Научная статья на тему 'СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая подготовка / профессиональная успешность / совпадающее поведение / психолого-педагогическое сопровождение / условия развития совпадающего поведения / psychological training / professional success / coping behavior / psychological and pedagogical support / conditions for the development of coping behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Павел Михайлович

Автор рассматривает проблемы профессиональной подготовки сотрудников МВД в контексте развития совпадающего поведения. В исследовании обосновывается взаимосвязь совпадающего поведения и профессиональной успешности. Проведен анализ потенциала системы профессиональной подготовки в развитии совпадающего поведения (обеспечение целенаправленного и систематического психолого-педагогического воздействия; вариативность и интенсивность воздействия; наличие обширного инструментария психолого-педагогического воздействия; включение в профессиональную среду). Раскрыта роль психолого-педагогического сопровождения, представлена его комплексная характеристика (стратегии, компоненты, возможности). Проведен анализ положительных эффектов психолого-педагогического сопровождения в плане развития совпадающего поведения, выделены условия, повышающие его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущев Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines the problems of professional training of the Ministry of Internal Affairs in the context of the development of coping behavior. The study substantiates the relationship between coping behavior and professional success. The analysis of the potential of the vocational training system in the development of coping behavior (providing targeted and systematic psychological and pedagogical impact; variability and intensity of impact; availability of extensive tools of psychological and pedagogical impact; inclusion in the professional environment). The role of psychological and pedagogical support is revealed, its complex characteristics (strategies, components, opportunities) are presented. The analysis of the positive effects of psychological and pedagogical support in terms of the development of coping behavior is carried out, the conditions that increase its effectiveness are highlighted.

Текст научной работы на тему «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

совпадающих с русским значением аналогового слова, причем в большинстве случаев следует упомянуть не только смысловую, но и стилистическую неуместность ошибочного варианта перевода.

Отдельно отметим несуществующие в русском языке слова, которые переводятся с неким подобием латинской транскрипции. В последнее время прослеживается тенденция к самостоятельному созданию в русском языке слов по аналогии с реально существующими. В данной категории также существует условное деление на части речи и связанное с ним разделение на словосочетания поп частотности неверных переводов. Лидируют здесь, как и ожидается имена существительные. Например, словосочетание financial management действительно переводится как «финансовый менеджмент», но при обращении к некоторым словосочетаниям одного перевода-кальки недостаточно, поскольку подобные реалии просто не существуют в русском языке и, как следствие, не имеют аналогов. В сфере экономической лексики такие словосочетания довольно популярны. Например, отсутствующая реалия business angel, переводимая как «бизнес-ангел», нуждается в подробном пояснений того, что данным термином обозначается частный инвестор, который вкладывает деньги в предприятие на ранних этапах развития. Venture capitalist«BeH4ypHbm капиталист» также является понятием, которое невозможно объяснить с точки зрения русской культуры и русского языка, поэтому при употреблении подобного перевода требуется пояснение о том, что речь идет о компаниях, специализирующихся на вложениях, связанных с риском неокупаемости. Данные объяснения являются весьма протяженными и сложными для восприятия, гораздо удобнее заменять такие пояснения простым подстрочным переводом составляющих словосочетание элементов. Однако смысл отдельного предложения, обладает способностью изменить не только соседние предложения, но и весь абзац, а также весь переводимый текст. В результате появляются большие отрывки текстов на русском языке, в основном, в области экономики, которые совершенно не поддаются трактовке и специалистов, так и любителей и переводы которых студенты просто механически начитывают, не пытаясь вникнуть в суть профессионально-ориентированного текста. Последствия такого подхода включают невозможность проанализировать текст и критически переосмыслить содержащуюся в нем информацию, а после ответить на вопросы, связанные с представленной в тексте информацией и сократить текст или выразить собственное суждение об описываемом событии или явлении. Возможно, подобная вариация перевода появляется, как попытка повторить схему, присутствующую в переводах полнотекстовых сервисов, когда незнакомое слово пишется на английском языке, транскрибируя не знакомое слово на русском.

Выводы. К сожалению, подобные ^отредактированные и просто не вычитанные переводы становятся все более распространенными, причем как при обучении, так и впоследствии при обращении к профессиональным материалам. Примеры неадекватных переводов все чаще попадают в СМИ в виде новостных лент газетных изданий и при озвучивании новостей. Самым эффективным способом преодоления неверных толкований слов, относящихся к псевдоинтернационализмам, показала себя описанная выше практика составления каждого студента собственного списка псевдоинтернациональных слов, который представляется вниманию обучающихся в рамках одной и той же группы в виде презентации, а после студенты самостоятельно составляют предложения с неверно переводимыми словами, но уже с учетом правильного значения, а после практикуют последовательный перевод предложений сначала с русского на английский, а потом с английского на русский язык. Конечно, данное задание не позволяет полностью избавиться от неверного перевода псевдоинтернациональных слов, но позволяет студентам запомнить, что некоторые из них переводятся не так, как кажется на первый взгляд.

