Педагогика
УДК 378
начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Кущев Павел Михайлович
Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
СОТРУДНИКОВ МВД
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы психологической подготовленности сотрудников МВД к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях. Автор поднимает вопросы профессиональной успешности сотрудников МВД, выделяет ее личностные детерминанты. Обосновывается роль совладающего поведения в достижении и сохранении профессиональной успешности. Большое внимание уделяется проблемам психологической подготовки сотрудников МВД (отсутствие комплексной системы учета и применения в процессе психологической подготовки информации, достоверно отражающей специфику реальной профессиональной деятельности; смещение акцента на отдельные компоненты научно-методического и психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки; неразработанность системы оценки результативности психологической подготовки; недостаточная адаптивность организационно-штатной структуры обеспечения психологической подготовки). Также рассматриваются возможности более полной реализации ее потенциала в развитии совладающего поведения через систему психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: психологическая готовность, психологическая подготовка, профессиональная успешность, личностные детерминанты профессиональной успешности, совладающее поведение, психолого-педагогическое сопровождение.
An^tatton. The article deals with the problems of psychological readiness of employees of the Ministry of Internal Affairs for the effective implementation of professional activities in modern conditions. The author raises questions of professional success of employees of the Ministry of Internal Affairs, highlights its personal determinants. The role of coping behavior in achieving and maintaining professional success is substantiated. Much attention is paid to the problems of psychological training of employees of the Ministry of Internal Affairs (lack of a comprehensive system for recording and applying information in the process of psychological training that reliably reflects the specifics of real professional activity; a shift in emphasis to individual components of the scientific, methodological and psychological support of the professional training process; the underdevelopment of a system for assessing the effectiveness of psychological training; insufficient adaptability of the organizational and staffing structure for providing psychological training). The possibilities of a more complete realization of its potential in the development of coping behavior through the system of psychological and pedagogical support are also considered.
Key words: psychological readiness, psychological preparation, professional success, personal determinants of professional success, coping behavior, psychological and pedagogical support.
Введение. Усложнение мировой геополитической обстановки накладывает существенные отпечаток на ряд профессий, и в первую очередь профессий по сути своей отличающихся наличием реальной угрозы для жизни и здоровья, высоким риском возникновения негативных психических состояний, постоянным воздействием стрессогенных факторов. Всеми указанными чертами обладает профессиональная деятельность сотрудников МВД России, что актуализирует требования к их психологической подготовленности, уровню сформированности личностных характеристик, обеспечивающих успешность выполнения служебных задач вне зависимости от степени сложности сопутствующих условий [2].
При этом существующая система профессиональной подготовки в целом, и психологической подготовки как ее элемента не способна обеспечить необходимый уровень результативности в плане сформированности личностных детерминант профессиональной успешности. Во многом это обусловлено преобладанием устаревшего инструментария психолого-педагогического воздействия, недостаточно полным учетом актуальных тенденций осуществления профессиональной деятельности и динамики профессиональных требований, слишком общими или излишне конкретизированными приоритетами психологической подготовки, отсутствием концептуального обоснования их выбора.
Современные условия осуществления профессиональной деятельности сотрудников МВД России требуют более пристального внимания к «универсальным» личностным детерминантам профессиональной успешности, влияние которых носит определяющий, комплексный и длительный характер и которые не теряют актуальность на протяжении всего периода профессиональной карьеры.
На наш взгляд, здесь целесообразно выделить совладающее поведение (его стили и стратегии) в качестве одной их основных детерминант профессиональной успешности сотрудников МВД. Опираясь на изучение трудов В.А. Капустиной [1], анализ практического опыта в рассматриваемой области, мы пришли к выводу, что в качестве аргументов в пользу достоверности выдвинутой гипотезы выступают следующие положения:
1. Насыщенность профессиональной деятельности сотрудников МВД ситуациями высокой сложности с психотравмирующими эффектами, на результативность разрешения которых оказывает влияние доминирующие стратегии совладания. При этом важно учитывать, что здесь играет роль не только сам факт успешного преодоления сложных обстоятельств, но закрепление предпочитаемых стилей совладания в последующей деятельности.
2. Переживание и накопление опыта эффективного разрешения трудных профессиональных ситуаций снижает риск развития негативных психических состояний, положительно сказывается на профессиональной самооценке сотрудников, способствует закреплению установки на профессиональное развитие и самосовершенствование, усиливает мотивацию к достижению успеха, в целом обеспечивает более благоприятное психологическое состояние сотрудников и высокую степень удовлетворенности трудовой деятельностью.
3. Опыт успешного совладания сказывается на субъективном восприятии психологической безопасности сотрудников, которая крайне важна в плане поддержания профессиональной успешности.
Приведенные аргументы дают нам основание утверждать, что одним из ведущих приоритетов психологической подготовки сотрудников МВД России является развитие совладающего поведения как личностной детерминанты профессиональной успешности.
