Современная биография: традиционное и авторское. К вопросу о трансформации жанра
Колядич Татьяна Михайловна,
доктор филологических наук, профессор, кафедра русской литературы XX и XXI вв., МПГУ E-mail: [email protected]
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что сегодня произошло явное обновление парадигмы жанровой системы. Биографическое направление становится одним из самых распространенных течений, поскольку в современном литературном процессе наблюдается явная тенденция к рассказыванию историй. Косвенным подтверждением является составление романа в виде сборника рассказов (небольших повестей, циклов). В ходе конкретного анализа показаны особенности современной биографии с учетом новых авторских интенций. Основная цель связана с выделением некоторых разновидностей и прояснение их особенностей, доказательством, что канонический жанр претерпел явные изменения. Установлено, что биографический компонент выделяется как составляющая произведений, в центре которых оказывается изображение конкретной личности. На примерах показывается, что современная биография присутствует в нескольких форматах: собственно биографии; как биографический очерк серии ЖЗЛ, мемуарный роман или мемуарный очерк, документальный роман.
Ключевые слова: биография, жанр, личность, терминология, автор.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем, что сегодня произошло явное обновление парадигмы жанровой системы. И хотя «память жанра» (М. Бахтин) сохраняется, в структуре традиционных форм произошли явные изменения. Они связаны со стремлением авторов к контамина-ционности, когда, в частности, жанр биографии вбирает в себя элементы не только классического жизнеописания, но и сведения об авторе книги, его комментарии, размышления, раздумья на самые разные темы. Очевидно сближение академической, классической манеры нон-фикшна со стилем массовой литературы, когда рассказывается история о герое и авторе, причем части нередко равнозначные по объему.
Критики отмечают появление художественной биографии. Примером может служить, например, биография В.И. Ленина «Ленин. Пантокра-тор солнечных пылинок» (2017) год, написанная Л. Данилкиным в особенной, временами язвительной манере. «Ленин был великий велосипедист, философ, путешественник, шутник, спортсмен и криптограф. Кем он не был, так это приятным собеседником, но если Бог там, на небесах, захочет обсудить за шахматами политику и последние новости - с кем еще, кроме Ленина, ему разговаривать?»
Изменение повествовательного нарратива, введение диалогической и монологической речи, разговорной лексики возобновили споры о направлении, в шестидесятые годы он обозначался как художественно-документальный, тем самым подчеркивались введение документального ряда и наличие эстетической составляющей. В качестве гипотезы отметим, что подобное сочетание следует принять с оговоркой, поскольку произведение должно обладать предназначенными качествами, и даже относимое к массовой литературе предполагает определенного читателя и отличается рядом устойчивых признаков. Иначе оно относится к откровенному «чтиву», так называемой «килобайтной литературы». Поэтому определение художественно-документальный носит оценочный характер и не является терминологически значимым.
Наша задача состоит в том, чтобы в ходе конкретного анализа показать особенности именно современной биографии с учетом новых авторских интенций. Основная цель связана с выделением некоторых разновидностей и прояснение их особенностей.
В настоящее время канонический жанр претерпел явные изменения. Биографический компонент
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
и
со см о см
справедливо выделяется как составляющая произведений, в центре которых оказывается изображение конкретной личности. Определения подобных форм разнятся, указывается на художественные биографии, документально-биографические произведения, мемуарно-биографический, мему-арно-автобиографические жанры биографические романы.
В диссертации А.В. Антюхова «Русская мемуар-но-автобиографическая литература XVIII в.: Генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика» справедливо указано, что идеи произведения всегда отвечают социальной и общественной политике его времени, соответствуют его эстетике и обладают соответствующими конституитивными признаками. Отметим, что в содержательном плане понятие «мемуары» («записки») менялось, что убедительно показано исследователем. [1].
В качестве рабочей гипотезы нами предлагается определение «метажанр», которое способно включить разные виды жизнеописаний, среди которых воспоминания (мемуары) и биография. Оно было предложено в наших исследованиях и подробно впоследствии обосновано рядом исследователей, например, в содержательной работе Е.К. Кирилловой. [2].
