ПСИХОЛОГИЯ
психология личности щ
УДК 159.9
В. В. Кустова, И. А. Сергеева,
Иркутский государственный университет путей сообщения
Специфика эмоционального выгорания преподавателей вуза
Проблема эмоционального выгорания преподавателей вуза до сих пор не изучена в полном объеме. На профессиональное становление личности педагога оказывают влияние многие факторы, в том числе и противоречивые. По нашему мнению, наиболее характерными из них являются:
- противоречия между профессиональными требованиями и падением престижа профессии педагога;
- противоречие между высокими морально-этическими требованиями, предъявляемым к пре-полавателям, осуществляющим образовательный процесс, и фактическим уровнем духовно-нравсвенного развития личности педагогов, не всегда соответствующим запросам общества;
- особая психоэмоциональная напряженность, свойственная этому роду деятельности;
- отсутствие специальной подготовки педагогов по преодолению психоэмоционального напряжения.
В трудах отечественных и зарубежных авторов (Н. А. Аминов, В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, В. Е. Орел, Е. С. Стар-ченков, С. Джексон, К. Маслач, Х. Фройденбергер и др.), посвященных эмоциональному выгоранию, показано,что:
- этот синдром является актуальной социальной и личностной проблемой в «помогающих профессиях»;
- существуют субъективные (индивидуально-личностные) и объ-
© Кустова В. В., Сергеева И. А., 2017
Иркутский государственный университет путей сообщения
ективные (ситуационные) факторы, влияющие на проявление синдрома эмоционального выгорания;
- субъективно-личностное восприятие работы является более важным фактором развития выгорания;
- последствия эмоционального выгорания проявляются в соматических и психологических(моти-вационных, эмоциональных, когнитивных) изменениях личности, нарушениях в межличностных отношениях.
В. В. Бойко рассматривает синдром выгорания как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного
или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирую-щие воздействия)» [1]. Он выделяет три фазы его развития: напряжение (симптомы: переживание пси-хотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия), резистенцию (симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование) и истощение (симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность).
К. Маслач, С. Е. Джексон в синдром выгорания включают три группы факторов: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [9].
i г
л
ВЕРА ВИКТОРОВНА КУСТОВА
кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Иркутского госу-^ дарственного универси-* тета путей сообщения.
Сфера научных интересов: эмоциональное выгорание, формирование личности студентов в условиях образовательного пространства вуза. Автор 24 публикаций
ИРИНА
АЛЬБЕРТОВНА СЕРГЕЕВА
кандидат биологических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Иркутского государственного университета путей сообщения. Сфера научных интересов: формирование личности студентов в условиях образовательного пространства вуза. Автор 72 публикаций
Рассматривается специфика развития синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вуза. В структуре синдрома приведены пусковой механизм эмоционального выгорания и основные его критерии. Акцентируется внимание на связи эмоционального выгорания и индивидуально-личностных особенностей преподавателей. Показана зависимость выгорания от развития духовно-нравственных качеств педагогов. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, стресс-реакция, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, эмпатия, доброжелательность, копинг-поведение.
The article specifics of development of burnout syndrome among high school teachers considered. In the structure based on syndrome shows trigger burnout and its basic criteria. Focuses on connection of burnout and individually-personal characteristics of teachers. Dependence of Burnout from the development of spiritual and moral qualities of teachers. Key words: burnout, stress-emotional-reaction, moral disorientation, reduction of professional responsibility, empathy, kindness.
На основе литературных данных и ранее проведенных собственных исследований в структуру эмоционального выгорания В. В. Кустовой были включены следующие компоненты: психоэмоциональное напряжение, стресс-реакция, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональное истощение. Эта модель представлена на рис. 1 [4].
Нами было выявлено, что именно стресс-реакция является пусковым механизмом развития этого синдрома. При ее отсутствии на напряженные психоэмоциональные нагрузки личности не развивается эмоционально-нравственная дезориентация и не наступает эмоциональное истощение. Эмоционально-нравственная дезориентация проявляется в двух вариантах: деперсонализация (бездушие, цинизм) и редукция профессиональных достижений (снижение компетентности, недовольство собой и окружающими). Эмоциональное истощение, таким образом, становится следствием эмоционально-нравственной дезориентации. Эмоционально-нравственная дезориентация, в свою
очередь, может приводить к психоэмоциональному напряжению. Влияя друг на друга, они усиливают или ослабляют синдром.
