Научная статья на тему 'А.П. ДОБРОСЛАВИН, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В РОССИИ'

А.П. ДОБРОСЛАВИН, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
473
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.П. ДОБРОСЛАВИН, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В РОССИИ»

Надо указать также, что в разработку не входили сведения, характеризующие содержание ¿г90 в костной ткани жителей тундровых зон и Крайнего Севера. У этих кон-тингентов населения отмечается более высокое содержание изотопа в скелете. Оно в 2—3 раза выше средних величин, характерных для страны в целом. Это объясняется главным образом особенностями миграции Эг90 по природно-пищевым цепочкам из внешней среды в организм местных жителей.

Таблица 3

Концентрация Бг90 в костной ткани населения Советского Союза (пкюри/г Са)

о Возрастная группа

о о Показатель н 1 V > ч 19 лет « |

X 1 1

О то и* со 1 ю чг 8 =

Концентрация 2,48 1,51 1,22

1969 Число исследован-

ных 9 779 2279 26 343

Число анализов 212 76 1 142

Концентрация 3,59 2,65 1,35

1970 Число исследован-

ных 9 104 1290 24 669

Число анализов 277 52 1 249

Концентрация 3,19 2,12 1,25

1971 Число исследован-

ных 5409 1004 11 213

Число анализов 124 38 867

Выводы

1. За последние 3 года наблюдается дальнейшее снижение концентраций Бг80 в скелете всех возрастных групп населения, однако темп снижения несколько замедлился.

2. Средние по стране показатели уровней содержания в организме взрослых составляют 1,1% допустимой концентрации, установленной для населения.

ЛИТЕРАТУРА. Марей А. Н., Борисов Б. К., Бархударов Р. М. Стронций-90 в костной ткани населения Советского Союза (1957—1967 гг.). М., 1968. — Марей А. Н., Борисов Б. К. К обоснованию методов массового контроля за содержанием стронция-90 в организме взрослых людей. М., 1969.

Поступила 26/1 1972 г.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613(092>Доброславнн

А. П. ДОБРОСЛАВИН, ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ В РОССИИ

Проф. Е. Я- Белицкая (Ленинград)

В Военно-медицинской академии неоднократно зарождались и возникали новые, передовые отрасли медицинской науки. В 60-х годах прошлого века прогрессивные ученые академии во главе с С. П. Боткиным, И. М. Сеченовым, И. Т. Глебовым и Я- А. Чистовичем добивались создания самостоятельной кафедры гигиены. В 1865 г. в академии было вынесено постановление о выделении кафедры гигиены, но процесс ее становления замедлился из-за отсутствия должного руководителя.

Важнейшим рубежом, ознаменовавшим подлинный расцвет этой молодой отрасли знаний, явился 1871 г., когда на кафедру пришел крупнейший ученый, пионер экспериментальной гигиены в России Алексей Петрович Доброславин. Его исторические заслуги заключаются в том, что он поставил гигиену на путь принципиально новых, точных инструментальных и лабораторных исследований и тем самым придал гигиене подлинно научный характер в отличие от созерцательных и описательных наблюдений его предшественников.

Выдающиеся успехи пограничных областей естествознания и медицины — физики, химии, биологии, физиологии и микробиологии — во второй половине XIX века, применение физических, химических, физиологических методик подготовили почву для создания гигиенической лаборатории, для экспериментального изучения внешней среды и ее влияния на здоровье человека. Одновременно с гигиеной и зачастую в ее недрах развивалась и совершенствовалась санитарная статистика, необходимая при переходе от изучения здоровья индивидуумов к изучению здоровья коллективов людей и их взаимоотношений с различными факторами внешней среды. На этом историческом фоне и состоялась 19/XI 1871 г. (по старому стилю) первая вступительная лекция обязательного для студентов курса гигиены, прочитанная А. П. Доброславиным. Эту дату следует считать не только днем рождения кафедры гигиены Военно-медицинской академии, но и началом качественно нового этапа развития гигиены, началом ее экспериментального направления, характеризовавшего первую в России кафедру гигиены. Вся жизнь и деятельность А. П. Доброславина тесно связаны с Военно-медицинской академией; он был ее слушателем и профессором.

