Научная статья на тему 'Дворцовые сооружения города Шеки'

Дворцовые сооружения города Шеки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
190
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПАМЯТНИК / ДВОРЦОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ДОМ ШЕКИХАНОВЫХ / ДВОРЕЦ ШЕКИНСКИХ ХАНОВ / СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева Сабина Халид Гызы

Из всего разнообразия архитектурных памятников города Шеки наиболее интересны жилые и дворцовые сооружения. Необходимо отметить, что характерный традиционный колорит города формируется именно благодаря специфической архитектуре жилых домов. Природно-климатические особенности и местные строительные материалы определили традиционный архитектурный тип жилых домов города Шеки. Наиболее развитыми образцами традиционного шекинского дома с расположением комнат по одной оси вдоль эйвана и добавлением элементов богатого декора являются сооружения полудворцового и дворцового характера: дом Шекихановых и Дворец Шекинских ханов в ИсторикоАрхитектурном заповеднике «Юхары баш» в Шеки. Рассматриваемые здания представляют особый интерес с точки зрения изучения их декоративного оформления. В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочные и декоративные особенности двух дворцовых сооружений города Шеки, а также анализируется нынешнее состояние их сохранности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дворцовые сооружения города Шеки»

ДВОРЦОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГОРОДА ШЕКИ

^Х. Гаджиева

Азербайджанский Архитектурно- Строительный Университет, Баку, Азербайджан Аннотация

Из всего разнообразия архитектурных памятников города Шеки наиболее интересны жилые и дворцовые сооружения. Необходимо отметить, что характерный традиционный колорит города формируется именно благодаря специфической архитектуре жилых домов. Природно-климатические особенности и местные строительные материалы определили традиционный архитектурный тип жилых домов города Шеки. Наиболее развитыми образцами традиционного шекинского дома с расположением комнат по одной оси вдоль эйвана и добавлением элементов богатого декора являются сооружения полудворцового и дворцового характера: дом Шекихановых и Дворец Шекинских ханов в Историко-Архитектурном заповеднике «Юхары баш» в Шеки. Рассматриваемые здания представляют особый интерес с точки зрения изучения их декоративного оформления. В данной статье рассматриваются архитектурно-планировочные и декоративные особенности двух дворцовых сооружений города Шеки, а также анализируется нынешнее состояние их сохранности.

Ключевые слова: архитектурный памятник, дворцовые сооружения, дом Шекихановых, Дворец Шекинских ханов, сохранение наследия

PALACES OF THE SHEKI TOWN

S. Hajiyeva

Azerbaijan University of Architecture and Construction, Baku, Azerbaijan Abstract

Residential and palace buildings of the Sheki are of special interest among variety of architectural monuments. It is nesessary to note that town's peculiare appearance was formed exactly thanks to unique architecture of the houses. Natural and climatic features and usage of the local building materials have determined the traditional architectural type of the Sheki houses. House of Shekikhanovs and the Palace of Sheki khans in the Historical- Architectural Preserve "Yukhary Bash"- "The upper zone" are subject to be mentioned as mostly developped examples of the traditional Sheki houses with placement of the rooms along with eyvan axes and with rich decorations. Investigated palaces are also of special importance thanks to their rich decorations. Architectural planning and decorative peculiarities of two above mentioned palaces of Sheki as well as analyses of the present condition of the monuments are under investigation in the given article.

Keywords: architectural monument, palace buildings, Shehikhaniv's House, Palace of the Sheki khans, heritage preservation

Шеки - один из самых живописных уголков Азербайджана, богатый памятниками архитектуры. Многочисленные руины средневековых сооружений, храмов, крепостей свидетельствуют в пользу этого. Об этом крае писали в своих трудах древнегреческие историки Плиний Старший (I в.н.э.), Клавдий Птолемей (II в.н.э.), Страбон [4; 7]. Дом Шекихановых XVIII века, минарет Гилейлинской мечети XVIII века, мечеть и могила XVIII века, круглый храм XIX века, крепостные стены XVIII века, верхний и нижний караван-сараи XVIII - XIX веков - все эти сооружения, входящие в состав Историко- Архитектурного заповедника «Юхары Баш», вызывают большой интерес у гостей города.

