Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
356
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

and brought about a 2-fold and more increase of the air current rate in the mines. A significant alleviation of the gravity of diseases of respiratory organs, of ocular and oral mucosa was noted among the coal hewers and no practical changes in the signs of similar diseases could be traced among the rest of the workers. This fact evidences favorable effect produced by the decrease of the content in the air of both radioactive and nonradioactive aerosols on the morbidity rate, than the negative effect of the increase of the air current rate in the mines on the health of workers.

Социальная гигиена, история гигиены,

организация санитарного дела

«

удк »13.оо1.и

Проф. Н. Ф. Кошелев

СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА И НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, ЛЬнинград

Исключительно благоприятные условия, созданные Советской властью для развития профилактического направления здравоохранения, определили особое место гигиены среди медицинских наук. Медицину в целом можно рассматривать как науку о сохранении и укреплении здоровья людей. В этом определении дана и основная цель ее. Цель эта достигается двумя путями, двумя методами — методом лечения заболевших людей и методом предупреждения болезней и преждевременного изнашивания организма, т. е. методом профилактики. Два метода достижения основной цели медицины определили, как известно, формирование двух направлений — лечебного и, профилактического.

Основной дисциплиной лечебного направления является терапия; основной профилактической дисциплиной является гигиена. В этом состоит самая существенная особенность гигиены и терапии, отличающая их от всех других медицинских дисциплин^ Однако терапия, как и гигиена, разделилась на ряд лечебных и профилактических дисциплин, объединенных общими методами решения основной задачи медицины — лечебным и профилактическим.

Деление гигиены происходило с учетом изучаемых ею факторов внешней среды (коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, радиационная гигиена, эпидемиология), или особенностей отдельных профессии (военная гигиена, авиационная гигиена, морская гигиена), или определенных возрастных групп (гигиена детей и подростков, гигиена пожилого возраста). Тем не менее в своей совокупности современная гигиена представляет собой целое направление в медицине. Это направление состоит из ряда отраслей, профильных гигиенических дисциплин, объединенных общей целью и методом достижения ее. Цель гигиены совпадает с целью всей медицины, которая состоит в сохранении и укреплении здоровья людей, но метод достижения этой цели — профилактический.

Предметом исследований, проводимых гигиеной в целом, является внешняя среда, природная и социальная, ее влияние на здоровье людей. Предметом исследований отдельных гигиенических дисциплин является один из факторов или сумма факторов внешней среды, действующих на определенный коллектив людей, объединенных общими условиями труда и быта или возрастными особенностями.

Понимание задач, метода и места гигиены особенно важно в наш век бурного развития науки и техники и усложнившихся отношений между

человеком и внешней средой. Эти отношения складываются так, что создается реальная угроза нарушения экологического равновесия в природе. Естествен поэтому резко возросший в обществе в последнее время интерес к проблеме «человек — внешняя среда». Само по себе это явление положительного свойства. Оно ускоряет решение многих вопросов, в том числе и гигиенических. Однако при этом создаются и некоторые трудности и даже в известной мере противоречия. Они возникают в результате довольно частых попыток создания новых наук для изучения проблемы человек — внешняя среда. Как правило, эти науки претендуют на пограничность расположения, а отсюда и на объединяющую роль по отношению к другим наукам, ранее занимавшимся той же проблемой, в том числе и по отношению к гигиене. При этом существование последней нередко вообще игнорируется, несмотря на то что заимствуются ее методы, цели и предмет исследования, а эти методы представляются как нечто новое, только что возникшее и относящееся к новым наукам. Вследствие такого подхода гигиена и отдельные гигиенические дисциплины оказываются в сложных отношениях с подобными науками.