А. П. Доброславин родился 29/IX 1842 г. в семье врача. Его отец, Петр Алексеевич, работал врачом Мальцевских заводов и в 1856 г. защитил докторскую диссертацию «О расстройствах груди у мастеровых стеклянных, хрустальных и фарфоровых заводов». А. П. Доброславин, окончив в 1865 г. Военно-медицинскую академию, был оставлен ординатором в терапевтической клинике проф. В. Е. Экка. Но сфера научных интересов молодого ординатора была иная; сдав в 1866 г. докторский экзамен, он стал заниматься в химической лаборатории под руководством Н. Н. Зинина и А. П. Бородина, потом в фармакологической лаборатории И. В. Забелина. В 1866—1868 гг. были опубликованы первые работы А. П. Доброславина по физиологической химии. В мае 1886 г. он защитил диссертацию, а несколько позже отправился в двухлетнюю научную командировку за границу, во время которой специализировался преимущественно по гигиене и написал несколько гигиенических работ.

В январе 1871 г. А. П. Доброславин вернулся в Петербург и в марте того же года прочел 2 пробные лекции, после чего был избран доцентом по гигиене; через год, в марте 1877 года, он был утвержден профессором (также после прочтения 2 пробных лекций).

В 1872 г. защитили диссертации первые его 5 учеников по гигиене питания. Всего за 18 лет деятельности А. П. Доброславина, безвременно скончавшегося от брюшного тифа в 1889 г., под его руководством было написано более 160 работ, в том числе 96 диссертаций по самым различным разделам гигиены. Многие его ученики впоследствии возглавили вновь возникшие кафедры гигиены медицинских факультетов. Лично А. П. Доброславиным было опубликовано свыше 100 работ, в том числе ряд учебников и монографий. В 1874 г. вышел в свет его обстоятельный труд «Очерк основ санитарной деятельности» (руководство для врачей), а в 1885 и 1887 г. — 1-я и 2-я части оригинального русского учебника «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (переизданного в 1889 г.). Этот учебник имеет 3 особенности. Первой из них является его новаторский, оригинальный характер, глубоко продуманное, целеустремленное научное построение и систематическое изложение материала. Во-вторых, следует отметить глубо-

кий патриотизм автора, широкое использование им отечественных работ, в значительной части собственных и его учеников. В-третьих, следует указать на то, что даже в заглавии учебника отразилось понимание гигиены как общественно-медицинской науки; можно в качестве иллюстрации привести следующее определение А. П. Доброславиным задач гигиены 1: «Гигиена должна изучать условия для наибольшей полезной дятельности человека, определить обстоятельства, благоприятствующие труду, или, напротив того,— влияющие на него неблагоприятно, и находить средства для усиления первых и устранения последних». «Предметом изучения ... прежде всего является здоровый человек, а потом уже — та внешняя среда, которая или сообщает ему или отнимает у него здоровье»2 .

Огромной заслугой А. П. Доброславина является научно обоснованная и всесторонняя разработка им самого широкого круга вопросов военной гигиены, явившаяся результатом личного ознакомления его с условиями жизни и быта войск. Наиболее яркое и полное представление об этой самостоятельной отрасли гигиены дает двухтомное руководство А. П. Доброславина «Курс военной гигиены» (1885—1887), носящее новаторский и самобытный характер.

А. П. Доброслевин ввел обязательный экзамен и обязательные прак« тические занятия по гигиене и санитарной статистике. Первая краткая программа курса гигиены была составлена им в 1882 г.; в 1889 г. он разработал обширную программу, по которой вели преподавание преемники Алексея Петровича С. В. Шидловский и В. А. Левашов в течение ряда лет, вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции и до прхода на кафедру в 1918 г. Г. В. Хлопина.