При сформированности двух составляющих синдрома (или одной из них), может возникнуть эмоциональное истощение. При деперсонализации личности эмоциональное выгорание должно наступать быстрее,
так как при редукции профессиональных обязанностей проявляются защитные механизмы личности. Когда они перестают справляться с возросшей психоэмоциональной нагрузкой, наступает эмоциональное истощение личности [4].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие критерии психологического синдрома эмоционального выгорания.
1. Нарастание симптомов и фаз эмоционального выгорания.
2. Истощенность (коэффициент истощенности).
3. Уровень развития духовных качеств личности: эмпатии, альтруизма, отзывчивости.
Нам представляется интересной позиция А. Лэнгле по этой теме. В обобщенном виде тезисы его исследования сути феномена выгорания выглядят следующим образом: «это результат того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает ценностей... истинная исполненность в работе -лучшая защита от эмоционального выгорания; проблема возникает из-за формальной, лишенной мотивации деятельности, когда содержание (предмет) деятельности является только средством для
Рис. 1. Структура психологического синдрома эмоционального выгорания
удовлетворения, как правило,неосознаваемых эгоцентрических потребностей; выгорание возникает тогда, когда действие ориентировано прежде всего на удовлетворение субъективной нужды (дефицита) и лишь вторично нацелено на предмет занятий» [5, с. 7-8];
О.В.Полуниной, например, были получены результаты, показывающие, что «между феноменами увлеченности и выгорания преобладает отрицательная связь. Компоненты увлеченности связаны с низким уровнем нейротизма и высокими значениями экстраверсии, открытости, добросовестности, склонности к согласию» [5, с. 266].
Работа преподавателя вуза многофункциональна и многоаспектна. Она предполагает профессиональную компетентность (глубокие знания в предметной области и широкие познавательные интересы, нестандартное мышление, владение методами решения творческих задач). Преподаватель должен быть организованным, инициативным и ответственным в работе, доброжелательным по отношению к студентам, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности [1].
Г. Г. Горелова полагает, что деятельность педагога является «проблемной для субъекта с точки зрения профессиональных деструкции и высокой эмоциональной нагру-женности» [2, с. 5].
Переломным, кризисным в педагогической деятельности считается возраст 36-44 года, который связан с рассогласованностью в ценностно-смысловой сфере личности. Этот кризис наиболее остро ощущается в период «тройного кризиса» и обнаруживается в особо сложных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты, проявляясь в ограничении эмоциональной отдачи в социальных контактах [8, с. 326].
Как видим, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза может явиться фак-
тором риска проявления синдрома эмоционального выгорания.
С целью выявления особенностей синдрома эмоционального выгорания педагогов были использованы следующие методики: опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой), тест «Оценка степени истощенности жизненных сил и срыва защитных механизмов» (А. Аппелса), методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири, тест «Диагности-
ка уровня эмпатии» (И. М. Юсупова), тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норманна, Д. Ф. Эндлера, Д. А. Джеймса, М. И. Паркера(адаптированный вариант Т. А. Крюковой).
В исследовании приняли участие 33 преподавателя вуза в возрасте от 20 до 75 лет.
Сводные данные диагностики проявления синдрома эмоционального выгорания представлены в таблице.
