Научная статья на тему 'КИНОФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ 1953–1964 ГГ.'

КИНОФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ 1953–1964 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советско-индийские культурные связи / кинофестивали / продукция советского и индийского кинематографа / культурный обмен / кинопрокат. / Soviet-Indian cultural ties / film festivals / production of Soviet and Indian cinema / cultural exchange / film distribution.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Ю. И.

В статье исследован опыт организации кинофестивалей, проводимых советской и индийской сторонами в период 1953–1964 гг., как формы двусторонних культурных связей. Сделан вывод, что организация кинофестивалей способствовала не только развитию дружеских контактов между государствами, но и популяризировала продукцию советского и индийского кинематографов, создавая представления народов друг о друге и способствуя выявлению предпочтений тематики и жанров у зрителей Советского Союза и Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM FESTIVALS AS A FORM OF SOVIET-INDIAN CULTURAL RELATIONS 1953–1964

The article examines the experience of organizing film festivals held by the Soviet and Indian sides in the period 1953–1964 as a form of bilateral cultural ties. It was concluded that the organization of film festivals contributed not only to the development of friendly contacts between states, but also popularized the production of Soviet and Indian cinematographs, creating ideas of peoples about each other and helping to identify the preferences of topics and genres among viewers of the Soviet Union and India.

Текст научной работы на тему «КИНОФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ 1953–1964 ГГ.»

УДК 94

КИНОФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ 1953-1964 ГГ.

© 2021 Ю. И. Соколова

аспирантка 4 курса кафедры всеобщей истории e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

В статье исследован опыт организации кинофестивалей, проводимых советской и индийской сторонами в период 1953-1964 гг., как формы двусторонних культурных связей. Сделан вывод, что организация кинофестивалей способствовала не только развитию дружеских контактов между государствами, но и популяризировала продукцию советского и индийского кинематографов, создавая представления народов друг о друге и способствуя выявлению предпочтений тематики и жанров у зрителей Советского Союза и Индии.

Ключевые слова: советско-индийские культурные связи, кинофестивали, продукция советского и индийского кинематографа, культурный обмен, кинопрокат.

FILM FESTIVALS AS A FORM OF SOVIET-INDIAN CULTURAL RELATIONS 1953-1964

© 2021 Y. I. Sokolova

Postgraduate student of the 4th year of the Department of General History e-mail: [email protected]

Kursk State University

The article examines the experience of organizing film festivals held by the Soviet and Indian sides in the period 1953-1964 as a form of bilateral cultural ties. It was concluded that the organization of film festivals contributed not only to the development of friendly contacts between states, but also popularized the production of Soviet and Indian cinematographs, creating ideas of peoples about each other and helping to identify the preferences of topics and genres among viewers of the Soviet Union and India.

Keywords: Soviet-Indian cultural ties, film festivals, production of Soviet and Indian cinema, cultural exchange, film distribution.

Культурное сотрудничество СССР и Индии в 1953-1964 гг. играло важную роль в вопросе идеологического влияния СССР на международной арене. В связи с тем что правительство Дж. Неру проводило политику неприсоединения к политическим блокам, которая стала весьма популярной в странах Южной и Юго-Восточной Азии, Советский Союз старался установить более тесные связи с государствами региона, формируя различными средствами положительный образ СССР, в том числе среди индийского населения.

В середине 50-х гг. XX в. руководством СССР было принято решение использовать культурные контакты с Индией в целях пропаганды социалистического строя и привлечения внимания индийской общественности к достижениям культуры

стран социализма. Усилиями советской стороны в Индии создавался образ «советского друга и товарища», политика которого должна была рассматриваться индийским правительством в качестве примера.

Одним из основных направлений советско-индийского культурного сотрудничества в 1953-1964 гг. являлись контакты в области кинематографа. Советское руководство использовало возможности кинематографа для распространения коммунистической идеологии в широкие массы. Для этого были задействованы не только правительственные отделы, курирующие данное направление, но и общественные организации. К середине 1960-х гг. сложилась определенная система таких контактов. Одной из форм советско-индийского сотрудничества в области кинематографии стала организация и проведение кинофестивалей.

Кинофестивали не только демонстрировали дружеские намерения в вопросах двустороннего взаимодействия, но и популяризировали продукцию советского и индийского кинематографа, создавая определенное представление друг о друге в обеих странах.

Организация кинофестивалей для советской стороны не имела целью получения финансовой выгоды. Прием делегаций индийских кинодеятелей в Советском Союзе и вовсе не был оправдан с точки зрения финансовых затрат, которые несла советская сторона.

