Научная статья на тему 'СОВЕТСКО-БРИТАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СОВЕТСКО-БРИТАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941 / 1945 ГГ. / СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ / NORTHERN FLEET / БЕЛОМОРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / WHITE SEA FLOTILLA / МИССИЯ БРИТАНСКОГО ФЛОТА / MISSION OF THE BRITISH NAVY / ЛИЧНЫЙ СОСТАВ / PERSONNEL / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / FOOD / СТОИМОСТЬ / COST / РЕМОНТ / REPAIR / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ / FOOD DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Конеев Алексей Николаевич, Федулов Сергей Валентинович

В статье рассказывается о стоимости всех видов обеспечения довольствующими учреждениями НКВМФ СССР личного состава британского флота, находившегося в Советском Союзе в суровых условиях Великой Отечествен- ной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Конеев Алексей Николаевич, Федулов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECT OF THE SOVIET-BRITISH NAVAL TECHNICAL COOPERATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article tells about the costs of all types of supplies of the British Navy personnel by supplying structures of the USSR People's Commissariat of Navy British seamen were in the Soviet Union in the harsh conditions of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКО-БРИТАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

А.Н. КОНЕЕВ, A.N. KONEYEV,

С.В. ФЕДУЛОВ S.V. FEDULOV

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВЕТСКО-БРИТАНСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

FINANCIAL ASPECT OF THE SOVIET-BRITISH NAVAL TECHNICAL COOPERATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Сведения об авторах. Конеев Алексей Николаевич — заведующий кафедрой истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: coneev2012@yandex.ru);

Федулов Сергей Валентинович — доцент Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о стоимости всех видов обеспечения довольствующими учреждениями НКВМФ СССР личного состава британского флота, находившегося в Советском Союзе в суровых условиях Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Северный флот, Беломорская военная флотилия; миссия британского флота; личный состав; продукты питания; стоимость; ремонт; продовольственный отдел.

Information about authors. Aleksey Koneyev - Head of the Subdepartment of History of Wars and Military Art of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Rear-Admiral (res.), Cand. Sc. (Mil.), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: coneev2012@yandex.ru).

Sergey Fedulov - Associate Professor of the Military Space Academy named after A.F. Mozhaysky, Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru).

Summary. The article tells about the costs of all types of supplies of the British Navy personnel by supplying structures of the USSR People's Commissariat of Navy British seamen were in the Soviet Union in the harsh conditions of the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Northern Fleet, White Sea Flotilla; mission of the British Navy; personnel; food; cost; repair; food department.

РИТАНСКОЕ адмиралтейство, следуя обещаниям премьер-министра Уинстона Черчилля, который в день начала Великой Отечественной войны заявил, что Великобритания окажет любую помощь СССР, решило для осуществления этой задачи отправить на Русский Север, на главную военно-морскую базу

Британская подводная лодка «Тайгрис»

Северного флота Полярный, своего представителя. Им стал контр-адмирал Филипп Вайан, прославившийся в боях на Средиземном море. В его задачу входило ознакомление с обстановкой и возможными условиями базирования кораблей Королевского флота на советских военно-морских базах, так как собственными базами в этом регионе британский флот не располагал1.

Следующим этапом налаживания сотрудничества стали британские военно-морские миссии, чьё развёртывание началось в СССР после заключения 12 июля 1941 года соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против фашистской Германии. Первой стала миссия в Москве, которая прибыла в столицу СССР уже 25 июня 1941 года в составе шести офицеров под командованием контр-адмирала Джеффри Майлса. Затем миссии стали основываться в северных портах СССР. 20 июля англичане (15 офицеров и 13 матросов) под командованием кэптена Вай-берда прибыли в Архангельск. 29 июля 1941 года основная британская военно-морская миссия была расквартирована в Полярном, главной базе

. А.Н. КОНЕЕВ, С.В. ФЕДУЛОВ. Финансовый аспект советско-британского... •

Северного флота, под руководством тогда ещё кэптена, а впоследствии контр-адмирала сэра Ричарда Бевана. Он получил должность старшего британского морского офицера на Севере России (SBNO — Senior British Naval Officer). В ноябре 1941 года в связи с наступлением холодов и ледостава на Северной Двине и последующей переориентацией конвоев на единственный незамерзающий порт в СССР Мурманск туда прибыла ещё одна британская военно-морская миссия в количестве 5 офицеров и 6 матросов. Все эти миссии подчинялись находившемуся в Москве контр-адмиралу Майлсу2.

