Научная статья на тему 'Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей'

Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2228
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ЛОГОПЕД / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / МЕТОД / ИГРЫ / НАВЫКИ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА / SPEECH DISORDERS / EDUCATOR / SPEECH THERAPIST / CORRECTIONAL WORK / METHOD / GAMES / SKILLS / TEAMWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болибеков Алишер Абдусаломович, Эгамбердиева Мукаддас Гупронкуловна

В статье рассматриваются пути совместной работы воспитателя и логопеда в группах детей с нарушениями речи. При совместной работе воспитателя и логопеда, логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. При этом воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Раскрываются методы работы воспитателя и логопеда.The article discusses the ways of working together as a teacher and speech therapist in groups of children with speech impairments. With the joint work of the teacher and the speech therapist, the speech therapist corrects sound pronunciation, develops and improves the speech communication of children, and the teacher fixes their speech skills obtained in speech therapy classes.At the same time, the teacher actively participates in correctional work, following the recommendations of a speech therapist on the correction of speech and non-speech disorders with each child in individual and subgroup classes. Teacher and speech therapist working methods are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болибеков Алишер Абдусаломович, Эгамбердиева Мукаддас Гупронкуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместная работа воспитателя и логопеда дошкольного учреждения по устранению речевых нарушений у детей»

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ Болибеков А.А.1, Эгамбердиева М.Г.2 Email: [email protected]

'Болибеков Алишер Абдусаломович - кандидат педагогических наук, доцент; 2Эгамбердиева Мукаддас Гупронкуловна - магистрант, кафедра дошкольного образования, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются пути совместной работы воспитателя и логопеда в группах детей с нарушениями речи. При совместной работе воспитателя и логопеда, логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. При этом воспитатель активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Раскрываются методы работы воспитателя и логопеда. Ключевые слова: нарушения речи, воспитатель, логопед, коррекционная работа, метод, игры, навыки, совместная работа.

JOINT WORK OF A TEACHER AND A LOGO-PEDIATOR OF A PRESCHOOL INSTITUTION FOR THE ELIMINATION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN Bolibekov A.A.1, Egamberdieva M.G.2

'Bolibekov Alisher Abdusalomovich - Candidate of pedagogical sciences, associate professor; 2Egamberdieva Mukaddas Gupronkulovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, GULISTAN STATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the ways of working together as a teacher and speech therapist in groups of children with speech impairments. With the joint work of the teacher and the speech therapist, the speech therapist corrects sound pronunciation, develops and improves the speech communication of children, and the teacher fixes their speech skills obtained in speech therapy classes.At the same time, the teacher actively participates in correctional work, following the recommendations of a speech therapist on the correction of speech and non-speech disorders with each child in individual and subgroup classes. Teacher and speech therapist working methods are revealed.

Keywords: speech disorders, educator, speech therapist, correctional work, method, games, skills, teamwork.

УДК 376.3

Как известно, коррекционная педагогика или дефектология изучает природу и закономерности управления индивидуальным и личностным развитием ребенка с физическими или умственными недостатками и нуждающимся в специальных, индивидуализированных методах преподавания и обучения. Ее основная цель -устранить или уменьшить несоответствие между установленными (нормальными) и существующими недостатками [3]. В специализированных дошкольных

образовательных учреждения (СДОУ) Узбекистана имеются группы дошкольников с

нарушениями речи различного уровня. У них наблюдается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эффективность формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем и логопедом у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с воспитателем и семьей (Е.П.Вренева, Ю.Ф.Гаркуша, Т.П.Комарова, Н.В.Лавренюк, О.С.Васильева, и др.).

В детских садах в группе с нарушением речи одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНН при дизартрии, ОНР, логоневроз, и моторная алалия и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении). Прежде, чем приступить к коррекционно-развивающей работе, воспитатель и логопед должны выяснить характер и причины речевого нарушения, затем составить программу развития, тематические планы и т.д. [2]

Многие из коррекционных задач решаются логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.). Чтобы не дублировать занятия логопеда, воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью контроля за речью детей, оказания методической помощи воспитателям.

