Научная статья на тему 'Советское санитарное законодательство за 30 лет'

Советское санитарное законодательство за 30 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советское санитарное законодательство за 30 лет»

Доц. И. Я. БЫЧКОВ

Советское санитарное законодательство

за 30 лет

Из Института общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук СССР

Низкому уровню санитарного благоустройства в дореволюционной России соответствовала весьма скудная и нечеткая сднитарко-право-вая регламентация.

Достаточно привести по данному вопросу высказывание царского министра внутренних дел Макарова, который писал в докладной записке, поданной им в начале 1912 г. в Совет министров: «В России Ерачебно-санитарное законодательство по справедливости должно быть названо архаическим и не соответствующим ни современным требованиям науки, ни запросам и условиям современной жизни. Не вдаваясь в лодробный разбор недостатков и устарелости XIII тома свода законов и относящихся к врачебно-санитарной части статей уложения о наказаниях и устава общих учреждений губернских, нельзя не указать на один из главных примеров несостоятельности ныне действующего санитарного законодательства, а именно, что нигде в законе не сказано, на ком лежат обязанности осуществлять санитарные мероприятия, так как городские и земские организации только принимают в них участие»1.

С появлением в 60-х годах прошлого столетия органов местного самоуправления и с созданием в их недрах медико-санитарной организации земские и городские управы создали санитарный надзор и занялись санитарно-правовой регламентацией.

Санитарно-правовые нормы, изданные органами местного самоуправления, только в небольшой степени возмещали недостаточность общеимперских санитарно-правовых норм.

Советское государство, сдавшее в архив истории государственный аппарат и право дореволюционной' России, приступило заново к правотворчеству и в области санитарной. «Создание санитарного законодательства» было записано Всесоюзной коммунистической партией в качестве одной из установок ее программы [п. «г», § 25 программы ВКП(б)]. «Разработка и подготовка законодательных норм в' области медико-санитарного дела» была возложена на образованный советским правительством в июле 1918 г. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР. Правовая регламентация санитарного дела в советском государстве в первые же годы его существования начала производиться из центра в форме правительственных декретов и издаваемых в их развитие административно-правовых актов центральных органов управления, в основном НКЗдрава РСФСР.

Говоря о первой фазе развития Советского государства, И. В. Сталин указал, что «основная задача этого периода состояла в подавлении сопротивления свергнутых классов, в организации обороны страны от нападения интервентов, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов» 2.

Политическим и экономическим задачам советского государства того периода соответствовала в области санитарной задача напряженной борьбы с#9ттидемиями, чтобы «стереть с лица земли русской сыпной тиф — результат некультурности,'нищеты, темноты и невежества»3.

1 Гигиена и санитария, т. I, 1912.

* Вопросы ленинизма, издание 11-е, стр. 605.

* В. И. Ленин, Сочинения, изд. 3-е, т. XVI, стр. 422. .

Это определило содержание санитарного законодательства.

В декрете от 28.1.1919 г. «О мероприятиях по сыпному тифу» изложены в форме норм, обязывающих отдельные правительственные органы, конкретные меры по ликвидации эпидемии. В этом законе уже заметна отличительная черта советского права — преобладание положительных норм и декларирование гарантий их выполнения.

В § 6 и 8 декрета предписано: а) расселение беднейших групп населения в благоустроенных квартирах и домах, национализация основного жилищного фонда в городах, осуществленная на основании декрета от 20.VIII.1918 г. обеспечивала реальность этого предписания; б) создание при местных органах советской власти комиссий по борьбе за чистоту.

Аналогичными правовыми нормами насыщены декреты от 10.IV.1919 г. «О мерах борьбы с эпидемиями» и от 30.IX.1920 г. «Об обеспечении населения республики банями». В последнем законе предписана муниципализация бань общественного пользования.

«Положительная, творческая, материальная» роль советских государственных органов нэшла отражение в декретах от 14^.1919 г. «05 учете буровых вод» (первый советский закон о санитарной охране водоснабжения) и от 18.V. 1919 г. «О санитарной охране жилищ». В развитие последнего НКЗдрав 15.VII.1919 г. утвердил санитарные нормы устройства и содержания жилых помещений в городах. В этих правилах впервые установлен предварительный санитарный надзор за жилым строительством.

