Научная статья на тему 'Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана'

Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
338
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / "БАКИНСКИЙ ПРОЦЕСС" / ПРЕЗИДЕНТ ИЛЬХАМ АЛИЕВ / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ / MULTICULTURALISM / STATE CULTURAL POLICY / NATIONAL IDEA / BAKU PROCESS / PRESIDENT ILHAM ALIYEV / NATIONAL CULTURAL STANDARDS / INTEGRATION AND DIVERSIFICATION OF CULTURAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саламзаде Эртегин Абдулвагаб Оглы, Абдуллаева Рена Габиб Кызы

В статье мультикультурализм рассматривается как традиционное явление в истории Азербайджана, обусловленное этническим и конфессиональным разнообразием в регионе, толерантным отношением к представителям иных культур. Подчеркивается, что в период независимости Азербайджана мультикультурализм был поднят на уровень государственной культурной политики. В выступлениях и деятельности Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева он представлен как действенный фактор не только внутренней, но и внешней политики страны. Для продвижения политики мультикультурализма в 2008 г. был запущен так называемый «Бакинский процесс». Одновременно Баку стал местом проведения множества международных мероприятий самого высокого уровня. Интересным явлением последнего десятилетия является совпадение оценок феномена мультикультурализма экспертами Азербайджана и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiculturalism as an Effective Model of Cultural Policy of Azerbaijan

The basis of any cultural policy is always a certain idea. Sometimes a national idea is used in this capacity. Some ideas are supranational, some are built on a geographical basis rather than on a national one. At the turn of the 21st century, many countries of the world widely discuss the ideas of multiculturalism and the ways of their implementation at the level of public policy. In the article, multiculturalism is considered as a traditional phenomenon in the history of Azerbaijan, due to the ethnic and religious diversity in the region and a tolerant attitude towards representatives of other cultures. It is emphasized that during the period of independence of Azerbaijan, multiculturalism was raised to the level of a state cultural policy. During the years of independence, many mosques have been erected in Azerbaijan, Orthodox churches are being restored and reconstructed, a synagogue and even a Catholic church are being built. In addition, one of the temples of the Albanian Apostolic Church is being restored. The traditions of tolerance are still reflected in the development of not only modern architecture, but also culture and society as a whole. In the speeches and activities of President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev, multiculturalism is presented as an effective factor in both domestic and foreign policies of the country. In 2008, to launch the policy of multiculturalism, he launched the so-called “Baku Process”. At the same time, Baku is becoming a venue for many international events of the highest level. Over the past decade, the Baku Humanitarian Forum, the Forum on Intercultural Dialogue, the Eurovision 2012 music contest, the international festival Mugham World have been held here. In 2009 Baku was declared the capital of Islamic culture; in 2015 it hosted the first European Games; in 2016 the VII Global Forum of the UN Alliance of Civilizations and many other humanitarian, cultural and sports events. In the Decree of the President of the country, 2016 was declared the year of multiculturalism in Azerbaijan, and 2017 the year of Islamic solidarity. All this made it possible for President Aliyev to declare that “Azerbaijan has once again established itself as the humanitarian center of the world.” An interesting phenomenon of the past decade is the coincidence of assessments of the phenomenon of multiculturalism by experts from Azerbaijan and Russia. This unanimity is seen as particularly promising at the regional level and, above all, in the south of Russia, with its ethnic and religious diversity.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана»

культурная жизнь:

история и современность

САЛАМЗАДЕ Эртегин Абдулвагаб оглы

член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, доктор искусствоведения, профессор, директор Института архитектуры и искусства Национальной Академии Наук

Азербайджана, Баку, Республика Азербайджан, Artegin A. SALAMZADE Corresponding Member, Azerbaijan National Academy of Sciences, Dr. Sci. (Theory and History of Arts), Prof., Director, Institute of Architecture and Art, Azerbaijan National Academy of Sciences, Baku, Republic of Azerbaijan ertegin.salamzade@mail.ru

АБДУЛЛАЕВА Рена Габиб кызы

доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом эстетики и информационной культуры Института архитектуры и искусства Национальной Академии Наук Азербайджана,

Баку, Республика Азербайджан Rena H. ABDULLAYEVA Dr. Sci. (Theory and History of Arts), Prof., Head, Department of Aesthetics and Information Culture, Institute of Architecture and Art, Azerbaijan National Academy of Sciences, Baku, Republic of Azerbaijan cult_rena@yahoo.com

УДК [008+304.42]:[323.1:316.7](479.24) DOI: 10.36343/SB.2019.19.3.005

ГРНТИ 13.15.51 ВАК 07.00.02

Мультикультурализм -действенная модель культурной политики Азербайджана

Multiculturalism as an Effective Model of Cultural Policy of Azerbaijan

Наследие веков

2019 № 3

э. в. сялпмзяде p. f. абдулляевя • мультикультурализм - действенная модель...