Нами также показывались возможности мему-арно-биографического романа как контаминаци-онной формы, отмечалось, что биография и мемуары сходны по установкам отображения фактического материала. Подробное объяснение особенностей формы находим в исследовании Е.М. Болдыревой, посвященной автобиографическому роману. [3]. Сделаем предварительный вывод о существовании разных жанровых структур, обладающих признаками метажанра. В ряде случаев структура является контаминационной, то есть включает элементы обоих разновидностей.
В последнее время наблюдается тенденция к написанию биографий представителями практически всех профессий, хотя в ряде случаев речь идет о самопрезентации и пиар-акциях. Согласно статистике в премиальный процесс «Большой книги» постоянно входят подобные издания. Д. Быков стал первым лауреатом «Большой книги», получив ее за биографию «Пастернак», представляющим собой проект, то есть произведение, в котором принимал участие и Л. Молчанов (главы о «Сестре моей жизни», «Высокой болезни» и «Спекторском»). Автора отличает субъективная и в ряде случаев откровенно тенденциозная подача материала (таковы биографии не только Б. Пастернака, но и В. Маяковского и Б. Окуджавы).
Филолог В. Дымшиц, специалист по еврейской литературе, выступил с критической статьёй по поводу выступлений Д. Быкова, указав на то, что ряд суждений Д. Быкова о Шолом-Алейхеме амбициозны и фактически неверны: «Стыдно рассуждать о том, чего не знаешь. Более того - опасно. Проколешься - и кто же поверит потом твоим высказываниям даже по поводу предметов, в которых ты слыл докой?» [5].
Интерес к биографиям можно считать предопределенным. Критики указывают, что современного автора, больше интересует прошлое, чем настоящее. Литературовед и писатель А. Астацуров полагает: «Думаю, дело не в том, что настоящее не дает каких-то интересных знаков или нужна дистанция, скорее, тут проблема отсутствия нормального диалога, не стихающей идейной борьбы», «говоря об истории, авторы поднимают те вопросы, которые волнуют их сейчас», поскольку «их тексты остросоциальны». [6].
Исторически биография организовывалась как жизнеописание выдающейся личности. В основополагающей работе С. Аверинцева «Плутарх и античная литература» определены круг авторов и выведена методология описания. Для нас имеют значение следующие ключевые моменты, выделенные исследователем: интонация доверительной и раскованной беседы автора с читателем, «иллюзия живого голоса, зримого жеста и как бы непосредственного присутствия рассказчика». [7].
В русской литературе жанр биографии возникает сравнительно поздно, на его формирование оказало «влияние агиографические традиции древнерусской литературы, неотъемлемой частью которой были жития святых». Исследователь, автор биографий А. Блока и К. Чуковского также утверждает, что утверждение жанра произошло в рамках основанной Ф.Ф. Павленковым серии «Жизнь замечательных людей». [8]. Прослеживая влияние агиографической традиции на формирование русской и советской биографии, Е. Иванова справедливо указывает на возникновение биографического мифа, привлекая в качестве доказательства высказывание Ю. Лотмана: «Каждый тип культуры вырабатывает свои модели «людей без биографии» и «людей с биографией. . К началу XX века мифологическая биография, жизнет-ворчество становятся важной составляющей литературного процесса, временной тенденцией. [9].
Отечественная биография отличается рядом особенностей. В свое время О. Мандельштам указывал на склонность отечественных авторов к романному началу и исследованию личности портретируемого: «Ныне европейцы выброшены из своих биографий... Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа, и роман, с другой стороны, немыслим без интереса к отдельной человеческой судьбе, - фабуле и всему, что ей сопутствует. Кроме того, интерес к психологической мотивировке. в корне подорван и дискредитирован наступившим бессилием психологических мотивов перед реальными силами, чья расправа с психологической мотивировкой час от часу становится более жестокой». [10].
Тяготея к эпическому осмыслению мира, авторы восстанавливают преемственные связи, создают картину мира, которая интересна читателю как возможный вариант собственного жизнеустройства. В содержательном плане биография соединяет документальное начало и познавательную установку.
