Научная статья на тему 'Эскадренные миноносцы Северного флота в операциях по защите полярных конвоев в Великой Отечественной войне'

Эскадренные миноносцы Северного флота в операциях по защите полярных конвоев в Великой Отечественной войне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

448
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Полярные конвои / Северный флот / эскадренные миноносцы / Великая Отечественная война. / Polar convoys / Northern Fleet / destroyers / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лифшиц Анатолий Львович, Щедролосев Владимир Васильевич

В статье исследуются особенности и результаты боевой деятельности эскадренных миноносцев Северного флота в конвойных операциях Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Northern Fleet destroyers in operations to protect polar convoys in the Great Patriotic War

The article examines the features and results of the combat activity of the Northern Fleet destroyers in the convoy operations of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «Эскадренные миноносцы Северного флота в операциях по защите полярных конвоев в Великой Отечественной войне»

А. Л. ЛИФШИЦ, В. В. ЩЕДРОЛОСЕВ

Эскадренные миноносцы Северного флота в операциях по защите полярных конвоев в Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война закончилась много лет назад, и недалёк тот день, когда последний её участник покинет этот мир. Их опыт, их дела, их воспоминания о прошедших битвах должны сохраниться в памяти потомков.

В основу настоящей статьи положен доклад, сделанный авторами на международной конференции «Исландия - колыбель полярных конвоев» в Рейкьявике в июле 2008 г. Участниками конференции были ветераны войны и историки из России, Англии, Исландии, США, Канады, Норвегии, Франции, Австралии и других стран.

В статье описываются действия советских эсминцев (ЭМ) только в системе конвоев, не затрагиваются другие их действия, например, по содействию флангу армии в обороне, в операции по освобождению Советского Заполярья, при освобождении Северной Норвегии и др.

Основной задачей эсминцев было сопровождение конвоев, охрана транспортов с грузами, поступающими от союзников. Значение этих грузов для победы было весьма существенным. По ленд-лизу было доставлено 3632 бомбардировщика, 13 853 истребителя (т. е. примерно 20% от числа произведённых в СССР), больше половины потребности высокооктанового бензина, 11 800 танков, 400 000 автомобилей, станки, существенное количество продуктов питания и т. д. Значительная часть этих грузов была доставлена именно северными конвоями, причём поставки начались и происходили в самое трудное для нашей родины время.

Военно-географические условия, в которых осуществлялась проводка конвоев, складывались в пользу противника. Маршруты конвоев на последней трети пролегали в сравнительно узком коридоре, ограниченном с одной стороны побережьем Норвегии и Мурмана, с другой стороны - кромкой полярных льдов, пролегавшей примерно в 400 милях от берега летом и в 200 милях зимой (рис. 1).

Воздушная разведка противника сравнительно легко обнаруживала конвои и наводила на них свои подводные лодки и боевую авиацию. Полёт самолётов противника от аэродромов до конвоев занимал от получаса до часа. Вместе с тем манёвр конвоев был ограничен.

Зона действия наших эсминцев находилась к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы.

Корабельный состав. К началу войны Северный флот имел в своём составе восемь эсминцев: пять кораблей проекта 7 (в просторечии «семёрок») и три корабля типа «Новик» (рис. 2), один из которых находился в капитальном ремонте (командир дивизиона - капитан 1-го ранга В. А. Фокин).

14 ноября 1942 г. ещё три корабля: лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъярённый» - пришли в Кольский залив из Владивостока после трудного перехода Северным морским путём (рис. 3-5).

С приходом этих кораблей была создана бригада эсминцев (командир бригады - контр-адмирал П. И. Колчин).

Техническое состояние кораблей было на уровне. К недостаткам следует отнести сравнительно малую дальность плавания, отсутствие (в начале войны) радаров и сонаров, а также некоторые слабые места конструктивного набора у «семёрок».

Наконец, 24 августа 1944 г. в состав организованной эскадры включились ещё восемь устаревших эсминцев класса «Ричмонд», переданных Англией в счёт советской квоты по разделу итальянского флота после выхода Италии из войны (рис. 6).

Таким образом, Северный флот имел в своём составе в разные периоды войны от восьми до 18 эсминцев. Три из них были потеряны: два в боях по защите конвоев, один - «Стремительный» - погиб при налёте авиации на главную базу флота в Полярном.

Экипажи были хорошо подготовлены. Условия базирования оставляли, однако, желать лучшего. До середины 1943 г. наши базы в районе Кольского залива подвергались ожесточённым бомбардировкам.