Литература:

1. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка / И.В Арнольд. - М.: Высшая школа, 1986. - 295 с.

2. Аролович, A.B. Общее и различное в интернациональной лексике романских языков / A.B. Аролович // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2/2003. - С. 4-5

3. Борисова, Л.И. Ложные друзья переводчика научно-технической литературы / Л.И. Борисова. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документации, 2010. - 108 с.

4. Бреус, Е.В. Теория и практика перевода с английского языка на русский / Е.В. Бреус. - М.: Издательство УРАО, 2001.- 104 с.

5. Гринев-Гриневич, C.B. Терминоведение. / C.B. Гринев-Гриневич. - М.: Академия, 2008. - 304 с.

6. Гуревич, Т. Межъязыковая омонимия, паронимия (на примере английского языка). «Ложные друзья» переводчика / Т. Гуревич // Знание. Понимание. Умение. - М., 2006.

7. Комиссаров, В.Н. «Теория Перевода (лингвистические аспекты)» / В.Н. Комиссаров. - М: «Высшая Школа», 1990.

8. Лозин, С.И. Об интернациональных словах и «ложных друзьях» переводчика / С.И Лозин // Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь, 2004.

Педагогика

УДК 378

начальник кафедры огневой подготовки Кущев Павел Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МВД

РОССИИ

Аннотация. Автор рассматривает проблемы профессиональной подготовки сотрудников МВД в контексте развития совладающего поведения. В исследовании обосновывается взаимосвязь совладающего поведения и профессиональной успешности. Проведен анализ потенциала системы профессиональной подготовки в развитии совладающего поведения (обеспечение целенаправленного и систематического психолого-педагогического воздействия; вариативность и интенсивность воздействия; наличие обширного инструментария психолого-педагогического воздействия; включение в профессиональную среду). Раскрыта роль психолого-педагогического сопровождения, представлена его комплексная характеристика (стратегии, компоненты, возможности). Проведен анализ положительных эффектов психолого-педагогического сопровождения в плане развития совладающего поведения, выделены условия, повышающие его эффективность.

Ключевые слова: психологическая подготовка, профессиональная успешность, совладающее поведение, психолого-педагогическое сопровождение, условия развития совладающего поведения.

Annotation. The author examines the problems of professional training of the Ministry of Internal Affairs in the context of the development of coping behavior. The study substantiates the relationship between coping behavior and professional success. The analysis of the potential of the vocational training system in the development of coping behavior (providing targeted and systematic psychological and pedagogical impact; variability and intensity of impact; availability of extensive tools of psychological and

pedagogical impact; inclusion in the professional environment). The role of psychological and pedagogical support is revealed, its eomplex charaeteristies (strategies, eomponents, opportunities) are presented. The analysis of the positive effects of psychological and pedagogical support in terms of the development of coping behavior is carried out, the conditions that increase its effectiveness are highlighted.

Key words: psychological training, professional success, coping behavior, psychological and pedagogical support, conditions for the development of coping behavior.

Введение. Происходящие в настоящее время социально-экономические перемены оказывают существенное влияние на профессиональную сферу, актуализируя проблемы профессиональной успешности. Особую значимость это приобретает в отношении тех видов профессиональной деятельности, которые характеризуются высоким стрессогенным потенциалом. К данному виду относиться и правоохранительная деятельность, которая в силу своей сложности, многоаспектности и специфичности предъявляет особые требования к сотрудникам МВД.

Профессиональную деятельность сотрудников МВД России в современных реалиях характеризуют следующие особенности: неопределенность и противоречивость ожиданий в отношении стиля работы, повышенная напряженность труда, неоднозначное отношение общественности, постоянное усложнение, изменение требований к профессиональной компетентности, возрастание риска возникновения сложных, экстремальных ситуаций. С учетом этого профессиональная успешность напрямую зависит от способности сотрудников эффективно справляться с трудными ситуациями, сохранять конструктивность действий в экстремальных условиях, минимизировать воздействие стресогенных факторов, возможность появления нежелательных психических состояний.