Возрождение традиции находим в романе Е. Водолазкина «Лавр». 2013. Следуя агиографическим схемам, автор создает «литературное житие» вымышленного святого». Традиционная схема построения (правда, четырехчастная, а не трех-частная) позволила создать объемный образ. Возможно, принцип узнаваемости, следование канонической модели обусловили особое внимание исследователей к прозе писателя.
В качестве примера приведем конференцию, прошедшую в Кракове в 2023 году.
Проведем классификацию современных биографий.
Современная биография присутствует в нескольких форматах: собственно биографии, как биографический очерк серии ЖЗЛ, мемуарного романа или мемуарного очерка, документального романа.
Объектом нашей исследовательской рефлексии стали произведения П. Басинского, А. Варламова, З. Прилепина, С. Шаргунова, Л. Юзефовича. Согласно рейтингам они вызвали интерес у читателей, отмечены престижными премиями, среди которых «Большая книга», «Ясная Поляна».
Если речь идет о канонической модели, то традиционно ее воспринимают в формате серии «Жизнь замечательных людей», то есть научно-популярного очерка, обычно приуроченного к юбилейной или памятной дате. Основательность изданию придает иллюстративный ряд, перечень основных событий жизни портретируемого, список литературы.
Изменения проявились в том, что сегодня авторами часто становятся не профессиональные биографы, а писатели, научные журналисты, что и ириводит к смене нарратива и жанра, фактически создается биографический роман, в котором создается авторское прочтение событий жизни героя. Исследовательский поиск, установление фактов осуществляется в период прочтения произведения, и читатель в полной мере может с ним ознакомиться.
Ранее изображение профессиональной деятельности доминировало, и его нужно было передавать максимально точно. Хотя и сегодня прежняя схема сохраняется, биография всегда выстраивается предопределенным образом в соответствии с событиями жизни героя.
Основная проблема, решаемая автором, определяется использованием документального материала. Очевидно, что хронологическая канва, развитие действия подчиняются реальным фактам и связаны с конкретными событиями жизни героя. Сложность описания состоит в полноте данных, не всегда возможен допуск к документам и архивам, в ряде случаев они отсутствуют, потеряны или уничтожены. Поэтому вероятны авторские допущения. Усиление авторского начала отметим как значимую тенденцию повествования.
Выбор героев у А. Варламова преднамерен, он обращается к деятелям, чьи биографии связаны с «серебряным веком» и к ключевым фигурам со-
ветской литературы. Правда, он сам чаще говорит о том, что подчинялся издательским задачам. Среди его героев А. Грин, М. Булгаков, М. Пришвин, Г. Распутин, В. Розанов, А. Платонов, А. Толстой, В. Шукшин. «Стратегия выстраивания своей жизни художником - вот что мне интересно в людях, живущих в эпоху больших перемен», - замечает А. Варламов. «Меня как писателя всегда интересовала человеческая жизнь от рождения до смерти, судьба, связь личности с историей». .
А. Варламов полагает, что независимо от качеств героя, нужно относиться к нему с любовью, стремиться показать, что он был «сложнее, богаче, шире, неоднозначнее», чем кажется. Одновременно важно проникнуть в его мысли и поступки, понять психологию, учитывая, что все они разные. Отмеченные принципы отражены и в обосновании премии имени А. Солженицына, которая присуждена «за тонкое исслеживание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире, за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий».
Отметим значимые принципы устройства биографии, сформулированные А.И. Варламовым в его интервью: «Биография - это не икона, а жизнь писателя, как правило, не житие. Мне важно показать человека во всей его глубине, во всем богатстве его жизни. При этом ни в коем случае не судить. Биограф не судья, не обвинитель и даже не защитник, последнее было бы слишком самонадеянно. Биограф - свидетель, но пристрастный, поскольку беспристрастным быть не получается». [11].
Писатель показывает свое особое отношение к документам, отмечая, что ни один источник нельзя принимать на веру, они «создают мифы или уводят от истины», «твоя задача - бережно, нежно распутывать этот клубок, разбирать тончайшие нити и наслоения и пытаться запеленговать, запечатлеть мерцающий свет ускользающей истины».
«Автор биографии немного похож на следователя, который не доверяет ни одному источнику и устраивает очные ставки. И только если факт подтверждается из разных источников, тогда можно с какой-то степенью достоверности говорить, что это было так. Так пишется биографии».
