Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ'

ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / КРАУД-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович, Максимова Светлана Юрьевна

Целью исследования является попытка рассмотреть инвестиционнофинансовую устойчивость региона на основе анализа финансово-инвестиционной сферы с точки зрения ее цифровизации, а также формирование комплекса мер по повышению финансово-инвестиционной устойчивости на основе развития инновационных крауд-технологий. Методология исследования основана на общих и специальных методах научного познания: методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и т. п. Результаты. В ходе исследования установлены основные негативные факторы и барьеры, с которыми сталкиваются регионы в своем инвестиционном развитии при реализации программ цифровизации. Выявлена необходимость приведения регионального «финансово-инвестиционного» правового поля в соответствие с федеральным законодательством, иначе регионам не избежать отставания в развитии механизмов, стабилизирующих инвестиционную деятельность. Обоснована необходимость развития крауд-инвестирования как механизма, способного преодолеть негативные тенденции в инвестиционной сфере, задать вектор создания благоприятного инвестиционного климата, а также сформировать собственный финансово-инвестиционный потенциал региона. Область применения. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Финансово-инвестиционная устойчивость региона должна базироваться на гармоничном сочетании развития традиционных и экспериментально-цифровых механизмов совершенствования инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович, Максимова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT AND FINANCIAL STABILITY OF THE REGION: PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF DIGITAL CROWDFUNDING

The purpose of the study is to try to consider the investment and financial stability of the region based on the analysis of the financial and investment sphere from the point of view of its digitalization, as well as the formation of a set of measures to improve financial and investment stability based on the development of innovative crowd technologies. The research meth odology is based on general and special methods of scientific knowledge: methods of empirical research (observation, comparison, data collection and study), current and prospective analysis, etc. The study identifies the main negative factors and barriers that regions face in their investment development when implementing digitalization programs. The necessity of bringing the regional "financial and investment" legal field in line with the federal legislation is revealed, otherwise the regions will not be able to avoid lagging behind in the development of mechanisms that stabilize investment activity. The article substantiates the need to develop crowd investment as a mechanism that can overcome negative trends in the investment sphere, set the vector for creating a favorable investment climate, as well as form the region's own financial and investment potential. Scope of application. The results of the study can be applied in the course of the formation and implementation of both the regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Conclusions. The financial and investment stability of the region should be based on a harmonious combination of the development of traditional and experimental digital mechanisms for improving investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ»

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДО-

ВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: аrs_dgu @mail .ru

МАКСИМОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет»,

e-mail: is19191@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -4-97-104 ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО КРАУД-ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация. Целью исследования является попытка рассмотреть инвестиционно -финансовую устойчивость региона на основе анализа финансово-инвестиционной сферы с точки зрения ее цифровизации, а также формирование комплекса мер по повышению финансово-инвестиционной устойчивости на основе развития инновационных крауд -технологий. Методология исследования основана на общих и специальных методах научного познания: методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и т. п. Результаты. В ходе исследования установлены основные негативные факторы и барьеры, с которыми сталкиваются регионы в своем инвестиционном развитии при реализации программ цифровиза-ции. Выявлена необходимость приведения регионального «финансово-инвестиционного» правового поля в соответствие с федеральным законодательством, иначе регионам не избежать отставания в развитии механизмов, стабилизирующих инвестиционную деятельность. Обоснована необходимость развития крауд-инвестирования как механизма, способного преодолеть негативные тенденции в инвестиционной сфере, задать вектор создания благоприятного инвестиционного климата, а также сформировать собственный финансово-инвестиционный потенциал региона. Область применения. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Выводы. Финансово-инвестиционная устойчивость региона должна базироваться на гармоничном сочетании развития традиционных и экспериментально-цифровых механизмов совершенствования инвестиционной привлекательности. Ключевые слова: регион, цифровизация, финансы, инвестиции, крауд-технологии.

