ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
© В.Г. Булыгина, А.С. Петелина, 2013 УДК 614.23: 616.89
Для корреспонденции
Булыгина Вера Геннадьевна - кандидат психологических наук, руководитель лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, доцент кафедры судебной и клинической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-15-14 Е-таН: [email protected]
В.Г. Булыгина1, А.С. Петелина2
Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор)
Emotional burnout among specialists of general and forensic psychiatric practice (analytical review)
V.G. Bulyginai, A.S. Petelina2
The paper cites data about the health status of medical workers engaged in the field of psychiatry and forensic psychiatry. An analytical overview is given of models elucidating the emotional burnout syndrome. Evidence is presented on the prevalence of burnout among mental health workers. Reviewed are personal, role and organizational factors associated with burnout. Burnout symptoms relevant to an organization are described. Triggering risk factors for burnout among specialists of general and forensic psychiatric practice are identified. Outlined are the results of the authors' own investigations which revealed serious consequences of burnout syndrome, namely hyperdiagnosis and hypodiagnosis for a number of essential aspects of the activity of specialists administering compulsory treatment.
Key words: emotional burnout syndrome, psychiatrists, triggering factors
1 ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва
2 ФКУ «Орловская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением» Минздрава России
1 The Serbsky State Research Centre of Social and Forensic Psychiatry, Moscow
2 Oryol Psychiatric Hospital Specialized Type with Intensive Supervision
В статье приведены данные о здоровье медицинских работников психиатрического и судебно-психиатрического профиля. Дан аналитический обзор объяснительных моделей синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Представлены данные о распространенности СЭВ у специалистов психиатрического профиля. Среди этиологических факторов СЭВ рассмотрены личностные, ролевые и организационные. Описаны симптомы СЭВ у организации. Выделены триггерные факторы СЭВ у специалистов общего и судебно-психиатрического профиля. Приведены результаты авторских исследований, в которых были выявлены серьезные последствия синдрома эмоционального выгорания: гипер-и гиподиагностика по ряду принципиально важных аспектов деятельности специалистов, осуществляющих принудительное лечение.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, специалисты психиатрического профиля, триггерные факторы
Здоровье врачей
За 3 последних десятилетия в ряде продольных и перекрестных исследований было установлено, что показатели распространенности стресса, депрессии и злоупотребления психоактивными веществами, в особенности алкоголем, среди врачей существенно выше, чем в общей популяции [51]. Еще в 1910-х гг. были опубликованы статистические данные о том, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем среди населения, причем первое место занимали психиатры. Среди молодых докторов самоубийством заканчивал жизнь каждый десятый из них [8, 19].
24
В.Г. Булыгина, А.С. Петелина
Врачи-психиатры существенно отличаются по состоянию психического здоровья от врачей других специальностей. Когда речь идет о психических заболеваниях, данные публикаций о состоянии их здоровья не столь оптимистичны [33, 41]. Показатель распространенности стресса среди врачей существенно превышает 18% - цифру, установленную в общей популяции [44, 58, 71]. У психиатров в 28% случаев степень выраженности стресса превышала пороговый уровень в любой момент времени и исследования [69].
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных в Великобритании, также свидетельствуют о том, что психиатры отличаются особо высоким уровнем стресса, самым высоким показателем неудовлетворенности профессией и (вместе с лабораторными врачами) самой высокой частотой случаев депрессии [27, 40]. У 52% медицинских сотрудников были выявлены четко выраженные депрессивные или тревожные расстройства [80]. Также было обнаружено, что депрессия ответственна за высокий процент случаев госпитализации врачей в психиатрические больницы [32, 64].
По данным зарубежных авторов, у большого количества медицинских работников в прошлом был эпизод психического заболевания [40, 72]. Психиатры-женщины чаще, чем женщины других специальностей, сообщали о перенесенном в прошлом психическом расстройстве или о случае психического заболевания в семье [41, 73]. Работники психиатрической сферы в целом чаще имели ранний опыт жестокого обращения и психологических травм по сравнению с другим медицинским персоналом [38, 74].
