Научная статья на тему 'Принципы освоения архитектурного наследия, эстетика массового жилищного строительства и эволюция творческой направленности архитектуры в условиях азербайджанской республики'

Принципы освоения архитектурного наследия, эстетика массового жилищного строительства и эволюция творческой направленности архитектуры в условиях азербайджанской республики Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
164
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СЛОЖИВШАЯСЯ ЗАСТРОЙКА / АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИE / КАРКАСНОЕ ЗДАНИE / НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ИНСОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нагиев Низами Гасан Оглы

Анализ массового индустриального жилищного строительства на основе типовых проектов, осуществляемых на свободных территориях, прилегающих к сложившейся застройке в городах Азербайджанской республики, показал, что наряду с решением проблемы обеспечения жильем большого количества людей в кратчайшие сроки, со своей положительной эстетикой комплексной застройки крупными массивами, способствовало сохранению сложившейся веками ценной застройки, в особенности в исторических городах, таких как Баку, Гянджа и др., то есть способствовало сохранению архитектурного наследия для последующих поколений. В конце ХХ – начале ХХI века весь положительный опыт проектирования и строительства 70 – 80–х годов прошлого века начал игнорироваться. Началась практика проектирования жилых и общественных зданий по индивидуальным проектам, с размещением их в исторической части города. Исторически сложившаяся застройка в городах Азербайджана в ХIХ – и в первой половине ХХ века имеет высоту зданий в 3 – 4 – 5 этажей. Современное индивидуальное строительство каркасных зданий осуществляется минимум в 16 этажей. Только один этот вопрос вносит диссонанс в композицию сложившейся застройки исторической части городов, не говоря уже об архитектурном облике строящихся зданий. Старая застройка осуществлялась в каменном варианте с использованием в облицовке мотивов и элементов азербайджанской народной архитектуры. Новые каркасные здания, облицованные современными строительными материалами (пластика, стекло и др.) абсолютно не увязываются с ценными историческими архитектурными сооружениями. С градостроительной точки зрения, постановка 16 – 18 этажных жилых домов на узких улицах старых городов серьезно ухудшает санитарное состояние сложившейся застройки, абсолютно не решаются вопросы инсоляции, проветривания, озеленения и парковки машин. Всё это наводит на вопрос о необходимости изучения опыта строительства жилых массивов крупными комплексами на свободных территориях, увязав эти новые образования мощными транспортными коммуникациями со сложившейся исторической частью города, местами приложения труда и зонами отдыха. Это даст возможность, решая вопрос обеспечения населения современным жильем, сохранить архитектурное наследие, проводя поэтапные реставрационные и реконструктивные работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы освоения архитектурного наследия, эстетика массового жилищного строительства и эволюция творческой направленности архитектуры в условиях азербайджанской республики»

ПРИНЦИПЫ ОСВОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭСТЕТИКА МАССОВОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ В УСЛОВИЯХ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Н.Г. НАГИЕВ

Азербайджанский Архитектурно - Строительный Университет, Баку, Азербайджан Аннотация

Анализ массового индустриального жилищного строительства на основе типовых проектов, осуществляемых на свободных территориях, прилегающих к сложившейся застройке в городах Азербайджанской республики, показал, что наряду с решением проблемы обеспечения жильем большого количества людей в кратчайшие сроки, со своей положительной эстетикой комплексной застройки крупными массивами, способствовало сохранению сложившейся веками ценной застройки, в особенности в исторических городах, таких как Баку, Гянджа и др., то есть способствовало сохранению архитектурного наследия для последующих поколений.

В конце ХХ - начале ХХ1 века весь положительный опыт проектирования и строительства 70 - 80-х годов прошлого века начал игнорироваться. Началась практика проектирования жилых и общественных зданий по индивидуальным проектам, с размещением их в исторической части города. Исторически сложившаяся застройка в городах Азербайджана в Х1Х - и в первой половине ХХ века имеет высоту зданий в 3 - 4 - 5 этажей. Современное индивидуальное строительство каркасных зданий осуществляется минимум в 16 этажей.

