Научная статья на тему 'ЭКСТЕРЬЕРЫ И ИНТЕРЬЕРЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА РУБЕЖЕ ХIX-XX ВВ. В БАКУ'

ЭКСТЕРЬЕРЫ И ИНТЕРЬЕРЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА РУБЕЖЕ ХIX-XX ВВ. В БАКУ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
225
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ЭКСТЕРЬЕР / EXTERIOR / ИНТЕРЬЕР / INTERIOR / ГОРОД / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / ЗДАНИЯ / BUILDINGS / ДОМ / HOUSE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СТИЛЬ / STYLE / МЕБЕЛЬ / FURNITURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Юсифова К.Р.

Прослеживается развитие стилистических особенностей местной архитектуры в ХIХ - вначале ХХ в., появление новых тенденций в организации и оформлении экстерьеров и интерьеров рассматриваемого периода. Возникновение и распространение капиталистических производственных отношений оказало значительное влияние на последующее развитие азербайджанской архитектуры. Наблюдаемые новые проявления в азербайджанской архитектуре особенно наглядно вы-разились в застройке Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной промышленности Баку превратился в один из крупнейших городов Российской империи. В этот период азербайджанская архитектура развивалась на основе композиции зданий, занимающей важное место в архитектурно-планировочной структуре жилищ и тра-диций европейской архитектуры. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные архитектурные корни. Активно действовали наряду с местными архитекторами воспитанники европейской школы архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Юсифова К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exteriors and Interiors of Residential Houses at the Turnof the XIX-XX Centuries in Baku

The development of stylistic features of the local architecture in the XIX - early XX centuries, the emergence of new trends in the organization and designof exteriors and interiors of the period considered are traced. The emergence and spread of capitalistic production relations had a significant impact on thesubsequent development of Azerbaijan architecture. New observed manifestations in the architecture of Azerbaijan especially clearly reflected in the developmentof Baku. Already at the turn of the XIX-XX centuries, during the period of rapid development of the oil industry, Baku became one of the largest cities of theRussian Empire. During this period, the architecture of Azerbaijan developed on the basis of the composition of buildings which occupied an important place inthe architectural-planning structure of dwellings and the traditions of European architecture. The basis of compositional structure of buildings constructed by localarchitects and people craftsmen were traditional architectural roots. Pupils of the European school of architecture actively acted together with local architects.

Текст научной работы на тему «ЭКСТЕРЬЕРЫ И ИНТЕРЬЕРЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ НА РУБЕЖЕ ХIX-XX ВВ. В БАКУ»

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.03

К.Р. ЮСИФОВА, инженер (yusifova.kamala@bk.ru)

Азербайджанский архитектурно-строительный университет (1173, Азербайджан, г. Баку, ул. А. Султанова, 11)

Экстерьеры и интерьеры жилых домов на рубеже XIX—XX вв. в Баку

Прослеживается развитие стилистических особенностей местной архитектуры в XIX - вначале ХХ в., появление новых, тенденций в организации и оформлении экстерьеров и интерьеров рассматриваемого периода. Возникновение и распространение капиталистических производственных отношений оказало значительное влияние на последующее развитие азербайджанской архитектуры. Наблюдаемые новые проявления в азербайджанской архитектуре особенно наглядно выразились в застройке Баку. Уже на стыке XIX-XX столетий в период бурного развития нефтяной промышленности Баку превратился в один из крупнейших городов Российской империи. В этот период азербайджанская архитектура развивалась на основе композиции зданий, занимающей важное место в архитектурно-планировочной структуре жилищ и традиций европейской архитектуры. Основу композиционного строения зданий, сооружаемых местными архитекторами и народными мастерами, составляли традиционные архитектурные корни. Активно действовали наряду с местными архитекторами воспитанники европейской школы архитектуры.

Ключевые слова: архитектура, экстерьер, интерьер, город, тенденции, здания, дом, традиции, стиль, мебель.

Для цитирования: Юсифова К.Р. Экстерьеры и интерьеры жилых домов на рубеже XIX-XX вв. в Баку // Жилищное строительство. 2018. № 5. С. 40-47.

