Научная статья на тему 'Современная характеристика и тенденции российской коррупционной преступности и основные направления борьбы с ней'

Современная характеристика и тенденции российской коррупционной преступности и основные направления борьбы с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2965
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупционная преступность / виды коррупционных преступлений / противодействие коррупции / коррупциогенные факторы / corruption-related crimes / types of corruptogenic crimes / corrupto-genic factors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репецкая Анна Леонидовна

Дается характеристика состояния и структуры коррупционной преступности, анализируются основные тенденции ее развития в последние несколько лет. Указывается на некоторые причины возникновения коррупции, в частности на деформации общественного правосознания и особенности национальной психологии. Приводятся основные, как представляется автору, направления противодействия коррупционным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the condition and the structure of corruption-related crimes and analyzes the basic trends of their development in the last few years. The author points out some reasons of corruption, in particular, deformations of public legal consciousness and peculiarities of national psychology, and presents the basic directions of counteraction to corruption-related crimes.

Текст научной работы на тему «Современная характеристика и тенденции российской коррупционной преступности и основные направления борьбы с ней»

ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

УДК 343.9:343.351 А.Л. РЕПЕЦКАЯ

ББК 67.518.1 зав. кафедрой уголовного права и криминологии

Байкальского государственного университета экономики и права, доктор юридических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: kaf_ugpravo@isea.ru

СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НЕЙ

Дается характеристика состояния и структуры коррупционной преступности, анализируются основные тенденции ее развития в последние несколько лет. Указывается на некоторые причины возникновения коррупции, в частности на деформации общественного правосознания и особенности национальной психологии. Приводятся основные, как представляется автору, направления противодействия коррупционным преступлениям.

Ключевые слова: коррупционная преступность, виды коррупционных преступлений, противодействие коррупции, коррупциогенные факторы.

A.L. REPETSKAYA

Chair of Criminal Law and Criminology, Baikal State University of Economics and Law, Doctor of Law, Professor, Irkutsk e-mail: kaf_ugpravo@isea.ru

MODERN CHARACTERISTICS AND TRENDS OF RUSSIAN CORRUPTION-RELATED CRIMES AND BASIC DIRECTIONS OF STRUGGLE AGAINST IT

The article characterizes the condition and the structure of corruption-related crimes and analyzes the basic trends of their development in the last few years. The author points out some reasons of corruption, in particular, deformations of public legal consciousness and peculiarities of national psychology, and presents the basic directions of counteraction to corruption-related crimes.

Keywords: corruption-related crimes, types of corruptogenic crimes, corrupto-genic factors.

Коррупция, будучи сложным социальным явлением, обладает повышенным «иммунитетом» к традиционным методам противодействия. Сложность данного социального феномена заключается в том, что состоит он не только из преступлений, регламентированных уголовным законом и федеральным законом «О противодействии коррупции», но и из иных правонарушений, а также различных видов некриминализированных коррупционных технологий, таких, например, как ис-

пользование подставных лиц, родственников в коммерческих структурах, манипулирование информацией с целью извлечения личной или корпоративной выгоды, лоббирование интересов корпоративных групп и др.

В этой связи всю сферу коррупционных проявлений можно разделить на коррупционную преступность и иные деяния, имеющие коррупционный характер. Подобное разделение необходимо для того, чтобы уяснить, что коррупция является более широким по-

нятием, чем коррупционная преступность. Последняя между тем составляет ядро коррупции и позволяет отслеживать основные тенденции ее качественных и количественных изменений.