Только один этот вопрос вносит диссонанс в композицию сложившейся застройки исторической части городов, не говоря уже об архитектурном облике строящихся зданий. Старая застройка осуществлялась в каменном варианте с использованием в облицовке мотивов и элементов азербайджанской народной архитектуры. Новые каркасные здания, облицованные современными строительными материалами (пластика, стекло и др.) абсолютно не увязываются с ценными историческими архитектурными сооружениями. С градостроительной точки зрения, постановка 16 - 18 этажных жилых домов на узких улицах старых городов серьезно ухудшает санитарное состояние сложившейся застройки, абсолютно не решаются вопросы инсоляции, проветривания, озеленения и парковки машин.

Всё это наводит на вопрос о необходимости изучения опыта строительства жилых массивов крупными комплексами на свободных территориях, увязав эти новые образования мощными транспортными коммуникациями со сложившейся исторической частью города, местами приложения труда и зонами отдыха. Это даст возможность, решая вопрос обеспечения населения современным жильем, сохранить архитектурное наследие, проводя поэтапные реставрационные и реконструктивные работы.

Ключевые слова: жилищное строительство, сложившаяся застройка, архитектурное наследие, каркасное здание, народная архитектура, строительные материалы, инсоляция

PRINCIPLES FOR INVESTIGATION OF ARCHITECTURAL HERITAGE, AETHTETIC OF MASS HOUSING AND EVOLUTION OF THE ARCHITECTURAL CREATIVITY IN THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Nizami Hasan ogli Nagiyev

Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, Azerbaijan Abstract

Analysis of mass industrial housing on the basis of model projects in the free areas, adjacent to the existing buildings in the cities of Azerbaijan Republic has demonstrated, that the problem of housing for large numbers of people was solved in the shortest time. From another point of view the positive aesthetic of the large building complex contributed into preservation of existing valuable buildings, especially in the historic cities such as Baku, Ganja, and others. That helped to preserve the architectural heritage for future generations.

At the end of the XX-th - early XXI-th century, the whole positive experience existed in the design and construction of the70 - 80th years of the last century began to be ignored. New practice of residential and public buildings design on individual projects with placing them in a historic district has begun in that period. The prevailing height of historical buildings constructed in the Azerbaijani cities in the nineteenth century, and in the first half of the twentieth century, are the 3 - 4 - 5 floors. The modern individually constructed frame buildings should be not higher than 16 floors.

Only one question brings discord into the current composition of the existing buildings in the historic cities, as well as to the architectural appearance of buildings under construction. The old buildings were constructed in stone using motifs and elements of Azerbaijani folk architecture. New frame buildings, faced with modern building materials (plastic, glass, etc.) are absolutely not linked to a number of valuable historical monuments. In terms of urban planning, setting 16 - 18 storey residential buildings on the existing narrow streets of old cities seriously impair the health of the existing building. The issues of insulation, ventilation, landscaping and car parking are not solved absolutely.

All of this brings the necessity to study of experience in large residential complexes construction in the free territories, linking transport communications, places of employment and recreation areas, etc. with historical part of the city. This will allow solving the problem of providing the population with modern housing, preserving the architectural heritage.

Keywords: housing construction, existing buildings, architectural heritage, frame buildings, folk architecture, building materials, insulation

В конце 30-х - начале 40-х годов XX века в архитектуре и градостроительной практике Азербайджанской Республики происходит смена творческой направленности. На смену конструктивизму 20-х годов начали развиваться тенденции использования азербайджанского наследия, национальных традиций, архитектурных форм и мотивов. В отдельных случаях в архитектуре эти тенденции выражались в эклектичных по формам сооружениях, например здании Сабунчинского вокзала (Рис. 1), здании для ярмарок (в последующем Трикотажная фабрика) (Рис. 2), бывшем здании партийной школы, и др.

Однако было и много удачных примеров создания зданий и сооружений, учитывающих азербайджанские народные традиции, национальные формы. Среди таких сооружений можно отметить жилой дом работников госбанка, санаторий в Мардакянах, жилые дома Азнефти и Бузовнонефти по ул. Низами в г. Баку, среднюю школу № 23 по ул. 28 мая в г. Баку, кинотеатр им. Низами и другие. (Рис. 3)

Рис. 1. Здание Сабунчинского вокзала в г. Баку

Рис. 2. Здание для ярмарок (в последующем трикотажная фабрика) в г. Баку

Эти тенденции затронули и градостроительную практику в республике. В градостроительстве Азербайджана в этот период начали уделять огромное внимание вопросам эстетической организации основных площадей и магистралей городов, архитектурно-композиционному решению жилых образований и отдельных планировочных узлов города. Особое внимание было уделено планировке и застройке города Баку.

