Научная статья на тему 'Место и динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана'

Место и динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АRT / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касумова Сакина Фарзали Кызы

В статье рассматриваются место и динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана, эффективно проводимая мультикультурная политика Азербайджана, успешный опыт адаптации мультикультурного образа жизни, имеющего место в Азербайджане, а также способность азербайджанской ментальности синтезировать достижения различных цивилизаций и способность к интегрированию их с традиционным наследием. В данной работе сделана попытка обрисовать проблемную тематическую картину и увидеть факторы, в свете позитивной критики, которые необходимо иметь в виду для того, чтобы обозначить строгий вектор движения к прогрессивному будущему азербайджанской культуры как по праву значимой и узнаваемой на экране мировой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана»

CULTURE

DEVELOPMENT OF THE MULTICULTURALISM IN THE STRATEGY OF CULTURAL POLICY OF AZERBAIJAN CONCEPT OF THE PLASE AND THE DINAMICS OF THE Kasumova S.F. (Republic of Azerbaijan) Email: Kasumova537@scientifictext.ru

Kasumova Sakina Farzali kizi - PhD in Philology, Associate Professor, INSTITUTE OF ARCHITECTURE AND ART, NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF AZERBAIJAN, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: this article dwells on concept of the plase and the dinamics of the development of the multiculturalism in the strategy of cultural policy of Azerbaijan effective multicultural policy of Azerbaijan and successful experience of adaptation of multicultural lifestyle observed in Azerbaijan. The article says about the ability of Azerbaijan culture to synthesize the achievements of different civilizations and its integration with the traditional heritage In this paper there is an attempt to review and criticize it in order to highlight the problematic side. These factors are crucial to be considered for further improvement and progress of Azerbaijani culture as a respected and honored in front of the world's. Keywords: аН, mentality, civilization, traditions.

МЕСТО И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИДЕИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ АЗЕРБАЙДЖАНА Касумова С.Ф. (Азербайджанская Республика)

Касумова Сакина Фарзали кызы - доктор философии по филологии, доцент, Институт архитектуры и искусства, Национальная Академия наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются место и динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана, эффективно проводимая мультикультурная политика Азербайджана, успешный опыт адаптации мультикультурного образа жизни, имеющего место в Азербайджане, а также способность азербайджанской ментальности синтезировать достижения различных цивилизаций и способность к интегрированию их с традиционным наследием. В данной работе сделана попытка обрисовать проблемную тематическую картину и увидеть факторы, в свете позитивной критики, которые необходимо иметь в виду для того, чтобы обозначить строгий вектор движения к прогрессивному будущему азербайджанской культуры как по праву значимой и узнаваемой на экране мировой. Ключевые слова: искусство, ментальность, цивилизация, традиции.

Задача адекватного проведения политики мультикультурализма, направленной на обеспечение гармоничного сосуществования различных культур, является первоочередной в отношении формирования мультикультурного общества, идея которого в перспективе эволюции процесса глобализации занимает первостепенное значение. Проблемы, встающие в отношении эволюции проекта мультикультурализма, широко обсуждались на протяжении десятилетий, приобретя ярко выраженную скептическую окраску относительно его осуществления в последние годы. Тем не менее, трудности в отношении развития проекта обладают позитивным значением, апеллирующим к поиску адекватных методов их осмысления, и как следствие, последующего преодоления. Одним из существенных факторов относительно разрешения

79

проблем, встающих на пути эволюции политики мультикультурализма, может послужить опыт тех стран, в которых мультикультурная модель общества является свершившимся фактом. В этом отношении опыт Азербайджана, являющегося наглядным примером гармоничного сосуществования различных культур в соотнесенности с эффективно проводимой мультикультурной политикой, может внести существенный вклад в отношении формирования глобального мультикультурного общества. Ввиду вышесказанного, выявление места и динамики развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана является актуальной задачей, ключевые аспекты которой являются темой рассмотрения данной статьи.

Исторически сложившаяся традиция культурного разнообразия Азербайджана сделала его идеальным реципиентом идеи мультикультурализма, которая, например, в Европе столкнулась с трудностями на пути эволюции ее реализации. Теоретические проекты мультикультурализма были многократно изложены, являясь предметом жарких дискуссий на протяжении десятилетий. К настоящему времени все чаще озвучиваются скептические настроения относительно проекта мультикультурализма. Ввиду данных трудностей напрашивается следующий вопрос, можно ли из удачного опыта проведения мультикультурной политики Азербайджана извлечь основополагающие принципы успешной реализации данного проекта, которыми могли бы с успехом воспользоваться те страны, которые стали полем эксперимента по претворению проекта мультикультурализма в жизнь? Для этого, прежде всего, необходимо обрисовать основные историко-культурные и геополитические факторы, которые сделали Азербайджан органически восприимчивым к идее мультикультурализма.

