Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ МВД / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / РАЗВИТИЕ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КОНСТРУКТИВНОМУ СОВЛАДАЮЩЕМУ ПОВЕДЕНИЮ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущев Павел Михайлович

В статье обосновывается необходимость развития совладающего поведения сотрудников МВД. Автор раскрывает сущность совладающего поведения в контексте рассматриваемой профессиональной деятельности, приводит критерии его конструктивности, дает характеристику основным стратегиям совладания, отвечающим данным критериям. Представлена технология обучения конструктивному совладающему поведению, включающая в себя комплекс мер и средств их реализации. Раскрыт потенциал рефлексивных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF JOINT BEHAVIOR OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article substantiates the need for the development of coping behavior of employees of the Ministry of Internal Affairs. The author reveals the essence of coping behavior in the context of the considered professional activity, gives criteria for its constructiveness, gives a description of the main coping strategies that meet these criteria. The technology of teaching constructive coping behavior, which includes a set of measures and means of their implementation, is presented. The potential of reflexive teaching methods is revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД»

6. Тришина О.Ю. влияние профессиональных кризисов на профессиональное становление преподавателя технического вуза. // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2004. - № 6-2. - С. 140-141.

7. Казакова И.Б., Сафонова Е.В. Особенности преподавания профессиональной этики в педагогическом вузе. // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 3 (71). - С. 133-139.

8. Ширшина Г.И. Профессионально-педагогические проблемы преподавателя вуза. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т.3. - № 20. - С. 145-149.

9. Юнусова Н.Х. Исследовательская деятельность преподавателя вуза как фактор реформирования высшего образования: взаимосвязь учебной и исследовательской деятельности преподавателя вуза. // Вестник современной науки. -2016. - № 1-2. - С. 138-140.

10. Лапузина Е.Н. К вопросу об изучении профессиональной этики будущими инженерами в вузах. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 9. - С. 180-181.

11. Кожухова Е.Д. Этика делового общения как фактор профессиональной подготовки студентов вуза. // Перспективы науки. - 2018. - № 12 (111). - С. 226-230.

12. Ангеловский А.А. сущность, содержание и структура профессионального мастерства преподавателей вузов. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2011. - № 1 (218). - С. 56-61.

13. Мелёхина Е.А. Педагогические условия профессионального развития преподавателя вуза. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. - С. 123-127.

Педагогика

УДК 378.147

начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МВД

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития совладающего поведения сотрудников МВД. Автор раскрывает сущность совладающего поведения в контексте рассматриваемой профессиональной деятельности, приводит критерии его конструктивности, дает характеристику основным стратегиям совладания, отвечающим данным критериям. Представлена технология обучения конструктивному совладающему поведению, включающая в себя комплекс мер и средств их реализации. Раскрыт потенциал рефлексивных методов обучения.

Ключевые слова: сотрудники МВД, совладающее поведение, конструктивные стратегии совладающего поведения, развитие совладающего поведения, технология обучения конструктивному совладающему поведению, рефлексивные методы.

Annotation. The article substantiates the need for the development of coping behavior of employees of the Ministry of Internal Affairs. The author reveals the essence of coping behavior in the context of the considered professional activity, gives criteria for its constructiveness, gives a description of the main coping strategies that meet these criteria. The technology of teaching constructive coping behavior, which includes a set of measures and means of their implementation, is presented. The potential of reflexive teaching methods is revealed.

Keywords: employees of the Ministry of interior, coping behavior, constructive strategies of coping behavior, development of coping behavior, technology of teaching constructive coping behavior, reflexive methods.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников МВД России обладает рядом характерных особенностей, которые могут оказать негативное влияние на психологическое состояние субъектов труда и вызывать необратимую профессиональную деформацию личности. Одной из таких особенностей является высокая вероятность появления в процессе осуществления повседневной служебной деятельности трудных профессиональных ситуаций. Неспособность эффективно преодолеть или разрешить подобные ситуации может привести к снижению профессиональной успешности сотрудника и развитию хронического профессионального стресса. Поэтому еще на этапе профессиональной подготовки сотрудников МВД России необходимо реализовать комплекс мер психолого-педагогического воздействия по развитию конструктивных стратегий совладания.

