Научная статья на тему 'А.П. ДОБРОСЛАВИН И СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА'

А.П. ДОБРОСЛАВИН И СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.П. ДОБРОСЛАВИН И СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК в13(092)Доброслави1г

Проф. Н. Ф. Кошелев (Ленинград) А. П. ДОБРОСЛАВИН И СОВРЕМЕННАЯ ГИГИЕНА

Современная советская гигиена сформировалась как направление в медицине, включающее ряд гигиенических дисциплин, объединенных общей целью и методом достижения ее. В этом самая основная и характерная особенность гигиены, отличающая ее от многих других медицинских дисциплин. Второй особенностью гигиены является общественная и социальная направленность ее исследований и практических мероприятий. Она изучает действие факторов внешней среды на человека опосредованно через социальные условия и самого человека рассматривает как существо социальное. Третья особенность советской гигиены заключается в ее активности, наступательности действий. Эта особенность заложена в профилактическом методе решения основной задачи, стоящей перед ней, — задачи сохранения и укрепления здоровья людей. Профилактический метод предполагает активные действия. Четвертая особенность гигиены заключается в том, что факторы внешней среды и ее влияния на организм человека она стремится характеризовать не только качественными, но и количественными показателями. Это дает ей возможность разрабатывать количественные границы вредного, полезного или индифферентного действия того или иного фактора, нормального или патологического реагирования на это действие.

Все перечисленные особенности были определены выдающимися гигиенистами прошлого. К числу их следует отнести Алексея Петровича Добро-славина, профессора гигиены Военно-медицинской академии.

До прихода А. П. Доброславина в гигиену она не была самостоятельной областью научных знаний и практической деятельности врачей. В высших учебных заведениях ее преподавали судебные медики, в практической жизни санитарно-гигиенические рекомендации давались врачами общей практики, а проводились в жизнь в общественном плане администрацией. Неправомерность такого положения гигиены видели многие прогрессивные деятели медицины. Некоторые из них (Я- В. Виллие, Н. Ф. Здекауер, Я- А. Чи-стович, С. П. Боткин и др.) высказывались за самостоятельность гигиены, однако эту самостоятельность они связывали лишь с учебными целями, т. е. с самостоятельностью преподавания. А. П. Доброславин предложил рассматривать гигиену как специальность и поставил вопрос о выделении ее в самостоятельную область научных знаний и практической деятельности врачей. Он считал, что «всякий предмет только тогда имеет нормальные задачи к беспрепятственному развитию, когда культивируется специалистами, посвящающими все свое время любимой области сведений...»1.

Характерной особенностью личности Доброславина было его постоянное стремление к претворению своих идей в жизнь. Прежде всего он сам посвятил себя исключительно гигиене. Основным методом борьбы за сохранение и укрепление здоровья людей он избрал предупреждение болезней.

1 Гигиена. Курс общественного здравоохранения, 1882, ч. 1, с. 23.

т. е. профилактику. Он считал, что этот путь достижения основной цели медицины является наиболее эффективным, наиболее трудным, требующим от человека, избравшего его, больших знаний и времени, а потому работу профилактика нельзя совмещать с какой-либо другой деятельностью. «Если врачи и должны пока являться единственными почти исполнителями на поприще серьезной гигиенической деятельности, то врачи обязательно не-практикующие» 1. Отсюда следовало, что профилактика как наука требует специалистов узкого профиля.

А. П. Доброславин организовал при кафедре лабораторию и привлек к работе в ней студентов и молодых врачей. Менее чем за два десятилетия из этой лаборатории вышло около 200 научных работ, из них 98 диссертационных. Впервые в нашей стране А. П. Доброславин организовал курсы усовершенствования врачей по гигиене, разработал программу и методику преподавания на этих курсах. Его ученики заняли кафедры гигиены в Варшаве, а также Харькове, Казани, Томске и других городах России. Таким образом, А. П. Доброславин не только декларировал, но и практически формировал специалистов-гигиенистов и санитарных врачей, чем ставил дело развития профилактического направления в медицине на практическую почву. Отныне это направление приобрело своих специалистов, вооружилось присущим ему подходом к решению задачи сохранения и укрепления здоровья людей, определило предмет исследования, оснастилось методиками исследования и к настоящему времени благодаря изменившимся социальным условиям и усилиям современных гигиенистов превратилось в главное направление советской медицины.