Наиболее интересны жилые и дворцовые сооружения города. Необходимо отметить, что его характерный традиционный колорит формируется именно благодаря специфической архитектуре жилых домов. Традиционные элементы жилой архитектуры сыграли также важную роль в формировании других типов гражданских и культовых сооружений региона. Природно-климатические особенности и местные строительные материалы определили традиционный архитектурный тип жилых домов города Шеки.

В основном жилища Шеки представлены характерными примерами антового дома, первоначальная ячейка которого представляет собой небольшую комнату с эйваном и с глухими боковыми стенами. Простота, лаконичность, но вместе с тем архитектурная выразительность этой разновидности жилого дома строится на контрасте глубоко затененного эйвана с ограничивающими его стенками - антами [10,с.329]. Все элементы такого дома функционально оправданы, необходимы, и художественно выразительны. При увеличении числа жилых помещений усложнялась архитектурная композиция дома, что характеризовало также социальный статус владельца.

Использование речного камня различных оттенков и обожженного кирпича, черепичные либо соломенно-тростниковые или гонтовые крыши, а также деревянные детали, создавали присущий домам региона колорит. Плоскости стен в интерьерах домов также разрабатываются за счет игры цвета камней и кирпича, светотени аркад веранд, декоративной обработки деревянных деталей. Традиционный жилой дом северо-западного региона представлял собой несколько расположенных на одной оси комнат, объединенных эйваном - открытым балконом, смотрящим на самостоятельный дворовый участок. Двухэтажные жилые постройки повторяли в основном эту же схему планировки. В зажиточных домах увеличивались количество и величина комнат, но общий принцип размещения оставался неизменным. Важную роль в быту жителей региона играл чердак, служивший для хранения, сушки овощей и фруктов и разведения шелковичных червей.

Основным архитектурным элементом в одноэтажных и двухэтажных жилых постройках является открытая веранда главного фасада с массивной, одно- и двухъярусной аркадой, либо с деревянной колоннадой на втором этаже. Широко распространены также балконы, охватывающие дом с двух или же с трех сторон. Композиция фасадов в этих домах строится на контрасте массивной стены с редко расставленными проемами с легким деревянным балконом на втором этаже. Балконы строятся либо на консолях, либо на столбах.

Открытая лестница связывает второй этаж со двором. Значимость веранды подчеркивается богатством ее декоративной обработки. В качестве определяющих деталей жилья региона надо отметить деревянные резные колонны с подбалками и заполнение оконных проемов -шебеке. В обычных домах шебеке встречается редко, а если и встречается, то является единственным элементом декора. Значительно чаще полихромия в виде стенных росписей применялась в интерьере богатых домов. В жилье Шеки веранды строго ориентированы на юг и юго-восток.

Интересны некоторые особенности решения интерьеров жилых домов. Так, в домах некоторых районов обязательно присутствуют полочки - «реф» под потолком по всему периметру комнаты и стенные ниши, небольшие и крупные, для хранения предметов домашнего обихода. Главным украшением интерьеров парадных комнат служит богато декорированный камин - бухары, подчеркивающий продольную или поперечную ось помещения.

Вышеозначенные характерные конструктивные и декоративные детали присутствуют во всех домах, вне зависимости от зажиточности хозяина, либо увеличения числа комнат. Однако в случае, если дом имеет небольшие размеры, каждая архитектурная деталь в композиции играет важную роль.

Наиболее развитыми образцами традиционного шекинского дома с расположением комнат по одной оси вдоль эйвана и с добавлением элементов богатого декора являются сооружения полудворцового и дворцового характера: Дом Шекихановых и Дворец Шекинских ханов в Историко- Архитектурном заповеднике «Юхары баш» в Шеки.

I. Архитектурно- планировочные особенности Дома Шекихановых и Дворца Шекинских ханов

Дворец Шекинских ханов, построенный [2,с.351; 5,с.69] в верхней части города, в цитадели, судя по старым планам, некогда входил в состав комплекса, от былого великолепия которого сейчас сохранились только бассейн и древние деревья. По сохранившимся материалам, ансамбль «был весьма значительным, включавшим в себя большое количество различного назначения сооружений: здание дворца (ныне существующее), ханскую мечеть, помещение гарема, многочисленные «покои», принадлежавшие родственникам и приближенным, баню, арестантскую, кладовую, конюшни, амбары и прочие службы. Все эти сооружения были расположены внутри стен укрепления и занимали значительную его часть» [2,с.385].