Существует множество исследований, посвященных проблемам совладающего поведения сотрудников МВД. Тем не менее, до сих пор малоизученными остаются вопросы влияния совладающего поведения на успешность выполнения служебных обязанностей, определения психологических механизмов и ресурсов совладания, обоснования факторов выбора стратегий совладания в различных типах трудных профессиональных ситуаций, целенаправленного развития совладающего поведения.

Наше предположение о возможностях развития совладающего поведения опирается на разработки современных исследователей в области проблематики совладающего поведения, которые выдвигают идеи о целесообразности обучения конструктивным стратегиям совладающего поведения в период профессиональной подготовки.

Так Е.Е. Кравцова обосновывает необходимость коррекции развития стратегий совладания в юношеском возрасте, поскольку развитие совладающего поведения неразрывно связано с личностным развитием и наиболее эффективно в период профессионального обучения в рамках формирования психологической готовности к обучению и будущей профессиональной деятельности [1].

Н.О. Вербицкая, Л.В. Оринина поднимает проблему развития адаптивных стратегий совладания учащейся молодежи через формирование и закрепление моделей поведения, рационализирующих взаимодействие индивида с социально-экономической средой на основе комплексной психолого-педагогической работы [2].

В трудах Е.С. Старченковой обоснована взаимосвязь конструктивности совладания и этапа профессионализации, представлены технологические аспекты активного обучения конструктивному совпадающему поведению в сложных профессиональных ситуациях [3].

А.В. Гагарин, А.А. Бехтер рассматривают потенциал рефлексивных методов обучения в развитии совладающего поведения, подчеркивая роль тренинговых технологий в формировании рефлексивной составляющей продуктивного копинга [4].

Возможности педагогической поддержки как ресурса совладающего поведения учащихся раскрываются в работах Н.В. Останиной, которая акцентирует внимание на консультировании как основном методе развития совладающего поведения учащейся молодежи [5].

Несмотря на различия в подходах и технологиях развития совладающего поведения ключевыми моментами в приведенных положениях являются, во-первых, обоснование самой возможности обучения конструктивным стратегиям совладания, во-вторых, определение наиболее благоприятного периода для развития совладающего поведения, а именно периода профессионального обучения. Таким образом мы приходим к выводу о продуктивности развития совладающего поведения в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, курсов повышения квалификации.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению педагогических технологий развития совладающего поведения сотрудников МВД, остановимся на характеристике самого совладающего поведения и критериев его конструктивности.

На наш взгляд, целесообразно рассматривать совладающее поведение сотрудников МВД России с учетом такой категории как психологическая безопасность личности. При такой трактовке совладающее поведение не только позволяет минимизировать негативное воздействие стресс-факторов, но и сохраняет оптимальное функционирование субъекта труда в сложных профессиональных ситуациях, создавая условия для дальнейшего профессионального развития. Успешное преодоление является основой для преобразующей деятельности, опережающего воздействия на потенциально возможные стресс-факторы, планирования стратегий совладания в долговременной перспективе.

Здесь следует подчеркнуть, что дифференциация стратегий совладающего поведения по принципу конструктивности/не конструктивности носит достаточно дискуссионный характер. Однако применительно к конкретной профессиональной деятельности можно выделить достаточно обоснованные критерии конструктивности совладания. В нашем случае в качестве критериев конструктивности совладания можно выделить:

- разрешение, преобразование ситуации или приспособление к ней (контролируемые ситуации);

- адаптация к ситуации, или сохранение эмоционального равновесия и способности выполнять служебные обязанности (неконтролируемые ситуации);

- сохранение успешности осуществления деятельности не зависимо от степени сложности профессиональной ситуации;

- адаптивное поведение в сложных условиях, рост адаптационного потенциала субъекта деятельности;

- проявление активности, сознательный выбор стратегии поведения, основанный на объективной оценке сложившейся ситуации;

- отсутствие или контролируемость негативных психических состояний после решения/устранения сложной ситуации.

С учетом приведенных критериев к конструктивным стратегиям совладания можно отнести:

1. Самоконтроль, позволяющий преодолевать или подавлять негативные эмоциональные состояния, характерные для трудных профессиональных ситуаций. Преимуществом данной стратегии является рациональное поведение, продуманность решений и высокая степень контроля над их исполнением. К недостаткам можно причислить риск возникновения чрезмерного физического или психического напряжения.