ARSLANOVSHAMIL DJA VADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu @mail .ru

MAXIMOVA SVETLANA YURIEVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor, Dagestan State Agrarian University, e-mail: is19191@mail.ru

INVESTMENT AND FINANCIAL STABILITY OF THE REGION: PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION OF DIGITAL CROWDFUNDING

Abstract. The purpose of the study is to try to consider the investment and financial stability of the region based on the analysis of the financial and investment sphere from the point of view of its digitalization, as well as the formation of a set of measures to improve financial and invest-

ment stability based on the development of innovative crowd technologies. The research methodology is based on general and special methods of scientific knowledge: methods of empirical research (observation, comparison, data collection and study), current and prospective analysis, etc. The study identifies the main negative factors and barriers that regions face in their investment development when implementing digitalization programs. The necessity of bringing the regional "financial and investment" legal field in line with the federal legislation is revealed, otherwise the regions will not be able to avoid lagging behind in the development of mechanisms that stabilize investment activity. The article substantiates the need to develop crowd investment as a mechanism that can overcome negative trends in the investment sphere, set the vector for creating a favorable investment climate, as well as form the region's own financial and investment potential. Scope of application. The results of the study can be applied in the course of the formation and implementation of both the regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Conclusions. The financial and investment stability of the region should be based on a harmonious combination of the development of traditional and experimental digital mechanisms for improving investment attractiveness.

Введение. В современных условиях, с учетом негативного влияния пандемии на региональную экономику, возрастает роль государства в налаживании инвестиционных процессов, поскольку оживление инвестиционной деятельности - одно из основных условий выхода из экономической нестабильности и создания предпосылок для социально-экономического развития.

Инвестиционное развитие региона напрямую связано с формированием и развитием государственной инвестиционной политики, которая призвана формировать механизмы и рычаги административно-правового воздействия на инвестиционный климат посредством введения новых и усиления действующих механизмов управления, а также совершенствования актов нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности.

Методы исследования. Сегодня важнейшим направлением работы государственной власти региона в инвестиционной сфере является «содействие росту уровня жизни населения, обеспечение занятости населения и развития самозанятости, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, увеличение налоговых поступлений от субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности».

В Республике Дагестан - это комплексное и многогранное направление деятельности государственной власти практически всегда носит усеченный характер. Так, к примеру, развивая инвестиционную привлекательность (2013-2016 гг.), руководство республики, ратуя об обеспечении занятости населения, забывало о качестве жизни населения и налоговых поступлениях от субъектов инвестиционно-предпринимательской деятельности.

Позже (2017-2020 гг.), ужесточая налоговую дисциплину и поощряя самозанятость населения во благо улучшения качества и безопасности жизни населения, республиканская власть свела практически на нет всю инновационно-инвестиционную деятельность в регионе.

Подобные перекосы в инвестиционной политике республики на наш взгляд возможны только при отсутствии детально проработанного нормативно-правового регулирования всех правоотношений, возникающих при реализации инвестиционных и инвестиционно-значимых социально-экономических процессов.

Многолетнее отсутствие как целенаправленного стратегически выверенного комплексного социально-экономического развития, так и инновационно-инвестиционного развития республики в совокупности со слабой правовой регламентацией региональных правил инвестиционной деятельности и защиты интересов инвесторов неминуемо приводит к росту инвестиционных рисков и формированию неблагоприятного инвестиционного имиджа.

Инвестиционные риски РД, а также республик, входящих в СКФО, по данным рейтингового агентства «РА Аналитика» за период 2018-2019 гг. представлены нами в табл. 1 [1].

В то же время уровень и качество жизни населения Республики Дагестан, согласно данным рейтингов РИА Рейтинг (представлено в табл. 2) [2], показывая прямо пропорциональную зависимость с низкой инвестиционной регионально активностью, находятся в столь же удруча-

Таблица 1

Ранг риска Регион Ранги составляющих инвестиционного риска в 2019 г. Изменение ранга риска, 2019 г. к 2018 г.

2019 2018 Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий

84 83 РД 80 28 82 85 20 81 -1

83 84 РИ 84 60 83 44 29 84 1

81 79 КБР 81 71 80 84 21 80 -2

78 75 КЧР 83 8 81 80 5 77 -3

80 80 РСОА 77 81 78 82 48 76 0

82 82 ЧР 78 49 85 74 19 85 0

"источник: состав) ено автором на основе данных «ра Аналитика».