В литературе обычно встречается несколько датировок дворца. Самая ранняя из них -1730 г. Во многих источниках повторяется дата - 1765г., 1792г. или 1797. Наиболее вероятной датой, исходя из исторических событий и времени правления Магомед- Гасан-хана, которому приписывается возведение дворца, считается 1797 г. [2,с.389]. История сохранила имена пяти мастеров-художников, расписывавших Дворец Шекинских ханов в различное время. Это мастер-устад Аббас Кули; художник-орнаменталист Мирза Джафар из Шемахи, который создал ряд росписей первого этажа в 1895-1896гг.; художник Уста Гамбар из Шуши, создавший большую часть узоров второго этажа; Али Кули и Курбан Али из Шемахи .

Дворец Шекинских ханов является летним дворцом-павильоном. Это двухэтажное здание, обращенное главным фасадом к югу. Планы этажей повторяют друг друга и сводятся к простому чередованию трех крупных помещений, расположенных в ряд, с прихожими. Центральные помещения в каждом этаже, с глубокими нишами у северной стены, являются наиболее парадными. Интересен тот факт, что на второй этаж можно попасть лишь с наружной лестницы, так как другой связи между этажами нет. Это объясняется, по-видимому, тем, что каждый этаж выполнял определенную функцию, и если первый этаж был предназначен для официальных приемов, то верхний был доступен лишь ханской семье (Рис. 1(а,Ь)).

а) Ь)

Рис. 1(а,Ь). Дворец Шекинских ханов в городе Шеки, Азербайджан

Южный, главный фасад дворца - самый интересный с точки зрения его декорировки. Центральная часть фасада решена в виде сплошного остекления окнами, покрытыми геометрическим деревянным узором «шебеке» с заполнением цветными стеклами. Каждый квадратный метр шебеке состоит из пяти тысяч деталей, соединенных между собой без гвоздей. Таким образом, ковер из цветного шебеке заменяет собой южную стену парадных залов обоих этажей. Тот же прием применен и в отделке боковых зал. Входы в первый этаж решены в виде глубоких порталов с зеркальными сталактитовыми сводами. Такое сочетание цветного стеклянного шебеке с порталами, а также сплошная лента орнамента, покрывающая оставшиеся поверхности стен, и является характерной особенностью Дворца Шекинских ханов (Рис. 2(а-е)).

с) с1) е)

Рис. 2(а-е). Окна-«шебеке» во Дворце Шекинских ханов

Необыкновенные художественные характеристики дворца неоднократно были описаны. Следует особо отметить мастерство зодчего, сумевшего при небольшой высоте этажа (всего 3,35м) декоративными средствами создать иллюзию высоких помещений [5,с.74]. Дворец Шекинских ханов наглядно демонстрирует высокое мастерство авторов, сумевших воплотить многовековые традиции народного творчества и создать эту жемчужину архитектуры.

Дом Шекихановых почти полностью повторяет все вышеописанные архитектурно -планировочные особенности Дворца Шекинских ханов, однако, в более простой форме (Рис. 3). Он несет в себе все черты шекинского жилого дома, но богатая декоративная обработка обращает его в памятник, являющийся промежуточным звеном между жилыми и дворцовыми сооружениями региона [3; 5,с.75].

Рис. 3. Дом Шекихановых в городе Шеки, Азербайджан

Выходящий на улицу фасад полностью лишен каких бы то ни было проемов. Зато главный фасад Дома Шекихановых, обращенный во двор, представляет особый интерес. Пятичастный витраж - «шебеке» подчеркивает центральную ось фасада (Рис. 4(а-0)). Нижняя часть фасада решена относительно скромно, однако все детали ее тщательно проработаны. Главная художественная ценность дома заключается в отделке его внутренних поверхностей. К сожалению, дом находится сегодня в плачевном состоянии и нуждается в скорейшей реставрации.

а) b)

Л 'Д. :

йй ййгМ"й

ту ,,

*'• А л Д. Д/Д

"ТО .