Изложение основного материала статьи. Психологическая составляющая профессиональной подготовки сотрудников МВД представляет собой целенаправленный, комплексный процесс формирования профессионально важных качеств, повышения уровня общей психологической готовности к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Приоритеты и содержание психологической подготовки имеют вариативность, и отбираются с учетом специфики конкретного вида служебной деятельности. Вне зависимости от направленности психологической подготовки
присутствуют обязательные ее элементы, например формирование готовности к деятельности в ситуациях экстремального характера.
Психологическая подготовка многоаспектна и может включать в себя широкий спектр видов деятельности: обучение, тренировка, воспитательная работа, диагностика, консультирование, индивидуальная психологическая помощь и многое другое.
Основной задачей психологической подготовки можно считать развитие личностных характеристик сотрудников МВД, влияющих на эффективность выполнения служебных задач, поддержание психологического благополучия и безопасности, достижение и сохранение профессиональной успешности. Реализация указанной задачи требует применения актуального инструментария психолого-педагогического воздействия: тренинги различной направленности (психологической саморегуляции, коммуникативной компетентности, визуальной диагностики, личностного роста и т.п.), деловые и ролевые игры, моделирование условий реальной деятельности, системно-ситуативные (выполнение служебных задач при определенных условиях и использовании конкретного инструментария для выявление проблем в осуществлении элементов профессиональной деятельности).
Как мы уже подчеркивали ранее существующая система психологической подготовки не в полной мере отвечает актуальным профессиональным требованиям и слабо учитывает необходимость целенаправленного развития совладающего поведения. Обратившись к исследованиям А.Ю. Федотова [3] мы смогли конкретизировать проблемы, снижающие потенциал психологической подготовки в развитии совладающего поведения сотрудников МВД:
1. Отсутствие комплексной системы учета и применения в процессе психологической подготовки информации, достоверно отражающей специфику реальной профессиональной деятельности. Особенно это касается моделирования условий сложных профессиональных ситуаций, дающих представление о потенциальных стрессогенных факторах, их воздействии на успешность выполнения служебных задач и состояние сотрудников. Используемые модели стрессовых (экстремальных) ситуаций не отражают полную картину, основываются на устаревших и фрагментарных исследованиях. Среди основных недостатков существующих моделей профессиональной деятельности (конкретных профессиональных ситуаций) можно выделить:
- отсутствие системности информации, ее ограниченность в отражении типичных и непредвиденных условий, характерных для определенного вида служебной деятельности;
- существование различных требований, как к структуре, так и к методологии и технологии сбора и анализа необходимых данных. Данная тенденция зачастую порождает упущение психологически важной информации, снижает продуктивность статистической обработки данных и их интерпретации;
- недостаточный уровень развития информационного сопровождения, применение устаревших информационных технологий, что негативно сказывается на процессах анализа, хранения и распространения востребованной и актуальной информации.
2. Смещение акцента на отдельные компоненты научно-методического и психологического сопровождения процесса профессиональной подготовки. Необоснованное превалирование определенных компонентов психологической подготовки приводит к отсутствию ее целостности, упущение отдельных направлений, не соответствию реальным условиям деятельности.
3. Неразработанность системы оценки результативности психологической подготовки и, в частности, критериев оценки уровня развития профессионально значимых личностных характеристик, в том числе и совладающего поведения.
4. Недостаточная адаптивность организационно-штатной структуры обеспечения психологической подготовки, приводящая к нарушению непрерывности цикла от актуальных научных исследований различных аспектов профессиональной деятельности сотрудников МВД до обоснованного структурирования и определения соотношения предметной сферы психологической подготовки и внедрения инновационных моделей, средств и методов.
Решение указанных проблем возможно за счет совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения, усиления ее направленности на развитие совладающего поведения. В данном контексте психолого-педагогическое сопровождение понимается нами как научно-обоснованный, многоаспектный процесс, ориентированный на поддержку обучающихся в развитии личностных ресурсов совладания (эмоционально-волевые качества, мотивационно-ценностные установки, когнитивные способности), формировании арсенала конструктивных стратегий совладающего поведения, приобретении опыта их успешного применения для разрешения сложных профессиональных ситуаций.
В рамках проводимого нами исследования нас в первую очередь интересуют возможности психолого-педагогического сопровождения в развитии совладающего поведения. В целях детализации данного аспекта нами были рассмотрены этапы психолого-педагогического сопровождения и их роль в развитии совладающего поведения:
1. На этапе профессиональной ориентации формируются начальные представления о сущности и особенностях избранной профессиональной деятельности, происходит осознание требований профессии к личностным качествам, оценка себя как возможного субъекта данной деятельности. Так же на данном этапе возможно применение диагностических методик для определения стилей и стратегий совладающего поведения, уровня развития личностных ресурсов совладания. Это поможет оптимизировать процедуру профессионального отбора.
