Научная статья на тему 'Декоративные особенности объемных композиций экстерьеров зданий г. Баку, построенных в конце XIX – начале XX веков'

Декоративные особенности объемных композиций экстерьеров зданий г. Баку, построенных в конце XIX – начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
171
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ДЕКОР / ВХОД / ПОРТАЛ / АРКА / ФРОНТОН / КОЛОННА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абдулрагимова Тарана Рамиз Гызы

Декоративно-художественные закономерности выразительности элементов, их стилизация, классификация, а также выявление особенности различных течений, формирующих декор экстерьеров Баку рассматриваемого периода, являются важными факторами, определяющими объемнокомпозиционное решение общественных зданий. Возведенные в рассматриваемый период общественные здания особо выделяются своими архитектурными композициями и объемно-планировочными структурами. В облике этих зданий местные национальные элементы сочетались с элементами широко применяемых здесь архитектурных стилей романского, готики, барокко, ренессанса, ампира, модерна и других. Исполненные в камне декоративные элементы в то же время обогащались символами и знаками различной тематики. В данной статье особое внимание уделяется архитектурному оформлению входов рассматриваемых зданий как одному из основных элементов оформления. В нескольких характерных входах в здания исследуются порталы, портики и другие подобные знаковые архитектурные элементы, создающие основную красоту и значимость. Особое внимание уделено входным дверям и другим элементам экстерьера зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративные особенности объемных композиций экстерьеров зданий г. Баку, построенных в конце XIX – начале XX веков»

ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ЭКСТЕРЬЕРОВ ЗДАНИЙ г. БАКУ, ПОСТРОЕННЫХ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Абдулрагимова Т.Р.

Азербайджанский Архитектурно- Строительный Университет, Баку, Азербайджан Аннотация

Декоративно-художественные закономерности выразительности элементов, их стилизация, классификация, а также выявление особенности различных течений, формирующих декор экстерьеров Баку рассматриваемого периода, являются важными факторами, определяющими объемно- композиционное решение общественных зданий.

Возведенные в рассматриваемый период общественные здания особо выделяются своими архитектурными композициями и объемно-планировочными структурами. В облике этих зданий местные национальные элементы сочетались с элементами широко применяемых здесь архитектурных стилей - романского, готики, барокко, ренессанса, ампира, модерна и других. Исполненные в камне декоративные элементы в то же время обогащались символами и знаками различной тематики. В данной статье особое внимание уделяется архитектурному оформлению входов рассматриваемых зданий как одному из основных элементов оформления. В нескольких характерных входах в здания исследуются порталы, портики и другие подобные знаковые архитектурные элементы, создающие основную красоту и значимость. Особое внимание уделено входным дверям и другим элементам экстерьера зданий.

Ключевые слова: композиция, декор, вход, портал, арка, фронтон, колонна

DECORATIVE PECULIARITIES OF THREE-DIMENSIONAL COMPOSITIONS OF THE EXTERIORS IN THE BUILDINGS OF BAKU OF THE END OF 19th- BEGINNING OF THE 20th CENTURIES

Abdulrahimova T.R.

Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, Azerbaijan Abstract

Decorative-artistic peculiarities of elements, their stylization, classification, as well as revelation of different styles that formed exterior decoration in Baku in the investigated period could be mentioned as important factors influenced on volume- compositional decisions in the public buildings.

Erected in the investigated period public buildings particularly stand out for their architectural compositions and space-planning structures. One can notice that the local national elements combined in the appearance of these buildings with the elements of widely used here architectural styles, such as Romanesque, Gothic, Baroque, Renaissance, Empire, Art Nouveau, and others. Executed in stone decorative elements at the same time were enriched with the symbols and signs of various subjects. This article focuses on the architectural design of buildings' entrances considered as one of the key design elements. Portals, porticos and other iconic architectural elements that create the beauty and significance of the typical building entrances are investigated as well. The entrance doors and other elements of buildings' exterior are investigated particularly.

