пускай же слово вместе с делом послужит в пользу всей страны.
Современная белорусская этнология: проблемы и перспективы
ЯНКА ЛУЧИНА
Александра Гурко,
завотделом народоведения Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси, доктор исторических наук
С конца ХХ - первых десятилетий ХХ1 в. в Беларуси идет процесс формирования национальной этнологической школы. Во многом он обусловлен появлением на международной арене независимого государства - Республики Беларусь. Задачи государственного строительства определили круг важнейших проблем белорусской этнологической науки. Это установление закономерностей формирования этнической и национальной идентичности жителей молодой страны; определение роли и значения этнических традиций в становлении современной белорусской культуры; выявление этнокультурных особенностей регионов и популяризация этнокультурного наследия для туристической деятельности; ряд других проблем, которые изучаются отечественными этнологами на современном этапе.
Одно из первых этнологических исследований, начавшихся в 1990-х гг., было
посвящено созданию атласа «Народы Беларуси» (научный руководитель - член-корреспондент НАН Беларуси В.К. Бон-дарчик). Была проведена значительная поисковая работа, в основе которой лежал анализ и систематизация данных переписи населения республики более чем за 100 лет, начиная с 1897 г. и заканчивая 1999 г.; собраны и систематизированы этноконфессиональные сведения о населении нашей страны. По данным переписи 1999 г., 81% жителей относят себя к белорусам, а остальные 19% представляют более чем 140 этносов, наиболее крупные из которых - русские (1142 тыс. человек, 11%), поляки (395,7 тыс., или 3,9%), украинцы (более 237 тыс. человек, 2,4%), евреи (0,3%), татары (более 10 тыс.), армяне (более 10 тыс.), цыгане (около 10 тыс.), литовцы (более 6 тыс.), азербайджанцы (более 6 тыс.), немцы (более 4 тыс.), молдаване (более 4 тыс.), грузины (3 тыс.).
В 1999 г. В.К. Бондарчик опубликовал обобщающую работу о 200-летнем историографическом наследии белорусской этнологии. Его работу продолжили ученики и последователи. В 2001 г. под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси М.Ф. Пилипенко было завершено исследование по проблеме происхождения и этнической истории нашего народа. Оно было опубликовано в книге «Беларусы. Т. 4. Выток i этшчнае развщцё», в которой выделены существенные закономерности, связанные с обретением белорусами государственности в начале 1990-х гг. Авторами было отмечено появление новых форм этнической идентичности: произошло активное распространение политонима «белорусы», когда не только этнические белорусы, но и представители других этносов, являясь гражданами нашей республики, считают себя белорусами.
На основе проведенных исследований этнологи Института искусствоведеня, этнографии и фольклора (ИИЭФ) им. К. Крапивы НАН Беларуси при поддержке Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь подготовили научно-популярное издание «Кто живет в Беларуси» - об этнических общностях жителей страны, их этнокультурных характеристиках, вкладе в развитие культуры белорусского народа. Цель этого издания не только в популяризации научных знаний об этнокультурных процессах, идущих в нашей республике, но и формирование толерантности, гражданского сознания населения. Книга была опубликована в нынешнем году.
По итогам переписи 2009 г. планируется подготовка атласа «Этнические общности Беларуси», где будет дан обзор динамики этнических и конфессиональных процессов за минувшие 30 лет. Коллективная работа этнологов даст представление обо всех проживающих в республике этнических группах, их расселении на белорусских землях, демографии, особенностях их материальной (жилище, одежда, традиции питания, хозяйственные занятия), социальной (семейные отношения, общественные объединения) и духовной (праздники, верования) культуры. Эта информация исключительно важна для
выяснения вектора развития этнокон-фессиональной структуры Беларуси, закономерностей, определившихся в период масштабных общественных и политических трансформаций.