K.R. YUSIFOVA, Engineer (yusifova.kamala@bk.ru) Azerbaijan University ofArchitecture and Construction (11, A. Sultanova Street, 1173, Baku, Azerbaijan)

Exteriors and Interiors of Residential Houses at the Turn of the XIX—XX Centuries in Baku

The development of stylistic features of the local architecture in the XIX - early XX centuries, the emergence of new trends in the organization and design of exteriors and interiors of the period considered are traced. The emergence and spread of capitalistic production relations had a significant impact on the subsequent development of Azerbaijan architecture. New observed manifestations in the architecture of Azerbaijan especially clearly reflected in the development of Baku. Already at the turn of the XIX-XX centuries, during the period of rapid development of the oil industry, Baku became one of the largest cities of the Russian Empire. During this period, the architecture of Azerbaijan developed on the basis of the composition of buildings which occupied an important place in the architectural-planning structure of dwellings and the traditions of European architecture. The basis of compositional structure of buildings constructed by local architects and people craftsmen were traditional architectural roots. Pupils of the European school of architecture actively acted together with local architects.

Keywords: architecture, exterior, interior, trends, buildings, house, traditions, style, furniture.

For citation: Yusifova K.R. Exteriors and interiors of residential houses at the turn of the XIX-XX centuries in Baku. Zhilishchnoe Stroitel'stvo [Housing Construction]. 2018. No. 5, pp. 40-47. (In Russian).

Зодчество в Азербайджане, в частности развитие архитектурного оформления экстерьеров и интерьеров периода XIX и начала ХХ в., выглядит вполне прогрессивным на фоне других стран Ближнего Востока, где наблюдалось большое отставание в планировке и застройке городов, а также в развитии промышленности и железнодорожного транспорта [1-5]. Конечно, в этом большую роль сыграло интенсивное развитие нефтяной промышленности на Ап-шеронском полуострове вблизи города Баку и его пригородах [6-8].

Развитие нефтяной промышленности помогло становлению капитализма в Азербайджане, особенно в городах Баку, Гянджа и Губа. И хотя к тому времени г. Гянджа, переименованный в Елизаветполь в честь Елизаветы Алексеевны, супруги Алегсандра I, стал на путь развития капитализма и получил статус губернского города в территориально-пространственном центре азербайджанских земель [9], Баку в силу размещения там компактно расположенного нефте-производственного комплекса и наличия нефтяного фонда в руках небольшого количества представителей буржуазии,

4о| -

а также в результате строительства в 1883 г. Закавказской железной дороги, связывающей его с другими городами, получил статус нефтяного центра Российской империи [10-11]. Для производственных нужд промышленности потребовалась новая рабочая сила, повлекшая большой приток в город сельских жителей из других регионов Азербайджана. В свою очередь, этот процесс дал толчок к крупномасштабному строительству жилых кварталов, зданий разного типа, разного уровня архитектурно-конструктивной обработки и разных стилевых направлений [12-15].

Следует отметить, что рост населения стимулировал и новое освоение городских земель, а появление фабрик и заводов способствовало превращению Баку в один из крупных промышленных центров царской России. В зависимости от социальной принадлежности и уровня материальной обеспеченности часть населения в лице нефтяных магнатов для строительства своих особняков и доходных домов пригласила известных к тому времени архитекторов, инженеров, конструкторов из России и европейских стран. В их творчестве выделялись как крупные фундаменталь-

^^^^^^^^^^^^^ |5'2018

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Preservation of architectural heritage

Рис. 1. Жилой дом Тагиева на улице Г.З. Тагиева

ные общественные сооружения, так и различные типы городских жилых домов, что было связано и обосновано новыми веяниями архитектурных школ разных стран. В этих жилых домах часто в различных вариациях использовались классические мотивы разных стилей (французской готики, ренессанса, барокко, рококо, модерна и конечно же национального стиля). Приглашенные зодчие и инженеры из других стран и местные архитекторы, глубоко изучив традиционные элементы местного и восточного зодчества, а также европейские стилевые направления, старались корректно использовать их сочетание в планировке жилых домов, в решении интерьеров и экстерьеров. Умелое использование различных приемов в виде архитектурной эклектики обогатило архитектурно-художественный облик городской застройки Баку [16-19].