Таблица 2

Регион Социально экономическое положение Качество жизни населения Доходы населения Уровень благосостояния семей Уровень безработицы Вовлеченность населения в малый бизнес Численность среднего класса Закредито-ванность населения Доступность приобретения жилья

РД 57 64 46 78 83 82 83 4 83

РИ 82 79 82 79 85 85 85 1 72

КБР 77 75 75 85 78 79 82 11 77

КЧР 81 84 81 81 79 80 81 50 80

РСО-А 78 76 53 69 84 77 77 60 76

ЧР 68 71 74 84 82 83 84 5 82

СК *Источ 30 ик: состав 23 лено авторо 71 м на основе 52 данных РИа 42 Рейтинг. 74 59 44 22

Достаточно неблагоприятные социально-экономические и инвестиционные условия, с которыми столкнулась нынешняя региональная власть, усугубляются различного рода природно -климатическими катаклизмами, которые помимо всего прочего вскрывают назревшие экологические проблемы региона, напрямую связанные с качеством жизнеобеспечения населения республики.

В столь неблагоприятных условиях развития республики задача создания благоприятного инвестиционного климата региона не просто остается вопросом стратегической важности, а приобретает характер жизнеобеспечивающей всей социально-экономической системы.

Очень важно, чтобы понимание перспективного направления социально-экономического развития республики, основанного на внедрении и развитии инноваций и цифровых технологий, не подменилось банальной «работой над ошибками».

Соответственно, в Республике Дагестан необходимо выстроить настолько уникальную инвестиционную политику, чтобы можно было сочетать прорывное инновационное развитие с колоссальной «работой над ошибками».

Современная государственная инвестиционная политика региона призвана формировать механизмы и рычаги административно-правового воздействия на инвестиционный климат посредством введения новых и усиления действующих механизмов управления, а также совершенствования актов нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности в целях развития института защиты прав инвестора и оптимизации инвестиционных процессов.

Соответственно, базовыми рычагами государственной власти в деле построения благоприятного инвестиционного климата выступают;

1) управление инвестиционной деятельностью;

2) совершенствование нормативно-правовой деятельности в инвестиционной сфере.

Уполномоченным органом по управлению инвестиционной деятельностью в Республике Дагестан является «Агентство по предпринимательству и инвестициям РД (далее - Агентство)

[3].

Уполномоченными органами формирования и развития инвестиционно-значимого законодательства выступают профильные министерства и ведомства, обладающие правом законодательной инициативы и Народное собрание РД [4, 5].

Оценить деятельность Агентства можно на основе отчетов Счетной палаты РД. Анализ фактов, выявленных в ходе проверки деятельности Агентства Счетной палатой РД [6], а также факт ненадлежащего исполнения РИП позволяет нам сделать вывод о том, что результаты деятельности Агентства по развитию инвестиционной привлекательности РД за период 2018-19 гг. далеки от «удовлетворительных», а работа Агентства требует своей корректировки и совершенствования по следующим направлениям:

- повышение качества работы;

- формирование механизмов развития безопасного инвестирования;

- формирование и стабилизация рынка инвестиционных ресурсов;

- формирование и ведение актуального реестра реализуемых инвестиционных проектов.

В то же время достаточно сложно наладить работу Агентства в условиях практически полного доминирования бюджетного инвестирования над частным. Как следствие, в республике успешно реализуются только инфраструктурные проекты, основанные на бюджетном финансировании.

Подобная ситуация лишь на первый взгляд - это следствие только некачественной работы органов государственного управления инвестиционной сферой.

При детальном рассмотрении становится ясным, что действующее региональное инвестиционное законодательство не отвечает современным реалиям осуществления инвестиционной деятельности.

К примеру, проведенный нами анализ пяти основных «инвестиционных» законов РД показал, что инвестиционное законодательство характеризуется своей противоречивостью и формальным характером. Чаще всего инвестиционные законы «простаивают» в связи с фактическим отсутствием определенного вида инвестиционных правоотношений из-за несоответствия правовым реалиям осуществления инвестиционной деятельности.

