Научная статья на тему 'Совместная деятельность педагога и студента по повышению качества профессиональной подготовки посредством внедрения модульно-компетентностного подхода'

Совместная деятельность педагога и студента по повышению качества профессиональной подготовки посредством внедрения модульно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESIDENTIAL MESSAGE / KASIPKOR / EDUCATOR / STUDENT / JOINT ACTIVITY / RESULT OF WORK / ПРЕЗИДЕНТіНің ЖОЛДАУЫ / КәСіПқОР / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / БіРЛЕСКЕН қЫЗМЕТ / Ең-БЕК НәТИЖЕСі / ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА / КАСИПКОР / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кстаубаев А.С.

В статье рассмотрены вопросы организации учебной работы педагога и студента, в основе которой лежит модуль-но-компетентностный подход. Особенность её заключается в применении методов обучения, которые способствуют включению студентов в функциональную работу, развитию инициативы, повышению ответственности, развитию критического мышления. Автор делает вывод о том, что совмещение всевозможных способов при совместной деятельности педагога и студента содействует наилучшему усваиванию учебного материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joint activities of a teacher and a student for improvement of vocational training quality by means of modular and competence-based approach

The article deals with the organization of educational work of a teacher and a student, which is based on a modular competence approach. The peculiarity of this article is the use of teaching methods that contribute to students' motivation to functional work, development of initiatives, responsibility, development of critical thinking. The author concludes that the combination of all possible ways in the joint activity of a teacher and a student contributes to the best understanding of the educational material.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность педагога и студента по повышению качества профессиональной подготовки посредством внедрения модульно-компетентностного подхода»

Л. С.Кстаубаев,

мастер производственного обучения, КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж», г. Костанай

He?i)?i свздер: Президенпинщ жолдауы, Кэсищор, педагог, студент, б^рлескен цызмет, ец-бек нэтижеа.

Ключевые слова: Послание Президента, Касипкор, педагог, студент, совместная деятельность, результат труда.

Keywords: Presidential

message, Kcisipkor, educator, student, joint activity, result of work.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ацдатпа

Макал ад а непз1 модул ьд1 к-кузыреттш к тэсш алынган студенттермен педагогтардьщ кызметш уйымдастыру сурактары каралган. Осы тэсшдщ ерекшелт студенттердщ функционалдьщ кызметке косылуын, жумыска деген ьщы-лас танытуын, сын тургысынан ойлауын дамыту мен жау-апкерил л1 KTepi н арттыруга багытталган. Автор педагог пен студенттерд1 н кызмеп нде эртурл1 колайлы эдю-тэсшдерд1 колдынып, эрекет жасау оку материалын жаксы менгеруге септтн типзетшш корытындылайды.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации учебной работы педагога и студента, в основе которой лежит модуль-но-компетентностный подход. Особенность её заключается в применении методов обучения, которые способствуют включению студентов в функциональную работу, развитию инициативы, повышению ответственности, развитию критического мышления. Автор делает вывод о том, что совмещение всевозможных способов при совместной деятельности педагога и студента содействует наилучшему усваиванию учебного материала.

Annotation

The article deals with the organization of educational

work of a teacher and a student, which is based on a modular

competence approach. The peculiarity of this article is the use

of teaching methods that contribute to students' motivation to w

s

functional work, development of initiatives, responsibility, щ

development of critical thinking. The author concludes that д

the combination of all possible ways in the joint activity of a $

teacher and a student contributes to the best understanding of ^

the educational material. °

В Послании Президента Республики Казахстан - Лиде- ^

ра нации Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казах- ц

стана отмечено, что знания и профессиональные навыки и

- ключевые ориентиры современной системы образования, ^

подготовки и переподготовки специалистов. «Чтобы стать Щ

развитым конкурентоспособным государством, мы должны g

стать высокообразованной нацией» [1]. ^

Одним из основных направлений успешного конструирования образовательной модели в Республике Казахстан

2(20)72018

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; х

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

и инфраструктуры технического и профессионального образования является создание образовательных программ и их соответствие запросам экономики страны, международным требованиям, требованиям социальных партнеров.

Внедрение новых образовательных программ, разработанных НАО «Холдинг «Касип-кор» на основе модульно-компетентностнош подхода, связано с обновлением содержания технического и профессионального образования - одного из ключевых направлений обеспечения качества подготовки квалифицированных специалистов. Данные программы разработаны Холдингом в соответствии с международными требованиями и учитывают потребности социальных партнеров. Основой новых образовательных программ является модульно-компе-тентностный подход обучения [2].

Модульно-компетентностный подход в техническом и профессиональном образовании способствует взаимодополнению всевозможных технологий. Совмещение их содействует наилучшему усваиванию учебного материала, формированию компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается изучение материала, которое основывается на определении, освоении и презентации умений и навыков, типов поведения и отношений, важных для определенной творческой работы. Главным принципом данного метода считается ориентация на итоги, важные для сферы труда

[3].

