зом, мало привлекательным для самок комнатной мухи. Этот метод следовало бы испытать и у нас на колхозных фермах.
Существует мнение, что засыпка отбросов землей может служит методом борьбы с мухами. Если землей засылаются уже зараженные отбросы, что обычно и бывает на практике, то такая засыпка пользы не приносит. Личинки заканчивают свое развитие под слоем земли, а перед окукливанием ползут кверху и закукливаются в земляной покрышке. 'Мухи, вышедшие из куколок и стремящиеся выйти на поверхность, способны пройти значительный слой почвы. По нашим наблюдениям 50% проходит через слой сухого песка в 1 м и 80°/а — через слой садовой земли в 30 см. Следовательно, земляная покрышка будет служить препятствием для выхода мух только в том случае, если слой ее будет достаточно толст — более 1 м при наличии песка и более 30 см при засыпке землей. Выполнение такого условия на практике, конечно, невозможно.
Абсолютным препятствием для выхода мух на поверхность служит утрамбованная почва. Мухи не могут преодолеть даже 5 см влажного утрамбованного песка. Засыпка мусора землей с последующей трамбовкой не рекомендуется, так как при этом ухудшаются и замедляются процессы брожения. Однако не исключена 'возможность найти какой-нибудь компромиссный выход, соединив трамбовку почвы с простыми вентиляционными установками. Во всяком случае такая попытка была бы весьма интересна.
Из приведенных примеров видно, как следует использовать специфические требования, вытекающие из биологии мух, при разработке рациональных санитарных мероприятий, направленных на борьбу с мухами-
И. Я. БЫЧКОВ
Советское законодательство о материально-бытовых условиях санитарных врачей
Из отделения санитарного законодательства Института*>бщей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР
К санитарному врачу предъявляются высокие требования не только-в отношении его знаний, но также в части проявления им инициативы, активности, умения понимать и правильно разрешать государственные задачи. Санитарный врач должен организовывать общественную самодеятельность, а санитарный врач-госсанинопектор к тому же является носителем прерогатив государственной власти. Исходя из этого, в действующем законодательстве установлены для санитарных врачей некоторые материальные поощрения и специальные льготы.
1. Относительно более высокая заработная плата. Должностные оклады врачей-государственных санитарных инспекторов установлены в постановлении СНК СССР и ЦК ВКЩб) от 13.XII.1942 г. № 1974 «О повышении заработной платы медицинским работникам», независимо от стажа медицинской работы, как и для руководителей медицинских учреждений, только с учетом объема работы — в размерах 900, 1 000 и 1 200 рублей в месяц. Ставка зарплаты врача — заведующего отделением больницы (в зависимости от стажа медицинской работы) — 500, 700, 850 рублей.
Зарплата районного госсанинспектора — 900 рублей в месяц — выше ставки врача, заведующего отделением больницы, со стажем медицинской работы свыше 10 лет (850 рублей) и только на 50 рублей ниже
зарплаты главного врача больницы с количеством коек свыше 100 и до 250 {950 рублей), т. е. довольно крупного учреждения.
'Между тем по закону от 4.Ш.1935 г. о заработной плате медицинских работников, действовавшему до декабря 1942 г., районный госсанинспектор тарифицировался, в зависимости от стажа, в пределах 300—350—400 рублей в месяц, наравне с ординатором больницы, и значительно ниже заведующего отделением больницы (375, 450 и 550 рублей в месяц).
Сдвиг в заработной плате врачей-государственных санитарных инспекторов в сторону ее относительного повышения означает, что работа госсанинспектора получила более высокую оценку, что советское правительство учло специфичность этой работы и соответственно компенсирует ее.
2. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.1.1930 г. «Об улучшении положения санитарных врачей» 1 установлены для них следующие ЛЬГОТЫ:
а) Санитарным врачам предоставляется не реже чем через каждые 5 лет службы в должности санитарного врача командировка на курсы усовершенствования сроком не менее чем на 3 месяца. При научной командировке за командируемым на основании постановления СНК СССР от 1.XII. 1944 г. сохраняется полностью заработная плата по основной должности; сверх того командируемому, если он направлен на курсы усовершенствования вне постоянного местожительства1, выплачивается стипендия в размере 400 рублей в месяц, стоимость проезда в оба конца и суточные за время нахождения в пути. В настоящее время под определением «санитарный врач», на 'которого распространяется эта льгота, следует понимать врача, занимающего одну из должностей, перечисленных в законе РСФСР от 8.Х.1927 г. «О санитарных органах республики», а именно госсанинспектора (по терминологии действующего законодательства), эпидемиолога, санитарно-пшцево-го, жилищно-коммунального, по промышленной санитарии и школьно-санитарного врача, врача санитарно-эпидемиологической станции, санитарного врача ведомственной санитарной службы, санитарного инспектора системы НКПС.
Обязательное предоставление научной командировки прочим врачам ■{несанитарным) в законе предусмотрено лишь для сельских врачей {каждые три года) — в постановлении ЦИК СССР от 3.1Х.1934 г. «О подготовке врачей», а для сельских участковых врачей — также в постановлении СНК СССР от 23.IV. 1938 г. «Об укреплении сельского (врачебного участка».
Если санитарный врач работает в сельской местности, он пользуется правом на научную командировку один раз в 3 года наравне с другими сельскими врачами.