Получены высокие показатели случаев самоубийства среди врачей, особенно среди женщин-врачей [46, 66]. Число самоубийц среди врачей в США колеблется от 28 до 40 на 100 тыс. населения. Среди женщин-врачей число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в общей популяции, среди врачей-мужчин - в 2 раза. В странах Скандинавии смертность вследствие суицида, особенно вследствие самоотравления, среди врачей (как женщин, так и мужчин) была повышена [47, 48].
По данным опроса психиатров графства Эссекс, 42% врачей чувствовали усталость, у 23% иногда и у 9% часто были симптомы депрессивного расстройства. Частота употребления алкоголя составила 42% [33]. Важно отметить, что по поводу стресса только 11% врачей обратились за психологическим консультированием и 19% - к врачу общей практики, хотя 51% серьезно думали о выходе на пенсию, а 11% - о самоубийстве [62].
Трезвенников среди российских врачей лишь 10-12%, зато больных тяжелыми формами алкоголизма - не менее 5-7%. Распространенность
алкогольного цирроза печени у российских врачей также в 3 раза выше, чем у остального населения [18].
Приведенные данные диктуют необходимость постоянного обращения к вопросу профессионального стресса и эмоционального выгорания у специалистов психиатрических служб.
Состояние проблемы
Термин «эмоциональное выгорание» был введен Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [42] .
Неоднозначное отношение в научных психиатрических кругах к синдрому эмоционального выгорания (СЭВ) было на протяжении прошлого столетия и остается таковым в настоящее время. Это обусловлено недостаточной определенностью и недиффе-ренцированностью понятия СЭВ от других понятий: профессионального стресса, посттравматического стрессового расстройства, депрессии или «хандры», эмоционального напряжения, усталости и переутомления [30].
Усилия исследователей СЭВ были направлены на установление связей с существующими моделями: теории общего стресса (приравнивали к третьей стадии, которой предшествует стойкий и неподдающийся контролю уровень возбуждения); психодинамики беспомощности у представителей помогающих профессий; самоэффективности и компетентности [11, 17, 69].
Ряд авторов характеризовали СЭВ как нарастающую утрату идеализма, энергии и цели, переживаемые специалистами помогающих профессий, как результат их профессиональной деятельности [34, 35]. Различали выгорание как стрессовый синдром (идентифицируемый кластер чувств и поведенческих реакций, обнаруживаемых в стрессовых рабочих ситуациях) и как психическое расстройство (клинически значимые паттерны личностного дистресса и ограниченной жизнедеятельности, являющиеся конечным результатом процесса перегорания) [12, 56].
Были созданы различные модели СЭВ. Однофак-торная модель рассматривала СЭВ как состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, которое является главной причиной, а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения - следствием [62]. В двухфакторной модели СЭВ сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации [60, 68], в трехфакторной модели синдром представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [56].
Ф
Российский психиатрический журнал № 6, 2013
25
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
В четырехфакторной модели один из его элементов разделяется на два отдельных фактора [40]. Также была предложена модель, согласно которой выгорание рассматривается в аспекте профессиональных стрессов [61].
В рамках объяснительной модели А. Ленгле СЭВ отражает дефицит истинного, экзистенциального смысла, а его причиной является формальная, а не содержательная мотивация деятельности, когда предмет деятельности служит средством для удовлетворения, как правило, неосознаваемых эгоцентрических потребностей [10].
Феноменология выгорания объяснялась и в рамках теории привязанности. Авторы указывали, что под воздействием стресса лица, оказывающие помощь, могут создавать дезадаптивные стратегии межличностных отношений с больными - обычно в форме сверхвовлеченности в дистресс пациента или тенденции отрицания его выраженности [29, 60, 71]. Более того, лица, оказывающие помощь, могут быть охвачены чувствами страха и агрессивности, которые одновременно переживаются и как чуждые, и как реальные [31, 55].
Механизмы психологической защиты у специалистов, оказывающих помощь пациентам, склонным к опасным действиям, рассматривались в рамках «теории справедливости», которая предполагает, что явно безразличное поведение специалистов психиатрического профиля объясняется тем, что они используют механизмы рационализации, отказывая в медицинской помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, в ситуациях, когда чувствуют себя бессильными эффективно вмешиваться [28, 53]. Эта теория Lerner согласуется с данными психологической литературы о способности человека изменять характер мышления, с тем чтобы сделать тревожащую реальность более удобной и спокойной для себя [39, 59, 67].
