УДК 616.8-008.64:614.23
□ СОВРЕМЕННАЯ «БОЛЕЗНЬ» МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ - СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Маслова Н.Н., Захарова Д.А.
Смоленский государственный медицинский университет Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28, [email protected] maslovasm @yahoo. com- Маслова Н.Н., darya. 1.97@mail. ru - Захарова Д.А.
Резюме: Staff burned-out или иначе синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - напасть XIX века. СЭВ - состояние физического и психического истощения, вызванное интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающееся эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Кроме того, эти специалисты, чаще других врачи, в своей деятельности, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, вынуждены использовать свои внутренние ресурсы, являясь своего рода «эмоциональными донорами» для пациентов и их родственников.
Ключевые слова: эмоциональные доноры, синдром эмоционального выгорания, эмпаты, медицина, театр.
□ MODERN " DISEASE" OF MEDICAL WORKERS - THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT
Maslova N.N., Zakharova D.A.
Smolensk State Medical University
28, KrupskojSt., Smolensk, 214019, Russia, [email protected] maslovasm @yahoo. com - Maslova N.N., darya. 1.97@mail. ru - Zakharova D.A.
Abstract. Staff burned-out or otherwise burnout syndrome is an attack of the XIX century. This is a state of physical and mental exhaustion caused by intense interpersonal interactions when working with people, accompanied by emotional saturation and cognitive complexity. This is also due to the fact that in their activities, these specialists, in addition to professional knowledge, skills and abilities, often use their internal resources, being a kind of "emotional donors ".
Keywords: emotional donors, burnout syndrome, empaths, medicine, theater.
В современном обществе, в том числе медицинском, постоянно и закономерно происходят изменения, часто драматические. Стремительная модернизация захватила как производство, так и сферы, где ранее все базировалось исключительно на межличностных связях. Это приводит к тому, что изменяется само отношение людей, как к себе, так и тому, что и кто его окружает. Тотально возрастает физическое и эмоциональное напряжение. В связи с этим все чаще и шире обсуждается проблема, публикуются статьи о новом и опасном явлении - синдроме эмоционального выгорания (СЭВ).
Существует несколько интерпретаций того, что же все-таки такое синдром эмоционального выгорания. По мнению Х. Фреденберга: «Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте». К. Маслач же считал, что это синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки и такого же отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
И хотя приведённые определения немного разнятся в своем содержании, суть СЭВ это ни коим образом не меняет. Он наблюдается абсолютно во всех возрастных группах, чаще всего первые признаки появляются уже в 35-40 лет, т.е. у трудоспособного населения. Однако в наши дни, и пандемия Covid-19 внесла свои драматические правки, возрастной интервал сдвигается, и
можно сказать с уверенностью, что все начинается со студенческой скамьи, а это как минимум с 25 лет.
Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемая работа соответствует ролевой ориентации, имеются ли у человека хобби, есть у него свои личные методы разгрузки и релаксации, после трудных будней. Существует ряд факторов, которые могут привести к СЭВ, к ним относятся: возраст сотрудника, его профессиональный стаж, место в служебной иерархии, повышенные требования к работе, неукомплектованность штата. Важную роль в возникновении СЭВ отводят выполняемой работе: переутомление, чрезмерная нагрузка, пребывание на рабочем месте 24/7, конфликты в коллективе, слабая социальная поддержка, ощущение профессиональной незащищенности, несоответствие труда и «отдачи», минимальная заработная плата, ответственность за чужие здоровье и жизнь, юридический контроль, риск собственному здоровью при работе с инфекционными пациентами, неуважительное, пренебрежительное отношение в социуме [2].
Симптомы эмоционального выгорания подразделяют на несколько групп, в зависимости от их проявлений: эмоциональные, физические, социальные, поведенческие и когнитивные [4].
К физическим симптомам относятся: нарушение сна, истощение, такое понятие как «встал, уже устал», колебание веса (прибавка или же потеря). Эмоциональные включают в себя: эмоциональную тупость, апатию, безразличие к выполняемой работе, отсутствие концентрации внимания на своих манипуляциях, черствость, чувство вины. Отрицательные эмоции вытесняют положительные, человек становится абсолютно безликим и равнодушным, как манекен.
Изменения в поведенческой сфере проявляются безразличием к пище, постоянным ощущением усталости и желанием отдохнуть, оправданием тяги к вредным привычкам (табакокурение, употребление алкоголя, седативных препаратов), минимальной физической активностью, частыми несчастными случаями, как в быту, так и на службе.
Когнитивные симптомы включают снижение интереса к выполняемой работе, обучению, склонность к шаблонным и рутинным действиям, нежелание и страх найти нестандартные решения в сложных ситуациях, пусть и ради спасения жизни пациента.