В 40-е - 50-е годы значительно изменились центральные районы Баку, город обогатился отдельными интересными сооружениями, положившими начало его важнейшим ансамблям.

Спрямление и реконструкция магистралей города, наряду с эстетическими проблемами, решали серьезные транспортные задачи, стоящие особенно остро в столице Азербайджана с его исключительно плотной застройкой центральных районов [1].

Рис. 3. Кинотеатр имени Низами в г. Баку

Главнейшими ансамблями города были признаны площадь имени Азадлыг с Домом Правительства (Рис. 4), группа площадей: имени Низами (Рис. 5), имени Сабира, имени Физули (Рис. 6), а также ряд магистралей центрального района города, в том числе проспект Азербайджан, бывшая ул. Гуси Гаджиева, проспект Нефтяников и т.д. Все намеченные ансамбли города были заложены в тот период. Они закрепили основные композиционные узлы планировочной структуры Баку, которые в ближайшие десятилетия оказали решающее влияние на формирование эстетического облика города.

Рис. 4. Площадь Азадлыг с Домом правительства в г. Баку

В формировании ансамблей и основных градостроительных узлов в городах Азербайджана существенную роль сыграли общественные сооружения, построенные в 40 - 50 годы. Зданиями, оказавшими большое влияние на эстетическую направленность архитектуры Азербайджана того периода, являются Дом Правительства и комплекс зданий Академии наук. Комплекс зданий Академии наук задуман как комплекс-сад, отдельные научно-исследовательские институты которого располагаются среди зелени.

Рис. 6. Площадь имени Физули со зданием Драмтеатра

Главное здание Академии наук - выразительное по объемному решению многоэтажное сооружение. Планировочная структура его строится на центральном расположении основного здания с конференц-залом, круглого в плане и перекрытого стеклянным куполом. Республиканская публичная библиотека имени М.Ф. Ахундова (архитектор М. Усейнов) может быть отнесена к числу наиболее удачных произведений автора, где в своеобразном решении нашло интересное воплощение богатое архитектурное наследие Азербайджана. Создание национальной по духу архитектуры - предмет исканий и архитектора Г. Ализаде. Построенное им совместно с архитектором М. Мадатовым здание Театра азербайджанской драмы интересно по архитектурно-пространственному и пластическому решению. Композиция здания основана на интерпретации в национальном духе классического приема ордерной архитектуры. Многоколонный портик с гранеными стройными колоннами решен в виде эйвана (прием оформления летних помещений в народной архитектуре Азербайджана).

Наряду с поисками национальных форм в архитектуре тех лет были примеры решения зданий и в формах чистого классицизма. Таков Дворец культуры имени Шахрияра в Баку (архитектор Г. Меджидов). Здание хорошо вписалось в тесную и разнохарактерную среду, сформировавшуюся, в основном, в начале XX века. Архитектор Г. Меджидов строит в этот период еще ряд сооружений, среди которых важно отметить филиал Музея В. И. Ленина в Баку (в настоящее время Музей ковра), а также здание Министерства внутренних дел республики.

Здание Музея имеет в плане близкий к квадрату кубический объем, со всех сторон обнесенный колоннами. (Рис. 7) На главном фасаде, обращенном к морю, колоннада образует глубокую лоджию на боковых и заднем фасаде. Это приставленные к стене полуколонны. Несмотря на то, что основные элементы и архитектурные формы здания тяжеловесные и архаичные, здание в целом эффектно смотрится с набережной и моря.