Keywords: composition, decoration, entrance, arch, fronton, column

Природно-географические условия Баку, историческое развитие города и «нефтяной бум» XIX - начала XX веков послужили основой бурного строительства зданий с неповторимыми архитектурными стилями и традициями. Наряду с национальными архитекторами в те годы в Баку были приглашены видные архитекторы - выходцы из европейских стран. Заказчики настоятельно требовали от приглашенных зодчих применять в архитектурном облике города в основном национальные архитектурные традиции, при этом умело вписывая в общую композицию европейские мотивы.

Для полного представления развития декоративно-художественной композиции общественных зданий необходимо системное изучение основных исторических этапов эволюции архитектуры Азербайджана, истоки которых уходят в далекую древность.

Экстерьеры, своими декоративными особенностями несущие определенную информацию и идею, раскрывают архитектурную значимость здания и ярко представляются многообразием различных художественных направлений. Однако выразительность декора обогащалась поэтапно: сначала применялись рисунки различных фигур, далее внедрялись растительно-морфологические, геометрические формы и т.д., а впоследствии появились барельефы, горельефы и скульптуры. Художественно-эстетическое качество элементов использованных в экстерьерах зданий тесно связано с умелым использованием местного камня известняка.

Жилые, общественные и культовые здания, построенные в XIX и начале ХХ веков в Баку, отличаются своеобразным архитектурным обликом, сосредотачивающим в себе различные стилистические направления. Определенным источником преемственности для архитекторов и местных мастеров послужило обращение к азербайджанскому зодчеству, особенно к истокам архитектуры средневекового Азербайджана.

Декоративно-художественные элементы композиции сравнительно простых экстерьеров зданий состоят из цоколя, самой стены, разделяющих этажи горизонтальных тяг, завершающего карниза, окон, дверей, балконов с ограждениями, скатной или плоской крыши. Экстерьеры с насыщенной и помпезной архитектурой обогащались дополнительными средствами, такими как различные формы арок и сводов, портиков, колонн и пилястр, символик, знаков и других элементов, а также мансардным объемом. Отделка элементов различными декоративно-художественными убранствами дополнялась умением зодчего связывать эти элементы и в целом всю композицию экстерьера с архитектурным стилем, который был положен в основу композиции.

Фасад, носящий архитектурную идею композиции, включает в себя художественную целостность всего здания. Несомненно, поэтому самым основным элементом, подчеркивающим общую архитектуру экстерьера, являлась сама поверхность фасада. Гармоничное и умелое распространение по всей поверхности фасада архитектурно-декоративных элементов, отличающихся формами, материалом, а также облицовкой и способом кладки, характеризовало архитектурный стиль и значимость зданий.

Фасады формировались различными композиционными решениями. Часто применялись симметрично-осевые. Несимметричные и доминирующие композиции с динамичными выступающими или отступающими объемами здания. В декоративной обработке применялось ритмическое членение поверхностей, а также элементы, подчеркивающие центральную или входную часть фасада. Применение портиков, арок, балконов, лоджий и эркеров придавало дополнительную пластику фасадам.

Угловое решение фасада являлось одним из излюбленных приемов пластического оформления целостности восприятия всего фасада, воплотившего в себе плавный переход из одной поверхности в другую на грани пересечения отдельных объемов. Применялись балконы, карнизы, тяги и другие функциональные элементы художественного оформления, которые создавали гибкую связь между этими объектами. Иногда выдвинутый вперед портик поддерживался колоннами, а венчающая часть

завершалась куполом, образуя единый пластический объем, служивший переходом и подчеркивающий входную часть здания.

Архитектурная композиция купола ярче всего себя показывает при подборе формы и связана с функциональными и конструктивными требованиями, предъявляемыми к зданию. Обычно применялись купола в форме полушара, стрельчатые, конические, которые в плане имели круглые, шести- и восьмигранные формы. Купола, завершающие вертикальную форму, применялись, в основном, в углах или выступающих объемах зданий.

Цокольная часть фасада придавала жесткость, несущую способность, визуальную устойчивость и монолитность зданиям. Тяги и карнизы, являясь основными горизонтальными, щедро профилированными декоративными элементами фасада, изменялись в той или другой форме профиля. Тяги служили границей между этажами и в основном предусматривались после завершения цокольного или первого этажа зданий. Завершающим элементом всего фасада являлись карнизы, проходящие со своими сложными профилями под конструкцией кровли или мансарды. Мансарда, дающая законченный вид зданию и завершающая чердачную часть, одновременно служила жильцам как жилая площадь. Своеобразное архитектурное оформление этого объема особыми черепицами, различными окнами и карнизными элементами дополнительно обогащало архитектурный облик всего здания.

