Научная статья на тему 'Концепция личности В. М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова "Шукшин"'

Концепция личности В. М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова "Шукшин" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
811
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ВАРЛАМОВ / В.М. ШУКШИН / РОМАН-БИОГРАФИЯ / МОТИВ / ДОКУМЕНТ / ГАМЛЕТ / БЛУДНЫЙ СЫН / ALEKSEY VARLAMOV / VASILY SHUKSHIN / BIOGRAPHY NOVEL / MOTIVE / DOCUMENT / HAMLET / PRODIGAL SON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Костылёва Ирина Александровна

В статье рассматривается концепция личности В.М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова в контексте традиции этого жанра в русской литературе, сформированного в творчестве Б. Зайцева, В. Ходасевича, Н. Берберовой и др. Целью исследования является анализ характерных типологических принципов жанра в художественном мире современного писателя и литературоведа А. Варламова. Предмет изучения репрезентация концептуальных составляющих личности В. Шукшина в жанре романа-биографии. Основное внимание уделяется теме драматической судьбы В. Шукшина, мотивам противостояния писателя современной ему власти. Анализируется авторский вариант «прочтения» личности В.М. Шукшина, несколько отличающийся от хрестоматийного. В результате исследования получены выводы о специфике развития жанра романа-биографии в творчестве А. Варламова, об авторском методе художественного исследования биографии писателя в системе «кода судьбы» русского человека, основных мотивов его жизнеописания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of personality of Vasily Shukshin in the biography novel by Aleksey Varlamov "Shukshin"

The article discusses the concept of personality of Vasily Shukshin in the biography novel by Aleksey Varlamov in the context of the tradition of this genre in Russian literature, formed in creative work of Boris Zaytsev, Vladislav Khodasevich, Nina Berberova etc. The aim of the study is to analyse the characteristic of the typological principles of the genre in the artistic world of the modern writer and literary critic Aleksey Varlamov. The subject of study is the representation of the conceptual components of Vasily Shukshin's personality in the biography novel genre. The main attention is paid to the theme of Vasily Shukshin's dramatic fate, the motives of the writer's opposition to that time's power. The author's version of the "reading" of Vasily Shukshin's personality, which is slightly different from the textbook one, is analysed. As a result of the study, the conclusions about the specifics of the development of the biography novel genre in the works of Aleksey Varlamov, about the author's method of artistic research of the writer's biography in the system of "code of fate" of a Russian, the main motives of his life.

Текст научной работы на тему «Концепция личности В. М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова "Шукшин"»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-171-175 УДК 821.161.1.09(470)"20"

Костылева Ирина Александровна

кандидат филологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

[email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В.М. ШУКШИНА В РОМАНЕ-БИОГРАФИИ А. ВАРЛАМОВА «ШУКШИН»

В статье рассматривается концепция личности В.М. Шукшина в романе-биографии А. Варламова в контексте традиции этого жанра в русской литературе, сформированного в творчестве Б. Зайцева, В. Ходасевича, Н. Берберовой и др. Целью исследования является анализ характерных типологических принципов жанра в художественном мире современного писателя и литературоведа А. Варламова. Предмет изучения - репрезентация концептуальных составляющих личности В. Шукшина в жанре романа-биографии. Основное внимание уделяется теме драматической судьбы В. Шукшина, мотивам противостояния писателя современной ему власти. Анализируется авторский вариант «прочтения» личности В.М. Шукшина, несколько отличающийся от хрестоматийного. В результате исследования получены выводы о специфике развития жанра романа-биографии в творчестве А. Варламова, об авторском методе художественного исследования биографии писателя в системе «кода судьбы» русского человека, основных мотивов его жизнеописания.

Ключевые слова: А. Варламов, В.М. Шукшин, роман-биография, мотив, документ, Гамлет, блудный сын.