В статье мультикультурализм рассматривается как традиционное явление в истории Азербайджана, обусловленное этническим и конфессиональным разнообразием в регионе, толерантным отношением к представителям иных культур. Подчеркивается, что в период независимости Азербайджана мультикультурализм был поднят на уровень государственной культурной политики. В выступлениях и деятельности Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева он представлен как действенный фактор не только внутренней, но и внешней политики страны. Для продвижения политики мультикультурализма в 2008 г. был запущен так называемый «Бакинский процесс». Одновременно Баку стал местом проведения множества международных мероприятий самого высокого уровня. Интересным явлением последнего десятилетия является совпадение оценок феномена мультикультурализма экспертами Азербайджана и России.

Ключевые слова: мультикультурализм, государственная культурная политика, национальная идея, Бакинский процесс, Президент Ильхам Алиев, общенациональные культурные стандарты, интеграция и диверсификация культурных сообществ.

Основу всякой культурной политики всегда составляет определенная идея. Нередко вокруг такой идеи строится не только культуротворческая деятельность, но и сама социальная ткань общества, его институты. Такая идея может приводить в движение и социальные лифты государства. Иногда в этом качестве выступает национальная идея, которая одновременно организует и социальную, и культурную сферы. Некоторые из подобных концептов хорошо известны - «американская мечта», «русская национальная идея» и др. Другие имеют наднациональный характер, как, например, пантюркизм. Третьи вообще строятся не на национальной, а на географической основе. В этом случае уместно вспомнить, что культурная политика современного Китая (по крайней мере внешняя) основана на идее ментальной реставрации Великого Шелкового Пути и в сегодняшней редакции определяется формулой «One belt, one road». На рубеже XX-XXI столетий во многих странах мира столь же широко обсуждаются идеи мультикультурализма и пути их претворения на уровне государственной политики.

При рассмотрении какого-то нового явления в науке принято определяться

с терминологией и методологией, с помощью которой данный феномен исследуется. В буквальном переводе с английского «тиШсикига^т» означает «многокуль-турность». Думается, можно использовать и более привычное словосочетание «культурное многообразие». Методология исследования феномена мультикультурализма на сегодняшний день разработана крайне неудовлетворительно. В этой сфере работы отечественных авторов исчисляются единицами. И только в одной из них предлагается обоснованный, на наш взгляд, подход к объяснению данного явления. С опорой на известную теорию К.Леви-Стросса о «теплых» и «холодных» культурах здесь предлагается рассматривать азербайджанскую модель мультикультурализма в качестве «посуды для салата» [8, с. 160]. Метафору из области кулинарии ни в коем случае не следует воспринимать как средство для «снижения пафоса» рассматриваемой проблемы. Она содержательна.

Речь идет о том, что в условиях «теплых» культур этническое многообразие стирается, нивелируется. Подобно пищевым ингредиентам в котле, культуры этнических меньшинств со временем растворяются в культуре титульной нации.

В Азербайджане на протяжении веков, напротив, представители всех народностей и конфессий живут в условиях симбиоза. То есть мультикультурализм не сиюминутное, а традиционное явление в реалиях этой страны.

Становление политики мультикуль-турализма в независимом Азербайджане можно проследить по публичным выступлениям Президента страны Ильхама Алиева. Интересно, что еще в середине 2011 г. Президент И.Алиев употребляет в своих выступлениях другой термин, говоря, что «Азербайджанское общество является многокультурным, многоэтническим» [5, с. 243]. Но уже во второй половине 2011 г. термин «мультикультурализм» прочно войдет в лексикон программных выступлений господина Президента. Показательно в этом отношении его выступление на церемонии ифтар по случаю священного месяца Рамазана 12 августа 2011г. Президент отметил, что «мультикультурализм -это относительно новое понятие. По сути, это означает сосуществование людей, принадлежащих к различным культурам и религиям... Это не просто лозунг... Это наш образ жизни. Это наше мировоззрение. Мы так живем и, живя так, доказываем себе, региону и миру, что мультикультурализм существует» [5, с. 246].

