УДК: 94(1941-1944)
Действия немецких подводных лодок в Арктике в годы Второй мировой войны Действия немецких подводных лодок в Арктике в годы Второй мировой войны
Е.П. Гурьев1
Статья посвящена действиям немецких подводных лодок в Арктике в годы Второй мировой войны. Союзные конвойные операции в Арктике в годы Второй мировой войны привлекают внимание многих исследователей, так как именно здесь боевые действия происходили с большей интенсивностью и драматизмом, чем на других театрах военных действий. Большую роль в борьбе немецкого военно-морского флота с конвоями играли и немецкие подводные лодки, которые, начиная с 1942 г. становятся главным средством войны на море. В статье анализируются изменения численности немецких подводных лодок в Норвегии в 1941-1944 гг., тактические приемы (тактика «Волчьих стай») и технические средства («шнорхель», акустические торпеды), применяемые немцами в ходе ведения боевых действий против северных союзных конвоев. Особое внимание уделено задачам, которые ставило перед подводными лодками немецкое командование (нарушение вражеских коммуникаций, уничтожение тоннажа, минные постановки, ведение разведки и метеоразведки), результаты действий (количество потопленных транспортных судов союзников и потерянных подводных лодок), анализируются причины неудач. Наиболее подробно рассматриваются действия подлодок против союзных конвоев в 1942 г., период наибольших успехов немцев в Арктике, особое внимание уделяется действиям против конвоя PQ-17, операция против которого стала крупнейшим успехом немецких подводных лодок в Арктике, и конвоя PQ-18 операция против которого стала переломом в борьбе союзников против немецких подводных лодок. Анализ результатов действий ВМС Германии против союзных конвоев свидетельствует о том, что подводные лодки явились основным родом ВМС, наиболее эффективно действующим против них. На «долю» подводных лодок приходится половина всех уничтоженных транспортов и боевых кораблей из состава конвоев. Эффективность действий подводных лодок была снижена из-за отсутствия взаимодействия с надводными кораблями и, особенно, с ВВС. В борьбе с
Турьев Евгений Павлович — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул, д. 4; [email protected]
Guriev Evgeny Pavlovich — PhD in history, associate professor, Saint Petersburg State Universitat of Architektur and Civil Engineering, Russian Federation, 190005, Saint Petersburg, 2-ja Krasnoarmejskaja str., 4; [email protected]
- se -
конвоями были отработаны новые тактические приёмы и новые виды вооружения подводных лодок.
Ключевые слова: Вторая мировая война, война на море, Арктика, северные союзные конвои, подводные лодки, Кригсмарине, тактика, результаты.
Союзные конвойные операции в Арктике в годы Второй мировой войны привлекают внимание многих исследователей, так как именно здесь боевые действия происходили с большей интенсивностью и драматизмом, чем на других театрах военных действий. Большую роль в борьбе немецкого военно-морского флота с конвоями играли и немецкие подводные лодки, которые, начиная с 1942 г. становятся главным средством войны на море.2
С июня 1941 г. по май 1944 г. немцы направили в Северную Норвегию 89 подводных лодок (в 1941 г. - 13, в 1942 г. - 33, в 1943 г. - 20, а за первые 5 месяцев 1944 г. — 23)3. Подводные лодки действовали на морских путях караванов от Исландии до острова Диксон и пролива Вилькицкого. С июня 1944 г. по май 1945 г. в порты Норвегии прибыло ещё 129 подлодок, из них — свыше 30 действовали в арктических водах4. Так, в июне 1944 г. в Арктике находились 32 подводные лодки: 17 из них находились в море, а остальные 15 - в портах Северной Норвегии от Тронхейма до Нарвика на ремонте5.
Новым в использовании подводных лодок было привлечение их к обороне Норвегии. 21 января 1942 г. на совещании в Ставке, в котором принимал участие начальник штаба Руководства войной на море адмирал К. Фрике, А. Гитлер заявил, что опасается нападения на Норвегию: «Норвегия — решающая военная зона, в создавшихся условиях туда следует немедленно послать подкрепления из надводных и подводных сил. Все подводные лодки необходимо направить на морские
2 Ряд сюжетов, рассматриваемых в этой статье, подробно излагаются в монографии автора этих строк. См.: Гурьев Е. П. Охота за полярными конвоями. Скандинавский плацдарм Третьего рейха. М., 2017. 382 с.