Архитектурное оформление и форма окон исходили из задуманного стиля всего здания. Ритмичность и последовательность расположения на фасаде проемов, а также размеры всегда оставались их основным показателем в общем восприятии экстерьера. Окна в рассматриваемый период в основном оформлялись по периметру различной декоративной каменной резьбой, характеризующей и подчеркивающей архитектурный образ всего здания, и составляли определенный ансамбль со всей поверхностью фасада.

В исключительных случаях для завершения общей композиции применялись глухие окна-ниши, форма и размеры которых соответствовали нормальным окнам фасада. Достаточно широко были внедрены парные арочные полуциркульные или стрельчатые окна с простым или сложным обрамляющим элементом. С целью подчеркивания выразительности арок и сводов применялись дополнительные архитектурные детали, такие как колонны с различными ордерными системами, карнизы, венчающие камни, в середине которых высвечивались ордер, символика или знаки, горельефы, барельефы, а также скульптуры и т.д., раскрывающие значимость и назначение зданий.

Вертикально расчленяющие декоративные элементы фасада - колонны, полуколонны и пилястры, играют исключительную роль в архитектурном убранстве здания. Разнообразие решений художественного образа колонн обеспечивалось различными ордерными системами. Пластическое решение фасадов осуществлялось гибкими рисунками ионических, коринфских капителей, украшенных иногда каннелюрованными стволами колонн, придавая фасаду рельефность и динамичность.

Огромное место в пластическом формообразовании фасадов занимают балконы, эркеры и лоджии, которые по своей архитектурной композиции раскрывают и подчеркивают объемность фасада. Они, часто отвечая климатическим требованиям местности, являются летними помещениями, способствующими проветриванию и инсоляции комнат. Художественная выразительность и декоративная композиция летних помещений создавались колоннами, карнизами, кронштейнами, арками, различными ограждениями и другими архитектурными элементами, которые гармонировали с общей площадью всего фасада. Наряду с открытыми балконами применялись лоджии-эйваны. Они в плане имели полукруглые, прямоугольные, трапециевидные и многогранные формы и предусматривались на один и более этажей. Введение эркеров на все этажи или размещение их в скошенных углах зданий подчеркивало пластическое решение всего фасада.

Особую красоту фасадам придают сплошь застекленные балконы, во многих случаях выполненные из декоративных элементов, составляющих синтез с каменной кладкой. Резьба оконных элементов выполнялась по традиционным мотивам на основе геометрического орнамента с сочетанием нескольких видов простой резьбы, образуя сложную композицию резьбы по дереву.

На фоне указанных объемных композиционных элементов экстерьеров немаловажную роль сыграли скульптурные изображения птиц и зверей с преобладанием мифологических существ, а также рельефные знаки и символы, подчеркивающие выразительность декора. Символы и знаки, со своеобразным содержанием и формами, являются неотделимой частью изумительного каменного декора экстерьеров зданий. Во многих фасадах зданий были высечены символы и знаки, раскрывающие исторические, культурные, религиозные, природные события, мифологию, память человеческих эмоциональных состояний и т.д. Своим отличием, своеобразием и содержанием они умело вписывались в общую композицию декора экстерьера, подчеркивая и украшая основную декоративную композицию, а иногда самостоятельно обогащая архитектурный облик зданий Баку.

Говоря конкретно о символах и знаках в архитектурной композиции экстерьеров зданий в сочетании с декоративными элементами, следует отметить, что символическое значение архитектурных форм определяется множеством их возможных описаний в тех или иных предметных языках культуры. Всякая архитектурная форма, взятая в своем символическом содержании, со временем воспринималась как язык, достаточно произвольно выбранный архитектором для того или иного высказывания. Одновременно архитектурные формы могут символизировать конструкции, материалы, структуру растений и животных, строение философских или научных идей, представлений о мире и природе определенных этносов и национальностей с их культурными традициями и т.п. В этом случае мастерство архитектора оценивается правильным выбором символов, характеризующих задуманный процесс, и умением влиять на композиционное решение всего фасада.