Результаты исследования показали, что по индексу истощенности 36% преподавателей не имеют при-
Таблица
Показатели синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вуза
Индекс Уровень Показатели СЭВ Уровень СЭВ
№ Возраст Стаж доброжела- истощен- Э Д Р
тельности ности
1 75 36 7,3 1 нс св в 1-й уровень
2 64 10 13,1 2 н с н 36%
3 76 51 10,1 2 н в нс
4 57 38 6,7 4 с св н
5 39 15 5,3 4 с с с
6 42 5 2,1 4 с с св
7 30 8 1,1 4 с в в
8 22 1 2,2 4 с с в
9 28 15 1,2 3 с в с
10 61 25 2,2 4 в в с
11 37 13 1,4 4 с в в
12 66 42 5,7 4 нс св н
13 39 15 2,7 5 с в с 2-й уровень
14 25 2 -5,7 5 с в в 33%
15 77 30 -2,7 5 н с в
16 41 22 -4,8 5 с в в
17 29 3 -2,2 6 с с с
18 36 2 0,9 6 с с в
19 43 24 -2,0 7 в н св
20 41 19 -2,6 7 в н св
21 50 10 -4,4 7 с в в
22 67 48 -0,7 7 с в н
23 53 31 -4,1 7 с в в
24 52 13 -6,8 8 с в в 3-й уровень
25 52 23 -9,1 8 в в в 31%
26 26 5 -8,7 8 в в в
27 73 48 -7,7 8 в в в
28 58 31 -4,8 9 н с св
29 65 17 -9,2 10 в в в
30 43 19 -8,1 10 в в в
31 24 1 -7,6 11 с в в
32 58 17 -10,6 14 в в в
33 70 53 -8,4 14 в в в
Примечание. СЭВ - синдром эмоционального выгорания, э - эмоциональное напряжение, д - деперсонализация, р - редукция профессиональных обязанностей, н -низкие значения (симптомы не развиваются), с - средние значения (симптомы в стадии формирования), в - высокие значения (симптомы полностью сформированы). Значения от 0 до 4 баллов свидетельствуют об отсутствии истощения, от 5 до 9 баллов - о перенапряжении и переутомлении, от 10 до 14 баллов - о полном истощении жизненных сил, угрозе срыва защитных механизмов.
знаков эмоционального выгорания (1-4 балла), что соответствует первому уровню синдрома эмоционального выгорания. У 33% респондентов индекс истощенности составляет 5-8 баллов, что соответствует второму уровню синдрома эмоционального выгорания, когда формируются все его симптомы. У 31% респондентов обнаружился высокий уровень истощенности (от 8 до 14 баллов) с полностью сформированным комплексом эмоционального выгорания (третий уровень).
Специфика формирования этого синдрома у преподавателей вуза заключается в том, что при низком индексе истощенности симптомы эмоционального выгорания соответствуют более высокомууровню его развития. Преподаватели вуза, находящиеся на первом уровне синдрома эмоционального выгорания, не ощущают усталости и истощения, но в то же время почти у трети из них показатели синдрома эмоционального выгорания имеют значения выше среднего.
Кроме того, было замечено, что при низких показателях уровня истощенности почти у половины исследуемой выборки наблюдалось нарастание симптомов деперсонализации и редукции профессиональных обязанностей (сокращение как защитный механизм).
Эти особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов высшей школы демонстрируют определенные резервы психики и «неутраченные ценности» (по А. Лэнгле), что возможно связано с нереализованностью творческого потенциала в сфере научно-педагогической деятельности и недостаточной развитостью профессионально важных качеств.
Необходимый арсенал индивидуально-личностных качеств педагога составляют доброжелательность, коммуникабельность, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), требовательность и др.
В общении со студентами главным регулятором взаимоотноше-
ний выступает доброжелательность [3, с. 78]. В связи с этим важно было выяснить, существует ли взаимосвязь доброжелательности и эмпа-тии с проявлением синдрома эмоционального выгорания.
Индекс доброжелательности вы-считывался по следующей формуле Т. Лири: ИД = VII - III + 0,7(VNI + VII -IV + II), где VII - показатель сотрудничества, III -агрессивности, VIII -альтруизм, IV - обидчивость (недоверчивость), VIII - самодовольство (обособленность) [6, с. 295-309].
Индекс доброжелательности мы рассматривали как один из основных показателей развития духовно-нравственных качеств личности. Его положительные значения свидетельствуют о высоком уровне развития духовно-нравственных качеств, преобладании альтруизма, мягкосердечности, склонности к сотрудничеству. При отрицательных значениях индекса доброжелательности проявляются агрессия, эгоистическая направленность, замкнутость, обидчивость, что свидетельствует о низком уровне развития духовно-нравственных качеств. Нулевые значения индекса доброжелательности способствуют выявлению равнодушной личности, у которой духовно-равственные качества не сформированы в целом.
Зависимость синдрома эмоционального выгорания от развития ду-
ховно-нравственных качеств личности представлена на рис. 2. Эмпирические исследования показали, что у респондентов при высоком уровне доброжелательности и эмпатии к студентам индекс истощенности имеет низкие значения и симптомы эмоционального выгорания отсутствуют. При индексе истощенности, приближающемся к нулевым значениям (равнодушие к обучаемым), эмпатия снижается, повышаются значения индекса истощенности, активно формируются симптомы эмоционального выгорания.
Если же показатели индекса доброжелательности находятся в стойких отрицательных значениях, а показатели эмпатии низкие, но показатели индекса истощенности высокие,то можно говорить о том, что симптомы эмоционального выгорания у личности полностью сформированы.