2. Принятие личной ответственности за предпринимаемые действия и их последствия. Эта стратегия основывается на объективной оценке сложившейся ситуации, своих возможностей в ее разрешении. К преимуществам относится осознанное и соответствующее потенциальным возможностям субъекта деятельности конструктивное поведение по разрешению проблемной ситуации. Недостатком можно считать взятие на себя завышенных обязательств, давление высокой ответственности, возможное снижение самооценки субъекта себя как профессионала в случае неуспешности или низкой результативности приложенных усилий.

3. Планирование решения проблемы. Одна из наиболее эффективных стратегий совладания, предполагающая комплексный анализ всех факторов и последствий развития ситуации, составление пошагового плана конкретных действий, мобилизационную активность. Тем не менее, данную стратегию достаточно сложно реализовать в ситуациях, отличающихся большим дефицитом времени при принятии решений, быстрыми темпами развития ситуации, высокой информационной неопределенностью и новизной.

4. Стратегия положительной переоценки преимущественно ориентирована на снижение остроты эмоциональных переживаний посредством положительной рефлексии стрессогенной ситуации. В качестве преимущества стратегии положительной переоценки можно выделить ее высокую эффективность в стабилизации эмоционального состояния субъекта деятельности. Основным недостатком здесь служит смещение акцента в преодолении ситуации от ее объективной оценки на регулирование эмоционального напряжения.

5. Поиск социальной поддержки. В контексте деятельности сотрудников МВД эффективность и целесообразность применения данной стратегии носит спорный характер. С одной стороны, она предоставляет возможность разрешения проблемной ситуации с привлечением социальных ресурсов, снижения эмоционального накала за счет поддержки значимого для субъекта микросоциального окружения, а с другой снижает процессуальную самостоятельность субъекта труда, может привести к развитию зависимой позиции от внешней поддержки в решении профессиональных проблем.

С учетом вышесказанного нами была разработана технология активного обучения сотрудников МВД конструктивному совладающему поведению. Предлагаемая технология включает в себя следующие обучающие и коррекционные меры и средства:

1. Формирование представлений о совладающем поведении, его влиянии на успешность выполнения служебных обязанностей, конструктивных и не конструктивных стратегиях совладания в различных типах трудных профессиональных ситуаций. Развитие способности к объективной оценке трудной профессиональной ситуации, понимания взаимосвязи между когнитивной репрезентацией ситуации и особенностей поведения. Самооценка внешних и внутренних ресурсов совладания, овладение приемами их реализации в сложных условиях. Расширение понимания последствий применения конструктивных или неконструктивных стратегий совладания. Данное направление осуществляется с применением следующих средств: лекции, беседы, дискуссии, анализ и разбор конкретных ситуаций, моделирование реальных условий деятельности.

2. Осознание особенностей собственного совладающего поведения, имеющегося репертуара стратегий совладания, оценка их эффективности с позиции субъекта избранной профессии. Закрепление мотивации к изменению стратегий поведения в трудных профессиональных ситуациях. Здесь целесообразно использование диагностического инструментария, позволяющего выявить и оценить предпочитаемые стили и стратегии совладания, степень развития имеющихся личностных ресурсов совладания, а также тренинговых технологий с элементами моделирования трудных профессиональных ситуаций. Тренинговые технологии позволят провести анализ восприятия и интерпретации моделируемых трудных ситуаций, и определить ресурсное обеспечение для нового более конструктивного совладающего поведения.

3. Отработка стратегий конструктивного совладания, повышение уровня субъектности при взаимодействии со стресс-факторами сложных ситуаций, характерных для осуществляемой профессиональной деятельности. Достижение поставленных задач возможно за счет применения методов активной обратной связи, активизации вариативности стратегий

совладания, закрепления полученных знаний, приобретенных личностных новообразований и способностей в специально спроектированных условиях, техник реконструкции совладающего поведения.

4. Закрепление навыков планирования и проектирования стратегий совладания в диапазоне профессиональной деятельности. Достигается при помощи обучения технологиям целеполагания, планирования и соотнесения возможностей достижения целей профессиональной самореализации и саморазвития с определенными стратегиями совладающего поведения.