Президент на этой церемонии не случайно говорил о том, что Азербайджан доказывает всем, что мультикультурализм существует. Уже в те годы некоторые западные политики объявили о крахе муль-тикультурализма в Европе. Впоследствии Президент И.Алиев не раз обращался к этой теме, выступая перед самыми разными аудиториями. «Есть ли альтернатива мультикультурализму? Если его хоронят, значит, должна быть альтернатива. А какая это альтернатива?.. Это очень опасный путь. если рассуждать логически, то значит самоизоляция. Значит депортация, отторжение представителей различных религий, народов, которые общественно-

стью не воспринимаются. Это путь в никуда» [5, с. 254].

Однако политика - это не только публичные выступления и теоретические рассуждения. Политика - это искусство возможного. Политика - это конкретные действия, изменяющие общество, мир. Президент И.Алиев виртуозно владеет искусством возможного. Для продвижения политики мультикультурализма он запустил так называемый «Бакинский процесс». Этот процесс по инициативе Азербайджана начался в 2008 г. на заседании министров культуры Совета Европы. На это мероприятие были приглашены министры культуры Организации Исламского Сотрудничества. «Впервые в истории представители двух важных международных организаций собрались в Баку. На следующий год, в 2009 г., мы сделали наоборот - пригласили министров культуры Совета Европы на проводимое в Баку мероприятие Организации Исламского Сотрудничества. Словом, мультикульту-рализм является одним из преимуществ, большим достоянием. В период нашего председательства мы однозначно будем уделять внимание этому вопросу» [5, с. 279-280],- сказал Президент И.Алиев на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы 24 июня 2014 г. Таким образом, спустя всего шесть лет после начала «Бакинского процесса» он стал реальным действенным фактором внешней политики Азербайджана, одним из факторов политики мировой.

Одновременно Баку стал местом проведения множества международных мероприятий самого высокого уровня. В 2009 г. Баку был объявлен столицей исламской культуры, в 2015-м здесь прошли первые Европейские игры, в 2016 г.- проведён VII Глобальный форум Альянса цивилизаций ООН. Кроме этого за последнее десятилетие здесь прошли: Бакинский гуманитарный форум, Форум по межкультурному диалогу, музыкальный конкурс «Еврови-

Э. в. сялпмзяде р. [. абдулляевя • мультикультурялизм - действенная модель...

дение-2012», международный фестиваль «Мир мугама» и многие другие гуманитарные, культурные, спортивные мероприятия. 2016 год Указом Президента страны был объявлен в Азербайджане годом мультикультурализма, а 2017-й - годом исламской солидарности. Все это дало возможность Президенту И.Алиеву заявить, что «Азербайджан еще раз утвердил себя как гуманитарный центр мира» [5, с. 277].

Толерантность и мультикультура-лизм - понятия, характеризующие социальные отношения, исторически сложившиеся в Азербайджане. Во многом этому способствовало географическое положение Азербайджана, находящегося на перекрестке кросскультурных взаимных влияний Евразии. В истории и культуре Азербайджана оставили свой след все мировые религии. И сегодня на территории Азербайджана совместно проживают представители основных религиозных конфессий - мусульмане, христиане, иудеи.

В годы независимости в Азербайджане возводится множество мечетей, реставрируются и реконструируются православные церкви, строятся синагога и даже один католический храм. Кроме того, восстанавливается один из храмов Албанской Апостольской церкви. Традиции толерантности отражаются в процессах развития современной архитектуры. В начале XXI века, когда стал очевиден крах политики мультикультурализма в Европе, в Азербайджане принципы мультикульту-рализма поднялись на уровень государственной идеологии.

Наиболее интересные архитектурные решения в области культового строительства сосредоточены в Баку и прилегающих к столице поселках Апшерона. Самым масштабным по объему является строительство мечети Биби-Эйбат.

Проект был осуществлен на месте старой мечети Биби-Эйбат, разрушенной в годы советской власти. Линейная ком-

позиция новой Биби-Эйбатской мечети (арх. С. Оруджев) состоит из трех объемов, каждый из которых перекрыт куполом. Центральный объем имеет форму восьмигранной призмы, один из боковых объемов решен в форме куба, другой - в форме параллепипеда. Мечеть расположена недалеко от берега моря.

