Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СРАВНЕНИИ С ПЕДАГОГАМИ'

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СРАВНЕНИИ С ПЕДАГОГАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

199
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эмоциональное выгорание / стресс / медицинские работники / педагоги / цинизм / эмоциональное истощение / профессиональная успешность. / Emotional burnout / stress / medical professionals / teachers / cynicism / emotional exhaustion / professional success.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земскова Светлана Евгеньевна, Лузина Евгения Александровна, Футанова Мария Геннадьевна

в век массовых коммуникаций и стремительных изменений во всех жизненных сферах, как никогда, остро встала проблема эмоционального выгорания среди представителей социально значимых профессий. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это состояние дисбаланса организма, при котором он чувствует себя физически и эмоционально истощённым вплоть до формирования общих соматических и когнитивных нарушений. С помощью определённых материалов и методов исследования нам удалось оценить такие критерии СЭВ, как «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация/цинизм», «Профессиональная успешность» в равнозначных группах преподавателей и врачей, средний стаж работы которых 12,4 года. На основании полученных результатов был сформулирован ряд выводов, а также изложены последующие рекомендации, следуя которым, вероятно, получилось бы предупредить СЭВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Земскова Светлана Евгеньевна, Лузина Евгения Александровна, Футанова Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BURNOUT SYNDROME OF MEDICAL WORKERS IN COMPARISON WITH TEACHERS

in the age of mass communications and rapid changes in all spheres of life, the problem of emotional burnout among representatives of socially significant professions is more acute than ever. Burnout syndrome is a serious pathological condition in which a person feels physically and emotionally exhausted, up to the formation of General somatic and cognitive disorders. Using certain materials and research methods, we were able to evaluate such criteria for burnout syndrome as" Emotional exhaustion"," Depersonalization/cynicism", and" Professional success " in equivalent groups of teachers and doctors with an average work experience of 12.4 years. Based on the results obtained, a number of conclusions were formulated, as well as subsequent recommendations, following which, probably, it would be possible to prevent burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СРАВНЕНИИ С ПЕДАГОГАМИ»

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований УДК: 159.944

Земскова Светлана Евгеньевна Zemskova Svetlana Evgenevna\

К.м.н., доцент Candidate of Medical Sciences. Docent ФГБОУ ВО НИИ МГУ им. Н. П. Огарёва.

Mordovia State University Лузина Евгения Александровна Luzina Evgenia Aleksandrovna

Студент Student

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский

Университет)

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

Футанова Мария Геннадьевна Futanova Maria Gennadevna

Студент Student

ФГБОУ ВО НИИ МГУ им. Н. П. Огарёва Mordovia State University

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В СРАВНЕНИИ С ПЕДАГОГАМИ

FEATURES OF THE BURNOUT SYNDROME OF MEDICAL WORKERS IN

COMPARISON WITH TEACHERS

Аннотация: в век массовых коммуникаций и стремительных изменений во всех жизненных сферах, как никогда, остро встала проблема эмоционального выгорания среди представителей социально значимых профессий. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние дисбаланса организма, при котором он чувствует себя физически и эмоционально истощённым вплоть до формирования общих соматических и когнитивных нарушений. С помощью определённых материалов и методов исследования нам удалось оценить такие критерии СЭВ, как «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация/цинизм», «Профессиональная успешность» в равнозначных группах преподавателей и врачей, средний стаж работы которых 12,4 года. На основании полученных результатов был сформулирован ряд выводов, а также изложены последующие рекомендации, следуя которым, вероятно, получилось бы предупредить СЭВ.

Abstract: in the age of mass communications and rapid changes in all spheres of life, the problem of emotional burnout among representatives of socially significant professions is more acute than ever. Burnout syndrome is a serious pathological condition in which a person feels physically and emotionally exhausted, up to the formation of General somatic and cognitive disorders. Using certain materials and research methods, we were able to evaluate such criteria for burnout syndrome as" Emotional exhaustion"," Depersonalization/cynicism", and" Professional success " in equivalent groups of teachers and doctors with an average work experience of 12.4 years. Based on the results obtained, a number of conclusions were formulated, as well as subsequent recommendations, following which, probably, it would be possible to prevent burnout syndrome.

Ключевые слова: Эмоциональное выгорание, стресс, медицинские работники, педагоги, цинизм, эмоциональное истощение, профессиональная успешность.

Key words: Emotional burnout, stress, medical professionals, teachers, cynicism, emotional exhaustion, professional success.

