Научная статья на тему 'Современная глобальная экономика: риск торговых войн'

Современная глобальная экономика: риск торговых войн Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ США И КИТАЕМ / СТРАТЕГИЯ ЕС В СФЕРЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Луцкая Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная глобальная экономика: риск торговых войн»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2018.04.006. Е.Е. ЛУЦКАЯ. СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: РИСК ТОРГОВЫХ ВОЙН. (Обзор).

Ключевые слова: США; тарифная политика; противоречия между США и Китаем; стратегия ЕС в сфере глобальной торговли.

Вопрос о том, насколько велика вероятность торговых войн, в настоящее время широко обсуждается экономистами-международниками. Как отмечает Б. Эйченгрин ф. Eichengreen), профессор экономики Университета Калифорнии, не существует однозначного ответа на этот вопрос (1). Даже при наличии серьезных причин повышение тарифов одной из стран не всегда провоцирует ответные действия контрагентов. Однако в любом случае имеется опасность, что события начнут выходить из-под контроля. И теперь, после инициатив президента США Д. Трампа, направленных на повышение тарифов на американский импорт (апрель 2018 г.), возникает тенденция к эскалации торгового противостояния между США и многими другими странами.

Пока еще существует надежда, считает Эйченгрин, что здравый смысл восторжествует. Американская администрация сделала ряд шагов назад. Под давлением отечественного бизнеса и иностранных правительств были произведены некоторые корректировки в сторону снижения первоначальных целевых установок. Так, от роста тарифов на сталь и алюминий были временно освобождены Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, ЕС, Мексика и Южная Корея. Определенное значение для смягчения претензий со стороны США имела также негативная реакция фондового рынка (глав-

2018.04.006

36 -

ный фактор, который «может оказать сдерживающее воздействие на президента Д. Трампа»).

Китайские власти, со своей стороны, тщательно взвешивают ответ США, не прибегая к радикальным мерам. Причин тому несколько: а) Китай имеет положительное сальдо в торговле с США и стремится его сохранить, избегая резких движений; б) имея более высокую по сравнению с США долю экспорта в ВВП, Китай в большей степени заинтересован в сохранении глобальной многосторонней торговой системы. Страна позиционирует себя в качестве «чемпиона свободной, открытой торговли» и защитника принципов ВТО. Помимо прочих преимуществ, такая позиция позволяет Китаю осуществлять свои стратегические инициативы не только в странах Юго-Восточной Азии, но и в других регионах.

Намерениям Трампа повысить тарифы на китайскую сталь и алюминий предшествовало решение администрации увеличить общую сумму пошлин на импорт из Китая на 50 млрд долл. в ответ на промышленный шпионаж и другие нарушения в области интеллектуальной собственности. Эта сумма существенно превышает планируемое увеличение всех торговых тарифов. По мнению Эй-ченгрина, в сфере интеллектуальной собственности также возможны взаимные уступки и корректировки действий сторон. США следует сделать акцент на переговорном процессе и разбирательстве по линии ВТО. Китай, со своей стороны, мог бы ослабить требования, касающиеся условий совместного предпринимательства (1, с. 1-3).

Соотношение позиции США и Китая в мировой торговой системе. Как считает нобелевский лауреат, профессор Колумбийского университета Дж. Стиглиц (I. поставленная президентом США задача повысить импортные тарифы на товары из Китая (сталь, алюминий и некоторые иные товары), как и многие другие недавние инициативы Трампа, - это надуманная и не самая важная на сегодня проблема американской экономики (2). Решение о повышении на 25% тарифов на импорт китайской стали, на 10% -на импорт алюминия, а также повышение на 60 млрд долл. в год тарифов на различные другие товары из Китая, было продиктовано «сомнительными» соображениями «национальной безопасности» США. Критические замечания Стиглица по поводу решения администрации Трампа сводятся к следующим положениям.

• Тарифная война с Китаем - это не актуальная проблема, ее острота в прошлом. Повышение тарифов на сталь в условиях высокой ценовой конкуренции (в настоящее время цены на сталь на 130% выше, чем несколько лет назад) не повлияет на снижение цен.

