Научная статья на тему 'КИНОПРОКАТ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И ИНДИИ В 1954–1961 ГГ.'

КИНОПРОКАТ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И ИНДИИ В 1954–1961 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советско-индийские культурные связи / кинопрокат / продукция советского и индийского кинематографа / культурный обмен. / Soviet-Indian cultural ties / film distribution / production of Soviet and Indian cinema / cultural exchange.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Ю. И.

В данной статье рассмотрены основные тенденции кинопроката советских фильмов в Индии и индийских фильмов в СССР. Проанализированы позиции советского и индийского руководства в вопросах использования возможностей кинопроката в процессе выстраивания культурного взаимодействия на начальном этапе сотрудничества (1954–1961 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM DISTRIBUTION AS A FORM OF CULTURAL COOPERATION USSR AND INDIA IN 1954–1961

This article examines the main trends in the distribution of Soviet films in India and Indian films in the USSR. The positions of the Soviet and Indian leaderships on the use of film distribution opportunities in the process of building cultural interaction at the initial stage of cooperation (1954–1961) are analyzed.

Текст научной работы на тему «КИНОПРОКАТ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И ИНДИИ В 1954–1961 ГГ.»

УДК 94

КИНОПРОКАТ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И ИНДИИ В 1954-1961 ГГ.

© 2021 Ю. И. Соколова

аспирантка 4 курса кафедры всеобщей истории e-mail: sokolowa.dzhulia2015@yandex.ru

Курский государственный университет

В данной статье рассмотрены основные тенденции кинопроката советских фильмов в Индии и индийских фильмов в СССР. Проанализированы позиции советского и индийского руководства в вопросах использования возможностей кинопроката в процессе выстраивания культурного взаимодействия на начальном этапе сотрудничества (1954-1961 гг.).

Ключевые слова: советско-индийские культурные связи, кинопрокат, продукция советского и индийского кинематографа, культурный обмен.

FILM DISTRIBUTION AS A FORM OF CULTURAL COOPERATION USSR AND INDIA IN 1954-1961

© 2021 Yu. I. Sokolova

Postgraduate Student of the 4 th year of the Department of General History e-mail: sokolowa.dzhulia2015@yandex.ru

Kursk State University

This article examines the main trends in the distribution of Soviet films in India and Indian films in the USSR. The positions of the Soviet and Indian leaderships on the use of film distribution opportunities in the process of building cultural interaction at the initial stags of cooperation (1954-1961) are analyzed.

Keywords: Soviet-Indian cultural ties, film distribution, production of Soviet and Indian cinema, cultural exchange.

Советско-индийские отношения в области культуры занимали важное место во внешней политике СССР 1954-1961 гг. В указанный период начался процесс формирования структуры контактов по различным направлениям культуры, который можно рассматривать как начальный этап развития отношений. В 1961 г. советско -индийское сотрудничество приобрело постоянный статус, основанный на ежегодных планах и программах реализации мероприятий. В условиях «холодной войны» Советский Союз стремился включить Индию в орбиту своего влияния, используя арсенал стратегии, которую сегодня принято называть «мягкой силой». Информация об СССР в Индии была довольно скудной, по этой причине обоюдное желание больше узнать друг о друге привело к формированию системы взаимоотношений, включавшей различные формы взаимодействия.

Одной из таких форм в советско-индийских культурных отношениях в 19541961 гг. стали контакты в области кинематографии. В изучаемый период главной

формой сотрудничества в данной области выступал кинопрокат. Кинопрокат (см.: [13]) подразумевал демонстрирование кинофильмов на экранах кинотеатров и передачу их во временное пользование для расширения аудитории. Через просмотр советских и индийских фильмов зрители могли познакомиться с культурой и повседневной жизнью обеих стран, к тому же кинематография ко второй половине XX в. стала самым массовым видом искусства.

В первую очередь стоит отметить, что структура связей кинопроката между СССР и Индией в 1954-1961 гг. выстраивалась по двум направлениям: коммерческому и безвозмездному (некоммерческое). Под коммерческим подразумевались продажа и покупка кинолент в целях кассового проката. На безвозмездной основе, в частности Советским Союзом, осуществлялась поставка фильмов государственным ведомствам, организациям и клубам.