2. Подготовительный этап предоставляет возможность сформировать профессиональные ресурсы совладания: профессиональные знания, умения и навыки. На подготовительном этапе углубляется представление об особенностях и условиях осуществления деятельности, развивается профессиональное мышление и мотивация, окончательно формируется понимание собственной роли в профессии, осознание своих профессиональных возможностей и границ. На этом этапе возможна оценка предпочитаемых моделей совладающего поведения в учебно-профессиональной деятельности и прогнозирование их влияния на профессиональную успешность.
3. Этап профессиональной адаптации играет наиболее важную роль в развитии совладающего поведения. Именно на этом этапе происходит апробация стратегий совладающего поведения в моделируемых условиях реальной деятельности и интенсивное развитие личностных новообразований - ресурсов совладания. Введение в содержание данного этапа целенаправленных мер психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие потенциала внутренних и внешних ресурсов совладающего поведения, приобретение опыта успешного совладания с профессиональными трудностями, овладение навыками практического применения конструктивных стратегий совладающего поведения и закрепление установки на их использование значительно повысит эффективность развития совладающего поведения.
4. На этапе коррекции происходит закрепление сформированных личностных новообразований, формируется устойчивый стиль совладающего поведения. Значимость этапа коррекции заключается в понимании обучающимися необходимости применения конструктивных стратегий совладания для достижения профессиональной успешности и недопущения развития негативных психических состояний и профессиональной деформации. Таким образом, происходит осознанный выбор модели совладающего поведения, которая с большой долей вероятности и будет реализовываться в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, посредством психолого-педагогического сопровождения обеспечивается поэтапное развитие совладающего поведения сотрудников МВД России.
Выводы. Профессиональная деятельность сотрудников МВД в современных условиях отличается высокой сложностью, динамичностью, непредсказуемостью, повышенным риском экстремального воздействия. В соответствии с эти изменяются и профессиональные требования к сотрудникам, на первый план выходят личностные характеристики, влияющие на стабильность и эффективность деятельности, готовность к выполнению служебных задач в условиях, приближенных к экстремальным, сохранение стремления к достижению профессиональной успешности и дальнейшему профессиональному саморазвитию. Совладающее поведение конструктивной направленности однозначно относиться к одной из таких характеристик. Поэтому крайне необходимо пересмотреть психологические аспекты профессиональной подготовки сотрудников МВД, расширить возможности использования системы психолого-педагогического сопровождения в развитии совладающего поведения.
Литература:
1. Капустина, В.А. Специфика проявления копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, работающих в разных условиях / В.А. Капустина, О.А. Репп // Психология и Психотехника. - 2018. - № 1. - С. 91-96.
2. Пекарский, Ф.В. Ресурсы работоспособности в повседневной служебной деятельности / Ф.В. Пекарский // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 12. - С. 309-311.
3. Федотов, А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях / А.Ю. Федотов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №1 (56). -С. 107-113.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности. В работах исследователей подчеркивается, что воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы, а креативность рассматривается ими как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Ключевые слова: креативность, гуманизация обучения и воспитания, дошкольный возраст.
Annotation. In connection with the humanization of education, upbringing and development of each child, the problem of early disclosure of the creative potential of a preschooler becomes more and more urgent. Preschool age is of the greatest interest in creativity research. The researchers' works emphasize that the upbringing of a person with a rich creative potential, capable of self-development and self-improvement, able to cope with an increasing stream of problems, begins in childhood, and creativity is considered by them as a specific feature of thinking that distinguishes it from other mental processes, is associated with the imagination and personal characteristics of the child. It is obvious that traditional approaches to solving the problem of developing children's creative abilities are not enough. It is necessary to fill the modern educational process with new content, principles, methodological ideas focused on the development of creative aspiration, initiative, interest, inspiration.
Key words: creativity, humanization of education and upbringing, preschool age.
Введение. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. В современной «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождается и развивается такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно участвовать в мире [13]. Таким образом, создание условий для развития потенциала дошкольника на сегодняшний день является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетенции педагога.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических источниках очень часто понятие «креативность» объединяют с понятием «творчество». Креативность исследуют как индивидуальную характеристику [1; 8; 11]. К определённому понятию некоторые экспериментаторы обращаются в связи с концепцией новейших подходов к образованию. В данной концепции акцент ставится на развитие творческой, креативной личности, умеющей выйти за область уже известного, утверждать нестандартные, ранее не выявленные решения, создавать новые продукты.
Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин рассматривают креативность как реформирование знаний, творческую единую способность. Так же они утверждают, что креативность можно соединить с формированием воображения, выдумки, творением гипотез [1; 9].
Свойственным методом для проявления и выявления креативности являются перцептивный облик творческой личности: достаточно сильная впечатлительность, чувствительность, необыкновенная концентрация внимания, отход от банальных рамок, проявление оригинальности, инициативы, самоорганизованность, работоспособность [1; 9].
По мнению Я.А. Пономарёва осуществлять полноценную творческую деятельность может лишь тот человек, у которого создается внутренний план операций, что позволяет ему отождествлять сумму знаний той или иной сферы деятельности [5; 16]. В российских исследовательских работах понятие «креативность» чаще всего сменяется дефиницией