3 Herzog B. U-Boote im Einsatz 1939-1945. Oberhausen, 1970. S. 45.
4 Ibid. S. 46.
5 Herzog B. U-Boote im Einsatz 1939-1945. Oberhausen, 1970. S. 51.
подступы к Норвегии для своевременного обнаружения подходящего противника и оказания ему действенного отпора»6. 6 февраля 1942 г. А. Гитлер лично «набросал» план развёртывания подводных лодок для обороны Норвегии. С этой целью предполагалось задействовать 20 подводных лодок: 9 - в патрулировании между Исландией и Британскими островами, 6 - в Киркенесе (для блокирования сил вторжения и нападения на конвои в Арктике) и по 2 — в Нарвике, Тронхейме и Бергене (последних рубежах обороны на пути атакующего противника). Кроме того, несколько подводных лодок должны были доставлять в Нарвик и Тромсё бензин и другие материалы для Люфтваффе7. Но уже к марту 1942 г. опасность вторжения в Норвегию союзников была не столь очевидна, и, поэтому, основной задачей ставилась не защита Норвегии, а нападение на союзные конвои, следующие в Мурманск и Архангельск.
Другой задачей подводных лодок были их совместные действия с надводными кораблями. Подводные лодки в таких случаях выполняли не только задачи разведки, но и прикрытия, как это имело место в ходе рейда тяжёлого крейсера «Адмирал Шеер» в Карское море. Там крейсер получал данные от двух подводных лодок, которые сообщали ему сведения о ледовой обстановке и наличии конвоев, следующих с востока по Северному Морскому пути.
Такую же задачу выполняли подводные лодки при обеспечении линейных кораблей «Тирпиц» и «Шарнхорст» во время их похода к острову Шпицберген.
В 1942 г. подводные лодки в Северном Ледовитом океане действовали против судоходства в восточной части Баренцева моря и в Карском море. Эти лодки, кроме обеспечения похода крейсера «Адмирал Шеер», произвели ряд нападений на береговые объекты и суда в этом районе Ледовитого океана. В результате этого похода были потоплены 4
6 Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. М., 1964. С. 239.
7 Там же. С. 240.
транспорта. В посёлке Малые Кармакулы артиллерийским огнём были уничтожены 2 гидросамолёта, радиостанция, дома, склады8.
В 1943 г. число действующих в этом районе подводных лодок возросло до 20-ти. Ими были потоплены 4 парохода и 2 боевых корабля. В 1944 г. действующие в этих районах подводные лодки потопили 3 парохода и 3 боевых корабля9.
Несмотря на ухудшение положения на сухопутном театре военных действий, германское командование не уменьшало своих военно-морских сил на Севере. Группировка подводных лодок в северных базах Норвегии непрерывно росла по мере потери баз в Европе. К концу 1944 г. количество подводных лодок в этом районе достигло 4010.
Используя длительный перерыв в движении конвоев, германское командование развернуло в юго-восточной части Баренцева моря свои подводные лодки, надеясь перехватывать советские конвои, которые проходили вблизи берегов Новой Земле. Подводные лодки широко использовали взаимную радиоинформацию и наведение других подводных лодок на караваны.
Обеспечение подводных лодок, находившихся на севере Норвегии, было связано с большими трудностями, особенно после потери немцами господства в воздухе. Для доставки таких важных грузов, как, например, торпеды использовались специальные транспортные подводные лодки11.
Основной задачей подводных лодок являлось патрулирование в своей операционной зоне. За весь период боевых действий в арктической зоне патрулирование осуществляли 110 подводных лодок (июль 1941 — апрель 1945 гг.). Эти подводные лодки действовали как самостоятельно, так и во взаимодействии с самолётами и надводными кораблями. С июня 1941 г. по май 1944 г. немцы направили в Северную Норвегию 89
8 Щедролосев В.В. Действия подводных лодок противника в восточной части Баренцева моря и в Карском море в 1941—1944 гг. // Война в Арктике. Сборник статей. Архангельск, 2001. С. 319.
9 Там же. С. 319.
10 Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М., 1964. С. 276.
11 Исаков И.С., Еремеев Л.М. Транспортная деятельность подводных лодок. М., 1959. С. 43.
подводных лодок12. Подводные лодки действовали на морских путях караванов от Исландии до острова Диксон и пролива Вилькицкого.
Первым союзным конвоем, подвергшимся атакам немецких подводных лодок в Арктике, стал конвой PQ-7. В начале января 1942 г. его атаковали 3 немецкие подводные лодки группы «Улан», которые потопили британский транспорт «Вазиристан» из состава конвоя. Первым боевым кораблём союзников, потерянным при проводке конвоев в Арктике, стал британский эсминец «Матабеле» из состава эскорта конвоя PQ-8, потопленный немецкой подлодкой U-454 (командир — капитан-лейтенант Б. Хаклендер)13.