А. П. Доброславин (как и Ф. Ф. Эрисман и даже Г. В. Хлопин в первой четверти XX века) был представителем универсальной гигиены, но уже тогда намечались пути дифференциации, дальнейших ответвлений гигиены В первую очередь А. П. Доброславин как профессор Военно-медицинской академии развивал вопросы военной гигиены — в учебнике и ряде специальных работ о гигиенической обстановке госпиталей, о гигиенических требованиях к казармам и лагерям, о медицинской помощи на войне, о санитарных поездах. Особенно следует отметить его работу «Два месяца в действующей армии», написанную в связи с участием А. П. Доброславина в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Другим ярко выраженным направлением в трудах Алексея Петровича, его учеников и сотрудников была гигиена питания. Это направление было обусловлено первостепенной, жизненной важностью проблемы питания народа в связи с частыми неурожаями и их последствиями (голод, эпидемии), в связи с тяжелейшими условиями существования трудящихся масс в России. А. П. Доброславин писал о ржаной муке, о питательности отрубей, о суррогатах хлеба («голодный хлеб»), о свойствах и питательности различных сортов мяса, о консервах, маргарине, кумысе, о составе пищи воспитанников военно-учебных заведений, об организационных сторонах гигиены питания, в частности о пищевых лабораториях, о питании военнослужащих, о проблеме питания и продовольствия. Последователи и ученики А. П. Доброславина в своих диссертационных работах писали о питании больных в больницах, детских и других групп населения, о примесях к пищевым продуктам. Современники А. П. Доброславина отмечали его особое стремление приложить знания по гигиене питания к жизни русского простолюдина, что легко проиллюстрировать тематикой изучения им пищевых продуктов наиболее массового потребления (хлеб, квас, дешевые сорта рыбы, картофель, грибы, гречневая крупа, капуста, в том числе кислая).

По инициативе Алексея Петровича после преодоления ряда препятствий при кафедре была открыта в 1888 г. первая аналитическая пищевая

1 Вступительная лекция, с. 6.

2 Из речи А. П. Доброславина на VI съезде естествоиспытателей и врачей.

станция, при обществе охранения народного здравия созданы комиссии по изучению питания крестьянства и рабочего класса, открыты кулинарные курсы и дешевые («нормальные») столовые, издавался «Листок нормальной столовой».

Наряду с этим немалое место в научной и практической деятельности А. П. Доброславина занимали вопросы благоустройства городов и жилищно-коммунальной гигиены, в частности, больничной гигиены. Вопросы школьной гигиены также нашли освещение в научном наследии Алексея Петровича, особенно интересна его работа 1888 г. «Переутомление учащихся и его последствия». А. П. Доброславин активно включался в проведение противоэпидемических мероприятий, среди его трудов эпидемиологического профиля наибольшее место занимают исследования дезинфекционных средств и аппаратуры.

Подвигом жизни и деятельности А. П. Доброславина явилось основание им и издание в течение почти десятилетнего периода первого в России гигиенического журнала «Здоровье». Этот журнал сыграл большую роль в становлении и развитии гигиенической науки и популяризации гигиенических знаний, в нем принимали участие видные ученые, санитарные и общественные деятели России и зарубежные гигиенисты. С большим трудом добился Алексей Петрович в 1874 г. разрешения на издание журнала, ведение его требовало многих забот, труда и расходов (большей частью из скромных средств самого А. П. Доброславина); после ряда трагических коллизий и трансформаций в 1884 г. журнал был закрыт.

Поразительная работоспособность А. П. Доброславина, поначалу единственного авторитетного гигиениста в России, превратила его по существу во всероссийского консультанта, члена всевозможных комиссий. Он был одним из учредителей Общества охранения народного здравия, участвовал в проведенных при его жизни первых 5 съездах земских врачей Петербургской губернии и 3 Пироговских съездах, был со своим близким другом А. П. Бородиным активным поборником женского высшего медицинского образования. Алексей Петрович придавал исключительное значение пропаганде гигиенических знаний, публиковал публицистические и популярные статьи, выступал с общедоступными лекциями, участвовал в создании гигиенических музеев и выставок.

Он никогда не замыкался в узкие рамки научно-педагогической деятельности, а наоборот, был самым тесным образом связан с практическким санитарными задачами с борьбой за здоровье народа, за его санитарное благополучие, неустанно стремился внедрить в жизнь гигиенические нормативы и правила. В частности, много сделал А. П. Доброславин для санитарного благоустройства Петербурга.

