УДК 159.99
Киселева Е.В. учитель-логопед Бабакова Е.Н. педагог-психолог Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация:
В статье освещены вопросы сопровождения учителем-логопедом и педагогом- психологом младших школьников, имеющих нарушения речи. Рассмотрены направления совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога, которые способствуют своевременной помощи учащимся в преодолении речевых нарушений, успешного овладения программным материалом, формирования положительной мотивации к учебной деятельности.
Ключевые слова:
Психолого-педагогическое сопровождение, логопедическое
сопровождение, эмоционально-волевая сфера, коррекционно-развивающая деятельность.
Kiselyova E. V. teacher-logopedist MBOU "GymnasiumNo. 22" Russia, Belgorod Babakova E.N. educational psychologist, MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Zotyeva E.N. educational psychologist, MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod JOINT WORK OF THE TEACHER-LOGO-PEDAGER AND TEACHER-PSYCHOLOGIST IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE OF STUDENTS WITH SPEECH
DISORDERS
Summary:
The article highlights the issues of accompaniment by a speech therapist and a psychologist-teacher to younger students with speech disorders. The directions of
joint work of a speech therapist and a pedagogue-psychologist are considered, which contribute to timely assistance to students in overcoming speech disorders, successful mastery of program material, and the formation of positive motivation for learning activities.
Keywords:
Psychological and pedagogical support, speech therapy support, emotional-volitional sphere, correctional and developmental activities.
Нарушения речи у младших школьников является одной из актуальных проблем для школьного обучения. По словам Л.С. Выготского: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». Не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Нарушения в речевом развитии могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, бедность и примитивизм содержания коммуникативной.
У учащихся с речевыми нарушениями при нормальном интеллекте часто наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: неустойчивость внимания, небольшой объём запоминания и воспроизведения материала, быстрая утомляемость, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; затруднена развёрнутая связная речь. Учащиеся данной группы могут иметь ряд особенностей со стороны эмоционально-волевой сферы: возбудимость, обидчивость, плаксивость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость.
В связи с этим совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей является необходимой. Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога начинается с совместного планирования работы, распределения задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, соблюдения единства требований, предъявляемых учащимся.
В совместной работе данных специалистов можно выделить следующие формы работы:
1) Анализ результатов обследования учащихся;
- обследование устной и письменной речи проводит учитель-логопед;
- педагог- психолог обследует особенности познавательной деятельности ребенка, эмоционально-волевую сферу, особенности общения и межличностных взаимоотношений.
2) Коррекционно-развивающие занятия, во время которых учитель-
логопед использует приёмы по активизации психических процессов: метод проблемного обучения, метод дискуссий, метод проблемного изложения (этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно -следственных связей). На занятиях педагога - психолога активизируются речевые высказывания учащихся.
3) Интегрированные занятия с учащимися, которые имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, кинестетической, вкусовой и эмоциональной. Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности обучающихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, групповые. На интегрированных занятиях используется игровой материал, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения. Эффективность цикла занятий оценивается по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования обучающихся, проявлению желания продолжать сотрудничать; по наблюдениям педагога-психолога и учителя-логопеда.
4) Выступления на родительских собраниях, стендовая информация, консультации.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда и педагога- психолога, удается своевременно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом, положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществлять преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Использованные источники:
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань»,2003.
2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002