В ситуации воздействия сложных обстоятельств, выходящих за рамки накопленного личного и профессионального опыта, сотрудник без специальной подготовки будет ориентироваться на привычные стратегии совладания, которые не всегда носят конструктивный характер и могут не соответствовать особенностям протекания конкретной ситуации и имеющимся ресурсам. В результате может быть потерян контроль над ситуацией, возможность эффективно ее разрешить. Неуспешность совладания с профессиональными ситуациями стрессогенного характера несет в себе прямой риск для жизни и здоровья сотрудника, приводит к развитию негативных психических состояний, и в целом снижает профессиональную самооценку и тормозит дальнейшее профессиональное развитие [1].

Таким образом, совладающее поведение сотрудников МВД выступает детерминантой их профессиональной успешности, что актуализирует проблемы изучения взаимосвязи совладающего поведения и профессиональной успешности, определения возможностей использование потенциала системы профессиональной подготовки для развития совладающего поведения.

Изложение основного материала статьи. Выдвигаемая нами гипотеза о роли совладающего поведения в обеспечении профессиональной успешности сотрудников МВД базируется на следующих предположениях:

1. Осознанность совладания, его динамичность в соответствии с тенденциями протекания самой ситуации в совокупности с оценкой имеющего у индивида потенциала позволяет конструктивно и эффективно действовать в сложных профессиональных условиях. Следовательно, совладающее поведение в значительной степени влияет на стабильность и успешность тех видов профессиональной деятельности, для которых характерны динамичность, непредсказуемость и повышенная сложность условий ее осуществления.

2. Продуктивность совладания позволяет предотвратить или минимизировать негативное воздействие стрессовой ситуации, появление нежелательных психических состояний, способных в кратковременной или долговременной перспективе повлиять на профессиональную успешность.

3. Стратегии совладающего поведения следует подразделять на стратегии, направленные на оценку и осмысление ситуации, стратегии воздействия на ситуацию, стратегии, направленные на регулирование эмоционального напряжения. При этом их конструктивность оценивается с учетом контролируемости и неконтролируемости ситуации. Данное положение позволяет обосновать конструктивность стратегий совладания для стрессогенных профессий с высоким риском возникновения экстремальных ситуаций.

4. Рассматриваемой профессиональной деятельности присущи особенности, которые непосредственно влияют на вероятность возникновения негативных психических состояний, а именно:

- неопределенность и противоречивость ожиданий в отношении стиля работы;

- напряженность труда (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, физические нагрузки), высокая загруженность работой;

- директивный образ жизни, давление организационных и социальных аспектов профессии;

- вынужденное общение с лицами противоправного поведения;

- противоречия в самовосприятии себя как профессионала, роли своей деятельности для общества и социальной оценкой;

- систематические конфликтные, стрессогенные и экстремальные ситуации, с вероятностью реальной угрозы здоровью и жизни;

- вероятность применения оружия в особых условиях деятельности.

Особенно велико влияние на профессиональную успешность негативных психических состояний долговременного характера: синдром эмоционального выгорания; появление девиантных форм поведения; нарушения профессиональной и социальной адаптации; хронические нервно-психические и психосоматические нарушения; хроническая усталость; появление негативных стереотипов профессионального поведения; профессиональная деформация личности.

5. С учетом выделенных нами особенностей деятельности сотрудников МВД России наше понимание профессиональной успешности данной группы специалистов расширилось с учетом значимости обеспечения психологической безопасности личности, как состояния динамического баланса отношений сотрудника (к самой деятельности во всей совокупности ее составляющих, к себе как субъекту этой деятельности, к окружающей социальной действительности, оказывающей влияние на процесс осуществления деятельности), его активности и удовлетворенности, соответствующим влиянию различных (в том числе и экстремальных) факторов профессиональной среды, которое позволяет ему сохранять целостность, профессионально самореализоваться и развиваться.

6. Особенности профессиональной успешности сотрудников МВД России указывают на ее зависимость от конструктивного поведения в условиях повышенной сложности и экстремальных ситуациях. При этом важно осознавать, что именно совладание лежит в основе необходимых личностных преобразований, позволяющих эффективно осуществлять деятельность при высокой степени удовлетворенности трудом.

В контексте рассматриваемой проблемы нас в большей степени интересует психологический аспект профессиональной подготовки сотрудников МВД России.

Согласно актуальным трудам по изучаемой проблематике психологическую подготовку можно интерпретировать как процесс, основанный на достижениях науки и практики и ориентированный на формирование и развитие психологической подготовленности сотрудников к выполнению служебных задач [2].