Большой вклад внес А. П. Доброславин и в дело превращения гигиены из науки о личном здоровье в науку общественную, социальную. В своих «Письмах из-за границы», опубликованных в журнале «Здоровье» (1875, т. I, № 18, с. 371), он писал: «Кстати, не могу не прибавить, что по моему крайнему убеждению только в такой форме (т. е. в форме общественной гигиены. — Я. К ) и мыслима разработка способов здравоохранения и только как «общественная гигиена и может существовать». В соответствии с этим он придавал большое значение статистическому методу исследования как одному из основных в то время методов гигиены. В тех же письмах А. П. Доброславин указывал: «Статистический метод исследования вывел нас и в гигиене на настоящую дорогу и дал возможность, собирая целые массы однородных явлений, сравнивать их с другими и определять взаимное отношение тех и других».

Руководствуясь этими взглядами на форму и содержание гигиены, он уделял большое внимание мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление общественного здоровья. По свидетельству современников, А. П. Доброславин проводил огромную экспертную и консультационную работу по самым разнообразным вопросам гигиены. В некрологе, посвященном его памяти, сказано, что «...за последние 15—20 лет не было ни одного дела, касающегося гигиены, в решении которого так или иначе он не участвовал бы»2. Активнейший участник многочисленных комиссий, добровольных обществ, съездов, выставок и печатных гигиенических изданий, А. П. Доброславин стремился к применению научных достижений в практической деятельности, для удовлетворения нужд общественного здравоохранения.

На I Пироговском съезде (1885) он руководил секцией гигиены и выступал с докладами и суждениями по вопросам дезинфекций, оспопрививания в деревнях, по упорядочению дела санитарной статистики (по докладу Ю. Э. Янсона), о нерациональности ведомственной раздробленности санитарной службы, о предоставлении земству права открывать аптеки и др. На III Пироговском съезде А. П. Доброславин сделал доклад о деятельности комиссии по оздоровлению России, выступал в прениях о преподава-

1 Здоровье, 1879, т. 5, № 119, с. 328.

2 Вестник общественной гигиены, 1890.

35

55

нин гигиелы в школах, высказав ценнейшую мысль о необходимости гигиенических знаний для студентов технических и педагогических высших учебных заведений.

В начале своей деятельности А. П. Доброславин отдавал много сил и времени помощи земской медицине. Он принимал активное участие во всех съездах земских врачей Петербургской губернии, происходивших при его жизни (1875, 1877, 1882, 1885, 1888). На I съезде им был сделан доклад «О способах организации санитарного строя земской медицины». На. следующих четырех съездах он избирался одним из председателей. Последние 3 года своей жизни А. П. Доброславин состоял председателем губернской санитарной комиссии. Многое сделал он и для подготовки и подбора кадров первых санитарных врачей. Его ближайшие сотрудники и ученики служили в земстве, способствуя развитию и общественной направленности санитарного дела. Наконец, он был учредителем, издателем, редактором и активнейшим автором первого общественно-гигиенического журнала «Здоровье», к участию в котором были привлечены такие видные деятели гигиены и других наук, как В. А. Субботин, А. И. Якобий, И. М. Сорокин, В. М. Флоринский, И. Е. Андреевский, А. П. Бородин, И. П. Скворцов и др. Эти далеко не полные сведения об общественно-санитарной деятельности и взглядах Алексея Петровича свидетельствуют о том, что он был не только основоположником экспериментального, но и социального, общественного направления отечественной гигиены. Отсюда следует, что попытки рассматривать его как представителя официальной гигиены чиновничьего' Петербурга в противовес общественному направлению московских гигиенистов кажутся необоснованными. Свою деятельность в земской медицине, с которой связывают зарождение общественного направления гигиены, А. П. Доброславин начал до прихода туда Ф. Ф. Эрисмана, активное участие которого в этой системе началось только с 1879 г. До прихода А. П. Доброславина в гигиену ее основные положения покоились на так называемом народном опыте и носили в известной мере пассивный, рекомендательный характер. Он ввел в гигиену метод лабораторно-инструмен-тального исследования, или, как не совсем точно называют, эксперимент. Будучи учеником выдающихся ученых — химика Н. Н. Зинина и гигиениста М. Петенкофера, А. П. Доброславин с самого начала понял недостаточную обоснованность гигиенических рекомендаций, базирующихся только на наблюдениях жизни людей. Наблюдение, созерцание не дает меры, не дает числа. Не располагая количественной характеристикой явлений, нельзя предвидеть их возникновения, а значит предотвращать, если они нежелательны, или способствовать их действию, если они полезны. Введением в гигиену метода лабораторно-инструментальных исследований А. П. Доброславин сделал возможным характеризовать явления мерой и числом, т. е. заложил основы для превращения гигиены в науку, оперирующую в отличие от других медицинских дисциплин сравнительно точными количественными критериями.