В русской литературе конца XX - начала XXI вв. большую популярность стал приобретать жанр романа-биографии, имеющий глубокие корни в мировой и отечественной культуре [5]. Этот жанр получил широкое распространение в европейской литературе в творчестве А. Моруа, Р. Роллана, С. Цвейга и др. В русской прозе к подобному жанру в первой половине XX века обратились Ю.Н. Тынянов («Кюхля», 1925; «Смерть Вазир-Мухтара», 1928), В.Ф. Хода -севич («Державин», 1931), Б.К. Зайцев («Жизнь Тургенева», 1932; «Жуковский», 1951; «Чехов», 1954), М.А. Булгаков («Жизнь господина де Мольера», 1933), Н.Н. Берберова («Чайковский. История одинокой жизни», 1936). Интерес к жанру художественной биографии был не случаен, он отразил глобальные тенденции европейской и отечественной литературы ХХ века, ее интерес к психологии и судьбе выдающейся личности.

В своем исследовании «Борис Зайцев и его бел-летризованные биографии» А. Шиляева выделила наиболее характерные черты данного жанра: синтез познавательных и эстетических целей, опору на тщательно подобранные и объективно интерпретированные документы, отсутствие вымысла и в то же время право на личное видение героя, воссоздание его психологического облика, духовного мира, хронологический порядок изложения [9]. Главный герой творческой биографии - это, в некоторой степени, литературный персонаж, наделенный характерной внешностью и речью, достоверными и мотивированными чувствами, уникальной судьбой, связью с эпохой. Важнейшей проблемой для создателя романа-биографии становится проблема отбора фактов и их интерпретация. В этом данный жанр свободен и в то же время уязвим: нон-фикшн диктует жесткие законы, но автор романов-биографий не является бесстрастным хроникером; он вправе выражать собственные чувства, давать

оценку изображаемому, создавать авторскую концепцию биографии знаменитого персонажа.

За последние годы в отечественной литературе появилось немало подобных произведений: «Горький» П. Басинского (2005), «Пастернак» Д. Быкова (2005), «Александр Солженицын» Л. Сарас-киной (2008), «Леонид Леонов. Игра его была огромна» З. Прилепина (2010) и др. К этому жанру в начале ХХ1 века обратился и А. Варламов, создав серию романов-биографий о М. Пришвине, А. Грине, А.Н. Толстом, М.А. Булгакове, А. Платонове, В. Шукшине. Не случайно премия А. И. Солженицына (2006 г.) была вручена ему за «тонкое иссле-живание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей литературы ХХ века в жанре писательских биографий» [6].

Актуальность и новизна данного исследования определяется необходимостью осмысления некоторых важных тенденций новейшей литературы, в частности, жанра романа-биографии с учетом генезиса и типологии жанра. Цель статьи заключается в стремлении рассмотреть предложенную А. Варламовым современную концепцию личности В. Шукшина в контексте указанного жанра, его характерных, наиболее репрезентативных принципов.

По словам А. Варламова, жанр литературной биографии ему очень близок в связи с личным интересом к истории, закономерности и случайности которой наиболее отчетливо проявляются в жизни и судьбе выдающихся личностей. Идеальными для писателя с точки зрения поэтики биографического жанра являются книги В. Ходасевича о Державине и Б. Зайцева о Жуковском, Тургеневе и Чехове. А. Варламов традиционно соединяет в своих романах-жизнеописаниях черты документального исследования и художественного произведения, пытаясь понять смысл судьбы своих героев, их связь с эпохой. В то же время у него свой почерк,

© Костылева И.А., 2019

Вестник КГУ № 2. 2019

171

отличный от предшественников жанра. Например, в противовес беллетризованным лирическим биографиям Б. Зайцева, его произведениям, как правило, свойственна иная поэтика и стилистика, где преобладает не поэзия образа и стремление выразить «невыразимое» в духе импрессионизма и символизма, а глубокий социальный и философский анализ, объективная характеристика эпохи, профессиональный взгляд исследователя-филолога.

А. Варламову важен лейтмотив жизни каждого из писателей, некий «код судьбы». Жанр романа-биографии помогает ему понять, как складываются человеческие судьбы, какую роль играет Божий Промысел в судьбе писателя, свободен ли он в своем жизненном выборе или всецело зависит от предопределения. При этом автору важно оценить не только степень свободы творческой личности, но и ее роль в обществе. А. Варламов утверждает, что большой интерес современного писателя и читателя к романам-биографиям вызван «тоской по большому стилю», отсутствию социально и философски значимых тем, крупных характеров, утраченных в отечественной литературе за последние годы [7].

