Педагогика
УДК: 37.02
студентка Шелеметьева Виктория Алексеевна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск)
ПРИНЦИПЫ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ
КУРСОВ
Аннотация. В статье рассмотрены понятия андрагогики и андрагогического подхода, выявлена их взаимосвязь, на основе чего построена ментальная карта понятия «андрагогика». Кроме того, представлены основные особенности взрослых обучающихся, сформулированные М.Ш.Ноулзом. В статье обоснована актуальность применения современных информационных технологий в образовании в целом и обучении взрослых в частности. В рамках исследования особое внимание уделено такому компьютерному средству обучения, как электронные курсы. Автор обосновывает, что применение электронных учебных курсов, созданных без учета возрастных и социально-психологических особенностей взрослых, является не целесообразным. С учетом основных принципов андрагогического похода был сформулирован перечень рекомендаций, содержащий требования к содержательной части и структуре электронных учебных курсов для данной аудитории. Выполнение приведенных рекомендаций позволит решить обозначенную выше проблему.
Ключевые слова: андрагогика, принципы андрагогики, обучение взрослых, электронные учебные курсы, разработка курсов.
Annotation. The article deals with the concept of andragogy and andragogical approach, revealed their relationship, created the mental map of the concept of "andragogy". In addition, the main features of adult learners formulated by M. S. Knowles. The article substantiates the relevance of the use of modern information technologies in education in General and adult education in particular. Special attention is paid to such a computer learning tool as e-courses.
The author argue that the use of e-learning courses, created without consideration for the age and socio-psychological characteristics of adults, is not appropriate. Taking into account the basic principles of the andragogy campaign, a list of recommendations was formulate, which contains requirements for the content and structure of e-learning courses for this audience. Implementation of the above recommendations will solve the above problem.
Keywords: andragogy, principles of andragogy, adult education, e-learning courses, course development.
Введение. Происходящие социально - экономические изменения требуют непрерывного совершенствования системы образования в целом и обучения взрослых в частности. Все больший интерес в этой области вызывает изучение проблем андрагогики: переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий специалистов и т.д. Значимость исследования андрагогических проблем обусловлена не только потребностью в развитии креативности и интеллекта сотрудников, но и новыми требованиями к системе подготовки кадров в условиях современной экономики, когда цели и практика образования взрослых носит все более опережающий характер, ориентированный на конкретные социальные группы населения.
Актуальным вопросов в области образования в общем и андрагогики в частности является активное использование в учебном процессе современных информационных технологий, которое дает новые дидактические возможности, обеспечивает наглядность, аудио- и визуальную поддержку обучения, удобный контроль способствует повышению как уровня преподавания, так и мотивации к изучению материала (креативность и интеллект) со стороны слушателей.
Изложение основного материала статьи. Предметом андрагогики являются теоретические и практические проблемы обучения и самореализации взрослого человека. Отметим, что понятие андрагогики как науки об образовании взрослых, было введено в 1833 г. немецким ученым А. Каппом.
В качестве самостоятельного научного направления концепция образования взрослых сформировалась в 1970-х годах после издания выдающимся американским андрагогом М. Ш. Ноулзом фундаментального труда «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики» (позднее переименованного «От педагогики к андрагогике»), где были изложены основные положения нового направления [1].
Наряду с М.Ш. Ноулзом формированию основ андрагогики и андрагогической модели обучения способствовали исследования известного английского специалиста в области образования взрослых П. Джарвиса, американца P.M. Смита и группы молодых английских ученых из Ноттингемского университета.
В российской науке термин «андрагогика» был введен С. И. Змеевым, который, опираясь на идеи М. Ш. Ноулза, в 1990 г., опубликовал труд «Теория обучения взрослых (андрагогика) за рубежом на современном этапе» [2].
В современной литературе определение рассматриваемого понятия звучит по-разному, в том числе андрагогика определяется как отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. В других источниках рассматриваемое понятие трактуется как наука образования взрослых в течение всей жизни или как специфический теоретический и практический подход. Кроме того, наряду с понятием «андрагогика» используются термины «педагогика взрослых», «теория образования взрослых» и др.
Отметим, что в труде, упомянутом ранее, М. Ш. Ноулз сформулировал основные принципы андрагогики. По мнению ученого, процесс обучения взрослых имеет следующие особенности:
- взрослый обучающийся ищет скорейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных задач;
- процесс обучения во многом определяется социальными, профессиональными, временными и пространственными факторами;
- взрослый обучающийся стремится к самооценке, самостоятельности и самореализации;
- взрослый обучающийся имеет профессиональный и жизненный опыт, на который может опираться в процессе обучения;
- процесс обучения строится как совместная деятельность обучающегося и обучающего на всех его этапах.
