СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современная андрагогика в обеспечении качественного процесса непрерывного образования взрослых обучающихся
Витольник Галина Адамовна,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии E-mail: [email protected]
Витольник Владимир Николаевич,
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет МВД РФ
E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению сущностных аспектов современной андрагогики как неотъемлемой, научно обоснованной матрицы функционирования непрерывного образования взрослых людей. Задачи исследования: проанализировать научные подходы к определению сущности андрагогики; выявить роль андрагогики в реализации непрерывного информального образования взрослых; изучить современные принципы и дидактические основы андрагогического подхода в образовании взрослых; исследовать современные требования к реализации обучения взрослых, а также ключевые положения андрагогиче-ской модели образования.
Методы исследования: анализ научных и документальных источников по теме работы, систематизация данных, обобщение.
В ходе исследования была выявлена суть андрагогики, представленная в трудах отечественных и зарубежных ученых. Доказано, что данная отрасль направлена на изучение закономерностей обучения взрослых обучающихся. Подробно изучены предпосылки становления и развития андрагогики в соответствии с запросами образовательной практики, необходимости грамотной организации непрерывного, в том числе, информативного образования взрослых. Конкретизирована роль андрагогики как ключевой методологической платформы в построении модели образования взрослых обучающихся, показана роль андрагогического информационного взаимодействия участников образовательного процесса. Сформулированы ключевые положения современной андрагогики, связанные с обеспечением сознательности, осмысленности процесса и результатов непрерывного образования обучающихся.
Ключевые слова: андрагогика, непрерывное обучение, ин-формальное образование, педагогика, взрослый, умная обучающая среда.
В настоящее время в условиях интенсификации процессов непрерывного образования, необходимости обеспечения гибкого подхода в профессиональном самоопределении взрослых людей разного возраста, их обучение и переподготовка является одним из актуальных вопросов педагогической науки. Необходимость обеспечения высокого уровня образования взрослых людей, связана с потребностью нашего общества в своевременной подготовке специалистов новых отраслей, становлении инновационных компетенций, формировании кадрового резерва предприятий.
Систематический процесс обучения данной категории обучающихся требует особого психолого-педагогического сопровождения и методической оснастки. Практика образовательной деятельности, а также специальные исследования показывают наличие ряда проблем, связанных с недостаточным вниманием к дидактике обучения взрослых слушателей, а также обусловленных превалированием традиционных форм образования, отсутствием специальной подготовки педагогических кадров. Все эти факторы актуализируют значимость андрагогики как научно обоснованной теории и практики обучения и воспитания взрослых людей.
Цель исследования: рассмотреть психолого-педагогические и дидактические аспекты современной андрагогики в достижении целей качественного непрерывного образования взрослых обучающихся.
Во-первых, определимся с сущностью андраго-гики, как отдельной отрасли педагогической науки. Отметим, что в современной науке андрогоги-ка рассматривается как: «область научного знания, сфера социальной практики и учебная дисци-плина».[5]
Изначально понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Становление науки об обучении взрослых происходит в 1950-1970-х гг. ХХ века и связано с именами Ф. Пеггелера, Б. Смоловичева, Д. Савичевича, Л. Туроса.[2]
В исследовании Б.Р. Мандель [5] названы основные объективные предпосылки становления андрагогики как автономной отрасли педагогики, к основным из которых относятся: - необходимость признания ведущей роли обучающихся в образовательном процессе взрослых людей;
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
- эволюционные изменения взглядов на природу личности, связанные с доказательством доминирующей роли человека в любой социально-значимой деятельности;
- значительные трансформации в возможностях организации образовательной среды, в том числе активное проникновение в учебный процесс ИКТ-технологий, электронных образовательных ресурсов, новых оргформ реализации самостоятельного обучения и т.д.;
- результаты психологических и физиологических исследований, постулирующие способность людей разного возраста активно участвовать в образовательном процессе, осваивать новые профессиональные компетенции;
- необходимость введения андрагогической модели обучения из-за наличия ряда особенностей учебной деятельности взрослых, мотивированных, нацеленных на конкретный результат и реализацию в актуальной практике продуктов обучения.
Можно сделать вывод о том, что андрагогиче-ский подход к реализации образовательного процесса базируется на комплексе биопсихосоциальных характеристик взрослого обучающегося.