Санитарный врач в городе имеет бесспорное право на научную командировку за 5 лет работы в санитарной организации. Врачу другой специальности, работающему в «городе, администрация может предоставить научную командировку, но может и отказать в этом. Он зависит в этом отношении от усмотрения администрации. На отказ в посылке для усовершенствования он может жаловаться по начальству. Суд или прокурор его претензии не примут к рассмотрению, так как в законе не установлена обязательность предоставления такому врачу научной командировки. Что касается санитарного врача, то его право основано на законе и^отказ администрации по жалобе санитарного врача должен рассматривать прокурор и суд как претензию о- нарушении льготы,'установленной в законе.
1 Опубликовано в Собр. узаконений РСФСР, 1930 г., № 4, ст. 44; аналогичные постановления изданы в Узбекской ССР, в БССР. Это 'постановление имеет силу в Казахской ССР, Киргизской ССР, входивших до 1937 г. в состав РСФСР.
б) Согласно постановления от 10.1.1930 г., § 9, санитарным врачам предоставляется ежегодно отпуск продолжительностью 1 месяц. В общесоюзном законодательстве о дополнительных отпусках по вредности условий работы (постановление СНК СССР от 12.VI.1941 г.) в перечне профессий, дающих право на дополнительный отпуск, значатся только санитарные врачи-эпидемиологи и их помощники, пользующиеся дополнительным отпуском в б рабочих дней. Вместе с очередным отпуском на основании общего законодательства о труде (12 рабочих дней ежегодно) санитарныц врач-эпидемиолог и его помощник имеют право •на отпуск продолжительностью в 18 рабочих дней. Другие категории санитарных врачей в постановлении СНК СССР от 12.VI.1941 г. не упоминаются и их право на отпуск остается в пределах «отпуска на общих основаниях», т. е. 12 рабочих дней ежегодно. В РСФСР, где действует специальный республиканский закон 1930 г. о льготах для санитарных врачей, все санитарные врачи, в том числе и эпидемиологи, пользуются правом на месячный отпуск. Это весьма существенная льгота, ставящая санитарного врача в части продолжительности отпуска в одинаковое положение с врачами инфекционных лечебных учреждений.
По существу это совершенно правильно, так как в процессе работы большинству санитарных врачей приходится соприкасаться с инфекционными больными, притом в условиях более опасных в смысле заражения, /чем врачу инфекционной больницы. Последний обычно имеет дело с больными, прошедшими санитарную обработку, и в больничных , условиях, при которых соблюдаются строжайшие правила предосторожности. Санитарный врач часто соприкасается с заразным больным в его домашних условиях, где опасность передачи инфекции значительно" больше, чем в больничной обстановке.
Приходится выразить сожаление, что это обстоятельство не учтено в общесоюзном законодательстве, в связи с чем, кроме РСФСР, во-всех других союзных республиках санитарные врачи в части продолжительности отпуска поставлены в худшие условия, чем врачи-инфекционисты.
в) Санитарный врач, постоянно обслуживающий сельские местности и рабочие поселки, должен быть обеспечен квартирой. с отоплением и освещением за счет здравотдела. Право на эту льготу имеют в РСФСР все сельские врачи, не только санитарные (на основании постановления ВЦИ'К и СНК от ЮЛ/Т. 1930 г.), но при условии, если они проживают и работают в сельской местности или в рабочем поселке. Санитарный врач имеет право на эту льготу и в случае, если он проживает в городе (районном центре), но постоянно обслуживает население сельское и рабочих поселков. По данному вопросу имеется разъяснение Наркомфина РСФСР от '5.Х1.1937 г., изложенное в циркуляре Главной госсанинспекции РСФСР от ^б.ХН.1937 г. № 3706/90 (Справочник по санитарному законодательству, изд. 3, Москва, 1941, стр.46).
3. При служебной командировке на борьбу с возвратным тифом, брюшным тифом, паратифом, дизентерией, скарлатиной, дифтерией, менингитом и малярией выплачиваются суточные в размере 6% от твердой месячной ставки зарплаты независимо от того, находится ли очаг в населенном пункте городского или сельского района.
При командировке на борьбу с чумой, холерой, бруцеллезом, туляремией, сыпным тифом, натуральной оспой и эпидемическим энцефалитом, кроме 6% суточных, выплачивается за все время нахождения в эпидемическом очаге второй оклад зарплаты. Это установлено в инструкции, утвержденной СН'К РСФСР 15.XII.1940 г. № 940 (см. Законодательство о труде медицинских работников,'Москва, Медгиз, 1944 г., стр. 220).
Пробелом законодательства является отсутствие льгот и поощрений
.для средних санитарных работников, если не считать небольшого выдвижения в зарплате. Фельдшер — помощник госсанинспектора или помощник эпидемиолога — тарифицируется в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13.XII.1942 г. как фельдшер, заведующий самостоятельным медицинским пунктом (375, 425 и 500 рублей в месяц в зависимости от стажа медицинской работы — до 5, от 5 до 10 и свыше 10 лет).
Существенным пробелом законодательства о материально-бытовых условиях санитарных врачей является также то обстоятельство, что, исключая законодательство по зарплате, все остальные льготы установлены только в законодательстве отдельных республик.
Это объясняется тем, что основное положение о льготах для санитарных врачей издано было в 1930 г., когда еще не было ни Всесоюзной госсанинспекции, ни НКЗдрава СССР. В настоящее время, когда руководство делом здравоохранения, в том числе и санитарной организацией, представлено союзным правительственным органом, имеются поедпосылки для унификации законодательства отдельных союзных республик в части материально-бытовых льгот для санитарных работников.
Поощрение последних по сравнению с основной массой других медицинских работников должно явиться компенсацией относительно бо-.лее трудных условий их деятельности.