Знаменательным событием и в духовной, и в архитектурной жизни стало строительство в одном из центральных кварталов Баку синагоги европейских и горских евреев. Синагога «запроектирована в восемь уровней, два из которых находятся под уровнем земли и шесть - над землей. Архитектор нашел выразительное и крупномасштабное решение, так что здание снаружи выглядит трехэтажным» [7, с. 355]. Автор проекта Александр Гарбер (род. в 1955) обладает колоссальным проектным опытом. Однако в области храмовой архитектуры ему работать еще не приходилось. Создается впечатление, что к работе над проектом синагоги в Баку А. Гарбер подходит словно «с чистого листа», изучая и выясняя для себя все догматические и формообразовательные факторы, которые в конечном итоге определят облик сооружения.

Удивительным можно назвать творческий опыт, полученный за последние полтора десятилетия архитектором Эль-чином Алиевым (род. в 1967). В 2003 г. по его проекту была отреставрирована православная церковь Святых Жен Мироносиц, а в 2008 г. он стал одним из авторов проекта здания католической церкви Непорочного зачатия Св.Девы Марии. Выступая на церемонии открытия храма, Президент И.Алиев, в частности, сказал: «В Азербайджане построена католическая церковь. Это еще одно свидетельство высокого уровня религиозной терпимости, религиозной толерантности в республике. Это - наше большое достояние. Представители всех народов, религий живут в Азербайджане единой семьей, в обста-

Наследие векш

2019 № 3

новке дружбы и братства, и это усиливает нашу страну» [5, с. 216].

В 1920 г. была закрыта православная церковь с 200-летней историей. В советский период она не использовалась по назначению. Почти разрушенный храм вернули Русской Православной церкви только в 1991г. Десять лет спустя, в 2001 г., во время своего визита в Баку Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, освятив храм, присвоил ему статус Кафедрального собора Прикаспийского и Кавказского регионов. Во время реставрации этой церкви по проекту Э.Алиева местные резчики по камню создали уникальный иконостас. Как отмечают специалисты, «национальная принадлежность архитектора и мастеров определенным образом сказалась на результатах работы - получился русский иконостас с восточными византийскими элементами, а в интерьере церкви ненавязчиво и тактично зазвучали азербайджанские мотивы» [6]. Творческий вклад Э. Алиева в дело восстановления храма был высоко оценен Русской Православной Церковью. Он был награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского I степени. Это еще один пример жизнеспособности мультикультурных ценностей в современном азербайджанском обществе.

Ключевой вопрос, по которому отечественная культурология должна выработать обоснованную позицию,- это вопрос о соотношении мультикультурализма и государственной политики Азербайджана. Культурная политика в принципе - это «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [2]. По определению Ф. Мамедо-ва, мультикультурализм - это «гуманистическое мировоззрение и соответствующая ему политика, признающая права культуры представителей разных народов, живу-

щих в одной стране. это не ассимиляция, а равноправное объединение и развитие людей разных этносов и культур на принципах интеграции в общенациональную культуру титульной нации» [3, с. 261-262]. Таким образом, мультикультурализм - неотъемлемая часть государственной культурной политики, причем та ее часть, которая несет интегрирующее начало, поскольку «сама культура оказывает активное обратное воздействие на государство и политику» [1, с. 374].

Мультикультурализм является мощным фактором не только внутренней, но и внешней политики Азербайджана. Однако в современном мире культура характеризуется процессами не только интеграции, но и диверсификации, то есть «возрастанием многообразия культурных сообществ». И «проблема субкультур превращается из сугубо академической в практическую и политическую, в том числе и в ключевом аспекте культурной политики» [4]. Феномен мультикультура-лизма получил распространение в европейских странах именно на фоне этих взаимодополняющих глобальных тенденций.

Самое интересное, что экспертные оценки феномена мультикультурализма российскими и азербайджанскими специалистами полностью совпадают. «Мультикультурализм и интеркультурализм для нас - проблемы традиционные, в то время как западная Европа их для себя только открывает в процессе объединения и усиления миграционных потоков» [4],- пишут К. Разлогов, Э. Орлова и Е. Кузьмин.