Коррупционная преступность также не однородна по своему составу. В соответствии с международными конвенциями, регламентирующими противодействие коррупции, к коррупционным преступлениям могут быть отнесены 67 составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Основным коррупционным преступлением является получение взятки, еще 54 состава образуют ядро коррупционной преступности и 12 составляют преступления, находящиеся на ее периферии. Между тем структура данного вида преступности может быть представлена исходя не только из видов коррупционных преступлений, но и из должностного положения лиц, совершающих такие преступления. Использование второго критерия позволяет выделить коррупционные преступления должностных лиц высшего и среднего уровней, представляющих в основном деловую коррупцию, и низовые коррупционные преступления, совершаемые на бытовом уровне, а также с участием представителей малого бизнеса. По оценкам экспертов, за период 2005-2008 гг. коррупционная преступность высшего уровня составила 10% в общей структуре коррупционной преступности, среднего уровня — 30% и низовая — 60%. Однако структура ущерба от совершения коррупционных преступлений различных уровней имеет совершенно иной характер: верхушечная коррупционная преступность (высший и средний уровни) причиняет 80% ущерба, связанного с должностными злоупотреблениями, тогда как ущерб от низовой коррупции не превышает 20%.

По официальным данным, емкость коррупционного рынка в стране достигла 240 млрд дол. США [3]. Если исходить из приведенной оценки, то получается, что на взятки чиновникам российский бизнес ежегодно тратит почти 1,4 российского бюджета, или около трети ВВП. Близки к этим параметрам и оценки независимого российского исследовательского фонда «ИНДЕМ», согласно которым объем коррупционного рынка России за период с 2001 по 2005 г. увеличился с 33,5 до 316,0 млрд дол. США.

Емкость рынка деловой коррупции (высшего и среднего уровней) по отношению к доходам федерального бюджета составила соответственно 0,66 и 2,66. Средний размер взятки, получаемой чиновниками от представителей бизнеса, возрос с 10,2 до 135,8 тыс. дол. США. Размеры взяток в низовой коррупции варьируют от 500 р. до 50 тыс. евро, хотя средний размер таких взяток не превышает 3 тыс. р. По оценкам фонда «ИНДЕМ», годовой объем рынка бытовой (низовой) коррупции в 2005 г. превысил 3 млрд дол. США [2].

Между тем следует заметить, что характеристика российской коррупционной преступности должна опираться не столько на изучение количества зарегистрированных преступных деяний, сколько на анализ их ла-тентности. Широко известно, что чем выше уровень должностных лиц, участвующих в совершении коррупционных преступлений, тем ниже выявляемость последних. Так, согласно современным исследованиям латентности коррупционной преступности, основной массив выявляемых коррупционных деяний относится к низовой коррупции — 7% фактически совершенных преступлений. Коррупционных преступлений среднего уровня регистрируется 3%. Максимально латентными остаются коррупционные преступления высшего уровня, которых выявляется не более 0,3%1.

В этой связи даже некоторое снижение количества регистрируемых коррупционных преступлений компенсируется ростом латентной их части, в результате чего фактическая коррупционная преступность продолжает расти. Так, анализ динамики состояния коррупционной преступности за последние годы свидетельствует о том, что доля зарегистрированной коррупционной преступности в 2007 г., например, незначительно снижалась, тогда как фактическая преступность возрастала. Уровень фактической преступности определялся в пределах от 1 858,5 тыс. преступлений в 2006 г. до 2 033,3 — в 2008 г., а уровень зарегистрированной коррупционной преступности не превышал за все эти годы

1 Исследования проведены НИИ укрепления законности и правопорядка Академии Генеральной прокуратуры РФ под руководством профессора С.М. Иншакова.

143,7 тыс. преступлений. Иными словами, уровень фактической коррупционной преступности в целом по России в 2008 г., по самым умеренным оценкам, составлял более 2 млн преступлений.

Общий коэффициент латентности коррупционной преступности в 2008 г. равнялся 13,5. Наиболее высоколатентными коррупционными преступлениями были: получение взятки (ст. 290 УК РФ) с коэффициентом латентности 75; дача взятки (ст. 291 УК РФ) — 65; принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ) — 170; незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ) — 300.