I 11^1 II I

С)

»»■" ».»»••

Рис. 4(а-й). Окна -«шебеке» в Доме Шекихановых

II. Декоративные особенности Дома Шекихановых и Дворца Шекинских ханов

Рассматриваемые здания представляют особый интерес с точки зрения изучения их декоративного оформления. Здесь продуманы и взаимоувязаны все части зданий: соразмерность отдельных элементов, карнизы, наличники окон, дверей, внутренняя декоративная обработка поверхностей стен (росписи, бухары, рефы, ниши) и т.д.

Одно из главенствующих мест в композиции фасадов занимает такой сильный акцент, как шебеке, традиционный вид геометрического орнамента, нашедший широкое применение в азербайджанской национальной архитектуре. Определенный интерес представляет техника сборки переплетов этих подъемных рам, легко скользящих вверх и вниз по пазам, в опорных столбах общей конструкции системы окон1. Весь сложный узор переплетов витражных окон монтировался исключительно на шипах, без применения каких-либо дополнительных скреп, гвоздей или клея.

Во Дворце Шекинских ханов применены различные сложные окна - шебеке. Обвязка каркаса оконных и дверных шебеке с внутренней стороны также декорирована орнаментами в соответствии с общей росписью интерьера. Подобные элементы использованы также в жилом Доме Шекихановых в Шеки, во дворце Панах-хана в Эривани, в жилом доме Керимбека Мехмандарова в Шуше и в других постройках [6,с.88-95]. Материалом для основной обвязки и отдельных мелких составных элементов служил тщательно отделанный бук, очевидно, пропитанный неизвестными нам составами и отшлифованный.

Д. Шарифов сообщает, что все осмотренные им в 1925 г. старинные окна в Шеки «... изготовлены, как говорят, из платанового дерева. Они не окрашены, и естественный их коричневый цвет прекрасно сохранился, благодаря самой примитивной полировке маслом. Естественно, можно предполагать, что дерево предварительно обрабатывалось неизвестным нам способом и составом, который кроме художественного эффекта (мягкий коричневый тон) создавал определенную защиту от древоточия. Народные мастера при предварительной консервации дерева пропитывали его конской мочой, вареным маслом.»

Особого внимания с точки зрения декорации заслуживают бухары. Камин - бухары как источник тепла в быту человека начал применяться значительно раньше, чем печи. За многовековой период существования камин совершенствовался, претерпевал технические изменения, но в значительной степени сохранил свои первоначальные черты. Создание

1 Техника изготовления шебеке рассмотрена подробно в монографии Г. Ализаде [1,с.67].

АМ1Т 3 (20) 2012

сложных орнаментальных композиций на каминах - бухары связывается с резьбой по гяже (Рис. 5(а-с)).

с)

Рис. 5(а-с). Бухары в Доме Шекихановых и во Дворце Шекинских ханов

Росписи Дворца Шекинских ханов характеризуются богатством колорита, широким применением золотистого цвета. Цветовое решение их основывается на использовании местных тонов. К сожалению, утерян секрет, которым древние мастера пользовались при создании краски для панно. Современные краски, используемые во время реставрации частично утраченных росписей, лишь приблизительно способны повторить некогда созданное великолепие. В росписях вышеназванных дворцов широко применялась роспись техникой яичной темперы и резьба по гяже. Как отмечает Миклашевская Н.М. [8,с. 484], которая посвятила целый ряд своих исследований стенным росписям азербайджанских памятников архитектуры, первым признаком того, что азербайджанские стенные росписи исполнены яичными красками, а не клеевыми, является прозрачность и эластичность красок росписей.

Кроме того, клеевая краска всегда остается чувствительной к воде, а яичная со временем становится только прочнее и по истечении нескольких лет вовсе теряет чувствительность к воде. Несмотря на технически высокую сложность исполнения росписей стен, и особенно плафонов, почти все росписи отличаются сложностью орнаментальных композиций и богатством красок. Росписи размещены в залах обоих этажей и двух крайних комнатах второго этажа. Они занимают плоскости стен, ниш, сталактитовые переходы от стен к плафону, а также плафоны. Плафон зала первого этажа выполнен из резных деревянных элементов, составляющих геометрический орнамент.