Союзный конвой PQ-13 стал первым северным союзным конвоем против которого немцы применили тактику «волчьей стаи». Против PQ-13 действовало 8 подводных лодок, базирующихся на порты Северной Норвегии. В ходе последующих атак подводные лодки потопили 2 транспорта и 1 тральщик. Собственные потери подводных лодок составили 2 единицы: U-585 (командир — капитан-лейтенант Э.Б. Лозе) подорвалась на мине и U-655 (командир — капитан-лейтенант А. Думрезе) была потоплена британским тральщиком14.
При проводке обратного конвоя QP-11 союзники потеряли британский лёгкий крейсер «Эдинбург» из состава сил охранения конвоя. 30 апреля 1942 г. он был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир — капитан-лейтенант М.М. Тайхерт), потерял ход, а затем был добит немецкими эсминцами группы «Арктика» и кораблями собственного эскорта15. «Эдинбург» стал самым крупным боевым кораблём союзников, потерянным в Арктике от действий немецких подводных лодок.
Наиболее успешной операцией немецких подлодок в Арктике была операция против конвоя PQ-17. Немецкое командование
12 Herzog B. U-Boote im Einsatz 1939-1945. Oberhausen, 1970. S. 45.
13 Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmächte 1939-1945. München, 1968. S.
197.
14 Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-Boote auf Sieben Meeren 1939 — 1945. Düsseldorf, 1979. S. 205.
15 Lanitzki G. Kreuzer "Edinburgh". Goldtresor und Seemannsgrab. Berlin, 1988. S.
сконцентрировало против этого конвоя большие силы. К участию в операции было привлечено и большое количество подлодок, они объединялись в группу «Айстойфель» («ледяной дьявол»). Немецкое командование первыми отправило на поиск и перехват конвоя в море именно подводные лодки. С 7 по 29 июня 1942 г. 11 подводных лодок вышли в море из портов Берген, Нарвик, Тронхейм и Киркенес16. 1 июля 1942 г. первой обнаружила конвой подводная лодка и-456 под командованием капитан-лейтенанта М.М. Тайхерта. Все попытки атаковать конвой были пресечены действиями эсминцев эскорта, и подлодки успеха не добились. Лишь утром 4 июля и-457 (командир — корветтен-капитан К. Бранденбург) добила повреждённый авиацией и оставленный экипажем транспорт «Кристофер Ньюпорт». Все остальные атаки в этот день закончились неудачей. Лишь после того, как вечером 4 июля конвой был расформирован, подводные лодки смогли добиться успеха. Первой лодкой, в тот же день сообщившей командованию о расформировании конвоя, стала и-88 (командир — капитан-лейтенант Х. Боманн). Германское командование стянуло в этот район и другие подлодки, рассчитывая перехватить идущие по отдельности, парами и мелкими группами транспорты конвоя. Транспорты шли без какого-либо охранения, и, поэтому, подлодки могли атаковать беспрепятственно, как на полигоне. Первыми жертвами стали транспорты, повреждённые авиацией, которые не могли быстро покинуть опасный район. 5 июля 1942 г. немецкая подлодка и-88 потопила транспорты «Карлтон» и «Даниэл Морган» (последний тяжело повреждён авиацией). Подлодка и-334 (командир — капитан-лейтенант Х. Симон) потопила повреждённый авиацией транспорт «Ёрлстон», и-456 — транспорт «Хоному», и-703 (командир — капитан-лейтенант Х. Бильфельд) — транспорты «Эмпайр Байрон» и флагман конвоя «Ривер Афтон». Затем подлодки были отведены к берегам Новой Земли, к которой стремились транспорты разгромленного конвоя. С 6-8 июля 1942 г. на подходах к Новой Земле подлодка и-255 (командир — капитан-лейтенант Р. Рехе) потопила
16 Ирвинг Д. Разгром конвоя Р<3-17. М., 2004. С. 82.