Во многих объемных композициях экстерьеров зданий Баку были использованы флоры в виде деревьев, растений и цветов. Различные животные, также занимая особое место в украшениях, в сочетании с декоративными элементами дополняли общую композицию фасада. Дерево, ассоциируясь с жизнью, здоровьем и силой, украшенное цветами, гирляндами и лентами, означает ритуал плодородия. Цветы являются символом мифологий, ритуалов, они олицетворяют достижение состояния духовности. В оформлении фасадов из серии цветов в большом количестве были использованы розы, символизирующие плодородие, красоту и чистоту. С древних времен животные являлись важной частью языка символов многих культур. Некоторым поклонялись, видели в них источник мудрости и силы, вестник удачи или несчастья, они являлись символическим олицетворением свойств человеческого характера. Среди всех животных чаще всего в объемных композициях экстерьеров зданий были изображены горельефы и скульптурные изображения льва, который являлся царем зверей и назван символом солнца, воплощением власти на земле.

Символы и знаки, имея глубокие исторические корни, своими формами и содержанием на экстерьерах зданий Баку отражали своеобразные особенности и наследие национальной культуры. Однако, сильное влияние стилей европейских стран на архитектуру, также не оставило в стороне формирование и развитие символов и знаков. Архитектурный облик зданий города, построенных в рассматриваемые годы, невозможно представить без символов и знаков, ибо они органично вошли в декоративно-эстетическое оформление зданий. Следует отметить, что декоративно-прикладные особенности символов и знаков, их суть и содержание, различия между ними, значение и роль в декоративном оформлении экстерьеров Баку до сих пор всесторонне не исследованы и, несомненно, требуют особого подхода.

Отдельные процессы, по своему характеру несущие глобальную значимость, были символизированы и предусмотрены в центре архитектурной композиции, например на верхних частях портала, или над парадной лестницей. Другие, имеющие второстепенное значение, нашли свое место в периферии, ниже или выше на поверхности экстерьера. Символы, имеющие маловажное значение, использовались в различных местах, в особенности в углах, и, наконец, самостоятельно изображались на гладких поверхностях фасадов. Таким образом, в архитектурном оформлении экстерьеров Баку было использовано многообразие символов, которое обозначало идеи, понятия и значения, а иногда отражало и абстрактные понятия. Гармоничное сочетание знаков и символов с декоративными элементами экстерьера с целью создания общего ансамбля всей архитектурной композиции, являлось важной проблемой при оформлении экстерьеров зданий.

Важной декоративной композицией общественных зданий является входная часть, которая, в основном, обрамлялась порталами на одной поверхности с фасадом. Во многих случаях, особенно в жилых зданиях, декоративный портал служил визитной карточкой хозяина дома. Над входным порталом зданий, на венчающей части применялись розетки, украшенные различными орнаментами, надписями, датой постройки здания, и знаки, несущие определенную информацию, а также прорисовывались инициалы хозяина дома.

Фронтоны использовались как подчеркивающие и направляющие элементы входной части фасада. Лобовая часть фронтона оформлялась декоративными рисунками, прорисовками, деталями и другими красочными решениями архитектурных элементов. Арки являются основной частью портала, и как важный архитектурный элемент широко применяются почти во всех сооружениях азербайджанской национальной архитектуры для перекрытия оконных и дверных проемов.

По архитектурному облику зданий, и в зависимости от размеров и пропорций, применялись циркульные, стрельчатые и подковообразные арки. По декоративному оформлению арки стрельчатой формы с большим количеством разновидностей, по сравнению с другими формами более широко применялись в строительстве общественных и культовых сооружений. Многообразие техники кладки каменных и кирпичных арок зависит от их очертания и размеров.

Ниже рассматриваются декоративные оформления входных частей нескольких характерных фасадов общественных зданий, построенных в XIX и начале ХХ веков в исторической части г. Баку.