Ведущая роль в коррекционной работе принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается их закреплением. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особенно важны в группах для детей с заиканием, с ОНР, ЗПР. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения объясняя воспитателям цели задачи программы, методы ее реализации сообщая сроки и продолжительность этапов коррекционной работы, намечая результаты, которых следует достигнуть к концу того или иного периода обучения. При определении содержания работы логопед может познакомить воспитателей с перспективным планом работы, а в течение всего учебного года систематически информировать их об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в то время как логопед проводит работу с речевым материалом, требующим специального отбора. Кроме того, воспитатель должен уделять внимание и работе с родителями. На родительских собраниях совместно с логопедом должен разъяснить родителям необходимость создания мотивации ребенка к занятиям дома, проведение с ним занятий вне детского сада. Воспитатель и логопед могут провести с родителями специальные индивидуальные консультации, ознакомить с литературой для занятий с детьми дома.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей вполне обосновано использование творческих методик, инновационных технологий. Исходя из этого, О.С.Васильева предлагает использовать метод мнемотехники, то есть изучать слова с помощью мнемоквадратов, мнемотаблиц, так как приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. [1]

Воспитатель вместе с логопедом можно проводить игры в группе. Например, игры на развитие мелкой моторики рук и связной речи. Воспитатель предлагает детям перебрать смешанные горох, гречку, рис, пшено. Они потренируют свои пальчики и вместе с тем отвечают на вопросы логопеда (Как называется эта крупа? Что можно сварить из нее? И т.д.). С крупами можно поиграть в игру «Накорми Цыпа и Цып-Цыпа». Рис и пшено смешивают по 10 зерен. Цып любит пшено, Цып-Цып - рис. Ребенок сортирует крупу и кладет перед цыплятами. «Одно пшено Цыпу, одна рисинка Цып-Цыпу» и т.д. Также можно играть в игру «Угощаем друг друга». Для этого можно использовать настоящие или игрушечные фрукты. «Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок берет фрукт, называет «вкусное слово» и кладет на руки соседу по столику.

Для развития речи в детском саду и дома можно использовать игру «Одежда». Воспитатель знакомит детей со словами шуба - пальто - плащ; куртка - комбинезон; свитер - безрукавка; пижама - ночная рубашка и так далее по картинкам. Дети называют их. Родителям предлагается поиграть с ними дома. Ребенок должен принести какую-нибудь одежду. После того, как ребенок принесет вещи, нужно спросить: «Что ты принес? Как называется эта вещь?». Родителям также можно предложить поиграть с ребенком в игры на обогащение словаря ребенка «Давай искать на кухне слова» (Какие слова можно вынуть из шкафа? Из холодильника?).

Воспитатель проводит занятия по заданию логопеда, контролирует речь детей, объясняет задания родителям, проводит с детьми различные игры. Дети с НР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей. Логопед знакомит воспитателей с определенными речевыми моделями, воспитатели в свою очередь упражняют детей в применении, употреблении этих речевых моделей во время занятий и вне их. Это могут быть упражнения по сочетанию числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, трех елочек); винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три карандаша; десять бабочек) и др.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда в группах с детьми с нарушениями речи должна быть скоординированной, слаженной. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя, а также подключение к этой работе родителей и семьи.

Список литературы /References

1. Васильева О.С. Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ // Вестник науки и образования. 2015. №10. С.103-105 // [электронный ресурс] URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/VNO-10-12.pdf (Дата обращения 10.05.2020)

2. Лавренюк Н.В., Приходько М.Е. Специфика работы с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности с нарушением речи // Вестник науки и образования. 2015. №7(9). С.84-86. / [электронный ресурс] URL: https://scienceproblems.ru/images/PDF/82.pdf (Дата обращения: 10 мая 2020 г.)

3. Нигматова М.М, Мирзаева Д.Ш. Коррекционная педагогическая деятельность -процесс, направленный на воспитание и развитие полноценной личности. // ACADEMY. Научно-методический журнал, 2019. № 11 (50). С. 29-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.