Научная статья на тему 'СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В 1954 - 1960 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЭСТРАДЫ'

СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В 1954 - 1960 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЭСТРАДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / ЭСТРАДА / ПРОПАГАНДА КУЛЬТУРНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СССР И ИНДИИ / Н.С. ХРУЩЕВ / ДЖ. НЕРУ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГАСТРОЛИ СОВЕТСКИХ И ИНДИЙСКИХ АРТИСТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Ю.И.

Культурный обмен в 1954 - 1960 гг. играл важную роль в процессе формирования советско-индийского сотрудничества. Придерживаясь принципов «панча шила», советское руководство использовало стратегию «мягкой силы» для расширения собственного влияния в странах Азии. Обмен творческими коллективами, отдельными исполнителями заложили основу для выстраивания в будущем отношений в области культуры между СССР и Индией. Более тесные контакты в рассматриваемый период были налажены между цирковым, театральным искусством и танцевальными ансамблями. Зрители обеих стран получили возможность ближе познакомиться с нематериальным культурным наследием СССР и Индии, что, в свою очередь, сформировало положительные впечатления у общественности. Не имея официальных договоренностей, обмен осуществлялся в рассматриваемый период на основе взаимного интереса, благодаря инициативе руководства СССР, осуществлялось более тесное взаимодействие, расширение контактов в культурной сфере. Рассмотрение вопроса о месте эстрадного искусства в советско-индийском культурном обмене позволяет определить особенности процесса, обозначить проблемные составляющие, в частности, нежелание расширять географию обменов и увеличение расходов на организацию гастролей со стороны индийского руководства. Тем не менее, советская сторона стремилась использовать данный канал для пропаганды советского образа жизни, заведомо вкладывая значительные средства в реализацию планов культурного взаимодействия с Индией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET-INDIAN CULTURAL EX-CHANGE IN 1954-1960 ON THE EXAMPLE OF VARIETY

Cultural exchange in 1954 - 1960 played an important role in the formation of Soviet-Indian cooperation. Adhering to the principles of "pancha shila", the Soviet leadership used the strategy of "soft power" to expand its own influence in Asian countries. The exchange of creative teams and individual performers laid the foundation for building cultural relations between the USSR and India in the future. Closer contacts in the period under review were established between circus, theatrical art and dance ensembles. Spectators from both countries had the opportunity to get to know the intangible cultural heritage of the USSR and India, which, in turn, formed a positive impression on the public. Without official agreements, the exchange was carried out during the period under review on the basis of mutual interest, thanks to the initiative of the USSR leadership, closer interaction was carried out, contacts were expanded in the cultural sphere. Consideration of the issue of the place of variety art in the Soviet-Indian cultural exchange makes it possible to determine the features of the process, identify problematic components, in particular, the reluctance to expand the geography of exchanges and the increase in the cost of organizing tours by the Indian leadership. Nevertheless, the Soviet side sought to use this channel to promote the Soviet way of life, deliberately investing heavily in the implementation of plans for cultural interaction with India.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В 1954 - 1960 ГГ. НА ПРИМЕРЕ ЭСТРАДЫ»

УДК 94

Соколова Ю.И., соискатель, Курский государственный Университет, Курск (Россия)

СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В 1954 - 1960 ГГ.

