Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА БАКУ: МЕТАФОРА, ОСНОВАННАЯ НА ТРАДИЦИЯХ КУЛЬТУРЫ'

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА БАКУ: МЕТАФОРА, ОСНОВАННАЯ НА ТРАДИЦИЯХ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Архитектура Баку / архитектурные традиции / культурный код / стилизация / ассоциативный ряд

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мунис Акмаль Кизи Мирпулатова

Данная статья посвящена анализу современной архитектуры Азербайджана на примере города Баку за период независимости. Современная архитектура постсоветских стран вызывает огромный интерес с точки зрения синтеза традиций и современности, передачи культурных кодов и национальной идентичности через современные формы. Опыт Баку, который сейчас принято называть вторым Дубай, показывает способ передачи национальных мотивов в архитектуре сквозь ассоциации вместо приёмов стилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА БАКУ: МЕТАФОРА, ОСНОВАННАЯ НА ТРАДИЦИЯХ КУЛЬТУРЫ»

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА БАКУ: МЕТАФОРА, ОСНОВАННАЯ

НА ТРАДИЦИЯХ КУЛЬТУРЫ

Мунис Акмаль кизи Мирпулатова munis. nur@gmail. com Ташкентский архитектурно-строительный институт

Аннотация: Данная статья посвящена анализу современной архитектуры Азербайджана на примере города Баку за период независимости. Современная архитектура постсоветских стран вызывает огромный интерес с точки зрения синтеза традиций и современности, передачи культурных кодов и национальной идентичности через современные формы. Опыт Баку, который сейчас принято называть вторым Дубай, показывает способ передачи национальных мотивов в архитектуре сквозь ассоциации вместо приёмов стилизации.

Ключевые слова: Архитектура Баку, архитектурные традиции, культурный код, стилизация, ассоциативный ряд.

MODERN ARCHITECTURE OF BAKU: A METAPHOR BASED ON

CULTURAL TRADITIONS

Munis Akmal kizi Mirpulatova munis.nur@gmail .com Tashkent Institute of Architecture and Construction

Abstract: This article is devoted to the analysis of the modern architecture of Azerbaijan on the example of the city of Baku for the period of Independence. The modern architecture of the post-Soviet countries is of great interest in terms of the synthesis of traditions and modernity, the transfer of cultural codes and national identity through modern forms. The experience of Baku, which is now commonly called the second Dubai, shows a way to convey national motifs in architecture through associations instead of stylization techniques.

Keywords: Architecture of Baku, architectural traditions, cultural code, stylization, associative array.

Изучая современную архитектуру любой постсоветской республики, на определенном этапе исследований происходит выход за рамки нынешних локальных границ и начинается изучение с точки зрения регионализма. Архитектура всего СНГ отличается от архитектуры других стран тем, что в советский период у них у всех была единая «национальная по форме,

социалистическая по значению» архитектура. Каждая страна была занята переосмыслением своего архитектурного наследия и национальных традиций, советские архитекторы искали пути стилизации традиционных приёмов и форм для их внедрения в современные здания. Данный процесс привёл к сложению общих интернациональных черт. Создавалась определенная стилистическая общность всей советской архитектуры при проявлении местных особенностей и национального своеобразия архитектуры в отдельных республиках.1

После распада Союза и обретения независимости каждая страна выбрала свои идеологический, экономический, социокультурный пути развития. Что касается независимого Азербайджана, то здесь была выбрана политика мультикультурализма, что в переводе с английского означает «многокультурность» или «культурное многообразие». В Азербайджане на протяжении веков представители всех народностей и конфессий живут в условиях симбиоза. То есть мультикультурализм не сиюминутное, а традиционное явление в реалиях этой страны.2

Данная политика нашла своё отражение и в современной архитектуре Азербайджана. Самые яркие архитектурные объекты за последнее десятилетие были возведены в столице, в городе Баку. Например, в области культового зодчества, масштабным проектом стала мечеть Биби-Эйбат реализованный в 90-е годы. Оригинал, датированный 13 веком, был разрушен большевиками. Данная мечеть - пример классической ширванской архитектуры. (рис.1)На данном примере мы видим воссоздание объекта традиционной народной архитектуры. Кроме этого, были реализованы проекты синагоги европейских и горских евреев (архитектор Александр Гарбер), была отреставрирована православная церковь Святых Жен Мироносиц (архитектор Эльчин Алиев), проект здания католической церкви Непорочного зачатия Святой Девы Марии (архитектор Эльчин Алиев) и многие другие.

Рисунок 1. Мечеть Биби-Эйбат

1 Хан-Магомедов С. Национальное и интернациональное в архитектуре. Книга об архитектуре, Москва, Знание, 1973 год.

2 Саламзаде Э. А., Абдуллаева Р. Г., Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана, журнал «Наследие веков», 2019 год, №3, стр. 62-68.

Политика мультикультурализма Азербайджана универсальным образом помогает развивать как культуры народностей, проживающих на территории страны, так и непосредственно азербайджанскую культуру. Так, например. В 2008 году был открыт Международный центр мугама (рис.2). Здание очень лаконично вписано в городской пейзаж, его высота не перекрывает перспективы старого города, место для здания подобрано идеально. Также очень интересно претворение местной культурной традиции в архитектуре. Здание построено в форме тара, азербайджанского народного инструмента, который как раз является одним из центральных в искусстве мугама - отсюда обтекаемая каплеобразная форма. Тар выдалбливается из тутового дерева - отсюда напоминающая дерево облицовка. А хай-тековский «тоннель времени» символизирует гриф инструмента. Порожки ладов которого превратились в стальные колонны.3 Данное здание является ярким примером ассоциативного подхода в архитектуре, который направлен, в первую очередь, на передачу визуальных культурных кодов, а не на стилизацию традиционных приёмов или форм.

