УДК 616.8-008.64+615.015
i СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ
Захарова Д.А., Гребешкова Е.В., Гуляева А А., Кравцива А.В., Митрохина Р.В., Новожеева О.С., Процкая А.П.
Научный руководитель: д.м.н., проф. Маслова Н.Н.
Смоленский государственный медицинский университет
Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
[email protected] - Захарова Дарья Алексеевна
Резюме: Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка (А. Лэнгли). Эмоциональное выгорание - это симптом нашего времени. Это состояние истощения, которое приводит к параличу наших сил, чувств и сопровождается утратой радости по отношению к жизни. В наше время случаи синдрома выгорания участились.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмпатия, медицина, театр.
i THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT IN MEDICINE AND THE PRINCIPLES OF ITS CORRECTION
Zakharova D. A., Grebeshkova E. V, Gulyaeva A. A., Kravtsiva A. V., Mitrohina R.V., Novozheeva O. S., Protskaya A.P
Scientific adviser: Professor Maslova N.N., MD, PhD
Smolensk State Medical University
28, Krupskoj St., Smolensk, 214019, Russia
[email protected] -Zakharova Darya Alekseevna
Abstract: Emotional burnout - ashes after fireworks (A. Langley). Burnout is a symptom of our time. It is a state of exhaustion that leads to the paralysis of our forces, feelings and accompanied by a loss of joy in relation to life. In our time, cases of burnout syndrome are becoming more frequent.
Key words: burnout syndrome, empathy, medicine, theater.
В настоящее время в любом обществе, в том числе российском, постоянно и закономерно происходят социально-экономические изменения. Довольно быстро нарастают такие явления как специализация и механизация, как на производстве, так и в сферах, ранее связанных исключительно с межличностными взаимоотношениями. Из-за этого меняется отношение людей к работе, и не в лучшую сторону. Всё чаще они теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную, высокооплачиваемую работу. К сожалению, падает рейтинг социально значимых профессий, таких как медицинский работник и учитель.
У людей, практически тотально, растет эмоциональное и физическое напряжение. Психологи настойчиво говорят и пишут о достаточно новом явлении - синдроме эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [10].
СЭВ может наблюдаться как у молодых специалистов, так и у людей с большим стажем работы. Признаки эмоционального выгорания специалисты впервые переживают, как правило, уже в возрасте отЗ 5до 40 лет.
Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их ролевой ориентации.
Так, установлено, что мужчины более чувствительны к воздействию стрессоров, это происходит в тех ситуациях, которые требуют от них демонстрации истинно мужских качеств: физические параметры, показ своих достижений в работе, эмоциональная лабильность, экономическая состоятельность [2,10,13].
Однако, что ожидаемо, выяснилось, что женщины оказались значительно более чувствительны к стрессовым факторам, если для выполнения их работы требуются сопереживание, умение воспитывать и подчинение [10].
Спровоцировать эмоциональное выгорание могут и часто - социально-психологические характеристики личности.
Их можно разделить на две группы:
А) индивидуальные факторы: пол, возраст, стаж работы;
Б) организационные факторы: уровень переживания ситуации на работе.
В свою очередь, В.В. Бойко (1996) выделяет ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание.
К внешним факторам относят содержание работы и социально-психологические условия деятельности, уровни материальной среды.
К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, относят следующие факторы: нравственные дефекты и дезориентация личности, склонность к эмоциональной ригидности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности [2,9,10,13].
Для того чтобы объяснить последний фактор, введём такое понятие как эмпатия и идентификация.
Эмпатия - это способность человека понимать мир переживаний другого, способность добровольно соучаствовать в его эмоциональной жизни.
Чем выше уровень эмпатии, тем, как правило, выше уровень эмоционального выгорания. Эмпатичные люди очень ярко проявляют сочувствие, глубоко переживают за других, что и приводит их к выгоранию [13,14].
А если это любимая работа? Медицина, где, как кажется, без сострадания обойтись невозможно? А если выбору профессии, того хуже, послужила династийность? То есть кто-то готовил себя к служению больному человеку буквально с детства, наблюдая и гордясь за своих родителей и родственников врачей. Как быть во всех этих случаях?
Важно знать, что предотвращает выгорание. Это идентификация и установки, способствующие эмпатии. И не менее важно, уметь пользоваться перечисленными методами.