Стилевые особенности экстерьеров жилых домов

Жилые дома Баку того периода отличались богатыми архитектурно-планировочными и композиционными решениями. Например, для планировки доходных жилых домов было характерно двухрядное расположение комнат, где

внутреннее пространство здания разбивалось на ряд изолированных квартир. На подобное планировочное решение оказали влияние местные климатические условия, высокая плотность застройки жилых кварталов, рельеф местности и национальные традиции. Но если центральные районы города Баку застраивались в основном двух-, трехэтажными домами, то окраины за счет близко расположенных друг к другу улиц застраивались одноэтажными, в редких случаях двухэтажными домами, выходящими на общий двор колодезного типа, занимающими очень маленькие участки, что во многом предопределило общий архитектурный облик жилых кварталов [13].

Малые и одинаковые размеры большинства городских кварталов предопределили следующие приемы застройки, зависящие от размещения зданий по отношению к улицам:

- группа близко расположенных друг к другу зданий, целиком занимая квартал, формировала четыре равноценных фасада, обращенных на улицы;

- группа зданий, занимающих часть квартала, П-образ-ной формы тоже с равноценными фасадами на три улицы;

- угловое размещение из двух зданий;

- отдельное здание, расположенное в середине квартала и имеющее два равноценных фасада, оба обращенные на противоположные стороны квартала;

- фронтально расположенные здания по одну сторону квартала, фасады которых были обращены на одну из улиц центра Баку [17].

Первый прием застройки не нашел широкого распространения, его можно проиллюстрировать лишь несколькими примерами. Это жилой дом и дворец Г.З. Тагиева по Горчаковской ул., 4, сейчас ул. Г.З. Тагиева (рис. 1); дом Меликовых по Воронцовской ул., 19, сейчас ул. И. Сафар-ли (рис. 2); дом братьев Тагиевых по Красноводской ул., 21, сейчас ул. С. Вургуна и др.

За исключением особняка Г.З. Тагиева, все перечисленные выше дома являлись доходными. Архитектура этих, как правило двухэтажных домов, имея различную стилевую направленность, в целом была выдержана в классических

Рис. 2. Жилой дом Меликовых на улице Ислама Сафарли

Рис. 3. Проект дома Рзаевых на улице Балаханской (в настоящее время ул. Физули): а — фасад; б — разрез. 1893 г. Арх. И.В. Едел

52018

41

Сохранение

архитектурного наследия

------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 4. Особняк Г.З. Тагиева на ул. Г.З. Тагиева: а — фасад; б — разрез; в — план 2-го этажа. Инж. И.В. Гославский

формах ордерной системы и принадлежала творчеству ведущих зодчих города того времени.

Это был период, когда формирование планировки и архитектуры жилых домов, а также их внутренняя структура решались на высоком профессиональном уровне, где особое внимание уделялось интерьерам жилых и парадных помещений [12-16].

Второй прием отличался от первого большей гибкостью. В решениях зданий было немало интересных примеров организации планировки, а также построения общей композиции.

В этих домах, относящихся также к числу доходных, т. е. отдаваемых в аренду, на этаже размещалось несколько изолированных квартир. Благодаря крупному масштабу архитектурных форм, богатой пластике фасадов, наличию таких пространственных элементов, как балконы, эркеры и т. д., эти сооружения определяли общий характер архитектуры Баку начала XX в.; в этот период преобладающими формами в зданиях являлась классическая ордерная система и элементы бакинского модерна (рис. 3, 4).

Третий и пятый приемы зданий в застройке кварталов, т.е. приемы с угловой и фронтальной постановкой зданий, были наиболее распространенными [15]. Состав помещений всех квартир доходных домов определялся из расчета обеспечения условий проживания в них зажиточных семей. Общая схема планировки квартир в целом напоминала внутреннюю структуру домов городов Петербурга, Москвы и ряда западноевропейских городов, но с сохранением специфических местных особенностей национальной архитектуры [6, 19]. Примером этого в Баку могут служить дома, построенные на ул. Полицейской, ныне ул. Ю. Ма-медалиева, 19 (1900 г.), инж. А.А. Никитин; ул. Церковной,

Рис. 5. Дом Исрафил Гаджиева на улице Дж. Джаббарлы

ныне ул. Видади, 140 (1909 г.); ул. Шемахинской, 4, ныне ул. Джафара Джабарлы, 12 (1912 г.), инж. И.К. Плош-ко (рис. 5).

Планы этих домов имели четко выраженные продольные и поперечные оси с расположенными по ним лестничными клетками и двухрядным строением помещений (рис. 6).