Художественная ценность его произведений достигается благодаря стремлению раскрыть духовный мир героев, понять их психологию, мотивы действий, связь с эпохой, окружением. Герои книг А. Варламова - А.Н. Толстой, М.А. Булгаков,

A. Платонов и другие - не только предмет биографического, историко-литературного исследования, но и своего рода литературные персонажи, не менее, а порой и более интересные, чем вымышленные герои. Эти персонажи наделены яркой, иногда авантюрной биографией, незаурядной волей, независимостью и талантом. Как герои одного автора они типологически близки: в рамках тесного, почти документального повествования автор использует характерные приемы и мотивы своего стиля.

По словам автора, личность и творчество

B.М. Шукшина его всегда привлекали. Роман о Шукшине в творчестве А. Варламова - это переход к новому этапу в осмыслении истории и судьбы русской литературы ХХ века, в том числе и деревенской прозы, к которой сам А. Варламов был всегда близок. Как говорил писатель, в жизни Шукшина оказалось немало тайн и драматических событий: «В итоге Шукшин оказался для меня своеобразным эталоном русского человека ХХ века. Он вобрал в себя все бездны и все высоты своего времени. <...> И если надо показать восхождение русского человека во всей его полноте, то это ярче всего можно сделать на примере Василия Макаровича Шукшина. Космическая фигура Шукшина оказалась для меня подлинным открытием» [8].

А. Варламов предлагает свой вариант «прочтения» личности В.М. Шукшина, отличный от известного нам образа человека, писателя, режиссе-

ра, сценариста, актера, созданного В. Коробовым в книге «Шукшин. Вещее слово» (1999). Он иначе расставляет акценты, в результате чего отходит от хрестоматийного образа. Ценность этой литературной биографии Шукшина заключается не только в очередной попытке создать целостный образ художника при всех его противоречиях, но и понять его «внутренний жест», истоки и смысл борьбы, неизбежность ранней смерти. Проследить формирование и эволюцию личности одного из самых страстных, «бесконвойных» русских писателей. Сформулировать лейтмотив короткой талантливой жизни, идею его пути. По мнению А. Варламова (и в этом он опирается на признания самого писателя и его современников), Шукшин был «зашифрованной» личностью, вынужденной в жизни нередко идти на компромисс ради искусства, который так и не успел «расшифроваться» полностью.

Сложность фигуры В.М. Шукшина всегда была очевидна для историков литературы и кино, автор говорит об этом недвусмысленно в начале биографического романа: «Историю жизни Василия Макаровича Шукшина можно рассказать по-разному. Можно написать героическое сочинение о том, как парень из далекого алтайского села сумел по-гагарински (или, учитывая фактор землячества, по-титовски) чудесным образом взлететь на высоту своего времени, стать великим писателем, режиссером, актером и стяжать прижизненную народную славу, не так часто выпадающую на русскую долю, когда «любить умеют только мертвых». <.> Можно опознать в нем слово и дело, которые предъявила русская деревня в ответ на то, что с ней творили горожане, чужаки.» [2, с. 6].

Исследуя противоречивую личность писателя, автор использует характерные литературные приемы. Портрет - одна из важнейших характеристик героя любого романа, в том числе и нон-фикшн. Автор биографии, пусть и художественной, не может создать свой портрет исторического персонажа, но он может выбрать лучший из нарисованных современниками. Из всех многочисленных портретных зарисовок Шукшина Варламов безошибочно выбрал две - Беллы Ахмадулиной и Глеба Панфилова. Эти портретные характеристики выбраны неслучайно - они подчеркивают и противоречивость образа Шукшина, и его исключительность. Б. Ахмадулина вспоминала: «.я глянула на него, ощутила сильную неопределенную мысль и еще раз глянула. И он поглядел на меня: зорко и угрюмо. <.> Некоторые глаза - необходимы для зрения, некоторые - еще и для красоты, для созерцания другими, но такой взгляд: задевающий, как оклик, как прикосновение, - берет очевидный исток в мощной исподлобной думе, осязающей предмет, его тайную суть» [2, с. 166].

И совершенно поразительное наблюдение Г. Панфилова: «.какое удивительное сочетание

скифской дикой силы с незащищенностью ребенка. Вот таким он мне и запомнился - властный, пронизывающий взгляд и худое слабое тело. Голова бунтаря - и тонкая щиколотка усталой ноги, которая болталась в неуклюжем ботинке. Он внимательно, как прилежный ученик, вслушивался в то, что нам говорили, и, казалось, не чувствовал, не понимал, какой силой обладает. <.> На всю жизнь остались в моей памяти его тонкая в грубом ботинке нога, его бледный высокий лоб, пылающие глаза и отпущенная для роли борода Степана Разина» [2, с. 268].