Рис. 7. Здание филиала музея Ленина в Баку (в настоящее время - Музейный Центр)

Крупное административное здание, ныне Министерство иностранных дел республики, построено на одной из центральных магистралей Баку архитекторами М. Рафили и Ш. Зейналовой. Это представительное П-образное в плане здание с полукруглым двусветным залом заседания и служебными помещениями, расположенными как в крыльях, так частично и в его центральной части, раскрыто на улицу Ш. Курбанова глубоким курдонером и играет существенную роль в формировании ее эстетического облика. Архитектурное решение здания базируется на принципах классицизма.

Аналогичные по художественной трактовке общественные здания создавались и в других городах республики. Они также формировали основные ансамбли городов и играли существенную роль в формировании их облика. Таково административное здание в Гяндже (архитектор Э. Исмаилов), (Рис. 8) а также здание Театра драмы в Нахичевани (архитекторы Э. Исмаилов и Г. Меджидов), которое способствовало формированию главной административной и общественной площади города.

Рис. 8. Административное здание в Гяндже

С учетом мотивов и элементов азербайджанской архитектуры, в 40-50 годы XX века осуществляется строительство значительного числа общественных зданий - Дворцов культуры и клубов в городе Сумгаите. Тенденции, заложенные в архитектуру крупных общественных сооружений городов, появляются и в менее значительных по масштабу сооружениях - Домах культуры, кинотеатрах, школах и т.д. Показательны Дом культуры (архитектор Э.Исмаилов), многократно повторенный в рабочих поселках и районах Азербайджана, кинотеатры «Шафаг» (архитектор Г. Меджидов) с тремя зрительными залами, «Дружба» (архитектор М. Алиев), имени Дж. Джаббарлы, построенные в Баку, кинотеатры в Кубе, в Гяндже, Дом культуры в Мингечауре и т.д.

Тенденции, заложенные в архитектуру общественных зданий конца 40-х - начала 50-х годов, распространились и на жилую архитектуру. Многочисленные жилые здания этого периода, построенные по специальным проектам, демонстрируют ту же увлеченность приемами и формами классического и национального наследия. Архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов проектируют жилые здания для нефтяников - дома «Бузовнынефть» и «Азнефтезаводы», расположенные в центре города на пересечении улиц Низами и Самеда Вургуна. В тот же период, в начале 50-х годов, архитекторы С. Дадашев и М. Усейнов проектируют и строят жилой дом для работников науки.

Поиск экономичного и национального по духу жилья привел архитекторов Г. Ализаде и М. Мадатова к созданию жилых домов Кура - Араксводстроя и Мингечаургэсстроя в Баку. В ряду сооружений того периода представляют безусловный интерес жилые дома архитектора Э. Касимзаде, построенные в Баку по проспекту Азербайджан, на проспекте Строителей в квартале № 606 - 607 и в Наримановском районе. Парные пятиэтажные жилые дома - одни из первых, построенных при реконструкции проспекта Азербайджан. Все жилые дома несут печать яркой национальной самобытности [2].

Одновременно с реконструкцией центральных районов города, созданием отдельных уникальных жилых и общественных зданий, в Баку продолжала развиваться практика массового жилищного строительства. Бакинский опыт комплексной застройки жилых

поселков 20-х - 30-х годов был хорошей школой и подготовил почву для ведения комплексного жилищного строительства 50-х - 60-х годов. Первоочередными районами для освоения были выделены свободные территории Нагорного плато, Наримановского района и поселка имени Бакинханова в городе Баку. Такое же направление, т.е. освоение свободных территорий, прилегающих к сложившейся застройке, было принято и в других городах Азербайджана.

Перестройка творческой направленности Азербайджанской архитектуры, генеральный курс на массовое жилищное строительство и обеспечение населения комфортабельным жильем с полным комплексом культурно - бытового обслуживания, в конце 50-х годов нацелили архитекторов Азербайджана на решение новых творческих задач. Верно оценив перспективы и возможности дальнейшего развития архитектуры по пути индустриализации и типизации строительства, они включились в работу по проектированию новых типов жилища, по совершенствованию методов и путей типового проектирования.

Анализ развития и роста городов показывает, что города не являются статичными образованиями, а в зависимости от социально-экономических особенностей отдельных регионов, их промышленной направленности или других градообразующих факторов, они динамично развиваются. Принцип строительства объектов жилищного, культурно -бытового назначения на свободных территориях, прилегающих к сложившимся на протяжении десятилетий жилым образованиям городов, в особенности в исторических городах, способствуют сохранению архитектурного наследия.