Реконструируя биографии героев, писатель обращается к различным документам, дотошно исследует факты, уточняя и конкретизируя сложившиеся представления, нередко вступает в полемику, отстаивая свою точку зрения: «А в ней у бездумного «Третьего Толстого», каким его столь же гениально, сколь и неверно изобразил в своем мемуаре Бунин, были такие бездны...» Обращение к личности А. Толстого позволило писателю показать сложный и неординарный характер, уйти от стереотипов восприятия. «Но при изучении множества материалов понял, что это был весьма неоднозначный человек».
Стремясь честно рассказывать историю, «собрав как можно больше свидетельств», отдавая
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
со см о см
предпочтение фактам, А. Варламов выдвигает своеобразные правила: «В биографии не может быть диалогов, не может быть описания погоды и природы». То есть для него важно идти от факта к обобщению и осмыслению личности. В ряде случаев авторское повествование сменяется свидетельскими показаниями, о герое высказываются современники, очевидцы, близкие, друзья, поклонники. Изменение повествовательной стратегии приводит к тому, что психологическая характеристика становится особым документом. Одновременно А. Варламов стремится «понять через писательские судьбы что-то важное про собственную страну, ее историю, ее семейные тайны и родовые травмы».
Своеобразным продолжением биографий А. Варламова стал роман «Мысленный волк», в котором появились те же ключевые фигуры времени, но ставшие прототипами для создания героев произведения (Пришвин, Розанов, Распутин, Грин). Отличие подобного произведения от документальной прозы следующее: «можно было позволить себе то, что невозможно: диалог, пейзаж, описание погод, вымысел, свой личный взгляд на вещи». То есть передать свой опыт, воспоминания, переживания, страдания.
Выбирая героя для биографии, авторы не только отдают предпочтение определенным периодам, но и обращаются к интересующим их ключевым фигурам. Так предметом изображения П. Ба-синский делает М. Горького и Л. Толстого (таковы, в частности - «Лев Толстой: Бегство из рая», «Святой против Льва», «Лев в тени Льва» «Соня, уйди! Софья Толстая: взгляд мужчины и женщины. Роман-диалог; Максим Горький. Миф и биография», «Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти»), которые воспринимаются как разные системы мировидения. Как отмечает автор, Л. Толстой оказался « близок по складу его ума, критического, максималистского».[14].
Для П. Басинского также важна психологическая совместимость с героем, он пытается проникнуть в его внутренний мир. прояснить его философские идеи героя, сделав акцент на изображении идейного и духовного становления личности. О своих намерениях П. Басинский также сообщает в интервью и авторских предисловиях, поскольку, как и А. Варламов, является не только писателем-биографом, но и литературоведом.
П. Басинский особенным образом строит фабулу, начиная «с самого интересного в жизни человека», стараясь отобрать яркие и загадочные события, полагая, что сама личность создает Интригу. Пытаясь разобраться в причинах ухода героев из жизни, он описывает острые и драматичные моменты их жизни. Структурообразующие интенции проявляются в том, что в названиях отражается стремление автора вступить в разговор с современным читателем. Авторское определение «роман-диалог» показательно, поскольку П. Ба-синский сознательно выстраивает свои произведения как разговор с читателем. Он активизирует
читательское ожидание, стремление проникнуть в «тайны» жизни и творчества.
Некая интрига заложена в романе «Посмотрите на меня: Тайная история Лизы Дьяконовой» (2018). П. Басинскому удалось найти архив Дьяконовых, называя себя «дешифровальщиком», он активно привлекает из него материалы, обращаясь к забытым фигурам прошлого. Поскольку произведение основывается на личном дневнике, его иногда относят к документальному роману. Отмеченный принцип активного введения личных документов в биографическую фабулу отражают ту же тенденцию создания биография, становясь общим свойством современных произведений. В равной степени П. Басинского интересует и сама эпоха, он отмечает, что «описанные проблемы столетней давности и сейчас актуальны».