Мы исследовали ряд современных подходов в описании сущности андрагогики, которые описаны в учебниках, пособиях и научных трудах, опубликованных за пятилетний период (20172022 г.).[4,5,7,8]
Так в исследованиях А.Г. Чернявской данная научная отрасль трактуется как раздел педагогики, предметом изучения которого являются «закономерности образования взрослых, их общего и профессионального развития».[8]
В учебнике под редакцией Б.Р. Мандель, ан-драгогика - это развивающаяся ветвь педагогики, дидактические основы которой проистекают из «практики, непрерывного образования и открытого обучения».[5]
Труды О.В. Годиной и соавторов связывают андрагогику с реализацией «информального образования» [4], которое существенно отличается от традиционного и неформального. В таком подходе подчеркивается активная роль взрослого человека, который самостоятельно выбирает формат обучения и, по сути, выполняет роль ан-драгога для самого себя. Непрерывное, инфор-мальное образование реализуется «в контексте жизненного пути человека» [3], который избирательно регулирует свои выборы в образовательном пространстве. Авторы подчеркивают специфику образовательного пути достижения, как карьерных задач, так и целей самоидентификации личности в условиях осознанного выбора образовательной траектории. Субъект информального образования достигает решения этих задач че-5 рез, так называемое, «андрагогическое инфор-
0 мационное взаимодействие с другими людьми» й [4] (педагогами, тьюторами, слушателями курса, с^ коллегами и т.д.) через совокупность информа-
1 ционных каналов.
Таким образом, суть андрагогики и организация информального образования взрослых объединены идеей реализации непрерывного образования взрослых людей в адекватном учебном формате. Следовательно, роль андрагогики связана с обеспечением психолого-педагогических условий не только профессионализации, но и нравственно-духовного становления зрелой личности. Целью такого пути является достижение авторства жизни. Одной из современных особенностей успешной реализации непрерывного образования взрослых является обеспечение «умной обучающей среды». Последняя научно обоснована в исследованиях Ю.В. Таратухиной, в частности, указывается, что «умная обучающая среда» -это мультисетевое взаимодействие устройств, программ, приложений, потребителей (обучающихся), порождающее некую аналитическую сеть на базе GRID-технологий и обеспечивающее обработку и обмен данными потребителей по принципу «целеполагание - выбор».[7]
Таким образом, андрагогика должна учитывать и такую особенность образовательного процесса взрослых, как обеспечение качественного сетевого обучения. Участие интеллектуальных агентов, программ выполняет функцию поддержки индивидуальной образовательной технологии взрослого, позволяя ему ориентироваться в образовательной среде, избирательно выбирать виды учебной деятельности, удобные и эффективные образовательные ресурсы и т.д.
Дидактика с точки зрения андрагогической модели обучения должна строиться с учетом ряда специфических особенностей учебной деятельности (УД) взрослых, которые мы представили на рисунке 1.
Рис. 1. Особенности учебной деятельности взрослых [1,2]
В современной андрагогике выделяется ряд требований к реализации образовательной модели взрослых обучающихся. Нами были проанализированы основные концептуальные положения по данному вопросу, результаты чего представлены в таблице 1.
Важно отметить, что современный взрослый человек, который осознанно подходит к участию в непрерывном образовании имеет сформировавшийся «культурно-когнитивный профиль» [7]. Это означает наличие у него ряда социально-, профес-
сионально- и личностно обусловленных характеристик, определенного портфеля компетенций, которые позволяют ему ориентироваться в совокупности образовательных технологий, организационных форм обучения и выбирать для себя уникальную образовательную траекторию. При этом, получатель образовательной услуги учитывает: индивидуальные особенности восприятия и темпа усвоения учебного материала, делает акцент на тот набор характеристик «компетентностного профиля», которые представляют для него наибольшую ценность в плане профессионального и личностного становления.
Таблица 1. Андрагогические требования к реализации обучения взрослых
Специфика обучения
1.Потребность взрослого в самостоятельности при обучении и самореализации
2.Сосредоточен-ность на личных образовательных целях, уникальной образовательной траектории исходя из целей практики.
З.Отсутствие интереса к теории
4.Наличие разнонаправленных интересов в обучении
Андрагогические требования к реализации образования
Выбор методик и технологий обучения и воспитания, способствующих личностной вовлеченности обучающихся, предоставление им доминирующей роли. Построение процесса обучения с учетом эк-спектаций взрослых по поводу содержания и методологии обучения.
Реализация принципа обучения - взаимосвязи теории с практикой, интегрируя новые компетенции в поле опыта и базу практических знаний обучающихся. Актуализация профессионального и личного опыта путем использования разных орг-форм обучения.
Фасилитация активной субъектной позиции путем включения в исследовательское обучение.
Обеспечение практики освоения новых навыков, позволяющее немедленно увидеть результат и целесообразность обучения. Использование комплекса наглядного материала, интерактивных технологий.
