Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3658
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая политика / макроэкономика / финансовая система / преобразования / probability / reliability / accuracy / estimation / cost / methods / problems

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ж М. Алиева, К Х. Ильясова, Я Сайд-хусейновна Джумаева, М М. Эскиева

В данной статье рассмотрена определяющая роль финансовой политики, как составной части реализующейся экономической политики и финансовой системы страны в целом. Определено, что финансовая политика является комплексом налоговых, бюджетных, денежных институтов и инструментов финансовой власти государства. Выявлена основная стратегическая цель финансовой политики по организации условий для повышения качества жизни населения страны. Рассмотрены направления финансовой политики России. Определены основные проблемы реализации финансовой политики. Предложены пути урегулирования финансовой ситуации в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FINANCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the actual problem of developing scientifically based approaches and quantitative criteria for assessing the degree of reliability of the results of real estate market valuation using probabilistic-statistical methods. The problems ofprobabilistic attitude to the results of real estate valuation and the need to determine the degree of reliability of real estate values are considered. The necessity of legislative fixing of the interval of cost reliability has been determined.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2. Adamenko A.A. Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.

3. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.

4. Berlin S.I. Modern trends in the development of Russian entrepreneurship / S.I. Berlin, S.H. Berlin, D.V. Petrov // Bulletin of IMSIT. - 2015. - No. 1 (61). - S. 27.

5. Zhinkina T.Yu. On some topical issues of entrepreneurial activity in modern Russia / T.Yu. Zhinkin, V.O. Shuvalova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 25 (2). - S. 125-130.

6. Zlobova E.G. Formation and use of profit in a commercial organization / Zlobova E.G., Yunik V.N., Polonskaya O.P. // In the collection: Economy and society in the context of modernization: materials of the international scientific and practical conference. - 2017 .-- S. 43-52.

7. Papova L.V. Formation and use of the financial results of the organization / L.V. Papova, E.M. Reva, A.O. Korchagin // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support: materials of an international scientific conference. - 2017 .-- S. 91-95.

8. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. - 2017. - S. 145-150.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10515

Ж.М. Алиева - кандидат экономических наук, доцент, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М. Д. Миллионщикова г. Грозный, karina.i86@mail.ru,

J.M. - Candidate of economic Sciences, associate Professor Grozny state oil technical University University. Acad. M.D. Millionschikova, g. Grozny;

К.Х. Ильясова - старший преподаватель кафедры Экономики и управления в образовании Чеченского государственного педагогического университета, г. Грозный, karina.i86@mail.ru,

K.K. Ilyasova - senior lecturer of the Department of Economics and management in education Chechen state pedagogical University, g. Grozny;

Я. Сайд-Хусейновна Джумаева - ассистент кафедра государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Чеченский государственный Университет», г. Грозный, karina.i86@mail.ru, Y. Said-Huseinovna Djumaeva - assistant of the Department of state and municipal administration of the "Chechen state University», g. Grozny;

М.М. Эскиева - студентка 3-го курса ФЭ, Физико-Математический Факультет, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» г. Грозный, eskieva_milana@mail.ru,

M.M. Eskieva - student 3-year student FE, Faculty of Physics and Mathematics FSBEL of she «Chechen State pedagogical University» Grozny.

СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MODERN FINANCIAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: В данной статье рассмотрена определяющая роль финансовой политики, как составной части реализующейся экономической политики и финансовой системы страны в целом. Определено, что финансовая политика является комплексом налоговых, бюджетных, денежных институтов и инструментов финансовой власти государства. Выявлена основная стратегическая цель финансовой политики по организации условий для повышения качества жизни населения страны. Рассмотрены направления финансовой политики России. Определены основные проблемы реализации финансовой политики. Предложены пути урегулирования финансовой ситуации в стране.

Abstract. The article is devoted to the actual problem of developing scientifically based approaches and quantitative criteria for assessing the degree of reliability of the results of real estate market valuation using probabilistic-statistical methods. The problems ofprobabilistic attitude to the results of real estate valuation and the need to determine the degree of reliability of real estate values are considered. The necessity of legislative fixing of the interval of cost reliability has been determined.