В СССР единственной организацией, ответственной за прокат советских фильмов в зарубежных странах, был «Совэкспортфильм». В ведение «Совэкспортфильма» входил широкий круг обязанностей: получение лицензий на ввоз советских фильмов в страны, перевод и дубляж кинокартин на иностранные языки, транспортировка кинолент, а также распространение кинофильмов на коммерческой основе. В отличие от СССР, в Индии данными вопросами занимались исключительно частные киностудии, на которые индийское руководство не могло оказывать решающего влияния. В связи с этим советской стороне было необходимо устанавливать контакты с коммерческими индийскими киностудиями, что представляло определенные сложности.

Регулярный прокат советских фильмов в Индии начал осуществляться с 1945 г. через фирму «Эйжа Фильмс оф Чайна», переименованную позднее в «Советфильм Дистрибьюторс». За период с 1945 по 1952 г. этой фирмой были дублированы и озвучены на местные индийские языки 17 полнометражных фильмов, в том числе «Сталинградская битва» (2 серии) (режиссер В.М. Петров), «Она защищает Родину» (режиссер Ф. Эрмлер), «Смелые люди» (режиссер К.К. Юдин), «Юность мира» (режиссер Й. Киш), «Тахир и Зухра» (режиссер Н.Г. Ганиев) и др. В 1948 г. к прокату советских фильмов была привлечена новая фирма «Даймонд Пикчерс», которая за период 1948-1952 гг. дублировала на местные языки еще 9 фильмов, в том числе: «Падение Берлина» (режиссер М.Э. Чуаурели), «Сельская учительница» (режиссер М.С. Донской), «Миклухо Маклай» (А.Е. Разумный), «Садко» (режиссер А.Л. Птушко) и др. [6, л. 2].

В 1954 г. представительство «Совэкпортфильм» получило лицензию на ввоз в Индию советских фильмов на 600 тыс. индийских рупий, что позволило увеличить прокат советских фильмов. К прокату были привлечены новые индийские фирмы, в том числе «К. Т. Бразерс». Представительством были арендованы лучшие кинотеатры в крупнейших центрах Индии.

С ноября 1954 г. по март 1955 г. фирма «К. Т. Бразерс» выпустила в прокат советские фильмы «Арена смелых» (режиссеры С.Н. Гуров и Ю.Н. Озеров), «Мастера русского балета» (режиссер Г.М. Раппопорт), «Композитор Глинка» (режиссер Г.В. Александров), «Адмирал Ушаков» (режиссер М.И. Ромм), «Чук и Гек» (режиссер И.В. Лукинский), «За мир и дружбу» (режиссер И.П. Копалин) и ряд документальных фильмов [Там же, л. 3].

Фирмой подготовлены к выпуску фильмы «Анна на шее» (режиссер И.М. Анненский), «Верные друзья» (режиссер М.К. Калатозов) и «Неразлучные друзья» (режиссер В.Н. Журавлёв). Таким образом, в 1956 г. в Индии демонстрировалось более 20 советских фильмов [Там же].

Стоит отметить, что в период с 1954 г. по 1957 г. серьезных проблем в кинопрокате советских фильмов в Индии не было, так как в эти годы индийская общественность только знакомилась с советской кинематографией. К тому же в вопросах кинопроката Советский Союз и Индия преследовали разные цели. СССР стремился распространить советские киноленты в массы с целью пропаганды коммунистической и социалистической идеологии и образа жизни. Индия пыталась выйти на советский кинорынок с целью коммерческого проката и получения денег от продажи индийских фильмов.

Важным компонентом данных отношений являлась сюжетная специфика советского и индийского кинематографа. Индийская сторона поставляла в СССР художественные фильмы развлекательного характера. Индийским фильмам были свойственны идеализация отношений, сказочность сюжетов, танцы и песни. Индийский кинематограф руководствовался тем, что просмотр фильма - это отдых, во время которого зритель может забыть о насущных проблемах и тяжелой повседневности.

Советские же фильмы были максимально нацелены на то, чтобы во время просмотра зритель задумывался о ситуации в мире, экономических и социальных проблемах. В результате индийский зритель, ожидая от СССР развлекательных фильмов, которые практически не снимались советским кинематографом, к 1957 г. фактически терял интерес к советским кинофильмам. К тому же индийское руководство стало настороженно относиться к советским фильмам, насыщенным политической пропагандой и несоответствующих представлениям о развлекательном контенте киноиндустрии в целом.