Целями миссий были организация эффективного взаимодействия между вооружёнными силами СССР и Великобритании по обеспечению проводки конвоев, поддержание связи между союзниками и непосредственное командование силами британского военно-морского флота на Севере. Помимо боевых задач перед британскими офицерами в миссиях стояли задачи урегулирования любых вопросов, возникавших при доставке грузов. Также в круг обязанностей входила задача не допустить в случае поражения СССР в войне с Германией захвата советского флота противником.

Непосредственно военное присутствие англичан в СССР началось с конца июля — начала августа 1941 года, когда 31 июля в Архангельск под прикрытием советского эсминца «Сокрушительный» прибыл английский минный заградитель «Эдвенчур» (HMS Adventure) с грузом глубинных бомб и магнитных мин, а в Полярный 31 июля и 5 августа соответственно прибыли две подводные лодки — однотипные «Тайгрис» (HMS Tigris) и «Трайдент» (HMS Trident). Это была лишь первая группа британских субмарин, в дальнейшем к ним добавились ещё две пары лодок. Основная их задача заключалась в установке минных заграждений и нарушении коммуникаций противника. Английские подводники действовали на Севере, используя Полярный как основную базу, лишь до начала 1942 года, после этого они появлялись там лишь для дозаправки3.

К 3 августа 1941 года была достигнута договорённость о небольшом ремонте подлодок на базе, о поставках продовольствия и размещении на берегу команд подлодок. Командование Северного флота оказало капитану Бивану и командору Дэвису тёплый приём, их приписали к местной воинской части, в ведении которой находилась эскадра подлодок, и там же разместили на жительство.

На обеспечение офицеров и матросов миссии британского флота, проживавших на квартирах в г. Мурманске, в августе 1941 года было потрачено:

— продукты питания: макароны, крупы (гречневая, рисовая, пшённая), ветчина, сыр голландский, колбаса, шоколад, мясо, печенье, компот консервированный, огурцы свежие, икра осетровая, кофе, сиг (свежий и копчёный), капуста цветная, консервы (паштет: печёночный, тресковый), ягоды свежие (красная смородина), конфеты,

Разгрузка ящика с упакованным самолётом «Харрикейн» на станции Ваенга

Осень 1941 г.

мармелад, молоко сгущённое и др. — всего 47 наименований на сумму 11 170 рублей4;

— вино и папиросы: вино Кагор — 15 бутылок; водка Московская — 33 бутылки; «Нарзан» — 85 бутылок; спирт пищевой — 15 бутылок; шампанское — 6 бутылок; портвейн — 3 бутылки; папиросы — 100 пачек — на сумму 1882 рубля5;

— зарплата обслуживающего советского персонала — 1767 рублей6;

— стоимость квартир, занимавшихся офицерами и матросами Британской миссии, — 4706 рублей7 и электроэнергии — 102 рубля8.

Всего на обеспечение офицеров и матросов Британской морской миссии финансовым отделом Северного флота было затрачено 19 627 рублей.

Как отмечалось, с августа 1941 года в порту Мурманска дислоцировались две подводные лодки Королевского флота Великобритании — «Трайдент» и «Тайгрис». В августе 1941 года затраты ФУ НКВМФ на обеспечение топливом и материалами, необходимыми для обеспечения ремонта этих субмарин, составляли 26 018 рублей9.

В этом же месяце матросы британских подводных лодок были обеспечены вещевым имуществом (брюки, фланелевки, подворотнички, тельняшки, комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки хромовые, сапоги яловые) по нормам НКВМФ на сумму 3131 рубль10. Ещё одной статьёй расходов на обеспечение офицеров и матросов британских подводных лодок являлась стирка их белья, что в августе 1941 года составило 730 рублей11.

Всего на содержание миссии и подводных лодок британского Королевского флота в Мурманске в августе 1941 года Северным флотом было затрачено 73 295 рублей12.

Истребители «Харрикейн» на аэродроме Ваенга

1941 г.

