Научная статья на тему 'Совместная деятельность детей в ДОО как средство формирование положительных взаимоотношений в технике скрапбукинг'

Совместная деятельность детей в ДОО как средство формирование положительных взаимоотношений в технике скрапбукинг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / СКРАПБУКИНГ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБУЧЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RELATIONSHIP / SCRAPBOOKING / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / TRAINING / JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Тускулана Юрьевна, Попова Людмила Витальевна

Статья посвящена проблеме формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. В целях повышение дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста авторы предлагают совместную продуктивную деятельность по изготовлению поделок с использованием техники скрапбукинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Тускулана Юрьевна, Попова Людмила Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ACTIVITIES OF CHILDREN IN THE OED AS A MEANS OF FORMING POSITIVE RELATIONSHIPS IN THE SCRAPBOOKING TECHNIQUE

The article is devoted to the problem of formation of positive relationships of preschool children in joint activities. In order to improve the friendly relations of children of preschool age, the authors propose joint productive activities for the production of crafts using the technique of scrapbooking.

Текст научной работы на тему «Совместная деятельность детей в ДОО как средство формирование положительных взаимоотношений в технике скрапбукинг»

и развитие способности применять его на деле, делать выводы и аналитически мыслить. Погоня за оценками редко приводит к успехам в карьере. Существует мнение, что абсолютных бездарностей не существует, любого человека при наличии желания можно замотивировать. Однако на деле выходит, что замотивировать сначала нужно преподавателей, чтобы у них был интерес обучать и помогать своим студентам. Следует также помнить, что вызвать интерес в студентах можно лишь при условии, что они сами хотят учиться, развиваться в выбранной ими области, а не просто формально получить диплом, чтобы родители были удовлетворены прогностическими моделями будущего своих детей.

Выводы. Выделение уровней мотивации операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный - на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень - высшего образования, а также на ситуативный уровень - добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации.

Литература:

1. Зимин Л.А. О создании педагогических условий для применения информационных и дистанционных образовательных технологий в вузах МВД // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. № 1 (77). С. 37-40.

2. Зимин Л.А. О создании педагогических условий непрерывного профессионального тактико-специального образования // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 4 (76). С. 21-24.

3. Подпорин И.В., Карабаш Д.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в образовательных организациях МВД России // Краснодар, 2017.

4. Подпорин И.В. Специфика формирования мотивации профессионального самообразования курсантов вузов МВД // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. № 2 (158). С. 202-207.

5. Подпорин И.В. Формирование готовности курсантов к самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2012

6. Подпорин И.В. Концептуальная модель готовности курсантов к самообразовательной деятельности в условиях обучения в вузе МВД России // Общество и право. 2012. № 2 (39). С. 301-305.

7. Подпорин И.В. Условия формирования готовности курсантов к самообразовательной деятельности в вузе МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2012. № 1 (15). С. 88-91.

8. https://accent-center.ru

9. Лобанова А.В. Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - Киров: 2014. № S 30. С. 26-30.

10. Лобанова А.В., Кунаковская И.А. Менеджмент рынка труда и его роль в осуществлении государственной политики занятости населения. // Устойчивость и сбалансированность социально-экономических систем и механизмов: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: АНОДПО Институт стандартизации, сертификации и методологии, 2017. С. 36-41.

Педагогика

УДК 373.21

студентка Иванова Тускулана Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. В целях повышение дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста авторы предлагают совместную продуктивную деятельность по изготовлению поделок с использованием техники скрапбукинг.

Ключевые слова: взаимоотношение, скрапбукинг, дети старшего дошкольного возраста, обучение, совместная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of positive relationships of preschool children in joint activities. In order to improve the friendly relations of children of preschool age, the authors propose joint productive activities for the production of crafts using the technique of scrapbooking.

Keywords: relationship, scrapbooking, children of the senior preschool age, training, joint activity.

Введение. Современный стандарт ставит перед педагогами задачу развития коммуникативно компетентного нового поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что основная цель образования - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе, умеющей поддерживать отношения с окружающими людьми на принципах гуманности. ФГОС ДО подчеркивает огромное значение для развития личности старшего дошкольника сферы его общения.

Взаимоотношения с другими людьми начинаются и особо ярко развиваются в дошкольном возрасте, именно поэтому важно, насколько благоприятно сформировываются отношения между детьми в коллективе.

Среди многих методологических принципов, направляющих многие психологические исследования, следует выделить деятельностный подход. В психологии такой подход разработан в разных вариантах С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др.

Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с другими людьми, а отношения с другими людьми считаются органически важным условием человеческого развития. А.А. Бодалев считает, необходимым напомнить, что отношение к миру постоянно опосредованно отношением человека к другим людям [1].

Л.С. Выготский и его последователи считают, что взаимоотношения ребенка с другими людьми выступают как способ познания мира [4].

Совместная деятельность считается системообразующей особенностью коллектива. Группа реализует свою цель через определенный" предмет деятельности и тем самым меняет себя, свое строение и систему взаимоотношений. Характер и направление взаимоотношений находятся в зависимости от содержания деятельности и ценностей, общепринятых группой". Групповая деятельность определяет межличностные отношения, порождая их, оказывает на их содержание и опосредствует вступление ребенка в общность. Как раз в совместной" деятельности и в общении межличностные взаимоотношения реализуются и преобразуются [2].

Т.А. Репина называет три основополагающих вида: собственно- личностные, оценочные и «деловые» [7]. Е.В. Субботский считает, что отношения детей дошкольного возраста разделяются на: отношения эмоционального общения, отношения руководства - подражания, отношения кооперации. В частности, он исследовал партнерство как отношения, в которых ребенок и окружающие его люди осуществляют те же или подобные программы, не связанные ни с какими внешними узами [5].

Взаимодействие со сверстниками - это не только условие для достижения совместной" цели, но и сама цель. Проявляются способности для взаимной" поддержки, общения, дошкольники делятся успехами и неудачами. Дети умеют осознавать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в общих играх, конструировании, труде. В деятельности, выстроенной" по типу «совместно - дружно - вместе», а не типа «близко, но не вместе», формируются отношения обоюдной ответственности, зависимости и помощи - основа коллективизма и товарищества [3].

К пяти годам ровесник становится для ребенка не только лишь предметом сравнения с собой, но и целостной личностью. Эти изменения по отношению к сверстникам, отражают определенные изменения личности детей" дошкольного возраста.

Начиная, со старшего дошкольного возраста у детей возникает желание помочь, понравится сверстникам, уступить ему что-то.

Изложение основного материала статьи. Актуальность данной проблемы определяет необходимость проведения системы мероприятий, направленных на формирование положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду.

С целью определения особенностей взаимоотношений детей в группе, нами было проведено пилотное исследование по методике Т.Д. Марцинковской «Два домика» в старшей группе МБДОУ - ЦРР - детском саду №21 «Кэнчээри» г. Якутска. Экспериментом охвачено 25 детей.

Нами были получены следующие результаты. Они показали, что категория «лидеры» в группе составляет 53%, «дети, наименее выбираемые в общении» - 35%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов рекомендуется проведение таких занятий, которые были бы эффективными для положительного взаимоотношения детей. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «Отверженные» дети составил 12%. Это можно объяснить тем, что эти дети не инициативные, при разговоре со взрослым испытывают страх, неохотно вступают в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечают с большим затруднением.

На основе методики «Развитие общения со сверстниками» по И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой нами были получены следующие результаты. Они показали, что у 20% детей низкий уровень развития общения; у 65% детей - средний уровень, а у 15% детей высокий уровень развития общения.

Исходя из полученных результатов диагностического исследования мы можем сделать вывод, что взаимоотношение детей в старшей группе относительно благополучное, т.к. уровень взаимности высокий (коэффициент взаимности), но есть отвергнутые дети и дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора, которые не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне не уверенны в себе. Во время общение дети, стараются привлекать внимание сверстника к своим действиям, хотят сотрудничать, подражают действие своего сверстника, но, иногда к сожалению, наблюдается отсутствие вежливости от некоторых детей.

Для решения проблемы формирования положительного взаимоотношения ребенка к сверстникам нами была выбрана совместная продуктивная деятельность, которая заключает в себе большие возможности для формирования у детей старшего дошкольного возраста позицию активного участника общего дела.

Нами была разработана комплекс занятий в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность).

Для формирования положительных отношений друг к другу, нравственных представлений во взаимоотношениях с детьми младшего возраста и со сверстниками, на данном этапе работы составлены следующие задачи:

- разработать методы и приемы руководства педагогической деятельностью с целью формирования положительных отношений и нравственных качеств: сочувствия, взаимопомощи и сопереживания;

- создать доброжелательную среду в группе с целью вовлечения необщительных, а также вспыльчивых и не пользующихся популярностью воспитанников в дружеские микрообъединения;

- формировать положительные взаимоотношения на основе доброжелательного общения.