Исследователи выделяют среди росписей Дворца Шекинских ханов росписи сюжетного, геометрического и растительного рисунков, иногда с изображением птиц. Особенно интересны росписи, изображающие различные сцены охоты и сражений, размещенные в зале второго этажа в виде фриза между нишами. Миклашевская делит все росписи на основные декоративные элементы интерьеров: росписи панелей, ниш, простенков, «бухары», фризов, плафонов, сталактитов, дверей и т.д., выделив в особую группу сюжетные росписи [8,с.486]. С помощью орнаментальных узоров, выполненных резьбой по гяже, исполнен декор плафона алькова первого этажа, угловые детали плафона зада II этажа, а также все в основном убранстве южного фасада здания. Здесь можно встретить геометризованные орнаменты коврового типа, составленные из многолучевых звезд и многоугольников (на поверхности вертикальных и горизонтальных простенков между ажурными окнами «шебеке»). Панно, покрытые узорами растительного характера, по построению и мотивам очень сходны с узорами орнаментального оформления интерьера, однако отличаются от последних некоторой статичностью и большей стилизацией элементов (Рис. 6(а-е)).

Рис. 6(а-е). Росписи Дворца Шекинских ханов

Дом Шекихановых находится за пределами крепости. Он по величине объема несколько меньше Дворца Шекинских ханов, хотя планировка помещений почти идентична. И убранству подвергнут только один, центральный зал II этажа. Многократными исследованиями доказано, что время исполнения росписей Дома Шекихановых совпадает со временем исполнения наиболее ранних росписей Дворца Шекинских ханов, т.е. второй половиной ХУШ в. Поэтому в построении орнаментов этого дома больше черт, идущих от классических и ранее сложившихся форм, в которых особое внимание уделялось правильности построения схем узоров и ровности покрытия ими орнаментируемых плоскостей [8].

В построении большого количества узоров как Дома Шекихановых так и Дворца Шекинских ханов употреблен очень распространенный, особенно в классических узорах, принцип построения узоров на основе использования схемы разветвления спиральной линии. Она многократно применена в узорах Дворца, особенно в орнаменте плафона. Цветочные и лиственные формы в орнаментации Дома Шекихановых, хотя и трактованы в большинстве своем так же реалистично, как во Дворце, однако здесь редки объемные букеты (Рис. 7(a-e)).

c) d) e)

Рис. 7(а-е). Росписи дома Шекихановых

Другой примечательностью Дома Шекихановых является наличие среди росписей его ниш изображений героев поэм великого азербайджанского поэта Х11 в. Низами Гянджеви. Так, в одной из ниш изображены в представлении художника, Лейли и Меджунун, в другой -Фархад, рассекающий скалу в Бистунской скале (по поэме «Хосров и Ширин»), в остальных - девушки из «Семи Красавиц». Все эти рисунки - редкие образцы среди стенных росписей Азербайджана, в которых в ХУШ- Х1Х вв. сплошь и рядом преобладали орнаментальные узоры с включением в их композиции изображений животных и птиц [8].

АМ1Т 3 (20) 2012

Необходимо также остановиться на карнизах Дворца Шекинских ханов и Дома Шекихановых, образованных деревянными плоскими дощечками, покрытыми разнообразными, хоть и простыми по построению узорами, так, что поверхность карниза снизу воспринимается как ковровое полотно (Рис. 8(a-c)).

c)

Рис. 8(а-с). Карнизы в доме Шекихановых и во Дворце Шекинских ханов

Из подобных дощечек когда-то состояли потолки некоторых домов. Один такой потолок существовал до недавнего времени в Шеки, неподалеку от основной магистрали заповедника Юхары Баш. Каждая из дощечек была расписана мастером вручную, что создавало очень интересную поверхность плафона. Надо отметить, что двери в этом доме также аналогичны дверям Дворца и Дома Шекихановых. Хотя появление карнизов вызвано в первую очередь конструктивными соображениями, оформление их носит чисто декоративный характер даже в обычных домах, а в Доме Шекихановых и Дворце Шекинских ханов в Шеки достигает высочайшего декоративно-прикладного мастерства.