В формировании этнической и национальной идентичности значительное место занимают этноконфессиональные процессы. Их восстановление началось в стране с 1990-х гг. В настоящее время более 50% населения республики - верующие. Около 80% верующих белорусов исповедуют православие. В Беларуси действуют религиозные организации 25 конфессий и религиозных направлений. Сосуществование различных конфессий -продолжение исторической традиции веротерпимости, характерной для наших земель еще со средневековых времен. В 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», в 2002 г. в него внесены изменения и дополнения. Законодательство провозгласило свободу религиозных объединений, гарантировало всем гражданам одинаковые права независимо от религиозной принадлежности. В законе подчеркнута возможность сотрудничества государства с рядом конфессий, которые внесли значительный вклад в историческое развитие и становление духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (православной, католической, лютеранской, иудейской и мусульманской). Стремительный рост религиозности населения республики в течение последних 20 лет ставит перед исследователями-этнологами совершенно новые задачи, связанные с изучением таких проблем, как соотношение конфессиональной принадлежности и этнической идентичности, роль религиозных традиций в трансляции этнического опыта, проблемы новых религий, религиозная толерантность и др. Исследованиями конфессиональной истории, этноконфессиональной структуры общества, религиозных праздников и традиций, проблем новых религий занимаются этнологи А.Вл. Гурко (Верещагина), А.Викт. Гурко, В.В. Шейбак, А.А. Морунов, Я. Милош. В опубликованных работах содержатся также рекомендации органам государственного управления, учрежде-
ниям образования. В следующем году ими планируется издание монографии, обобщающей более чем 20-летний опыт этнологических исследований в Беларуси.
Этнический опыт белорусского народа является важным фактором развития современной мировой духовной культуры. В условиях идущих процессов нивелировки культурных особенностей, сопутствующих глобализации, крайне важно сохранить этническую идентичность на уровне осознания не только принадлежности к собственной культуре, но и к культуре, связывающей родственные славянские народы. Сохранение этой идентичности имеет стратегическое значение, поскольку определяет условия существования белорусов и других славянских народов в будущем. Результаты исследования проблемы взаимосвязи белорусских духовных традиций и традиций других славянских народов были опубликованы в 2007 г. в монографии «Беларусы. Т. 10. Славянсш этнакультурныя традыцьм» (И.В. Чаквин, А.Вл. Гурко, Т.И. Кухаронак).
Из прикладных исследований, направленных на формирование национальной идентичности жителей страны, следует отметить серию проектов с Национальным банком Республики Беларусь по выпуску памятных монет, пропагандирующих национальные этнические сюжеты и символику. С 2004 г. научным коллективом под
Монография «Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем» и Гран-при Международной ассоциации академий наук
руководством члена-корреспондента НАН Беларуси А.И. Локотко разработано научное обоснование серии монет «Святы i абрады беларусау», «Сямейныя традыцьи славян», «Народныя промыслы i рамёствы беларусау», выпущенных в обращение Национальным банком Республики Беларусь.
Не менее значимой задачей отечественных этнологов является определение значения этнических традиций в становлении современной белорусской культуры. Необходимостью развития белорусского общества на данном этапе было продиктовано исследование семейных и общественных традиций белорусов. В 2001 г. этнологи А.Н. Курилович, Л.В. Ра-кова, Т.И. Кухаронак опубликовали обобщающую работу «Беларусы. Т. 5. Сям'я», где комплексно рассмотрели белорусские этнические традиции в организации и функционировании семьи. В 2002 г. учеными ИИЭФ им. К. Крапивы А.Вл. Гурко, И.В. Чаквиным, Г.И. Касперович, Т.И. Ку-харонак, В.Н. Белявиной, Л.В. Раковой,
В.Ф. Батяевым был опубликован обобщающий труд «Беларусы. Т. 6. Грамадсш традыцыи», где рассматривались традиции государственных, профессиональных, календарных и христианских праздников, общественные формы использования свободного времени, формы самоуправления, обычное право и судебная система, общественные объединения.