Создавая образ «усомнившегося Макарыча» (А. Варламов), писатель акцентирует внимание на важнейших мотивах жизни Шукшина: мотиве тяжбы с судьбой «новоявленного» Степана Разина, мотиве блудного сына русской деревни, мотиве русского Гамлета. Этот мотивный ряд позволяет сконцентрировать черты личности и творчества художника и создать целостный литературный образ. Мотив судьбы не впервые появляется в художественной биографии А. Варламова. Он является основным в его романе о М.А. Булгакове, который и построен как роман судьбы. Заметим, что мотив судьбы является актуальным и для предшественника А. Варламова в жанре романа-биографии -Б. Зайцева («Жизнь Тургенева»), что говорит о важности его традиций для писателя.

А. Варламов создал сложный и трагический образ русского художника-бунтаря, крестьянина, ставшего интеллигентом, наследника тысячелетней крестьянской культуры, подвергшейся разрушению в ХХ веке. Что же стало причиной бунта? В основе творчества Шукшина, как пишет Варламов, «кровавый, трагический замес шукшинского рода. Он вышел из нашей национальной беды, она его взрастила, она была его думой, его болью.» [2, с. 15]. Утрата отца, расстрелянного в возрасте 21 года как участника «антиколхозного заговора», потрясла воображение будущего писателя, режиссера и актера и стала важнейшим истоком творчества. Однако личная, детская травма не заслонила от В. Шукшина ценностей крестьянского мира, а, наоборот, позволила их в полной мере осознать и впоследствии выступить в защиту. Эта незажившая рана и стала главным нервом его художественного мира.

Опираясь на письма и дневниковые записи Шукшина, воспоминания его родных и современников, автор рисует историю его жизни как постоянной борьбы с тяжелейшими обстоятельствами, подчеркивая, что в истории шукшинской биографии реальное и мифологическое переплелись очень тесно. Среди драматических событий и попытка матери уйти из жизни вместе с детьми (отравиться угарным газом), и послевоенный голод, и безотцовщина, и почти горьковское «хождение по Руси», и многое другое, о чем Шукшин умалчивал. А. Варламов выступает в своем романе не как бесстраст-

ный хроникер; опираясь на известные или малоизвестные документы, он стремится их по-новому интерпретировать, но в контексте линии судьбы и характера героя. Следует отметить, что роман о Шукшине - это роман не столько ответов, сколько вопросов и предположений, что является безусловным достоинством новой биографии писателя.

Детально воссоздавая жизнь Шукшина, его восхождение к славе, Варламов заостряет внимание читателя на неизбежном конфликте художника с окружающим миром. Однако Шукшин, вопреки обстоятельствам, не стал диссидентом. Слишком сильными оказались крестьянские корни. В многостороннем социальном, мировоззренческом, нравственном конфликте Шукшина поддерживал тысячелетний крестьянский мир с его традициями, верой, культурой; воспоминания о деревне как «об утраченном, пусть даже мифологизированном, светлом мире детства» [2, с. 26]. Деревенский русский мир стал для него тем идеалом, вне которого никакое творчество немыслимо: «И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови» [10]. В этих словах выражена позиция художника, покинувшего отчий дом и мечтающего о возвращении, которое не может реализоваться по простой причине - покинутая деревня - это уже миф.

А. Варламов отмечает, что уход Шукшина из деревни в большой мир был неизбежен и предопределен. В этом уходе - его спасение и в то же время драма, сближающая его судьбу с судьбой С. Есенина, в творчестве которого Г. Адамович в свое время увидел пронзительный мотив блудного сына [1]. В.М. Шукшин - еще один блудный сын своего времени. А. Варламов приходит к выводу, что неизбежный уход был не только причиной нравственных страданий писателя, но одновременно одним из факторов его творчества, о чем свидетельствует исповедальная киноповесть «Калина красная», ставшая шукшинским завещанием. Символическим ключом к этой повести является стихотворение Есенина «Волчья гибель» как сбывшееся пророчество и собственная эпитафия Егора Прокудина.