В настоящее время не вызывает споров понима-н и е вы горан и я как общего н азван и я посл едстви й длительного рабочего стресса, а точнее, не просто результата стресса, а следствия его неуправляемого течения и определенных видов личностного кризиса в профессии.
Распространенность синдрома эмоционального выгорания у специалистов психиатрического профиля
Следует отметить, что в большинстве исследований используется опросник В.В. Бойко [2]. Цифры о выраженности данного синдрома существенно разнятся.
Почти 80% врачей-психиатров и психиатров-наркологов имеют признаки СЭВ различной выраженности. Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженную фазу истоще-
ния имеют 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет со стажем работы в психиатрии более 10 лет. Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников [18]. Сотрудники кафедры Московского государственного медико-стоматологического университета получили следующие цифры: СЭВ диагностирован был у 43,3% психиатров и у 56,6% наркологов [12]. Обследование 770 врачей различных специальностей на уровне региона, проведенное на базе Тверской государственной медицинской академии, выявило признаки профессиональной дезадаптации у 29,5% врачей, среди них доля врачей с высокой квалификационной категорией была намного больше [5]. В результате обследования 271 психиатров, наркологов, психотерапевтов и медицинские психологов признаки СЭВ различной выраженности выявлены у 78,7% респондентов. Изолированный фактор тревожности объяснял около 28% вариаций показателей СЭВ [9, 20].
На 2010 г. у 19% психиатров и психологов судебно-психиатрического профиля были диагностированы психосоматические и психовегетативные нарушения [4, 24]. Сравнительный анализ сформированности различных фаз СЭВ психиатров, медицинских психологов и медицинских сестер, работающих в стационарах общего и судебно-психиатрического профиля, проведенный в 2013 г., выявил следующее. Доля эмоционально не выгоревших медсестер общепсихиатрического профиля составила 70,6%, судебно-психиатрического профиля 40,7%. Средний уровень выраженности СЭВ отмечался у 17,6% медсестер общепсихиатрического профиля и у 42,6% медсестер судебно-психиатрического профиля. У врачей данные показатели отмечены у 47,1 и у 10% соответственно. Фаза истощения была диагностирована у 11% медсестер вне зависимости от профиля стационара. У врачей общепсихиатрической практики уровень психосоматического и психовегетативного реагирования отмечался в 17,6% случаев, у судебных психиатров - в 25% наблюдений. Наиболее благополучной оказалась группа медицинских психологов, у которых лишь в 4,3% случаев диагностировалась фаза истощения СЭВ [3].
В ряде работ было заявлено, что вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания среди врачей психиатров и наркологов наиболее высока в первые 10 лет профессиональной деятельности [12]. Однако в других исследованиях были получены результаты, свидетельствующие об «омоложении» СЭВ. Так, сформированная фаза напряжения была диагностирована у 25,01% студентов 4-го курса, а сформированная фаза истощения -у 22,58% студентов 5-го курса медико-профилактического факультета медицинского университета, лишь у 28% из них не смогли выявить сложившихся симптомов и сформировавшихся фаз СЭВ [6, 21]. В другом исследовании 104 студентов 3-го и 5-6-го курсов медицинского университета уста-
26
В.Г. Булыгина, А.С. Петелина
новили СЭВ соответственно у 14,4 и 37,5% обследованных [7]. Согласно зарубежным авторам, врачи подвержены риску возникновения депрессивных расстройств (29%) в 1-й год после окончания университета, причем во 2-й и 3-й годы (10%) распространенность депрессии снижается [40, 63].
Этиология синдрома эмоционального выгорания
В современных исследованиях факторы, способствующие профессиональному выгоранию, приобрели традиционное деление на 2 больших блока: индивидуальные характеристики и особенности профессиональной деятельности самих профессионалов. Помимо этого некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [14].