Но, несмотря на некоторые черты общности планировочных решений указанных типов домов в Баку с планировкой квартир, схожих с домами европейских городов того периода, в них все еще сохранялась специфика, присущая народному жилью Азербайджана и отвечающая местным условиям и традициям. Так, например, экстерьеры фасадов, обращенные на улицу, решались с окнами, тогда как перед помещениями со стороны двора распо-

Я

ргг

• ••• •¿'-''.уН-.-.ь-.д

fJ* ' L.

Ы r

Lii ^ - (E

JWJ iï"

Г** < it. , к,

FТ ч FT Т^^ РТ"*г' »tt+тЧгJW-а* 1 .i fCx 1 .

Ifll- '^тТ я i-^uJLJl И Jl-,4.»*«.

Ш

Рис. 6. Проект жилого дома Солтанова на Биржевой площади (сквер Азадлыг): а — фасад; б — планы этажей. Арх. М.М. ГафарИсмайылов

а

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Preservation of architectural heritage

Рис. 7. Дом Мирбабаевых на площади Азнефть

лагались стеклянные, характерные для апшеронской архитектуры галереи - шушэбэнды [16]. Так же как в домах Петербурга, Москвы и других европейских городов, здесь тоже жилые и парадные комнаты квартир изолировались от подсобной группы помещений посредством коридоров и внутренних переходов, что придавало ясность внутренней планировке домов.

Планировочное решение жилых домов сильно влияло на их объемно-пространственную организацию, а также проявлялось на оформлении экстерьеров в зависимости от значимости расположения фасадов. К числу разновидностей приемов планировки в жилых домах этого типа следует отнести характер пространственной структуры особняков на ул. Милютинской, 8 (арх. И.В. Эдель, 1891 г.). Вытянутый прямоугольник участка под зданием продиктовал целесообразность расположения двух изолированных квартир в зеркальном отображении по оси с самостоятельными лестницами, лишенными естественного освещения.

В особняке братьев Садыховых - одних из нефтяных магнатов Баку в помещениях здания вместо традиционного перехода остекленного коридора - шушэбэнда перед жилой и частично подсобной группой помещений в планировке дома был использован новый принцип организации интерьера, устройство внутреннего коридора. Это дало возможность все помещения решать изолированно [5].

Одним из интересных в планировочном отношении примеров строительства жилых зданий в Баку может служить доходный дом Мирбабаева (арх. П. Штерн, 1890-е гг.). Здание было обращено на площадь Азнефть (рис. 7) и замыкало ось набережной в юго-западном направлении. В планировке использованы оба приема: и расположение квартир вдоль внутреннего коридора, и устройство шушэ-бэнда со стороны двора. В доме Мирбабаева можно отметить более целесообразную композицию плана по той причине, что разработка угловой части квартир имеет более продуманный и развитый план, тесно связанный со всей функциональной структурой жилого блока. Главный фасад здания благодаря подчеркнутой центральной части и угловым граненым объемам с куполообразным завершением на крыше создает образ монументального жилого дома, а его экстерьеры выдержаны в духе французского ренессанса с применением ордерной системы [11-15].

Таким образом, зодчие в основном тяготели к классической ордерной системе. Кроме того, композиция фасадов бакинских жилых домов того времени насыщена богатой пластикой, объемными элементами, включающими многочисленные балконы и эркеры. Эти пространственные элементы тесно связаны не только с композицией фасада, но и с планом здания [16].

Европейская архитектура, проникшая в застройку городов Азербайджана, заставила местных зодчих и

Рис. 8. Шебеке

Рис. 9. Резьба на поверхности элементов мебели 5'2018 ^^^^^^^^

Сохранение

архитектурного наследия

цн .1

Научно-технический и производственный журнал

народных мастеров присмотреться к ее особенностям, прогрессивным и технологическим новшествам, чтобы в какой-то степени использовать на фасадах домов эти новые формы и элементы. Но часто жилые дома отражали и некоторые черты национальной архитектуры, приемы которой, согласованные с местными особенностями, традициями, а также строительными материалами, оставались все еще востребованными. По этой причине в творчестве местных бакинских архитекторов дореволюционного периода восточный стиль занимал значительное место как в экстерьере, так и в интерьере домов. Например, экстерьер, выполненный в восточном стиле того периода, характеризовался экзотичностью и в то же время индивидуальностью. Именно в жилых зданиях, построенных в национально-романтическом стиле, чаще, чем в других, выявлялись архитектурно-художественные особенности фасадов того времени [1].