На наш взгляд, необходимо принятие безотлагательных мер направленных на:

- детализацию инвестиционных законов;

- уточнение субъектного состава инвесторов по отраслям деятельности;

- расширение жесткой регламентации законодательно закрепленных мер господдержки инвесторов:

- развитие законодательного регулирования страхования инвестиционной деятельности.

Безусловно, всё нами предложенное должно учитывать современный тренд перехода нашей

страны на цифровые рельсы, который был обозначен принятием Национальной программы «Цифровая экономика России».

Принятие и развитие Национальной программы «Цифровая экономика России» вносит достаточно существенные изменения в регулирование и реализацию инвестиционной деятельности в регионах и, как следствие, формирует новое направление развития инвестиционной сферы - цифровизацию.

Соответственно, одним из ключевых аспектов развития процесса цифровизации в инвестиционной сфере регионов становится создание инновационных цифровых продуктов. Согласно программе «Цифровая экономика», процесс развития цифровизации предполагает государственное инвестирование в пределах 57%, а обьем частных инвестиций в пределах 43% [7].

Каждый из этих источников финансирования определяет различные направления развития цифровизации, которые в силу разнонаправленности интересов не могут совпадать между собой [8, 9].

Так или иначе, процесс цифровизации также зависит от готовности и возможности принятия обществом новых цифровых решений. Анализу этой проблемы посвящено исследование Аналитического центра при Правительстве РФ «Регулирование цифровых платформ - обеспечение

Региональные проблемы преобразования экономики, № 4, 2021 конкуренции при сохранении стимулов для развития», согласно которому индекс цифровой

№ Город Транспорт Финансы Торговля Здравоохранение Образование СМИ Администрация Итого

1 Екатеринбург 0,89 0,34 0,81 1,00 0,47 0,39 0,60 0,64

2 Краснодар 0,70 0,41 0,77 1,00 0,28 0,68 0,56 0,64

3 Белгород 0,47 0,31 0,62 0,80 0,54 0,33 0,83 0,56

4 Москва 0,70 0,26 0,73 0,60 0,39 0,44 0,54 0,55

-- ---------------

79 Махачкала 0,01 0,10 0,08 0,55 0,03 0,18 0,74 0,24

80 Нальчик 0,04 0,03 0,32 0,58 0,08 0,11 0,45 0,23

81 Владикавказ 0,03 0,20 0,36 0,56 0,05 0,17 0,13 0,21

82 Грозный 0,01 0,22 0,05 0,51 0,04 0,12 0,50 0,20

83 Магас + Назрань* 0,25 0,15 0,01 0,50 0,00 0,01 0,00 0,13

По нашему мнению, отставание как Республики Дагестан, так и других республик СКФО может объясняться существующими проблемами с развитием информационной инфраструктуры, что подтверждается данными Минцифры РФ [11], в частности: число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет составляет в Республике Ингушетия -1,51 на 100 человек, в Республике Дагестан - 3,18 и в Чеченской Республике - 4,78.

Существующие проблемы и барьеры цифровизации экономики регионов одинаково актуальны для бизнеса, региональных органов государственной власти и для населения, а, значит, перспектива их успешного преодоления является стратегической задачей создания благоприятного инвестиционного климата региона. Что приводит нас к выводу о необходимости комплексного совершенствования государственно-правовых механизмов развития и регулирования цифровизации инвестиционной деятельности как фактора формирования благоприятного инвестиционного климата.

Однако нельзя говорить полноценных мерах по созданию благоприятного инвестиционного климата региона, в случае если остаётся непроработанным вопрос о защите инвестиций [12,13,14].

Проблема защиты инвестиций в форме капитальных вложений была обозначена принятием и вступлением в силу Федерального закон от 1 апреля 2020г. № 69-ФЗ о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации [15].

Здесь очень важно оговориться, что под «защитой» закона находятся инвестиции только в виде капитальных вложений, к которым нельзя отнести вложения в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в сферах, строго оговоренных законом. Такого рода оговорки исключают львиную долю инновационно-цифровых инвестиционных проектов из-под действия закона.