Решив дистанцироваться от распространения советской идеологии, индийское правительство опубликовало в 1957 г. Закон об авторском праве, который создавал цензурные рамки для лицензий на литературу, музыку, картины и фильмы. В результате резко ограничился ввоз и распространение на коммерческой основе в индийских кинотеатрах и организациях советских кинолент. В 1957 г. в Индии демонстрировались только три советских фильма: «Отелло» и «Великий воин Албании Скандербег» режиссера С.И. Юткевича, «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида. В тот год индийские организации не приобрели ни одного советского фильма [11, л. 29].

После 1957 г. по линии коммерческого кинопроката советских фильмов проблемы стали очевидны: отношения развивались в узких цензурных рамках, обозначенных индийским правительством. Советским кинопрокатчикам с большим трудом удавалось продвигать советские фильмы на индийские экраны. Индийский кинорынок не был заинтересован в демонстрации советских кинокартин в том объеме, который предлагала советская сторона. Данный дисбаланс создавал определенную напряженность.

К тому же у советских фильмов были серьезные конкуренты в среде индийского зрителя: прежде всего киноленты собственного производства, а также кинокартины США. Индийские кинопрокатчики покупали те фильмы, которые приносили больше прибыли, а именно - индийские и американские. Эти фильмы соответствовали предпочтениям индийского зрителя.

В сложившейся ситуации советская сторона продолжила политику «продвижения» собственной кинопродукции, выраженную в настоятельной рекомендации покупать советские фильмы. Выполнением данной задачи занимались Министерство культуры СССР и Посольство СССР в Индии. Посол СССР в Индии И. А. Бенедиктов в отчете о культурных связях с Индией отмечал, что «МИД Индии систематически задерживал выдачу лицензий на ввоз советских фильмов. Кроме того, индийские власти установили для советских фильмов весьма узкие цензурные рамки,

что являлось одним из препятствий для продвижения советских фильмов на индийских экранах» [7, л. 100].

Также стоит отметить, что процесс продажи советских фильмов индийским кинопрокатчикам занимал много времени, а результаты ограничивались в итоге продажей менее десяти кинолент в год.

Так, в 1958 г. «Совэкспортфильм» выпустил в прокат в Индии полнометражные художественные фильмы «Арена дружбы» режиссера К.К. Кулагиной, «Артисты цирка» режиссера Л.М. Кристи, «Искусство друзей» режиссера Л.Н. Дербышевой и др., которые просмотрело 8 млн 848 тыс. зрителей [8, л. 9]. В 1959 г. в коммерческий прокат в Индии поступили 8 новых советских полнометражных фильмов.

В коммерческом прокате в 1959 г. в Индии находились в общей сложности 22 советских полнометражных фильма. Специфика кинопроката в Индии и СССР в середине 1950-х - середине 1960-х гг. заключалась в том, что демонстрация фильмов могла продолжаться в течение нескольких лет. Это объяснялось сложной и длительной подготовкой кинолент к показу. Так, перед транспортировкой фильмов в Индию и СССР кинокартины должны были пройти цензуру. Кроме того, перевод и дублирование озвучивания занимали много времени. К тому же речь шла не об одном экземпляре киноленты, а о партиях картин, которые нуждались в переводе на несколько индийских языков.

В 1960 г. в Индию были проданы фильмы «Летят журавли» (режиссер М.К. Калатозов), «Илья Муромец» и «Сампо» (режиссер А.Л. Птушко), «Баллада о солдате» (режиссер Г.Н. Чухрай), «Фатима» (режиссер С.В. Долидзе), «Мамлюк» (режиссер Д.Е. Рондели), «Девочка ищет отца» (режиссер Л.В. Голуб). В 1961 г. был продан только один фильм «Судьба человека» (режиссер С.Ф. Бондарчук) [8, л. 20-21].

Имеющиеся в нашем распоряжении данные можно представить в виде графика (рис. 1).

Рис. 1

Количество советских фильмов, проданных индийским организациям в 19541961 гг., не превышало десяти кинолент в год, в то время как количество советских фильмов, находившихся в индийском кинопрокате, к 1961 г. составило тридцать кинолент. Данное несоответствие объясняется тем, что в 1954-1961 гг. советские фильмы в течение нескольких лет могли находиться в кинопрокате, и в результате происходило суммирование новых и старых советских кинолент.

Нисходящая тенденция в период 1954-1957 гг. объяснялась рядом факторов: с одной стороны, в связи с падением интереса к советским фильмам снижался кассовый сбор от их проката, с другой стороны, введение закона об авторском праве 1957 г. в Индии ограничило ввоз советских кинолент в Индию.