Использование индуктивного метода в изложении материала, построение объяснения, исходя из частных практических задач к общим теоретическим закономерностям.
Учет проблем, связанных с реализацией учебного процесса взрослого: психологического, финансового, социального характера. Создание приемлемых форматов обучения и самообучения.
Использование тьюторов, создание «умной обучающей среды» с возможностью поддержки индивидуального образовательного маршрута.
На основе анализа трудов Н.А. Бирюковой, Б.Р. Мандель, Н.А. Староверовой, Ю.В. Таратухи-ной [2,5,6,7] нами были систематизированы ключевые концептуальные положения современной андрагогики, которые должны быть учтены в процессе проектирования программ непрерывного образования взрослых обучающихся. Результатом анализа стало формулирование 6 основных поло-
жений как неких фундаментальных основ обучения взрослых людей, которые представлены ниже.
1. Проживание в обучении ключевых ценностей. Обеспечение данного положения предполагает моделирование образовательных ситуаций, обеспечивающих мотивированному взрослому условия проживания специфических ценностей. Такие переживания связаны с глубоким осмыслением и эмоциональным отражением личностной значимости профессии, выполнения долга, соучастие в социально-значимой деятельности, проживанием гражданской позиции и т.д. Чтобы обогатить палитру деятельности субъекта образования нужно прожить новый опыт и связать с его прошлой ценной практикой жизнедеятельности.
2. Приоритет активных форм обучения. Для достижения сознательности обучения, мотивированности, демонстрации эффективности отдельных инновационных методов и технологических приемов необходимо включать обучающихся в практико-ориентированную деятельность посредством активных и интерактивных образовательных технологий, в особенности групповых форм работы. По мнению Ю.В. Та-ратухиной, в настоящее время существует ряд оргформ в концептуальной схеме развивающего образования, которое вполне соответствует андрагогической модели обучения. Они представлены на рисунке 2.
Оргформы развивающего образования взрослых людей
Самостоятельная
работа над исследовательским проектом
Самостоятельная работа с учебным материалом
Активные групповые
занятия оффлайн
аналитические сессии практикумы, коллоквиумы и т.д.
Активные групповые занятия онлайн тьюториалы, синхронные интернет-конференции. вебинары_
Интерактивные лекции и семинары
Рис. 2. Оргформы развивающего образования
3. Достижение относительной завершенности образовательного процесса, «оформления его результатов».[2] В качестве последних можно назвать профессиональные технологии, методики и авторские программы, исследовательские проекты, продукты самопрезентации. В каждом из таких продуктов должен быть интегрирован новый опыт, достигнуто его присвоение и осмысление.
4. Фокус на процесс обучения, его временный приоритет в сравнении с другой активностью личности. Такая максимальная включенность обеспечивает высокий уровень мотивации, пребывание в потоковом состоянии и сосредоточение на процессе и продуктах учебной и творческой деятельности обучающихся.
5. Рефлексия образовательного процесса со стороны обучающихся и принятие ими активной позиции - и организатора, и исполнителя и кон-
из
Р
I 11
Ы
А
гп
О К
ет
З
со о 00 А
CM
л
тролера. Как результат - становление более осознанной позиции творца - автора своей жизни, профессионала, стоящего у штурвала собственных карьерных изменений и значимых личностных новообразований. 6. Обеспечение коммуникативной синергии в группе, связанное с достижением согласованности субкультур всех субъектов образовательного процесса. Необходимость наличия такого условия продиктована важностью построения основы эффективного учебного взаимодействия на основе диалога и сотрудничества. Таким образом, в ходе написания статьи мы определили сущностные характеристики современной андрагогики, как отрасли педагогической науки, ориентированной на научное обоснование проектирования и реализации учебной деятельности взрослого человека (целей, задач, содержания, методов, образовательных технологий). В исследовании мы выделили и описали совокупность психолого-педагогических и дидактических условий осуществления андрагогической модели образования взрослых людей. К основным из них мы отнесли: учет специфики учебной деятельности данного контингента, внедрение «умной обучающей среды», реализацию андрагогических требований к реализации образовательного процесса, поддерживающих самостоятельность, инициативность и возможность участия в проектной, исследовательской деятельности. Все рассмотренные в статье научно-методические и теоретические аспекты андрагогики позволят осуществлять качественное управление процессами проектирования, организации и реализации непрерывного образования взрослых людей.
Литература
1. Амирова, Л.А. Обучение взрослых как научная и социально-педагогическая проблема // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obuchenie-vzroslyh-kak-nauchnaya-i-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 18.04.2022).