Правовые нормы, стимулирующие повышение уровня санитарного благоустройства населенных мест, содержались в двух законах РСФСР 1921 г.: а) от 21.111 «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в республике» и б) от 8.VII «О привлечении населения к ремонту водопровода и канализации».

Параллельно с нормированием противоэпидемических мер началось нормирование мероприятий, направленных на создание для населения благоприятных санитарных условий в будущем. Яркой иллюстрацией правотворчества этого рода являлись правила НКЗдрава и НКВД от 29.IV. 1920 г. об охране и расширении зеленых насаждений. Изданию правил предшествовал закон от 20.VIII.1918 г. о национализации садов и парков площадью свыше 0,5 га для использования их в качестве резервуаров свежего воздуха для трудящихся.

Когда «покончив с войной, советская страна стала переходить на рельсы мирного хозяйственного строительства»1 появилась необходимость в законе, определяющем структуру, функции и полномочия значительно выросшей санитарной организации. Для ее укрепления много сделала организованная по инициативе В. И. Ленина в 1919 г. правительственная комиссия по улучшению санитарного дела. При ее участии был подготовлен проект положения о санитарных органах РСФСР, утвержденный Совнаркомом 15.IX.1922 г. Аналогичный закон принят в УССР 1 .VI. 1923 г.

Одной из неотложных задач в области здравоохранения стала борьба с малярией, заболеваемость которой возросла в годы гражданской войны. Постановлением СНК РСФСР от 18.VIII.1923 г. «О производстве гидротехнических работ» создана материальная база для осуществления противомалярийных мероприятий; гидротехнические работы были поставлены под контроль санитарных органов. Конкретные мероприятия декларированы в постановлении СНК РСФСР от-12^.1924 г. «О борьбе с малярией».

1 История ВКП(б), Краткий курс, Госполитиздат, 1928.

К этому времени была завершена концентрация в непосредственном ведении Советского государства основных ресурсов страны. В интересах лучшего управления экономикой страны были созданы автономные в хозяйственном отношении тресты и другие хозяйственные органы. Закон от 12.У.1924 г. предусматривал привлечение средств хозяйственных организаций для осуществления противомалярийных мероприятий. Правовая регламентация материального участия хозяйственных органов в реализации санитарных мероприятий, с того времени подтверждалась в СССР неоднократно как одна из форм подведения материального базиса под санитарно-правовые нормы. Классическим выражением подобной регламентации явился закон УССР от 20.111.1929 г. «О материальном участии промышленных предприятий в борьбе с эпидемиями» (СУ УССР, № 10, стр. 77, 1929).

В годы перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства (1921—1925) советское санитарное законодательство пополнилось общесоюзным законом о санитарной охране морских границ (постановление Совнаркома СССР от 10.111.1925 г.); новым законом РСФСР (1924 г.) об оспопрививании, действовавшим до 1939 г.; законом РСФСР от 20.VI.1924 г. «О медико-санитарном обслуживании переселенцев», законом УССР от 1925 г. о санитарной охране водоснабжения. Последний послужил образцом другим республикам, а впоследствии и общесоюзному правительству для правовой регламентации охраны водоемов от загрязнения.

Санитарно-пищевое нормирование развивалось за счет административно-правовых актов (ведомственных правил и местных постановлений). В основном регламентации подверглись санитарные условия торговли продуктами питания и содержания мелких пищевых производств. Пищевая индустрия и крупные предприятия общественного питания в тот период отсутствовали.

Весьма широко были регламентированы санитарные условия труда в промышленности в обязательных постановлениях НКТруда СССР, охвативших своим регулирующим действием все отрасли промышленности.

Когда Советская страна вступила в период социалистической индустриализации (1926—1929 гг.), мы располагали значительным числом санитарно-правовых норм большей частью республиканского и местного значения. Общесоюзное право только начало проникать в сферу отношений, возникающих в процессе санитарного обслуживания населения.