В конце 1953 - начале 1954 г. Главное управление кинофикации и кинопроката начало подготовку к проведению первого фестиваля индийских фильмов, запланированного на август 1954 г. Советскому зрителю предложен был просмотр фильмов: «Два бигха земли» и «Рахи» («Странник») [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 1]. Велись переговоры с индийской стороной о приобретении еще пяти художественных фильмов [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 2].

К началу проведения первого индийского кинофестиваля в Советском Союзе был разработан план пребывания делегации индийских деятелей киноискусства. Учитывая, что это был первый такого рода форум, было принято решение провести его на показательно высоком уровне.

Индийскую делегацию возглавлял Х.А. Аббас. В состав входили такие известные деятели индийского кино, как режиссер и актер Радж Капур, режиссер Чатан Ананд, актриса Наргис, режиссер и продюсер Бимал Рой и др. [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 14]. Делегация состояла из 16 человек, представлявших деятелей индийского кинематографа1.

С 21 сентября по 1 октября 1954 года индийская делегация находилась в Москве. 23 сентября в Доме кино состоялось торжественное открытие фестиваля индийских фильмов. Открыл фестиваль Министр культуры Г.Ф. Александров [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 4]. Делегация в течение месяца посетила, кроме Москвы, Ленинград и Ташкент2. По итогам пребывания индийской делегации в Ташкенте гостям были преподнесены национальные подарки: мужчинам - узбекские шелковые халаты, тюбетейки, чарси; женщинам - отрезы хан-атласа, золотошвейные тюбетейки и пояса [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 58. Л. 114].

1 21 сентября 1954 г. индийскую делегацию в аэропорту встречал начальник Главного управления кинематографии СССР К.С. Кузаков.

2 В Ташкент делегация кинодеятелей Индии прибыла 7 октября 1954 г. После встречи гости были приглашены на дачу Совета Министров УзССР, где им были показаны фильмы производства Ташкентской киностудии «Советский Узбекистан» и «Мастера узбекского танца». Члены индийской делегации осмотрели город, посетили музей искусств, библиотеку им. А. Навои, в театре им. А. Навои посетили оперу «Гульсара» и балет «Балерина» // РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 58. Л. 113.

Затем члены индийской делегации посетили Тбилиси, Сочи, Волгоград (Сталинград). В каждом городе демонстрировались индийские фильмы, были организованы творческие встречи с сотрудниками советской киноиндустрии. 20 октября 1954 г. индийская делегация вернулась на родину [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 5-7].

Посол Индии в СССР Кумар Падма Шивашанкар Менон от имени правительства своей страны официально поблагодарил советское руководство [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 56. Л. 12]. Результатом поездки стали заявления о дружбе советского и индийского народов, высокая оценка знакомства с культурой обеих стран и высказанные пожелания дальнейшего налаживания контактов. Пожалуй, первый фестиваль стал самым масштабным по охвату географии - советскому руководству удалось не только продемонстрировать конструктивный настрой, но и реальными действиями доказать широкие возможности такого рода контактов. В дальнейшем проведение индийских кинофестивалей осуществлялось преимущественно в Москве и Ленинграде.

Очередной фестиваль индийских фильмов в СССР состоялся в 1956 г. На нём демонстрировались два фильма Р. Капура «Господин 420» и «Наследник». Демонстрация осуществлялась в Москве, Санкт-Петербурге и Баку.

На открытие фестиваля в кинотеатре «Ударник» были приглашены Чрезвычайный и Полномочный посол Индии в СССР Кумар Падма Шивашанкар Менон, сотрудники индийского посольства, члены делегации индийских кинодеятелей, деятели советского кино, искусств, литературы, представители МИДа, прессы, партийных советских, комсомольских и профсоюзных организаций Москвы в количестве 1000 человек [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 264. Л. 33]. Заседание, посвященное открытию фестиваля индийских кинофильмов, открыл Министр культуры СССР Н.А. Михайлов. От имени работников советской кинематографии индийских гостей приветствовал и представлял народный артист СССР Б.П.Чирков [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 264. Л. 19]. В качестве гостей приезжала группа киноработников Индии, в том числе Радж Капур и его супруга Наргис [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 487. Л. 5].