Примером может служить практика массового индустриального жилищного строительства по типовым проектам, осуществленная в городе Баку в 50-е - 60-е годы XX века [3]. Благодаря такому подходу, в исторической части города, где сосуществовали сооружения различных эпох и различных стилей, были сохранены многие памятники архитектуры и историческая городская среда. Однако необходимо отметить, что индустриальное массовое жилищное строительство поставило перед архитекторами свои новые эстетические задачи.

Сегодня, с позиций предыдущего опыта, можно утверждать, что градостроительное творчество Азербайджана начала 50-х годов имело свои немалые достижения. Уважение к наследию городов, постановка в центре внимания градостроительства вопросов сохранения архитектурного наследия, способствовали гармоническому вписыванию новой застройки в исторически сложившуюся планировочную структуру городов. Сравнительно небольшая этажность застройки этой эпохи, традиционалистские приемы градостроительных и архитектурных членений, предопределили, в большинстве случаев, соблюдение «человеческого масштаба».

Рассматриваемый период характеризуется, таким образом, развитием определенных сторон градостроительной культуры на основе аккумулирования и адаптации многих важных, исторически сложившихся принципов к современным условиям. Использование традиционных приемов организации архитектурной формы способствовало созданию легко воспринимаемых и общезначимых городских новостроек. Показательным в этом отношении было внимание не только к крупным элементам композиции, но и к архитектурной детали, в работе над которой воспитывалась культура архитектурного творчества. Архитекторы много работали над проблемой архитектурного образа, над формой плана, стремясь найти адекватное выражение функциональных процессов, закрепить их иерархию в пространственной системе интерьера, интересовались не только частным, но и самыми общими и длительными закономерностями формирования архитектурного ансамбля, придавали большое значение композиционным приемам, акцентируя вопросы силуэта, связи с природой, пропорционирования.

И, тем не менее, наряду с достижениями в градостроительной практике республики первой половины 50-х годов, нарастали существенные противоречия, требовавшие своего разрешения. Одно из наиболее важных - это противоречие между ретроспективностью градостроительной формы и прогрессом образа жизни общества, в том числе строительной техники, выдвинувшими новые требования. Процесс индустриализации имел глубокие

социально-культурные последствия. Улучшение условий жизни горожан и сельских жителей открывало новые возможности, создавая определенный уровень комфорта. Изменялись пространственно - технические основы расселения [4].

С развитием и техническим совершенствованием коммунального хозяйства и, прежде всего, городского транспорта, появились предпосылки отхода от компактной формы города как единственной возможной структуры. Растущая мобильность населения постепенно снимала исключительную значимость территориальной близости для организации жизни, уменьшала роль квартала, двора, зато обостряла ощущение интенсивных временных и пространственных связей в организме города в целом. В связи с этим, ведущим фактором обновления градостроительной практики стал переход к индустриальным методам строительства, необходимым для удовлетворения массовых потребностей населения в жилище. Индустриализация строительного производства закономерно требовала резкого сокращения уникальных, индивидуально проектировавшихся зданий, и повсеместного перехода на типовое проектирование объектов строительства.

Типизация стала главным направлением архитектурной деятельности, резко сменив весь характер творческой работы проектировщиков, переведя в новое русло архитектурно-художественные вопросы. Традиционалистская форма градостроительства, несовместимая с процессом индустриализации и тормозящая его, уступила место новой архитектурно-градостроительной направленности. Примером могут служить жилые комплексы, построенные во многих городах СССР в 60 - 70 годы. (Рис. 9(а-с))

а)

С)

Рис. 9(а-с). Жилые комплексы, построенные в Москве

Новая градостроительная эстетика, возобладавшая в Азербайджане, как и по всему СССР во второй половине 50-х годов, была, прежде всего, эстетикой массового, индустриального производства жилищ, и как таковая имела глубокие исторические традиции в воззрениях прогрессивных архитекторов Европейских стран в 30 - 40-е годы. Упрощенная структура и облик грандиозных городских массивов, возведенных методами заводского домостроения, вскоре разочаровали общественное мнение недостаточным удовлетворением социально-бытовых нужд, и особенно своей эстетической неполноценностью. Сегодня в пылу критики отрицается наличие художественной мысли в градостроительстве указанного периода. Его неудачи порой приписываются самой концепции заводского домостроения, либо чрезмерному увлечению «одними только» функционально-бытовыми задачами архитектуры.