Одним из первых санитарно-правовых актов периода индустриализации является закон УССР от 27.VIII.1926 г. «Об организации центрального и местных санитарно-технических советов» (СУ УССР, № 34, ст. 126). Санитарно-техническим советам делегированы были полномочия по правовому нормированию всех отраслей санитарного дела, кроме промышленной санитарии, остававшейся в пределах компетенции НКТруда.

Правовая регламентация санитарного благоустройства населенных мест коснулась также сельских местностей по мере роста материального благосостояния и культурного уровня крестьянства. В РСФСР установки по сельскому санитарному благоустройству даны были в постановлениях СНК от 13.XII.1923 г. «05 улучшении положения лечеб-но-санитарного дела в республике» (СУ, № 1, ст. 8, 1924) от 26.11.1926 г. по докладу о деятельности НКЗдрава (СУ, № 17, ст. 133, 1926). Этот закон, «признавая важнейшими задачами в деле оздоровления и санитарного благоустройства сельских местностей улучшение сельского водоснабжения, правильную планировку селений и упорядочение сельского строительства», вместе с тем содержит и конкретные правовые нормы. В последних были даны предписания отдельным цент-

ральньим и местным органам государственного управления о проведении определенных мероприятий. В развитие закона от 26.11.1926 г. был издан ряд ведомственных правовых актов, регулирующих санитарное благоустройство в сельских местностях, как, например, инструкция НКЗдрава от 14.У.1926 г. о санитарных мероприятиях в области сельского водоснабжения и др. В УССР, начиная с 1924 г., правительство выделяло в распоряжение НКЗдрава особый фонд на дотации местам для осуществления санитарно-технических мероприятий на селе: строительство бань, устройство усовершенствованных колодцев и т. п.

В Белорусской ССР законом от 8.1У.1926 г. был установлен бесплатный отпуск леса из государственного фонда для постройки бань в сельских местностях. Правовая регламентация санитарных мероприятий в сельских местностях пополнилась специфическими для советского права положительными нормами, причем были обеспечены материальные гарантии их осуществления.

По правильному определению проф. А. Н. Сысина, «1922—1927 гг. были годами быстрого и широкого развертывания различных отраслей санитарной, противоэпидемической и профилактической работы в стране в области как законодательства, так и соответствующих практических мероприятий» 1.

Санитарной организации стало тесно в правовых рамках закона 1922 г. о санитарных органах республики. В 1927 г. были изданы два новых закона о санитарных органах: от 19.11 «О нормах санитарных органов» и от 8.Х «Положение о санитарных органах». В первом из них речь идет о специализации санитарного надзора в городах и создании штатов специалистов по отдельным видам санитарного надзора. В нем декретированы также сетевые нормы санитарных учреждений, определявшие развитие санитарной организации на ряд лет вперед. В УССР к тому времени появились санитарные станции.

В ст. 2 закона от 8.X.1927 г. было декларировано осуществление всех видов санитарного надзора санитарными органами, находящимися в ведении НКЗдрава. Позже <22.111.1928 г.) Совнарком РСФСР внес оговорку, что промышленно-санитарный надзор за условиями труда осуществляется санитарной инспекцией НКТруда. С развертыванием на промышленных предприятиях деятельности органов здравоохранения по борьбе с профессиональными заболеваниями эта оговорка обусловливала недоразумения во взаимоотношениях санитарных органов НКЗдрава и НКТруда. После ликвидации в 1933 г. НКТруда и образования на основании закона 1933 г. государственной санитарной инспекции .функции по промышленно-санитарному надзору перешли к последней Вместе с надзорными прерогативами по всем прочим отраслям санитарии.

Закон о санитарных органах 1927 г. расширил права этих органов по применению административного принуждения. Санитарные органы стали подлинной государственной администрацией с прерогативами власти. Укрепление и развитие советской санитарной организации и расширение охвата санитарно-правовой регламентацией различных отраслей санитарии не поспевали за темпами роста материального и культурного уровня Советской страны.