На графике линейной функции первый уровень синдрома эмоционального выгорания находится в области высоких плюсовых значений индекса доброжелательности и эмпатии к студентам (от 60 до 100%) и низких значениях индекса истощенности жизненных сил (до 4 баллов).
Второй уровень психологического синдрома эмоционального выгорания занимает на графике промежуточное положение, при котором
3 уровень 2 уровень
Индекс доброжелательности
Рис. 2. Зависимость психологического синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств личности Примечание. СЭВ - синдром эмоционального выгорания.
Шкалы
80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5
Рис. 3. Показатели шкал копинг-поведения преподавателей в стрессовых ситуациях
Примечание. 1 - ориентация на решение задач, 2 -ориентация на эмоции, 3 - ориентация на избегание, 4 - ориентация на отвлечения, 5 - ориентация на социальные отвлечения.
индекс доброжелательности имеет средне-низкие (невысокие положительные и отрицательные)значения при возрастании значений индекса истощенности жизненных сил.
Третий уровень психологического синдрома эмоционального выгорания находится в отрицательных величинах индекса доброжелательности и низкой эмпатии к студентам (от 14 до 40%), но при высоких показателях истощенности жизненных сил. Поскольку показатели индекса истощения не могут быть выше 14 баллов, то при углублении симптомов синдрома эмоционального выгорания график функции теряет линейность, а область значений переходит во все более отрицательные значения индекса доброжелательности.
Статистический анализ, проведенный по 1>критерию Стьюдента, показал, что между индексом доброжелательности и индексом истощенности существует тесная связь (г = 0,64; р < 0,05).
Результаты исследований, проведенных по тесту «Копинг-поведе-ние в стрессовых ситуациях», представлены на рис. 3.
Как видно из рисунка, в модели
преодолевающего поведения преподавателей преобладает копинг ориентации на решение задач, характеризующийся активным поведением и желанием найти способы эффективного решения задач. В меньшей степени проявляется ориентация на эмоции. По-видимому, это объясняется тем, что выборку респондентов
составили преподаватели технических дисциплин.
Таким образом, проблема выявления особенностей синдрома эмоционального выгорания у преподавателей вуза представляет теоретический и практический интерес, обусловленный необходимостью поиска путей предупреждения его развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. 154 с.
2. Вековцева Т. А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11. С. 326-330.
3. Горелова Г. Г. Личность и профессия: профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного кризиса». Челябинск: ЧГПУ, 2002. 175 с.
4. Кустова B. B. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов социальных педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2007. 154 с.
5. ЛэнглеА. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
6. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бода-лева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 640 с.
7. Скрипкина Н. В. Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период «тройного кризиса» личности // Молодой ученый. 2009. № 10. С. 321-326.
8. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced. Burnout. J. Occup. Beh. 1981. Vol. 2. PP. 99-113.
LITERATURA
1. Bojko V. V. Yenergija yemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih. M.: Nauka, 1996. 154 s.
2. Vekovceva T. A. Osnovnye napravlenija samorazvitija prepodavatelja vuza v professional'noj dejatel'nosti // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 11. S. 326-330.
3. Gorelova G. G. Lichnost' i professija: professional'no-lichnostnaja readaptacija v uslovijah «trojnogo krizisa». Cheljabinsk: CHGPU, 2002. 175 s.
4. Kustova V. V. Sindrom yemocional'nogo vygoranija i ego profilaktika u studentov social'nyh pedagogov: dis. ... kand. psihol. nauk. Irkutsk, 2007. 154 s.
5. Lyengle A. Yemocional'noe vygoranie s pozicii yekzistencial'nogo analiza // Voprosy psihologii. 2008. № 2. S. 3-16.
6. Rabochaja kniga prakticheskogo psihologa: posobie dlja specialistov, rabotayushhih s personalom / pod red. A.A. Bodaleva, A. A. Derkacha, L. G. Lapteva. M.: Izd-vo Instituta psihoterapii, 2001. 640 s.
7. Skripkina N. V. Vyrazhennost' yemocional'nogo vygoranija u pedagogov v period «trojnogo krizisa» lichnosti // Molodoj uchenyj. 2009. № 10. S. 321-326.
8. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced. Burnout. J. Occup. Beh. 1981. Vol. 2. PP. 99-113.