Наряду с вышеотмеченными стилевыми направлениями в архитектуре жилых домов Баку наблюдалась также своеобразность переплетения стилей, вобравших в себя черты европейского классицизма и национального романтизма. В новых социально-экономических условиях архитектура жилых домов в исторических средневековых городах Азербайджана продолжала свое развитие, но уже с использованием новых конструкций и строительных материалов. И хотя все еще не была утрачена связь с традицией, преемственность как закономерность оживила их в прогрессивных чертах и новых интерпретациях. Это позволило при проектировании, не отказываясь от приемов прошлых лет, ввести новые конструктивные элементы, еще больше обогащающие облик зданий, предназначенных для жилья и обслуживания. Параллельно с ними ряд фундаментально построенных домов еще в XVIII в. подвергались модернизации, улучшились в планировочно-конструктивном отношении. Например, в домах, формирующих бакинские улицы центральных районов, фасадное оформление домов занимало заметное место, где архитектурные элементы в виде балконов, входных арок замкнутых дворов-колодцев, а также архитектурный декор многих фасадов определили образ жилого дома «городского типа» [7].

Однако, к сожалению, указанные формы архитектурного декора фасадов особняков и дворцов местной буржуазии, которые старались «перекричать» друг друга пом-

пезностью форм не очень выделялись из общего фона, сплошной периметральной застройки; из-за узости улиц они теряли свою декоративную и визуальную ценность [4].

Интерьеры жилых домов

Указанные методы планировки и стили оформления фасадов жилых домов, представляющие жилую архитектуру XIX в., появились и в решении их внутреннего убранства. Большое внимание уделялось внутренней пространственной обработке интерьеров. Для украшения их потолков применялись сталактитные формы в сводообразных перекрытиях, деревянные колонны использовались при застеклении окон веранд «шебеке» (рис. 8), витражей и оформлении сложных сплетений декора, которые еще раз доказывали, что работы народных мастеров были поистине произведениями искусства [3, 13].

Среди сохранившихся примеров есть заслуживающие внимания, к их числу можно отнести интересно решенные интерьеры доходных домов (рис. 9). В этих особняках использовались насыщенные яркие и глубокие цвета, а в качестве оборудования традиционная восточная мебель сочеталась с особой помпезностью гардинных покрытий окон. Два направления в архитектуре Азербайджана развивались параллельно: европейский и национальный романтизм. Этому способствовали приток иностранного населения, а также появление местных образованных заказчиков [3].

На рубеже Х!Х-ХХ вв. в связи со стремительным развитием нефтяной промышленности увеличилось количество жилых домов городского типа, построенных из местных строительных материалов и местными мастерами. Они привнесли в интерьеры Баку специфические формы, насыщенные яркие и глубокие цвета в обработке стен и потолков помещения, традиционные виды восточной мебели и т. д. Это были широкие кровати с балдахином, шкафы-комоды под названием «бусабак» - секретеры, предназначенные для хранения мелких предметов и включающие множество небольших ящичков, массивные столы и зеркала в гостиных, низкие диваны, загадочные сундуки и пр. Местные мастера создавали необычайно эффектные, тончайшие по рисунку шебеке в застеклении веранд дворцов с разнообразнейшим (обычно геометрическим) узором. Такой прием считался самым распространенным в интерьерах этого периода [7, 10].

Рис. 10. Восточный зал (а) и кабинет (б) дома Г. З. Тагиева

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Preservation of architectural heritage

Рис. 11. Доходный дом Мусы Нагиева

Арабский стиль, используемый в интерьерах других дворцовых особняков, был хорошо представлен в их великолепных колонных залах, используемых для приемов. Инженер И.В. Гославский при отделке одного из главных залов дома Г.З. Тагиева увлекся архитектурой Кордов-ского халифата и Магриба (рис. 10). Надо отдать должное автору, он мастерски передал дух и очарование арабского Востока не только в архитектурной отделке интерьера, но и в решении оборудования, светильников, мебели, в рисунке паркета и пр. Поскольку климатические, бытовые и религиозные особенности и традиции Востока имели много общего с местными условиями, то они и свободно использовались в разработке архитектуры жилья того времени [3, 16].