Все прочие инвестиционные проекты могут рассчитывать на заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) между публично-правовой и частной сторонами, которое позволит избежать применения актов, ухудшающих реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка). Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация - за федеральные, субъекты РФ - за региональные, муниципалитеты - за местные.

Что, опять-таки, актуализирует проблему приведения регионального нормативно-правового поля в соответствие с федеральным законодательством, иначе регионам не избежать отставания в развитии механизмов, стабилизирующих инвестиционную деятельность.

На сегодняшний день, возвращаясь к Республике Дагестан, мы имеем:

- слабо организованную деятельность РОИВ в налаживании инвестиционной сферы;

- низкий уровень НПА, регулирующих инвестиционные процессы;

- отсутствие взаимосвязи деятельности РОИВ и инвестиционного законодательства с реа-

лиями инновационных форм развития инвестиционной сферы.

При этом осознается необходимость:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создания базовых условий для развития инвестиционной деятельности;

- формирования механизмов защиты инвестиций;

- развития цифровизации инвестиционной сферы;

- поощрения развития экспериментально-инновационно-цифровых форм реализации инвестиционной деятельности;

- законодательно закрепленного расширения состава субьектов инвестиционной деятельности в целях соответствия инвестиционной реальности.

Объединяющим элементом, способным преодолеть негативные тенденции, задать вектор создания благоприятного инвестиционного климата, а также сформировать собственный финансово-инвестиционный потенциал региона, на сегодняшний день является механизм крауд-инвестирования [16,17,18,19,20].

Крауд-инвестиции на сегодняшний день для экономик регионов - это экпериментально-инновационный механизм привлечения финансово-инвестиционных ресурсов, имеющий в своей основе полностью цифровой продукт.

Государственно-правовая поддержка развития крауд-инвестиций в Республике Дагестан, по нашему мнению, позволит изменить сложившийся негативный инвестиционный имидж, развить процесс цифровизации в финансово-инвестиционной сфере, поддержать социально-значимые инвестиционные проекты и вовлечь общество в инвестиционный процесс, что станет дополнительным толчком в общем социально-экономическом развитии региона.

Развитие крауд-инвестирования на территории РД имеет свои перспективы только при условии его поддержки со стороны государства, поскольку отсутствие закрепленного на государственном уровне правового регулирования процесса создания и развития цифровизации, а также обновления всего инвестиционного законодательства по субъектному составу станет препятствием в развитии инвестиционной сферы.

Результаты. Поэтому действенное государственно-правовое регулирование инвестиционной сферы должно базироваться на едином понимании процесса инвестирования, что предполагает развитие инвестиционного законодательства по пути «сведения к единому документу» либо по пути «конкретизации инвестиционных норм» в различных НПА во всех сферах инвестиционной деятельности.

Конкретизация инвестиционного законодательства, на наш взгляд должна начинаться, в первую очередь, с конкретизации субъектного состава. Именно поэтому необходимо законодательно закрепить статус финансовых посредников как полноправных субъектов инвестиционной деятельности.

Подобная необходимость возникла давно, но приобрела «горящий» характер сегодня, поскольку до сегодняшнего все обходилось простой подменой терминологии.

Так, к примеру, в строительстве, наиболее развитом в РД, финансовые посредники (девелоперы) выступают в роли организатора инвестиционного проекта, который привлекает финансы, организует и реализует проект и, соответственно, несет все риски. Но при этом он не имеет возможности получить государственную поддержку, потому что закон не причисляет его к инвесторам, однако, согласно градостроительному кодексу, он застройщик. Хотя основная задача девелопера привлекать финансово-инвестиционные средства под реализацию инвестиционного проекта.

Рассмотренные нами законодательные основы развития цифровизации в инвестиционной сфере (крауд-инвестинг) предполагают наличие цифрового финансового посредника, что дает нам возможность говорить о необходимости включения финансовых посредников в субъектный состав инвесторов.