В постановлении СНК РСФСР от 7.УП.1929 г. «О санитарном состоянии республики», наряду с перечислением санитарных достижений,, отмечено, что в ряде областей санитарное состояние остается неудовлетворительным. В этом законе санитарным органам предписано акцентировать внимание: 1) на предупреждении и борьбе с эпидемическими заболеваниями; 2) на усилении борьбы с 'профессиональными заболева-

1 А. Н. С ы с и к, Санитарное дело, Сборвдяк XXV лот советского здравоохранения, Медгиз, 1944.

ниями; 3) на вопросах пищевой санитарии; 4) на усилении санитарного обслуживания народностей, отсталых в культурном отношении. Право вые нормы, определяющие комплекс мероприятий по ликвидации эпидемических заболеваний, были установлены в законе РСФСР от

19.VIII.1930 г. «О борьбе с эпидемиями».

В декабрьском постановлении 1929 г. «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» ЦК ВКП(б) 'потребовал проведения широких санитарных мероприятий в Донбассе, Кузбассе, на Урале и в других промышленных районах.

Директива ЦК ВКП(б) обусловила принятие СНК РСФСР постановления от 1 931 г. «О состоянии медико-санитарного дела в основных промышленных районах» (СУ, № 25, ст. 238, 1931) и постановления СНК УССР от ЗЛУ. 1930 г. о санитарной организации :в Донбассе и на КриЕорожье1.

Поход за дальнейшее улучшение условий санитарного благоустройства в городах и селах Советского Союза нашел правовое выражение в законах союзных республик «О санитарном минимуме» (в РСФСР от

20.V. 1930 г., в УССР от 10.1.1931 г., в БССР от 23.VI.193l г.).

Осуществление санитарного минимума сопровождалось подъемом активности рабочей и колхозной общественности в помощь санитарным органам, что получило юридическое оформление в правовых актах НКЗдравов РСФСР, БССР и УССР и др. о методах руководства общественностью со стороны санитарных органов. Претворение в правовые нормы взаимоотношений между государственными органами управления здравоохранением и рабоче-крестьянской общественностью в их совместной работе по осуществлению санитарных ¡мероприятий является особой формой правового регулирования. Коллективная воля превращена !в правовые акты. В этом вопросе Советское государство — подлинный новатор, применяющий совершенно особые, не виданные в прошлом методы правовой регламентации.

Период, непосредственно примыкающий к завершению построения со-циалистического общества в СССР, в области санитарного законодательства знаменуется усилением элементов единообразия в общесоюзном масштабе.

Общесоюзный закон об организации госсанинспекции от 23.XII.1933 г. установил единообразное построение санитарных органов в союзных республиках и предопределил создание всесоюзного органа управления санитарным делом.

Санитарно-пищевые нормы были включены в общесоюзные стандарты. Общесоюзный закон от 1.Х.1936 г. о медицинских осмотрах работников пищевых и других 'предприятий унифицировал методы правового регулирования профилактики распространения заразных болезней через пищевые продукты, питьевую воду и т. д. Появилось общесоюзное законодательство по санитарному благоустройству населенных мест.

Особого упоминания заслуживает закон от 17.У.1937 г. «О санитар; ной охране водопроводов и источников водоснабжения», который до сих пор является отправным 'пунктом деятельности санитарных органов по охране от загрязнения источников общественного водоснабжения. Указания по применению этого закона детализированы Советом Министров СССР в постановлении от 31.V. 1947 г.

Существенным вкладом в правовую регламентацию промышленной санитарии явился утвержденный 14.11.1939 г. Комитетом по делам строительства при СНК СССР общесоюзный стандарт № 90014-39 «Санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий. В них детально регламентированы: нормы вен-

1 Медичио-санитарне законодавгтво, Кшв, 1934.

тиляции и освещения производственных помещений; предельные допуски концентрации в рабочих помещениях вредных веществ и другие мЬменты, имеющие значение в санитарной охране труда.