Своеобразная игра в нарратив продолжается в размышлениях автора о биографии вымышленного лица («Подлинная история Анны Карениной», (2021). Произведение можно рассматривать и как вариант «научной биографии», присутствующей у ряда литературоведов, известно, что Д. Благой, занимавшихся исследованием творчества А. Пушкина, создал «Творческий путь Пушкина». В случае П. Басинского речь идет о беллетризованной биографии вымышленного лица, организующейся как описание знаковых эпизодов его жизни. Создается сложная структура, в которой рассуждения, пояснения, справки составляют повествование.
Естественным продолжением стал разговор о связи биографии и творчества с общественными и культурными событиями, который мы находим в литературных биографиях З. Прилепина («Леонид Леонов. Игра его была огромна». 2010, «Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевистской эпохи. Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской» (2015) «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы». 2017. «Есенин. Обещая встречу впереди». 2020. «Шолохов. Незаконный». 2022).
Произведения неравнозначны по художественному решению, представляют собой очерки и жизнеописания. Обращение к личности Л. Леонова сочли своеобразным вызовом, поскольку судьба и творчество писателя практически не удостаиваются внимания читателей, хотя его многие литераторы считают своим учителем. З. Прилепин приводит диалог между С. Михалковым и его сыном Н. Михалковым, показывающим недооцененность писателя, замечая, что у «нас есть возможность рассказать все иначе».
Хотя, реконструируя наиболее значимые вехи жизни Л. Леонова, автор допускает личное отношение: «Читая Леонова, иногда будто бы скользишь по-над ясной водой; но иногда словно продираешься в тяжелом буреломе». Метафорические описания не являются исключением. Отметим, что соединение биографпческого и личного начал не исключают точность, выверенность фактов, множественные детали обусловлены постоянно поддерживаемым принципом отстраненности.
А. Коровашко подчеркивает, что структурно представлены как бы три биографии, отражающие сложную и многогранную личность ЛЛеонова.
В центре описания оказываются сложные и не-означные, противоречивые события, поэтому иногда биографии превращаются в своеобразный квест. В центре описания «Катаев. Погоня за вечной весной» (2016) С. Шаргунова оказываются сложные и драматичные эпизоды из жизни героя, в частности, его интересует положение кадрового офицера, попавшего в непростую ситуацию во время Гражданской войны, вынужденного сделать сложный выбор и даже оказывающегося в тюрьме. В советское время некоторые моменты своей биографии В. Катаев не обнародовал, поэтому С. Шаргунову пришлось выступить и в функции историка, осуществить поиск документов и выстроить жизнеописание героя. Как и у других анализируемых нами авторов, сложность представляет описание профессиональной деятельности, но минимальный анализ «писательские биографии» содержат. Особого внимания от биографов потребовал литературный контекст.
В частности, С. Шаргунов не мог обойти вниманием тот факт, что отчасти его интерес к личности В. Катаева был вызван тем, что волею обстоятельств он тоже стал одним из редакторов журнала «Юность». «Я взялся за это расследование о Катаеве из любви к его волшебной красочной прозе, но и из досады на отсутствие должного осмысления его головокружительной, вровень с двадцатым веком судьбе». Отражение биографии одного человека через сравнение сходных эпизодов в жизнеописании другого не случайно. Ю.М. Лотман вводит понятие семиотической биографии, отмечая, что каждый человек может иметь свою биографию знаков, в частности, подражая жизни другого человека.
Иногда не все события жизни писателя оказались документально точно обозначенными. Поэтому, С. Шаргунов высказывает собственную точку зрения, делится своими соображениями. «Я решил воссоздать течение его жизни, чтобы вы погрузились в нее, но и чтобы вы перечитали Катаева. Или прочитали. Надеюсь, удалось распутать множество узлов и узелков этой так мало изученной биографии, и книга пригодится тем, кому важна история нашей литературы и просто история».