Соответственно были выделены 3 группы факторов, оказывающих определенное влияние на развитие синдрома выгорания в профессиях типа «человек-человек»: личностные, ролевые и организационные [61]. Среди личностных переменных исследовались и отмечались такие, как личностная тревожность и другие, ассоциированные с нею личностные характеристики, экстраверсия/интро-версия, реактивность, пол, возраст, авторитаризм, предпочитаемые человеком стратегии преодоления кризисных ситуаций, уровень эмпатии, подозрительность, импульсивность, мотивация избегания неудач, степень удовлетворенности профессией и профессиональным ростом и др. [50]. Указывалось, что такие акцентуации характера, как педантичный, застревающий и возбудимый типы, коррелируют с симптомами деперсонализации и эмоционального истощения. Психосоматические и психовегетативные нарушения чаще возникают у подозрительных, недоверчивых, ревнивых, не терпящих конкуренции, скептически относящихся к моральным мотивам поведения окружающих специалистов [3].
Среди ролевых факторов были выделены ролевые конфликты, ролевая неопределенность [1]. Исследователи установили связь СЭВ с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя [61, 62]. К числу других, связанных с работой факторов относят нестабильность профессиональной занятости [49], ограниченную свободу действий при выполнении работы, чрезмерную рабочую нагрузку и отсутствие поддержки [36, 59]. Кроме того, было выявлено, что врачи трудно переносят жалобы и дисциплинарные взыскания: в проведенном в Финляндии исследовании было установлено, что случаям суицида среди врачей-женщин нередко предшествовало медицинское инспектирование [54]. Американские исследователи обнаружили, что воспринимаемый ролевой конфликт и ролевая неопределенность
положительно связаны со всеми компонентами выгорания [35], а высокий уровень ролевой неопределенности связан с низким уровнем контроля, высоким уровнем выгорания и снижением персональных достижений [68].
Многими авторами подчеркивается доминирующая роль организационных факторов в возникновении СЭВ. Практически все исследователи сходятся во мнении, что время, затрачиваемое на работу; трудно измеримое содержание труда; работа, требующая исключительной продуктивности, постоянного повышения профессионализма и соответствующей подготовки (тренировки); неопределенность или недостаток ответственности; характер руководства, не соответствующий содержанию работы; субъективная неудовлетворенность заработной платой наряду с моральным вознаграждением -все эти факторы являются ключевыми аспектами, влияющими на развитие СЭВ [56, 57]. При этом более высокие показатели выгорания были выявлены среди психиатров, работающих в стационарах, а не в амбулаторных условиях [22, 70].
С повышением внимания к организационным факторам были выделены симптомы СЭВ у организации: высокая текучесть кадров; снижение вовлеченности сотрудников в работу; антагонистический групповой процесс; наличие парных группировок, режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство, беспомощности и безнадежности; развитие критического отношения к сотрудникам; недостаток сотрудничества среди персонала; прогрессирующее падение инициативы; рост чувства неудовлетворенности от работы, проявления негативизма относительно роли или функции отделения.
В рамках указанного исследовательского подхода были выделены факторы, препятствующие хорошим рабочим отношениям. Это отсутствие четкого понимания целей и задач организации, нечеткость структуры власти с непрозрачной иерархией подотчетности, отсутствие общей цели или задач, невозможность принимать участие и вносить свой вклад, неумение доверять и идти на компромисс, невозможность отбрасывать в сторону несущественные разногласия, неуважение противоположных точек зрения, отсутствие политики защиты самого слабого члена бригады, отсутствие баланса между личными желаниями и корпоративными нуждами, отсутствие схожего жизненного или культурного опыта [23, 24].
Психологические и социологические исследования позволили выделить триггерные факторы СЭВ у специалистов общего и судебно-психиатричес-когопрофиля. Внутренние факторы - это склонность к эмоциональной ригидности, неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, перфек-ционизм, безграмотное сочувствие (растворение-
Ф
Российский психиатрический журнал № 6, 2013
27
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
в другом, слабые границы «Я»). Внешние факторы -это социально-психологические условия деятельности: повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; работа в режиме внешнего и внутреннего контроля; необходимость входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность; нравственная и юридическая ответственность; психологически трудный контингент, содержание работы - хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, подразумевающая подкрепление эмоциями разных аспектов общения, активную постановку и решение проблем, необходимость внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [3].