В целом проведение первых фестивалей Индии в СССР показало, что советский зритель интересуется культурой этой «загадочной восточной страны» и с большим интересом посещает кинопоказы. Статистика киносборов не велась, хотя можно предположить, что такого рода сведения в профильных структурах имелись. Тем не менее интерес был довольно высок, о чём можно судить по сообщениям в прессе того периода [3, с. 10; 4, с. 17]. Подчеркнём, что кинофестивали не преследовали целью коммерческую выгоду, поскольку превалировала культурная и идеологическая составляющая.

Первый фестиваль советских фильмов в Индии был проведен в январе 1957 г. Делегацию деятелей советского кино возглавил советский киновед И.А. Рачук. В составе делегации были кинооператоры С.И. Юткевич, П. Д. Касаткин, Н.А. Крючков, С. Д. Столяров [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 487. Л. 6]. Демонстрировались три советских фильма: «Отелло» и «Великий воин Албании Скандербег» режиссера С.И. Юткевича, «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида. Известно, что индийские организации кинопроката в 1957 г. не приобрели советские фильмы [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 66. Л. 29], что объяснялось их содержательной составляющей: представленные киноленты пропагандировали высокоморальные идеалы жизни советского человека, радость социалистического труда, приверженность делу партии. Индийский зритель не был готов к такого рода проблематике, предпочитал смотреть развлекательные ленты, не обремененные идейной направленностью. Отношение к кинематографу как к сфере развлечения приводило к тому, что индийцы не хотели тратить время на просмотр сюжетов, связанных с повседневной жизнью. Советский же кинематограф на фестивале

не был представлен развлекательными сюжетами. В связи с этим интерес к советскому кинематографу у индийского населения был крайне низок.

Советское руководство осознавало сложившуюся ситуацию, однако, на наш взгляд, совершенно не учитывало перспективу охлаждения интереса к советским кинолентам. Определённая корректировка в подборке материала была сделана лишь в сторону пропаганды кинематографа союзных среднеазиатских республик, поскольку, по мнению советской стороны, культура этих регионов имела схожие черты.

В 1958 г. был проведен Международный кинофестиваль стран Азии и Африки. В соответствии с Приказом № 421 Министерства культуры СССР (от 13 июня 1958 г.) проведение фестиваля было запланировано на период с 20 августа по 3 сентября в Ташкенте [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 688. Л. 3]. Участниками фестиваля стали представители Таджикской ССР, Казахской ССР, Туркменской ССР, Киргизской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Узбекской ССР.

Как впоследствии отмечали члены делегации, кинофестиваль способствовал «укреплению и углублению дружеских связей между странами-участницами кинофестиваля, так как обмен в области кинематографии внес серьезный вклад в дело борьбы за мир во всем мире во имя процветания и прогресса всего человечества» [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 688. Л. 16].

Представители 22 стран, собравшиеся в Ташкенте, выразили благодарность правительству Советского Союза и УзССР, за организацию кинофестиваля и дружеский прием его участников [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 688. Л. 17].

Международный кинофестиваль 1958 г. произвел на деятелей индийской кинематографии благоприятное впечатление. Индийские киностудии в дальнейшем проявили инициативу в налаживании отношений со среднеазиатскими киностудиями.

В 1959 г. индийской фирмой «Калькутта фильм сосайети» был организован и проведен частный кинофестиваль, на котором демонстрировались советские фильмы «По закону» (режиссер Л.В. Кулешов), «Стачка», «Октябрь» (режиссер С.М. Эйзенштейн), «Восток», «Арсенал» (режиссер А.П. Довженко), «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» (режиссер В.И. Пудовкин), «Обломки империи» (режиссер Ф.М. Эрмлер), «Новый Вавилон» (режиссеры Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг), «Турксиб» (режиссер В.А. Турин), «Кровать и диван» (режиссер А. Роум), «Человек с киноаппаратом» (режиссер Д. Вертов), «Ленин в Октябре» (режиссер М.И. Ромм), «Волга-Волга», «Депутат Балтики» (режиссер Г.В. Александров). [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1134. Л. 30-31].

Анализ основной тематики картин позволяет сделать вывод, что она продолжала соответствовать избранной линии идеологической пропаганды Советского Союза, характеризующейся отсутствием развлекательных сюжетов.

Вслед за частным кинофестивалем 1959 г. в Дели в 1960 г. прошёл фестиваль советских фильмов, на котором демонстрировались «Борец за мир» (режиссер Н.А. Черкасов), «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук), «Летят журавли» (режиссер М.К. Калатозов), «Илья Муромец» (режиссер А.Л. Птушко), «Лебединое озеро» (режиссеры А.И. Дудко и К.М. Сергеев). На фестиваль выезжали советские актёры Б.Ф. Андреев и Н.К. Мышкова [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1471. Л. 4, 8; Оп. 9. Д. 105. Л. 6].