Здание общества Исмаилия (гражданский инженер И. Плошко) сооружено в стиле венецианской готики (Рис. 1). Двухэтажный основной фасад, и другие четырехэтажные фасады, выполненные в различных стилях, составляют между собой определенный архитектурный контраст. Применяемые для перекрытия оконных и дверных проемов полуциркульные, стрельчатые и готические арки, были дополнены выразительными декоративными элементами. Основной входной портал окантован двумя параллельными арками, оформленными растительными элементами декора.

Здание особняка Дебура (инженер фон дер Нонне) состоит из двух этажей: глубокой каменной рустовки первого и легкой рустовки фасада второго этажа (Рис. 2). Портики являются направляющими архитектурными элементами к прямоугольным входным порталам. Порталы с двух сторон оформлены изящными, отдельно стоящими колоннами ионического ордера. Они связаны выступающими из фасада портиками, одновременно служившими навесом от атмосферных осадков и солнечной радиации. Отличительными чертами архитектуры особняка являются - законченность композиции всего здания, живописная декоративная отделка и умелая связка входных частей с порталами и с портиком.

Рис. 1. Здание общества Исмаилия Рис. 2. Здание особняка Дебура

Композиционная структура Дворца Муртуза Мухтарова (гражданский инженер И. Плошко) выполнена в виде центрального углового башенного объема, подчеркнутого двумя боковыми лоджиями (Рис. 3). Неповторимый яркий образ зданию в стиле французской готики придают декоративные элементы всего фасада и, в частности, башни входного портала. Вертикальная поверхность башни состоит из сложных декорированных композиционных элементов, связь и переход между которыми созданы с большим творческим умением. Входной полуциркульный портал оторван от вертикальных окон башни при помощи готических изящных каменных кружев. Арки входного портала состоят из нескольких полукруглых элементов опирающихся на колонны сложной формы. В пределах пролета широкого портала предусмотрены окна, освещающие вестибюль дворца.

Рис. 3. Здание Дворца Муртузы Мухтарова Рис. 4. Доходный дом Анифы Салимова

Доходный дом Анифы Салимова по своему композиционному решению занимает особое место в формировании и развитии жилищного строительства города (Рис. 4). Существенно отличается композиционное решение портала, обрамленного с двух сторон пилястрами коринфского ордера. Они являются несущими элементами разорванного фронтона с инициалами хозяина дома. Этот фронтон, воплотивший в себе определенные

жизненные проблемы, характерно символизирует душевное состояние семьи Салимовых.

Классической формой архитектурной композиции фасада со своим угловым решением отличается жилой дом Амираслановых (Рис. 5). Пропорциональное членение трех этажей и насыщенность декоративными элементами и деталями, обогащают архитектуру здания. Полукруглый входной портал выделяется двумя боковыми колоннами коринфского ордера, поддерживающими небольшой каменный балкон с балюстрадами. К цельному решению фасада приводит рустованная кладка облицовки первого этажа, продолжающаяся по поверхности арки портала.

Рис. 5. Жилой дом Амираслановых Рис. 6. Доходный дом Джабиева

Доходный дом Джабиева отличается своей художественной выразительностью (Рис. 6). Строгость в решении архитектурной композиции фасада нарушается подчеркивающим каменным карнизом с крупными проемами окон и, наконец, своеобразным входным порталом. Гирлянды, декорирующие боковую часть прямоугольного портала, выделяют каменную подвеску с особой формой объемной пластики. До сих пор сохранена декоративно выразительно оформленная дверь с профилированной резьбой по дереву, гармонирующая с порталом.

Жилой дом братьев Рыльских (гражданский инженер И. Плошко) отличается высоким художественным качеством архитектурной композиции отдельных элементов фасада, а также мягкими архитектурными формами эркеров, ритмичными расположениями и формами окон (Рис. 7). Почти полукруглая арка, обрамленная прямоугольным профилирующим порталом, оформлена декоративными узорами геометрических форм. На поверхностях, сохранившихся до сих пор деревянных створок, изображены узоры, близкие к рисункам декора портала.