В тесной взаимосвязи с понятием «андрагогика» находится понятие «андрагогический подход», которое трактуется как система организации и самоорганизации образовательного процесса взрослых, построенная на принципах андрагогики. Опираясь, на перечисленные особенности обучения взрослых можно утверждать, что андрагогический подход ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей сформировавшейся личности, стремящейся к самостоятельности и самооценке, обладающей определенным жизненным опытом и сложившимися профессиональными компетенциями, а также подверженной профессиональной и бытовой загруженности.
Одним из ключевых понятий в контексте андрагогики является термин «взрослый человек». На сегодняшний день нет единого научного основания для возрастной классификации, которая позволила бы четко определить, человека какого возраста можно считать взрослым. По мнению некоторых ученых, характеристика взрослого человека должна определяться не возрастным периодом, а осознанностью его бытия. Таким образом, взрослого человека можно определить как лицо, представляющее собой физиологически психологически, социально и нравственно зрелую личность, обладающую определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания, которая принимает на себя полную ответственность за свою жизнь и поведение.
На данный момент психологами доказано, что развитие личности взрослого человека и его мышления, усвоение знаний и практических навыков осуществляется преимущественно в процессе активной деятельности (дискуссии, деловые игры, моделирование и выполнение проектов, кейсы и т.д.), а не академической (лекции, зачеты, экзамены). Исходя из этого, можно утверждать, что основная задача в процессе обучения взрослого человека - включить его в самостоятельную учебную деятельность, поощряя и поддерживая стремление взрослого к самоуправлению.
В связи с вышесказанным, для обучения и профессиональной переподготовки взрослых людей большое значение приобретает применение современных образовательных технологий. Мировая практика утверждает, что обучение взрослых должно происходить преимущественно в виртуальной среде. Этот факт подтверждают достоинства информационных образовательных технологий: активизация когнитивной деятельности учащихся, индивидуальный характер обучения, сокращение времени изучения материала в среднем на 35-45 % , разнообразие форматов и т.д. [3].
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут использоваться при обучении взрослых, являются:
- сервисные программные средства, предназначенные для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований.
- программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
- электронные тренажеры, созданные для отработки практических умений и навыков. Такие средства особенно эффективны для обучения действиям в условиях сложных и даже чрезвычайных ситуаций при отработке противоаварийных действий.
- программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом.
- программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий.
- информационно-поисковые справочные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы.
- экспертные обучающие системы (ЭОС) реализованные на основе технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач.
- интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи.
- автоматизированные обучающие системы (АОС) представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
Особое внимание в рамках данного исследования обратим на такое компьютерное средство обучения, как электронный курс. Интерес к данному типу программных средств объясняется тем, что их использование позволяет проводить обучение большого количества специалистов за короткий срок. Помимо этого, разработка электронных курсов требует меньших финансовых и временных затрат, по сравнению с созданием других обучающих систем. Несмотря на это, функционал данного средства обучения остается весьма обширным и включает представление справочно-информационных материалов, контролирующие, демонстрационные, моделирующие функции и функции тренажера.
Зачастую применение электронных курсов тесно связано с использованием системы дистанционного обучения, которая представляет собой комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, обеспечивающих доставку образовательной информации учащимся посредством глобальной сети Интернет, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем. Электронные курсы интегрируются в СДО, что обеспечивает доступ к ним в любом месте и в любое время.
Основное назначение электронного курса - предоставление грамотно структурированного материала по заданной теме и контроль усвоения знаний. Эффективность данного средства обучения зависит, прежде всего, от уровня организации процесса разработки, которая должна проводиться с учетом потребностей и специфики целевой аудитории. Необходимо помнить, что процесс обучения взрослых имеет ряд возрастных и социально-психологических особенностей, поэтому рассмотрим подробнее аспекты разработки электронных курсов, реализуемой с учетом основных принципов андрагогики, сформулированных М.Ш.Ноулзом и представленных на рисунке 1 [4].
Учитывая стремление взрослых к применению полученных знаний на практике, необходимо четко сформулировать для обучающихся ценность разрабатываемого электронного курса с точки зрения применения полученных знаний в работе и повседневной жизни. Изучаемый материал должен быть
ориентирован на конкретные задачи, а не на обобщенную тему. Кроме того, целесообразно включить в курс блок с практическими заданиями, максимально приближенными к условиям реальной жизни.