НА ПРИМЕРЕ ЭСТРАДЫ

Культурный обмен в 1954 — 1960 гг. играл важную роль в процессе формирования советско-индийского сотрудничества. Придерживаясь принципов «панча шила», советское руководство использовало стратегию «мягкой силы» для расширения собственного влияния в странах Азии. Обмен творческими коллективами, отдельными исполнителями заложили основу для выстраивания в будущем отношений в области культуры между СССР и Индией. Более тесные контакты в рассматриваемый период были налажены между цирковым, театральным искусством и танцевальными ансамблями. Зрители обеих стран получили возможность ближе познакомиться с нематериальным культурным наследием СССР и Индии, что, в свою очередь, сформировало положительные впечатления у общественности. Не имея официальных договоренностей, обмен осуществлялся в рассматриваемый период на основе взаимного интереса, благодаря инициативе руководства СССР, осуществлялось более тесное взаимодействие, расширение контактов в культурной сфере. Рассмотрение вопроса о месте эстрадного искусства в советско-индийском культурном обмене позволяет определить особенности процесса, обозначить проблемные составляющие, в частности, нежелание расширять географию обменов и увеличение расходов на организацию гастролей со стороны индийского руководства. Тем не менее, советская сторона стремилась использовать данный канал для пропаганды советского образа жизни, заведомо вкладывая значительные средства в реализацию планов культурного взаимодействия с Индией. Ключевые слова: советско-индийский культурный обмен, эстрада, пропаганда культурных достижений СССР и Индии, Н.С. Хрущев, Дж. Неру, танцевальный ансамбль, цирковое искусство, театральное искусство, гастроли советских и индийских артистов. БО!: 10.22281/2413-9912-2022-06-02-132-139

Советско-индийские культурные отношения в 1954 — 1960 гг. находились на стадии формирования. Руководство СССР и Индии в середине 1950-х гг. считали необходимым расширять культурные связи в целях сближения культур, укрепления дружбы между народами, а также с целью взаимной демонстрации достижений собственного культурного наследия.

Под расширением культурного сотрудничества между СССР и Индией во второй половине 1950-х гг. понимался обмен творческими коллективами и отдельными исполнителями. Участниками творческих делегаций были артисты эстрады: балета, цирка, вокала, хореографии, иллюзионизма [1].

В советско-индийском культурном обмене в 1954 — 1960 гг. эстрада занимала важное место. К тому же, посредством концертных представлений советские и индийские зрители знакомились с искусством СССР и Индии, что способствовало установлению культурного диалога между общественностью, а также формировало образы СССР и Индии.

Советско-индийский культурный обмен в 1954 — 1960 гг. не был организованным. На начальном этапе между СССР и Индией не было договора о культурном

© Соколова Ю.И. © 8око1оуа .Ги.!.

сотрудничестве.

В рассматриваемый период особенно ярко проявлялся разный уровень развития форм представления искусства в обеих странах. Для Индии характерной чертой являлось соединение всех жанров. Это вполне объяснимо предпочтениями и исторически сложившимися вкусами индийцев, которые считали, что успех зрелища зависит от наличия в выступлении и песен, и танцев, и цирковых трюков, и актерской игры. Таким образом, делегации индийских артистов состояли из представителей всех жанров и видов эстрадного искусства. В то время как в СССР в 1950-х гг. существовала определенная дифференциация эстрады, которая состояла раздельно у цирка, балета, вокально-танцевальных ансамблей, театров.

Различия в понимании и представлении эстрадного искусства в Советском Союзе и Индии не препятствовали реализации культурного обмена. СССР стремился учитывать особенности и предпочтения индийской общественности. В 1954 г. состоялся первый обмен делегациями советских и индийских артистов, концертные программы которых представляли собой определенное «ассорти» эстрадного искусства.

По приглашению индийских властей

в 1954 г. в Индию выехала советская делегация артистов — Максим Михайлов, Майя Плисецкая, Рашид Бейбутов. На протяжении двух месяцев советские деятели искусства давали концерты в индийских городах. Гастрольный тур был насыщенным: Бомбей, Дели, Агра, Калькутта, Мадрас, Бангалор, Майсур, Хайдарабад. Советских артистов встречали огромное количество зрителей. Необычными были площадки, на которых приходилось выступать: спортивные стадионы, открытые сцены, необорудованные и неприспособленные залы для выступлений.

Заслуженная артистка СССР Л.И. Масленникова отмечала активную работу Индийско-советского культурного общества (ИСКУС)1, которое сопровождало советских артистов во время поездки по стране. Особенностью гастролей стали встречи с известными политиками, такими как Дж. Неру, Индира Ганди, мэры городов, в ходе которых происходил обмен культурным опытом и достижениями театров СССР и Индии. Как отмечали советские артисты, запоминающимися были ответные выступления индийских артистов по мотивам древнего индийского эпоса «Рамаяна» [3, с. 21-24].