Обозначение отдельных ситуаций, акцентирование значимых для автора фактов не случайны. Эпизодный принцип построения характерен для романной структуры, но в данном случае он имеет акцентный характер, ибо происходит движение не от одной ситуации к другой с целью обозначения эволюции персонажа, а организация действия из тех ситуаций, через которые проявляются духовные, нравственные, политические, творческие поиски героя, образуя модель личности. Налицо стремление автора к беспристрастности суждений и попытка максимального приближения к реально происходившему, на основании реальных источников, пусть и противоречивых/
В формате биографий писатель создает авторскую версию истории гражданской войны Л. Юзе-фович: «Самодержец пустыни. Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг и миря, в котором он жил» (1993, 2012), «Казароза» (2002), «Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922-1923 годы» (2018). Показательно название интервью Л. Юзефовича: «Я рассказчик историй». Авторские намерения обозначаются в самом начале: «В августе 1996 года я сидел в здании Военной прокуратуры СибВО в Новосибирске, на Воинской, 5, читал девятитомное следственное дело белого генерала Анатолия Николаевича Пе-пеляева». [13].
Названия книг обозначают место действия и позволяют ввести основных героев повествования. В романе «Зимняя дорога. Генерал А.Н. Пепеляев и анархист И.Я. Строд в Якутии. 1922-1923 годы» (2017) в названии заложен основной конфликт, он связан с политическим, социальным, нравственным противостоянием героев, охарактеризованным автором как «трагическое». Ключевое слово «дорога», вынесенное в название обозначает тот путь, который пройдут герои за обозначенное время и одновременно те перемены, которые с ними случатся. Мотив встречи станет структурообразующим, Строд возглавит борьбу с отрядом Пепеле-ва: «для одного из них эта встреча станет звездным часом жизни, для другого - конца».
Предопределенным для каждого романа Л. Юзефовича становится использование дневников, писем, записей главных героев наряду с собственно документальным материалов, вводимым автором, что дает основание некоторым исследователей считать его произведения документальными романа. Допуская данные точки зрения, заметим, что, видимо, следует говорить об особой разновидности, биографическом романе документального типа. Проявилась и другая особенность, Л. Юзефович допускает возможность повторного обращения, дополнение ранее опубликованного текста.
Отдельного разговора заслуживают «писательские биографии», созданные в формате «книги о профессии». Свой творческий портрет представила Д, Рубина («Больно только, когда смеюсь», «Одинокий пишущий человек»), собравшая его из отдельных высказываний, интервью.
Она считает, что писателю приходится отвечать на множественные вопросы, связанные с прототипами его книг, замысле и его реализации, реальности различных фактов биографии, в том числе и отраженными в произведениях. Повествование выстраивается как своеобразный биографический этюд, в котором обозначаются основные события из жизни автора, последовательно и обстоятельно воссоздается ее биография, структуируется творческий портрет. Рассказ о первом напечатанном произведении публиковался ранее, детали совпадают, что позволяет говорить о косвенной достоверности. Д. Рубина представляет свою книгу о книгах как ту, в которой есть сюжет и действие
сэ о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
и
со см о см
из «густой-пахучей-равносякой жизни». Прием воспоминаний (использованы конструкции - «это случилось») становится структурообразующим. Речь идет и об авторской маске, ибо сложно представить, чтобы перед нами полностью раскрылся писатель. [13].
В отечественной практике подобных книг о писательском мастерстве немного, но тенденция создания авторских однотомников из интервью, писем, отрывков из дневников существует среди писателей разных поколений, в частности,. «Бумажный театр: непроза», сборник сценариев, дневниковых записей, мемуаров и пьес» Л. Улиц-кой, А. Поляринов «Почти два килограмма слов», «Все как у людей» Ш. Идиатуллина,
В последнее время появились книги, связанные с творческим процессом («Как мы пишем. Писатели о литературе, о времени, о себе» (2018). Предыдущий аналог вышел в 1930 году, в нем писатели поделились фактами своей творческой биографии. Следуя традиции, писатели очерки о творчестве, всего обозначились точки зрения тридцати шести современных писателей. Отметим и соединение литературоведческих и автобиографических эссе: А. Жолковский А. «Виньетки», Н. Иванова. «Такова литературная жизнь».
Выводы. Характеристика героя биографического повествования в современном биографическом повествовании отличается, она становится более личностной, психологические описания соседствуют с канвой его профессиональной деятельности. Сказанное подтверждается тем, что в рассмотренных произведения, не только в «писательских биографиях», представители других профессий также предстают не только как конкретные деятели, но и творцы, созидатели, независимо от того, о чем идет речь. о создании собственной философии или военной стратегии.