Занимая срединное положение между востоком и западом, испытывая на себе влияние как европейской, так и восточной цивилизаций, и активно участвуя в созидании межцивилизационного диалога, культура Азербайджана самой историей была сформирована таким образом, что его по праву можно считать активным медиатором между двумя цивилизационными полюсами. В этом отношении его предписанная историей роль заключается в том, чтобы стать местом встречи двух поляризирующих цивилизаций и разрешить конфликт между ними посредством культурной трансляции своего позитивного опыта адаптации различных культурных и цивилизационных кодов в рамках культурного дискурса. Важно отметить, что мультикультурализм в Азербайджане является не следствием форсированного внедрения теоретического бренда, социокультурного эксперимента, не только рациональным расчетом относительно воплощения теории мультикультурализма в жизнь, как то было в Европе, а естественно свершившимся социо-культурным фактом. «Мультикультурализм - образ жизни в Азербайджане. Правда, это относительно новый термин. Но на протяжении столетий в Азербайджане существовали мультикультурные общества. Наглядным свидетельством этого является дружба и солидарность между народами. Мы и сегодня стремимся к тому, чтобы своими инициативами оказывать позитивное влияние на процессы, идущие в регионе и мире» [2]. В отличие от европейского эксперимента, мультикультурализм в Азербайджане - следствие стихийного, органического процесса его исторического развития в рамках конструктивного диалога с различными культурами. Баланс культурного многообразия в Азербайджане, гармоничное сосуществование различных этносов и религиозных групп базируется на взвешенной внутренней политике азербайджанского политического руководства, которая служит примером надежного сохранения гармоничного сосуществования культурного многообразия, которое, в свою очередь, невозможно без культивации в сознании людей социо-культурной этики, основывающейся на уважительном отношении носителей различных культур по отношению к друг другу. Одним из проблемных факторов в отношении реализации проекта мультикультурализма в Европе как раз явился как недостаток проработки внятной теории относительно реализации идеи мультикультурализма, которая принимала бы в расчет как понимание специфики различия культурных ментальностей, вовлеченных в проект, так и в недостатке выработки социокультурной этики взаимоотношения между носителями различных культур, которая в

Азербайджане является основополагающим фактором гармоничного взаимоотношения между последними.

Этика отношения к отличию другого как позитивному фактору восприятия в русле межкультурных коммуникаций имманентно присуща азербайджанской ментальности, которую можно охарактеризовать как мультикультурную. В противовес теоретическим стратегиям, призванным урегулировать проблемы, встающие на пути реализации проекта мультикультурализма в странах Европы, Азербайджанский опыт выработки мультикультурного сознания является надежным свидетельством жизнеспособности мультикультурализма при адекватном и конгруэнтном подходе к его реализации.

Понятие «мультикультурного сознания», озвученное в данной работе, требует надежного обоснования, поскольку оно не является всего лишь описательной словесной конструкцией. Концепция мультикультурного сознания видится нам онтологически базовой для формирования мультикультурного мира. Прежде необходимо, поэтому, прорисовать концептуальный абрис понятия сознания в его гетерогенной, коммуникативной функции. Блестящий пример такого рода мы находим у Жиля Делеза, одного из величайших мыслителей 20 века.

«...сознательная перцепция производится тогда, когда, по меньшей мере, две гетерогенные части вступают в дифференциальное отношение, определяющее сингулярность. Возьмем то же ощущение голода: необходимо, чтобы недостаточность сахара, жиров и т.п. вступили в дифференциальные отношения между собой, что и делает голод чем-то примечательным или заметным. Или также морской шум: необходима малая перцепция, по меньшей мере двух волн, как возникающих и гетерогенных, и только тогда они вступят в отношение, способное обусловить перцепцию третьей; эта перцепция «возвышается» над остальными становится сознательной. Всякое сознание есть пороговая величина. Но если мы зададим себе пороги, как соответствующее количество минимумов сознания, то малые перцепции всякий раз будут меньше возможного минимума» [1]. То есть, сознательная интенсивность базируется на гетерогенности сознательной перцепции. Чем выше интенсивность гетерогенной связи, тем выше пик сознательного акта. Минимальные пороги сознания в противоположность высшим являются сознаниями слабой интенсивности. Экстраполируя данную «энергетическую» функцию сознания на социокультурное поле мультикультурной модели общества, в котором восприятие культурных различий замещается единством разнообразия, мы охарактеризовали бы «мультикультурное сознание» как сознание минимальных порогов, в котором отсутствует гетерогенная интенсивность сознания другого именно в качестве другого. Мультикультурное сознание, как следует из вышесказанного, - это сознание минимальных порогов сознания. Это значит что восприятие «другого» ослаблено в мультикультурном сознании, благодаря чему мировая культура может служить домом для представителей различных культур и традиций.

Мультикультурное сознание, формирующее соответствующий «культурный язык», способно транслировать опыт живого опыта мультикультурного общества, ментальности, таким образом, что посредством него живой феномен мультикультурного опыта способен быть воспринят в диалоге культур a posteriori. Культурный опыт Азербайджана относительно передачи подобного рода опыта в рамках диалога культур, обладает тем преимуществом, что в нем находит свое выражение способность к гармоничному формированию особого «культурного языка», внутри поля которого различные культуры способны выстраивать конструктивные коммуникативные отношения между собой.

Динамика развития идеи мультикультурализма в стратегии культурной политики Азербайджана, таким образом, опирается на осознание настоятельной необходимости передачи позитивного опыта мультикультурного образа жизни, имманентного азербайджанской ментальности, с тем, чтобы снять противоречия, встающие на пути эволюции проекта мультикультурализма, посредством трансляции на экран мировой культуры успешного опыта адаптации мультикультурного образа жизни, имеющего место в Азербайджане.

Список литературы /References

1. ДелезЖиль. Складка. Лейбниц и барокко / М.: издательство «Логос», 1997.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.anl.az/down/meqale/bakrabochiy/2016/y anvar/473059.htm/ (дата обращения: 26.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.