Архитектурные элементы и детали традиционного местного зодчества, используемые в интерьерном решении городских жилых домов, придавали им колорит и объяснялись прежде всего специфическими особенностями, национальными и бытовыми условиями жаркого климата.

Архивные материалы говорят о том, что зарубежные архитекторы при составлении проектов зданий и их внутреннего решения также бережно обращались с восточными архитектурными формами и оборудованием интерьеров,

представленными чаще всего апшероно-ширванской школой зодчества. Это же отмечает и гражданский инженер К.Б. Скуревич (1866-1950) работавший в Баку. Он был одним из тех архитекторов, которые застраивали город крупными капитальными зданиями, одновременно определяя стилевое направление архитектуры [1].

До 1920 г. было построено много зданий в европейском и национально-романтическом стилях, в которых выявлялись потенциальные возможности местного зодчества, оказавшие заметное влияние на творчество архитекторов Азербайджана в советский период (рис. 11-13). Сохранившиеся постройки определяли симпатии новых архитекторов к этим стилям.

Развитие стилистических особенностей европейской эклектики и стилизаторства народных традиций оказало большое влияние как на интерьерное, так и на экстерьер-ное решение жилых построек, не утративших связи с прошлым, столкнувшихся с новыми социалистическими и экономическими условиями 1920-1930-х гг. [4].

Перед архитекторами с европейским образованием вставала задача отказаться от привычных приемов проектирования жилья и приблизиться к использованию конструктивных элементов с применением новых строительных материалов, позволяющих создавать современную архитектуру и приемы планировки. Большую ценность и значимость в этом направлении внесли архитекторы XIX и начала XX в. Следует особо отметить роль стиля нового направления известного под названием «модерн» [9].

Архитектуру модерна отличало стремление к созданию эстетически красивых и функциональных зданий, где большое внимание уделялось не только внешнему виду, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался возводя утилитарный быт в степень искусства. Модернисты того времени создали совершенно новые формы, новые композиционные приемы, а также и новые орнаментальные мотивы, выражавшие, по их мнению, темпы, ритм и развитие большого города. Модерн также часто называли «стилем волн» за его отказ от углов в пользу плавных линий в проектировании зданий. Интерьеры в таком стиле требовали больших пространств, внушительных оконных проемов, которые украшались гипсовой лепкой. Например, впервые стены и арки стали полноправными частя-

Рис. 12. Жилой дом на улице 28 Апреля Рис. 13. Жилой дом Агабала Кулиева на улице

Муртуза Мухтарова

5'2018

45

Сохранение

архитектурного наследия

цн .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 14. Жилой дом Гаджинского

ми интерьера, оформлению которых уделялось не меньше внимания, чем мебели. В зданиях, выдержанных в стиле модерн, и интерьерах обильно использовались ниши, в которых так удобно было разместить панно или картины, и полки для книг и статуэток, которые объединяли пространственно элементы интерьера. Например, два стеллажа соединялись между собой длинной полкой, образовывали пространство для небольшой кушетки. В начале ХХ в. стремления архитекторов сводились больше к декоративной обработке фасадов, причем все это доводилось до полной детализации малых форм. Вскоре модерн начал наблюдаться в отделке мебели, в декоративном решении стен, потолка интерьеров.

Таким образом, в начале ХХ в. модерн в Азербайджане наряду с другими классическими стилями получив право гражданства, внес свой существенный вклад в архитектурный облик города Баку (рис. 14-16). Однако в бакинских постройках того времени, несмотря на широкое распространение архитектурно-декоративных средств стиля модерн, в застройке зданий, в интерьере и меблировке квартир он постоянно противопоставлялся спокойной уравновешенности классических композиций стиля ренессанс, изяществу стиля рококо, монументальности стиля барокко, а позднее строгой геометрии стиля конструктивизма.

Несмотря на некоторые отклонения в архитектурно-художественном плане, можно сказать, что стиль модерн сыграл определенную роль в поисках новых форм, свойственных современным материалам. Поэтому завоеваниями модерна можно считать первым долгом приобретение зданиями художественной выразительности и разумного объемно-пространственного построения интерьеров и их экстерьеров. Впоследствии этот стиль оказал большое влияние и на последующее развитие архитектуры вплоть до конструктивизма 1930-х гг., особенно отражаясь в меблировке зданий, которая отличалась лаконичностью, просто-

Список литературы

1. Микаилова М.Н. Стилевая характеристика архитектуры

Баку в XIX - начале XX в. // Социология города. 2012.