Текстуальное пространство оказывается сложно организованным. Биографическая канва является основой для организации особого пространства, в котором находится место и для исследовательских размышлений, и для анализа документального материала. Независимо от того, как автор представляет своего героя, он невольно в своем произведении рассказывает свою личную историю, в формате элементов собственной биографии повествуя о том, как пришел к данной теме. Авторские оценки свободно входят в текст, более того, допускается ироническая интонация. Допуская более свободное изложение событий жизни героя, допущение становится одним из приемов описания, хотя биограф находится в прямой зависимости от факта. В тоже время авторские комментарии, пояснения и ремарки, выполняют роль справочного аппарата, встречаются развернутые и краткие авторские отступления.
Биографическое направление становится одним из самых распространенных течений, поскольку в современном литературном процессе наблюдается явная тенденция к рассказыванию историй. Косвенным подтверждением является
составление романа в виде сборника рассказов (небольших повестей, циклов). Таковы произведения мастеров разговорного жанра - Е. Гришковца, А. Цыпкина и других.
В данном направлении документализируется повседневная жизнь людей, создается объемная картина поступков, мыслей и чувств людей определенного времени. Становится ясным портрет героя знакового времени, одновременно обозначается поколенческая стратегия, в определенном смысле при отражении воспоминаний описываемого времени выводится и коллективное сознание, когда мышление закономерно подчинялось определенной догматике.
Объективизируя повествование, автор вводит различные документы. При анализе важно определить, как организуется материал, является ли справочным дополнением или активно участвует в создании фабулы. Признавая первичную значимость документа, авторы стремятся собрать как можно больше документов, сравнить и сопоставить их между собой. Эстетическая значимость подобных произведений определяется степенью обработки материалов, авторским участием в их организации, искусным использованием документов, которые должны быть и равноправной составляющей повествования, и представлять интерес сами по себе.
Значение подобных рассказов заключается в способе передачи информации. Фактографич-ность является основным свойством историй, которые становятся документальным свидетельством времени. Отдельные рассказы, представленные в живой и непринужденной манере, со своими лексическими особенностями, представляют собой самостоятельное текстовое целое.
Некоторые свидетельские истории существенно дополняют имеющиеся исторические данные, интересны и сами по себе непосредственностью чувств и переживаний, отражая одновременно сознание людей определенного времени и фиксируя его во временных деталях. Даже, если они написаны непрофессиональными литераторами.
Популярность документального направления поддерживается премиальным процессом, ежегодно произведения включаются в списки «Большой книги», становятся финалистами и лауреатами.
Литература
1. Антюхов А.В. «Русская мемуарно-автобио-графическая литература XVIII в. Автореф. ... канд. филол. наук. игг1: http://www.dshb. net/russkaja-Iiteratura/russkaja-memuarno-avtobiograficheskaja-Iiteratura-xviii-v-genezis-zhanrovo-vidovoe.htmI.(Дата обращения: 02.05. 2023 г)
2. Кириллова Е.К. Мемуаристика как мета-жанр и ее жанровые модификации (На материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны) https://new-disser.ru/_avtoref-
erats/01002741071.pdf. (Дата обращения: 05. 09.2023 г)
3. Болдырева Е.М. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века. Автореф. ...канд.фил.наук Urrl: https://www.dis-sercat.com/content/avtobiograficheskii-roman-v-russkoi-literature-pervoi-treti-xx-veka. (Дата обращения 05.09. 2023 г)
4. Быков Д. http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/ bykov-pasternak-zhzl/index.htm. (Дата обращения: 05. 05.2023 г)
5. Аствацуров А. Интервью Н. Сидоров-ской. Urrl: https://ptj.spb.ru/archive/69/thea-tre-and-reality-69/yapisatel-ineobyazan-nichego-propovedovat/ (Дата обращения: 05. 09.2023 г).
6. Иванова Е.И. Биография в истории культуры М., Рутенеия, 2019.
7. Лотман Ю. Литературная биография в историко-литературном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) УЗ ТГУ (Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение: Литература и публицистика: Проблемы взаимодействия). 1986. Вып.683.