Психологическая подготовка обладает следующими возможностями в развитии совладающего поведения:

- обеспечивает целенаправленное и систематическое психолого-педагогическое воздействие на личностные характеристики обучающихся, лежащие в основе конструктивного совладающего поведения;

- отличается относительно высоким уровнем вариативности и интенсивности воздействия в связи с разнообразием видов психологической подготовки;

- позволяет осуществлять пролонгированное воздействие в рамках многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для правоохранительных органов;

- обладает достаточно обширным инструментарием психолого-педагогического воздействия, увеличивая потенциал развития совладающего поведения за счет гармоничного сочетания разнонаправленных технологий;

- предполагает включение обучающихся в учебные ситуации, моделирующие условия и отдельные элементы профессиональной деятельности, что способствует приращению опыта применения стратегий совладающего поведения.

Таким образом существующая система психологической подготовки сотрудников МВД обладает большим потенциалом в развитии совладающего поведения. Однако этот потенциал реализуется не в полной мере как в силу недостаточного внимания к данному аспекту, так и из-за целого ряда проблем развития самой системы, решение которых требует принятия определенных мер, а именно:

1. Создание баз данных о наиболее типичных профессиональных ситуациях, характерных для всех видов служебно-боевой деятельности. При этом модели профессиональных ситуаций должны создаваться на основе постоянно обновляемой информации. Внедрение элементов моделирования сложных профессиональных ситуаций в процесс психологической подготовки позволит курсантами и слушателям приобрести опыт применения различных стратегий совладающего поведения в условиях максимально приближенных к реальным.

2. Создание психологически обоснованной, базирующейся на актуальных научных исследованиях и анализе практического опыта, характеристики служебно-боевой деятельности. Также целесообразно составление психологического портрета субъекта конкретных видов служебно-боевой деятельности. Использование подобной информации обеспечит направленность психологической подготовки на формирование личностных ресурсов совладания и развитие умений эффективно реализовывать потенциал внешних ресурсов совладания, в частности самой системы МВД.

3. Использование информации из комплексного, единого банка данных на всех этапах психологической подготовки, включая этап психологического отбора и профессиональной ориентации.

4. Создание единого цикла совершенствования системы психологической подготовки, обеспечение ее целенаправленности, системности и наукоемкости [3].

Изучив роль психологической подготовки в развитии совладающего поведения, мы пришли к заключению о целесообразности рассмотрения такого понятия как «психолого-педагогическое сопровождение».

Система психолого-педагогического сопровождения, являясь развивающим ресурсом образовательной среды, осуществляет указанную цель на основании следующих стратегий:

1. Развивающая стратегия, которая ориентирована на создание благоприятных условий для развития личностных ресурсов совладания.

2. Формирующая стратегия, призванная оказывать помощь в формировании конструктивных социальных умений преодоления трудных профессиональных ситуаций.

3. Обучающая стратегия предполагает целенаправленное воздействие с целью развития профессиональных ресурсов совладающего поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя следующие компоненты:

1. Когнитивный компонент: формирование профессионально-ориентированного мышления, целостных представлений о рефлексивной организации мышления; развитие способности понимания себя как субъекта профессиональной деятельности, понимания партнеров по социальному и профессиональному взаимодействию; закрепление когнитивных навыков прогнозирования, планирования и целеполагания.

2. Мотивационный компонент: содействие в принятие ценностных ориентаций, свойственных профессиональной деятельности; формирование комплекса мотивов, оптимальных для успешного выполнения служебных задач; закрепление установки на профессиональное саморазвитие, достижение успешности в профессиональной деятельности.

3. Деятельностный компонент: помощь в выработке стратегий профессионального роста, построения профессиональной карьеры; создание благоприятных условий для самореализации в учебной и профессиональной деятельности.

Грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает целенаправленное и поэтапное развитие совладающего поведения:

1. Повышение степени полноты и достоверности представлений о роли совладающего поведения в профессиональной деятельности, его взаимосвязи с ее успешностью. Раскрытие особенностей применения различных стратегий совладающего поведения в сложных профессиональных ситуациях. Освоение приемов анализа и оценки трудной профессиональной ситуации, прогнозирования возможных вариантов поведения. Знакомство с методиками оценки внешних и внутренних ресурсов совладания, способами их мобилизации.

2. Определение специфики индивидуального стиля совладания, предпочитаемых стратегий и оценка их продуктивности в контексте достижения профессиональной успешности. Коррекция мотивационных установок, формирование устойчивой ориентации на использование оптимального репертуара конструктивных стратегий совладающего поведения. Этот этап предполагает применение специально подобранного диагностического инструментария, позволяющего объективно оценить имеющиеся личностные ресурсы совладания, индивидуальный репертуар стратегий. Особой эффективностью здесь будут обладать также тренинговые технологии, направленные на воспроизведение элементов трудных профессиональных ситуаций, что будет способствовать переосмыслению и качественному приращению ресурсного обеспечения совладающего поведения.