Ключевые слова: финансовая политика, макроэкономика, финансовая система, преобразования. Key words: probability, reliability, accuracy, estimation, cost, methods, problems.

Финансовая политика - это совокупность мероприятий государства, которые направлены на обеспечение постоянной и результативной деятельности финансово-экономической сферы, на формирование денежных ресурсов в бюджете государства, их распределение и применение в целях выполнения функций страны.

В России финансовая политика - прерогатива федеральных органов управления, поэтому под государственной финансовой политикой подразумевается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и решения задач. [6]

Финансовая политика как совокупность мероприятий, направленных на организацию и использование денежных средств (ресурсов), является категорией многогранной и разноуровневой, т. е. может формироваться как на микро-, так и на макроуровне. Безусловно ведущее значение имеет финансовая политика государства, которая в условиях рынка является главным рычагом воздействия государства на экономику.

Приоритет в разработке финансовой политики государства принадлежит президенту, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ее основные направления на текущий год и перспективу. Правительство обязано действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. В частности, Правительство РФ как часть исполнительной власти разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики, вносит их для рассмотрения и принятия в Государственную Думу.

Основой современной финансовой политики России являются свобода предпринимательской деятельности, использование разнообразных форм хозяйствования, переход к смешанной экономике, сочетающей интересы государственных и частных хозяйствующих субъектов.[ 4] Направления финансовой политики России:

Прогнозирование главных показателей макроэкономики социально-экономического развития России, которое использовалось при создании финансового плана до 2023 г., образовано исходя из направлений экономической политики, рассмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция).

Концепция необходима для обеспечения условий современного развития на основании вложений в человеческий капитал, образования плодотворной деловой среды, улучшения условий институтов страны, при поддержании стабильности макроэкономики и финансовой системы России в целом.

Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

Структура финансовой системы:

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;

2. Территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов;

3. Единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Стратегическое направление деятельности в финансовой сфере страны реализуется посредством формирования реального бюджета. В сложившихся обстоятельствах уменьшение государственного сектора экономики и рост частной собственности в главных отраслях, в том числе естественные монополии, не вызвало увеличения доходной базы бюджета государства, роста объемов производства. Для образования доходной базы бюджетов различных уровней важнейшую роль играет тема их кассового исполнения. В ходе регулирования денежными потоками страны происходят краткосрочные кассовые разрывы. Минимизация остаточных средств на некоторых бюджетных счетах имеет место быть только с обращением в единый счет Федерального казначейства, что послужит централизации всех средств бюджета.

Среди главных проблем финансовой политики нашей страны исследователи выделяют следующие:

— несогласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства;

— недостатки налоговой системы;

— небольшие значения финансирования инвестиций;

— отсутствие целостности финансовой и денежно-кредитной политики;

— непостоянность валютного курса рубля;

— нерезультативное пользование государственной собственностью.

Определим современное состояние проблем в финансовой сфере страны:

— невысокая степень сбора налогов: сокрытие прибыли плательщиками налогов, отступление от выплаты налогов при помощи недостатков, заложенных в правовых актах, снижение налогооблагаемой базы по причине уменьшения реального ВВП;

— вероятности уменьшения расходов федерального бюджета почти использованы: оптимизация структуры расходной части бюджета на покрытие государственного долга; реструктуризация долгов и установления наивысшей границы прибыльности по государственным заимствованиям и т. [1];

— уменьшение функций страны в вопросах социальной и экономической политики, расширению регионального сепаратизма, или упрочнение принципов государственности на федеративной основе с точно определенными геополитическими задачами в сфере интеграционных процессов и направлений финансовой системы России.