• Администрация Трампа, начиная торговые войны, в большей мере руководствуется политическими мотивами, например, стремлением укрепить свои электоральные позиции, продемонстрировать пренебрежение к принципам международной торговли и уставу ВТО.

• Проблема США заключается не в дефиците двусторонней торговли с Китаем, а в общем дефиците многосторонней торговли. Сокращение импорта из Китая не обеспечит развитие обрабатывающей промышленности в США. В большей мере это сокращение будет способствовать созданию новых рабочих мест в развивающихся странах (помимо Китая), импорт из которых заменит китайский. В тех немногих случаях, когда промышленность будет «возвращаться» в США, это будут рабочие места не в отраслях старого «ржавого пояса», а в центрах высоких технологий. Трамп требует от Китая сокращения положительного сальдо торговли с США на 100 млрд долл., например, путем покупок на эту сумму американской нефти и газа, но такая мера никак не повлияет на улучшение американского торгового дефицита (2, с. 2).

Современные реалии экономического развития США и ЕС в значительной степени способствуют протекционистским настроениям в этих странах. Негативные последствия деиндустриализации теперь уже не компенсируются преимуществами сделок с Китаем, в отличие от недавнего времени, когда эта страна служила «золотой жилой» для американских корпораций. По мере того как китайские фирмы становятся более конкурентоспособными, оплата труда и стандарты окружающей среды в Китае повышаются. В то же время китайские финансовые рынки по-прежнему остаются закрытыми для американских инвесторов. Ирония заключается в том, что в случае успешных переговоров с Китаем относительно «большей открытости» его рынков победителями будут компании с Уолл-Стрит, а не промышленные рабочие США.

По мнению Стиглица, сегодняшний торговый конфликт свидетельствует о потере США их доминирующей глобальной позиции. Когда 25 лет назад Китай начал расширять свою торговлю с

Западом, трудно было представить, что он превратится в индустриального гиганта, который превзойдет США по выпуску продукции обрабатывающей промышленности, объему торговли, сбережениям и даже по ВВП, измеряемому показателем паритета покупательской способности. В ближайшей перспективе Китай способен догнать США в создании высокотехнологичной продукции, в частности в отраслях, связанных с искусственным интеллектом (страна обладает таким потенциальным ресурсом, как огромный массив данных). Преимущество Китая по сравнению с развитыми странами - его готовность сделать данные транспарентными (2, с. 3).

Как отмечает Д. Родрик (D. Rodric), профессор мировой экономики Гарвардского университета, успех Китая в глобальной экономике в значительной мере определяется его неортодоксальной промышленной политикой (3). Селективные протекционистские меры, кредитные субсидии, создание преимуществ для отечественных товаров на внутреннем рынке, передача технологий как необходимое условие доступа на рынок иностранных экспортеров - все эти меры сыграли важную роль в становлении Китая как «мощного промышленного центра». Особенности стратегии Китая заключаются в сохранении открытости внутреннего рынка для иностранных инвестиций и технологий при одновременной охране его от разрушительного воздействия со стороны волатильных потоков спекулятивного капитала и конкурентного импорта.

В действительности политика Китая немногим отличается от политики развитых стран в период индустриализации. Сейчас США обвиняют Китай в краже технологических секретов. Но в XIX в. США были точно в таком же положении относительно тогдашнего технологического лидера - Великобритании. «Американцы также были пиратами».

Родрик акцентирует внимание на узкомеркантилистских позициях президента США, который создает привилегии американским корпорациям в ущерб всем другим заинтересованным сторонам. Он пренебрегает «золотым правилом торговли»: не создавай другим странам ограничений, которых ты сам не смог бы придерживаться в случае, если бы оказался в таких же обстоятельствах»

(3, с. 2).