А появление термина «финансовый посредник» при реализации инвестиционного проекта требует приведения к согласованности законы, регулирующие инвестиционную деятельность.

Другой проблемой является отсутствие у РД регионального закона, регулирующего оборот ценных бумаг и определяющего правоотношения в сфере участия инвесторов в проекте на основе перераспределения долей в нем. Подобный крауд-механизм жизненно необходим для вновь создаваемых инвестиционных цифровых продуктов, поскольку им крайне сложно при-

влекать финансовые средства на развитие традиционными способами.

Однако из-за схожести предложения доли компании с продажей акций этот механизм становится невозможным, поэтому необходимо правовое разграничение продажи ценных бумаг и крауд-инвестинга в форме предложения доли компании.

Опять же развитие крауд-инвестирования в республике напрямую зависит от финансовой и цифровой грамотности населения, рост которой является и необходимым условием активизации инвестиционной активности населения. Такая двусторонняя связь позволяет развивать крауд-инвестиционные проекты, несущие образовательную и социальную направленность среди населения республики, что, в свою очередь, приведет в росту инвестиционной активности населения.

РД, как и некоторые соседние республики, имеет еще один немаловажный аспект, который необходимо учитывать при организации финансово-инвестиционных ресурсов - это возможность финансирования террористических проявлений.

Поэтому процессы правового регулирования цифровизации финансово-инвестиционной сферы региона должны учитывать механизмы, исключающие возможность финансирования на их основе различных радикальных террористических течений.

Литература

1. Инвестиционный риск российских регионов в 2019 г. // Рейтинговое агентство «Аналитика» [Электронный ресурс]. - URL : https://raex-a.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

2. Регионы России // Рейтинговое агентство РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. - URL https:// riarating.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

3. Агентство по предпринимательству и инвестициям РД [Электронный ресурс]. - URL : http:// mspinvestrd.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

4. Правительство РД [Электронный ресурс]. - URL : http://www.e-dag.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

5. Народное Собрание РД [Электронный ресурс]. - URL : http:// http://nsrd.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.)

6. Годовые отчеты. Бюллетень Счетной палаты РД №1 (86) 2020 г. // Счетная палата РД [Электронный ресурс]. - URL : http://www.spdag.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

7. Цифровая экономика РФ //Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

8. Арсланов, Ш. Д. Проблемы и пути совершенствования системы государственно-правового регулирования инвестиционной сферы региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 10 (120). С. 74-80.

9. Ниналалова, Л. Г., Арсланова, X Д., Гаджиева, А. Г. Анализ современной инвестиционной политики в регионах СКФО // Материалы Международной научно-практической заочной конференции «Актуальные проблемы развития финансового сектора» ; отв. ред. Я.Ю. Радюкова. 2015. С. 17-26.

10. Регулирование цифровых платформ - обеспечение конкуренции при сохранении стимулов для развития [Электронный ресурс]. - URL : https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/konkurencia/ Konk_december_2020.pdf (дата обращения 12.03.2021 г.).

11. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

12. Сагидов, А. К. Современное состояние и проблемы развития инновационной сферы Республики Дагестан // Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции ; под ред. Ш. Т. Исмаиловой. 2018. С. 69-70.

13. Drucker, J., Feser, E. Regional industrial structure and agglomeration economies : An analysis of productivity in three manufacturing industries // Regional Science and Urban Economics. 2012. Vol. 42. Issues 1-2. P. 1-14.

14. Iwasaki, I., Suganuma, K. Regional Distribution of Foreign Direct Investment in Russia // Post-Communist Economies. 2005. Vol. 17. P. 153-172.

15. Консультант плюс. Федеральный закон от 1 апреля 2020г. № 69-ФЗ о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/ (дата обращения 21.03.2021 г.).

16. Scott, A. J.. Economic geography : the great half-century // Cambridge Journal of Economics. 2000. Vol. 24. P. 483-504.

17. Ryan, Ph. Distinguishing Digital Economies from Non-digital Economies // Trust and Distrust in Digital Economies. - 1st ed. - New York: Routledge. 2019. P. 151-164. DOI: 10.4324/9781351104845-4.

