Научная статья на тему 'Модульно-компетентностный подход в контексте проекта "Бесплатное техническое и профессиональное образование"'

Модульно-компетентностный подход в контексте проекта "Бесплатное техническое и профессиональное образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КАЧЕСТВО / БАЗОВЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИЯЛЫқ БіЛіМ БЕРУ ЖОБАЛАРЫ / БіЛіМ БЕРУ БАГДАРЛА-МАЛАРЫ / ТИіМДіЛіК / САПА / НЕГіЗГі ЖәНЕ КәСіПТіК құЗЫРЕТТіЛіКТЕР / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS / EDUCATIONAL PROGRAMS / EFFECTIVENESS / QUALITY / BASIC AND PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аяганова Б.З.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения проекта «Бесплатное техническое образование», адаптации и внедрения образовательных программ нового поколения на основе модульно-компетент-ностной структуры, а также вопросы повышения квалификации педагогов и мастеров профессионального образования.Осы мақалада «Тегін техникалық білім беру» жобасын енгізу, модульдік-циклдік құрылымы негізінде жаңа буын білім бағдарламаларын әзірлеу, бейімдеу және енгізу, сондай-ақ педа-гогтар мен ө/о шеберлерінің біліктілігін артты-ру мәселелері қарастырылады.In the article some important problems of the "Free technical and vocational education" project introduction, adaptation and using new educational programs on the basis of modular and competence-based structure, and also the questions of teachers and training officers’ professional development are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульно-компетентностный подход в контексте проекта "Бесплатное техническое и профессиональное образование"»



Б.З.Аяганова,

заведуюгцая учебно-методическим объединением, КГКП «Костанайский политехнический высший колледж»

Нег1зг1 свздер: хтновацияльщ oi.ii.xi беру жобалары, бтм беру багдарла-малары, гтпмдглгк, сапа, нег!зг! жэне KdcinmiK К) "j ыреттл /¡ктер.

Ключевые слова: инновационные образовательные проекты, образовательные программы, эффективность, качество, базовые и профессиональные компетенции.

Keywords: innovative educational projects, educational programs, effectiveness, quality, basic and professional competencies.

МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА «БЕСПЛАТНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Ацдатпа

Осы макалада «Тегш техникальщ бш1м беру» жобасын енпзу, модульдж-циклдж курылымы непзшде жаца буын бЫм багдарламаларын эз1рлеу, бешмдеу жэне енпзу, сондай-ак; педа-гогтар мен в/о шеберлершщ бииктиппн артты-ру мэселелер1 карастырылады.

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения проекта «Бесплатное техническое образование», адаптации и внедрения образовательных программ нового поколения на основе модульно-компетент-ностной структуры, а также вопросы повышения квалификации педагогов и мастеров профессионального образования.

Annotation

In the article some important problems of the "Free technical and vocational education" project introduction, adaptation and using new educational programs on the basis of modular and competence-based structure, and also the questions of teachers and training officers' professional development are considered.

В Послании народу Казахстана от 31 ян- —

—-«

варя 2017 года «Третья модернизация Ка- < захстана: глобальная конкурентоспособность» §

т

одним из пяти основных приоритетов МО- < дернизации определено улучшение качества q

человеческого капитала и перед образованием 2

поставлена задача стать центральным звеном q новой модели экономического роста [1].

Президент нашей страны H.A. Назарбаев не £

LU

раз подчеркивал, что важнейшим приоритетом ь

государства в социальной политике должны ~

быть масштабные инвестиции в развитие чело- ^

веческого капитала [2]. В Казахстане продол- Д жается модернизация сферы образования, при н этом особое внимание уделяется качественно-

в;

г -

<

ш о

го £

иа О в;

0

3

1

х ш

о. О ш Н

му росту системы профессионального и технического образования. Без серьезных качественных изменений в этой сфере невозможна модернизация производства и экономики страны. С нынешнего года дан старт новому проекту — «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».

Цель данного проекта можно сформулировать как: создание и обеспечение широких возможностей для всех категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций для трудоустройства, повышения конкурентоспособности на рынке труда экономического активного населения Казахстана.

Исходя из главных целей проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», система технического и профессионального образования страны должна:

• составлять неотьемлемую часть национальной системы образования в форме приобщения к технологии, миру труда;

• быть доступной применительно ко всем соответствующим видам специализации и квалификации в рамках формального образования;

• обеспечивать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;

• быть свободным и сознательно избираемым видом профессионального обучения, с помощью которого люди удовлетворяют свои интересы, развивают таланты и мастерство, позволяющие заниматься профессиональной деятельностью в различных секторах экономики;

• обеспечивать первоначальную специальную профессиональную подготовку граждан РК для первичной занятости, включая самозанятость;

• давать каждому человеку возможность адаптироваться к быстрому развитию информационных и коммуникационных технологий [3].

Основные мероприятия достижения

поставленной задачи будут реализованы через Дорожную карту Проекта «Бесплатное профессионально-техническое образования для всех» и Программу продуктивной занятости и массового предпринимательства и реализацию модульных образовательных программ двух-трех -уровневой модели обучения.

Программа дает широкие возможности для молодежи, в первоочередном порядке ее участники будут сформированы из числа выпускников 9-11 классов, лиц, не поступивших в учебные заведения, ищущих работу, из числа находящихся в трудной жизненной ситуации и члены малообеспеченных семей, а также воспитанников детдомов и интернатов, детей из многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, проживающих в центрах адаптации несовершеннолетних.

