизнес при реализации инвестиционной политики изначально максимальна, но именно работа по преодолению разногласий и приведет к снижению рисков и росту инвестиционной активности.

Региональная инвестиционная политика, основанная на взаимодействии региональной, муниципальной власти и бизнес-сообщества, строится на развитии следующих направлений [5,14,17,20]:

- обеспечение контроля и анализа инвестиционных ресурсов, вкладываемых в приоритетные проекты;

- изменение в сторону увеличения объема участия в инвестиционной деятельности на территории региона частных инвесторов;

- применение передовых форм и методов управления региональными инвестиционными проектами:

- установление базисов приоритетности, таких, как: максимально короткие сроки окупаемости, большое количество вновь создаваемых рабочих мест, высокая доля отчислений в бюджеты различных уровней.

Практика совершенствования региональной инвестиционной политики региона позволяет нам с определенной долей уверенности заявить о наличии ряда негативных факторов, препятствующих эффективности реализации инвестиционной политики, а именно:

- низкий уровень привлекательности инвестиционного климата (большинство регионов страны имеют пониженный потенциал и высокие риски), что определяется диспропорциями в их социально-экономическом развитии;

- несоблюдение принципов системности при формировании и корректировке государственной региональной политики, несовершенство правового поля регулирования экономической стороны регионального развития, низкий уровень качества предлагаемых механизмов государственного стимулирования инвестиционной активности в регионах;

- практически нулевое влияние системы формирования бюджетной сферы региона на его экономическое развитие;

- недостаточность поддержки региональной инвестиционной деятельности за счет федеральных источников вследствие низкой бюджетной дисциплины.

Немаловажное значение для реализации региональной инвестиционной политики имеют внутрирегиональные инвестиции, основывающиеся на инвестиционных ресурсах регионального и местного уровней.

Такие региональные инвестиции, возникающие в процессе формирования концессуального взаимодействия всех уровней государственной власти и бизнес-сообщества, могут быть сформированы за счет достаточно большого круга источников, включающего в себя [6,8,12]:

- собственные инвестиционные резервы - часть финансовых резервов инвестора;

- средства внебюджетных фондов;

- бюджетные средства, предоставляемые как на безвозмездной, так и возвратной основе;

- средства регионального бюджета;

- иностранные инвестиционные ресурсы.

Реализация региональных проектов может осуществляться на основе одного из источников либо на основе их комплексного использования с целью достижения необходимого уровня инвестиционных ресурсов. Что подразумевает взаимодействие всех уровней власти и бизнеса для достижения заданной концентрации инвестиционных ресурсов.

Специфика же региональной инвестиционной политики предопределена стратегическими направлениями и приоритетами социально-экономического развития региона. В одном ряду с таким важнейшим элементом инвестиционной политики, как деятельность по привлечению инвестиционных ресурсов в экономику находится другой, не менее важный компонент этой политики - определение приоритетов политики.

Безусловно, приоритетность инвестиционного развития региона в первую очередь определяется стратегическими установками социально-экономического развития региона. Но в то же время обоснованность инвестиционной политики региона и четкость в выстраивании приоритетов позволяют региону приобретать дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому определение приоритетных направлений развития инвестиционной деятельности в регионе является во многом многогранным и неоднозначным процессом, требующим постоянной корректировки и совершенствования. Процесс развития инвестиционной деятельности в регионе, предполагающий взаимодействие всех уровней власти и бизнес-сообщества, должен основываться на постоянном поиске оптимального взаимодействия отраслевой, кредитной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Поэтому по своей сути региональные инвестиции и ресурсы чаще всего направлены на решение следующих задач [15,16,19]:

- эффективное социально-экономическое развитие региона на основе максимально рационального использования его потенциала;

- всестороннее рассмотрение возникающих проблем, обусловленных жизненно важной необходимостью развития экономики региона в условиях длящихся кризисных явлений;

- внедрение новых технологий производства наравне с информационными технологиями во всех сферах и отраслях экономики региона, что повысит конкурентоспособность товаров и услуг хозяйствующих субъектов региона.

Соответственно, главной целью оптимальной инвестиционной политики региона выступает устойчивое социально-экономическое развитие региона, опирающееся на рациональное использование инвестиционных ресурсов.