Из вышесказанного следует то, что необходимо согласовать финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политики, и направить на удовлетворение потребностей населения страны, обеспечить защиту национального богатства и имеющегося интеллектуального потенциала, укрепить стратегическое положение, а именно:

согласованность бюджета различных уровней и внебюджетных фондов государства может быть решена с помощью повышения сбора налогов и уменьшения расходов, увеличения эмиссионных и неэмиссионных ресурсов финансирования дефицита бюджета;

повышения сбора налогов можно достигнуть с помощью увеличения налогооблагаемой базы, снижения просроченных задолженностей, ужесточения контроля за финансами, преобразования схемы зачисления денежных средств на уровни бюджетной системы, внедрения государственной монополии на изготовление алкогольной продукции. Особая роль отводится на преобразование налогового законодательства;

для устранения проблемы организации реального бюджета требуется обеспечить все условия, чтобы сбережения и активы, произведенные в Российской Федерации, действовали в ее интересах, как это происходит в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом состоит самая важная цель и трёх ветвей власти, и людей, занимающихся предпринимательской деятельностью, и всего населения [1];

увеличение совокупного предложения на настоящий момент может гарантировать лишь финансирование инвестиций за счет внешних и внутренних займов, запасов среднего слоя населения, а также граждан, имеющих большие и сверхбольшие доходы, накоплений нерезидентов;

особую роль играет обеспечение устойчивости валютного курса рубля. Требуется ряд мер по уменьшению спекуляции на рынке валют. К примеру, осуществляющаяся в последнее время денежно-кредитная политика "заставляет" и побуждает граждан к потреблению иностранных валют в роли главного типа сбережений для уменьшения риска инфляции. Это отрицательно воздействует на валютный курс рубля, изменяя действительное соотношение рублей и долларов в зависимости от паритета покупательной способности.

Данные вложения имеют в особенности спекулятивный характер и напрямую обуславливаются макроэкономическими показателями. Исход сложившейся ситуации имеет такой вид: государство образует положения для конвертации иностранных валют, принадлежащих физическим лицам и хранящихся не в банковской системе, в рублевые активы, по притягиванию сбережений на счета коммерческих учреждений, для обеспечения сохранения вкладов и их увеличения. При этом самым главным для денежно-кредитной политики является управление процентными ставками [3,5];

следует увеличить персональную ответственность представителей страны в структурах управления компаний, часть акций которых относится к государству, за результативное применение активов, установление кооперационных связей и создание ситуации для привлечения вложений в капитал. Необходимые положения должны быть прописаны в контрактах, подписываемых с представителями страны. Необходимо обеспечить приход дивидендов в бюджет, арендной выплаты от пользования государственным имуществом. Для этого желательно усилить деятельность Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка, организовать структуру доверительного контроля пакетами акций и другим имуществом государства, составить полный письменный перечень объектов имущества, относя сюда незаконченное строительство федерального и регионального значения, создать доказательство прав РФ на зарубежное имущество и увеличение эффективности его эксплуатации;

необходимо имеющимися правовыми актами Правительства Российской Федерации решить проблему по счетам Государственного таможенного комитета РФ и внебюджетных фондов государства, капитал которых остаётся в пользовании коммерческих банков на достаточно длительный период времени. Данные средства могли бы результативно применяться для покрытия возникающих кассовых разрывов в бюджете. В общем системе казначейства необходимо серьезное реформирование и придание ей отдельного статуса по подобию с существующим зарубежным опытом для улучшения финансового порядка и разведения процедур образования, утверждения и использования бюджета, которые на сегодняшний день сконцентрированы в Министерстве финансов России [5];

требуется направление денежно-кредитной политики и политики финансов страны в сторону её геополитических интересов, на границах государств СНГ. Направленность стран СНГ на употребление в ситуациях взаимных расчетов доллара США, притягивание больших внешних займов, которые значительно увеличивают нагрузку на бюджет, создает проблемы при погашении долга и обеспечении согласованности платежных балансов;

один из наиболее эффективных способов к увеличению результативности бюджетного сектора относится к преобразованию системы оплаты труда государственного сектора. В данном случае ситуация связана не с простым увеличением заработной платы трудящихся. Цель связана с созданием устройств, которые будут обеспечивать устойчивое приспособление зарплаты трудящихся к ситуации рынка труда и оказывать важное стимулирующее влияние на бюджетный сектор в вопросе производительности труда;

рассматривая структуру бедных домохозяйств, для уменьшения социального неравенства нужно создать программу, которая будет направлена на улучшение качества жизни социально-незащищенных категорий населения (инвалиды, многодетные, неполные семьи, пенсионеры и т.д.). Большой процент бедных России сконцентрирован у черты бедности, и лишь десятая часть этого населения считает, что бедность является почти полным отсутствием средств для существования.

