Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику изодеятельности - скрапбукинг'

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику изодеятельности - скрапбукинг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / СКРАПБУКИНГ / SCRAPBOOKING / РУЧНОЙ ТРУД / MANUAL LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна, Пережогина Ирина Викторовна, Сердечная Марина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы творческого развития детей в дошкольном учреждении путем нетрадиционной техники изодеятельности скрапбукинга. Охарактеризован опыт работы по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники художественного труда МБДОУ «Белочка» г. Черногорск Республика Хакасия. В системе работы детского сада активно используется ручное творчество скрапбукинг как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники позволяют выразить в своей работе чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бауман Надежда Владимировна, Пережогина Ирина Викторовна, Сердечная Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику изодеятельности - скрапбукинг»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННУЮ ТЕХНИКУ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СКРАПБУКИНГ

1 2 3

Бауман Н.В. , Пережогина И.В. , Сердечная М.Н. Email: Bauman1139@scientifictext.ru

1Бауман Надежда Владимировна - воспитатель; 2Пережогина Ирина Викторовна - воспитатель; 3Сердечная Марина Николаевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

Детский сад «Белочка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы творческого развития детей в дошкольном учреждении путем нетрадиционной техники изодеятельности - скрапбукинга. Охарактеризован опыт работы по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники художественного труда МБДОУ «Белочка» г. Черногорск Республика Хакасия. В системе работы детского сада активно используется ручное творчество - скрапбукинг как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники позволяют выразить в своей работе чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Ключевые слова: творческие способности, скрапбукинг, ручной труд.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN USING NON-TRADITIONAL TECHNIQUES FROM ACTIVITY - SCRAPBOOKING

1 2 3

Bauman N.V. , Perezhog^ I.V. , Serdechnaya M.N.

1Bauman Nadezhda Vladimirovna - Educator;

2Perezhogim Irina Viktorovna - Educator; 3Serdechnaya Marina Nikolaevna - Educator, MUNICIPAL BUDGET PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION GENERAL DEVELOPING TYPE

OF KINDERGARTEN "SQUIRREL", CHERNOGORSK, REPUBLIC OF KHAKASSIA

Abstract: in the article the questions of creative development of children in preschool through unconventional techniques from activity - scrapbooking. Characterized by the experience of development of creative abilities of children through non-traditional techniques of artistic labour. MBDOU Belochka g. Chernogorsk, Republic of Khakassia. In the work of the kindergarten is actively used manual creativity-scrapbooking, as a means of development of creative potential of children of preschool age. Unconventional techniques allow to Express the feelings and emotions, give your child freedom and inspire confidence in their abilities. Owning a variety of techniques and methods to image objects or the outside world, the child is given a choice. Keywords: creativity, scrapbooking, manual labor.

УДК 373.24

Сегодня в обучении детей изо деятельности перед педагогами стоит одна задача -развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Рассматривая индивидуальные особенности формирования творческой деятельности, Б.М. Теплов выделяет две категории детей. У одних в основе формирования творчества лежит воображение. У других творческие способности формируются в первую очередь под воздействием чувств. Формируя положительное отношение к работе с нетрадиционными художественными техниками, мы ориентируемся на развитие творческих способностей у детей второй группы и создаем условия для формирования творчества у всех детей [3].

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн, ручной труд, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности - как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

В нашем дошкольном учреждении мы решили обратиться к такому виду ручного труда, как скрапбукинг.

Скрапбукинг - вид ручного творчества, он представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа [4].

Работа по технике скрапбукинг предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т.д. Деятельность детей организуется через погружение жизненного опыта в художественные образы.

Скрапбукинг является тем предметом, который позволяет человеку наслаждаться искусством и поднимать свой духовный мир. Работа в этой технике содержит установку на познание многообразия свойств разных предметов, которые используются в скрапбукинге, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Дети охотно занимаются скрапбукингом. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это дает необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он потом ни избрал.

Работу с воспитанниками надо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей и интересов. С детьми, не имеющими навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами, надо начинать с более простых поделок и постепенно, шаг за шагом, внедрять в практику более сложные элементы скрапбукинга.

В скрапбукинге есть свои техники. Вот самые распространенные и наиболее часто используемые из них:

- дистрессинг - состаривание страничек;

- эмбоссинг - создание выпуклых рисунков;

- штампинг - создание эффектов с помощью чернил, штампов и аппликаторов.

В работе мы используем следующие базовые стили для создания скрап-страниц [2]:

Vintage (Ложно старинный стиль). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов.

American. Американский стиль является классическим в скрапбукинге, его главное отличие — большое количество самых различных украшений.

Shabbychic (Потёртый шик). Также известен как «ложно старый». Основное отличие от других стилей — использование ложно состаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов.

Mixedmedia. Смешение стилей, материалов и различных техник.

Freestyle (Свободный стиль). Основные черты — светлый фон, смелые цветовые сочетания, заголовок и журналинг, сделанные вручную при помощи карандашей или фломастеров.

Для создания композиции в стиле скрапбукинг понадобится бумага, созданная специально для этих целей - с разнообразным тиснением и текстурой, цветная, прозрачная, с рисунками, с эффектом старины или современного глянца. Также для создания композиций нужны обычные ножницы и ножницы для вырезания фигурных форм, специальные художественные пишущие принадлежности - ручки и карандаши, защитные уголки для страниц и специальный клей и лаки. Композицию можно дополнить различными элементами декора, которые сможет придумать художник. Это могут быть ленточки, гербарий, лоскуты ткани, кружева и многое другое.

Рис. 1. Пример композиции

Техника скрапбукинг учит детей наблюдать, воспринимать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумывать этапы своей работы, фантазировать. Используя ручное творчество - искусство «скрапбукинг» как средства повышения значимости ручного труда, мы не только приобщаем ребенка к труду, но и способствуем раскрытию творческого мышления, духовного развития ребенка.

Список литературы /References

1. Беликова Екатерина. Что такое скрапбук? [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.harbar.ru/scrapbook/scrapbook0001.htm/ (дата обращения: 30.10.2017).

2. Львова Ольга. Статья о стилях в скрапбукинге. [Электронный ресурс]. Режим доступа: scrap-info.ru/myarticles/article_storyid_9.html (2008-09-04)/ (дата обращения: 30.10.2017).

3. ТепловБ.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М., 1947.

4. Lee Gina. Making Memories Last. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbsnews.com/stories/2002/09/16/earlyshow/living/parenting/main522161.shtml (англ.). CBS News - www.cbsnews.com (2002-09-17)/ (дата обращения: 30.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.