Заключение
Несмотря на 40-летнюю историю интенсивной и экстенсивной разработки проблемы СЭВ, следует отметить недостаточную изученность проблемы отношения к дистрессу у специалистов психиатрического профиля. Это связано с табуированностью предмета, его «неудобностью» для изучения, а также существованием жестких социальных стандартов медицинской профессии, накладывающих ограничения не только на стиль поведения, но и на чувства («я не вправе чувствовать злость, раздражение, страх, вину, иначе я - плохой специалист»). Кроме того, существуют культурально обусловленные ассоциации дистресса со слабостью и с уязвимостью, презрительное отношение к проявлениям дистресса и положению нуждающегося и отклонение их. Работы, посвященные терапевтическому значению эмоционального реагирования, сами по себе свидетельствуют о наличии мощного давления профессиональных стандартов, заставляющего отрицать и подавлять личные чувства [45, 52, 60, 68].
Нельзя не упомянуть и о критическом анализе результатов исследования СЭВ, подвергающих сомнению состоятельность многих научных работ, посвященных этой теме, с точки зрения доказательной медицины. В подавляющем большинстве работ не оценивались преморбидные особенности специалистов, не учитывалась возрастная динамика психопатологических черт личности, не проводилась дифференциальная диагностика с профессиональными деформациями и посттравматическими дис-
циркуляторными энцефалопатиями, при которых может отмечаться аналогичная симптоматика [15]. Недостаточная валидность эмпирических исследований, безусловно, связана и с описанным многообразием теоретических моделей СЭВ.
Тем не менее все работники психиатрического профиля представляют группу специалистов, требующую пристального внимания, нуждающуюся в исследовании, профилактике и лечении последствий профессионального стресса. Особого внимания заслуживают специалисты, обслуживающие психически больных с агрессивным и угрожающим поведением [3, 69]. На рабочем месте врачам приходилось быть свидетелями, а иногда и жертвами различных категорий агрессивного или насильственного поведения (13 случаев в год). 7 раз в год приходилось сталкиваться с вызывающе-агрессивным или «агрессивно-раскалывающим поведением» (такое поведение проявлялось в виде провокации или спора и вызывало у врача отрицательную реакцию или внутренний дискомфорт). Специалисты были свидетелями законченных суицидов пациентов (1-2 случая в год) и демонстративных суицидов (5-6 случаев в год) [4]. Было обнаружено, что специалисты, у которых сформированы стадии резистенции и истощения, использовали намного больше факторов риска при оценке степени опасности нападения больных на персонал и высокой вероятности риска суицида. При этом они использовали почти в 2 раза меньше переменных из перечня возможных рисков при оценке степени общественной опасности больных, нежели их коллеги с несформированным СЭВ. Иными словами, были обнаружены серьезные последствия синдрома эмоционального выгорания: гипер- и гиподиаг-ностика по ряду принципиально важных аспектов деятельности специалистов, осуществляющих принудительное лечение.
Выявленные многими авторами закономерности возникновения СЭВ и его последствия подчеркивают необходимость разработки мер профилактики таких отрицательных проявлений профессиональной деформации, как синдром эмоционального выгорания. Кроме того, стратегия ресурсосбережения крайне важна в связи с большой временной затратностью на подготовку специалистов психиатрического профиля и недоукомплектованностью высокопрофессиональными кадрами штатов психиатрических стационаров.
Сведения об авторах
Булыгина Вера Геннадьевна - кандидат психологических наук, руководитель лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского» Минздрава России, доцент кафедры судебной и клинической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» E-mail: [email protected]
Петелина Анастасия Сергеевна - медицинский психолог ФКУ «Орловская ПБСТИН» Минздрава России E-mail: [email protected]
В.Г. Булыгина, А.С. Петелина
Литература
1. Березовская Л.Г., Слабинский В.Ю., Подсадный С.А. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания». - СПб.: Санкт-Петербург. гос. мед. акад. им. И.И. Мечникова, 2007.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филин, 1996. - 472 с.
3. Булыгина В.Г., Анисимова Т.Г. Факторы риска синдрома эмоционального выгорания у сотрудников судебно-психиатрических служб: Методические рекомендации, М: ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского» МЗ РФ, 2012. - 24 с.
4. Булыгина В.Г, Водолажский К.А., Ветчинина Э.С. Здоровье психиатров, работающих с психически больными правонарушителями. Психические расстройства в общеврачебной практике: Тезисы докладов научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.Я. Семке, А.П. Агаркова. - Томск, 2009.