Задачи эсминцев. В процессе боевых действий по защите конвоев кораблям приходилось решать (отдельно или комбинированно) следующие типовые задачи:

- усиление охранения союзных конвоев (74 выхода, 547 союзных транспортов);

- проводка Беломорской части союзных конвоев самостоятельно или совместно с кораблями союзников (25 проводок, 245 транспортов);

Рис. 2. Эсминец типа «Новик»

Рис. 4. Эсминец «Разумный» на переходе во льдах

Рис. 5. ЭОН-18. Арктический переход

Рис. 6. Эсминец класса «Ричмонд»

- проводка конвоев между Кольским заливом и Архангельском (64 проводки, 266 судов);

- поиск и уничтожение судов противника вдоль побережья Норвегии (2 поиска, 2 английских крейсера, 4 английских и 4 советских эсминца);

- встреча и лидирование союзных судов в советские гавани (9 случаев).

Командованием Северного флота в целях обеспечения проводки конвоев обычно предусматривались:

- воздушная разведка;

- завесы подводных лодок на выходах из баз противника;

- специальные противолодочные мероприятия на входах в наши базы;

- бомбовые удары по аэродромам противника и др.

Интенсивность боевых действий была весьма высокой. Так, например, эсминец «Разумный», на котором один из авторов служил штурманом, участвовал в конвоировании союзных и отечественных судов как на «внешних», так и на «внутренних» коммуникациях. Общее число судов, в конвоировании которых принимал участие корабль, составило 328, из них 303 союзных и 25 отечественных. В военное время «Разумный» выходил в море с задачей конвоирования судов 59 раз. Так, например, за сентябрь месяц 1944 г. эсминец «Разумный» выходил в море для участия в конвоях семь раз и при этом провёл в осеннем штормовом море 16 дней (соответственно, в октябре - 12, в ноябре - 15 дней), а в январе 1945 г. -шесть раз за 20 дней. Следует отметить, что этот корабль участвовал в боевых действиях почти на полтора года меньше большинства других «семёрок».

Эскадренные миноносцы Северного флота за всё время войны совершили для выполнения задач конвоирования транспортов 896 выходов в море.

Естественно, что в рамках статьи не представляется возможным рассмотреть все боевые походы наших эсминцев. Поэтому будут проанализированы наиболее значительные действия - в основном в рамках перечисленных выше задач. Боевые действия носили ожесточённый характер и приводили к многочисленным потерям с обеих сторон (рис. 7).

Общее описание полярного конвоя. Описывать в статье все конвойные походы не представляется возможным. Однако для лучшего восприятия материала современными читателями один

Рис. 7. Потери сторон

Рис. 8. Крейсер «Эдинбург» перед гибелью

типичный конвой мы охарактеризуем, слегка нарушив хронологию изложения. Это выход навстречу союзному конвою 1\У-62, следовавшему из Англии в советские порты. В составе конвоя было 30 транспортов, в непосредственном охранении - до 32 эсминцев, сторожевиков и корветов - всего 37 союзных кораблей непосредственного охранения. В ордере шли два конвойных авианосца и крейсер ПВО. Отдельно шла группа прикрытия в составе нескольких крейсеров, впереди конвоя - поисково-ударные группы из эсминцев и сторожевиков.

Как выяснилось после войны, противник выслал в море для действий против этого конвоя 17 подводных лодок и сосредоточил на аэродромах Северной Норвегии до 160 самолётов - торпедоносцев и бомбардировщиков.

6 декабря к конвою присоединились и заняли места в его охранении корабли советской эскадры в составе: лидер «Баку», эсминцы «Гремящий», «Разумный», «Урицкий», «Деятельный», «Доблестный», «Дерзкий» и «Живучий». Они оставались в охранении до точки в 80-100 милях севернее мыса Териберский, где конвой разделился на две части: одна часть - основная - направилась в Мурманск, другая - под охраной советских кораблей и пяти английских корветов - продолжала движение в Архангельск. Нелишним будет замечание о том, что разделить на две части конвой, состоявший из 30 транспортов и около 45 кораблей охранения, не очень просто, так же как и ввести такую армаду в узкое горло Кольского залива.

Успеху разделения способствовало умелое, заранее продуманное построение судов и кораблей охранения. Все транспорты, пунктом назначения которых был Архангельск, шли из Англии в двух левых колоннах. Корабли охранения, которые предназначались для их охраны на дальнейшем переходе, находились с левой стороны ордера. Перестроение прошло благополучно, и архангельская часть конвоя продолжила свой путь к Белому морю.

Подводные лодки противника всё время преследовали конвой. После захода основной части транспортов в Кольский залив они начали смещение в направлении Белого моря. Получив информацию об этом, командование флота решило сразу же после завершения проводки конвоя в Белое море организовать поиск неприятельских подлодок вдоль Мурманского побережья. Получив такой приказ ещё в ходе движения в охранении конвоя, советские корабли, сопроводив транспорты до кромки льда в Белом море, взяли курс на Иоканку и вечером того же дня начали операцию по поиску подводных лодок вдоль Мур-

майского побережья. Это лишь один пример проводки полярных конвоев.