Социальными симптомами являются отсутствие желания наладить какой-либо досуг, ограничение своего круга общения, вплоть до полного его обеднения и затворничества.
В психологии существует такое понятие как эмпатия. Она включает в себя способность понимания мира переживаний другого человека, добровольного участия в его эмоциональной жизни. Из этого следует, что чем выше уровень эмпатии, тем, как это ни печально, существенно выше может быть уровень их эмоционального выгорания. Люди, способные к эмпатии, как правило, очень глубоко сочувствуют другим, как бы пропуская все их беды через себя, что, в конце концов, не выдерживают и выгорают сами [1].
В конечной стадии своего эмоционального истощения специалист не видит дальнейших целей стремления в своей работе, исчезает ощущение удовлетворенности от выполняемой работы, происходит падение собственной самооценки. Всё вышеперечисленное, прежде всего, относится к медицинским профессиям.
Медицинская практика предполагает, в числе прочего, принятие решений, связанных с этикой и моралью. Врач постоянно оказывается вовлеченным в решение вопросов, которые не имеют однозначных ответов: от боли и смерти до денег, любви и романтики. В 2020 году пандемия COVID-19 с нехваткой в её начале средств индивидуальной защиты (СИЗ), препаратов, мест в клиниках, увольнениями, разорениями и возросшим числом пациентов без медицинской страховки, обрушила на врачей поток новых этических проблем, рисков и переживаний [8].
Medscape опросил более 12 000 врачей в странах Европы и США. Вот что рассказали об этических сложностях 2020 года неврологи и нейрохирурги [8].
Из-за нехватки СИЗ на месте работы врачи чувствовали себя "уязвивыми" и "преданными". Многие отмечают, что медицинские учреждения рассматривали их как расходный материал, «винтики в колесе». Более половины опрошенных считают, что подобное отношение - это как раз тот случай, когда медики должны выносить свои проблемы в публичное поле обсуждения - в открытые СМИ. Другие респонденты были настроены более консервативно: вопросы организации
здравоохранения и медицинской практики имеет смысл затрагивать только на профессиональных ресурсах, которые способны содействовать решению проблем.
Почти три четверти неврологов и нейрохирургов выступают за обязательную вакцинацию для врачей, имеющих контакт с инфекционными пациентами. Исключение предлагается сделать тем, у которых в прошлом была аллергическая или аутоиммунная реакция на препараты, но им следует немедленно уходить на карантин при появлении симптомов [8].
Во время пандемии проблема эмоционального выгорания медиков усилилась. Увеличилось число депрессий и самоубийств среди врачей. МеёБсаре опросил врачей более 29 специальностей. Данные были собраны в период с 30 августа по 5 ноября 2020 г. В среднем 42% врачей отмечают признаки синдрома выгорания, что соответствует показателям прошлого года. Однако, влияние СОУТО-19 на разные специальности оказалось различно. В прошлом году среди специальностей-лидеров по степени эмоционального выгорания, были урология, неврология, нефрология, эндокринология и семейная медицина. В этом году реанимация (51% - сегодня, 44% - в отчете 2020 г.), ревматология (50% - сегодня, 46% - в отчете 2020 г.) и инфекционные болезни (49% -сегодня, 45% в отчете за прошлый год).
Женщины традиционно сообщают о более высоком проценте выгорания, чем мужчины, в этом году разница оказалась еще критичнее. 21% врачей, отметивших, что страдают сегодня от синдрома выгорания, не отмечали признаков этой проблемы до пандемии СО"УШ-19 [7].
Один из врачей сравнил нынешнюю эмоциональную ситуацию в здравоохранении с китайской казнью «путем нанесения тысячи порезов» (китайская казнь линчи - особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени). Более 70% респондентов, сообщивших о выгорании, считают, что это состояние оказывает драматическое влияние на их жизнь. Одна десятая рассматривает возможность ухода из медицины из-за синдрома выгорания - неожиданный результат после стольких лет обучения. Уровень счастья среди врачей резко упал с начала пандемии: с 69% до COVID-19 до 49% сейчас. Стресс, риски, социальное дистанцирование и неопределенность будущего способствовали уменьшению ощущения счастья [7].
Что могло бы уменьшить ваши симптомы выгорания?
Лидируют ответы: более высокая заработная плата, более гибкое расписание, уменьшение рисков для собственного здоровья и снижение зависимости от страховых компаний. Соблюдение баланса между работой и личной жизнью традиционно является наиболее острой проблемой для врачей. Причем, чем моложе врач, тем с большей вероятностью проблемы выгорания на работе влияют и на его личные отношения. Далее следует вопрос совмещения работы и родительских обязанностей. Заработная плата - более частая проблема для мужчин, чем для женщин [7].