В основе идентификации лежат легкость, подвижность и гибкость эмоций. Они могут не предполагать интенсивную эмоциональную вовлеченность в проблемную ситуацию партнера по общению, глубокое вчувствование в его состояние, а подразумевать навык постановки себя на место другого и столь же успешного абстрагирования, что предотвращает истощение эмоциональных ресурсов [2, 4, 10,13]. Этому, конечно, нужно научить студента-медика ещё в стенах университета, чтобы, выйдя из него, он был готов не только побеждать, но и достойно принимать возможные поражения в борьбе за жизнь человека.
Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения - это как раз тяжелые, неизлечимые больные!
Разобрав основные факторы развития эмоционального выгорания, остановимся на клинических проявлениях.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальное состояние и социальные симптомы.
К физическим симптомам относят усталость, физическое утомление, истощение, нарушение сна, повышение артериального давления, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д. [4,15].
Эмоциональные симптомы: эмоциональный дефицит, цинизм и черствость в работе и личной жизни, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, усиление иррационального беспокойства, агрессивность, неспособность сосредоточиться, тревога, депрессия, эмоциональная отстраненность, чувство вины, увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены, преобладает чувство одиночества. Грубость, раздражительность, обиды, резкость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоциональной сфере [15].
Поведенческие симптомы: безразличие к еде; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; малая физическая нагрузка; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее; импульсивное эмоциональное поведение [5,15].
Изменения интеллектуального состояния, как правило, проявляются падением интереса к новым теориям и идеям в работе, скукой, тоской, апатией к альтернативным подходам в решении проблем, падением вкуса и интереса к жизни; большим предпочтением стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, цинизмом или безразличием к новшествам, малым участием или отказом от участия в развивающих экспериментах -тренингах, образовании; в формальном выполнении работы. В медицинской среде - это отказ от посещения научных конференций, отсутствие интереса к изучению литературы по профессии, невнимательный, шаблонный подход к диагностике и дифференциальной диагностике своих пациентов [11].
И, наконец, социальные симптомы: ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег, падает интерес к досугу, увлечениям, ранее любимым, хобби [11]. Социальные контакты ограничиваются работой, да и там то и дело случаются межличностные, порой тяжёлые конфликты, категорически недопустимые в медучреждениях, где с пациентом работает команда специалистов, и именно от взаимодействии в ней нередко зависит успех терапии особенно сложных клинических случаев. Скудными становятся отношения не только на работе, но и дома, в семье, появляется ощущение изоляции, непонимания других и другими [4,14].
В исходе эмоционального выгорания специалист не видит перспектив в своей дальнейшей профессиональной деятельности, утрачивается удовлетворенность работой, вера в свои профессиональные возможности (падение самооценки). Однако, если знать о нём, то синдром эмоционального выгорания можно своевременно предупреждать и весьма эффективно лечить [12].
Для предотвращения развития СЭВ у медицинских работников необходимо выполнять следующие требования:
1. Создать психологический комфорт в коллективе;
2. Производить обучение медицинского персонала по вопросам профессиональной безопасности, психогигиены, методик релаксации в рамках конференций различного уровня и курсов повышения квалификации;
3. Проводить мероприятия, направленные на оздоровление медицинского персонала: создание комнат отдыха, психологической разгрузки, формирование групп здоровья [5,15].
Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:
1. Хобби (спорт, культура, природа);
2. Улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг - обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и
др);
3. Обучение техникам релаксации (расслабления) - прогрессивная мышечная релаксация, аутогеннаятренировка, самовнушение, медитация [5];
4. Умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»
[15];
5. Попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений
6. Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).
Однако, для всего перечисленного в коллективе на штатной должности должен находиться психолог, а может быть и не один. Знает ли кто-то о таком опыте в нашей стране? Если он и существует, в доступной литературе нам, увы, указания на него не встретились.
Есть ли какие-то методы «самолечения» для специалиста, особенно молодого?
Молодой врач, как нам кажется, должен заранее изготовить для себя эликсир, который будет всегда с ним, который не только сможет вылечить, но который поможет, как вакцина, избежать болезни. К.Д. Ушинский писал: «Только личность может воздействовать на личность, только характером нужно воспитывать характер» [1,3,8].