Российские и азербайджанские культурологи сходятся также во мнении, что «в этих условиях культурная политика государства должна способствовать созданию в его границах единого культурного пространства и устанавливать „правила игры" для взаимодействия субкультур» [4]. Эта формулировка принадлежит Кириллу Разлогову и его коллегам. В этом же духе высказывается Фуад Мамедов: «Необходимо

Няследие веков 2019 № 3

э. в. сдлплздде p. f. абдуллдевд • мультикультурдлизл - действенная модель...

и дальше формировать, совершенствовать и распространять общенациональные культурные стандарты универсального характера, адекватные требованиям времени» [3, с. 267].

Совпадение позиций экспертов Азербайджана и России по поводу места муль-тикультурализма в истории наших стран, а также по вопросам формирования единого культурного пространства внутри каждого из государств создает хорошую платформу для плодотворного сотрудничества в области разработки различных моделей культурного развития. Особенно перспективным это сотрудничество видится на региональном уровне и, прежде всего, на юге России, с его этническим и конфессиональным разнообразием.

Культура - одна из управляющих систем в структуре этноса и общества в целом. Тот факт, что большинство этниче-

ских и суперэтнических целостностей в XX столетии находится на поздних стадиях развития, и обусловил появление новой науки - культурологии, а также сопутствующей ей тенденции рассматривать все процессы и явления в контексте культуры. Очевидно, что появление культурологии и методологический бум второй половины XX - начала XXI в. напрямую связаны с попытками преодоления энтропии. В рамках культурологии и с помощью методов, к которым предъявляются все более строгие требования, идет поиск необходимой для борьбы с энтропией информации и отрабатываются наиболее общие приемы управления информационными потоками. В такой оптике мультикультурализм предстает действенной моделью государственной культурной политики, эффективно противостоящей энтропийным процессам глобального мира.

Artegin A. SALAMZADE & Rana H. ABDULLAYEVA

Multiculturalism as an Effective Model of Cultural Policy of Azerbaijan

Abstract. The basis of any cultural policy is always a certain idea. Sometimes a national idea is used in this capacity. Some ideas are supranational, some are built on a geographical basis rather than on a national one. At the turn of the 21st century, many countries of the world widely discuss the ideas of multiculturalism and the ways of their implementation at the level of public policy. In the article, multiculturalism is considered as a traditional phenomenon in the history of Azerbaijan, due to the ethnic and religious diversity in the region and a tolerant attitude towards representatives of other cultures. It is emphasized that during the period of independence of Azerbaijan, multiculturalism was raised to the level of a state cultural policy. During the years of independence, many mosques have been erected in Azerbaijan, Orthodox churches are being restored and reconstructed, a synagogue and even a Catholic church are being built. In addition, one of the temples of the Albanian Apostolic Church is being restored. The traditions of tolerance are still reflected in the development of not only modern architecture, but also culture and society as a whole. In the speeches and activities of President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev, multiculturalism is presented as an effective factor in both domestic and foreign policies of the country. In 2008, to launch the policy of multiculturalism, he launched the so-called "Baku Process". At the same time, Baku is becoming a venue for many international events of the highest level. Over the past decade, the Baku Humanitarian Forum, the Forum on Intercultural Dialogue, the Eurovision 2012 music contest, the international festival Mugham World have been held here. In 2009 Baku was declared the capital of Islamic culture; in 2015 it hosted the first European Games; in 2016 the VII Global Forum of the UN Alliance of Civilizations and many other humanitarian, cultural and sports events. In the Decree of the President of the country, 2016 was declared the year of multiculturalism in Azerbaijan, and 2017 the year of Islamic solidarity. All this made it possible for President Aliyev to declare that "Azerbaijan has once again established itself as the humanitarian center of the world." An

interesting phenomenon of the past decade is the coincidence of assessments of the phenomenon of multiculturalism by experts from Azerbaijan and Russia. This unanimity is seen as particularly promising at the regional level and, above all, in the south of Russia, with its ethnic and religious diversity.

Keywords: multiculturalism, state cultural policy, national idea, Baku Process, President Ilham Aliyev, national cultural standards, integration and diversification of cultural communities.

Использованная литература:

1. Балакшин А. С. Сущность и содержание понятия "культурная политика" [Электронный ресурс] // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. 2004. № 1(3). С. 374-379. URL: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_ soc_2004_1(3)/43.pdf (дата обращения 01.07.19).

2. Государственная культурная политика в России [Электронный ресурс] // Википедия: всемирная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государ-ственная_культурная_политика_в_России (дата обращения 01.07.19).