Введение лабораторно-экспериментального метода позволяло не только количественно характеризовать факторы среды и в известной мере их влияние на человека, но и превращало гигиену в науку активную, наступательную. Владея физико-химическими, а впоследствии физиологическими и другими методами, гигиенисты смогли от созерцания событий перейти к активному их изучению. И они занялись исследованием труда, быта и всего того, что окружает человека. Ознакомление с работами, вышедшими из лаборатории А. П. Доброславина, показывает, что с самого начала ее организации она занялась такого рода исследованиями в самом широком смысле. Десятки работ посвящены составным частям пищи и ее усвоению, вредным примесям к воздуху, составу воды и ее оценке, метеорологическим элементам и их влиянию на организм человека, одежде и материалам, идущим на ее изготовление, почве и способам обеззараживания нечистот,, проблемам дезинфекции и т. д.

Особое внимание А. П. Доброславин уделял развитию и становлению военной гигиены. Он создал курс лекций и практических занятий по этому предмету в Военно-медицинской академии и написал первый учебник по военной гигиене. В течение многих лет он состоял членом Военно-медицинского комитета, по заданиям которого выполнил свыше 20 больших работ по обследованию условий труда и быта войск. В 1877—1878 гг. он принимал участие в русско-турецкой войне, на основании опыта которой написал 2 главы курса военной гигиены, посвященные организации санитарно-гигне-нического и лечебно-эвакуационного обеспечения войск.

А. П. Доброславин был истинным патриотом Родины, отстаивавшим честь и приоритет русской науки, решительно выступавшим против слепого подражания иностранным образцам. Его общетеоретические концепции и взгляды на гигиеническую науку и санитарную практику во многом определили их развитие и не утратили значения до настоящего времени. Его самоотверженная борьба за здоровье людей, за улучшение условий их жизни, за проведение гигиенических мероприятий и сейчас может служить примером и прекрасным образцом стиля работы передового ученого, отдающего все силы и знания служению обществу. Не вина А. П. Доброславина, что усилия, направленные на улучшение здоровья населения в условиях царского самодержавия, во многом оставались тщетными. «Что можно сделать при той гнетущей нужде населения, когда, например, приходится лечить желудочно-кишечный катар, а больному есть нечего?» — говорил он на III съезде врачей Петербугской губернии.

К сожалению, в наши дни еще делаются попытки как-то противопоставить деятельность А. П. Доброславина заслугам другого выдающегося гигиениста — Ф. Ф. Эрисмана. Так, в известной монографии о Ф. Ф. Эрис-мане В. А. Базанов пишет, что «деятельность Доброславина ограничивалась главным образом работой в официальных кругах и в Обществе охранения народного здоровья и далеко не получила размаха и общественного значения, присущего деятельности Ф. Ф. Эрисмана. Значительно скромнее выглядит и научное наследие А. П. Доброславина: узко специальный характер его руководств и лекций не сравним с энциклопедическим характером книг Ф. Ф. Эрисмана, насыщенных идеями общественного характера» {стр. 153). По-видимому, в оценке обоих деятелей русской медицины нельзя забывать, что, несмотря на то что они были демографическими сверстниками, начало и расцвет их активной деятельности в гигиене не совпадают. Работа Ф. Ф. Эрисмана в гигиене фактически началась с 1874 г., а расцвет ее пришелся на московский период его жизни, т. е. на 1879—1896 гг., тогда как А. П. Доброславин начал свою деятельность в гигиене с 1871 г., а в 1889 г. безвременно скончался (47 лет от роду). Таким образом, хотя А. П. Доброславин и являлся современником Ф. Ф. Эрисмана, но в своей гигиенической деятельности в некоторой степени был его предшественником. Это подтверждается и высказыванием Г. В. Хлопина, который писал, что если до 1882 г. центр научной гигиены России в лице А. П. Доброславина находился в Петербурге, то с занятием Ф. Ф. Эрисманом кафедры гигиены в Московском университете этот центр переместился в Москву Ч