Многие и не догадываются, что второй реальной жизнью любого человека является театр. Театр - это творческий подход к реальности, дающий участнику действа возможность обобщить и сделать более глубокими переживания на пути от личного духовного опыта к общечеловечному [3,6].
Театр лечит? Разве театр воздействует на подсознание? Каким же образом? Большинство болезней, сопровождающих СЭВ, имеет психосоматическую природу. На первый взгляд, кажется, что их причины лежат в каких-то анатомических, физиологических особенностях организма или во внешних факторах. Но в действительности нашу жизнь организуют наше собственное сознание, интеллект, внутренние психоэмоциональные факторы. Воздействуя на них, можно проводить энергетическую регуляцию организма [1,6].
Ведь здоровье - это некая энергия, о которой мы знаем лишь то, что она создается и в процессе жизни растрачивается. Но какая-то часть этой энергии здоровья остается с нами до последнего часа, до последней минуты жизни, сколько бы, ни было у человека, болезней [1,3,8].
Театр способен создавать положительные энергии, которые не только восстанавливают растраченную человеком энергию, но могут излечивать очень многие болезни - даже такие, которые с трудом лечатся медикаментозно [13].
В театре много условностей. Каким же образом нашему сознанию удается их не замечать? Благодаря воображению. Известны случаи, когда во время смертной казни электрический стул не срабатывал, но приговоренный все равно умирал - останавливалось сердце [1,3,8].
Бывает и наоборот: тяжелобольной пациент, уловивший в разговоре медиков незнакомое ему латинское слово, которое значило «умирающий», решил, что у него дела идут хорошо, и, к удивлению врачей, выздоровел.
Такие явления называются в медицине внушениями или психосоматическими реакциями. Смысл их в том, что, попадая в критическую ситуацию, мы даем волю воображению, которое оказывается сильнее сознания. На этом основан эффект плацебо. Точно так же и театральные условности совершенно не мешают нашему воображению воспринимать спектакль как истинную реальность [1,3,7,8], особенно, если мы склонны к позитивному самовнушению, имеем опыт психологического аутотренинга, да просто знаем и беззаветно любим театр.
Сыграйте сцену из собственной жизни, изобразите себя в различных обстоятельствах, и вы наверняка сможете примириться с собой, устранить внутренние конфликты, разрушающие психику, если и не с первого раза, то после определённой тренировки -обязательно!
Нельзя не позавидовать студентам нашего университета, уже 15 лет имеющего такой театр, прямо в стенах вуза, созданный для студентов и самими студентами, под руководством его бессменного художественного вдохновителя С.Н. Синицина. И имя у
театра замечательное - «Зеркало». Пусть в нём бесконечно долго отражаются светлые души его актёров!
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. - М.: Просвещение. 2007-С.256.
2. Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специальностей: автореф. дис.канд. психол. наук. Москва: 2009. 29 с.
3. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
4. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал 2012;(2):117-120.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович. - Воронеж: Ин-т практической психологии, 2009. - 349 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.,1996 - с.322.
7. Большой психологический словарь: ACT; АСТ-Москва.
8. Борисова A.A. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность // Особенности познания и общения в процессе обучения. - Ярославль: Соло.2008 - с.234.
9. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. / В.В. Знаков. -Самара: СамГПУ, 2010. -188 с.
10. Лэнгле А., Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа. [Пер. с нем.]. Вопросы психологии 2008;(3):3-16
11. Маслова H.H., Кислякова Е.А., Майорова Н.Г., Трясунова М.А. и др. //Роль личности педагога и наставника в формировании профессиональных качеств и особенностей характера будущего врача.- Смоленский медицинский альманах. Серия «педагогика высшей школы». Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - №2, 282 с.
12. Пасечник И.П. Пасиешвили Л.М. Аспекты реабилитации врача при смерти пациента. Семейная медицина 2013;(46):130-132.
13. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания. Причины, симптомы, лечение и профилактика. Педагогическаятехника 2013;(1): 68-74.
14. Скугаревская, М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания. Минск: БГМУ; 2003;
15. Резников А.Г. Его называют Эйнштейном медицины. К 100-летнему юбилею Ганса Селье. [Интернет]. URL: http://health-ua.com/article/1644.html) (дата обращения: 20.10.2019).