26 августа 1954 г. по приглашению Министерства культуры СССР Москву посетила индийская делегация деятелей культуры и искусства. Этот приезд являлся творческим ответом на гастроли советских исполнителей2.

В составе делегации были исполнители танцев манипури (стиль классического индийского танца), солисты, вокалисты, исполнители народных песен. В делегацию вошли 24 человека. За время пребывания в СССР состоялось 18 концертов в Москве, Ленинграде, Киеве, Сочи, Ереване, Тбилиси, Ташкенте [18, л. 2-6].

Первый концерт состоялся 30 августа в Москве в Государственном академическом Большом театре (ГАБТ). Выступление было анонсировано советскими СМИ, рекламные афиши были расклеены по всей столице [8, л. 1]. На концерте присутствовали члены

3

правительства3, главы посольств и миссий, аккредитованных в Москве [7, л. 20-21].

Визит индийских артистов прошел с большим успехом. Советские зрители впервые познакомились с индийской эстрадой. СМИ широко освещали гастроли индийцев [2].

В июне 1955 г. в СССР с дружественным визитом в Москву прибыл Дж. Неру [25, с. 1-3]. В заявлении индийского лидера от 22 июня 1955 г. подчеркивалось желание укреплять всесторонние связи СССР и Индии, чему в немалой степени способствовали культурные связи.

С ответным визитом Индию посетили Член Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущев и Председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин (ноябрь-декабрь 1955 г.). В Постановлении Верховного Совета СССР от 29 декабря 1955 г. говорилось о «полном удовлетворении итогами поездки» [4, с. 3-4].

В это же время в Индию выехала делегация советских артистов. Выступления были приурочены к открытию в Индии «Промышленной выставки». В состав делегации (во главе с А.А. Славновым) вошли 17 человек, среди которых были народная артистка СССР Е.И. Чавдар, заслуженная артистка Казахской ССР Р.Т. Багланова, солисты оперы, театра и балета Т.А. Сорокина, Н.А. Кургалкина, А.И. Грибов, А.П. Огнивцев, а также пианисты, мастера спорта, акробаты, гимнасты [19, л. 1-2].

Также в конце декабря 1955 г. в Индию была отправлена по приглашению Дж. Неру делегация артистов Узбекской ССР во главе с Председателем Союза советских писателей Узбекистана — Абдуллой Кахха-ром. В состав группы вошли: народная артистка СССР Х. Насырова, народные артисты Узбекской ССР Г.Б. Измайлова, К. За-киров, К. Атаниязов, заслуженные артисты Узбекской ССР С. Ярашев, Д. Закиров, Н. Шукурлаев, А. Бараев, Н. Фоменко и артисты С. Кабулова, У. Ганиев, К. Миркари-мова, Т. Юнусова, Ф. Кайдани, Б. Кариева, Р. Хаджисандова, А. Кадыров [19, л. 2].

Выступления узбекских артистов

1 Согласно Конституции Индийско-советского культурного общества наименования «Индийско-советское культурное общество» и ИСКУС признавались равнозначными. Constitution of the Indo-Soviet Cultural Society. P. 18. ГАРФ Ф. 5283. Оп. 19. Д. 221. Л. 44.

2 Делегация прибыла в составе: М. Чандрасекхар (глава делегации), К.С. Малик, Викрам Сингх, Тара Чоу-дхари, М.Р. Дарайсвами, Анур Сурьяннарайна, Кришна Пиллаи. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 6. Л. 1.

3 Н.А. Булганин, Н.М. Шверник, М.Г. Первухин, А.Н. Сабуров, Л.М. Каганович, П.Н. Поспелов, М.А. Суслов, С.С. Шаталин.

состоялись в Дели, Бомбее, Калькутте, Мадрасе, Лакнау, Хайдерабаде и других городах.

Первый концерт узбекских артистов в Индии состоялся 19 декабря 1955 г. Так, в газете «Правда» от 20 декабря 1955 г. отмечалось: «19 декабря деятели искусств Узбекистана, пребывавшие в Индии по приглашению индийского правительства, дали первый концерт на Национальном стадионе в Дели. На концерте присутствовали премьер-министр Индии Дж. Неру, вице-президент Радхакришнан, министры индийского правительства, члены парламента, главы и сотрудники ряда дипломатических представительств, деятели искусства и культуры, многочисленные представители делийской общественности. Концерт прошел с большим успехом» [19, л. 3].