№ 4. С. 46-50.

2. Мустафаев М.Р. Архитектура Баку // Science Time. 2015.

№ 6 (18). С. 331-341.

4б| -

MaZ

4 .-^wKL ik

Рис. 16. Жилой дом на улице Гоголя

той форм, унификацией деталей для удобства в массовом производстве.

Анализируя материал по выявлению особенностей архитектурного решения экстерьеров и интерьеров построек жилых домов на рубеже XIX - начала XX в. можно отметить, что в оформлении интерьеров и экстерьеров различных типов жилых домов применялись своеобразные стилевые решения.

В особняках бакинских нефтяных магнатов зодчие того времени старались сохранить национальный колорит в архитектурном решении планов, фасадов и в убранстве внутренних помещений. Одновременно использовались самые прогрессивные методы и материалы строительства, получившие отражение в исторических стилях. В архитектурно-пространственных решениях экстерьеров и интерьеров часто наблюдалось совмещение французского ренессанса, готики, барокко, рококо и конечно же восточного стиля.

References

1. Mikailova M.N. The style characteristic of the architecture of Baku in the XIX - early XX century. Sociologiya goroda. 2012. No. 4, рр. 46-50. (In Russian).

2. Mustafaev M.R. Architecture Of Baku. Science Time. 2015. No. 6 (18), pp. 331-341.

^^^^^^^^^^^^^^ |5'2018

Рис. 15. Дом Муртуза Мухтарова на улице Ахмеда Джавада

Научно-технический и производственный журнал

Preservation of architectural heritage

3. Архитектура Азербайджана. Баку: АН Азерб. ССР, 1952. 674 с.

4. Ализаде Г.М. Народное зодчество Азербайджана и его прогрессивные традиции. Баку: АН Азерб. ССР, 1963. 228 с.

5. Велиев Ф.И. Материальная культура Азербайджана в начале Х1Х-ХХ вв. Баку: Восток-Запад, 2010. 424 с.

6. Развитие города Баку // Коммунальная жизнь. 1923. № 1. С. 12-18.

7. Салам-заде А.В. Архитектура Азербайджана в XVI-XX вв. Баку: АН Азерб. ССР, 1964. 255 с.

8. Аскеров Н.С. Архитектурный орнамент Азербайджана. Баку: АН Азерб. ССР, 1941. 46 с.

9. Гасанов Э.Л. О развитии традиционных ремесленных отраслей Гянджи на рубеже Х1Х-ХХ веков // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-4. С. 892-895.

10. Мустафаева Р.Э. К вопросу об архитектурной стилистике зданий и сооружений Баку на рубеже Х1Х-ХХ веков. Актуальные проблемы архитектуры, строительства, энергоэффективности и экологии - 2016: Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 200-207.

11. Аскерова X.З. Архитетктура Баку на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 19. С. 15-18.

12. Фатуллаев-Фигаров Ш. Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX - начала XX века // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2014. № 2 (75). С. 46-53.

13. Салам-заде А.В., Садыхзаде А.А. Жилые здания в Азербайджане в XVNI-XX вв. Баку, 1961. С. 11-13.

14. Фатуллаев Ш.С. Модерн в Архитектуре Баку // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Сер. Литературы, языка и искусства. 1979. № 1. С. 111-117.

15. Фатуллаев Ш.С.-Фигаров. Градостроительство Баку XIX - начала XX века. Баку: Восток-Запад, 2013. 352 с.

16. Фатуллаев Ш.С., Магеррамов О.С. К истории развития интерьеров зданий Баку XIX-XX вв. Баку: НАНА, 2003. Сб. № 1. С. 22-30.

17. Тагиев Ф.А. История города Баку в первой половине XIX века (1806-1859). Баку: Элм, 1999. 196 с.

18. Гасымова Ф.Р. Исторические предпосылки формирования дорог и транспортной среды на территории города Баку в XIX - начале XX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-1 (27). С. 45-47.

19. Кулиева Н.М. Семьи и семейная жизнь населения Баку в XIX-XX веках. Баку: Наука, 2011. 240 с.