В своих концепциях о связи гигиены и медицины и о подготовке санитарных кадров он допускал ошибки, трактуя гигиену как отдельную, не связанную с медициной область знаний, полагал, что гигиенисту не обязательно иметь общемедицинское образование. Эта ошибочная точка зрения была подвергнута справедливой критике Ф. Ф. Эрисмана (в его лекции «Основы и задачи современной гигиены»). Однако внимательное рассмотрение взглядов А. П. Доброславина и обусловивших их исторических причин приводит к выводу о преувеличении степени ошибочности его воззрений и если не к оправданию их, то к объективному объяснению. Во-первых, следует учесть, что в период становления гигиены приходилось настойчиво бороться, доказывать ее право на самостоятельное существование. В пылу борьбы и полемики А. П. Доброславин «переходил границы» и доходил до нежелательных противопоставлений гигиены и медицины. Во-вторых, следует учесть острую необходимость для того времени расширить круг гигиенистов, создать кадры санитарных врачей, которых было чрезвычайно мало. «Крамольные» высказывания Алексея Петровича по этому поводу прозвучали ярче всего в его речи на VI съезде естествоиспытателей и врачей и явились попыткой привлечь биологов к гигиеническим проблемам. В-треть-

их, внимательное изучение трудов А. П. Доброславина указывает на то, что он сопровождал свои паллиативные, вынужденные предложения множеством оговорок, из этих оговорок видно, что Алексей Петрович прекрасно понимал преимущества медицинского образования гигиениста, но, учитывая практическую невозможность совмещения лечебной практики и гигиенической деятельности, мог лишь мечтать о подготовке «санитарных врачей, действительных экспертов», «особых официальных специалистов» Ч В те времена это было несбыточной утопией и могло осуществиться только через 50 с лишним лет, в советский период.

И наконец, сам А. П. Доброславин, прошедший школу терапевта и физиолога, не только никогда не отходил от медицины, но и был чрезвычайно эрудирован в ряде пограничных медицинских областей. В. И. Ленин учил: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому что они дали нового сравнительно со своими предшественниками» 2.

А. П. Доброславин был новатором и внес огромный вклад в развитие отечественной медицины. Благородные традиции, многогранный опыт первой научной гигиенической школы, созданной им 100 лет назад, подхватили и понесли вперед его многочисленные последователи. Достаточно назвать только 2 славных имени руководителей доброславинской кафедры в советский период—Г. В. Хлопина и Ф. Г. Кроткова, чтобы убедиться в том, что советская гигиеническая школа, творчески продолжая исторические традиции прошлого, развивает и продолжает дифференцировать профилактические дисциплины в нашей стране и по праву занимает ведущее место в мировой науке.

Поступила 10/1 1972 г.

УДК 614.31:658.331.015.2

АНАЛИЗ ЗАТРАТЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПОМОЩНИКАМИ САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ

П. Г. Булоишик, Е. И. Добкина

Киевский научно-исследовательский институт питания Министерства здравоохранения УССР, Киев

Перед специалистами санэпидслужбы, осуществляющими надзор по гигиене питания, поставлены большие задачи, направленные на всемерное использование пищевых факторов для здоровья населения. В связи с этим немалое значение имеет проблема научной организации труда санитарных врачей и фельдшеров, работающих в области гигиены питания.

Ряд специалистов (А. Н. Щербань и Б. М. Завьялов) справедливо указывают, что внедрение в практику здравоохранения принципов научной организации труда невозможно без тщательного изучения условий труда каждой конкретной категории медицинских работников. Одновременно с этим необходимо всесторонне проанализировать и существующию организацию труда той или иной группы специалистов. Некоторые авторы (И. А. Андреева) правильно считают, что при существующих штатах, но при более рациональной организации работы многие показатели трудовой деятельности могут быть улучшены.

В течение 1968—1970 гг. нами изучались затраты рабочего времени на различные виды деятельности санитарных врачей по гигиене питания в 6 городах УССР. Мы убедились в том, что полученные в этом отношении данные не могут полноценно анализироваться без одновременного изучения

1 Журнал «Здоровье», 1874, № 1 и 5.

а В. И. Л е н и и. Поли. собр. соч., т. 2, с. 178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.