Двери, являясь основным элементом входных частей общественных зданий, вписывались в общую композицию фасада. Отличаясь декоративным оформлением и пластикой с использованием богатого арсенала художественной резьбы по дереву, они придавали дополнительную выразительность экстерьеру здания. В основном двери устанавливались глухими и были расчленены на отдельные составляющие элементы, которые гармонично связаны мотивами декора входного каменного портала здания. Иногда применяемая металлическая ажурная решетка давала дополнительную

выразительность, доведенную до совершенства.

Ниже в качестве примера приводятся характерные двери с индивидуальными композициями. Входная дверь в жилом доме по ул. Николаевская д. 27, по своему содержанию является примером таких дверей (Рис. 8).

Другим примером может служить парадная дверь в жилом доме Гаджиевых по ул. Таза-Пирская д. 121, над которой предусмотрено окно с оригинальным переплетением деревянных кружев, освещающее парадное (Рис. 9). Дверь, с богатейшей обработкой деревянного декора в сочетании с металлической решеткой, предусмотрена на южном фасаде жилого дома Ашурбековых, расположенного по ул. Почтовая д. 59 (рис.10).

Рис. 7. Жилой дом братьев Рыльских Рис. 8. Входная дверь в жилом доме по

ул. Николаевская, 27

Рис. 9. Парадная дверь в жилом доме Рис. 10. Дверь в жилом доме Ашурбековых Гаджиевых

Исследование особенностей декоративных элементов экстерьеров, в том числе входных частей общественных зданий, вносит определенный вклад в изучение исторического развития памятников, и может быть успешно использовано при их реставрации и реконструкции.

В статье использованы фотографии из книги Ш.С. Фатуллаева-Фигарова «Архитектурная энциклопедия Баку», Анкара, 1998.

Литература

1. Абдулрагимова Т.Р. Архитектурные особенности элементов общественных и жилых зданий Баку XIX начала ХХ веков. Учёные записки. - Баку: Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет, 2010. - 48с.

2. Абдулрагимова Т.Р. Значение символов и знаков в декоративном оформлении экстерьеров зданий Баку. // Сборник №1. - Баку, 2011.

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. - М., 1985.

4. О'Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы. - М., 2008. - 85, 96-99 с.

5. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX начала ХХ веков, Ленинград, Стройиздат, 1986, 456 с.

6. Фатуллаев-Фигаров Ш.С. Архитектурная энциклопедия Баку. - Баку - Анкара, 1998.

References

1. Abdulrahimova T.R. Arhitekturnye osobennosti jelementov obshhestvennyh I zhilyh zdanij Baku XIX-nachala XX vekov [Architectural peculiarities of the elements in the public and residential buildings of Baku in the 19-th - beginning of the 20-th centuries]. Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, 2010, 48 р.

2. Abdulrahimova T.R. Znachenie simvoloviznakov vdekorativnom oformleniijekster'yerov zdanij Baku [The Meaning of the symbols and signs in the decorative design of the exteriors of the buildings of Baku]. Baku, 2011.

3. Djenks Ch. Jazyk arhitektury postmodernizma [Language of postmodernism architecture]. Мoscow, 1985.

4. О'Connel М., Eyri R. Znaki i simvoly [Signs and symbols]. Мoscow, 2008, pp. 85, 96-99.

5. Fatullayev Sh.S. Gradostroitel'stvo I arhitektura Azerbajdzhana XIX - nachala XX vekov [City planning and architecture of Azerbaijan in 19-beginning of the 20th centuries]. Leningrad, 1986, 456 p.

6. Fatullayev-Figarov Sh.S. Arhitekturnaya jenciklopedija Baku [Architectural encyclopedia of Baku]. Baku - Ankara, 1998.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Абдулрагимова Тарана Рамиз гызы

Преподаватель кафедры «Дизайн», Азербайджанский Архитектурно- Строительный Университет, ул. А. Султановой, 5, AZ-1073, Баку, Азербайджан e-mail: tarana.abdulrahimova@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Abdulrahimova Tarana Ramiz gyzy

Lecturer Design Department, Azerbaijan University of Architecture and Construction, A. Sultanova str., 5, Az-1073, Baku, Azerbaijan e-mail: tarana.abdulrahimova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.