В отчете о гастролях узбекских артистов в Индии отмечалось: «Официально 16 концертов, проведенных в Республики Индии, посетило 96800 зрителей. На встречах и приемах прошло 30 выступлений мастеров искусств Узбекистана и побывало более 30 тыс. зрителей. Таким образом, выступлениями советской делегации было охвачено около 130 тыс. зрителей» [20, л. 3].

В результате, 1955 г. стал в советско-индийском культурном обмене символом укрепления дружеских отношений. Гастроли советских и индийских деятелей искусства в 1954 — 1955 гг. создали благоприятную обстановку для расширения культурного сотрудничества между СССР и Индией, а проведенные концерты сформировали положительный образ об индийском и советском творчестве у общественности обеих стран.

В 1956 г. советско-индийский культурный обмен продолжился. С 27 июля по 10 сентября 1956 г. в Советском Союзе гастролировала большая группа индийских артистов в составе 36 человек, во главе с заместителем Министра иностранных дел Индии Анилом К. Чанда. Артисты выступили в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ереване, Крыму, Одессе, Киеве и Кишиневе [13, л. 5]. Делегация, согласно договоренности, дала в СССР 23 концерта [10, л. 174].

Ответным визитом в 1956 г. стали гастроли артистов цирка. Стоит отметить, что советский цирк очень нравился местному населению. Ещё в 1954 г. в Министерство культуры СССР приходили письма от индийских организаций с просьбой отправить к ним советский цирк. 18

июня 1954 г. индийская фирма «Заураштра Трейдинг Корпорейшн» просила прислать труппу Государственного цирка в Индию для представлений [6, л. 30-31]. Советская сторона не ответила на данное сообщение. Тогда индийцами было направлено повторное письмо от 16 ноября 1954 г. [6, л. 42], а 23 ноября 1954 г. пришло письмо от фирмы «Саураштра Трейдинг Ко» [6, л. 47], в котором содержалась аналогичная просьба. На запросы индийских организаций советская сторона не отвечала, поскольку считала, что гастроли советского цирка в Индии влекут за собой слишком большие финансовые затраты со стороны СССР, а официально подчеркивать нежелание тратить значительные финансовые средства не хотели.

Тогда индийская сторона предложила организовать гастроли индийского цирка по СССР с целью обмена опытом. Так, к примеру, в одном из писем индийского посла К.П.Ш. Менона, адресованного Государственному цирку СССР содержалось следующее: «Для того, чтобы установить между нами более тесные и сердечные отношения, было бы очень желательно, если бы можно было организовать «Миссию доброй воли индийских цирков» для посещения ваших представлений, изучения культуры и искусства Советского Союза» [6, л. 14]. Тем не менее, обмен цирковыми представлениями между Индией и СССР в 1954 — 1955 гг. так и не был осуществлен. Они состоялись только в 1956 г.

Советский цирк гастролировал в Индии в течение 6 недель (с 15 ноября 1956 г. до 17 января 1957 г.) [11, л. 56-57]. Советская цирковая программа была рассчитана на 142 минуты, в которой участвовали 36 человек [9, л. 40].

В докладной записке руководителя делегации А.М. Волошина о гастролях советского цирка в Индии указывалось, что «18 ноября 1956 г. состоялся первый концерт советского цирка в Бомбее на самом большом стадионе «Валабхай Патель Стэдиум» [12, л. 1-31].

По случаю визита советских артистов, министром штата Бомбей Чаваном был организован прием для всего коллектива. Чаван отметил, что «...советские артисты очень быстро завоевали популярность у бомбейцев. За 15 выступлений в Бомбее мы обслужили свыше 300 тыс. зрителей», — отмечал А.М. Волошин, — «Все сборы от

наших представлений поступили в фонд премьер-министра Дж. Неру для оказания помощи индийскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий, что было широко оглашено в прессе» [12, л. 8].