О признаках клинической депрессии заявили более 20% врачей. Более двух третей отмечают у себя депрессивное настроение (подавленность, грусть). Многие считают, что выгорание - одна из основных причин их депрессии. Более 50% врачей, страдающих депрессией, полагают, что их состояние заметно влияет на взаимодействие с пациентами и их родственниками.
Однако, эти результаты, скорее всего, не так тревожны, как можно было бы подумать. Врачи традиционно очень строги к себе. Исследователи предполагают, что качество работы опрошенных выше, чем их оценки. Тем не менее, в США ежегодно около 300 врачей кончают жизнь самоубийством. 1% врачей, участвовавших в опросе, сообщили, что уже пытались покончить жизнь самоубийством. Это тревожный показатель. Любой, кто пытался совершить суицид, навсегда остается в группе риска в плане совершения этого акта [7].
Чем сильнее выгорание, тем чаще и мучительнее приходит ощущение того, что он - врач не способен помочь своим пациентам, тем сильнее нарастает желание уменьшить свою нагрузку и время общения с больными, а также минимизировать свои эмоциональные затраты. Формируется частичная, а позже полная утрата интереса к своей работе.
А что делать, если это любимая профессия, которой ты живешь? Медицина, это та отрасль нашей жизни, в которой без сопереживания и сочувствия никак не обойтись, это ее базовые составляющие. Как быть в данной ситуации?
Важно знать и применять на практике то, что способно предотвратить эмоциональное выгорание.
Для того чтобы минимизировать появление СЭВ можно рекомендовать:
1. Создать в коллективе благоприятный микроклимат
2. Необходимо проведение оздоровительных мероприятий для медицинского персонала: организовать комнаты отдыха, различные тренинги психологической разгрузки
3. Полезно проведение обучающих курсов, тренингов, вебинаров по вопросам, касающимся повышения квалификации, профессиональной адаптации и безопасности
4. Организовать проведение дебрифингов после сложных клинических случаев
5. Нормализовать адекватный сон, регулярные прогулки на свежем воздухе и полноценный отдых
6. Приобрести хобби - природа, спорт, культурное просвещение
7. Обучиться техникам расслабления - аутогенные тренировки, медитации, мышечная релаксация
8. Снизить ложные ожидания, как профессиональные, так и личные [4,5]
Всему перечисленному с успехом могут способствовать такие направления психологической реабилитации, как драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, а также участие в театральной деятельности.
Арт-терапия помогает определить и выразить свои негативные эмоции, развивает самоконтроль, творческие способности. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, используемый для восстановления, поддержания психического и физического здоровья с помощью музыки. Психологи рекомендуют слушать медленную классическую музыку, оказывающую успокаивающее действие. Драматерапия включает в себя разыгрывание какого-то определенного сюжета из жизни и решение тех или иных вопросов во время игры. Помимо данных направлений многие еще со студенческой скамьи находят себя в театре. Театр - это творческий подход к реальности, дающий участнику действа возможность обобщить и сделать более глубокими переживания на пути от личного духовного опыта к общественному. Студенты нашего вуза уже более 15 лет могут реализовать себя, найти вдохновение перевоплощения в качестве хобби, а также использовать для снижения своего психологического напряжения спектакли театра «Зеркало» под руководством его бессменного художественного вдохновителя С.Н. Синицина [3].
Список литературы:
1. Басова А.Г. Понятие эмпатия в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. -2012. - №8. - С.254-256.
2. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал 2012; (2): 117-120.
3. Маслова Н.Н., Захарова Д.А. // Синдром выгорания медицинских работников, его возможная коррекция. Смоленский медицинский альманах. Серия «Педагогика высшей школы». Смоленск: Изд-во СГМУ, 2020. №4, С. 124-126
4. Маслова Н.Н., Кислякова Е.А., Майорова Н.Г., Трясунова М.А. и др. // Роль личности педагога и наставника в формировании профессиональных качеств и особенностей характера будущего врача. - Смоленский медицинский альманах. Серия «Педагогика высшей школы». Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. №2, 282с.
5. Пасечник И.П., Пасиешвили Л.М. Аспекты реабилитации врача при смерти пациента. Семейная медицина 2013; (46): 130-132.
6. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. Причины, симптомы, лечение и профилактика. Педагогическая техника 2013; (1): 68-74.
7. https://vrachirf.ru/concilium/84515.html [Электронный ресурс] (дата обращения 28.02.2021)
8. https://vrachirf.ru/concilium/84757.html [Электронный ресурс] (дата обращения 28.02.2021)