Для стандартного формата обучения будет идти двухуровневая подготовка: для получения специальности специалиста среднего звена человеку в бонус предоставляется возможность получения диплома через рабочие квалификации. Обучаясь, человек на любом курсе, набрав определенное количество модулей, получив рабочую квалификацию, получив диплом, при необходимости может выйти на рынок. Кроме этого, в любое удобное для него время может продолжить обучение, чтобы получить диплом специалиста среднего звена.

Например, «техник-электрик для предприятия энергетики » - с этим дипломом он может устроиться на работу на уровне менеджера, руководителя предприятия, руководителя структурного подразделения. Но для того, чтобы занять эти позиции, он должен получить две-три рабочие квалификации, скажем электромонтажника по распределительным устройствам, электрослесаря по ремонту электрооборудования распределительных устройств, техника-электрика.

3(21)72018

Ш

В процессе обучения эти квалификации он получает по модулям, а в случае необходимости выйти на работу, он имеет возможность докончить обучение впоследствии. Другой вариант - студент может прийти просто на рабочую квалификацию без получения уровня специалиста среднего звена.

В условиях реализации проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование» используется модульно-компетентностный подход, в основу которого заложена практико-ориентированная подготовка. Приоритетными направлениями модульной образовательной программы двухуровневой модели обучения станут: профессиональные роли, практи-ко-ориентированный характер обучения, получение рабочих профессий.

В результате освоения модульных программ у будущего выпускника формируется новый опыт на основе приобретаемых компетенций, а так же создается идеальная модель конкурентоспособной личности будущего выпускника.

Наш колледж имеет большой опыт подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, располагает всеми необходимыми условиями для реализации экспериментальных модульных программ двухуровневой модели обучения в рамках проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование».

С 1 сентября 2018 года Костанай-ский политехнический высший колледж продолжит подготовку специалистов по двухуровневой модели обучения в рамках следующих специальностей:

0902000 «Электроснабжение (по отраслям)»

квалификации 0902012-электромон-тажник по распределительным устройствам;

0902033 техник-электрик.

0911000 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического

и электромеханического оборудования (по видам)»:

0911022 - электрослесарь (слесарь) дежурный по ремонту оборудования;

0911032 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования;

0911013 - электромеханик.

1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение ( по видам)»:

1304012 оператор электронно-вычислительных машин;

1304043 техник-программист.

1014000 «Технология машинострое-ния( по видам):

101403 2- слесарь-ремонтник;

101402 3 - техник-механик.

1219000 «Хлебопекарное, макаронное, кондитерское производство»;

1219142 - пекар;

1219243 - техник-технолог.

Внедрение проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование» процесс трудоемкий и без педагогов и менеджеров, четко понимающих необходимость реформирования процесса обучения для соответствия требованиям рынка, дело очень сложное.

С целью трансляции опыта по разработке модульных образовательных программ двухуровневой модели подготовки на базе Костанайского политехнического высшего колледжа, являющегося партнером НАО Холдинга «Кэсшкор», проведе- с; ны курсы повышения квалификации в Е: формате семинаров-тренингов. т

Содержание программы курсов было ^

а;

направлено на:

• осмысление педагогами собствен- ^ ной роли в реализации проекта «Бес- ~ платное техническое и профессиональ- § ное образование;

• отработку практических навыков ш по обновлению содержания учебных д планов и программ, учебно-методическо- 5 го сопровождения;

• составление рабочего учебного н плана, перспективно-тематического и по-

СОЛО)

урочного планов;

• изучение активных методов в преподавании и обучении.

Слушатели курсов изучали основные нормативные правовые акты, определяющие содержание проекта «Бесплатное техническое и профессиональное образование»; структуру Национальной системы квалификации, в основу которых заложены Национальная рамка квалификаций (HPK), отраслевые рамки квалификаций (ОРК), профессиональные стандарты (ПС), образовательные стандарты (программы) (ОП), сертификация специалистов; изучали вводный курс по информационным технологиям, технические и программные средства обучения, выполняли практические задания по составлению рабочего учебного плана, перспективно-тематического, поурочного планов, в целом учебно-методического комплекса (УМК) по модулям.

Сертифицированные педагоги, менеджеры Костанайской области, а их 240 из 41 колледжа области в кратчайшие сроки после окончания курсов с целью реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» подготовили экспериментальные модульные программы двухуровневой модели обучения и с сентября 2018 года в колледжах нашей области студен-_ ты продолжат обучаться по новым программам.

В заключении, хочется вновь обратить-S ся к словами Главы Государства Н.На-

£ ш

О

Os £ L_

О

SC X ш н

5

к; S о.

О ш f—

зарбаева: «Проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» - это огромный шанс казахстанской молодежи, дающий реальную путевку в жизнь, достойное будущее, путь к улучшению человеческого капитала».

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность. [Электронны ресурс] http://www. zakon.kz/4860322-tretja-modernizacja-kazakhstana. html

2.Назарбаев H.A. Послание Президента Республики Казахстан H.A. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Астана, январь 2012. [Электронный pecypcjhttps:// tengr ine ws. kz/zakon/pr ezi dent_r espubl iki_ kazahstan/konstitutsionnyiy_stroy_i_ osnovyi gosudarstvennogo upravleniya/id-К1400002014/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы. [Электронный ресурс] http: //www. go ogl e. kz/ sear ch? q

3.Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования PK (по итогам 2014 года) Астана: АО «ИАЦ», 2015.-273 с.

4.0 ситуации на рынке труда в Республике Казахстан в 3 квартале 2015 года. Экспресс-информация № 41-08/ 10 ноября 2015 года.

3(21)72018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.