Введение. В последнее время СМИ нередко культивируется тема синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)

В 11-ом пересмотренном варианте Международной классификации болезней (МКБ-11 от 28-ого мая 2019 года) можно найти следующее определение: «Эмоциональное выгорание (СЭВ) — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен» [1]. СЭВ может характеризоваться тремя признаками, первым из которых является чувство мотивационного или физического истощения. А два других - это нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей или чувство негативизма к должностным обязанностям; и снижение работоспособности. Эмоциональное выгорание имеет непосредственное отношение к профессиональной деятельности и не должно применяться к другим жизненным сферам [2].

Синдрому эмоционального выгорания подвержено немало профессий, обладатели которых наиболее часто контактируют с социумом. В нашем исследовании мы заострили внимание на таких специальностях, как педагогический персонал (педагог) и медицинский персонал (врач терапевтического профиля). Ежедневно общаясь с людьми, в течение времени человек либо вкладывает душу в выбранное им дело, либо все должностные обязанности воспроизводит механически, протокольно, достигая результатов, необходимых для формального заполнения отчетных документов.

Нередко у специалистов, отличающихся высоким уровнем эмпатии к окружающим, возникает состояние умственного, физического и психического переутомления. Также, это подстегивается высокими скоростями обработки информации, жёсткими временными рамками и ежедневным хроническим стрессом. Вследствие этого у некоторых сотрудников появляется необходимость задерживаться на работе, и, таким образом, превышать лимит рабочего времени. Ужасает тот факт, что, например, в Японии даже появилось такое понятие, как «Кароси», что обозначает внезапную смерть на рабочем месте от переутомления и усталости. С 1987 года в этой стране Министерством труда даже ведётся статистика смертей - кароси. Однако крупные компании нашли своеобразное решение вышеупомянутой проблемы - появилась новая должность для человека, который напоминает сотрудникам о том, что их рабочий день подошёл к концу и, таким образом, спасает их от переработок [3, с. 108].

Основной причиной СЭВ считается даже не физическое, а скорее психическое переутомление. Когда императивы, поступающие извне, на протяжении длительного времени преобладают над внутренними ресурсами, у человека нарушается состояние психического равновесия, что может быть предиктором СЭВ.

Часто для СЭВ характерна следующая триада:

После периода повышенной активности возникает усталость, которая слабо корригируется, а также расходится с циркадными ритмами, что проявляется вялостью, равнодушием и апатией у человека. Со временем, к сожалению, формируется постепенное нежелание идти на работу.

Возникают моменты личностной отстранённости, снижается желание общаться с коллегами, интерес к росту по карьерной лестнице.

Характерна также утрата самооценки. Со временем, человек не видит перспектив в профессии, нет удовлетворения от проделанной работы [4].

Если проблема вовремя не корригируется, то возможно прогрессирование процесса. Нередко это является предиктором развития жизнеугрожающих состояний. У людей, имеющих СЭВ, как правило, выявляется сочетание психосоматических и соматических симптомов, а также появляются признаки социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, снижается когнитивная функция - нарушения памяти, невозможность концентрировать внимание в течение длительного времени, инсомнии, личностные изменения. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Возможно развитие тревожного-депрессивного и тревожно-фобического расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид [5].

Актуальность этого вопроса нас заинтересовала и натолкнула на проведение данного исследования.

Цель работы: исследование синдрома эмоционального выгорания в различных половозрастных и профессиональных группах врачей и педагогов; последующее сравнение этих групп между собой.

Материалы и методы: нами было проведено анкетирование, респондентами которого стали 100 человек: 50 врачей терапевтического профиля и 50 преподавателей школ и университетов. Средний стаж работы анкетируемых составил 12,4 года. Нами был использован опросник "Профессиональное (эмоциональное) выгорание", который был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой [6, с. 17]. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением трудовой деятельности. Обследуемым предлагалось прочитать каждое утверждение и выбрать тот вариант ответа из предложенных, который бы максимально отражал их ощущения, связанные с работой. Если никогда не было описанного чувства, то в листе для ответов следовало отметить позицию 0 - "никогда". Если такое чувство имело место быть, то необходимо было указать, как часто его ощущали (позиция 6 -"ежедневно"). В ключах были представлены средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Результаты исследования.