В сентябре 1941 года на содержание офицеров и матросов миссии и подводных лодок британского Королевского флота в Мурманске было затрачено:

— продукты питания для офицеров и матросов, проживавших на квартирах (хлеб, булки венские, мука, макароны, рис, гречка, овощи (свежие, сушёные), чай, масло, фрукты сушёные, молоко сгущённое, сыр, ветчина, колбаса, рыба (сельдь, сиг, сёмга, щука), икра, куры, сардельки, грибы сушёные, молоко свежее, компоты, кофе натуральный, какао, мармелад, шоколад, конфеты, бисквиты, печенье и др.), — на сумму 21 998 рублей13;

— вино и папиросы для офицеров и матросов, проживавших на квартирах (шампанское — 44 бутылки, вино Кагор — 6 бутылок, спирт пищевой

— 10 бутылок, коньяк — 30 бутылок, сигареты

— 33 пачки, папиросы — 20 пачек), — на сумму 2065 рублей14;

— зарплата для советских работников, обслуживавших офицеров и матросов британского флота, проживавших на квартирах, и расходы на дрова — 2078 рублей15;

— стоимость квартир, занимавшихся офицерами и матросами британского флота, — 2398 рублей16;

Разведчик «Спитфайр» РР Mk.IV — одна из машин, оставленных британцами и применявшихся в 118-м разведывательном авиаполку ВВС Северного флота

— питание офицеров и матросов британского флота на базе подводных лодок — 16 370 рублей17;

— продукты питания офицеров и матросов, выдававшиеся на подводную лодку «Трайдент» в море, — 8379 рублей18;

— продукты питания офицеров и матросов, выдававшиеся на подводную лодку «Тайгрис» в море, — 9294 рубля19;

— топливо и материалы для подводных лодок «Трайдент» и «Тайгрис» — 17 406 рублей20;

— стирка белья для офицеров и матросов британского флота — 549 рублей21.

Общие затраты в сентябре 1941 года на содержание офицеров и матросов миссии и подводных лодок британского Королевского флота только в Мурманске составили 80 540 рублей22.

Как отмечалось, основным предназначением британских миссий, находившихся в северных портах СССР, было согласование и организация решений всех текущих технических вопросов арктических конвоев, доставлявших продукцию военного и военно-морского назначения и другие материалы, поставлявшиеся по ленд-лизу. Арктические конвои Второй мировой войны приходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего с августа 1941 по май 1945 года было проведено 78 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 г., мартом и ноябрём 1943 г. конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны23.

Первое время конвои выходили из Исландии, но начиная с сентября 1942 года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладавшей в этих водах плохой погоды. Каждый конвой имел в своём названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в СССР и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший кодовое наименование «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П.К. Эдвардса (P.Q. Edwards), занимавшегося конвоями. «Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трёх минных тральщиков, трёх эсминцев и трёх противолодочных траулеров24.

Помимо кораблей британского Королевского флота на севере нашей страны дислоцировалась и авиация. Так, 21 июля 1941 года в своём послании И.В. Сталину У. Черчилль писал: «Мы

А.Н. КОНЕЕВ, С.В. ФЕДУЛОВ. Финансовый аспект советско-британского... •

также изучаем в качестве дальнейшего шага возможность базирования на Мурманск нескольких эскадрилий британских самолётов-истребителей». Обстановка на фронтах была очень тяжёлой. Немцы совместно с финнами стремились отрезать Мурманск и Архангельск от центра страны. В этой ситуации британцы своевременно предложили помощь в защите Заполярья. 12 августа 1941 года на базе RAF «Leconfield Camp» из опытных лётчиков, принимавших участие в боевых действиях в небе над Британией и Францией, было сформировано соединение, которому предстояло отправиться на советский Север. С самым первым конвоем, шедшим из Британии в СССР, 151-е авиакрыло отправилось в Мурманск. 24 истребителя «Харрикейн» погрузили на авианосец «Аргус» и ещё 15 упаковали в контейнеры в разобранном виде для доставки на торговых судах. Личный состав (более 500 человек) разместился на авианосце, транспортах и эсминцах охранения. 28 августа «Аргус» прибыл в Мурманск, но только 7 сентября истребители взлетели с палубы и приземлились на аэродроме Ваенга ВВС Северного флота. Транспортные суда разгружались в Архангельске. На площадке под Архангельском союзники собрали остальные самолёты и перегнали их в Ваенгу25.