Проводимые этнологами ИИЭФ им. К. Крапивы в 2000-х гг. исследования семейных традиций белорусов стали основой для реализации п. 14 Президентской программы «Дети Беларуси» «Разработка и осуществление комплекса мероприятий по возрождению народной педагогики». На основе работ И.И. Калачевой и Л.В. Раковой была создана теоретико-методологическая концепция динамики этнокультурных процессов в городской семье белорусов в последней трети ХХ - начале хХ| в.; изучен механизм преемственности традиций как фундаментальный принцип функционирования этнокультурных процессов в семье;
определено влияние модернизированности и урбанизированности городской семьи белорусов на этнокультурные процессы. Предложена прогнозная модель развития этнокультурных процессов через формирование системы социокультурной, образовательной и воспитательной работы специалистов с молодыми семьями и молодежью. В 2012 г. разработки этнологов в сфере народной педагогики начали внедряться в систему национального образования.
Прикладное применение исследований национальных этнических традиций в развитии современной белорусской культуры нашло в двух проектах: «Белорусский народный календарь» совместно с Белвидеоцентром Министерства культуры (автор сценариев Т.И. Кухаронак) и «Традиции народной культуры в возрождении села».
Первый проект осуществляется с 1997 г. Он призван дать целостное комплексное представление о традиционных календарных праздниках белорусов. На сегодняшний день снято 12 фильмов. Реализация проекта продолжается. Как показала практика, эти фильмы имеют огромное образовательное и методико-вспомогательное значение. Видеоэнциклопедия календарных праздников и обрядов является важным звеном в системе трансляции народной культуры детям и молодежи, важнейшим условием социализации личности, ее патриотического, национального, эстетического, духовно-нравственного воспитания.
Проект «Традиции народной культуры в возрождении села» (научный руководитель - А.Вл. Гурко) был открыт Президиумом НАН Беларуси в 2006 г. с целью выявления позитивного народного опыта, важного для поддержки реализации Государственной программы возрождения и развития села на 20052010 гг. Были проведены исследования материальной, духовной, социальной культуры сельского населения, подготовлены рекомендации по возрождению и развитию культуры села. По итогам работы в 2010 г. в г. Иваново Брестской области проведена научно-практическая конференция, материалы которой направлены в регионы республики в качестве методического пособия.
Полиэтническая структура белорусского общества имеет следствием взаимопроникновение и переплетение культурных элементов белорусов и других этнических групп. У каждой из последних своя история появления на наших землях, формирования культурных особенностей за период своего существования и особый склад взаимоотношений с другими этническими группами и с белорусским народом. Для понимания современных этнокультурных процессов необходимо знание о становлении и развитии культуры тех этнических групп, которые прочно утвердились на нашей земле и связаны крепкими узами с национальной историей и культурой. Изучение истории этнических групп на белорусских землях и их культурных особенностей (в одежде, жилище, традициях питания, предметах быта, верованиях, семейных отношениях, фольклоре и др.), взаимовлияние традиционных элементов культуры белорусов и представителей других этнических групп, современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений - все эти проблемы стали темой фундаментального исследования сотрудников отдела народной культуры и искусств ИИЭФ НАН Беларуси в 20062010 гг., выполняемого в рамках задания «Традиции народной культуры этнических общностей Беларуси: история, современное состояние и перспективы развития» ГКПНИ на 2006-2010 гг. «История белорусской нации, государственности, культуры», а также задания «Этнокультурное развитие Республики Беларусь» подпрограммы №1 «История и культура» ГПНИ на 2011-2015 гг. «История, культура, общество, государство» (руководитель - член-корреспондент М.Ф. Пилипенко). Этнологами изучаются формирование и эволюция традиций материальной, социальной и духовной культуры этнических общностей; взаимосвязи национальных культур; анализируется современное состояние традиций народной культуры населения; выявляются перспективы развития современных традиций народной культуры этнических общностей.