3 транспорта: «Джон Уиттерспун», «Алкоа Рейнджер» и «Олопана». 13 июля она добила брошенный экипажем голландский транспорт «Паулус Поттер», который был повреждён авиацией и дрейфовал в течение 9-ти дней. 7 июля и-457 потопила брошенный экипажем танкер «Олдерсдейл», ранее повреждённый немецкой авиацией. В тот же день и-355 (командир — капитан-лейтенант Г. Ла Баум) потопила транспорт «Хартлбери». 9 июля подводные лодки и-376 (командир — капитан-лейтенант Ф.К. Маркс) и и-251 (командир — капитан-лейтенант Г. Тимм), отправленные для поиска судов конвоя в Кольский залив, потопили повреждённые немецкой авиацией американский транспорт «Хузиер» и панамский транспорт «Эль-Капитан» соответственно17.
Всего в ходе операции против конвоя PQ-17 немецкие подводные лодки потопили 16 транспортов общим водоизмещением 95133 тонны. Из них 8 кораблей были ранее повреждены авиацией и фактически добиты подлодками, а 5 из них вообще были к моменту потопления оставлены экипажами18.
Следует отметить, что до расформирования конвоя немецким подводным лодкам не удалось потопить ни одного транспорта союзников, шедшего в составе конвоя (если не считать брошенного экипажем «К.Ньюпорта»). Все успехи немецких подводников были достигнуты фактически в полигонных условиях против деморализованного, не оказывающего никакого сопротивления, противника. Также следует отметить полное отсутствие какого-либо взаимодействия подводных лодок с авиацией при атаках конвоя PQ-17, зачастую, самолёты и подлодки атаковали одну и ту же цель одновременно.
Неудачной операцией, в ходе которой сильному эскорту союзников удалось нейтрализовать угрозу со стороны немецких подводных лодок, является операция по проводке конвоя PQ-18. Основная роль в разгроме
17 Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmächte 1939 - 1945. München, 1968. S. 198 - 199.
18 Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941 — 1942. М., 2003. С.
конвоя должна была принадлежать немецкой авиации, и, поэтому, подлодки должны были лишь оказывать ей помощь.
В операции принимали участие 7 подводных лодок, объединённых в группу «Трагертод» («Несущая смерть»), которая вышла в море в период с 25 августа по 10 сентября 1942 г.19 Днём 12 сентября подлодка и-405 (командир — капитан-лейтенант Р.Г. Хопман) первой обнаружила конвой. Командир немедленно сообщил командованию об этом и стал ждать подхода других лодок «стаи». Все попытки атаки конвоя были сорваны эскортом и не увенчались успехом. Наличие в составе конвоя эскортного авианосца «Эвенджер» оказалось неприятным сюрпризом для немцев, так как теперь их подлодки не могли атаковать конвой, не опасаясь быть обнаруженными с воздуха. В тот же день, 12 сентября, немецкие подлодки понесли первую потерю: обнаруженная британскими самолётами лодка и-88 была потоплена британским эсминцем «Фолкнор»20. Лишь утром 13 сентября немецкие подводные лодки смогли добиться успеха. Воспользовавшись маневрированием конвоя, лодки смогли незаметно выйти на дистанцию залпа и выпустить торпеды. В результате подводная лодка и-408 (командир — капитан-лейтенант Р. фон Химмен) потопила советский пароход «Сталинград», а И-589 (командир — капитан-лейтенант
и
Х.И. Хоррер) — американский транспорт «Оливер Эллсворт». В полночь 14 сентября подводная лодка и-457 потопила отставший от конвоя британский танкер «Ателтемплар», который стал последней жертвой подлодок из состава конвоя21.
За этот успех немцам пришлось дорого заплатить. Утром 14 сентября, наведённый авиацией британский эсминец «Онслоу», потопил глубинными бомбами подводную лодку и-589, ночью 16 сентября британский эсминец «Имплсив», установив с помощью гидролокатора
19 Смит П. Победа в Арктике // Два конвоя: PQ-17 и PQ-18. Сборник. М., 2004. С.
567.
20 Kurowski F. Krieg unter Wasser U-Boote auf Sieben Meeren 1939 — 1945. Düsseldorf, 1979. S. 305 - 306.
21 Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmächte 1939 - 1945. München, 1968. S.
контакт с подводной лодкой U-457, потопил ее22. Все остальные атаки на конвой не увенчались успехом. Из-за противодействия мощного эскорта подводные лодки не могли сблизиться с транспортами конвоя на дистанцию залпа, а также долго находиться вблизи него, занимая более выгодные позиции для атаки. 16 сентября немецкое командование отозвало все лодки, действующие против PQ-18.
В результате потери конвоя PQ-18 от подводных лодок составили 3 транспортных судна общим водоизмещением 19742 тонны. Потери немецких подводных сил при этом составили 3 лодки (U-88, U-589, U-457)23.