В целом структура коррупционной преступности по видам преступлений в 2008 г. характеризовалась следующим образом: получение взятки — 26,4%, блок основных коррупционных составов — 68,0%, периферийные составы — 5,6%. Структура зарегистрированной коррупционной преступности в этом же году имела несколько иное соотношение названных преступлений: зарегистрированных взяток было только 5% (7 131 преступление), тогда как основных коррупционных составов — более 90% (13 125 преступлений). С небольшими вариационными изменениями такая структура коррупционной преступности сохранялась в исследуемый период.

При этом стоит отметить, что одной из тенденций коррупционных процессов, по мнению экспертов, является изменение структуры коррупционной преступности, представленной исходя из должностного положения лиц. Так, за прошедшее десятилетие доля преступлений высшего и среднего уровней уменьшилась (с 60 до 40%), а низовая коррупционная преступность выросла (с 40 до 60%). Наиболее коррупциоген-ными сферами в рамках низовой коррупции остаются сферы безопасности дорожного движения, здравоохранения и образования.

Еще одной заметной тенденцией развития коррупции является увеличение доли коррупционных преступлений, совершенных лицами, входящими в организованные преступные группы, при активном формировании коррупционных сетей. Коррупционные преступления высшего уровня, по оценкам экспертов, чаще всего совершаются преимущественно в составе коррупцион-

ной сети. Коррупционные сети могут быть структурированы горизонтально, вертикально или быть комбинированными. Вертикальные сети распространены широко, так как они представляют собой наиболее простую форму коррупционных сетей. Они обнаруживаются в случаях, когда руководитель получает от нижестоящего коррупционера часть доходов и обеспечивает ему за это свое покровительство. Горизонтальные сети более сложны и образуются тогда, когда для осуществления коррупционной деятельности необходимо взаимодействие различных специалистов. Горизонтальные сети могут возникать на ведомственном уровне или носить межведомственный характер. Сети, носящие межведомственный характер, являются, как правило, комбинированными, так как имеют и вертикальные связи (внутри одного ведомства), и горизонтальные (между различными ведомствами). Они наиболее опасны, поскольку обеспечивают многоуровневую коррупционную деятельность, осуществляемую в соучастии представителями различных ведомств, правоохранительных органов, финансово-промышленных групп.

Таким образом, криминологический анализ коррупционной преступности свидетельствует о том, что, несмотря на предпринимаемые государством усилия, коррупционные преступления продолжают оставаться широко распространенными, при этом, с одной стороны, в коррупцию все больше вовлекаются низовые структуры, а с другой — верхушечная коррупция защищает сферу своих интересов путем повышения уровня организованности коррупционных сетей, имеющих и вертикальный, и горизонтальный характер построения.

Бороться с коррупцией чрезвычайно трудно, но необходимо, так как коррупция, проникая во все сферы жизни общества и государства, постепенно разрушает системы сложившихся взаимосвязей и взаимоотношений, определяющих нормальное их функционирование, ведет к глубоким деформациям общественного сознания, что, в свою очередь, детерминирует развитие преступности в целом. Однако с коррупцией невозможно справиться лишь посредством проведения единовременных «кампаний». Для достижения даже незначительных успехов в проти-

водействии коррупции должна быть принята комплексная программа, хорошо финансируемая и рассчитанная на длительный период времени. Замечательно, что выражена политическая воля, которая была так необходима для противодействия данному явлению, но, к сожалению, этого недостаточно для государства, имеющего такой высокий уровень коррупции, в том числе и в высшем звене государственной власти.

Кроме того, сложность борьбы с коррупцией в России связана еще и с многонациональной структурой ее общества, с концентрацией некоторых национальных сообществ на отдельных территориях. Социальное управление у многих российских народов до сих пор основывается на родоплеменных отношениях. И истоки коррупции при этом лежат даже не в индивидуальной корыстной мотивации, а в установке на корпоративное преимущество определенного землячества или, в более широком смысле, говоря современным языком, корпоративной группы определенной национальности.