Так, неясны отношения между гигиеной и человеческой экологией, между гигиеной и медицинской географией. Трудно установить различия в целях, методах и предмете исследования между гигиеной труда, с одной стороны, и эргономикой, с другой, между гигиеной военного труда и проблемой обитаемости и т. д. Разрешение этих противоречий некоторые видят в поглощении гигиены или отдельных гигиенических дисциплин вновь создаваемым^ супернауками. Если согласиться с тем, что говорилось о гигиене выше (а с этим нельзя не согласиться, так как это объективная реальность), то подобная аннигиляция невозможна; скорее, наоборот, из-за сходства задач, предмета и методов исследования все проблемы, связанные с влиянием факторов внешней среды (включая и социальные) на здоровье человека, будут решаться в рамках сложившегося профилактического направления в медицине и системы его научных и практических санитарно-гигиенических организаций. Сепаратизм здесь методологически неоправдан, экономически невыгоден и в организационном отношении нецелесообразен.

Каковы же перспективы развития современной гигиены? Надо полагать, что успехи и перспективы развития современной гигиены будут зависеть прежде всего от объективных причин, т. е. от социальной необходимости ее для общества, но не только от этого, а и от того, какие позиции и какое место займут гигиенисты в решении стоящих перед нами задач. Что касается социальной необходимости гигиены, то в этом, по-видимому, сомнения быть не может. Такая наука, как гигиена, была нужна человечеству уже на ранних ступенях его развития. Тем большая необходимость возникает в ней сейчас, в период бурного развития техники и решительного (даже, кажется, слишком) вторжения людей в установившиеся отношения между отдельными звеньями живой и неживой природы. Перед современной гигиеной общество ставит сложные проблемы, связанные с растущей индустриализацией и урбанизацией, изменением и усложнением характера труда, химизацией сельского хозяйства, «постарением» населения и т. д.

Что касается позиции и места, которые могут занять гигиенисты в этой деятельности, то здесь многое зависит от нас самих. Очевидно, нам нельзя надеяться на стихийное течение событий. Необходимо стараться их предвидеть и сознательно направлять в нужное нам русло. Для этого следует по возможности представлять себе не только наши задачи, наше место, наши границы, но и тенденции развития гигиены, а отсюда и перспективы.

Первой тенденцией в развитии гигиены можно назвать переход от преобладания исследований факторов внешней среды к изучению их влияния на организм человека и коллективов. Факторы внешней среды в смысле их качественной и количественной характеристики становятся объектом внимания физиков, химиков, метеорологов и санитарных инженеров. Это

очень важная объективная особенность развития современной гигиены. Она должна учитываться гигиенистами, особенно при подготовке молодых кадров. Наступило время, когда ценность гигиениста будет определяться не его возможностями исследовать внешнюю среду, а его способностью оценивать ее влияние на организм человека. Однако для этого требуется смелее овладевать методиками, позволяющими это влияние устанавливать.

Анализ гигиенической литературы последних лет показывает, что одни гигиенисты, особенно молодые, успешно решают эту задачу, используя для гигиенических целей самые разнообразные физиологические, биохимические и другие методики, вплоть до самых сложных. К сожалению, у другой части гигиенистов до настоящего времени существует сознательное, а у иных неосознанное стремление к передаче всего или большей части дела, связанного с получением фактического материала, характеризующего как факторы внешней среды, так и особенно их влияние на организм человека, в руки представителей других специальностей. Если, допустим, требуется по ходу гигиенического исследования измерить пульс или артериальное давление, определить функцию слухового или зрительного анализаторов или содержание сахара в моче, то, по мнению очень многих гигиенистов, для этого необходимы в обязательном порядке физиолог, биохимик, оториноларинголог и другие специалисты. За собой гигиенисты сохраняют лишь функцию обобщения материалов и разработку законодательных положений. Подобная тактика противостоит названной выше тенденции в развитии современной гигиены и, что не менее важно, неизбежно ведет к сокращению числа гигиенистов, особенно в научных учреждениях, а в дальнейшем приведет и к потере ими морального права на обобщения.

По-видимому, следует считать вполне допустимым и даже обязательным, чтобы каждый гигиенист владел какой-либо группой методик, в том числе и физиологических, биохимических и других, необходимых ему для решения своих задач, оставаясь при этом гигиенистом. Овладение той или иной методикой или группой методик вовсе не равнозначно освоению метода той или иной специальности, т. е. подходов к решению присущих ей проблем. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с фактами смещения понятий методики и метода науки. Некоторые гигиенисты, освоив ту или иную методику или несколько методик, склонны считать себя не гигиенистами, а токсикологами, физиологами и т. д., забывая, что в такой науке, как гигиена, и во многих других науках не методики определяют специальность, а цель, метод подхода и предмет исследования.