III. Уровень сохранности памятников

Дворец Шекинских ханов был неоднократно капитально ремонтирован, в 1828-1851 гг. [2,с.361]. В 1952 году под руководством одного из ведущих архитекторов республики, кандидата архитектуры Ниязи Рзаева был составлен и реализован очередной проект реставрации Дворца Шекинских ханов. В 2002 году Мировой банк финансировал новый этап реставрационных работ, и дворец был отреставрирован заново [7].

Абсолютно противоположная ситуация сложилась с Домом Шекихановых, незаслуженно обойденным вниманием в последние годы. В доме до 1967 года жили потомки построившего его Гусейн-хана, пока этот дом не был выкуплен государством у потомков хана с целью создания в нем музея. С момента приобретения его у бывших владельцев дома, этот памятник, имеющий огромную историческую и художественную ценность, входил в перечень "остроаварийных объектов истории" Министерства культуры. В 1991 году Дом Шекихановых был продан с разрешения шекинского исполкома частному владельцу Ашрафу Джафарову, потомку последнего шекинского хана.

Когда в 2003 году проводилась реставрация Дворца Шекинских ханов, мастера, ведущие реставрационные работы, хотели ознакомиться с росписями Дома Шекихановых, которые никогда не реставрировались, а потому сохранились в первозданном виде. Однако хозяин не пустил их. Позднее была доказана незаконность действий шекинского исполкома, и уникальный памятник культуры возвращен народу, однако, все еще остро нуждается в реставрации.

Печально видеть, как замечательные оконные шебеке дома разваливаются на глазах, осыпаются его стеклянные заполнения и деревянные элементы, прогибается балка перекрытия. А самое страшное, что все знаменитые стенные росписи Дома Шекихановых, описанные во всех книгах по культуре и искусству Азербайджана, исцарапаны какими-то вандалами. На протяжении последних нескольких лет решается вопрос реставрации этого памятника, однако процесс его разрушения все еще не остановлен.

В последние годы на кафедре «Архитектурные конструкции и реставрация памятников» Азербайджанского Архитектурно-Строительного университета в качестве дипломных проектов для студентов архитектурного факультета, обучающихся по специальности «Реставрация», разрабатывались проекты регенерации заповедника «Юхары баш» в Шеки. Единым мотивом является идея сохранения исторического облика крепости, создание необходимого сервиса для туристов, придания историческим зданиям первоначального облика, характерного архитектурной школе Шеки, основными характерными чертами которой являются: использование черепицы, сочетания булыжника и кирпича либо разных видов кирпича в декоративной отделке зданий и т.д. Были разработаны фасады отдельных зданий комплекса, а также продуманы аспекты благоустройства. Был также составлен проект реставрации и приспособления Дома Шекихановых в Шеки (дипломантки Агакишибекова А. и Гарбер В., руководитель доцент Гаджиева С.Х.). Были разработаны рекомендации по реставрации отдельных частей здания, в том числе восстановление перекрытия, прогнившего в некоторых местах, а также срочное восстановление шебеке, разрушающегося прямо на глазах (Рис. 9(a-d)). Предложены также варианты благоустройства территории памятника (Рис. 10).

c)

d)

Рис. 9^-d). Проект реставрации и приспособления Дома Шекихановых в г. Шеки (дипломантки Агакишибекова А. и Гарбер В., руководитель доцент Гаджиева С.Х.)

Рис. 10. Предложения по благоустройству и приспособлению территории

Примечания

В статье использованы фотографии автора, а также чертежи дипломной работы «Эскизный проект реставрации Дома Шекихановых в Шеки» студенток архитектурного факультета Азербайджанского Архитектурно-Строительного Университета Агакишибековой А. и Гарбер В. (2009г.).

Литература

1. Ализаде Г.М. Народное зодчество Азербайджана и его прогрессивные традиции. - Баку: Издательство АН АзССР, 1963. - 68 с.

2. Бретаницкий Л.С. Дворец шекинских ханов. // Кн.: Архитектура Азербайджана (очерки). - Баку: Издательство АН АзССР, 1952. - с.337-467.

3. Бретаницкий Л.С., Датиев С.И., Елькин Г. и др. Архитектура жилого дома г. Нухи XVIII-XIX вв. // Сообщения Института теории и архитектуры Академии архитектуры СССР, - М., 1944. - вып. 4. - с. 36-52.