Всего в Мадрасе состоялось 13 представлений с общим количеством около 250 тыс. зрителей. В Калькутте 7 представлений на 150 тыс. зрителей. Всего 42 представления на 900 тыс. зрителей. Учитывая тот факт, что советская сторона передала денежные средства на нужды Индии, индийская сторона готова была устраивать гастроли советского цирка ежегодно.

Сложилась следующая практика: расходы на транспорт несла направляющая сторона, пребывание обеспечивала принимающая сторона, а доход от выступлений оставался у принимающей стороны. Исключение составляла символическая оплата артистов.

Принимая во внимание то, что культурный обмен между СССР и Индией мог принести дополнительный доход государственному бюджету, Индия стремилась расширить границы сотрудничества и значительно увеличить культурные контакты с СССР. В связи с этим, индийская сторона приглашала на гастроли артистов, которые пользовались мировой славой. В то же время, советское руководство, даже понимая отсутствие финансового интереса, преследуя политические цели, готово было идти на определенные уступки.

В свою очередь, индийская сторона стремилась максимально экономить, сокращая количество гостей из СССР. Всё объяснялось финансовыми трудностями индийской стороны. В результате Советский Союз вынужден был брать на себя обязательства по содержанию творческих коллективов и отдельных исполнителей в самой Индии, что становилось еще более обременительным.

К примеру, в 1958 г. на встрече с Министром культуры СССР индийская делегация просила отправить в Индию на гастроли советский балет Большого театра. В ходе беседы Н.А. Михайлов отказал индийцам, аргументирую отказ значительными финансовыми расходами [5, л. 96-97].

Вместо советского балета Индию в 1958 г. были направлены группы артистов во главе с Б.А. Бабочкиным и с Тамарой Ха-нум [14, л. 124]. В Дели были организованы сольные концерты певца П.Г. Лисициана и

пианиста Н.Г. Вальтера [16, л. 2].

В 1959 г. состоялись гастроли группы артистов Государственного центрального театра кукол под руководством С.В. Образцова в количестве 36 человек. В репертуаре театра были спектакли «Необыкновенный концерт», «Волшебная лампа Алладина», концертная программа С.В. Образцова. Театр находился в Индии с 13 февраля по 1 апреля 1959 г. За это время они выступили в Калькутте, Лакнау, Бомбее, Мадрасе, Хайдера-баде, Джайпуре, Агре, Дели. Всего было дано 39 спектаклей и 9 концертов, на которых побывало свыше 55 тыс. зрителей [23, л. 20].

Турне советского кукольного театра в Индии в 1959 г. позволило за полтора месяца получить индийской стороне опыт в постановке собственных представлений, тем более, что секреты «кукольного мастерства» были очень востребованы в индийской культурной среде.

В целом, контакты позволяли выстраивать двустороннее сотрудничество, лучше понять культуру Индии и СССР. По итогам гастролей советских артистов в 1958 — 1959 гг. в Индии можно тем не менее выявить тенденцию, направленную на сокращение объемов советско-индийского культурного обмена. Чаще стали привлекаться одиночные исполнители, продолжительность выступлений сокращалось. Это объяснялось значительными материальными затратами, которые приходились на индийскую сторону.

В ответ на подобное отношение к гастролям советских культурных делегаций, СССР также сократил сроки пребывания индийских артистов, как правило, до одного месяца, была сужена география выступлений. В основном гастроли проходили в Москве, Ленинграде и столицах республик Средней Азии.

Так, в 1958 г. в Москве и Ленинграде выступили индийские танцовщицы сестры Рошан и Ширин Ваджифдар, а в 1959 г. по этим же городам состоялись гастроли индийской танцовщицы Индрани Рахман [22, л. 5].

В 1959 г. Советский Союз принимал 15 индийских артистов во главе с Мрина-лини Сарабхаи для организации концертов в Средней Азии в период с 5 по 21 июля 1959 г. [15, л. 33, 51].

Наибольший успех у советских зрителей вызвали исполнители индийского классического и народного танца, под руководством известной танцовщицы и

киноактрисы Ваиджантималы. Концерты состоялись в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Самарканде летом 1959 г. [16, л. 5].