Реализация предлагаемой технологии позволит повысить оперативность и объективность оценки трудных профессиональных ситуаций, рациональность поведения в стрессогенных условиях, развить личностные ресурсы совладания, расширить репертуар конструктивных стратегий совладания, осознать степень важности их применения для сохранения стабильной эффективности осуществления профессиональной деятельности.

Рассматривая поднятую проблематику хочется отметить, что из всех выделенных ранее методов обучения наибольшим потенциалом в формировании конструктивных стратегий совладания обладают рефлексивные методы, направленные на актуализацию рефлексивной деятельности обучающихся, развитие устойчивой познавательной потребности.

Рефлексивные методы развития совладающего поведения предполагают:

1. Осмысление и оценку результативности своих действий в специально смоделированной учебной ситуации, определение критериев оценки результативности.

2. Включение обучающихся в ситуации, достоверно отражающие те или иные условия, элементы будущее профессиональной деятельности.

3. Организацию ситуаций, связанных с необходимостью принимать решения, обосновывать выбор решения в процессе устной, письменной или коллективной рефлексии.

4. Гармоничное сочетание интерактивных, информационных и собственно рефлексивных технологий. Приоритет отдается тренинговым технологиям.

5. Приобретение опыта преодоления сложных профессиональных ситуаций через переживание и рефлексивное осмысление.

Рефлексивные методы позволяют максимально быстро и эффективно формировать рефлексивный потенциал сотрудников МВД, который в свою очередь обеспечивает интеграцию когнитивных процессов в специально организованной ситуации совладания и оказывает воздействие на регуляцию поведения в целом. Таким образом, применение рефлексивных методов создает благоприятные условия для развития конструктивных стратегий совладания за счет применения полученных знаний для оценки моделируемой ситуации (осмысление), регулирования поведения и эмоционального состояния (переживание) и приобретения опыта успешного совладания.

Выводы. Подводя итоги проведенного исследования отметим, что развитие совладающего поведения сотрудников МВД в процессе профессиональной подготовки или переподготовки будет способствовать повышению стабильности и продуктивности осуществления профессиональной деятельности, поможет минимизировать риски возникновение хронического профессионального стресса и профессиональной деформации. При этом акцент в психолого-педагогической работе должен быть сделан на расширение репертуара конструктивных стратегий совладания, которые отвечают таким критерия как: разрешение, преобразование ситуации или приспособление к ней (контролируемые ситуации); адаптация к ситуации, или сохранение эмоционального равновесия и способности выполнять служебные обязанности (неконтролируемые ситуации); сохранение успешности осуществления деятельности не зависимо от степени сложности профессиональной ситуации; адаптивное поведение в сложных условиях, рост адаптационного потенциала субъекта деятельности; проявление активности, сознательный выбор стратегии поведения, основанный на объективной оценке сложившейся ситуации; отсутствие или контролируемость негативных психических состояний после решения/устранения сложной ситуации.

Предлагаемая нами технология обучения конструктивным стратегиям совладающего поведения включает в себя следующие элементы: формирование представлений о совладающем поведении, его влиянии на успешность выполнения служебных обязанностей, конструктивных и не конструктивных стратегиях совладания в различных типах трудных профессиональных ситуаций; осознание особенностей собственного совладающего поведения, имеющегося репертуара стратегий совладания, оценка их эффективности с позиции субъекта избранной профессии; отработка стратегий конструктивного совладания, повышение уровня субъектности при взаимодействии со стресс-факторами сложных ситуаций, характерных для осуществляемой профессиональной деятельности; закрепление навыков планирования и проектирования стратегий совладания в диапазоне профессиональной деятельности.

Литература:

1. Кравцова Е.Е., Т.Т. Щелина, С.О. Щелина Развитие стратегий совладания в юношеском возрасте: культурно-исторический подход // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10 (52). - Часть 3. - С. 151-155.

2. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Формирование адаптивных копинг-стратегий у представителей современной молодежи как фактора их экономического воспитания в современных экономических условиях России // ЭТАП. - 2015. -№6. - С. 95-105.

3. Старченкова Е.С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях // Вестник СПбГУ. - Серия 16: Психология. Педагогика. - 2016. - С. 122-134.

4. Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стратегий будущих психологов посредством рефлексивных методов обучения // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2014. - №3. - С. 90-96.

5. Останина Н.В. Теоретические основы формирования копинг-поведения учащихся // Вестник ЮУрГГПУ. - 2009. -№1. - С. 109-120.