Однако объективный анализ рождения и развития градостроительной направленности конца 50-х - 60-х годов опровергает эти суждения. Эстетические мотивации в неменьшей степени, чем социальные, а иногда даже в большей мере были основой возврата к идеалам

«новой архитектуры». Там, где творческая перестройка проходила под ясно выраженным влиянием социальных требований, она включала яркую художественную программу обновления градостроительной практики. Примерами могут служить новостройки 80-х годов в Баку, осуществленные методом индустриального домостроения.

Характерная черта массового индустриального строительства в Азербайджане - это освоение новых территорий для формирования крупномасштабных образований как единой высокоорганизованной городской среды, в которой находят проявления все формы жизнедеятельности людей. Задачи массового строительства вызвали к жизни появление новых форм и взаимосвязей жилища с общественным обслуживанием, зонами приложения труда и отдыха, организацией транспортных и пешеходных связей и, соответственно, по новому подошли к решению архитектурных и градостроительных задач, как более широкому и всеобъемлющему проявлению социального значения архитектуры.

Программный поиск специфического характера, своеобразия жилой застройки, включил в себя функциональное зонирование, где органическое единство трех основных ее компонентов - двор, улица, площадь, контрастных по отношению друг к другу в силу своих различных функций, позволил четко выявить структурообразующую основу архитектурно -пространственной композиции. Так, группа жилых домов, формирующих пространство в виде двора, создала как бы первый градостроительный масштаб. Это зона относительного покоя, где играют дети и отдыхают жители данной группы домов.

В противоположность им, пространственные характеристики улиц и площадей определились зонами большей концентрации людских масс, повышенной активностью коллективной жизни (общественные центры и подходы к ним), и образовали второй и третий градостроительные масштабы. Веками сложившаяся триада устанавливала необходимую шкалу масштаба жилого образования, внося определенный порядок использования территории, создавая тем самым ясный пространственно-функциональный каркас городской среды. Разнообразие четырехмерных городских пространств, их согласованное и соразмерное сочетание, явились одной из форм выражения этого порядка.

Нужно отметить, что в противоположность дискретной застройке, в которой, как правило, раскрываются перспективы незамкнутых пространств, застройка, имеющая четкие границы, рисунок и пластику пространств, контрастных по отношению друг к другу, наоборот, облегчила ориентацию и восприятие городской среды, внося множество меняющихся картин. Это, однако, не означает, что нужно придерживаться построения традиционных пространственных форм. Традиционной осталась их функция в обязательном архитектурном выражении. В зависимости от того или иного пространственного компонента жилой застройки, значимости, посещаемости, в массовой жилой застройке городов республики определены размеры пластики, упорядоченные или формируемые произвольно, где моделировка пространственной композиции выражена современными архитектурными средствами.

В 80-е годы тенденция к более компактной, уплотненной городской застройке появилась в результате все убыстряющегося процесса урбанизации и развития автомобильного транспорта, что определило необходимость более эффективного использования городских земель. Это обусловлено не только экономическими факторами, но и стремлением создать наилучшее восприятие архитектуры, масштабные, соразмерные человеку городские пространства, где ему было бы уютно и безопасно жить. Однако существующие жесткие требования инсоляции и установленные градостроительными нормами разрывы между детскими учреждениями, школами и жилыми домами, породили гипертрофированный масштаб жилой среды, неэкономичное использование территории селитьбы, удлинили коммуникации. Причем огромный масштаб распространился практически всюду, вне зависимости от характера формируемого пространства, будь то двор, площадь, магистральная или пешеходная улица. Естественно, это отразилось и на художественном облике жилой среды, так как огромные территории дворов и школьных участков нередко превращались в неухоженные, заброшенные пустыри. В последующем пересмотр и уточнение ряда существующих нормативов, регулирующих плотность жилой застройки,

позволили выйти на перспективные в художественном отношении градостроительные решения.