Достижение цели инвестиционной политики основывается не только на механическом увеличении объема инвестиционных ресурсов, но и за счет их эффективного использования, основанного на финансировании высокотехнологичного инновационного производства и развития инфраструктуры инвестиционной сферы.

Развитие инвестиционной деятельности в регионе невозможно и без другой ее составляющей - финансовых рынков. Поскольку финансовое сопровождение инвестиционной деятельности в регионе невозможно без развития фондовых рынков и рынков банковского кредитования.

Устойчивые финансовые рынки создают возможности доступа субъектов корпоративного сектора экономики к долгосрочным ресурсам, что позволяет достичь высокой капиталоемкости в инвестировании, уменьшить транзакционные издержки, повысить эффективность инвестиционной деятельности в регионе.

Результаты. Современная эффективная региональная инвестиционная политика должна формироваться и реализовываться на основе конкретного портфеля инвестиционных проектов, объединенных в единый комплекс инвестиционных программ, сформированных на основе приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Другим фактором, влияющим на эффективность инвестиционной политики, является инвестиционный климат региона, который определяет интенсивность инвестиционного процесса, степень инвестиционной привлекательности.

Выводы. Развитие инвестиционной сферы на основе формирования гармоничного взаимодействия всех уровней власти и бизнес-сообщества является перспективным направлением развития экономики региона. При этом немалое значение имеет ее инфраструктурное развитие, что позитивно влияет на инвестиционную привлекательность.

Литература

1. Амирова, Э. А. Условия и факторы социально-экономической дифференциации регионов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 12 (62). С. 1б0-165.

2. Амирова, Э. А. Инвестиции как фактор снижения социально-экономической дифференциации регионов // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. № 4. С. 47-50.

3. Арташина, И. А. Модернизация инвестиционной политики регионального развития : монография / И.А. Арташина, Ю.Н., Жулькова. - Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2012.

4. Арсланова, Х. Д. К проблеме устойчивого развития экономики //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру : материалы Vмеждународного конгресса. - Пятигорск, 2007. С. 53-55.

5. Арсланов, Ш. Д. Государственно-правовое регулирование инвестиционной сферой // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 1. С. 81-84.

6. Арсланов, Ш. Д., Арсланова, Х Д., Ниналалова, Л. Г., Гаджиева, А. Г. Современная инвестиционная политика проблемного региона как элемент реализации стратегии его долгосрочного социально -экономического развития // Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 5-11.

7. Ахмедуев, А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона : методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 1 (75). С. 53-67.

8. Багомедов, М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства //Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 12-19.

9. Идзиев, Г. И. Региональные особенности развития институтов рыночной инфраструктуры //Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 3 (65). С. 81-88.

10. Марзоев, В. О. Региональная инвестиционная политика : ориентиры, приоритеты и реальность принятия решений // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2012. Вып. № 46 (10). - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-orientiry-prioritety-i-realnost-prinyatiya-resheniy.

11. Особенности реального инвестирования в условиях интеграции капитала : международный и российский аспекты : монография / Л.И. Юзвович, А.Н. Пятин, Ю.В. Истомина, Е.А. Юдина. - М. : Изд. дом Академии естествознания, 2014.

12. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Шахтаманова, Л. Г., Петросянц, Д. В. Механизм регулирования регионального развития : особенности формирования и алгоритм реализации // Экономика и управление. 2018. № 8 (154). С. 8-13.

13. Сагидов, А. К. Государственно-частное партнерство в социальной сфере регионов СКФО : проблемы и перспективы развития // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства : сб. материалов X Международной научно-практической конференции ; под ред. А.М. Эсетовой. 2018. С. 150-153.

14. Сагидов, Ю. Н. Подход к разработке стратегии развития региона с экономикой периферийного характера (на примере Республики Дагестан) // Вопросы структуризации экономики. 2019. № 3. С. 1114.

15. Сагидов, Ю. Н. Неэкономические условия социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 196203.

16. Ниналалова, Л. Г., Арсланова, Х Д., Гаджиева, А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО //Актуальные проблемы развития финансового сектора : материалы Международной научно-практической заочной конференции ; отв. редактор Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17-26.

17. Шахтаманова, Л. Г., Арсланова, Х. Д., Алиев, М. А. Институты развития как инструмент региональной политики //Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 9 (95). С. 111-117.

18. Armstrong, H., Taylor, J. Regional economics and policy / Harvester Wheatsheaf. - London, 1993.

19. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No. 5. P. 467-482.