5. Дербенев Д.П., Эхте К.А., Крячкова О.В. Синдром психоэмоционального выгорания как профессиональная дезадаптация у врачей / Материалы IV съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. - Чебоксары, 2010. - С. 219.
6. Жукович Е.А. Синдром эмоционального выгорания у студентов 4-6 курсов медико-профилактического факультета // Актуальные проблемы современной медицины: Материалы 62-й Междунар. науч. конф. - Минск, 2008. -Ч. I. - С. 148.
7. Замбржицкий О.Н., Катковская М.В. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-медиков // Здоровье и окружающая среда: Сб. науч. тр. -Минск, 2009. - С. 300-303.
8. КаннабихЮ. Что такое душевные болезни. - М., 1928. - 102 с.
9. Ларенцова Л.И., Барденштейн Л.М., Терехина Н.В. и др. Психологические и психопатологические особенности синдрома эмоционального выгорания у врачей клинического профиля // Рос. мед. журн. - 2008. - № 6. - С. 32-35.
10. Ленгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности: Сборник статей: (избранные главы). - М.: Генезис, 2008. - 159 с.
11. Лукьянов В.В, Игумнов С.А. Психодинамический подход к исследованию синдрома выгорания у психиатров-наркологов // Психотерапия и клин. психология. - 2007. - № 2. -С. 32-33.
12. Малыгин В.Л, Искандирова А.С, Пахтусова Е.Е, Шевченко Д.В. Социально-психологические факторы риска формирования эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. -1М 4. - 1Ж: Шр:// medpsy.ru.
13. Монтень М. Опыты: В 3 кн. - СПб.: Кристалл, Респекс, 1998. - Кн. 3. - С. 184-185.
14. Орел В.Е. Синдром психического «выгорания» личности. -М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005. - 330 с.
15. Плоткин Ф.Б. Синдром эмоционального выгорания у врачей наркологов: фантом или клиническая реальность? // Наркология. - 2011. - № 6. - С. 89-103.
16. Полунина Н.В, Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учрежде-
ний, ее эффективность и влияние на состояние здоровья врачей // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - М.: Медиа Сфера, 2002. - № 4. - С. 3-8.
17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979. - 123 с.
18. Сидоров П.И. Симптом эмоционального выгорания // Мед. газета. - 2005. - № 43.
19. Сикорский И.А. Основы теоретической и клинической психиатрии. - Киев, 1910. - 702 с.
20. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Мед. новости. - 2002. - № 7. - С. 3-9.
21. Сугако Ю.В., Крупская Т.П. Синдром эмоционального выгорания у студентов гомельского медицинского университета // Проблемы и перспективы развития современной медицины: Сб. науч. ст. - Гомель, 2009. - С. 72-73.
22. Федорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России // Гиг. и сан. -2003. - № 3. - С. 24-27.
23. Чутко Л.С., Сурушкина И.С., Никишена Е.А. и др. Коррекция клинических проявлений синдрома эмоционального выгорания // Журн. неврол. и психиатр. им. Корсакова. -2009. - № 2. - С. 66-68.
24. Щукина Е.Я., Булыгина В.Г. Способы профилактики синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у медицинского персонала, осуществляющего реабилитационные мероприятия в судебно-психиатрической практик // Тезисы XV съезда психиатров России. - М., 9-12 нояб. 2010.
25. Якушкин Н.В., Мартынова Е.В. Проявление синдрома эмоционального выгорания в различных профессиях/ Клинические и социально-психологические аспекты кризисных состояний: Мат. науч.-практ. конф. - Гродно: ГрГМУ, 2008. - С. 107-109.
26. Aveline M. Occupational stress and performance in mental health workers // Curr. Opin. Psychiatry. - 1995. - Vol. 8. - P. 73-75.
27. Baldwin P. J, Dodd M, Wrate R. W. Young Doctors: Work, Health and Welfare. // Soc. Sci. Med. - 1997. - Vol. 45 (1). - Р. 35-40.
28. Boland R, de Boland A.R., Marinissen M.J. et al. Avian muscle cells as targets for the secosteroid hormone 1,25-dihydroxy-vitamin D3 // Mol. Cell Endocrinol. - 1995. - Vol. 114 (1-2). - Р. 1-8.