Опыт проводки конвоя PQ-18 наглядно показал всем, что мощный эскорт является эффективным средством противодействия подводным лодкам. Таким образом, действия подводных лодок становились неэффективными. Огромную роль в этом сыграла палубная авиация с эскортных авианосцев, первое применение которых приходится как раз на конвой PQ-18.
В дальнейшем, в 1943 и 1944 гг. подводные лодки продолжали оставаться основным средством немцев в борьбе с союзными конвоями, их роль с течением времени даже возросла. Но, из-за всё более увеличивающихся сил союзников, им не удалось добиться значительных успехов, потери конвоев не превышали потерь самих подводных лодок. И хотя с 1944 г. в Арктике стали применяться акустические торпеды (операция против конвоев JW-56A/JW-56B) и новая тактика с перенесением ударов на корабли эскорта, впервые примененная в августе 1944 г. при проводке конвоя JW-59, действия подводных лодок не стали более эффективными24.
В начале 1943 г. в военно-морских силах Германии было создано погружающееся одноместное штурмовое средство — «Бибер». Это штурмовое средство входило в состав, так называемого, «Подразделения
22 Kurowski F. Krieg unter Wasser U-Boote auf Sieben Meeren 1939 — 1945. Düsseldorf, 1979. S. 310.
23 Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941 — 1942. М., 2003. С.
259, 266.
24 Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1939 — 1945 гг. М., 1997. С. 247, 262.
- 44 -
К» — соединения малых боевых средств ВМС. 29 марта 1943 г. опытный образец такого средства был испытан в присутствии главкома ВМС. К концу войны семейство «Биберов» насчитывало 325 единиц25.
Это была погружающаяся лодка длиной 8 метров и максимальным диаметром 98 сантиметров. Её корпусу была придана обтекаемая форма с небольшой боевой рубкой, что придавало ей сходство с обычной подводной лодкой. Над рубкой возвышался лишь перископ длиной в полтора метра и «шнорхель» для подачи в лодку свежего воздуха. В качестве двигателя применялся бензиновый, а для движения под водой имелись аккумуляторы и электрический двигатель. О задачах этого штурмового средства в «Наставлении об его использовании» говорилось: «Погружающаяся лодка типа «Бибер» является наступательно-оборонительным средством. Благодаря её действиям один человек имеет возможность незаметно подойти вплотную к противнику и выпустить по нему 2 торпеды. Для своей личной защиты и сохранения материальной части водитель может скрыться от противника погружением на глубину»26.
5 января 1945 г. 3 немецкие подводные лодки вышли из своей базы недалеко от Харстада. Это были обычные лодки, но каждая из них имела на палубе перед боевой рубкой и позади неё по «Биберу». Целью этого похода была бухта Ваенга, где на рейде Мурманского порта находилась часть соединения военных кораблей союзников, сопровождавших в Мурманск крупный конвой из Англии в Советский Союз. Среди этих кораблей был линейный корабль «Ройял Соверин», переданный Советскому Союзу Англией и названный «Архангельск». Там же стояли один авианосец, несколько крейсеров и эсминцев. Для атаки этих целей и предназначались «Биберы»27. Для их доставки ближе к Мурманску использовались обычные подводные лодки с целью обеспечения скрытности при подготовке операции. В связи с тем, что у входа в
25 Беккер К. Немецкие подводные диверсанты. М., 1972. С. 172.
26 Беккер К. Немецкие подводные диверсанты. М., 1972. С. 180.
27 Meister J. Der Seekrieg in den Osteuropäischen Gewässern 1941-1945. München, 1957. S. 200.
Мурманский порт были созданы несколько оборонительных поясов из сетевых и боновых заграждений, экипажи «Биберов» долго и тщательно готовились к преодолению этих средств защиты. Но нападения малых подводных лодок так и не произошло. В результате несовершенства конструкции «Биберов» от атаки пришлось отказаться. Впоследствии, на основании результатов этой операции, конструкция малых подводных лодок была доработана, но в боевых действиях до конца войны они не участвовали.
Стоит отметить, что подводные лодки явились наиболее успешным родом ВМС Германии в борьбе с союзными конвоями. Правда, на завершающем этапе войны эффективная система противолодочной обороны союзников позволила, в значительной мере, нейтрализовать угрозу, исходящую от немецких подводных лодок.
Во всех операциях против конвоев главной целью подводных лодок оставались транспортные суда, а не боевые корабли эскорта. Это объясняется немецкой стратегией борьбы с тоннажем. Германское командование считало, что задачей современной войны на море является экономическое удушение противника путём нарушения его морских коммуникаций. В зависимости от состояния противолодочной обороны конвоев и наличия эскортных сил подводные лодки меняли тактику действий.