Признаками профессионального выгорания являются: 1. Эмоциональное истощение, психологическая невыразительность. 2. Деперсонализация -состояние сознания, характеризующееся ощущением отрешенности от мира, в том числе от себя или цинизм. Но не стоит забывать про врачебный цинизм или его еще можно назвать здоровым цинизмом, который не отменяет вежливого

обращения с пациентами и имеет место быть. Врач должен обладать высокими моральными качествами, без которых просто невозможно представить его работу, но сентиментальность и излишняя чувствительность — главные враги рассудительности [7, с. 143]. На рабочем месте врача нет места эмоциям, когда ежедневно видишь, как тонка грань между жизнью и смертью, и осознаешь всю меру ответственности за принятые тобою решения. 3. Снижение способности помогать окружающим на фоне эмоционального истощения. Таким образом, путь к профессиональному выгоранию лежит через эмоциональное выгорание.

При оценке синдрома эмоционального выгорания мы обратили внимание на следующие маркеры - это эмоциональное истощение, деперсонализация или цинизм, профессиональная успешность. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам "эмоционального истощения" и "деперсонализации" и низкие - по шкале "профессиональная эффективность".

Профессиональная деятельность врачей сопровождается постоянным психоэмоциональным напряжением. Это является основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций, таких как синдром эмоционального выгорания [8, с. 117].

У медицинских работников преобладает крайне высокая степень эмоционального выгорания (40 %), на втором месте - высокая (38 %). Интересно, что всего 4% респондентов с низкой степенью эмоционального выгорания (рис. 1).

Медицинские работники

■ Высокая степень ■ Крайне высокая степень

■ Низкая степень ■ Средняя степень

Рис. 1. Степень эмоционального выгорания медицинских работников

У преподавателей дела немного лучше, у большинства респондентов средняя степень эмоционального выгорания. Также низкая степень у 14%, что больше, чем у врачей. Но в то же время стоит обратить и на высокую и крайне высокую, которые в сумме дают чуть менее половины опрошенных (рис. 2).

Преподаватели

■ Низкая степень

■ Высокая степень

■ Крайне высокая степень

■ Средняя степень

Рис. 2. Степень эмоционального выгорания преподавателей

Далее нами был проанализирован каждый из трёх критериев синдрома эмоционального выгорания (рис. 3).

Рис. 3. Критерии синдрома эмоционального выгорания медицинских

работников

Оценивая эту диаграмму, видно, что уровень эмоционального выгорания среди врачей столь высок преимущественно из-за цинизма, как некой психологической защитной реакции. Медицинским работникам с первого и до последнего дня их карьеры ежедневно приходится сталкиваться с чужой болью, горестными утратами, поэтому со временем жалость и сопереживание к пациентам притупляются. СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Медцинские работники

■ Эмоциональное истощение ■ Деперсонализация/цинизм

■ Профессиональная успешность

Помимо вышесказанного, эмоциональное истощение и неуверенность в своей профессиональной успешности, в равной степени являются составляющими эмоционального выгорания у врачей.

Несколько иную картину можно увидеть среди преподавателей (рис. 4).

Рис. 4. Критерии синдрома эмоционального выгорания педагогов

Деперсонализации в данном случае отдается менее половины голосов (48 %), но высокий процент отводится эмоциональному истощению. Вероятно, это связано с тем, что преподаватели, стремясь передать учащимся необходимый багаж знаний и ценный жизненный опыт, далеко не всегда чувствуют отдачу и благодарность последних, а это сказывается на дальнейшей увлечённости педагога своим делом. Накладывают отпечаток и время от времени вспыхивающие конфликты с законными представителями обучающихся, коллегами [9, с. 63].

Отсутствие уверенности в своей профессиональной успешности также возрастает. Это может происходить вследствие того, что педагог не получает должного поощрения его деятельности, и это начинает расцениваться как непризнание его труда, что может проявиться эмоциональной апатией, снижением вовлеченности в дела коллектива, возникновением чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию [10].

Таким образом, СЭВ более явно выражен у врачей, нежели у преподавателей при равном стаже работы. Развитие эмоционального выгорания в группе врачей в большей степени обусловлено проявлением цинизма, который формируется за годы деятельности. Наличие СЭВ у преподавателей объясняет развитие эмоционального истощения и неуверенности в своей профессиональной успешности. Мы рискуем предположить, что среди педагогов СЭВ менее выражен в связи с тем, что они работают с детьми -категорией социума, которая отличается бьющей ключом позитивной энергетикой, активностью, беспечностью и детской непосредственностью, что

Преподаватели

■ Эмоциональное истощение ■ Деперсонализация/цинизм

■ Профессиональная успешность

Выводы,

может компенсировать отрицательные эмоции педагога. Не будем забывать ещё и о том, что учителям в отличие от врачей не случается видеть смертельные исходы тех или иных заболеваний и оказывать помощь людям в жизнеугрожающих и терминальных состояниях.