Со стороны Индии желание ограничить расходы всё больше выходило на первый план в процессе культурного обмена. Индийское посольство в Москве в ходе ряда встреч в Министерстве культуры СССР, настаивало на ограничении состава советских артистов: максимальное количество не должно было превышать 30 человек [21, л. 2].

Посол Индии в СССР К.П.Ш. Менон в очередной раз аргументировал сокращение делегаций «известными финансовыми трудностями», а также заверил, что индийская сторона направит на гастроли в СССР такую же по составу высокопрофессиональную группу народного танца.

В результате длительных переговоров между СССР и Индией в конце 1959 г. — начале 1960 г., в Индию был отправлен очередной советский ансамбль. Гастроли имели большой успех среди индийских зрителей, но вызывали определенное недовольство индийского руководства, которому не удалось осуществлять культурный обмен на выгодных для себя условиях.

В отчете от 23 февраля 1960 г. о гастролях советских артистов в Индии в 1959 — 1960 гг. отмечалось: «На основании решения ЦК КПСС и соответствующего распоряжения Министерства культуры СССР Башкирский государственный ансамбль народного танца Башкирской АССР в количестве 36 человек был направлен на гастроли в Индию, Бирму и Непал. Ансамбль находился на гастролях с 8 декабря 1959 г. по 11 февраля 1960 г. и показал 53 концерта, которые посетили свыше 100 тыс. зрителей.

Предполагались гастроли Башкирского ансамбля по городам Индии, которые должны были начаться в штате Пенджаб город Амритсар. Но в связи с тем, что эти гастроли никем своевременно организованы не были, было принято решение после 3 концертов в Амритсаре Ансамблю выехать в Москву. 11 февраля 1960 г. Ансамбль вылетел в Москву» [24, л. 1-3].

Можно предположить, что желание индийской стороны сэкономить на пребывании ансамбля оказались сильнее, чем перспектива культурного обмена между СССР и Индией. К тому же, шла активная подготовка к приему ранее запланированных групп, также требующих финансовых затрат.

Крупными культурными

мероприятиями в 1960 г. были гастрольные выступления группы артистов республик Средней Азии (25 человек), и эстрадно-цирковой группы (20 человек). Выступления были организованы в Дели, Бомбее и прошли с большим успехом [16, л. 3].

В декабре 1960 г. Индию посетила эстрадно-цирковая группа (20 человек), выступления которой были организованы в Калькутте. За 28 дней пребывания в Калькутте было дано 33 концерта, которые посетило около 65 тыс. человек. Выступления прошли с большим успехом [16, л. 23]. В 1960 г. состоялись концерты в Бомбее солистов И.Д. Ойстраха и М.Л. Ростроповича [17, л. 29]. К 1960 г. индийская сторона продолжила активно сокращать географию советских концертов.

Схожую динамику можно наблюдать относительно гастролей индийских артистов в СССР. Так, в 1960 г. в Советский Союз приезжала индийская танцевальная группа «Даркана», которая в течение января посетила Москву, Ленинград, и города Прибалтийских республик. В конце июля — начале августа проездом из Китая Советский Союз посетила группа артистов Рошана Ваджифдара. Группа дала 6 концертов в Ташкенте [16, л. 4].

Таким образом, отчетливо прослеживается линия организации гастролей индийских артистов в СССР в Москве, Ленинграде, а также городах республик Средней Азии. Советское руководство объясняло это тем, что успех индийских концертов будет выше, если проводить их в Средней Азии, поскольку выступления более понятны зрителям из-за схожести культур. С другой стороны, Советский Союз не был заинтересован в турне индийских делегаций по всему Союзу, в связи со значительными финансовыми расходами.

В целом, говоря о месте и роли эстрады в советско-индийском культурном сотрудничестве в 1954 — 1960 гг., стоит отметить, что основная задача эстрады в осуществлении пропагандистского эффекта достижений советской и индийской культур была выполнена. Те цели, которые ставили перед собой СССР и Индия в 1954 г. были осуществлены. У общественности обеих стран сложился положительный образ, как СССР, так и Индии.

Советские и индийские зрители познакомились с разнообразным творчеством артистов обеих стран. Индийские зрители

ближе познакомились с советским театром, вокалом, хореографией и цирком. В то время как советская общественность увидела попурри индийского эстрадного творчества.