3. Закрепление опыта применения конструктивных стратегий совладающего поведения, формирование субъектной позиции по отношению к профессиональной успешности.

4. Развитие способностей к планированию индивидуального стиля совладания, применяемого в процессе осуществления профессиональной деятельности. Освоение технологий целеполагания, прогнозирования и планирования в контексте соотнесения возможностей достижения профессиональной успешности и применения определенных стратегий совладающего поведения.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие совладающего поведения позволит: сформировать полные и достоверные представления о специфике совладающего поведения в профессиональной деятельности; расширить проставления о различных стратегиях совладания, достичь осознанного понимания их преимуществ и недостатков, возможных последствиях применения в рамках выполнения служебных обязанностей; развить способности анализа и оценки профессиональных ситуаций, выбора стратегии совладающего поведения в наибольшей степени, отвечающего специфике конкретной ситуации; объективно оценить имеющиеся ресурсы совладания, провести целенаправленную работу по их развитию; сформировать индивидуальный стиль совладания, в наибольшей степени соответствующий осуществляемой профессиональной деятельности; сформировать устойчивую ориентацию на достижение профессиональной успешности и эффективное преодоление профессиональных трудностей.

Выводы. Проведенный анализ показал наибольшую эффективность в развитии совладающего поведения системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России. При этом построение системы психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки должно строиться на принципе использования стрессогенных факторов профессиональной деятельности как обучающего и развивающего компонента за счет активного внедрения элементов моделирования профессиональной деятельности: моделей профессиональных ситуаций, в том числе и трудных (стрессогенных, экстремальных), изменение и контролируемое усложнение условий выполнения учебно-профессиональных действий.

Литература:

1. Варданян, Ю.В. Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности / Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - №7. - С. 127-132

2. Коблов, Ф.Ч. Основные аспекты психологической подготовленности сотрудника органа внутренних дел в профессиональной деятельности / Ф.Ч. Коблов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 47. -С. 35-39

3. Манукян, А.Р. Профессиональная подготовка в органах внутренних дел Российской Федерации / А.Р. Манукян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 5. - С. 60-64

Педагогика

УДК 377.6

кандидат физико-математических наук, доцент Ланина Светлана Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Плащевая Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской федерации (г. Благовещенск); доктор педагогических наук, доцент Иванчук Ольга Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Требования, предъявляемые работодателем к потенциальным работникам, постоянно возрастает. Связано это, прежде всего, с постоянно меняющимися нормами, регламентами и законодательством. Для того, чтобы выпускники учреждений среднего профессионального образования были востребованы на рынке труда, необходимо организовывать учебный процесс, таким образом, чтобы в срок и качественно сформировать у ним весь спектр профессиональных компетенций. Целью исследования является выявления и описание профессиональных компетенций необходимых будущему специалисту экономической сферы деятельности. Рассмотрены основные подходы к определению профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции разделены на три блока: функциональная, познавательная и мотивационная. Подробно описаны каждый из представленных блоков. Представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов, направленные на определение мотивационной компетенции. Практическая значимость исследования состоит в описании основных этапов организации образовательного процесса. Каждый из описанных этапов направлен на формирование определенных профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, учреждения среднего профессионального образования, обучающиеся.

Annotation. The demands placed by the employer on potential employees are constantly increasing. This is due, first of all, to constantly changing norms, regulations and legislation. In order for graduates of institutions of secondary vocational education to be in demand on the labor market, it is necessary to organize the educational process in such a way as to form the entire range of professional competencies in them on time and with high quality. The purpose of the study is to identify and describe the professional competencies necessary for a future specialist in the economic field of activity. The main approaches to the definition of professional competencies are considered. Professional competencies are divided into three blocks: functional, cognitive and motivational. Each of the presented blocks is described in detail. The results of a survey among students aimed at determining motivational competence are presented. The practical significance of the study lies in the description of the main stages of the organization of the educational process. Each of the described stages is aimed at the formation of certain professional competencies of students.

Key words: professional competencies, institutions of secondary vocational education, students.

Введение. На сегодняшний день, для того чтобы выпускник образовательной организации среднего или высшего образования, был конкурентоспособен на рынке труда, он должен обладать рядом качеств, таких как: умение быстро осваивать новые технологии и методы работы; иметь способности к самоорганизации, саморегуляции; уметь самостоятельно и продуктивно осуществлять определенные виды деятельности; ответственно подходить в выполнению своих профессиональных задач; быть коммуникабельным и способным не только слушать но и слышать собеседника.

Все вышеперечисленные качества должны постепенно формироваться и развиваться в процессе обучения студента в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.