Рекомендации.

Глубоко исследовав проблему эмоционального выгорания, мы попробовали составить список рекомендаций, направленных, по нашему мнению, на предупреждение развития СЭВ.

1. Необходимо уменьшить степень «рабочей» заботы. Следует в конце дня, покидая рабочее место, абстрагироваться от произошедшего ранее и сконцентрироваться на предстоящих вечером домашних обязанностях, близких людях и отдыхе.

2. Смена деятельности: также необходимо чередовать между собой умственные и физические нагрузки. Занятия спортом, просмотр кинофильмов или же посещение театральной постановки помогут справиться с рутиной - еще одной причиной профессионального выгорания.

3. «Невозможно жить без неудач, если только вы не живете настолько осторожно, что с тем же успехом могли бы не жить вовсе — в этом случае вы потерпели неудачу по умолчанию» - это слова всемирно известной писательницы, Джоан Роулинг. Нужно чётко понимать тот факт, что порой неприятности, действительно, неизбежны, и научиться достойно с ними справляться без ущерба для своего здоровья и самовосприятия.

Библиографический список:

1. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [Электронный ресурс]: ВОЗ - 2019. - Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en (дата обращения 04.2019).

2. Неупокоева М. Н., Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности с синдромом эмоционального выгорания // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет», магистерская диссертация. Барнаул, 2016. 103 с.

3. Кагальникова А. Особенности подхода японских компаний к управлению трудовыми ресурсами (на примере логистической концепции JIT) // Право и управление. XXI век. - 2014. - №. 1. - С. 108-113.

4. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты //М.: МЕДпресс-информ. - 2014. - Т. 256.

5. Удовик С., Молокоедов А., Слободчиков И. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - Litres, 2018, 252 с.

6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №. 4. С. 17-27.

7. Дюба Г. П., Давидов П. Г. Социально-психологические аспекты медицинского цинизма психологическая защита или профессиональная деформация. - 2017. С. 143-153.

8. Бердяева И. А., Войт Л. Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей //Дальневосточный медицинский журнал. - 2012. -№. 2. С. 117-120.

9. Филаретов В. А., Данилов В. А., Головченко Н. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания // Вестник НЦБЖД. - 2014. - №2. 1. - С. 63-66.

10. О.М. Ольшевская // Эффективный учитель - Минск: Красико-Принт, 2010. 173 с.

УДК 398.89

Кардашевская Лия Ивановна Kardashevskaya Liya Ivanovna

Преподаватель Teacher

Арктический государственный институт культуры и искусств

Arctic State Institute Culture and Arts

СОВРЕМЕННЫЕ ЭВЕНКИЙСКИЕ ПЕСНИ MODERN EVENKIS SONGS

Аннотация. В статье автор рассматривает и анализирует современные песни эвенков, начиная с конца 1950-х гг. по настоящее время. За основу взяты песни, сочиненные мелодистами, а также песни из экспедиционных материалов разных лет, собранных от эвенков Якутии и Хабаровского края. При ладовом и мелодическом анализе современных песен выявляются следующие характерные особенности эвенкийского музыкального фольклора: попевочный принцип, пентатонный лад, танцевальность напевов.

Abstract. In the article, the author examines and analyzes modern songs of the Evenkis, starting from the late 1950s to the present. It is based on songs composed by melodists, as well as songs from expedition materials from different years collected from the Evenkis of Yakutia and the Khabarovsk territory. In the course of fret and melodic analysis of modern songs, the following characteristic features of Evenkis musical folklore are revealed: the singing principle, the pentatonic fret, and the dance quality of the tunes.

Ключевые слова. Эвенки, фольклор, песня, современная песня.

Keywords. Evenkis, folklore, song, modern song.

Эвенки - один из многочисленных и широко расселенных древнейших коренных народов Сибири, который издавна кочевал от Енисея до Тихого океана. Самоназвания: эвэнки, эвэн, илэ, мата и др. В литературе дореволюционного периода фигурировало старое название народа тунгусы. Отдельные группы эвенков были известны как орочоны, бирары, манегры, солоны [3, с. 9-10; 12, с. 398]. По данным переписи населения 2010 года, в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.