Конечно, наибольшее впечатление произвел на индийцев русский цирк. Цирковые номера представляли собой красочное зрелище, вызывавшее невероятный восторг. Посещение цирка не требовало от зрителей знания русского языка, что делало их понятными и успешными. На протяжении 1956 — 1960 гг. гастроли советского цирка оставались наиболее востребованными населением Индии.

В 1954 — 1957 гг. составы делегаций советских артистов состояли преимущественно из представителей народов Средней Азии — узбекских, грузинских, башкирских артистов, что объяснялось желанием предоставить зрителям близкие по духу культурные традиции. Гастроли индийских делегаций проходили в свою очередь на территории среднеазиатских республик.

Начиная с 1958 г. количество визитов творческих коллективов в Индию возросло, что не являлось для индийской стороны позитивным.

В 1958 — 1959 гг. они стали настоятельно рекомендовать советской стороне сокращения численности артистов, пребывавших в Индии, аргументируя это «известными финансовыми трудностями», которые возникали в связи с необходимостью содержания советских артистов в Индии. В ответ Советский Союз ввел временные и географические ограничения на гастроли индийских артистов в СССР. Так, гастроли индийских артистов стали проводиться преимущественно в Москве, Ленинграде и городах Средней Азии, а продолжительность ограничивалась одним месяцем. Данное решение стало ответным жестом на действия индийской стороны.

В целом, культурный обмен в 1954 — 1960 гг. преследовал политические цели, в частности, в пропаганде советского образа жизни и ценностей. Сокращение гастрольного обмена, инициированного индийской стороной, несло финансовые убытки. По этой причине представители Министерства культуры выступали с инициативой о заключении совместного культурного соглашения, которое и было подписано 12 февраля 1960 г.

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия [электронный ресурс]// URL: https://gufo.me/dict/bse/Эстрада (дата обращения: 03.03.2021).

2. Вечерний Ленинград. 1954. 6, 7, 8, 9, 10 сентября; Заря Востока. 1954. 24, 26, 30 сентября; Знамя коммунизма. 1954. 17 сентября; Известия. 1954. 17 сентября; Киевская правда. 1954. 14 сентября; Красная звезда. 1954. 17 сентября, 8 октября; Ленинградская правда. 1954. 7, 10 сентября; Правда. 1954. 18, 24, 27, 29 сентября; Правда Украины. 1954. 15 сентября; Советская культура. 1954. 11, 18 сентября; Труд. 1954. 1 сентября.

3. Масленникова Л.И. Поездка в Индию // Новое время. №16. 1954.

4. Постановление Верховного Совета СССР об итогах поездки Председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, Члена Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущева в Индию, Бирму и Афганистан // Новое время. 1956. №2.

5. Российский государственный архив литературы и искусства (далее — РГАЛИ). Ф. 2329. Оп. 2. Д. 635.

6. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 57.

7. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 58.

8. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 59.

9. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 262.

10. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 263.

11. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 264.

12. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 390.

13. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 487.

14. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1131.

15. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1136.

16. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1471.

17. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1854.

18. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 6.

19. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 11.

20. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 27.

21. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 74.

22. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 89.

23. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 105.

24. РГАЛИ. Ф. 2329. Оп. 9. Д. 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Совместное заявление Председателя Совета Министров СССР Н.А. Булганина, Члена Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Хрущева и Премьер-министра Индии Джавархалала Неру // Новое время. 1955. №51.