Что касается научного наследия, то в него, надо полагать, должно входить не только написанное и сказанное ученым. Нельзя забывать направления, которого он придерживался, его школы, учеников. В этом отношении с А. П. Доброславиным вообще трудно кого-либо сравнивать. Мало насчитывается таких ученых, которые бы в трудных условиях того времени (нехватка лабораторного оснащения, недостаток помещений и т. п.) подготовили столько диссертантов и обеспечили проведение такого количества экспериментальных работ, как это сделал А. П. Доброславин.

К оценке и сравнению деятельности А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана более объективно и исторически обоснованно подходит

1 Цит. по Е. Я. Б е л и ц к о й. «А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России», 1966, с. 152.

проф. Е. Я- Белнцкая, которая пишет: «Будучи универсалистами в гигиене, с широким кругозором и большим научным размахом, представители общей гигиенической теории (каким был Г. В. Хлопин в первой четверти XX века), они намечали пути дальнейшей дифференциации гигиенической науки: А. П. Доброславин — гигиены питания, военной гигиены, эпидемиологии; Ф. Ф. Эрисман — профессиональной гигиены, школьной гигиены, социальной гигиены и санитарной статистики». И далее Е. Я. Белиц-кая указывает: «Две первые гигиенические школы не вели борьбы и не противостояли друг другу», а, напротив, «взаимно дополняли друг друга и закладывали основы дальнейшего бурного развития самобытной и оригинальной отечественной гигиенической науки, неразрывно связанной с практической санитарной деятельностью» г.

Гигиеническая общественность глубоко чтит память обоих выдающихся деятелей отечественной медицины, каждый из которых с присущим ему своеобразием таланта, метода и стиля работы и в соответствии с условиями времени стремился вывести гигиену на широкую дорогу служения интересам здоровья нашего народа.

Поступила 17/1II 1972 г.

УДК 614(091)(17):[в14:0в1.»

Проф. Е. Я. Белицкая (Ленинград)

РОЛЬ САНИТАРНЫХ СЪЕЗДОВ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И САНИТАРНОЙ СТАТИСТИКИ В СССР

Исторический декрет Совета Народных Комиссаров от 15/1X 1922 г. «О санитарных органах республики» сыграл большую роль в становлении социальной гигиены и санитарной статистики в СССР. В той части декрета, где излагалась система санитарного надзора и определялись нормативы обеспечения населения санитарными врачами, санитарно-статистнческая деятельность была названа в качестве одного из направлений работы санитарной организации. В этом отразились исторические пути развития санитарной статистики, связанной с отечественной гигиеной. Подобная связь сохранялась и в дальнейшем. В частности, на XI санитарном съезде справедливо указывалось, что санитарные статистики — это санитарные врачи, избравшие своей специальностью статистику.

Первые 6 съездов бактериологов и эпидемиологов, в работе которых неизменно и активно участвовали санитарные врачи (1 — в октябре 1918 г., II и III — в апреле и октябре 1919 г., IV — в августе 1920 г., V — в мае 1921 г. и VI — в мае 1922 г.), носили преимущественно противоэпидемический характер; в соответствии с обстановкой того периода на них обсуждались в первую очередь вопросы борьбы с паразитарными тифами, холерой, брюшным тифом, дизентерией, оспой, малярией и детскими инфекциями, а также противочумные мероприятия. На съездах рассматривались научные и организационные эпидемиологические вопросы (например, создание новых бактериологических институтов, выработка сывороток и вакцин, проведение вакцинации и серотерапии). Доклады Л. А. Тарасевича и А. Н. Сысина, а впоследствии и И. А. Добрейцера были посвящены сани-тарно-эпидемическому состоянию страны. В социально-гигиенических докладах Н. А. Семашко, которыми, как правило, открывались почти все съезды, также основное внимание уделялось актуальным противоэпидемическим задачам. Статистические вопросы на этих съездах были отражены преимущественно эпидемиологической статистикой.

С VII съезда, проходившего в Москве 22—28/V 1923 г., положение

1 Е. Я- Белицкая. А. П. Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России, 1966, с. 154 и 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.