Внедрение модульно-компетентностнош подхода подразумевает разработку:

1)рабочей модульной программы, перспективно-тематического планирования, поурочного планирования, планов конспектов, в которых отражены требования государственного стандарта, и в тоже время планируемую профессиональную работу по специальности (квалификации) с учетом требований социального партнера;

2)учебной и методической литературы для студентов, преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в соответствии со структурой модуля программы;

3)системы внутреннего контроля, контроля социальным партером при проведении итоговой аттестации, оценки уровня профессиональ-

ной подготовленности, оценки обучения на основе модульно-компетентностного подхода.

В работе по внедрению в образовательный процесс модульно-компетентностного подхода важным фактором является: форма организации учебной работы, в основе которой лежит самостоятельность и индивидуальная ответственность студента за результаты труда. Студент должен заниматься саморазвитием, посещать библиотеку, ходить на дополнительные занятия, изучать периодическую литературу по специальности и специфике специальности. При этом подходе преподаватель перестал быть только информационным источником, выступает в роли организатора обучения с применением проблемных ситуаций, что ведет к положительной мотивации студентов, развитию мышления. Важным условием эффективности изучения материала в соответствии с модульно-компетентностным походом является личное включение студента в активную деятельность. Задача педагога продумать и осуществить функциональную работу студентов, обеспечить необходимые условия образовательного процесса. Без самостоятельной, осознанной, целевой работы студентов не может быть процесса усвоения, занятие просто превращается в процесс информирования. Оттого, насколько чётко педагог определит, какие компетентности будут формироваться при изучении дисциплины, темы зависят цели определенного урока, организация учебной работы

[4].

В нашем учебном заведении преподавание всех дисциплин направлено на реализацию компетентностной модели выпускника. На базе её были разработаны модульные программы дисциплин, на основе которых проектируются авторские педагогические технологии. Тематическое планирование дополнено определением состава компетенций и личностных качеств, которые необходимо развивать у студентов при изучении данной дисциплины с указанием технологий, форм, методов и способов оценивания.

При выборе методов изучения в условиях реализации модульно-компетентностного подхода особое внимание необходимо уделить методам, которые способствуют включению студентов в функциональную работу, развитию инициативы, ответственности, способствую-

2(20)72018

щие развитию критического мышления. Это всевозможные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного изучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п., которые содействуют формированию компетентно-стей [5].

Общий итог всех форм учения, направленных на развитие или формирование главных компетенций, можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности педагога на самостоятельное изучение, ответственность и активность студентов.

Исследователи утверждают, что следующие формы работы студентов позволяют проявить самостоятельность: анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление (презентация).

На наш взгляд, публичной презентации результатов самостоятельных исследований студентов необходимо уделять особое внимание, вводить их в содержание дискуссий или лабо-раторно-практических занятий.

При компетентностно - модульном подходе изменяются формы и способы организации уроков, обучение приобретает деятельност-ный характер, акцент делается на продуктивную работу в небольших группах, развитие самостоятельности и ответственности.

В работе учитываем позицию учёных и практиков, которые дают следующие советы педагогам для формирования компетенций:

• нельзя подавлять интуицию студента, обычно бывают ситуации, когда студент высказывает догадку, предположение и получает отрицательный ответ преподавателя, студента необходимо поощрять за попытку применения;

• необходимо формировать у студентов уверенность в собственных силах, веру в свою способность решить задачу, тот, кто не верит в себя, уже обречён на неудачи;

• опора на положительные эмоции (удивления, радости, переживание успеха, юмор);

• необходимо стимулировать стремление у студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения; студент, не привыкший учиться самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой работе;

• необходимо обширнее использовать проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или же с

помощью педагога открытие нового знания;

• вести научно- исследовательскую деятельность со студентами, где позиция студента ориентирована на интенсивное взаимодействие с педагогами, другими студентами, в которой преобладает климат взаимоподдержки, теплоты и ответственности;

• предоставление студентам через групповую организацию обучения и воспитания многообразия форм межличностных отношений и общения, что позволяет испытать чувство радости от общей работы [6].

Итак, внедрение модульно - компетентност-ного подхода в совместной деятельности педагога и студента способствует повышению качества профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Назарбаев Н.А.Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». [Электронный pecypc]http://www.akorda. kz/ru/page/ page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_l 3 5 7813 742

2. Холдинг «Касипкор» [Электронный pe-cypc]http://kasipkor.kz/?page_id=407&lang=ru

3. Модульно-компетентностный подход и его реализация в профессиональном образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2011 года) / Отв. ред. Н.В.Горшенина - Оренбург: ГЪОУ СПО «ОГК»,- 178 с.

4. Малитиков Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ /Е.М. Малитиков, В.П. Колмогоров, М.П. Карпенко // Право и образование . - 2000. - № 1.

5. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас, 1989.-271 с.

6. Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей: материалы научных исследований, выполненных МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта ФПРО 2005 года и национального проекта 2006 года. - М., 2005. - 47 с.

в;

5 х

m

о

СП

6

W О в;

s

I—

о §

X X ш Е-

S в;

s

Рч

о

ш Е-

2(20)/2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.