Фестиваль прошел только в столице Индии. Вероятно, руководство профильных структур понимало отсутствие интереса индийского зрителя к советским лентам. Кроме того, индийская сторона пыталась ограничить демонстрацию кинолент, имевших идеологическую направленность. Опасения индийских руководящих кругов были связаны с распространением коммунистических и социалистических идей

в индийском обществе, что, в свою очередь, могло привести к усилению позиции коммунистической партии Индии, что не входило в планы руководства страны.

Тем не менее подписанное 12 февраля 1960 г. Совместное советско-индийское соглашение предполагало расширение культурных контактов между СССР и Индией, в том числе посредством ежегодного проведения кинофестивалей. Данное решение вызвало несколько настороженное отношение с индийской стороны, которая опасалась усиления пропаганды в советско-индийских культурных контактах. В то же время индийская киноиндустрия стремилась перенять опыт советских кинематографистов, в частности, в вопросах организации кинофестивалей.

К примеру, в 1960 г. состоялся II Международный кинофестиваль стран Азии и Африки, который был проведен по примеру ташкентского [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1464. Л. 65]. Делегация деятелей индийского кинематографа перенимала практику организации и проведения международных кинофестивалей через налаживание личных контактов с членами делегаций. Такая же практика была замечена индийскими кинематографистами во время проведения в 1961 г. II Московского кинофестиваля, на котором присутствовали 9 кинематографистов Индии.

Накопленный опыт в проведении международных кинофестивалей СССР индийские кинематографисты продемонстрировали в октябре 1961 г., когда в Дели проводился Международный кинофестиваль, на котором присутствовали три советских кинематографиста Грузии, получившие премию за фильмы «Клад» (режиссер Резо Чхеидзе), «Конек-Горбунок» (режиссер А. А. Роу) и др.

Советская сторона, учитывая тот факт, что фестиваль советских кинофильмов в Индии в 1960 г. был проведен только в Дели, провела соответствующие переговоры с индийцами и настояла на расширении географии в демонстрации и пропаганде советского кинофестиваля. В результате в 1961 г. был проведен фестиваль советских фильмов в Дели, Бомбее, Мадрасе и 10 других крупных городах Индии [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 212. Л. 3].

В 1962 г. состав советских кинолент на кинофестивале в Индии представлял собой как новые, так и уже демонстрировавшиеся ранее фильмы. Это было ошибкой, поскольку снижало интерес к советскому кинематографу в целом. Стоит отметить, что в начале 1960-х гг. советское руководство более серьезно подошло к формированию подборки фильмов.

В связи с проведением в ноябре 1962 г. фестиваля советских фильмов в Индию была отправлена делегация в составе актеров Е.Я. Урбанского (руководитель), Н.И. Дробышевой, Л.И. Овчинниковой. Делегация находилась в Индии с 30 октября по 11 ноября 1962 г. На фестивале демонстрировались фильмы «Чапаев» (режиссеры Г.Н. Васильев и С.Д. Васильев), «Баллада о солдате» и «Чистое небо» (режиссер Г.Н. Чухрай), «Девичья весна» (режиссеры В.Д. Дорман и Г.Б. Оганесян), «Летят журавли», «Илья Муромец», «Полосатый рейс» (режиссер В.А. Фетин), «Девочка ищет отца» (режиссер Л.В. Голуб), «Лейла и Менджнун» (режиссеры Гафур Валамат-Заде и Т.Б. Березанцева), «Кёр-оглы» (режиссер Г.А. Сеидзаде), «Арена смелых» (режиссеры С.Н. Гуров и Ю.Н. Озеров) [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 2194. Л. 59].

Положительная реакция у индийских зрителей от советского кинофестиваля 1962 г. была отмечена в провинциальных городах, в которых ранее показ советских фильмов не производился. Так, с 17 по 23 ноября проходил фестиваль советских фильмов в Неллоре. Фильмы «Первый полет к звездам», «На арене цирка» демонстрировались шесть раз. Сбор составил 3 500 рупий. Ни один иностранный фильм не пользовался таким успехом в Неллоре, как «Русский цирк» и «Гагарин». «Совэкспортфильм» запросил отправку мультипликационных кинолент, которые также пользовались популярностью у индийского зрителя, в частности мультфильм «Золотая

антилопа» [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1859. Л. 33-34]. Обращает на себя внимание то, что тенденция в предпочтениях у индийского зрителя не менялась: советские киноленты развлекательного характера пользовались популярностью, чего нельзя сказать о фильмах идеологической направленности. Более того, они даже стали вызывать негативную реакцию индийской общественности, что в 1963-1964 гг. привело к определенному кризису в советско-индийских культурных отношениях в области кинематографии.