4. Гаджиева С.Х. Архитектура Шеки- Загатальской зоны Азербайджана / Историческая левобережная Кавказская Албания - северо-западный регион Азербайджанской

АМН 3 (20) 2012

Республики. - Баку: «Элм», 2011. - 254с.

5. Дадашев С.А., Усейнов М.А. Архитектура Азербайджана III - XIX веков, - М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1948. - 95с.

6. Каджар Чингиз. Старая Шуша. - Баку: Шярг-Гярб, 2007. - 344 с.

7. Мамедова Г.Г., Абдуллаев Т.А., Гаджиева С.Х., Агамалиева Е. Архитектурные памятники Шеки. - Баку: Чашыоглу, 2003. - 46 с.

8. Миклашевская Н.М. Стенные росписи Азербайджана // кн.: Архитектура Азербайджана. Очерки. - Баку: Издательство АН АзССР, 1952. - с. 467-557.

9. Ровшан И. Интерьер жилых домов г. Шеки (конец ХУШ-начало XX), - Баку: Элм, 2008.

- 150с.

10. Усейнов М.А, Бретаницкий Л.С., Саламзаде А.В. История архитектуры Азербайджана.

- М: Издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963. - 396 с.

References

1. Alizade G.M. Narodnoe zodchestvo Azerbaijdzhana I ego progressivnye tradicii [Folk architecture of Azerbaijan and its progresive traditions]. Baku, Publisher of National Academy of Science of AzSSR (NASAzSSR), 1963, 68 p.

2. Bretanitskiy L.S. Arhitektura Azerbajdzhana (ocherki) [Architecture of Azerbaijan (sketches)]. Baku, 1952, pp. 337-467.

3. Bretanitskiy L.S., Datiyev S.I., Elkin G. Arhitektura zhilogo doma NukhiXVIII-XIX vv. [Architecture of the houses of Nukha in the 18-19th centuries]. News of the Institute of Theory and Architecture of Academy of Architecture of SSSR, Moscow, 1944, issue 4, pp. 36-52.

4. Hajiyeva S.X. Istoricheskaja levoberezhnaja Kavkazskaja Albanija - severo-zapadnyj region Azerbajdzhanskoj Respubliki [Historical left-side Caucasian Albania - the north-western region of Azerbaijan Republic]. Baku, 2011, 254p.

5. Dadashev S.A., Useynov M.A. Arhitektura Azerbajdzhana III-XIX vv. [Architecture of Azerbaijan in the 3-19th centuries]. Moscow, 1948, 95p.

6. Kadjar Chingiz. Staraja Shusha [Old Shusha]. Baku, 2007, 344p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Mammadova G.H., Abdullayev T.A., Hajiyeva S.X., Agamalieva E. Arhitekturnye pamjatniki Sheki [Architectural monuments of Sheki]. Baku, 2003, 46p.

8. Miklashevskaya N.M. Arhitektura Azerbajdzhana (ocherki) [Architecture of Azerbaijan (sketches)]. Baku, 1952, pp.467-557.

9. Rovshan I. Inter'er zhilyh domovgoroda Sheki (konecXVIII-nachalo XX vv) [Interior of the houses of Sheki (end of the 18th-beginning of the 20th centuries)]. Baku, 2008, 150p.

10. Useynov M.A., Bretanitskiy L.S., Salamzade A.B. Istorija arhitektury Azerbajdzhana [History of architecture of Azerbaijan]. Moscow, 1963, 396p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сабина Халид гызы Гаджиева

Канд. арх., доцент кафедры «Архитектурные конструкции и реставрация памятников», Азербайджанский Архитектурно-Строительный Университет Ул. А. Султановой, 5, AZ-1073, Баку, Азербайджан e-mail: sabiks13@vahoo.com

DATA ABOUT THE AUTHOR S. Kh. Hajiyeva

PhD in architecture, ass. prof., chair of Architectural constructions and restoration of the monuments, Azerbaijan University of Architecture and Construction A.Sultanova str., 5, Az-1073, Baku, Azerbaijan e-mail: sabiks13@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.