В процессе электронного обучения взрослые должны играть ведущую роль, поэтому необходимо предоставить все требующиеся ресурсы, обеспечить систему поддержки пользователей курса: предоставить рекомендации, помощь, инструкции по пользованию ресурсами. Вместе с тем стоит указать список использованных источников, что позволит обучающимся осуществлять самостоятельный поиск дополнительной информации. Таким образом, взрослые получат возможность планировать свое обучение с учетом тех или иных факторов, самостоятельно ориентироваться в электронном курсе и осуществлять проверку знаний.
Отметим, что разработку электронных учебных курсов необходимо проводить с учетом опыта учеников и их текущих потребностей. Исходя из этого, уместным будет проведение предварительного анкетирования, тестирования или опроса аудитории для определения уровня ее начальной подготовки. Помимо этого, деление курса на модули или разделы позволит удовлетворить потребности в обучении людей с разным опытом и уровнем знаний.
Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение электронных курсов является перспективным направлением в реализации процесса обучения взрослых. Однако для того, чтобы обеспечить высокую эффективность рассматриваемого процесса, необходимо выполнение следующего условия: разработка электронных курсов должна вестись с учетом принципов андрагогического подхода.
Литература:
1. Колесникова И.А. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Под ред. И.А.Колесниковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006, 163 с.
2. Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2012. №2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17762402 (дата обращения: 13.12.2018).
3. Дрешер Юлия Николаевна Андрагогические и инновационные подходы в обучении взрослых // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-1. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/andragogicheskie-iinnovatsionnye-podhody-v-obuchenii-vzroslyh (дата обращения: 10.12.2018)
4. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеёв. -М.: Пер Сэ, 2007. - 272 с.
5. Громкова, М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых : учебное пособие / М.Т. Громкова. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 496 с. - (Высшее профессиональное образование: Педагогика). -Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00823-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115183 (13.12.2018).
6. Gnevek O.V., Saigushev N.Ya., Savva L.I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol 11. № 18. P. 13033-13041.
7. Савва, Л.И. Профессионально-личностное становление студента вуза: монография / Л..И. Савва, Н.Я. Сайгушев, О.А. Веденеева [и др.]. Уфа: РИО «Аэтерна», 2015. 298 с. С. 6-53.
Педагогика
УДК 37: 013.42-053.2(470)
старший преподаватель Шихматова Эльмира Самвеловна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ В КРЫМУ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И ЭПОХУ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Аннотация. Автор на основе анализа материалов опубликованных источников, делает попытку восстановить историю социальной сферы в Крыму и отношения к незащищенным категориям детского населения с глубокой древности до окончания средних веков. В статье выдвигаются гипотезы относительно причин отсутствия на полуострове каких-либо социальных учреждений для несовершеннолетних в разные исторические периоды: греческих поселений в Крыму, монгольских завоеваний, Крымского ханства, монастырей в горном Крыму времен княжества Феодоро.
Ключевые слова: социальные заведения для детей, опека и попечение, Крым, отношение к детям, благотворительность и милосердие.
Annotation. Author on the basis of analysis of the materials of published sources, makes an attempt to restore the history of the social sphere in Crimea and attitudes to vulnerable categories of children from the deep antiquity to the end of the Middle Ages. The article suggests hypotheses about the reasons for the absence on the peninsula of any social institutions for minors in different historical periods: the Greek settlements in Crimea, the Mongol conquests, the Crimean Khanate, monasteries in the mountainous Crimea of the time of the principality of Theodoro.
Keywords: social institutions for children, guardianship and care, Crimea, attitude towards children, welfare and charity.
Введение. Требования современного этапа развития крымского общества обусловили необходимость модернизации и реформирования системы образования. Интенсивные процессы преобразования социально-педагогической системы Республики Крым, поиски путей трансформации образовательного пространства на гуманистических принципах предопределяют необходимость апеллировать к использованию опыта, накопленного предыдущими поколениями. Для современного этапа развития полуострова характерен процесс переоценки культурно-исторического опыта, в котором есть еще много неисследованных вопросов. К таковым, в частности, следует отнести ряд проблем, связанных со становлением и развитием социальных заведений для несовершеннолетних детей на полуострове. Однако невозможно говорить о становлении и развитии социальных заведений в Крыму без подробного рассмотрения культурно-исторических