Кроме этнических групп, представленных на территории Беларуси длительный исторический период, в
последние десятилетия характерно появление новых, связанное как с трудовой миграцией, так и с миграцией населения из очагов конфликтов. Внешняя миграция является фактором, компенсирующим естественную убыль населения. Складывающаяся ситуация требует разработки механизмов этнической адаптации мигрантов к условиям проживания в нашей стране, их интеграции в белорусское общество. Учитывая актуальность проблемы, Президиум Национальной академии наук утвердил отдельный проект «Изучение этнической адаптации мигрантов в Беларуси» (2008-2010) (руководитель - А.Вл. Гурко). Практическое значение данной работы - при сохранении этнокультурных традиций и сложившейся самобытности белорусского общества интегрировать в него представителей других этнических сообществ, которые могут пополнить демографические, трудовые ресурсы страны. При этом учитывать многовековую практику культурного взаимообогащения этнических общностей страны, сохранить мирные отношения между различными группами населения и не допустить складывания этнокультурных анклавов, способных негативно влиять на самобытную культуру и территориальную целостность Республики Беларусь.
Необходимость сохранения культурного наследия, включения его в сферу туристической деятельности послужила толчком к исследованиям А.И. Локотко, по итогам которых были опубликованы книги: «Историко-культурные регионы Беларуси», «Топография природноценных территорий и историко-культурного ландшафта Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта», «Историко-культурные ландшафты Беларуси». На основе проведенных исследований в 2007-2008 гг. коллективом авторов под руководством А.И. Локотко совместно с Министерством спорта и туризма были разработаны маршруты и рекомендации по организации въездного туризма в Беларуси. А в 2011 г. опубликовано энциклопедическое справочное издание «Туристическая мозаика Беларуси». За цикл работ «Концепция создания локальных районов комплексного историко-культурного наследия как основы для организации ту-ристско-рекреационных зон в Беларуси» А.И. Локотко и О.Н. Князева были награждены премией Национальной академии наук по итогам 2011 г.
С 2010 г. в нашей республике начата реализация пятилетней Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского По-
Работа по созданию видеофильма из цикла «Белорусский календарь», Чаусский район
лесья, направленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона, создание благоприятных условий для проживания населения, развитие туризма. Принятию данной программы предшествовали исследования, проведенные научными сотрудниками Национальной академии наук Беларуси, преподавателями Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина в рамках региональных проектов «По-лесье-2005» и «Полесье-2007» Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований с участием Министерства образования и Мозырско-го городского исполнительного комитета. Эти исследования продолжили на новом качественном уровне работу, начатую ранее, и явились основой для создания монографии «Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем» (авторы - А.Вл. Гурко, И.В. Чаквин, Г.И. Касперович, В.Н. Белявина, Л.В. Ра-кова, Т.А. Новогродский, Н.Г. Белковская, О.Г. Ященко, А.Викт. Гурко, Т.И. Кухаронак, В.С. Новак, В.Ф. Батяев, В.Н. Ярмолинская). По итогам Международного конкурса 20l1 г. на лучший издательский проект «Научная книга» в Киеве эта монография была удостоена Гран-при Международной ассоциации академий наук.
Белорусская этнологическая наука ХХ1 в. нацелена на сотрудничество и взаимодействие с этнологами соседних стран. Успешно ведутся совместные научные проекты Институтом этнологии и антропологии (ИЭА) им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Результаты исследований были опубликованы в коллективной монографии «Беларуска-рускае паграычча. Этналапчнае даследаванне», сборнике научных трудов «Границы, культуры и идентичности. Этнология восточнославянского пограничья», в издаваемых ИЭА РАН Бюллетенях Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Совместно с учеными Национальной академии наук Украины проводится изучение традиционной культуры населения Белорусского и Украинского Полесья. С 2010 г. реализуется совместный проект с Институтом этнографии и фольклора им. К. Брайлоу Румынской академии наук «Особенности развития этнокон-фессиональной структуры в Беларуси и в Румынии во второй половине ХХ - начале ХХ1 в.». Сотрудничество с зарубежными коллегами создает благоприятные условия для дальнейшего развития белорусской этнологической науки.