3. Мамедов Ф. Т. Культурология, культура, цивилизация. Баку: Апостроф, 2015.

4. Разлогов К., Орлова Э., Кузьмин Е. Российская культурная политика в контексте глобализации [Электронный ресурс] // 6. Архив номеров журнала «Отечественные записки» 2001-2014 годов. URL: http://www. strana-oz.ru/2005/4/rossiyskaya-kulturnaya-politika-v-kontekste-globalizacii (дата обращения 01.07.19).

5. Президент Азербайджанской Республики Иль-хам Алиев об азербайджанской модели мультикультурализма. Баку: BBMM, 2017.

6. Шугаев Г. Многоконфессиональный Баку [Электронный ресурс] // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 2 (39). С. 18-23. URL: http://www. archjournal.ru/rus/02(39)%202005/mnogokonfbaku.htm (дата обращения 01.07.19).

7. Эфендизаде Р. М. Архитектура Азербайджана. Конец XIX - начало XXI века. Баку: Шерг-Герб, 2012.

8. Sofiyev X. Multikulturalizm üzre metodoloji qeydler [Методологические заметки о мультикультурализ-ме] // Multikulturalizm prosesleri qloballaçma §eraitinde. Beynelxalq konfransin materiallari [Процессы мультикультурализма в условиях глобализации. Материалы международной конференции]. Baki: Tehsil, 2014.

References:

1. Balakshin, A.S. (2004) Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya "kul'turnaya politika" [The essence and content of the concept "cultural policy"]. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Lobachevskogo - Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 1(3). pp. 374379. [Online] Available from: http://www.unn.ru/pages/ issues/vestnik/99990201_West_soc_2004_1(3)/43.pdf. (Accessed: 01.07.2019).

2. Wikipedia: The world encyclopedia. (2019) Gosudarstvennaya kul'turnaya politika v Rossii [State cultural policy in Russia]. [Online] Available from: https://ru.wikipedia. org/wiki/Gosudarstvennaya_kul'turnaya_politika_v_Rossii. (Accessed: 01.07.2019).

3. Mamedov, F.T. (2015) Kul'turologiya, kul'tura, tsivilizatsiya [Cultural studies, culture, civilization]. Baku: Apostrof.

4. Razlogov, K., Orlova, E. & Kuz'min, E. (2005) Rossiyskaya kul'turnaya politika v kontekste globalizatsii [Russian cultural policy in the context of globalization]. [Online] Available from: http://www.strana-oz.ru/2005/4/ rossiyskaya-kulturnaya-politika-v-kontekste-globalizacii. (Accessed: 01.07.2019).

5. Mehdiyev, R. (2017) Prezident Azerbaydzhanskoy Respubliki H'kham Aliev ob azerbaydzhanskoy modeli mul'tikul'turalizma [President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev on the Azerbaijani model of multiculturalism]. Baku: BBMM.

6. Shugaev, G. (2005) Mnogokonfessional'nyy Baku [The Multiconfessional Baku]. Arkhitektura. Stroitel'stvo. Dizayn. 2 (39). pp. 18-23. [Online] Available from: http:// www.archjournal.ru/rus/02(39)%202005/mnogokonfbaku. htm. (Accessed: 01.07.2019).

7. Efendizade, R.M. (2012) Arkhitektura Azerbaydzhana. KonetsXIX- nachalo XXIveka [Architecture of Azerbaijan. Late 19th - early 21st centuries]. Baku: Sherg-Gerb.

8. Sofiyev, X. (2014) [Methodological notes on multiculturalism]. Multikulturalizm proseslari qloballa^ma pdraitindd [Processes of multiculturalism in the context of globalization]. Proceedings of the International Conference. Baki: Tehsil. (In Azerbaijani).

Полная библиографическая ссылка на статью:

Саламзаде, Э. А. Мультикультурализм - действенная модель культурной политики Азербайджана [Электронный ресурс] / Э. А. Саламзаде, Р. Г. Абдуллаева // Наследие веков. - 2019. - № 3. - С. 62-68. DOI: 10.36343^В.2019.19.3.005

Full bibliographic reference to the article:

Salamzade, E. A. & Abdullaeva, R. G. (2019) Multiculturalism as an Effective Model of Cultural Policy of Azerbaijan. Nasledie vekov - Heritage of Centuries. 3. pp. 62-68. (In Russian). DOI: 10.36343/SB.2019.19.3.005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.