Благодаря дополнительным договоренностям советской стороны с индийскими кинопрокатчиками с 1958 г. наметился определенный подъем в кинопрокате советских фильмов, который продолжался до 1960 г. и достиг максимума в 1961 г. (30 картин). Индийская сторона по-прежнему не хотела приобретать советские киноленты, поэтому по линии продажи советских кинолент мы не наблюдаем большого подъема. В 19591960 гг. объемы не менялись, а в 1961 г. вместо 8 картин (1960 г.) была приобретена только одна кинолента.

Таким образом, коммерческий кинопрокат советских фильмов в Индии в 19541961 гг. был ограничен. На индийский кинорынок поступало мало фильмов советского производства. Данная тенденция не устраивала советское руководство, которое ставило перед собой задачу расширения и укрепления своего участия в индийском кинопрокате. Параллельно с коммерческим прокатом советских фильмов в Индию осуществлялась некоммерческая (безвозмездная) поставка советских кинолент. На безвозмездной основе СССР поставлял в Индию фильмы в большом объеме, поскольку индийские власти не возражали против гуманитарной помощи Советского Союза в пополнении фильмотек.

Некоммерческий кинопрокат в советско-индийских отношениях в 1954-1961 гг. был односторонним. Советская сторона отправляла документальные, художественные и мультипликационные киноленты в кинофонды индийских организаций на безвозмездной основе. В финансовом отношении Советскому Союзу это было невыгодно, поскольку затраты на это были существенными: они были связаны с транспортировкой и распространением кинолент по территории Индии.

В 1955 г. «Совэкспортфильм» направил в Индию на безвозмездной основе 107 фильмов, в том числе художественных - 42, документальных - 44, мультипликационных - 21. Также в 1955 г. советскими киноработниками были подготовлены 26 образовательных фильмов по памятникам культуры СССР, предназначенных для передачи Индии [3, л. 126]. По просьбе Индийского общества по популяризации детских фильмов Министерство культуры СССР подарило 13 художественных, 19 мультипликационных и 17 документальных фильмов [Там же, л. 139, 141].

В 1954-1961 гг. в Индию поставлялись на некоммерческой основе преимущественно документальные ленты. Это объяснялось тем, что фильмы, передаваемые в качестве подарка, не подвергались цензурным проверкам. В результате Советский Союз получил возможность беспрепятственно направлять в индийские организации документальные фильмы, пропагандировавшие советскую идеологию и «великое значение» советско-индийской дружбы.

В 1955 г. советскими кинематографистами был выпущен цветной документальный фильм «Дружба великих народов» о поездке Н.С. Хрущева и Н.А. Булганина в Индию. В ответ на это индийскими киноработниками снят фильм «Расцвет Индии» [4, л. 58] о пребывании советских лидеров на индийской земле. Фильмы были подарены главам правительств [5, л. 13].

В 1956 г. Министерством культуры СССР были переданы в дар индийским организациям 13 кинофильмов о памятниках культуры СССР 1.

1 Список кинофильмов, отправленных в Индию: 1. Архитектурные памятники Самарканда;

2. Владимиро-Суздальская Русь; 3. В песках древнего Хорезма; 4. Древний памятник русского зодчества (Собор Василия Блаженного), 1955 г.; 5. Коломенское; 6. Исторические памятники Московского Кремля, 1955 г.; 7. Памятники архитектуры древнего государства Урарту; 8. Памятник древней русской архитектуры (Донской монастырь); 9. Памятники русского деревянного зодчества, 1954 г.; 10. Раскопки в Новгороде; 11. Русский музей; 12. София Киевская; 13. Эрмитаж [10, л. 1; 4, л. 64].

Также Советским Союзом были подарены Индийскому обществу по популяризации детских фильмов 20 узкопленочных киноаппаратов и 44 художественных, документальных и мультипликационных фильмов [4, л. 22].

Вводилась в практику натуральная съемка по результатам посещения стран различными делегациями. 19 января 1957 г. в Индию выезжали Д.Г. Рымарев и Е.В. Аккуратов для съемок документального фильма о пребывании маршала Г.К. Жукова, приезд которого был приурочен ко Дню независимости Индии [2, л. 114]; отснятая кинолента была подарена индийской стороне. В 1959 г. советские кинооператоры сняли документальный фильм о Бхилаи [12, л. 6], а также ряд документальных фильмов и диафильмов об экономической помощи Советского Союза Индии [Там же, л. 16]. В период с 1954 по 1960 г. советскими кинематографистами был снят ряд документальных фильмов об Индии: «Утро Индии», «Гости из Кашмира», «Дерево дружбы», «Мастера индийского искусства», «Металл Бхилаи», «Сталь дружбы» [8, л. 21]. В начале 1960 г. для съемки документального фильма об Индии и о Рабиндранате Тагоре2 в страну выезжали кинооператоры.