Еще с 1940 г. для поиска и уничтожения конвоев подводные лодки стали объединяться в группы («волчьи стаи»), состоящие из нескольких лодок. Группы подводных лодок, располагались «завесой», так как они не имели точных данных о движении конвоев и их маршруте. Управление подводными лодками в море осуществлялось с береговых командных пунктов по радио.
Действующая в «завесе» подводная лодка, обнаружившая конвой,
сообщала на командный пункт данные о месте и элементах (курс,
скорость) его движения и продолжала наблюдения, следуя за конвоем в
надводном положении на пределе видимости. Получив данные о месте и
элементах движения конвоя, подводные лодки «завесы» по приказу с
командного пункта стягивались к конвою, создавая «стаю». Атаки
- 46 -
начинали все подводные лодки одновременно, что осложняло действия кораблей эскорта, отражавших атаки. В ходе атак каждая подводная лодка действовала самостоятельно. Израсходовав торпеды в торпедных аппаратах, она отходила для их перезарядки, а затем вновь сближалась с конвоем и продолжала атаки. После завершения атак подводная лодка следовала за конвоем, передавая на базу информацию об его движении. Подводными лодками в этот период использовались парогазовые торпеды с контактным или магнитным дистанционным взрывателем28.
С 1943 г. на подводных лодках стали применяться торпеды новых типов. Первыми появились электрические циркулирующие торпеды с контактным взрывателем, а затем — акустические самонаводящиеся торпеды29.
Кроме торпедного и артиллерийского вооружения подводные лодки применяли против конвоев и мины. Минно-заградительные действия осуществлялись, главным образом, в районе Новоземельских проливов. Всего в 1943 г. подводные лодки поставили 342 мины, на которых подорвались 2 корабля30. Постановка мин продолжалась и в течение 1944 г. (тогда было установлено 72 мины)31.
Также с 1943 г. на подводных лодках стало использоваться устройство «шнорхель». Этот прибор представлял собой 2 трубы, поднимаемые над поверхностью воды, которые обеспечивали подачу воздуха к дизелям и отвод выхлопных газов, когда лодка находилась на перископной глубине. Благодаря этому подводные лодки могли заряжать аккумуляторные батареи, находясь под водой, и развивать более высокую скорость в подводном положении32.
Использование нового оборудования и нового вооружения привело к изменению тактики действия лодок. Подводные лодки сначала должны были атаковать надводные корабли эскорта, и только за тем —
28 Блейр К. Подводная война Гитлера 1939 — 1945: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. М., 2001. С.
173.
29 Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 591.
30 Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М., 1964. С. 278.
31 Там же. С. 279.
32 Винниченко Б.И. Некоторые средства, применявшиеся немцами против конвоев // Морской сборник. 1948. №1. С. 110.
- 47 -
транспорты. Для атаки кораблей эскорта предполагалось использовать акустические торпеды, расчищая подводным лодкам путь к транспортам конвоя. Транспорты атаковывались электрическими и циркулирующими торпедами. Совершенствование средств обнаружения подводных лодок на надводных кораблях эскорта вынудило изменить и тактику их нападения на конвои. Теперь, подводным лодкам, установившим контакт с конвоем, приходилось выпускать акустические и циркулирующие торпеды «вслепую» из подводного положения, не используя перископы. При этом для надёжности следовало выпускать все торпеды. После залпа подводная лодка должна была уходить на глубину, чтобы избежать попадания своей же циркулирующей торпеды. Этим был положен конец тактики «волчьих стай», так как находящаяся в подводном положении лодка не могла воспользоваться радио для связи с другими подлодками и берегом33.
С начала движения конвоев до 1942 г. ни одно судно из состава 12-ти прошедших конвоев (PQ и QP) не подверглось нападению подводных лодок. В 1942 г. подводные лодки потопили 33 судна из состава 25 конвоев и 4 боевых корабля из состава их эскорта. В 1943 г. было потоплено 4 судна из состава 14 конвоев. В 1944 г. союзники потеряли 7 торговых судов и 3 боевых корабля. Потери 1945 г. составили 3 транспорта и 3 боевых корабля34.