Данный правовой акт, переизданный после внесения в него изменений в 1941 и 1943 гг. в качестве государственного стандарта № 1324-43, является sui generis — промышленным санитарным кодексом. В нем также содержатся показатели санитарных разрывов между промышленными предприятиями и жилой зоной и правила спуска в открытые водоемы промышленных сточных вод, что имеет значение правовой гарантии санитарного благоустройства населенных мест.

Регламентация противоэпидемических мероприятий развивалась после 1934 г. также в основном за счет правовых норм всесоюзного действия. Сюда относятся правила разобщения заразных больных и соприкасающихся с ними (действующий в настоящее время вариант утвержден НКЗдравом СССР 1.VIII.1940 г.), санитарные правила для инфекционных больниц (впервые утверждены НКЗдравом СССР 15.VIII:1940 г. и заменены новыми в 1942 г.), положение о предохранительных прививках (1940) и др.

Значение существенной противоэпидемической правовой гарантии имеет установленная СНК СССР (постановлением №883 от 19.V.1936r.) обязательная проверка во Всесоюзном контрольном институте вакцин, сыророток и всех прочих бактерийных препаратов лечебно-профилактического значения.

Для иллюстрации положения, что, начиная с 30-х годов санитарно-правовая регламентация в СССР шла по линии повышения удельного веса правовых актов всесоюзного значения, можно привести следующие данные лишь по одному виду .санитарно-правовых норм — по нормам, регулирующим санитарное благоустройство населенных мест. С 7.XI. 1917 до 1.VII. 1947 г. в этой области издано 834 правительственных и ведомственных правовых акта общесоюзного и республиканского значения, из которых с 1917 по 1934 г. включительно 418, а с 1935 по 1947 г.— 416.

Из 418 правовых актов, изданных до 1935 г., актов всесоюзного действия только 49 (12%); из них правительственных — 25 и ведомственных— 24. В период с 1935 по 1947 г. из общего количества 416 правовых актов— 188 (45%) всесоюзного действия; из них правительственных — 42 и ведомственных — 146.

Война, навязанная советскому народу гитлеровской Германией, потребовала перестройки всей государственной работы на военный лад. «Война значительно сократила, а в некоторых областях прекратила вовсе нашу мирную созидательную работу» (Сталин) 1.

Развитие хозяйственно-организаторской функции Советского государства обусловило, что в годы войны осталась достаточно активной правосозидательная деятельность в санитарной области. Последняя развивалась по линии регламентации правовых гарантий поддержания благоприятного санитарного статуса на фоне ухудшившихся экономических условий и миграции значительных людских конгингентов. Это обусловило появление таких правовых актов, как временная инструкция по санитарной очистке населенных мест (1941); инструкция НКЗдрава СССР и НКПС о санитарном обслуживании временно эвакуированного населения (от 30.VI.J941 г.); временные санитарные правила ВГСИ для общежитий (1942); о содержании промышленных предприятий (1942); ряд допусков в области санитарно-пищевых норм 2.

1 И. Стадии, О Великой отечественной войне Советского Союза, изд. 4-е, Госполитиздат, М., 1944.

2 А. И. Штенберг, Временные изменения, внесенные в санитар но-пищевое законодательство з годы Отечественной войны, Гигиена и санитария, № 10—11, 1944.

С переходом Красной Армии в наступление на всех фронтах и изгнанием оккупантов из значительной части районов СССР в 1943 г. началось восстановление разрушений, произведенных фашистскими вандалами. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21.VIII. 1943 г. определены основные вехи помощи пострадавшим районам. Выполнение этой задачи обусловило издание таких санитарно-правовых норм, как инструкция по восстановлению водоснабжения и канализации в освобожденных городах (утверждена НККХ РСФСР 31.XII.1943 г.), указания Всесоюзной госсанинспекции от 7.IV.1944 г. о санитарных требованиях при восстановлении колхозных селений и др.

Положительное значение имело учреждение должности уполномоченного Государственного комитета обороны по противоэпидемическим мероприятиям в центре, а на местах — чрезвычайных противоэпидемических комиссий. Уполномоченный Государственного комитета обороны издал немало нормативных актов по санитарному благоустройству населенных мест и по профилактике инфекций, пищевых отравлений и прочих санитарных неблагополучий.