В 1960 г. во время пребывания в СССР президента Раджендра Прасада был снят и подарен индийцам цветной документальный фильм. По просьбе посольства Индии в Москве Министерством культуры СССР были подарены фильмы «Утро нашего города» и «Путь к экрану» [8, л. 27].

В 1961 г. в фонде фильмотеки советского посольства в Дели насчитывалось свыше 180 наименований советских фильмов на английском языке [7, л. 100].

Советское руководство вкладывало значительные средства (финансовые, материальные и творческие) в индийский кинопрокат. В некоммерческом кинопрокате советских фильмов в Индии в 1954-1961 гг. был широко распространен лозунг «Русские и индийцы - братья!». Однако действия советской стороны в кинопропаганде Индии не достигли желаемых результатов. Советские фильмы на протяжении всего периода сталкивались с проблемой реализации кинопроката, к тому же идеи фильмов были не всегда понятны индийскому зрителю, что приводило к снижению количества кинопросмотров.

Что касается проката индийских фильмов на советских экранах, то впервые советский зритель познакомился с индийским кинематографом в 1951 г., когда демонстрировался фильм «Обездоленные». Прокат данного фильма продолжался вплоть до 1954 г., и только в 1954 г. СССР купил у индийских кинопрокатчиков еще четыре фильма - «Бродяга», «Ураган», «Два бигха земли», «Байджу Бавра» [6, л. 5]. В 1955 г. из Индии был выписан фильм «Ганга», который показывали на экранах страны наряду с ранее шедшими фильмами.

В целях более широкого показа индийских фильмов в советских кинотеатрах по линии Министерства культуры СССР в 1956 г. проводилась работа по поиску индийских кинотеатров и организаций, заинтересованных в прокате индийских фильмов в СССР [4, л. 96]. В результате проделанной работы советский зритель в 1956 г. увидел художественные фильмы: «Бирадж Баху», «Господин 420», «Девушка из Бомбея», «Знакомство», «Любовь матери», «Мунна», «Мирза Галиб», «Наследник», «Паром», «Пробуждение», «Служба» [8, л. 20]. В 1957 г. советской стороной был куплен один индийский фильм [11, л. 29].

Согласно имеющейся справке о прокате индийских фильмов и фильмов об Индии в Советском Союзе, можно сделать вывод, что с 1955 по 1959 г. демонстрировались индийские художественные фильмы: «Байджу - Бавра», «Бродяга»,

2 Фильмы снимали кинооператоры О. Ф. Мартынов и Барбер.

«Ганга», «Два бигха земли», «Дети земли», «Ураган». Индийские фильмы выпуска 1956-1957 гг. продолжали оставаться в советском кинопрокате до 1960 г.

В начале 1960 г. были куплены и готовились к выходу на экран фильмы «Кабулиид», «Мы - народ», «Нью-Дели», «Мать Индия», «Четыре дороги», «Призыв», «Пробуждение народа» [8, л. 20-21]. В 1961 г. Советский Союз купил еще три индийских фильма - «Старший учитель», «Любовь в Симле» и «Чистой душой» [9, л. 33-34].

Имеющиеся данные представлены в графике (рис. 2).

Кинопрокат индийских фильмов в СССР в 1954 - 1961 гг.

40 -|

£ -

-

Л 411 \

■1 25 ■

О с: 20 -

о о 15 -

ь 10 -

с И 5|

27

24___а

\6 17 17 17___^

-■- -■-

7

-"ТК, Я

0 0

-Количество индийских фильмов, купленных СССР

-Количество индийских фильмов, находившихся в советском кинопрокате

1Р58

Годы

Рис. 2

Как видно из графика, кинопрокат индийских фильмов в Советском Союзе в 1954-1961 гг. имел в целом позитивную тенденцию. На протяжении 1957-1959 гг. наблюдалась определенная стагнация, которая, на наш взгляд, объяснялась ответом советской стороны на индийские ограничения и препятствия на кинопрокат советских кинолент в Индии. В приобретении индийских кинолент СССР в 1954-1961 гг. наблюдался определенный спад после 1956 г., который отчасти был компенсирован к 1960 г. Сложившаяся тенденция в кинопрокате индийских фильмов в СССР объяснима стремлением советского руководства показать индийской стороне, что развитие кинопроката должно осуществляться на условиях взаимности. В целом советско-индийские отношения в указанные годы в сфере кинопроката развивались медленно. Советский Союз так и не смог закрепиться на индийском кинорынке, что, в свою очередь, повлияло на ограниченный объем индийских кинолент в советских кинотеатрах.