Необычность и неожиданность трактовки личности Шукшина в романе-биографии А. Варламова заключается в утверждении, что писателя всю жизнь терзал «комплекс Гамлета». Эта грань личности Шукшина впервые отмечена автором романа, который прямо называет Шукшина русским Гамлетом и цитирует его слова о принце датском: «Когда наших отцов убивали, мы молчали, а он.» [2, с. 106]. «Гамлетовский комплекс», по мнению исследователя и писателя, тоже стал основой конфликта Шукшина с властью и скрытым мотивом творчества; в течение многих лет художник вынужден был скрывать свое родство с репрессиро-

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

173

ванным отцом ради «правильной» биографии. Грех вынужденного отречения от своего отца так или иначе должен был заявить о себе в произведениях писателя. И здесь, конечно, опять вспоминается «Калина красная» с мотивом отречения от матери. Символика сюжета и образа, перекличка с есенинскими мотивами, неизбежность наказания за предательство, пусть и вынужденное - очевидны.

Важную роль в романах-биографиях А. Варламова, как и в произведениях его предшественника Б. Зайцева, играет вопрос веры. Типология варламовского биографического романа укоренена в русской литературе Серебряного века, когда вопрос веры был едва ли не основным. Б.К. Зайцев во всех своих беллетризованных биографиях лейтмотивом жизни и судьбы делает поиски и обретение героем веры. Эта проблема веры и неверия важна и для А. Варламова. Драматургия жизни многих героев его жизнеописаний заключается в том, что, будучи выходцами из православной среды, они в определенном возрасте пережили отход от Бога и возвращение к Нему в самом конце. Наиболее остро эта проблема поставлена в его романе о Михаиле Булгакове. Эта тема звучит и в романе о Василии Шукшине.

Как полагает автор, бунтарь по складу своего характера, Шукшин изначально считал русскую православную церковь враждебной народу, его национальному сознанию и идеалам. Об этом немало сказано в историческом и одновременно остросовременном романе Шукшина «Я пришел дать вам волю». Церковь и воля, религия и свобода оказываются враждебны друг другу в художественном пространстве романа Шукшина. Однако в конце жизни В.М. Шукшин пришел к Богу. С точки зрения А. Варламова, он не был теплохладным человеком. Исследуя эту проблему, писатель ссылается на письма Шукшина, воспоминания родных, друзей, в частности на книгу В. Белова «Тяжесть креста». В связи с этим можно привести высказывания самого писателя. В 1974 году, незадолго до смерти, он напишет: «Верую. Верую, как мать в детстве учила, в Отца и Сына и Святаго Духа» [7].

Автор не мог избежать и традиционной темы, ставшей заключительной и интегральной в романе (как и в жизни самого Шукшина) - «Шукшин и Степан Разин». Для Шукшина Степан Разин был символической фигурой в русской истории и любимым героем, которого он мечтал сыграть всю жизнь. А. Варламов называет этот интерес к фигуре Разина феноменом «двойничества» сквозь века. За этим образом скрывается трагедия крестьянства, расстрел отца, «гамлетовский комплекс», шукшинское «хождение по мукам», его противостояние режиму. «Я пришел дать вам волю» - не только название романа, но идея всего пути, смысл существования и творчества писателя и режиссера. С точки зрения А. Варламова, почти вся жизнь

Шукшина в искусстве - это борьба за право и возможность поставить фильм о русской воле, о Разине, начавшаяся с заявки 1966 года и оборванная его смертью. Фильм о казачьем атамане носил символическое название «Конец Разина».

Варламов цитирует многочисленные высказывания Шукшина о Разине, подчеркивая стремление писателя и режиссера создать собственный вариант образа крестьянского вождя, в котором не было бы хрестоматийного глянца. Он пишет о психологическом, метафизическом сходстве Шукшина с любимым персонажем и сравнивает сценарий о Разине с пьесой, разыгранной Гамлетом в придворном театре. Этот сценарий был неприемлем для цензуры, потому что в образе Разина был воплощен не привычный образ борца за народное счастье, а идеолог современного крестьянского бунта. «В своем неудержимом стремлении к свободе Разин абсолютно современен, созвучен нашим дням, - рассказывал Шукшин в интервью «Литературной газете» в ноябре 1970-го. - Осмысление этого сложного человека, его дела давно началось и на нас не закончится...» [2, с. 268]

Таким образом, Шукшин в романе Варламова - фигура многомерная, противоречивая и в то же время поразительно целостная: и блудный сын сибирской деревни, и «русский Гамлет», и идеолог крестьянского бунта, и воплощение вековечной русской судьбы. Уникальная личность: режиссер, сценарист, артист, писатель, человек, ставший мифом. Ранняя смерть писателя этот миф окончательно закрепила.