В результате «За время Великой- отечественной войны, несмотря на грандиозные масштабы ее и чрезвычайно тяжелые'условия, созданные эвакуацией населения и передвижением воинских частей, мы не имели в стране эпидемий» г.

Первые годы выполнения великого сталинского плана восстановления и развития народного хозяйства СССР (закон СССР от 18.111.1946 г.) характеризуются условием хозяйственно-организаторской функции и оживлением санитарно-правовой регламентации.

Общесоюзные санитарно-правовые нормы пополняются: государственным стандартом «Нормы качества питьевой воды» (ГОСТ 2874, 1945); санитарными правилами ВГСИ для колодцев (от 10.VII.1946 г.) и для родников общественного пользования (от 1.VII. 1946 г.); постановлением Совета министров СССР от 11.VIII.1946 г. о мерах борьбы с малярией; постановлением Совета министров СССР от 31.V.1947 г. «О мерах по ликвидации загрязнения и санитарной охране водных источников»; новой -инструкцией ВГСИ о работе госсанинспекции по очистке населенных мест (от 6.1.1947 г.); указаниями Министерства здравоохранения СССР и Министерства внутренних дел о размежевании функций госсанинспекции и милиции по надзору за чистотой в населенных пунктах (от 18.Х. 1946 г.); новыми санитарными правилами ВГСИ для рабочих общежитий (от 28.11.1946 г.); нормативными актами в области пищевой санитарии (инструкция ВГСИ от 22.111.1946 г. о регистрации расследований пищевых отравлений; санитарные правила от 20.III.1946 г. для продуктовых складов; санитарные правила ВГСИ от 9.II.1947 г. по заготовке и переработке съедобных грибов и др.).

В послевоенный период изданы существенные санитарно-правовые акты в союзных республиках, из которые укажем следующие: постановление СНК Молдавской ССР от 26.Х.1945 г. «О предупредительном санитарном надзоре»; аналогичное постановление СНК Литовской ССР от 10.XII.1945 г.; постановление СНК Эстонской ССР от 20.XI.1945 г. «Об охране чистоты воздуха в городах и рабочих поселках»; постановление СНК РСФСР от 9.VIII. 1945 г. «О проектах планировки городов и поселков», постановление Совета министров УССР от 27.XI.1946 г. «О мероприятиях по улучшению санитарной очистки городов и поселков»; постановление Совета министров РСФСР от 7.IX.1946 г. «О порядке приема в эксплоатацию законченных строительством зданий», в котором установлена обязательность участия в приемке представителя

1 Из речи »»родного комиссгра здравоохранения СССР на сессии Верховного Совета СССР 29.1.1944 г., Советское здравоохранение, № 3, 1944.

гоосанинспекции (норма предупредительного санитарного надзора) ; постановление Совета министров РСФСР № 309 от 19.IV.1947 г. «О медах по снижению заболеваемости малярией» и др.

В рамках журнальной статьи невозможно дать полный обзор работы, осуществленной в Советском Союзе за 30 лет в области санитарного законодательства. Важно отметить, что программная установка ВКП(б) о создании санитарного законодательства в Советском государстве реализована. За 30 лет накоплено собрание санитарно-правовых норм — общесоюзных, республиканских и местных. Конституция СССР передала в ведение высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР установление основных начал в области здравоохранении (п. «т» ст. 14 Конституции). Это определяет направленность дальнейшей йравосозидательной работы в санитарной области. В перспективе кодификащГя санитарного законодательства, исходя из установок, которые будут даны в общесоюзных основных началах в области здравоохранения.

Кодификация должна создать логически стройную систему внутренне связанных между собой санитарно-правовых норм. Практические потребности 'применения санитарно-правовых норм обусловливают необходимость их кодификации. В ее ходе будут выявляться и заполняться пробелы санитарного права, расширяться сфера регулируемых им отношений. Техническое совершенство кодифицированного санитарного законодательства в свою очередь повлечет за собой более удачное его применение и повысит его влияние как фактора преобразования общественных отношений, определяющих санитарное благополучие Советского государства.

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.