18. Sturgeon, T. J. Upgrading Strategies for the Digital Economy // Global Strategy Journal. 2019. Vol. 3-4. Special Issue Article. DOI: 10.1002/gsj.1364.

19. Nagy, S. Digital economy and society. A cross country comparison of Hungary and Ukraine. 2017

[Электронный ресурс]. - URL : https://www.researchgate.net/publication/322665761 (дата обращения 21.03.2021 г.).

20. Развитие альтернативных механизмов инвестирования : прямые инвестиции и краудфандинг [Электронный ресурс]. - URL : https://www.cbr.ru/Content/Document/File/112055/ Consultation_Paper_200811.pdf (дата обращения 12.03.2021 г.).

References:

1. Investicionnyj risk rossijskih regionov v 2019 g. //Rejtingovoe agentstvo «Analitika» [Elektronnyj resurs]. -URL : https://raex-a.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

2. Regiony Rossii // Rejtingovoe agentstvo RIA Rejting [Elektronnyj resurs]. - URL https://riarating.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

3. Agentstvo po predprinimatel'stvu i investiciyam RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://mspinvestrd.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

4. Pravitel'stvo RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.e-dag.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

5. Narodnoe Sobranie RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://http://nsrd.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021

g.)

6. Godovye otchety. Byulleten' Schetnoj palaty RD №1 (86) 2020 g. // Schetnaya palata RD [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.spdag.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

7. Cifrovaya ekonomika RF // Ministerstvo cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : http: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

8. Arslanov, SH. D. Problemy i puti sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvenno-pravovogo regulirovaniya investicionnoj sfery regiona //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2020. № 10 (120). S. 74-80.

9. Ninalalova, L. G., Arslanova, H. D., Gadzhieva, A. G. Analiz sovremennoj investicionnoj politiki v regionah SKFO //Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferencii «Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora» ; otv. red. YA.YU. Radyukova. 2015. S. 17-26.

10. Regulirovanie cifrovyh platform - obespechenie konkurencii pri sohranenii stimulov dlya razvitiya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/konkurencia/Konk_december_2020.pdf (data obrashcheniya 12.03.2021 g.).

11. Ministerstvo cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : http: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/(data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

12. Sagidov, A. K. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya innovacionnoj sfery Respubliki Dagestan // Teoreticheskie osnovy optimizacii upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami v sovremennyh uslovi-yah : materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; pod red. SH.T. Ismailovoj. 2018. S. 6970.

13. Drucker, J., Feser, E. Regional industrial structure and agglomeration economies : An analysis of productivity in three manufacturing industries // Regional Science and Urban Economics. 2012. Vol. 42. Issues 1-2. P. 1-14.

14. Iwasaki, I., Suganuma, K. Regional Distribution of Foreign Direct Investment in Russia // Post-Communist Economies. 2005. Vol. 17. P. 153-172.

15. Konsul'tant plyus. Federal'nyj zakon ot 1 aprelya 2020g. № 69-FZ o zashchite i pooshchrenii kapital-ovlozhenij v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

16. Scott, A. J.. Economic geography : the great half-century // Cambridge Journal of Economics. 2000. Vol. 24. P. 483-504.

17. Ryan, Ph. Distinguishing Digital Economies from Non-digital Economies // Trust and Distrust in Digital Economies. - 1st ed. - New York: Routledge. 2019. P. 151-164. DOI: 10.4324/9781351104845-4.

18. Sturgeon, T. J. Upgrading Strategies for the Digital Economy // Global Strategy Journal. 2019. Vol. 3-4. Special Issue Article. DOI: 10.1002/gsj.1364.

19. Nagy, S. Digital economy and society. A cross country comparison of Hungary and Ukraine. 2017 [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.researchgate.net/publication/322665761 (data obrashcheniya 21.03.2021 g.).

20. Razvitie al'ternativnyh mekhanizmov investirovaniya : pryamye investicii i kraudfanding [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.cbr.ru/Content/Document/File/112055/Consultation_Paper_200811.pdf (data obrashcheniya 12.03.2021 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.