Одной из необычных, интересных и социально-направленных для ребенка видов деятельности является скрапбукинг. При изготовлении поделок дети работают коллективно, что позволит воспитывать дружеские взаимоотношения, формировать умения договариваться, помогать друг другу.

Скрапбукинг - это вид творчества, заключающегося в сохранении незабываемых моментов из жизни, посредством создания и оформлении личных и семейных фотоальбомов.

В структуре совместной деятельности мы выделили четыре основных этапа работы.

Организационный момент. Воспитатель заранее готовит необходимые материалы. Все рассаживаются вокруг одного большого стола.

Мотивация деятельности. Необходимо вызвать интерес к предстоящей деятельности. Для этого можно использовать сюрпризный момент, художественное слово, слушание музыки, игровую ситуацию.

Целеполагание. Воспитатель сообщает цель предстоящей деятельности, то, чем они будут заниматься и что получится в результате деятельности.

Средства. Дети должны увидеть с каким материалом и оборудованием им предстоит работать при изготовлении поделки. Предлагает детям вспоминать об особенностях разных материалов перед их использованием.

Организация деятельности. Взрослый, показывая, рассказывает детям техники создания поделки. Дети, отвечая на вопросы, придумывают и помогают взрослому создать. В ходе рассказа - показа у детей рождается определенный образ поделки, которую хотят сотворить.

Все, что делается с детьми на занятиях, должно быть как - то связано с их жизнью. Это должно быть интересно, нужно. Например изготовления мини- фотоальбома в будущем остается как воспоминание.

Затем дети изготавливают поделки, вспоминая и обсуждая рассказ - показ взрослого. Взрослый помогает тем, кто нуждается в помощи, задает наводящие вопросы, ставит перед детьми проблемные ситуации. Со временем и сами дети, начинают помогать тем, у кого пока не все получается [6]. Результат. В конце занятия организуется анализ выполненных работ, их рассматривание, обсуждение трудностей, определение наиболее удачных. Когда готова работа, обязательно нужно собрать всех детей, привлечь их внимание, чтобы они увидели конечный результат своих трудов, и показать важность вклада каждого участника.

При оценке результатов коллективного труда стоит отметить:

- Все ли дети придерживались заранее оговоренного плана совместной деятельности;

- насколько добросовестно каждый выполнил свою работу;

- проявлялась ли стремление помочь своим товарищам;

- примеры инициативности и самостоятельности в принятии оригинальных творческих решений.

Предложенная нами методика позволило применить образовательный потенциал техники скрапбукинг в

формировании положительных взаимоотношений у старших дошкольников. Данная техника позволяет разнообразить творческий процесс совместной деятельности детей и взрослых, стимулирует проявление взаимного интереса к реализации ярких, необычных образов различных предметов. В процессе совместного изготовления поделок дети научаются позитивному отношению друг другу, приобретают умения контролировать свои эмоции и распознавать чувства других, приобретают опыт взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и детьми.

Выводы. Таким образом, отношения со сверстниками оказывают значительное влияние на личность ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, доброжелательность, отзывчивость и др.

Именно в совместной деятельности у детей появляются новые друзья, с которыми раньше не общались. Так как в совместной деятельности дети больше общаются, помогают друг другу. А совместная деятельность в технике скрапбукинг еще больше мотивирует детей. Дети, создавая фотоальбомы, фоторамки могут рассказывать друг другу о семейных фотографиях, о ярких моментах жизни. Т.е у них появляется общая тема для общения, общая цель и общий результат.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин - М.: Речь, 2009. - 363 с.

2. Брудный, А.А. К теории коммуникативного воздействия. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / А.А. Брудный - 6-е изд. - М.: АСД, 2011. - 446 с.

3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2011. - 96 с.

4. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Юрайт., 2017. - 200 с.

5. Жукова М.Ю. Введение в практическую социальную психологию / Ю.М. Жукова. - М.: Мир, 2010. - 425 с.

6. Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. В.Ф. Котляр, 1986 - 93 с.

7. Репина, М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый, 2015. - No9. - С. 1267 - 1269.

Педагогика

УДК 372.461

учитель начальных классов Иванова Наталья Николаевна

Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №4 имени Д. С. Спиридонова (с. Верхневилюйск); кандидат педагогических наук, доцент Оконешникова Надежда Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт работы по развитию устной связной речи младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: развитие, устная речь, проект, деятельность, младший школьник.

Annоtation. This article discusses the experience of the development of oral coherent speech of younger schoolchildren through project activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Primary Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.