SOVIET-INDIAN CULTURAL EXCHANGE IN 1954-1960 ON THE EXAMPLE OF VARIETY

Cultural exchange in 1954 - 1960 played an important role in the formation of Soviet-Indian cooperation. Adhering to the principles of "pancha shila", the Soviet leadership used the strategy of "soft power" to expand its own influence in Asian countries. The exchange of creative teams and individual performers laid the foundation for building cultural relations between the USSR and India in the future. Closer contacts in the period under review were established between circus, theatrical art and dance ensembles. Spectators from both countries had the opportunity to get to know the intangible cultural heritage of the USSR and India, which, in turn, formed a positive impression on the public. Without official agreements, the exchange was carried out during the period under review on the basis of mutual interest, thanks to the initiative of the USSR leadership, closer interaction was carried out, contacts were expanded in the cultural sphere. Consideration of the issue of the place of variety art in the Soviet-Indian cultural exchange makes it possible to determine the features of the process, identify problematic components, in particular, the reluctance to expand the geography of exchanges and the increase in the cost of organizing tours by the Indian leadership. Nevertheless, the Soviet side sought to use this channel to promote the Soviet way of life, deliberately investing heavily in the implementation of plans for cultural interaction with India.

Keywords: Soviet-Indian cultural exchange, variety art, propaganda of the cultural achievements of the USSR and India, N.S. Khrushchev, J. Nehru, dance ensemble, circus art, theatrical art, tours of Soviet and Indian artists.

References

1. Bolvshaya sovetskaya evnciklopediya [Great Soviet encyclopedia]. [evlektronnyvj resurs] // URL: https://gufo.me/dict/bse/Evstrada (data obrashheniya: 03.03.2021).

2. Vechernij Leningrad (1954) [Evening Leningrad]. 6, 7, 8, 9, 10 sentyabrya; Zarya Vostoka (1954) [Dawn of the East]. 24, 26, 30 sentyabrya; Znamya kommunizma (1954) [The banner of communism]. 17 sentyabrya; Izvestiya (1954) [News]. 17 sentyabrya; Kievskaya Pravda (1954) [Kyiv truth]. 14 sentyabrya; Krasnaya zvezda (1954) [A red star]. 17 sentyabrya, 8 oktyabrya; Leningradskaya Pravda (1954) [Leningrad truth]. 7, 10 sentyabrya; Pravda (1954) [Truth]. 18, 24, 27, 29 sentyabrya; Pravda Ukrainyv (1954) [Truth of Ukraine]. 15 sentyabrya; Sovetskaya kulvtura (1954) [Soviet culture]. 11, 18 sentyabrya; Trud (1954) [Work]. 1 sentyabrya.

3. Maslennikova L.I. Poezdka v Indiyu (1954) [Trip to India] // Novoe vremya. №16.

4. Postanovlenie Verxovnogo Soveta SSSR ob itogax poezdki Predsedatelya Soveta Min-istrov SSSR N.A. Bulganina, Chlena Prezidiuma Verxovnogo Soveta SSSR N.S. Xrushheva v Indiyu, Birmu i Afganistan (1956) [Decree of the Supreme Soviet of the USSR on the results of the trip of the Chairman of the Council of Ministers of the USSR N.A. Bulganin, Member of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR N.S. Khrushchev to India, Burma and Afghanistan] // Novoe vremya. 1956. №2.

5. Rossijskij gosudarstvenny'j arxiv literaturyv i iskusstva (dalee — RGALI). [Russian State Archive of Literature and Art] F. 2329. Op. 2. D. 635.

6. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 57.

7. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 58.

8. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 59.

9. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 262.

10. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 263.

11. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 264.

12. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 390.

13. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 487.

14. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 1131.

15. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 1136.

16. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 1471.

17. RGALI. F. 2329. Op. 8. D. 1854.

18. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 6.

19. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 11.

20. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 27.

21. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 74.

22. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 89.

23. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 105.

24. RGALI. F. 2329. Op. 9. D. 142.

25. Sovmestnoe zayavlenie Predsedatelya Soveta Ministrov SSSR N.A. Bulganina, Chlena Prezidiuma Verxovnogo Soveta SSSR N.S. Xrushheva i Premver-ministra Indii Dzhavarxalala Neru (1955) [Joint statement of the Chairman of the Council of Ministers of the USSR N.A. Bulganin, Member of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR N.S. Khrushchev and Prime Minister of India Javarkhalal Nehru] // Novoe vremya. 1955. №51.

Об авторе

Соколова Юлия Игоревна — соискатель, Курский государственный университет, E-mail sokolowa.dzhulia2015 @yandex.ru

Sokolova Julia Igorevna — applicant, Kursk State University, E-mail sokolowa.dzhulia2015@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.