29. Bowlby J. The making & breaking of affectional bonds. - London: Tavistock Publications, 1979. - 184 p.
30. Brill P.L. The need for an operational definition of burnout // Fam. Community Health. - 1984. - N 6. - P. 12-24.
31. British Medical Association. Stress and the Medical Profession. - London: BMA, 1992.
32. Caplan R.P. Stress, anxiety and depression in hospital consultants, general practitioners, and senior health service managers // BMJ. - 1994. - Vol. 309. - P. 1261-1263.
33. Carpenter L.M., Swedlow A.J, Fear N.T. Mortality of doctors in different specialties: findings from a cohort of 20 000 NHS consultants // Occup. Environ. Med. -2003. - Vol. 54. -P. 388-395.
34. Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. Organizational Behav. - 1992. - Vol. 13, N 1. - P. 1-11.
35. Cordes C.L., Dougherty T.W., Blum M. (1997), Patterns of burnout among managers and professionals: a comparison
#
Российский психиатрический журнал № 6, 2013
29
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
of models // J. Organizational Behav. -1997. - Vol. 18, N 6. -P. 685-701.
36. Deary I.J., Agius R.M., Sadler A. Personality and stress in consultant psychiatrists // Int. J. Soc. Psychiatry. - 1996. -Vol. 42. - P. 112-123.
37. Edelwich J., Brodsky A. Burn-Out: Stages of Dillusionment in the Helping Professions. - N.Y.: Human Sciences Press, 1980. -P. 46-49.
38. Elliott D.M., Guy J.D. Mental health professionals versus non-mental health professionals: childhood trauma and adult functioning // Professional Psychology: Research and Practice. -1993. - Vol. 24. - P. 83-90.
39. Festinger L., Carlsmith J.M. Cognitive consequences of forced compliance // J. Abnorm. Soc. Psychol. - 1959. - Vol. 58. -P. 203-211.
40. Firth-Cozens J. The person or the job? Longitudinal studies of UK doctors // Healthcare Workers: Their Health Risks and How to Minimise Them (Berzelius Symposium). - 2000.
41. Frank E, Boswell L, Dickstein L.J. et al. Characteristics of female psychiatrists // Am. J. Psychiatry. - 2001. - Vol. 158. - P. 205-212.
42. Freudenberger H.J. The issues of staff burnout in therapeutic communities // J Psychoactive Drugs. - 1986. - Vol. 18. -P. 247-251.
43. Glenn R. Prevention of burn-out // Adv. Psychiatr. Treat. -1997. - Vol. 3. - P. 282-289.
44. Goldberg D, Williams P. A User's Guide to the General Health Questionnaire. - UK: NFERNelson, 1988.
45. Greenberg L.S., Rice L.N., Elliott R. Facilitating Emotional Change: The Moment-by-Moment Process. - N.Y.: The Guilford Press, 1994.
46. Jackson S.E., Turner J.A., Brief A.P. Correlates of burnout among public service lawyers // J. Occup. Behav. - 1987. -Vol. 8. - P. 339-349.
47. Juel K., Mosbech J., Hansen E.S. Mortality and cause of death among Danish physicians 1973-1992 // Ugeskr. Laeger. - 1997. -Vol. 159. - P. 6512-6518.
48. Khantzian E.J., Mack J.E. How AA works and why it's important for clinicians to understand // J. Subst. Abuse Treat. - 1994. -Vol. 11. - P. 77-92.
49. Kivimaki M, Vahtera J, Pennti J. et al. Factors underlying the effects of organisational downsizing on health of employees: longitudinal cohort study // BMJ. - 2000. - Vol. 320. - P. 971-975.
50. Kondo K. Burnout syndrome // Asian Medical. - 2001. - Vol. 34. -P. 34-42.
51. Korkeila J.A., Toyry S., Kumpulainen K. et al. Burnout and self-perceived health among Finnish psychiatrists and child psychiatrists: a national survey // Scand. J. Public Health. -2003. - Vol. 31. - P. 85-91.
52. Kumar S., Hatcher S., Huggard P. Burnout in psychiatrists: an etiological model // Int. J. Psychiatry Med. - 2005. - Vol. 35. -P. 405-416.