8. Варламов А. Алексей Варламов: Изначально Алексей Толстой был мне несимпатичен. Интервью. Urrl: https://rg.ru/2007/10/31/varlamov. html. (Дата обращения 05. 05. 2023 г)
9. Мандельштам О. Конец роман. М., 2018.
10. Шаргунов С. Катаев В. В погоне за вечной мечтой. М., Молодая гвардия, 2018.
11. Прилепин З. Леонид Леонов. Подельник эпох. М., Молодая гвардия, 2019.
12. Басинский П. «Прошлое висит на нас гирями» Интервью. Urrl. https://www.kommersant.ru/ doc/3515293 (Дата обращения 25/05/2023 г)
13. Холиков А. Писательская биография: жанр без правил // Вопр. лит. - 2008. - Вып. 6; То же [Электронный ресурс] // Журнальный зал: [сайт]. - М., 2008. - URL: http://magazines.russ. ru/voplit/2008/6/ho4.html (15.11.09).
MODERN BIOGRAPHY: TRADITIONAL AND AUTHOR'S. ON THE ISSUE OF GENRE TRANSFORMATION
Kolyadich T.M.
Moscow State Pedagogical University
The relevance of this article is due to the fact that today there has been a clear renewal of the paradigm of the genre system. The biographical direction is becoming one of the most widespread movements, since in the modern literary process there is a clear tendency towards storytelling. An indirect confirmation is the compilation of a novel in the form of a collection of stories (short stories, cycles). The main aim of the article is the judgment of the main features of the contemporary biography. Estimates that biographical component presents in the texts that are linked with the depiction of the personality. During the research the author of the article show, that we can meet the contemporary biography as the main form, biography essay, memory roman, documental roman.
Keywords: biography, genre, personality, terminology, author. References
1. Antyukhov A.V. "Russian memoir-autobiographical literature of the 15th century. Author's abstract. ...cand. Philol. Sci. Urrl: http://www.dslib.net/russkaja-literatura/russkaja-memuarno-avtobiograficheskaja-literatura-xviii-v-genezis-zhanrovo-vidovoe.html.(Date of access: 05/02/2023)
2. Kirillova E.K. Memoirs as a meta-genre and its genre modifications (Based on the memoir prose of the Russian diaspora of the first wave) https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002741071. pdf. (Date of access: 09/05/2023)
3. Boldyreva E.M. Autobiographical novel in Russian literature of the first third of the 20th century. Author's abstract. .PhD Urrl: https://www.dissercat.com/content/avtobiograficheskii-roman-v-russkoi-literature-pervoi-treti-xx-veka. (Date of access: 09/05/2023)
4. Bykov D. http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/bykov-pasternak-zhzl/index.htm. (Date of access: 05/05/2023)
5. Astvatsurov A. Interview with N. Sidorovskaya. Urrl: https://ptj. spb.ru/archive/69/theatre-and-reality-69/yapisatel- i neobyazan-nichego-propovedovat/ (Date of access: 09/05/2023).
6. Ivanova E.I. Biography in the history of culture M., Ruthenia, 2019.
7. Lotman Yu. Literary biography in the historical and literary context (Toward the typological relationship between the text and the personality of the author) UZ TSU (Proceedings on Russian and Slavic philology: Literary studies: Literature and journalism: Problems of interaction). 1986. Issue 683.
8. Varlamov A. Alexey Varlamov: Initially, Alexey Tolstoy was unsympathetic to me. Interview. Urrl: https://rg.ru/2007/10/31/var-lamov.html. (Date of access: 05/05/2023)
9. Mandelstam O. The end of the novel. M., 2018.
10. Shargunov S. Kataev V. In pursuit of an eternal dream. M., Young Guard, 2018.
11. Prilepin Z. Leonid Leonov. Accomplice of eras. M., Young Guard, 2019.
12. Basinsky P. "The past hangs on us like weights" Interview. Urrl. https://www.kommersant.ru/doc/3515293 (Date of access: 05/25/2023)
13. Kholikov A. Writer's biography: a genre without rules // Issue. lit. - 2008. - Issue. 6; The same [Electronic resource] // Magazine Hall: [website]. - M., 2008. - URL: http://magazines.russ. ru/voplit/2008/6/ho4.html (11/15/09).
сз о
CO
-a
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со