В 1963 г. в Советском Союзе традиционно, согласно планам по культурному сотрудничеству с Индией, был проведен фестиваль индийских фильмов. Фестиваль состоялся в августе 1963 г. и был проведен в Москве, Баку, Ташкенте, Ереване и Тбилиси. На фестивале был индийский киноработник Рей Кави [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 21]. Советскому зрителю демонстрировали фильмы «Чистый душой» (режиссер Сатьен Бос) и «Неприкасаемая» (режиссер Бимал Рой). Советские зрители с интересом смотрели индийские фильмы, что уже становилось традиционным.

Что касается кинофестиваля советских фильмов в Индии, то он состоялся не в 1963 г., как планировалось раньше, а лишь в 1964 г., поскольку индийская сторона изменила сроки. В период с 7 февраля по 19 марта 1964 г. фестиваль прошел в пяти городах: Дели, Хайдерабад, Мумбаи (Бомбей), Калькутта, Мадрас [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 4]. Учитывая, что проведение данного кинофестиваля вызвало неоднозначную оценку, особый интерес представляет отчёт о выполнении Программы культурного и научного обмена между СССР и Индией на 1963-1964 г. [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 4-6]. В отчёте отмечалось, что с самого начала подготовительной работы Посольство СССР в Индии столкнулось с явным нежеланием индийской стороны проводить кинофестиваль советских фильмов в Индии в обозначенный срок и на должном уровне. Первоначально проведение было назначено на октябрь 1963 г., но затем индийская сторона под предлогом «необходимости тщательной подготовки» трижды откладывала сроки проведения фестиваля.

Министерство информации и радиовещания Индии более месяца не отвечало на письмо посольства, в котором сообщалось о приезде в конце декабря в Индию советской делегации. После длительных переговоров посольству удалось договориться о проведении кинофестиваля в феврале 1964 г. Такая позиция индийской стороны объяснялась, по-видимому, нежеланием индийцев пропускать на экраны страны фильмы, пропагандировавшие социалистическую идеологию. Определенное значение имела также и финансовая сторона вопроса, так как индийцы, арендуя частные кинотеатры для проведения кинофестиваля, несли на этом значительные убытки.

Министерство информации и радиовещания Индии не проявило должной активности в организации рекламы кинофестиваля. Рекламные щиты возле кинотеатра были вывешены только накануне открытия кинофестиваля. В газетах сообщения об открытии кинофестиваля были размещены только 2 февраля, так как только за 5 дней до начала работы фестиваля была достигнута договорённость о выделении небольшого кинотеатра «Риволи», насчитывающего 450 мест. Как отмечается в документах, у индийской стороны была возможность арендовать кинотеатр, имеющий 850 мест, но этого сделано не было [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 5].

В этих условиях посольству пришлось принять срочные меры к привлечению внимания общественности Дели к фестивалю советских фильмов. Большое значение в этом отношении имела встреча посла И.А. Бенедиктова с представителями общественных организаций и прессы Дели накануне кинофестиваля. Материалы этой встречи, опубликованные на следующий день в прессе, привлекли значительное количество зрителей на советские фильмы. В течение всей недели демонстрации советских фильмов в Дели зал кинотеатра всегда был заполнен. Пресса ежедневно

помещала заметки кинокритиков о демонстрации фильмов и отдельные кадры из фильмов. Большое значение для пропаганды кинофестиваля имело присутствие на открытии вице-президента Индии И. Закира Хусейна и посла СССР И.А. Бенедиктова.

По мнению индийской прессы, лучшим фильмом фестиваля признан «Иваново детство» режиссера А.А. Тарковского. Газеты отмечали высокий гуманизм, острую антивоенную направленность, мастерскую игру актеров. Большой успех имели также фильмы «Девять дней одного года» (режиссер М.И. Ромм), «Девичья весна», «Девчата» (режиссер Ю.С. Чулюкин). Фильмы «Повесть пламенных лет» и «Мамлюк», судя по прессе, не встретили понимания и интереса индийского зрителя [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 5].