Потери подводных лодок военно-морских сил Германии за весь период патрулирования составили 34 подводные лодки, причём основные потери подводных лодок приходятся на 1944 г.35
К причинам недостаточной эффективности подводных лодок можно отнести следующие:
1. отказы торпедного оружия по причине недостаточного объёма испытаний при производстве взрывателей и зон применения этого оружия;
33 Блейр К. Подводная война Гитлера 1939 - 1945: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. С. 588.
34 Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. Отчет о Первой Международной конференции Братства Северных конвоев. СПб., 2000. С. 111 — 114.
35 Блейр К. Подводная война Гитлера 1939 — 1945: В 2 т. Т. 2. Ч. 2. С. 611.
2. ошибочные действия командиров подводных лодок и их экипажей, особенно при первых выходах в море;
3. командиры подводных лодок не проявляли настойчивости, теряли контакт с обнаруженными конвоями, лишая другие подлодки возможности стягиваться к конвоям для их атак;
4. командиры подводных лодок допускали «чрезмерную болтливость» по радио, облегчая противнику их обнаружение и преследование;
5. на подводных лодках уделялось недостаточное внимание наблюдению за воздушным пространством в момент атаки цели в надводном положении, что приводило к несвоевременному обнаружению самолётов противника, и, тем самым, к срыву атаки на конвои, так как подводная лодка была вынуждена срочно уходить под воду;
6. несогласованность действий подводных лодок при одновременной атаке конвоев, что приводило к обнаружению кораблями эскорта нескольких подводных лодок одновременно.
Анализ результатов действий ВМС Германии против союзных конвоев свидетельствует о том, что подводные лодки явились основным родом ВМС, наиболее эффективно действующим против них. На «долю» подводных лодок приходится половина всех уничтоженных транспортов и боевых кораблей из состава конвоев. Эффективность действий подводных лодок была снижена из-за отсутствия взаимодействия с надводными кораблями и, особенно, с ВВС. В борьбе с конвоями были отработаны новые тактические приёмы и новые виды вооружения подводных лодок.
Таким образом, германские подлодки, в конечном итоге, не смогли переломить ситуацию в пользу немцев в борьбе с северными союзными конвоями в годы Второй мировой войны.
ЛИТЕРАТУРА:
Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. Отчет о Первой Международной конференции Братства Северных конвоев. СПб.: Галея Принт, 2000. 142 с.
Беккер К. Немецкие подводные диверсанты. М.: Иностранная литература, 1972. 232 с.
Блейр К. Подводная война Гитлера 1939 — 1945: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. М.: АСТ, 2001. 640 с.
Вайнер Б.А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1964. 399 с.
Винниченко Б.И. Некоторые средства, применявшиеся немцами против конвоев // Морской сборник. 1948. №1. С. 108—114.
Гурьев Е.П. Охота за полярными конвоями. Скандинавский плацдарм Третьего рейха. М.: Яуза-Якорь, 2017. 382 с.
Дениц К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне. М.: Воениздат, 1964. 456 с.
Ирвинг Д. Разгром конвоя PQ-17. М.: ЭКСМО, Яуза, 2004. 448 с.
Исаков И.С., Еремеев Л.М. Транспортная деятельность подводных лодок. М.: Воениздат, 1959. 375 с.
Сергеев А.А. Германские подводные лодки в Арктике 1941—1942. М.: Русский издательский дом, 2003. 304 с.
Смит П. Победа в Арктике // Два конвоя: PQ-17 и PQ-18. Сборник. М.: АСТ, 2004. С. 523—753.
Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1939 — 1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997. 364 с.
Щедролосев В.В. Действия подводных лодок противника в восточной части Баренцева моря и в Карском море в 1941—1944 гг. // Война в Арктике. Сборник статей. Архангельск: Поморский университет, 2001. С. 318—322.
Herzog B. U-Boote im Einsatz 1939—1945. Oberhausen: Podzum Vtrlag, 1970. 142 s.
Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-Boote auf Sieben Meeren 1939— 1945. Düsseldorf: Econ, 1979. 478 s.
Lanitzki G. Kreuzer "Edinburgh". Goldtresor und Seemannsgrab. Berlin: Transpress VEB Verlag, 1988. 152 s.
Meister J. Der Seekrieg in den Osteuropäischen Gewässern 1941-1945. München: J.F. Lehmann Verlag, 1957. 392 s.
Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmächte 1939—1945. München: J.F. Lehmann Verlag, 1968. 376 s.
REFERENCES:
Arkticheskie soyuznye konvoi 1941-1945. Otchet o Pervoj Mezhdunarodnoj konferencii Bratstva Severnyh konvoev. Saint-Petersburg, Galeya Print, 2000, 142 p. (in Russian).