20. Нур-Мамедова Н.А. Сохранение и реставрация уникальных зданий в исторической среде города Баку (на примере улицы С. Тагизаде) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 5-2. С. 225-228.

21. Алиева А. Xудожественная обработка дерева. Баку: Язычы, 1983. 27 с.

52018 ^^^^^^^^^^^^^

3. Arhitektura Azerbajdzhana [Architecture Of Azerbaijan]. Baku: AN Azerb. SSR, 1952. 674 p.

4. Alizade G.M. Narodnoe zodchestvo Azerbajdzhana i ego progressivnye tradicii [Folk architecture of Azerbaijan and its progressive traditions]. Baku: AN Azerb. SSR, 1963. 228 p.

5. Veliev F.I. Material'naya kul'tura Azerbajdzhana v nachale XIX-XX vekov [Material culture of Azerbaijan in the beginning of XIX-XX centuries]. Baku: Vostok-Zapad, 2010. 424 p.

6. Razvitie goroda Baku. Kommunal'naya zhizn'. 1923. No. 1, pp. 12-18. (In Russian).

7. Salam-zade A.V. Arhitektura Azerbajdzhana v XVI-XX vv. [Architecture of Azerbaijan in the XVI-XX centuries]. Baku: AN Azerb. SSR, 1964. 255 p.

8. Askerov N.S. Arhitekturnyj ornament Azerbajdzhana [Architectural ornament of Azerbaijan]. Baku: AN Azerb. SSR, 1941. 46 p.

9. Gasanov EH.L. About the development of traditional craft branches of Ganja during XIX-XX centuries. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. No. 9-4, pp. 892-895. (In Russian).

10. Mustafaeva R.EH. On the architectural style of buildings and structures in Baku at the turn of XIX-XX centuries. Aktuafnye problemy arhitektury, stroitefstva, ehnergoehffektivnosti i ehkologii - 2016. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. 2016, pp. 200-207. (In Russian).

11. Askerova H.Z. Arhitetktura Baku na rubezhe XIX-XX vv. Sbornikkonferencij NIC Sociosfera. 2016. No. 19, pp. 15-18. (In Russian).

12. Fatullaev-Figarov SH. Urban planning and architecture of Azerbaijan in the XIX - early XX century. Arhitektura. Stroitel'stvo. Dizajn. 2014. No. 2 (75), pp. 46-53. (In Russian).

13. Salam-zade A.V., Sadyhzade A.A. ZHilye zdaniya v Azerbajdzhane v XIX-XX vv. Baku, 1961, pp. 11-13.

14. Fatullaev SH.S. Modern In architecture of Baku. Izvestiya Akademii nauk Azerbajdzhanskoj SSR. Ser. Literatury, yazyka i iskusstva. 1979. No. 1, pp. 111-117.

15. Fatullaev SH.S.-Figarov. Gradostroitel'stvo Baku XIX -nachale HKH vekov [The urban development of Baku in the XIX - early XX centuries]. Baku: Vostok-Zapad, 2013. 352 p.

16. Fatullaev SH.S., Magerramov O.S. K istorii razvitiya inter'erov zdanij Baku XIX-XX vv. [To the history of the development of interiors of buildings of Baku in the XIX-XX centuries] Baku: NANA, 2003. Sb. № 1, pp. 22-30.

17. Tagiev F.A. Istoriya goroda Baku v pervoj polovine XIX veka (1806-1859) [History of the city of Baku in the first half of the XIX century]. Baku: EHlm, 1999. 196 p.

18. Gasymova F.R. Historical background of the formation of roads and transport environment in the city of Baku in the XIX - early XX centuries. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 2013. No. 1-1 (27), pp. 45-47.

19. Kulieva N.M. Sem'i i semejnaya zhizn' naseleniya Baku v XIX-XX vekah [Family and family life of Baku's population in the XIX-XX centuries]. Baku: Nauka, 2011. 240 p.

20. Nur-Mamedova N.A. Preservation and restoration of unique buildings in the historical environment of Baku city (by the example of S. Tagizade street). Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2014. No. 5-2, pp. 225-228. (In Russian).

21. Alieva A. Hudozhestvennaya obrabotka dereva [Art processing of a tree]. Baku: YAzychy, 1983. 27 p.

- 47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.