2. Бирюкова, Н.А. Андрагогика (Наука об обучении взрослых) как актуальное направление современной образовательной практики // Вестник Марийского государственного университета. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/andragogika-nauka-ob-obuchenii-vzroslyh-kak-aktualnoe-napravlenie-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktiki (дата обращения: 18.04.2022).
3. Вершловский, С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы / С.Г. Вершловский. - М.: Знание, 2002. - 161 с.
4. Гордина, О.В. Андрагогика: учебное пособие для вузов / О.В. Гордина, А.И. Гордин. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 259 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15008-7. -Текст: электронный // Образовательная плат-
форма Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/486384 (дата обращения: 17.04.2021/
5. Мандель, Б.Р. Андрагогика: история и современность, теория и практика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б.Р. Мандель. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. -412 с.
6. Староверова, Н.А. Андрагогические основы профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/andragogicheskie-osnovy-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.04.2022).
7. Таратухина, Ю.В. Педагогика высшей школы в современном мире: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина, З.К. Авдеева. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. -217 с. - (Высшее образование). - ISBN 9785-534-13724-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/496596 (дата обращения: 17.04.2022).
8. Чернявская, А.Г. Андрагогика: практическое пособие для вузов / А.Г. Чернявская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 174 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06550-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/490984 (дата обращения: 17.04.2022).
MODERN ANDRAGOGY IN ENSURING A QUALITY PROCESS OF LIFELONG EDUCATION FOR ADULTS
Vitolnik G.A., Vitolnik V.N.
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The article is devoted to the study of the essential aspects of modern andragogy as an integral, scientifically substantiated matrix of the functioning of lifelong education for adults. Research objectives: to analyze scientific approaches to determining the essence of andragogy; identify the role of andragogy in the implementation of continuous informal education for adults; to study the modern principles and didactic foundations of the andragogical approach in adult education; explore modern requirements for the implementation of adult education, as well as the key provisions of the andragogical model of education.
Research methods: analysis of scientific and documentary sources on the topic of work, systematization of data, generalization. The study revealed the essence of andragogy, presented in the works of domestic and foreign scientists. It has been proven that this industry is aimed at studying the patterns of adult learning. The prerequisites for the formation and development of andragogy in accordance with the demands of educational practice, the need for a competent organization of continuous, including informative adult education, are studied in detail. The role of andragogy as a key methodological platform in building a model of education for adult learners is concretized, the role of andragogic informational interaction of participants in the educational process is shown. The key provisions of modern andragogy related to ensuring the consciousness, meaningfulness of the process and results of continuous education of students are formulated.
Keywords: andragogy, lifelong learning, informal education, pedagogy, adult, smart learning environment.
References
1. Amirova, L.A. Adult education as a scientific and socio-pedagogical problem // Pedagogical journal of Bashkortostan.
2006. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/obuchenie-vzroslyh-kak-nauchnaya-i-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (date of access: 04/18/2022).
2. Biryukova, N.A. Andragogy (Science of adult education) as an actual direction of modern educational practice // Bulletin of the Mari State University. 2008. No. 2. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/andragogika-nauka-ob-obuchenii-vzroslyh-kak-aktualnoe-napravlenie-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktiki (Date of access: 04/18/2022).
3. Vershlovsky, S.G. Adult education: experience and problems / S.G. Vershlovsky. - M.: Knowledge, 2002. - 161 p.
4. Gordina, O.V. Andragogy: textbook for universities / O.V. Gor-dina, A.I. Gordin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. -259 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-15008-7. -Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/486384 (date of access: 04/17/2021/
5. Mandel, B.R. Andragogy: history and modernity, theory and practice: a textbook for students in the magistracy / B.R. Mandel. - M.; Berlin: Direct-Media, 2017. - 412 p.
6. Staroverova, N.A. Andragogical foundations of vocational education // Bulletin of the Kazan Technological University. 2011. No. 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/andragogicheskie-osnovy-professionalnogo-obrazovaniya (date of access: 04/18/2022).
7. Taratukhina, Yu.V. Pedagogy of higher education in the modern world: a textbook and workshop for universities / Yu.V. Taratukhina, Z.K. Avdeeva. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. -217 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-13724-8. -Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/496596 (date of access: 04/17/2022).
8. Chernyavskaya, A.G. Andragogy: a practical guide for universities / A.G. Chernyavskaya. - 2nd ed., corrected. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 174 p. - (Higher education). - ISBN 978-5-534-06550-3. - Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. - URL: https://urait.ru/ bcode/490984 (date of access: 04/17/2022).