Сегодня этнологическая наука востребована в белорусском государстве и обществе, поскольку эффективно решает насущные задачи. Она прошла этап сво-
его становления и находится на новом витке развития. В ИИЭФ им. К. Крапивы в настоящее время работают 6 этнологов -докторов наук (из них - 2 члена-корреспондента), 7 кандидатов наук, обучаются 7 аспирантов. Это свидетельствует о высоком потенциале белорусской этнологической науки и определяет ее дальнейшую перспективность. ■
Литература
1. Архгтэктура Беларуси нарысы эвалюцьи ва усходнеславянсш i еурапейсюм кантэксце. У 4 т. Т. 2. / А.1. Лакотка i ¡нш. - Мн., 2006.
2. Батяев В.Ф. Развитие белорусских общественных объединений в XIX - 20-е годы ХХ века. Этнологическое исследование / В.Ф. Батяев. Под науч. ред. А.И. Локотко. -Мн., 2007.
3. Беларусы. Т. 2. Беларускае народнае дойлщства /
A.I. Лакотка. - Мн., 1998.
4. Беларусы. Т. 10. Славянсюя этнакультурныя традыцып / Чаквы 1.У., Гурко А.У., Кухаронак Т.1. - Мн., 2007. Беларусы: у 10 т. / рэдкал.: 1.У. Чаквы [i ¡нш]. - Мн., 2007.
5. Беларусы. Т. 5. Сям'я / Г.М. Курыловiч, Л.В. Ракава, Т.1. Кухаронак i ¡нш. - Мн., 2001.
6. Беларусы. Т. 3. Псторыя этналапчнага вывучэння /
B.К. Бандарчык - Мн., 1999.
7. Беларусы. Т. 4. Выток i этшчнае развщцё / М.Ф. Пшпенка, 1.У. Чаквы, Г.1. Каспяровiч i ¡нш.- Мн., 2001.
8. Беларусы. Т.6. Грамадсюя традыцым / В.Ф. Бацяеу, В.М. Бялявша, А.У. Гурко i ¡нш. - Мн., 2002. Беларусы: у 8 т. / рэдкал.: В.М. Бялявжа [i ¡нш.]. - Мн., 2002.
9. Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. Монография / Отв. ред. Р.А. Григорьева, М.Ю. Мартынова. - Мн., 2005.
10. Бялявша В.М. Жаночы касцюм на Беларус / В.М. Бяля в i на, Л.В. Ракава. - Мн., 2007.
11. Бялявша В.М. Мужчынск касцюм на Беларус / В.М. Бяля выа, Л.В. Ракава. - Мн., 2007.
12. Верашчапна А.У. Псторыя канфесш у Беларуси мыулае i сучаснасць / А.У. Верашчапна, А.В. Гурко - Мн., 2000.
13. Гурко А.В. Конфессиональная ситуация в Республике Беларусь: этнический и исторический аспекты / А.В. Гурко. - Мн., 2001.
14. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. - Мн., 2006.
15. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: Этнологическое исследование. - Мн., 2003.
16. Кухаронак Т.1. Каляндарныя святы, звыча! i абрады // Традыцыйная мастацкая культура беларусау / Т.1. Кухаронак, В.1. Басько. - Т. 3. Кн. 1. - Мн., 2006. С. 21-243.
17. Кухаронак Т.1. Маск у каляндарнай абраднасц беларусау. - Мн., 2001.
18. Локотко А.И. Историко-культурные ланшафты Беларуси. - Мн., 2006.
19. М!хайлец М.А. Польская этналопя XIX - першай паловы XX стагоддзя аб матэрыяльнай культуры беларусау. - Мн., 2008.
20. Ракава Л.В. Традыцыи сямейнага выхавання у беларускай вёсцы. - Мн., 2000.
21. Чаквы 1.У. Фарм!раванне канфесш i ¡х эвалюцыя / Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. - Мн., 2000. С. 59-68.