ЕС: Стратегия противостояния глобальным торговым войнам. Немецкий исследователь Г.Б. Вульф (G.B. Wolff) согласен с

тем, что торговая стратегия администрации США является нарушением основ глобальной многосторонней торговой системы (4). Действия Трампа подрывают эту систему де-факто, если не де-юре. Политика США не стала сюрпризом для мировой общественности. Электоральная платформа Трампа базировалась на принципах антиглобализма, на ущемлении позиций Китая и Германии. Члены команды президента не скрывают своего пренебрежения к правилам ВТО и открыто используют «легальные серые зоны» этой организации. Причем вызов со стороны США распространяется не только на тарифы на сталь и алюминий, но и на более широкие сферы глобальных торговых отношений. Вульф отмечает следующие серьезные риски для ЕС, связанные с инициативами США в сфере торговли.

1. США стремятся сделать ЕС своим сторонником в торговой войне с Китаем. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты - администрация Трампа объявила о временном освобождении стран ЕС от тарифов на сталь и алюминий. Ответные действия со стороны ЕС до сих пор были весьма умеренными. ЕС заявил о своей приверженности принципам свободной торговли: американская тарифная война является «неуместным ответом» на реальную проблему избыточных производственных мощностей в сталелитейной промышленности, решение которой следует искать во взаимных переговорах в рамках ВТО. Европе сложно сохранить баланс в торговых отношениях с двумя основными контрагентами: США, как главным рынком сбыта и вторым по величине поставщиком, и Китаем, как главным поставщиком и вторым по величине рынком сбыта. Главный критерий поддержания баланса - это принцип безопасности.

2. Трампу удалось расколоть глобальное сообщество путем освобождения от тарифов и других уступок одним странам и ужесточения условий торговли для других. Этим объясняется сложность формирования единого фронта противостояния политике США.

3. Существует угроза нарастания политической напряженности в Европе по мере того, как Китай и другие страны, затронутые увеличением американских тарифов, будут пытаться перенаправить свои поставки в страны ЕС. В этом случае велик риск того, что ЕС не сможет сохранить границы открытыми и будет вынуж-

ден поднять тарифы. Ответ на вопрос, когда этот риск материализуется, зависит от продолжительности периода высоких тарифов. В ближайшее время этого не произойдет, учитывая повышательную стадию бизнес-цикла и растущий спрос на сталь.

Насущная задача ЕС, считает Вульф, - сделать больший упор на внутреннюю экономическую политику, чтобы сократить зависимость от мировой торговли. Это непростая задача. «Но только в результате неуклонного роста внутренних инвестиций экономика Европы станет менее уязвимой по отношению к глобальным торговым шокам. Мы будем способны противостоять господству США и Китая в сфере новейших цифровых технологий, только если мы будем развивать наши инновационные мощности... Мы не должны недооценивать грозный вызов, который президент Д. Трамп посылает нашему процветанию и безопасности» (4, с. 1-2).

Список литературы

1. Eichengreen B. Can a trade war be averted? // Project syndicate. - 2018. - 10.04. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/averting-trump-trade-war-by-bany-eichengreen-2018-04

2. Stiglitz J.E. Trump's trade confusion // Project syndicate. - 2018. - 05.04. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/trump-unnecessary-trade-war-by-joseph-e--stiglitz-2018-04

3. Rodric D. The double standard of America's China trade policy // Project syndicate. - 2018. - 10.05. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentaiy/american-trade-policy-double-standard-by-dani-rodrik-2018-05

4. Wolff G.B. How should the EU position itself in a global trade war? // Intereconomics. - Heidelberg, 2018. - Vol. 53, N 3. - P. 50-51.

2018.04.007. МАНЗУРК., CMAXTHHB. ИСТОЧНИКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ.

MANZOOR Q., SMAKHTIN V. Là où est l'eau // Project syndicate.-2018. - 17.05. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentary/tapping-unconventional-freshwater-sources-by-manzoor-qadir-and-vladimir-smakhtin-2018-05/french

Ключевые слова: пресная вода; неконвенционные водные ресурсы.

В статье заместителя директора и директора Института водных ресурсов, окружающей среды и здоровья ООН (UN University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.