Удачно фестиваль прошел в Мадрасе. Это объяснялось прежде всего тем, что местные власти заблаговременно широко рекламировали предстоящее культурное событие по всему городу, в прессе и по радио. Количество сеансов в Мадрасе вдвое превышало количество сеансов, организованных в других городах, включая Дели.

В целом в Индии, по предварительным данным, советские фильмы просмотрело около 30 тыс. человек [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 6]. После фестиваля в посольство поступало много писем от общественных организаций Индии с просьбой передать им фестивальные фильмы для показа.

К числу недостатков в подготовке кинофестиваля следует в первую очередь отнести несвоевременность направления в Индию советской киноделегации. Делегация в составе актрисы З.М. Кириенко и кинорежиссера Л.А. Файзиева прибыла в Дели только 10 февраля и не смогла присутствовать на открытии. Кроме того, недостаточно был продуман перечень фильмов, представленных на фестиваль. Так, вряд ли целесообразно было показывать на фестивале в Мадрасе фильмы «Девичья весна» и «Мамлюк», которые уже демонстрировались там в 1962 г. Кроме того, по мнению прессы и зрителей, эффект фестиваля был снижен недостаточно качественным дубляжем фильмов на английский язык (чувствовался американский акцент) [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137. Л. 6].

Несмотря на то что советский кинофестиваль в Индии в 1964 г. прошёл довольно успешно, в советско-индийских отношениях в области кинематографии наметились определенные сложности. На наш взгляд, это связано с тем, что советская и индийская стороны по-разному понимали особенности и значение культурного обмена. Индийцы в первые годы проведения кинофестивалей положительно отзывались о советских фильмах, так как их специфика и сюжетные линии были новым явлением, отличным от привычных индийских кинолент. Но ошибкой советского руководства являлось одностороннее политическое давление в демонстрации фильмов, насыщенных идеологической составляющей. В результате постоянное присутствие пропагандистских сюжетов в советских фильмах к 1964 г. стало вызывать отторжение и неприязнь не только индийских правящих кругов, но индийских зрителей в целом. К тому же, на наш взгляд, ошибкой советского руководства являлось возвеличивание понятия «кинофестиваль», так как количество кинолент, демонстрированных зрителям, было весьма ограничено. Так, на первом индийском кинофестивале осуществлялся показ всего четырех фильмов: «Бродяга», «Два бигха земли», «Ураган» и «Байджу Бавра» [РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 29. Д. 3. Л. 9; Оп. 9. Д. 11. Л. 4].

Попытка советского руководства наладить отношения с Индией в вопросах проведения и организации кинофестивалей с помощью привлечения ресурсов союзных республик Средней Азии также не принесла ожидаемых результатов. Вероятно, индийцам более понятными были кинофильмы Узбекистана, Грузии в силу определённой схожести в отдельных элементах быта и мировосприятия.

Но существенным недостатком было то, что в Индию направлялись картины, также ориентированные на политическую и идеологическую пропаганду.

Таким образом, исходя из имеющихся в нашем распоряжении материалов, можно сделать вывод, что в период 1953 - 1960 гг. проведение кинофестивалей положительно воспринималось советской и индийской сторонами. Кинофестивали становились ежегодными ожидаемыми событиями, которые имели широкий отклик советской и индийской общественности [1, с. 106; 2, с. 7]. После подписания Соглашения о культурном сотрудничестве между СССР и Индией в 1960 г. кинофестивали стали обязательной частью культурного обмена между странами. На протяжении 1960-1964 гг. проведение кинофестивалей приобретало формальный характер. К тому же идеологическая направленность советских фильмов и акцент на «серьёзное кино» формировали отсутствие интереса к предлагаемым картинам и критичное отношение индийцев к советскому кинематографу в целом. В свою очередь, сказочные сюжеты индийских фильмов вызывали интерес у советского зрителя, формируя отношение к индийскому кинематографу как к исключительно развлекательному контенту.

Библиографический список

1. Абдурашидов Г. Дружба во имя мира // Звезда Востока. 1956. №7. С. 106

2. На пути прогресса. К 5-й годовщине Республики Индии // Новое время. 1955. №5. С. 7.

3. Огонёк. 1954. октябрь. №40.

4. Огонёк. 1956. октябрь. №44.

Российский государственный архив литературы и искусства (далее - РГАЛИ) Ф. 2329. Министерство культуры СССР (Москва, 1953 - 1992). Оп. 8. Д. 56, 58, 264, 487, 688, 1134, 1464, 1471, 1859, 2194.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 11, 66, 105, 212.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 26. Д. 137.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 29. Д. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.