Кроме вышеназванных предложений, для урегулирования ситуации государства с перечисленными проблемами требуется:

- обеспечение сбалансированности бюджетов и их установление на уровне реального прогноза макроэкономических коэффициентов;

- реализация комплекса мер по увеличению налогооблагаемой базы;

- установление верхних границ прибыльности по заимствованиям государства, расширение операций Банка РФ на открытом рынке;

- стабилизация валютного курса рубля с помощью увеличения контроля Банком России за операциями;

- формирование системы доверительного управления собственностью государства в нашей стране и за рубежом;

- реформирование системы исполнения бюджета казначейством, обеспечение ее прозрачности, повышение статуса, расширение сферы применения;

- ориентация денежно-кредитной политики на корректировку процентных ставок.

Таким образом, исполнение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать финансовую политику страны и самого процесса ее разработки. Результативное исполнение финансовой политики напрямую обуславливается последовательным проведением задуманных преобразований, способностью быстрого реагирования на перемены условий развития экономики для изменения существующих направлений финансовой политики, а также своевременным отражением ее путей и важных факторов исполнения в правовой базе и составляющих денежного механизма

Источники:

1. Афанасьев М. Модернизация государственных финансов/ М. Афанасьев. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 181 с.

2. Захарян А.В. Финансовая политика России на современном этапе - / Захарян А.В., Неводова И.А., Кумпилов Н.Т., Назаретян К.А., Сальков Д.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. №11(100). С.145-148.

3. Когденко В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: Учебное пособие / В.Г. Когденко М.В. Мельник. - М.: ЮНИТИ, 2016. 471 с.

4. Кабанцева Н.Г. Финансы / Н.Г. Кабанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 348 с.

5. Лившиц В.Н. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика / В.Н. Лившиц С.В. Лившиц. - М.: Ленанд, 2015. - 248 с.

6. Чернецов С.А. Финансы /С.А.Чернецов : Магистр, 2014. - 576 с. References:

1. Afanasiev M. Modernization of public finance / M. Afanasiev. - Moscow: Gostekhizdat, 2016 .-- 181 p.

2. Zakharyan A.V. Financial policy of Russia at the present stage - / Zakharyan A.V., Nevodova I.A., Kumpilov N.T., Naza-retyan K.A., Salkov D.A. // Economy and Entrepreneurship. 2018. No. 11 (100). S. 145-148.

3. Kogdenko V.G. Short-term and long-term financial policy: Textbook / V.G. Kogdenko M.V. Miller. - M .: UNITI, 2016.471 p.

4. Kabantseva N.G. Finance / N.G. Kabantsev. - Rostov n / a: Phoenix, 2012 - 348 p.

5. Livshits V.N. Macroeconomic theories, real investments and state Russian economic policy / V.N. Livshits S.V. Livshits. -M .: Lenand, 2015 .-- 248 p.

6. Chernetsov S.A. Finance / S.A. Chernetsov: Master, 2014 .-- 576 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10516

Ф.А. Атаева - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Истории и философии» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», mbc_@mail.ru,

F.A. Ataeva - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova";

М.А. Довлетмурзаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.A. Dovletmurzaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University".

СТРУКТУРНО-ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ STRUCTURAL AND INNOVATIVE CHANGES IN THE ECONOMIC SYSTEM OF THE MUNICIPALITY

Аннотация. Социально-экономическое развитие муниципальных формирований в условиях становления рыночной экономики, радикально отличающейся от традиционной административно-командной системы управления, привело к усугублению дифференциации пространственно-территориальных образований. Эти существенные отличия в уровне социально-экономического развития проявляются не только в параметрах их основных ресурсных потенциалов, но и в различном уровне рационального задействования этих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.