Кроме непосредственной боевой работы по обороне Заполярья британцы обеспечили ознакомление советских лётчиков с английскими самолётами перед началом крупных поставок авиатехники. Также лётчики, естественно, докладывали командованию в Лондон о состоянии дел у союзника, его планах и перспективах. Фактически 151-е крыло явилось первым воинским соединением союзников, прибывшим воевать в Россию. Оно существенно усилило ВВС Северного флота, где на тот момент было много устаревших истребителей И-15-бис, И-153 и И-16. Прибытие 39 самолётов «Харрикейн» почти вдвое увеличило количественный состав истребительной авиации Северного флота, которой передали английское соединение в оперативное подчинение26.

Во второй половине октября, закончив подготовку смены из личного состава советской морской авиации, англичане передали 28 самолётов ВВС Северного флота. После перехода инициативы на фронтах Великой Отечественной войны к СССР взаимодействие с британцами в небе Заполярья значительно снизилось27.

Последней операцией британских ВВС с территории СССР являлась атака на германский линкор «Тирпиц» в 1944 году. Операция «Параван» (англ. Paravane) была предпринята Королевскими воздушными силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами «Толлбой» и экспериментальными 500-фунтовыми (227 кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для маскировки «Тирпица» и затруднения

Лётчики и наземный персонал британского 151 -го крыла в советской зимней униформе на аэродроме Ваенга

1941 г.

бомбометания, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков бомбардировочного командования Королевских ВВС, базировавшихся в Северной Шотландии. Британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль28.

В операции «Параван» участвовали 36 самолётов 617-й и 9-й эскадрилий29. Питание, предоставление всех видов обеспечения экипажам самолётов осуществляла советская сторона. О том, в каких условиях это происходило, вспоминал командир 617-й эскадрильи подполковник авиации У. Тайт: «Когда из-за стола поднимался последний из завтракавших, наступало время садиться первому обедавшему». Лётчики запивали еду водкой, которая, по их мнению, помогала русским выжить

Британские лётчики-истребители отдыхают в землянке на аэродроме Ваенга

Торпедоносец «Хэмпден» из состава 24-го минно-торпедного авиаполка ВВС СФ. В Советский Союз эти машины прибыли в августе 1944 года (144-я и 455-я эскадрильи Королевских ВВС) для обеспечения проводки конвоя PQ-18 и после завершения операции были переданы советской стороне

в этом климате30. Сержантский состав эскадрилий был размещён в землянках, а офицеры — в плавучей казарме. Заправку и ремонт самолётов осуществляли советские техники31.

В сентябре 1941 года для медицинского обеспечения личного состава британского флота и авиации в Ваенге был организован английский военный лазарет. Оказание услуг личному составу военно-морских миссий, кораблей, судов и авиации Великобритании, а также ремонт кораблей возлагались на все задействованные довольствующие органы Северного флота и центральные довольствующие управления НКВМФ. На 10 июня 1942 года на эти услуги по всем флотам и центральным довольствующим управлениям НКВМФ было затрачено:

— продовольствие — 1 316 056 рублей;

— топливо — 343 078 рублей;

— обмундирование — 202 116 рублей;

— шкиперское имущество — 14 864 рубля;

— ремонт кораблей — 9696 рублей;

— коммунальные услуги — 125 106 рублей;

— счета военной торговли — 217 110 рублей;

— наличные деньги — 135 000 рублей;

— расходы на перевозки — 4383 рубля;

— связь (телеграммы, письма) — 3358 рублей.

Всего — 2 370 775 рублей32.

По мере увеличения поставок по ленд-лизу увеличивалось количество кораблей и судов британского флота, а следовательно, увеличивались расходы на оказание услуг.