Bekker C. Nemeckie podvodnye diversanty. Moskow, Inostrannaya literature Publ., 1972, 232 p. (in Russian).
Blayr C. Podvodnaya vojna Gitlera 1939 — 1945: In 2 vol. Vol. 2. Part 1. Moskow, AST Publ., 2001. 640 p. (in Russian)
Doeniz K. Nemeckie podvodnye lodki vo Vtoroj mirovoj vojne. Moskow: Voenizdat, 1964. 456 p. (in Russian)
Herzog B. U-Boote im Einsatz 1939—1945. Oberhausen, Podzum Vtrlag, 1970, 142 s. (in German).
- so -
Irving D. Razgrom konvoya PQ-17. Moskow, EKSMO Publ., Yauza Publ., 2004, 448 p. (in Russian).
Isakov I.S., Eremeev L.M. Transportnaya deyatel'nost' podvodnyh lodok. Moskow, Voenizdat Publ., 1959, 375 p. (in Russian).
Kurowski F. Krieg unter Wasser. U-Boote auf Sieben Meeren 19391945. Düsseldorf, Econ Publ., 1979, 478 p. (in German)
Lanitzki G. Kreuzer "Edinburgh". Goldtresor und Seemannsgrab. Berlin, Transpress VEB Verlag, 1988. 152 s. (in German).
Meister J. Der Seekrieg in den Osteuropäischen Gewässern 1941-1945. München, J.F. Lehmann Verlag, 1957. 392 s. (in German).
Rohwer J. Die U-Boot Erfolge der Achsenmächte 1939-1945. München, J.F. Lehmann Verlag, 1968. 376 s. (in German).
Sergeev A.A. Germanskie podvodnye lodki v Arktike 1941-1942. Moskow, Russkij izdatel'skij dom Publ., 2003, 304 p. (in Russian).
Smit P. Pobeda v Arktike. Dva konvoya: PQ-17 i PQ-18. Sbornik. Moskow, AST Publ., 2004, pp. 523-753. (in Russian).
Suprun M.N. Lend-liz i severnye konvoi, 1939 - 1945. Moskow, Andreevskij flag Publ., 1997, 364 p. (in Russian).
Shchedrolosev V.V. Dejstviya podvodnyh lodok protivnika v vostochnoj chasti Barenceva morya i v Karskom more v 1941-1944. Vojna v Arktike. Sbornik statej. Arhangel'sk, University of Pomerania Press, 2001, pp. 318322. (in Russian).
Vajner B.A. Severnyj flot v Velikoj Otechestvennoj vojne. Moskow, Voenizdat Publ., 1964, 399 p. (in Russian).
Vinnichenko B.I. Nekotorye sredstva, primenyavshiesya nemcami protiv konvoev. Morskoj sbornik, 1948, no 1, pp. 108-114. (in Russian).
Actions of German submarines in the Arctic during
World War II
E.P. Guriev
The article is devoted to the actions of German submarines in the Arctic during the Second world war. Allied convoy operations in the Arctic during World War II attracted the attention of many researchers, as it was here that the fighting took place with greater intensity and drama than in other theaters of war. An important role in the struggle of the German Navy with convoys played and German submarines, which, since 1942, become the main means of war at sea. The article analyzes the changes in the number of German submarines in Norway in 1941-1944, tactical techniques (tactics of "Wolf packs") and technical means ("schnorchel", acoustic torpedoes) used by the Germans in the course of combat operations against the Northern allied convoys. Special attention is paid to the tasks that the German command set for submarines (violation of enemy communications, destruction of tonnage, mine laying, reconnaissance and weather reconnaissance), the results of actions (the number of sunk allied transport ships and lost submarines), the causes of failures are analyzed. The most detail the actions of submarines against allied convoys in 1942, the period of the greatest successes of the
- 51 -
Germans in the Arctic, special attention is given to the operations against convoy PQ-17, the operation against which was the biggest success of German submarines in the Arctic convoy PQ-18 operation against which became a turning point in the struggle of the allies against German submarines. Analysis of the results of the German Navy's actions against allied convoys suggests that submarines were the main branch of the Navy most effective against them. The "share" of submarines accounts for half of all destroyed transports and warships from the convoys. The effectiveness of the submarines was reduced due to the lack of interaction with surface ships and, especially, with the air force. In the fight against convoys, new tactics and new types of weapons of submarines were worked out.
Keywords: World War II, war at sea, Arctic, Northern allied convoys, submarines, Kriegsmarine, tactics, results.