Вторая тенденция — это усиление исследовательского начала в санитарной практике. Как известно, грань между санитарным обследованием и научной работой постепенно стирается. Первое нередко переходит во второе, так как применяемые методики исследования дают такую информацию о процессах и связях в изучаемом явлении, которая позволяет делать научные обобщения и предвидеть ход событий.

Санитарная практика, санитарный надзор в известной мере имеют дело с нашими недостатками. По мере ликвидации недостатков надобность в санитарном надзоре будет отпадать. На первый план будут выдвигаться гигиенические рекомендации, основанные на результатах научных изысканий. Надо полагать, что в каком-то обозримом будущем существующая-грань между гигиеной и санитарией исчезнет. Так называемое санитарное обследование уступит место гигиеническому исследованию.

Третьей тенденцией в развитии гигиены надо считать усиление внимания к социальным факторам внешней среды. До настоящего времени гигиена много и с успехом изучала, оценивала и нормировала преимущественно природные факторы внешней среды или составляющие их элементы — атмосферу, радиацию, воду, почву, пищу, микроорганизмы. Отчасти изучаются н такие социальные факторы, как труд и быт (последний как жизнь человека вне труда). Труд, в широком понимании этого слова, его напряженность, тяжесть, режим, характер, связи человека с орудием труда не-

редко остаются вне поля зрения гигиены. Между тем решающим фактором, влияющим на .здоровье человека, для многих категорий работающих уже сейчас (а в будущем — для всех) будет труд как таковой. Это объясняется тем, что проблема оптимизации внешних условий труда в обозримом будущем может быть решена, а проблема влияния самого труда на здоровье усложнилась. Вследствие утраты физической компоненты и резкого возрастания компонент нервно-психической и интеллектуальной, труд перестает быть фактором, способствующим сохранению и укреплению здоровья, фактором, способствующим совершенствованию человека как биологической особи. Нельзя говорить о гигиене труда, не учитывая этого обстоятельства.

То же можно сказать и о быте. Гигиена изучает его в широком плане, начиная с гигиены населенных мест, жилищ и кончая одеждой. Однако в настоящее время выдвигается такой фактор, как распределение и размещение людей на территории страны, концентрация населения в городах и вообще на ограниченных пространствах, в том числе и изолированных от окружающей среды, скученность, ритм жизни и т. п. Как эти элементы жизни влияют на физическое и психическое здоровье людей, коммунальная гигиена пока ответа не дает.

Доказательством того, что социальная направленность в гигиене перспективна, служит возрождение социальной гигиены. К сожалению, до настоящего времени не очень ясны ее связи с остальными гигиеническими науками, которые, вообще говоря, тоже решают все свои задачи в социальном плане. Надо полагать, что в дальнейшем ясность здесь будет внесена.

Четвертой тенденцией можно считать снижение интенсивности научных исследований, посвященных решению противоэпидемических проблем. Это связано, по-видимому, с тем, что названными проблемами занимаются специализировавшиеся в этой области гигиенисты, т. е. эпидемиологи. Кроме того, в гигиеническом аспекте противоэпидемические вопросы сегодняшнего дня в основном решены, практические рекомендации даны, их следует лишь выполнять и контролировать проведение в жизнь. Следует заметить, что противоэпидемические мероприятия имеют еще большой и оправданный потребностями в них удельный вес в практической деятельности санитарных врачей различных профилей. Не исключена также возможность возрастания интереса гигиены на каком-то новом уровне к решению противоэпидемических проблем.

Пятой тенденцией является дальнейшее расширение и дифференциация гигиены, зарождение новых гигиенических разделов, а затем и научных дисциплин. Все мы были свидетелями возникновения и становления радиационной гигиены. Есть основание полагать, что может быть выделена айиа-циоЦная и космическая гигиена, которая сейчас входит в состав так называемой авиационной и космической медицины. Как раздел гигиены труда или школьной гигиены, может быть создана гигиена обучения. Обучение в наше время стало всеобщей и наиболее распространенной формой человеческой деятельности. Современный человек около половины своей жизни учится. Как это сказывается на его здоровье? Где оптимальные границы обучения? Как распределить во времени и по нагрузке обучение в интересах здоровья? Эти и ряд других проблем может решать гигиена обучения.