20. Mendoza, E., Quadrini, V., Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

References:

1. Amirova, E. A. Usloviya i faktory social'no-ekonomicheskoj differenciacii regionov SKFO // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2015. № 12 (62). S. 160-165.

2. Amirova, E. A. Investicii kak faktor snizheniya social'no-ekonomicheskoj differenciacii regionov // UEPS : upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya. 2015. № 4. S. 47-50.

3. Artashina, I. A. Modernizaciya investicionnojpolitiki regional'nogo razvitiya : monografiya /I.A. Artashina, YU.N., ZHul'kova. - N. Novgorod: NIURANHiGS, 2012.

4. Arslanova, H. D. K probleme ustojchivogo razvitiya ekonomiki // Mir na Severnom Kavkaze cherez yazyki, obrazovanie, kul'turu : materialy Vmezhdunarodnogo kongressa. - Pyatigorsk, 2007. S. 53-55.

5. Arslanov, SH. D. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie investicionnoj sferoj // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 1. S. 81-84.

6. Arslanov, SH. D., Arslanova, H. D., Ninalalova, L. G., Gadzhieva, A. G. Sovremennaya investicionnaya politika problemnogo regiona kak element realizacii strategii ego dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya // Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii; otv. redaktor YA.YU. Radyukova. 2015. S. 5-11.

7. Ahmeduev, A. SH. Strategicheskoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona : metodo-logicheskie osnovy formirovaniya i sistemnye problemy organizacii //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2017. № 1 (75). S. 53-67.

8. Bagomedov, M. A. Teoreticheskie voprosy povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoj politiki gosu-darstva // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2018. № 4. S. 12-19.

9. Idziev, G. I. Regional'nye osobennosti razvitiya institutov rynochnoj infrastruktury //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2016. № 3 (65). S. 81-88.

10. Marzoev, V. O. Regional'naya investicionnaya politika : orientiry, prioritety i real'nost' prinyatiya resh-enij // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami : elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012. Vyp. № 46 (10). - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-investitsionnaya-politika-orientiry-prioritety-i-realnost-prinyatiya-resheniy.

11. Osobennosti real'nogo investirovaniya v usloviyah integracii kapitala : mezhdunarodnyj i rossijskij aspek-ty : monografiya / L.I. YUzvovich, A.N. Pyatin, YU.V. Istomina, E.A. YUdina. - M. : Izd. dom Akademii estestvoznaniya, 2014.

12. Petrosyanc, V. Z., Doholyan, S. V., SHahtamanova, L. G., Petrosyanc, D. V. Mekhanizm regulirovaniya regional'nogo razvitiya : osobennosti formirovaniya i algoritm realizacii // Ekonomika i upravlenie. 2018. № 8 (154). S. 8-13.

13. Sagidov, A. K. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v social'noj sfere regionov SKFO : problemy i per-spektivy razvitiya //Mekhanizm realizacii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya gosudarstva : sb. ma-terialov XMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; pod red. A.M. Esetovoj. 2018. S. 150-153.

14. Sagidov, YU. N. Podhod k razrabotke strategii razvitiya regiona s ekonomikoj periferijnogo haraktera (na primere Respubliki Dagestan) // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 3. S. 11-14.

15. Sagidov, YU. N. Neekonomicheskie usloviya social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (na primere Respubliki Dagestan) // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 11 (97). S. 196-203.

16. Ninalalova, L. G., Arslanova, H. D., Gadzhieva, A. G. Analiz sovremennoj investicionnoj politiki v re-gionah SKFO // Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora : materially Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii ; otv. redaktor YA.YU. Radyukova. 2015. S. 17-26.

17. SHahtamanova, L. G., Arslanova, H. D., Aliev, M. A. Instituty razvitiya kak instrument regional'noj politiki //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2018. № 9 (95). S. 111-117.

18. Armstrong, H., Taylor, J. Regional economics and policy / Harvester Wheatsheaf. - London, 1993.

19. Landeta, J. Current validity of the Delphi method in social sciences // Technological Forecasting and Social Change. 2006. Vol. 73. No. 5. P. 467-482.

20. Mendoza, E., Quadrini, V., Rws-Rull, J.-V. Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances // Journal of Political Economy. 2009. Vol. 117. No. 3. P. 371-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.