Дифференцированный подход к размещению многообразных типов жилых зданий в жилой застройке позволил преодолеть стереотипность ее пространственной композиции и создать для различных контингентов населения благоприятные условия проживания. В массовой застройке городов Азербайджана учет ландшафтных особенностей участка, а также градостроительной ситуации при переходе на смешанную по этажности застройку позволяли острее подчеркнуть различие центральных и периферийных частей застройки и открыли богатые возможности для остроконтрастных архитектурных построений, в основу которых положены функциональная целесообразность и точный учет жизненных потребностей населения.

Рассматривая вопрос разнообразия жилой застройки, важно отметить также необходимую меру повторяемости тех или иных элементов и приемов композиции ансамбля. В ряде научных трудов утверждается, что панацеей избавления от монотонности является разнообразие типов домов и фасадов, притом достигаемое любой ценой, вплоть до отказа от гармонического порядка в их композиции. Однако жизнь убеждает, что не всякое разнообразие способно внести неповторимость в художественный облик застройки. Часто масштабный и стилистический разнобой возникает в результате смешения в застройке зданий, выполненных из разных материалов с неизбежной разнохарактерностью тектоники и масштабного строя.

Практика показывает, что в пределах отдельного жилого комплекса, микрорайона и даже жилого района, повтор фоновых зданий закономерен и оправдан, так как создает художественное единство композиции застройки. Такая повторность типовых домов удовлетворяет архитектурным требованиям и полностью соответствует возможностям домостроительного производства. Сочетание многообразия с неповторимостью, свободы с упорядоченностью, должны быть следствием сознательной деятельности архитектора.

В массовом жилищном строительстве республики нередко повторяются не только дома, но и приемы их группировки. Однако и в этом случае, при внимательном использовании всех особенностей места строительства, архитектор находит новые художественные приемы и средства организации пространств. Массовость жилищного строительства и его индустриальный характер вносят изменение в понятие «деталь». В условиях массового индустриального строительства возможно рассматривать жилой дом и даже группу домов как повторяющийся элемент композиции, и стремиться к неповторимости всего жилого образования как целостного ансамбля.

Вопрос создания индивидуального художественного образа жилой застройки многогранен, и средства достижения его различны. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что основой композиции жилого образования является единый художественный прием, раскрывающий идею жилого ансамбля как среду обитания людей, формируемую по законам красоты и пользы.

Массовое индустриальное жилищное строительство на основе типовых проектов, осуществляемое на свободных территориях, прилегающих к сложившейся застройке в городах Азербайджана, наряду с решением проблемы обеспечения жильем большого количества людей в кратчайшие сроки, со своей положительной эстетикой комплексной застройки крупными массивами, способствовало сохранению сложившейся веками ценной застройки, в особенности в исторических городах, таких как Баку, Гянджа и др., то есть способствовало сохранению архитектурного наследия для последующих поколений.

В конце XX - начале XXI века весь положительный опыт проектирования и строительства 70 - 80-х годов прошлого века начал игнорироваться. Началась практика проектирования жилых и общественных зданий по специальным проектам, с размещением их в исторической части города. Исторически сложившаяся застройка в городах Азербайджана

в XIX, и в первой половине XX века имеет высоту зданий в 3 - 4 - 5 этажей. Современное индивидуальное строительство каркасных зданий осуществляется минимум в 16 этажей.

Только один этот вопрос вносит диссонанс в композицию сложившейся застройки исторической части городов, не говоря уже об архитектурном облике строящихся зданий. Старая застройка осуществлялась в каменном варианте с использованием в облицовке мотивов и элементов азербайджанской народной архитектуры. Новые каркасные здания, облицованные современными строительными материалами (пластик, стекло и др.) абсолютно не увязываются с ценными историческими архитектурными сооружениями. С градостроительной точки зрения, строительство 16-18 этажных жилых домов на сложившихся узких улицах старых городов серьезно ухудшает санитарное состояние сложившей застройки. Абсолютно не решаются вопросы инсоляции, проветривания, озеленения и парковки машин. (Рис. 10(а-ф)

Рис.10(а-ф. Современное строительство жилых зданий в исторической части г. Баку

АМ1Т 4 (21) 2012

Все это приводит к необходимости изучения опыта строительства жилых массивов крупными комплексами на свободных территориях, связав эти новые образования мощными транспортными коммуникациями со сложившейся исторической частью города, местами приложения труда и зонами отдыха. Это даст возможность, решая вопрос обеспечения населения современным жильем, сохранить архитектурное наследие, проводя в нем поэтапные реставрационные и реконструкционные работы.