Рисунок 2. Международный центр мугама. Архитекторы - Вахид Гасымоглу Тансу и Ханиддин Уяк Этирне Ахмед, 2008 Сердцем города Баку является произведение выдающегося архитектора, обладателя Притцкеровской премии, Захи Хадид - это Центр Гейдара Алиева (рис.3). По словам самой архитектора, этот проект дал ей возможность «оторваться от земли и распустить крылья». Удивительное здание, призванное решить многие проблемы, связанные с пропагандой идей Гейдара Алиева, симбиоз функциональности и символики, где явно читаются исламские традиции - от каллиграфии до геометрических узоров. Форма здание олицетворяет продолжительность и бесконечность, изображает вечный цикл. Линии соединяют прошлое с настоящим, а белый цвет символизирует светлое будущее.

3 Мустафаев М. Р., Архитектура Баку, журнал Science Time, №6, 2015 год, стр. 340.

iM^^al 264

Рисунок 3. Центр Гейдара Алиева. Zaha Hadid Architects, 2012

В данном шедевре всемирно известного архитектора дано новое прочтение исламским традициям. Вновь совершается шаг вперёд от дословного копирования, стилизации, предпочтение отдаётся ассоциациям и образному мышлению. Несмотря на всю абстрактность форм, плавную текучесть интерьеров, каждый посетитель всё равно может выявить для себя первоисточник вдохновения.

Самый известный проект, ставший символом Азербайджана - Flame Towers (рис. 4). Архитектура рыночных отношений как бизнес центры, конгресс холлы, многоэтажные офисы, дорогие апартаменты и все подобные комплексы, в основном, строятся с помощью стекла и металла, которые придают им состояние бездушности. Ни о каком культурном коде здесь и речи не может быть. Но Flame towers или «Пламенные башни» это три небоскрёба, расположенных в центре города и напоминающие язычки пламени. Небоскребы сильно доминируют в городском ландшафте. Строительство было осуществлено азербайджанско-турецкой компанией DIA Holding. Название и форма башен являются отсылкой к азербайджанскому гербу, на котором также изображены три золотых факела -символов Страны Огней.

Рисунок 4. Flame Towers, DIA-Holding, 2012 Так издревле называют Азербайджан из-за большого количества месторождений нефти и газа, залегающих близко к поверхности земли и часто

воспламеняющихся из-за молний или разведённых костров. Башни полностью оснащены LED экранами, их вечернее освещение признано лучшим в мире. Вечером на них отображается пламя и национальный флаг. Так вот эти современные здания из стекла и металла, которые включают в себя гостиницу, квартиры и офисы, целиком отражают национальную идентичность.

Перенос образов и символов традиционной азербайджанской культуры происходит далее в здании Азербайджанского национального музея ковра (рис.5). Само здание музея, выполненное в форме разворачивающегося ковра, напоминающее нам о ковре самолёте, не может не привлекать внимание. Продуманный до мелочей проект принадлежит австрийскому архитектору Францу Янцу. Несмотря на замысловатую форму здания, даже его подвальные этажи имеют естественное освещение в большом количестве. Здание было открыто в 2014 году.

Рисунок 5. Азербайджанский национальный музей ковра. Венская архитектурная студия Hoffman Janz, 2014 Подводя итог, можно сказать, что современная архитектура Азербайджана на примере своей столицы сделала огромный шаг вперёд в развитии. Новая азербайджанская архитектура умело сочетает в себе традиционные культурные коды, которая она сохраняет в себе путём проектирования с помощью ассоциативных образов. Универсальность, самодостаточность и открытость -признаки культурного кода. Глубокие смыслы культуры нужно перевести на доступные уровни выражения, и это можно сделать при помощи культурных кодов, но для этого их еще нужно найти и понять, что бывает непросто. Но культурные коды обязательно есть во всех выразительных средствах культуры.4 Так и в архитектуре, опыт Азербайджана можно рассматривать как положительный. Архитектура, выраженная через коды культуры, находит своё

4 Николаев В. Ю. Культурные коды как носители содержания искусства. Humanity space International almanac VOL. 4, No 4, 2015: 564-570

место в современных городах, сохраняет национальную идентичность и культурную преемственность в архитектуре.

Использованная литература

1. Эфендизаде Р.М. Архитектура советского Азербайджана. -Москва:Стройиздат, 1986.

2. Фатуллаев - Фигаров Ш.С. Архитектурная энциклопедия Баку. Международная Академия Архитектуры стран Востока. - Баку: Анкара, 1998.

3. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX -начала XX века. - Л.: Стройиздат,1986. - 456 с.

4. Культурные коды двух тысячелетий: Материалы международной научной конференции., 1-4 декабря 2000 г. Петрозаводск: СТВ-ОПТИМА, 2000.

5. Salama, A. M. Architectural Identity in the Middle East: Hidden Assumptions and Philosophical Perspectives. In D. Mazzoleni et al (eds.), Shores of the Mediterranean: Architecture as Language of Peace. Intra Moenia, Napoli, Italy, 2005.

6. Tarek Abdelsalam, A Comprehensive Framework for Approaching the Architectural Identity Dilemma in the Design Studio, May 2009 Architectural Education Forum 4: Flexibility in Architectural Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.