Все перечисленное свидетельствует о том, что изданием законов на федеральном уровне, без учета региональной и национальной специфики, проблему коррупции не решить, что она намного сложнее и многограннее, чем это представляется. Для повышения эффективности противодействия коррупционной преступности субъекты противодействия (кадры для которых следует тщательно подбирать) должны осуществлять согласованные действия по следующим основным направлениям:

1. Прежде всего нужно проводить работу по регламентации противодействия коррупционным преступлениям. Современный Уголовный кодекс РФ предусматривает достаточно жесткую ответственность лиц, совершающих коррупционные преступления. Однако это служит незначительным сдерживающим фактором для коррупционеров. Существующий уровень латентности подтверждает данный факт. Куда более действенными были бы экономические меры противодействия, регламентированные другими отраслями права, в первую очередь гражданским законодательством. Если сделать экономически невыгодным коррупционное преступление, исчезнет основной стимул к его

совершению. Существенным дополнением к этому будет стремление к обеспечению неотвратимости ответственности, в первую очередь гражданско-правовой и уголовной, в частности связанной с конфискацией имущества, которой необходимо вернуть прежний статус вида уголовного наказания.

2. Даже самые совершенные и эффективные законы не будут работать, если их никто не будет исполнять. Поэтому необходимо вести серьезную работу, направленную на нивелирование деформаций правосознания, воздействуя как на общество в целом, так и на отдельные социальные группы. Особое внимание следует уделить комплексному воздействию на национальные менталитеты с целью изменения корпоративных, земляческих установок в антикоррупционную сторону. Вовлечение гражданского общества в борьбу с коррупцией в значительной мере облегчит государству решение проблем в этой сфере.

3. Успешному противодействию коррупционной преступности и коррупции в целом будет способствовать также криминологическая (антикоррупционная) экспертиза всех издаваемых нормативных правовых актов. Она позволит выявить пробелы и недостатки в законодательстве, которые детерминируют развитие коррупционных отношений. Законодательная регламентация этой деятельности в настоящее время [1] создает реальную основу для выявления коррупци-огенных факторов, нейтрализация которых обеспечивает эффективное противодействие коррупции.

4. Необходимо гарантировать прозрачность всех административных и правовых процедур и принятия решений, их жесткую регламентацию. Осуществлению этого может помочь использование возможностей компьютерных сетей для доступа граждан к контролю за этапами прохождения принимаемых в их интересах решений и оформлением документов.

5. Жесткая регламентация в подборе кадров для определенных государственных органов позволит повысить качество их работы и снизить риск коррумпирования. Жесткий контроль за доходами должностных лиц и их родственников при эффективной системе поощрения работников, соблюдающих требования, предъявляемые

государством, создаст условия для сдерживания коррумпирования.

6. Социально-экономические преобразования, сокращающие коррупционные возможности, являются одним из основных направлений противодействия коррупции. В частности, речь идет о наведении порядка в экономической сфере, сокращении доли теневой экономики, пресечении деятельности криминального рынка товаров, услуг и рабочей силы, а также совершенствовании систем образования, здравоохранения и

других сфер, наиболее подверженных коррупции.

Последовательное и целенаправленное осуществление такого комплекса взаимосвязанных мер, которые нейтрализуют факторы, детерминирующие возникновение коррупции, и сужают ее возможности, при обеспечении неотвратимости ответственности и угрозе потери всех приобретенных материальных благ представляется достаточно эффективным при противодействии коррупционной преступности.

Список использованной литературы

1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

2. Структура и динамика российской коррупции: социол. анализ. М., 2005.

3. Шаров А. Ни дать, ни взять: Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников // Российская газета. 2006. 7 нояб.

Bibliography (transliterated)

1. Ob antikorruptsionnoi ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov: feder. zakon ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2009. № 29. St. 3609.

2. Struktura i dinamika rossiiskoi korruptsii: sotsiol. analiz. M., 2005.

3. Sharov A. Ni dat', ni vzyat': genprokuratura nachala novoe nastuplenie na korrumpirovannykh chinovnikov // Rossiiskaya gazeta. 2006. 7 noyab.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.