Литература

1. Эфендизаде Р.М. Архитектура советского Азербайджана. - Москва:Стройиздат, 1986.

2. Эфендизаде Р.М. Планировка и застройка жилых районов Баку. - Баку: Изд. «Элм», 1971.

3. Нагиев Н.Г. Современное градостроительство Азербайджанской республики. - Баку: Изд. работников образования, 2011.

4. Бретаницкий Л. И. Саламзаде А. В. Архитектура советского Азербайджана. - Москва: Изд. литературы по строительству, 1973.

5. Баранов Н.В., Кудрявцев А.О., Шквариков В.А. Жилой район и микрорайон. - Москва: Изд. литературы по строительству, 1965.

6. Гасанова А. А. Сады и парки Азербайджана. - Баку: Издательство «Ишыг», 1996.

7. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство Баку XIX - начала XX века. - Ленинград: Стройиздат, 1978.

8. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX - начала XX века. - Ленинград: Стройиздат, 1986.

9. Фатуллаев - Фигаров Ш.С. Архитектурная энциклопедия Баку. Международная Академия Архитектуры стран Востока. - Баку: Анкара, 1998.

10. Фатуллаев - Фигаров Ш.С. Зодчество Апшерона. - Баку: Ока-Офсет, 2003.

References

1. Efendizade R.M. Arhitektura sovetskogo Azerbajdzhana [Architecture of the Soiviet Azerbaijan]. Moscow, 1986.

2. Efendizade R.M. Planirovka i zastrojka zhilyh rajonov Baku [Planning and construction of the residential blocks in Baku]. Baku, 1971.

3. Nagiyev N.G. Sovremennoe gradostroitel'stvo Azerbajdzhanskoj Respubliki [Modern city planning of Azerbaijan Republic]. Baku, 2011.

4. Bretanitskiy L.I., Salamzade A.V. Arhitektura sovetskogo Azerbajdzhana [Architecture of the Soiviet Azerbaijan]. Moscow, 1973.

5. Baranov N.V., Kudryavtsev A.O., Shkvarikov V.A. Zhiloj rajon i mikrorajon [Residential area and microarea]. Moscow, 1965.

6. Gasanova A.A. Sady i parki Azerbajdzhana [Parks and gardens of Azerbaijan]. Baku, 1996.

7. Fatullayev Sh.S. Gradostroitel'stvo Baku XIX-nachala XX veka [Baku city planning in the 19-th- beginning of the 20th centuries]. Leningrad, 1978.

8. Fatullayev Sh.S. Gradostroitel'stvo i arhitektura Azerbajdzhana XIX-nachala XX veka [Azerbaijan city planning in the 19-th - beginning of the 20th centuries]. Leningrad, 1986.

9. Fatullayev-Figarov Sh.S. Arhitekturnaja jenciklopedija Baku. Mezhdunarodnaja Akademija Arhitektury stran Vostoka [Architectural encyclopedia of Baku. International Academy of Architecture of the Eastern Countries]. Baku, 1998.

10. Fatullayev-Figarov Sh.S. Zodchestvo Apsherona [Architecture of Absheron]. Baku, 2003.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Низами Гасан оглы Нагиев,

Заслуженный архитектор Азербайджанской республики, кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой «Основ архитектуры», Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет , адрес: ул. А. Султановой, 5, AZ-1073, Баку, Азербайджан e-mail: nizaminagiyev@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Nizami Hasan ogli Nagiyev,

Honored architect of Azerbaijan Republic, PhD, Professor, head of the department "Basis of architecture", Azerbaijan University of Architecture and Construction Address: A. Sultanova str., 5, Az-1073, Baku, Azerbaijan e-mail: nizaminagiyev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.