Научная статья на тему 'СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ'

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА / КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / VIOLATION OF READING AND WRITING / CLASSIFICATION OF DYSGRAPHIES / SPEECH THERAPY SUPPORT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Е.В., Зотьева Е.Н., Бабакова Е.Н.

В данной статье освещены вопросы сопровождения учителем-логопедом и педагогом- психологом младших школьников, имеющих нарушения устной и письменной речи. Освещаются направления работы своевременной и качественной помощи учащимся в преодолении речевых нарушений, более успешного овладения программным материалом по русскому языку и чтению, формирования положительной мотивации к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Е.В., Зотьева Е.Н., Бабакова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT WORK OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND TEACHERS-LOGOPEED WITH LEARNING PRIMARY CLASSES THAT HAVE DISTURBED ORAL AND WRITTEN SPEECH

This article covers the issues of accompaniment by a teacher-speech therapist and a pedagogue-psychologist of younger schoolchildren with violations of oral and written speech. The directions of the work of timely and high-quality assistance to students in overcoming speech disorders, more successful mastering the program material on the Russian language and reading, the formation of positive motivation for learning activities are highlighted.

Текст научной работы на тему «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»

УДК 37.022

Киселева Е.В. учитель-логопед Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-

ЛОГОПЕДА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Аннотация:

В данной статье освещены вопросы сопровождения учителем-логопедом и педагогом- психологом младших школьников, имеющих нарушения устной и письменной речи. Освещаются направления работы своевременной и качественной помощи учащимся в преодолении речевых нарушений, более успешного овладения программным материалом по русскому языку и чтению, формирования положительной мотивации к учебной деятельности. Ключевые слова:

Нарушение чтения и письма, классификация дисграфий, логопедическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.

fascia E. V. teacher-logopedist MBOU "GymnasiumNo. 22" Russia, Belgorod Zotyeva E.N. educational psychologist, MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod JOINT WORK OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST AND TEACHERS-LOGOPEED WITH LEARNING PRIMARY CLASSES THAT HAVE DISTURBED ORAL AND WRITTEN SPEECH. Summary:

This article covers the issues of accompaniment by a teacher-speech therapist and a pedagogue-psychologist of younger schoolchildren with violations

of oral and written speech. The directions of the work of timely and high-quality assistance to students in overcoming speech disorders, more successful mastering the program material on the Russian language and reading, the formation of positive motivation for learning activities are highlighted.

Keywords:

Violation of reading and writing, classification of dysgraphies, speech therapy support, psychological and pedagogical support.

Нарушение речи (как устной, так и письменной) отрицательно воздействует на формирование личности ученика, развитие его познавательной деятельности. Особые трудности у данной категории детей отмечаются при обучении чтению и письму. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму и чтению в начальной школе, чрезвычайно важно, так как чтение и письмо являются базовыми навыками, без которых невозможно дальнейшее обучение.

Известным научным исследователем Р.И. Лалаевой разработана система классификации дисграфий, основанная на нарушении фонетико-фонематических представлений. В данной классификации выделены следующие формы: артикулярно-акустическая, аграмматическая, оптическая, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

Количество исследований познавательной деятельности детей с дисграфией сравнительно невелико. В них отмечается, что для данной категории учащихся характерна недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ): низкий уровень слухоречевого и зрительного восприятия и внимания, слабая произвольная память, недоразвитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и т. д.).

В результате у данной категории учащихся на письме появляются многочисленные дисграфические и орфографические ошибки: пропуски, вставки, перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок, безударных гласных и парных согласных и т. д. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что недостаточная сформированность высших психических функций, являющихся психологической базой речи, отрицательно влияет на качество письма и чтения. При отсутствии коррекции, направленной на становление высших психических функций, развитие учащихся идет медленными темпами, снижается их работоспособность и самоконтроль за выполняемыми действиями, что приводит неизбежно к увеличению количества ошибок, как в устной, так и в письменной речи.

Так же отмечено, что у большинства учащихся речевая патология

отягощена сопутствующими нарушениями в эмоционально -волевой сфере, в связи с этим взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда приобретает особую значимость.

Свою работу в рамках психологического и логопедического сопровождения каждого учащегося мы начинаем с индивидуального обследования. В ходе обследования педагог-психолог определяет: сформированность основных мыслительных процессов, внутренней позиции школьника, особенности восприятия, внимания, памяти и произвольности поведения. Учитель- логопед в процессе обследования определяет уровень речевого развития каждого учащегося: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи. Далее совместно обсуждаются итоги психологического развития, речевого обследования и определяются пути эффективной коррекционной деятельности. Данные результаты доводятся до сведения учителей начальных классов на первом психолого-педагогическом консилиуме, обсуждаются все кандидатуры для зачисления на логопедические занятия, определяются возможные проблемы в усвоении программного материала, даются рекомендации по их предупреждению.

В течение периода обучения в начальной школе все обучающиеся находятся под постоянным контролем педагога-психолога и учителя-логопеда: проводятся тематические родительские собрания, консультации, интегрированные занятия с младшими школьниками, организованные совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, кинестетической, эмоциональной. Занятия проводятся в условиях смены положения тела - стоя, сидя, в движении, в произвольно выбранной прозе. Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности обучающихся. Формы выполнения заданий разнообразны: индивидуальные, парами, групповые. На интегрированных занятиях используется игровой материал, арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, артикуляционные и дыхательные упражнения. Эффективность цикла занятий оценивается по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики и логопедического обследования обучающихся, проявлению желания продолжать сотрудничать; по наблюдениям педагога-психолога и учителя-логопеда.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, удается своевременно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществлять преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Использованные источники: 1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтением и

письмом. // Известия АПН РСФСР. -1950. - Вып. 70.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984.

3. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: МИМ, 1997.

4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: ВЛАДОС, 1999. - 221 С.

5. Лалаева Р. И., Бенидиктова Л. В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: СОЮЗ, 2001.

УДК 657.632

Клопова А. А. студент 4 курса факультет "Финансово-экономический " Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСВТЕННЫМ ХАРАКТРЕРИСТИКАМ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМОЙ К БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация на русском языке: в статье анализируются основные требования к качественным характеристикам информации, представляемой в бухгалтерской отчетности. Актуальность данной темы предопределена тем, что по данным бухгалтерской отчетности анализируются показатели плановых заданий, устанавливаются от -клонения фактических показателей от плановых заданий и нормативов, дается оценка возможных последствий и пользователями бухгалтерской отчетности являются заинтересованные в деятельности той или иной организации физические или юридические лица.

Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, бухгалтерия, понятие бухгалтерской отчетности.

Klopova A.A. student

4year, Faculty of "Finance and Economics " Orenburg State University Russia, Orenburg REQUIREMENTS FOR THE QUALITY CHARACTERISTICS OF INFORMATION REPRESENTED TO THE ACCOUNTING REPORTING Annotation in Russian: the article analyzes the composition, content of the forms of accounting financial statements, as well as the role of reporting for the financial analysis of the company. The relevance of this topic is predetermined by the fact that according to the financial statements, the indicators of the planned targets are analyzed, deviations of actual indicators from the planned targets and normative are established, the possible consequences are estimated and the users of the financial statements are interested in the activities of one or another

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.