Так, стоимость продуктов, отпущенных продовольственным отделом Северного флота за апрель 1943 года, составляла (по подсчёту авторов) 25 229 рублей. Из них:

— для личного состава флота Великобритании (хлеб, мука, рис, макароны, мясо, сало, масло сливочное, бекон копчёный, колбаса, сухофрукты, молоко (сгущённое, сухое), чай, яичный порошок, варенье, экстракт ягодный, водка, икра паюсная и др., всего 34 наименования) — 16 137 рублей33;

— для английского военного лазарета (хлеб, мясо, лук, масло сливочное, картофель свежий, консервы (сардины, крабы), печенье) — 6648 рублей34;

— для лётного состава Великобритании (фрукты консервированные, консервы рыбные, водка, икра паюсная, масло сливочное, мука, макароны, крупы (гречка, рис), овощи, чай, сахар, молоко (свежее, сгущённое), мясо, рыба, сухофрукты, печенье, кофе натуральный и др., всего 35 наименований) — 2444 рубля35.

Стоимость продуктов, отпущенных продовольственным отделом Северного флота в мае—декабре 1943 года для личного состава флота Великобритании (данные, обобщённые авторами по месяцам), составляла: май — 15 238 рублей; июнь — 12 140 рублей; июль — 21 905 рублей; август — 22 675 рублей (на корабли «Мильтерн», «Джейсон», «Бритмарт», «Чилтерн Лорд Аустин», «Лорд Остин»); сентябрь — 12 067 рублей; октябрь — 51 630 рублей; ноябрь — 13 757 рублей; декабрь 1943 года — 13 732 рубля36.

Продовольственным отделением Беломорской военной флотилии в ноябре 1943 года были выданы продукты на корабли британского флота «Джейсон», «Бритмарт», «Лорд Остин» (овощи, мясо, масло сливочное, сало, яйца, балык и др.) на сумму 17 376 рублей37. А в декабре 1943 года на корабли «Поппи», «Рододендрон», «Сигал» на сумму 8469 рублей38.

На 19 июля 1944 года, по обобщённым данным всех задействованных флотов, флотилий и продовольственного управления НКВМФ, расходы на обеспечение продуктами питания личного состава британского флота составили 3 455 275 рублей39. В перечень поставлявшихся продуктов входили: хлеб (пшеничный, ржаной, смесь), мука (пшеничная, картофельная), крупы (пшённая, перловая, гречневая, манная, пшеничная, рис), горох, макароны, картофель свежий, лук (репчатый, свежий), овощи (свежие, сушёные, маринованные), томаты, мясо (говядина, свинина, баранина, куриное), солонина, колбаса (варёная, копчёная), ветчина (бекон), сосиски, копчёности, рыба разная (свежая, солёная), консервы (мясные, рыбные, крабы, мясо-растительные, зелёный горошек), масло (сливочное, топлёное, растительное), комбижир, сыр, сметана, смалец (сало), сало-шпиг, молоко (свежее, сгущённое, сухое), яйца, яичный порошок, соль, уксус, перец, дрожжи, горчица, грибы сушёные, икра разная, кофе, какао, чай, сахар (рафинад, песок), шоколад, конфеты, варенье разное, фрукты (свежие, сушёные, консервированные), печенье разное, галеты, сухари пшеничные, водка, вино разное, спирт, спички, папиросы разные, табак, бумага курительная, мыло (туалетное, хозяйственное), витамин «В»40.

Необходимо отметить, что доставка военной, военно-морской техники и вооружения, материалов, сырья и других товаров, поставлявшихся по ленд-лизу, особенно арктическими конвоями,

А.Н. КОНЕЕВ, С.В. ФЕДУЛОВ. Финансовый аспект советско-британского... •

Щ

и

была сопряжена с огромными трудностями. Это было связано как с действиями подводных лодок, надводных кораблей, авиации противника, так и с суровыми условиями северных широт и ледовой обстановки. Поэтому следующими значимыми по объёму затрат статьями были ремонт кораблей, расходы на него и аварийно-спасательные работы.