Тесно к ней примыкает гигиена умственного труда, которой вообще мало занимаются. Жизнь, несомненно, потребует расширения этой важной области гигиены, так как все больше и больше людей втягиваются в сферу умственного труда.

В заключение следует сказать, что с изменением условий жизни и характера труда, с появлением новых природных или социальных факторов могут быть и другие пути дифференциации, другие тенденции в развитии гигиены. Но какими бы они ни были, профилактическое направление в медицине будет существовать и развиваться. Без него медицина вообще и со-

ветская медицина в особенности немыслима. Мало того, оно будет главным направлением ее развития и не только у нас, но и во всем мире, ибо метод профилактики был и останется основным" в борьбе с недугами масс.

Поступила 25/ IV 1972 г.

УДК 613.6(470.5)(09|)

Канд. мед. наук В. А. Гаврилова, М. Д. Гликштейн

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ ТРУДА НА УРАЛЕ

ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Свердловский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

На 4-й день после Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть законодательным актом декретировала 8-часовой рабочий день. С тех пор одной из основных задач нашего государства стала охрана труда рабочих, забота о создании здоровых условий его.

Пролетариат Урала не смог в тот период воспользоваться преимуществами, которые пцлучил рабочий класс других частей России в результате победы Советской власти, так как мятеж белочехов привел к захвату уральских областей белогвардейцами. Освобождение от них произошло только к концу 1919 г. Вскоре после этого на Екатеринбургском губернском съезде профсоюзов1 был заслушан доклад об охране труда (докладчик т.Маркус). Губернскому съезду профсоюзов предшествовал съезд заведующих отделами труда2, который значительное внимание уделил охране труда, подчеркнув необходимость особенно осторожного подхода при использовании труда женщин и малолетних.

В ноябре 1919 г. на ряде предприятий были избраны инспектора по охране труда. Для них были организованы курсы, в программу которых входили и вопросы санитарной охраны труда. По специально разработанной основной «ревизионной карте» курсантами-инспекторами труда обследован ряд предприятий Екатеринбурга (ныне Свердловск). Подготовка первых инспекторов труда затруднялась тем, что большинство их было недостаточно грамотно3. Так как потребность в специализированных видах надзора ощущалась все сильнее, в 1918 г. Народный комиссариат труда принял решение о создании технической инспекции и в 1919 г.— санитарной инспекции. Вследствие гражданской войны и из-за отсутствия специалистов, часть которых находилась в Красной Армии, а другая часть ушла с белогвардейцами, организация специальных инспекций на Урале задержалась. В конце 1919 г. техническим инспектором был утвержден Н. П. Барышников, работавший до революции фабричным инспектором. Первым санитарным инспектором (1920) Екатеринбургского отдела труда был Н. И. Иванов, известный на Урале санитарный деятель, который работал одновременно инспектором общесанитарного надзора. Его сменил в октябре 1920 г. И. К. Курдов, проводивший широкую санитарно-просветительную работу на предприятиях4. К концу 1920 г. на Урале было 5 санитарных инспекторов труда. В 1923 г. в аппарате Уралоблтруда в 6 из 15 округов Уральской области работали 11 санитарных инспекторов труда. Следует отметить, что деятельность санитарных инспекторов была связана с трудностями из-за больших размеров округов и недостатка средств, не говоря уже о малом опыте санитарных инспекторов и о большем разнообразии отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, металлообрабатывающая, горная, химическая, текстильная, деревообрабатывающая, стекольная

1 Уральский ' рабочий, 9/Х1 1919 г.

- Уральский рабочий, 1/Х1 1919 г.

3 Свердловский областной архив, ф. 1892, оп. 1, ед. хр. 2.

4 Свердловский областной архив, ф. 1892, оп. 1, ед. хр. 32, л. 104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.