53. Lambert M.J. Psychotherapy outcome research: implications for integrative and eclectic therapists // Handbook of Psychotherapy Integration / Eds J.C. Norcross, M.R. Goldfried. -N.Y.: Basic Books, 1992.
54. Lerner M.J., Miller D.T. Just world research and the attribution process: Looking the Belief in a Just World 22 back and ahead // Psychol. Bull. - 1978. - Vol. 85. - P. 1030-1051.
55. Lindeman S, Laara E, Lonnqvist J. Medical surveillance often precedes suicide among female physicians in Finland. A case-control study // J. Occup. Environ. Med. - 1997. - Vol. 39. - P. 1115-1117.
56. Main M. (1991). Metacognitive knowledge, metacognitive monitoring and singular (coherent) vs. multiple (incoherent) model of attachment. Findings and directions for future research // Attachment across the Life Cycle / Eds C.M. Parkes et al. - London: Routledge, 1991. - P. 127-159.
57. Maslach C. Burnout. A multidimensional perspective // Professional Burnout: Recent Developments in the Theory and Research / Eds W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. -Washington, D.C: Taylor and Trancis, 1993. - P. 19-32.
58. Maslach C, Schaufeli W.B, Leiter M.P. Job Burnout // Annu. Rev. Psychol. - 2001. - Vol. 52. - P. 397-422.
59. McManus I., Winder B.C., Gordon D. Are UK doctors particularly stressed? Lancet. - 1999. - Vol. 354. - P. 1358-1359.
60. Paine W.S. The burnout syndrome // The burnout syndrome: Current research, theory, interventions / Ed. J.W. Jones. - London: House Press, 1982. - P. 1-29.
61. Paris J., Frank H. Psychological determinants of a medical career // Can. J. Psychiatry. - 1983. - Vol. 28. - P. 354-357.
62. Payne R.L. Stress at work: a conceptual framework // Stress in Health Professionals: Psychological and Organisational Causes and Interventions / Eds J. Firth-Cozens, R.L. Payne. - John Wiley and Sons, 1999.
63. Perlman B, Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // J. Hum. Relations. - 1982. - Vol. 14, N 5. - P. 153-161.
64. Pines A. Burnout an existential perspective // Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research / Eds W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. - London: Taylor and Francis, 1993. - P. 35-51.
65. Pines A.M., Aronson E. Bumout: from tedium to personal growth. - New York, 1981. - 229 p.
66. Pullen D., Lonie C.E., Lyle D.M. et al. The medical care of doctors // Med. J. Aust. - 1995. - Vol. 162. - P. 481-484.
67. Reuben D.B. Depressive symptoms in medical house officers: effects of level of training and work rotation // Arch. Intern. Med. - 1985. - Vol. 145. - P. 286-288.
68. Ruskin R., Sakinofsky I., Bagby R. M. et al. Impact of patient suicide on psychiatrists and psychiatric trainees // Acad. Psychiatry. - 2004. - Vol. 28. - P. 104-110.
69. Schaufeli W. B, Enzmann D. The Burnout Companion to Study and Research: A Critical Analysis. - London: Taylor and Francis, 1998.
70. Schernhammer E.S., Colditz G.A. Suicide rates among physicians: a quantitative and gender assessment (meta-analysis) // JAMA. - 2004. - Vol. 161. - P. 2295-2302.
71. Torre D.M., Wang N.Y., Meoni L.A. et al. Suicide compared to other causes of mortality in physicians // Suicide Life Threat. Behav. - 2005. - Vol. 35. - P. 146-153.
72. Wall T.D., Bolden R.I., Borrill C.S. et al. Minor psychiatric disorder in NHS trust staff: occupational and gender differences // Br. J. Psychiatry. - 1997. - Vol. 171. - P. 519-523.
73. Weinberg A, Creed F. Stress and psychiatric disorder in healthcare professionals and hospital staff // Lancet. - 2000. -Vol. 355. - P. 533-537.
74. Weiss S.S., Kaplan E.H, Flanagan C.H.Jr. Aging and retirement: a difficult issue for individual psychoanalysts and organized psychoanalysis // Bull. Menninger Clin. - 1997. - Vol. 61. - P. 469-480.
30