Так, на 29 ноября 1944 года (за весь период с 1941 по ноябрь 1944 г.) согласно ведомости ремонта и отпущенных материалов для кораблей британского флота советские корабелы осуществляли ремонтные работы на следующих кораблях:

ээсминцы — «Онслоу», «Вираго», «Абдурейт», «Самарауз», «Мартин», «Марне», «Тобрук», «Ортби»; подводная лодка — «Трайдент»; сторожевые корабли — «Дианелла», «Камелия»; тральщики — «Норд Цей», «Чильтерн», «Леда», «Бритормарт», «Саламандер», «Лорд Аустин», «Хельсион», «Хазард», «Брэмбл», «Глинер», № 71, «Нозер Джем»; корабль ПВО — «Паломарс»; корветы — «Поппи», «Рододендрон», «Бриони»; спасательные суда — «Копленд», «Замалек»; вооружённые траулеры — «Лорд Мидлтон», «Айршир»;

транспорты — «Ля Мольвин», «Хоррнер», «Сигал», «Бритомар», «Гливер», «Бергамот», «Блю-бель», «Кенан», «Дейдемон», «Шарншутер», «Денаман», «Альстеравуин», «Нарзерн Трайд», «Язон», «Стимбот», «Нэйвагауз», «Адмирал Барж», «Нозерн Уэйв», «Гонейсакль», «Обидент», «Нап. Крияз», «Бритиш Гаверт», «Алинбак», «Лотос», «Эйршир», «Кап Арогона», «Нобенджен», «Эмпаер Галиард», «Эмпаер Скотт», «Эмпаер Барт», «Эмпаер Эльгард», «Пландаер», «Атлан-тик», «Чилтерн», «Джейсон», «Ошман Фридаль»; танкеры — «Хопмаунт», «Атхел Темплар»; торпедные катера — «Панфильд», «Уайт Марлин»;

катера — № 692, 1536, 137, 746, «Гримм», «Уайт Марлин», катер воздушных сил Великобритании № 156341; и другие корабли.

Стоимость ремонтных работ и отпущенных материалов на 29 ноября 1944 года составила

2 710 693 рубля42.

Ещё одной из значимых статей затрат были аварийно-спасательные услуги. Она составляла на 19 июля 1944 года 1 867 858 рублей43. Так, с

3 января по 10 июля 1943 года затраты Северного флота на аварийно-спасательные работы по разгрузке груза с затонувшего в районе острова Кильдин транспорта союзников «Баллот» составили 587 996 рублей44.

Всего на обслуживание личного состава и обеспечение кораблей и авиации британского Королевского флота всеми задействованными флотами и довольствующими управлениями НКВМФ на 19 июля 1944 года было затрачено: — продовольствие — 3 455 275 рублей;

— топливо для кораблей и авиации — 1 029 824 рубля;

— обмундирование для личного состава (подходившее для северных районов по норме довольствия для личного состава Северного флота)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 356 383 рубля;

— шкиперское имущество — 19 618 рублей;

— ремонт кораблей и материалы по ремонту

— 2 146 452 рубля;

— коммунальные услуги для личного состава

— 582 601 рубль;

— счета военно-торговой и других организаций

— 406 485 рублей;

— военные перевозки — 68 384 рубля;

— услуги средств связи — 290 938 рублей;

— наличные деньги — 73 000 рублей;

— аварийно-спасательные услуги — 1 867 858 рублей.

Итого — 10 296 822 рубля45.

Все счета за оказанные британскому флоту услуги направлялись главе военно-морской миссии Великобритании в Москве. Исходя из них осуществлялся перерасчёт стоимости поставок военной,военно-морской техники, вооружения, сырья, продовольствия, продукции машиностроения, медикаментов, медицинского оборудования, получаемых от Великобритании. Необходимо отметить, что в отличие от США (осуществлявших поставки в СССР по ленд-лизу в аренду, взаймы) правительство Великобритании требовало за поставки расчёт.

Военные и военно-морские грузы, отправленные в СССР из Великобритании с 1 сентября 1941 года по 31 марта 1946 года, включали: 5218 танков (из них 1388 из Канады), 7411 самолётов (из них 3129 из США), 4932 противотанковых орудия, 4005 винтовок и пулемётов, 1803 комплекта радарных установок, 4338 комплектов радиооборудования, 2000 телефонных станций, 473 млн снарядов, 9 катеров, 4 подводные лодки (1 субмарина погибла, 3 возвращены после войны), 14 минных тральщиков. Общая стоимость военной и военно-морской техники и вооружения из Великобритании составляла 308 млн фунтов стерлингов. Сырьё, продовольствие, продукция машиностроения, медикаменты, медицинское оборудование стоили 120 млн фунтов стерлингов46.