Библиографический список

1. Адамович Г. Есенин (К 10-летию со дня смерти) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=553215&p=80) (дата обращения: 15.12.2018).

2. Варламов А. Шукшин. - М.: Молодая гвардия, 2015. - 339 с.

3. Варламов А. Нашему народу надо просить у Неба не справедливости, а милосердия [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zaharprilepin. ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html (дата обращения: 12.01.2019).

4. Варламов А., Рычкова О. После Распутина уже никто не страшен [Электронный ресурс] // «НГ Exlibris». - 2007. - 20 дек. - Режим доступа: http://www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=3882 (дата обращения: 19.02.2019).

5. Иванова Е.В. Жанр биографии в русской литературе: западноевропейские влияния [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/zhanr-biografii-v-russkoy-literature-zapadnoevropeyskie-vliyaniya (дата обращения: 14.01.2019).

6. Литературная премия Александра Солженицына 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: http://old.rp-net.ru/book/premia/2006/ (дата обращения: 11.09.201S).

7. Новосельцев А. Крестьянская православная культура в жизни и творчестве Василия Шукшина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-345919.html (дата обращения: 17.12.201S).

S. Сегень А. Беседа с писателем Алексеем Варламовым. «Показать восхождение русского человека во всей его полноте» [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/79574. html (дата обращения: 15.01.2019).

9. Шиляева А.С. Борис Зайцев и его беллетризо-ванные биографии. - New York: Волга, 1971. - 175 с.

10. Шукшин В. Слово о малой Родине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rospisatel. ru/hr-shukshin1.htm (дата обращения: 10.02.2019).

References

1. Adamovich G. Еsenin (K 10-letiyu so dnya smerti) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https : //www. litmir. me/br/?b=5 53215&p=S0) (data obrashcheniya: 15.12.201S).

2. Varlamov A. SHukshin. - M.: Molodaya gvardiya, 2015. - 339 s.

3. Varlamov A. Nashemu narodu nado prosit' u Neba ne spravedlivosti, a miloserdiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://zaharprilepin.ru/ru/ litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html (data obrashcheniya: 12.01.2019).

4. Varlamov A., Rychkova O. Posle Rasputina uzhe nikto ne strashen [Elektronnyj resurs] // «NG Exlibris». - 2007. - 20 dek. - Rezhim dostupa: http:// www.bigbook.ru/articles/detail.php?ID=3882 (data obrashcheniya: 19.02.2019).

5. Ivanova Е.V. ZHanr biografii v russkoj literature: zapadnoevropejskie vliyaniya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/zhanr-biografii-v-russkoy-literature-zapadnoevropeyskie-vliyaniya (data obrashcheniya: 14.01.2019).

6. Literaturnaya premiya Aleksandra Solzhenicyna 2006 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// old.rp-net.ru/book/premia/2006/ (data obrashcheniya: 11.09.2018).

7. Novosel'cev A. Krest'yanskaya pravoslavnaya kul'tura v zhizni i tvorchestve Vasiliya SHukshina [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-345919.html (data obrashcheniya: 17.12.2018).

8. Segen' A. Beseda s pisatelem Alekseem Varlamovym. «Pokazat' voskhozhdenie russkogo cheloveka vo vsej ego polnote» [Elektronnyj resurs].-Rezhim dostupa: http://www.pravoslavie.ru/79574. html (data obrashcheniya: 15.01.2019).

9. SHilyaevaA.S. Boris Zajcev i ego belletrizovannye biografii. - New York: Volga, 1971. - 175 s.

10. SHukshin V Slovo o maloj Rodine [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://rospisatel.ru/hr-shukshin1.htm (data obrashcheniya: 10.02.2019).

Вестник КГУ _J № 2. 2019

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.