Педагогика

УДК 373.2(045)

кандидат педагогических наук, доцент Мазуренко Оксана Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Васенина Светлана Ивановна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлена проблема трансформации процесса психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации. Проанализированы ключевые понятия цифровой трансформации процесса организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Обобщен научный опыт и предложен широкий спектр возможностей по основным видам и формам деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

Ключевые слова: цифровая социализация образования, цифровое детство, психолого-педагогическое сопровождение, комплексное развитие, старший дошкольный возраст.

An^tatton. The article presents the problem of transformation of the process of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization. The key concepts of digital transformation of the process of organizing the life activity of children in a preschool educational institution are analyzed. The scientific experience is summarized and a wide range of opportunities is offered for the main types and forms of activities for the organization of psychological and pedagogical support for the complex development of older preschool children in the conditions of digital socialization.

Keywords: digital socialization of education, digital childhood, psychological and pedagogical support, integrated development, senior preschool age.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПУ имени М.Е. Евсевьева) по теме «Построение социального пространства отношений ребенка-дошкольника в условиях

дистанционного обучения»

Введение. Широкий спектр социальных, экономических, культурных, политических изменений обрушившийся на современный мир, прямым образом отразился на состоянии современного детства. Одним из глобальных трендов, затрагивающих феномен детства в целом и отдельного ребенка в частности, является цифровая социализация.

Интенсивные технологические изменения последних десятилетий разрушающим образом воздействуют на регламентированные психологией и педагогикой нормы «правильного» детства, при которых идеальным результатом прилагаемых усилий педагога в деле воспитания и обучения являлся образ адекватного и успешного взрослого человека. Модели детства, их нормативность и четкость, устоявшиеся в науке, постепенно размываются. Содержание понятий взрослости и детства, их противопоставление становятся менее четкими [13]. Этим объясняется возникший в последнее время научный интерес к феномену детства. Связано это с тем, что обилие потоков информации и коммуникации, возникающее в онлайн-среде, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, психическое развитие и всю структуру его деятельности как в офлайне, так и в онлайне.

Процесс цифровизации деформирует традиционные практики воспитания и обучения, поскольку освоение нового содержания становится доступно детям непосредственно, без участия взрослого. По авторитетному мнению Г.У. Солдатовой, «ИКТ сегодня - важнейший агент социализации» [14], составляющий значительную конкуренцию родителям и педагогам. Цифровое общество порождает особый исторический тип детства - цифровой [2], а вместе с ним и сетевые угрозы безопасности детей. Недостаточная цифровая компетентность родителей зачастую не позволяет обеспечивать безопасное использование ребёнком интернет-ресурсов, возникающий цифровой разрыв между поколениями значительно снижает родительский авторитет.

В связи с этим, дети становятся одной из самых уязвимых возрастных групп из числа пользователей, являющихся активными потребителями различного контента. Возникает проблема, требующая обязательного профессионального подхода к организации процесса психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей дошкольного возраста. Ускоряющийся темп изменений вынуждает педагогическую систему форсировано адаптироваться к событиям, происходящим в современном мире.

Цель данной работы - определить содержание и сущностные характеристики технологии психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации. Поставленная цель определила ряд задач: 1) проанализировать понятие «цифровая социализация»; 2) выявить причины, указывающие на несостоятельность существующих воспитательных и образовательных практик обеспечить процессы комплексного развития ребенка в условиях цифровой социализации; 3) определить направления работы по организации психолого-педагогического сопровождения комплексного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой социализации.

Изложение основного материала статьи. Процесс цифровой социализации становится объектом изучения многих зарубежных и отечественных учёных.

Термин «цифровая социализация» образовался как дополнение к уже существующему «информационная социализация». Активное его использование объясняется исследователями Smith J., Hewitt B., Skrbis Z. [4], Stornaiuolo A. [1] возникшей конвергенцией офлайн- и онлайн-миров - «специфического смешанного онлайн/офлайн-пространства, предполагающего сочетание традиционной и онлайн-социализации» [15].

Многие авторы выделяют цифровое детство в качестве особого исторического типа детства [10]. С точки зрения ученых-психологов понятие детства нельзя рассматривать как нечто неизменное. Так, Л.С. Выготский видит задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.