Бомбардировщик «Ланкастер» с бомбой «Толлбой»

Линкор «Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде

Курсы валют в начале 1940 года были следующими: 1 фунт стерлингов — 21,38 советского рубля; 1 американский доллар — 5,30 советского рубля47. Советский рубль начиная с 1937 года был «привязан» к доллару США. И цена на золото в то время рассчитывалась тоже в долларах США. Поэтому все расчёты за поставки руководство нашей страны осуществляло золотом. К началу Великой Отечественной войны золотой запас СССР составлял 2600 т. Благодаря золоту СССР с августа 1941 года стал получать остро необходимые в первые месяцы войны вооружение и стратегические материалы от стран антигитлеровской коалиции (в первую очередь из Англии и США). В Советском Союзе к 1942 году была создана мощнейшая золотодобывающая отрасль, которая обеспечивала ежегодное увеличение золотого запаса более чем на 100 т48.

Расчёты СССР со странами-союзницами золотом за поставки в годы Великой Отечественной войны заинтересованными сторонами не афишировались и стали известны лишь в связи с гибелью британского крейсера «Эдинбург». 29 апреля 1942 года крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска, эскортируя караван судов QP-11 на пути из России в Британию. Он представлял собой 10 000-тонный корабль крейсер-

Крейсер «Эдинбург»

ского класса. Длина его составляла 186,84 м, максимальная скорость — 32,5 узла. Огневая мощь корабля была весьма внушительной и обеспечивалась двенадцатью 152/50-мм и двенадцатью 102/45-мм орудиями, а также четырьмя самолётами. На борту находились 850 человек, включая около 30 пострадавших от обморожения моряков. Были на борту и пассажиры, главным образом чешские и польские официальные лица. Как крупнейший и наиболее мощный военный корабль конвоя «Эдинбург» был флагманским кораблём контр-адмирала Стюарта Бонам-Кар-тера — командира конвоя. Крейсером командовал капитан Хуго Фолкнер.

Незадолго до отбытия корабля в его трюм загрузили 93 деревянных ящика. Каждый был опломбирован двумя свинцовыми пломбами. Ящики были размещены в бомбовом отсеке, расположенном по правому борту под капитанским мостиком глубоко в недрах корпуса. Информация о содержимом ящиков должна была сохраняться в строжайшем секрете, но, поскольку один из ящиков во время погрузки упал на палубу и разбился, всей команде стало известно, что «Эдинбург» везёт золото. На борту находились 465 слитков, упакованных по 5 в каждый ящик, и каждый слиток весил около 12,68 кг. Общая стоимость золота составляла 1 547 080 фунтов стерлингов. Оно было застраховано на 1/3 в Лондоне и на 2/3 в Москве. Общая масса золота составляла около 5,5 т. Подготовка и выход конвоя не остались незамеченными противником. Воздушная разведка немцев обнаружила формирование каравана ОР-11 ещё в Мурманске.

На второй день похода, 30 апреля 1942 года, в 11 ч 20 мин подводная лодка и-456 под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта засекла крейсер. В этот момент «Эдинбург» находился примерно в 15 милях впереди остального конвоя, пытаясь установить границы ледяного поля. Германская субмарина выслеживала крейсер в течение почти 5 часов, пока наконец не наступил удобный момент. Первая торпеда ударила в правый борт «Эдинбурга» неподалёку от бомбового отсека. Помещение, в котором находился главный распределительный щит, быстро заполнилось водой, равно как и несколько расположенных рядом помещений. Почти сразу же вслед за первой торпедой ударила вторая — теперь уже в корму корабля. Вся кормовая секция вместе с рулевым механизмом отломилась и затонула. Заполнение корабля водой продолжалось, он начал приобретать сильный крен и в скором времени затонул49.

Однако история на этом не закончилась. В 1981 году было достигнуто соглашение и подписан трёхсторонний контракт по поиску и подъёму затонувшего в крейсере «Эдинбург» золота. Сторонами по контракту выступали министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессон Марин Рикавериз», которая должна была осу-

А.Н. КОНЕЕВ, С.В. ФЕДУЛОВ. Финансовый аспект советско-британского... •

J

ш

ществлять операцию по поиску и подъёму золота. Работы начались 9 мая 1981 года и велись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки и грузили их в сетку, с помощью которой золото поднималось на поверхность. На борту судна постоянно дежурили представители Ингосстраха, фиксируя количество слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 года судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.

Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действовавшими правилами следующим образом: 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР. Спасатели получили в качестве оплаты 45 проц. спасённого золота.

Оставшуюся часть подняли через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Были подняты 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота общим весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря50.

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны правительство Великобритании, выполняя союзнический долг перед Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть войны с гитлеровской Германией, поставляло в нашу страну военную, военно-морскую технику, вооружение, сырьё, продовольствие, продукцию машиностроения, медикаменты, медицинское оборудование. В небе Заполярья некоторое время воевали английские лётчики; экипажи британских кораблей, проявляя мужество, сопровождали Арктические конвои. Вместе с тем правительство Великобритании преследовало и меркантильные цели — обогащение. Руководство СССР было вынуждено идти на затраты по оплате поставок, содержанию и обслуживанию личного состава, кораблей и авиации британского флота и Королевских ВВС, предоставляя союзникам в суровые годы войны (в то время, когда обеспечение своего населения продовольствием осуществлялось по карточной системе) всё, что было можно, и даже сверх того.

В настоящее время итоги и уроки Второй мировой войны подвергаются серьёзной ревизии, превозносится роль США и Великобритании в разгроме нацистской Германии и милитаристской Японии. Выпячивается значение поставок военной и военно-морской техники, вооружения для СССР. При этом принижается роль Советского Союза, советского народа, понёсшего многомиллионные человеческие жертвы для достижения Великой Победы над общим врагом человечества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Арктические конвои. Интернет-ресурс: http://www. yaplakal.com (дата обращения: 15 апреля 2017 г.).

2 Там же.

3 Там же.

4 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота, г. Гатчина) (филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 8. Оп. 4609. Д. 4. Л. 2—4.

5 Там же. Л. 5.

6 Там же. Л. 6.

7 Там же. Л. 11.

8 Там же. Л. 12.

9 Там же. Л. 13.

10 Там же. Л. 15.

11 Там же. Л. 16.

12 Там же. Л. 1.

13 Там же. Л. 73—75.

14 Там же. Л. 76.

15 Там же. Л. 72.

16 Там же.

17 Там же. Л. 73.

18 Там же.

19 Там же. Л. 74.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же. Л. 75.

23 Арктические конвои. Интернет-ресурс: https:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

24 Там же.

25 Британские лётчики на советском Севере в годы Второй мировой войны. Интернет-ресурс: http://pogo-on-air. livejournal.com (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

26 Там же.

27 Там же.

28 Tirpitz (1939). Интернет-ресурс: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 22 апреля 2017 г.).

29 Брикхилл П., Беркер Р. Убийцы кораблей. Затопить Германию. М.: АСТ, 2001. С. 281—291.

30 Там же. С. 269.

31 Там же. С. 268.

32 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 8. Оп. 4610. Д. 26. Л. 5.

33 Там же. Оп. 4609. Д. 5. Л. 2, 3.

34 Там же. Л. 4.

35 Там же. Л. 6.

36 Там же. Оп. 4610. Д. 23. Л. 10, 21, 22, 27, 28, 31, 32, 37, 43, 50, 51, 83, 110.

37 Там же. Л. 14.

38 Там же. Л. 60.

39 Там же. Д. 26. Л. 15.

40 Там же. Л. 25—38.

41 Там же. Л. 111.

42 Там же.

43 Там же. Л. 15.

44 Там же. Д. 24. Л. 1,2.

45 Там же. Д. 26. Л. 15.

46 Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. Интернет-ресурс: http://e-libra.ru (дата обращения: 21 апреля 2017 г.).

47 Курсы валют в начале 1940 года. Интернет-ресурс: http://cat.convdocs.org (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

48 Сталинский золотой рубль. Забытая история. Интернет-ресурс: http://kramtp.info (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

49 Ковыляев Н. Арктические союзные конвои 1941—1945 гг. Интернет-ресурс: http://flot.com (дата обращения: 20 апреля 2017 г.).

50 HMS Edinburgh (1938). Интернет-ресурс: https:// ru.wikipedia.org (дата обращения: 22 апреля 2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.