По линии некоммерческого кинопроката советских фильмов в Индии в 19541961 гг. наблюдался определенный подъем. Индийской стороне была выгодна безвозмездная помощь СССР, так как киноорганизации в дар получали советские киноленты, за счет чего пополнялись индийские фильмофонды. Советский Союз, на наш взгляд, нес неоправданные затраты, поскольку не было должного внимания и интереса к развитию такого рода сотрудничества. В результате к 1961 г. Индия так и не стала частью социалистической системы в биполярном мире, индийское правительство продолжило политику лавирования между СССР и США.

Анализ имеющихся источников позволяет сделать вывод, что советско -индийские культурные связи в области кинопроката в 1954-1961 гг. занимали важное место в деятельности Министерства культуры СССР и профильных структур Индии. Популяризация киноискусства обеих стран внесла значительный вклад в развитие двусторонних отношений, а также демонстрировала желание выстраивать контакты не только на официальном правительственном уровне, но и между советскими и индийскими зрителями. СССР и Индия поддерживали желание ближе познакомиться

с культурой и повседневностью обеих стран, что и являлось важной задачей данных отношений. Тем не менее в советско-индийском киносотрудничестве выявились определенные проблемы, вызванные, в частности, серьезными расхождениями между СССР и Индией в вопросе значимости связей в области кинопроката, существующей системой распространения кинолент в странах.

Но, пожалуй, главной причиной стало отсутствие интереса у индийского зрителя к продукции советского кинематографа. Неподготовленность индийского зрителя к просмотру неразвлекательного контента сказывалась на киносборах и приводила к отказу от той продукции советского кинематографа, которую, исходя из идеологических принципов, предлагала советская сторона.

Однако в данном контексте, более значимым является сам факт установления и развития обмена, поиска путей выстраивания более тесных связей и доступность информации о жизни в столь разных странах. Таким образом, кинопрокат стал проводником между общественностью СССР и Индии, который способствовал формированию представлений зрителей о государстве в целом.

Библиографический список

Закон об авторском праве в Индии [электронный ресурс]. URL: https://copyright.gov.in/documents/copyrightrules1957.pdf (дата обращения: 22.02.2021).

Российский государственный архив литературы и искусства (далее - РГАЛИ). Ф. 2329. Министерство культуры СССР (Москва, 1953-1992). Оп. 2. Д. 547. Письма в ЦК КПСС и Совет Министров СССР по вопросам культурного сотрудничества с зарубежными странами.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 119. Предложения Министерства культуры СССР, справки о расширении культурного сотрудничества с Индией.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 262. Список советских кинофильмов, рекомендованных для демонстрации в Индии.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 265. Переписка с Посольством Индии в СССР, советскими и индийскими учреждениями и организациями о прокате в СССР кинофильма «Утро Индии».

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 487. Справки о культурном сотрудничестве с Индией в 1950-1957 гг.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1134. Справка о развитии культурного сотрудничества с Индией.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1471. Справки о культурном сотрудничестве с Индией в 1950-1960 гг.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 8. Д. 1859. Документы о культурном сотрудничестве с Индией.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 34. Докладная записка министра культуры СССР Н. А. Михайлова об итогах поездки Н. С. Хрущева в Индию и работе Министерства по расширению культурных связей СССР и Индии.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 66. Справка о культурных связях СССР с зарубежными странами за 1956-1958 гг.

РГАЛИ Ф. 2329. Оп. 9. Д. 89. Отчёты о культурных связях СССР со странами Азии и Африки за 1959 г.

Толковый онлайн-словарь русского языка С. И. Ожегова; Толковый онлайн-словарь Т. Ф. Ефремовой; Толковый онлайн-словарь А. П. Евгеньевой. Толковые онлайн-словари русского языка [электронный ресурс]. URL: https://lexicography.online/explanatory/к/кинопрокат (дата обращения: 16.02.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.