Вернёмся, однако, в 1942 г., к конвою ОР-11, следовавшему из Кольского залива в Исландию и далее в порты Англии.

Конвой (}Р-11. Гибель английского крейсера «Эдинбург». 28 апреля 1942 г. эсминцы «Гремящий» (командир - капитан 3-го ранга А. И. Турин), на котором, кстати, находился один из авторов статьи в должности младшего штурмана, и «Сокрушительный» (командир -капитан-лейтенант М. А. Курилех) вышли из Кольского залива в составе эскорта конвоя ОР-11. Кроме них, в составе эскорта было шесть английских эсминцев, четыре корвета и четыре тральщика. 30 апреля, т. е. спустя двое суток после выхода, к конвою присоединился крейсер «Эдинбург». Однако он не шёл внутри охранения, а следовал отдельно, справа от конвоя.

Спустя короткое время после присоединения крейсера конвой был обнаружен немецким самолётом-разведчиком, который навёл на нас немецкие подводные лодки. Две подлодки атаковали торпедами «Эдинбург», две из них поразили цель. Одна торпеда попала в центральную часть корабля, вторая - в корму, оторвала рули и два винта с одной стороны, так что корабль мог идти под оставшимися двумя винтами, описывая медленную циркуляцию. Палуба в кормовой части загнулась наверх, и орудия кормовых башен главного калибра крейсера торчали из неё.

Мы получили приказание охранять повреждённый крейсер совместно с «Сокрушительным» и двумя английскими эсминцами: «Форсайтом» и «Форрестером».

Спустя некоторое время сквозь снежные заряды прорвались три немецких эсминца. Они устремились к повреждённому крейсеру «Эдинбург». «Гремящий» и «Сокрушительный» открыли по ним артиллерийский огонь. На одном из эсминцев противника возник пожар, и германские корабли скрылись в снежных зарядах.

Затем мы продолжали кружить вокруг «Эдинбурга», охраняя его. На рассвете, израсходовав почти всё топливо, эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» были отозваны в Полярный на заправку. На смену им пришли сторожевой корабль (СКР) «Рубин», морской буксир № 22 и четыре британских тральщика.

«Гремящий» и «Сокрушительный», развив максимально возможный ход, прибыли в Полярный, заправились, пополнили запасы продовольствия и на рассвете вышли на помощь «Эдинбургу». Вскоре, однако, их отозвали обратно.

Отогнанные нами германские эсминцы возвратились к «Эдинбургу» и атаковали его. В бою один из них был потоплен, два других повреждены. Однако и «Эдинбург», получив ещё два торпедных попадания, был затоплен англичанами (рис. 8). Команда крейсера была снята на «Рубин» и другие корабли охранения. Потери в личном составе крейсера составили 78 человек погибшими и 43 ранеными.

В то время мы не знали, что «Эдинбург» вёз и специальный груз -золото, которое отправлялось союзникам в уплату за поставки вооружения и военной техники, материальных средств. Через много лет это золото было поднято со дна англо-русской экспедицией.

Трагедия конвоя PQ-17. Основные события трагедии с конвоем PQ-17 происходили за пределами операционной зоны Северного флота. Поэтому наши эсминцы принимали участие лишь в её заключительной фазе.

Однако всё же целесообразно рассказать о ней несколько подробнее из-за её громадного резонанса в военно-морской истории Второй мировой войны.

Обстановка на советско-германском фронте к лету 1942 г. была весьма трудной. Германские войска рвались к Волге, Красная армия отступала, хотя и наносила противнику сильные удары.

Советские войска крайне нуждались в танках, самолётах, боеприпасах, а эвакуированная на восток промышленность только набирала ход. Поэтому значение военных поставок союзников всё время возрастало.

Конвой PQ-17 вышел из Рейкьявика (Исландия) 27 июня в составе 35 транспортов и трёх других судов. Транспорты везли в своих трюмах 297 самолётов, 594 танка, 4246 автомобилей и более 150 ООО т других грузов. В ближнем охранении конвоя находилось до 20 эсминцев, корветов. На расстоянии до 50 миль к юго-западу шёл отряд ближнего прикрытия из четырёх крейсеров.

Ещё далее к западу в качестве дальнего прикрытия от атак тяжёлых германских надводных кораблей шли основные силы в составе двух линкоров, авианосца, двух крейсеров и 12 эсминцев. На вероятных путях движения к конвою надводных кораблей противника была выставлена завеса из девяти английских и шести советских подводных лодок.

Немцы, в свою очередь, развернули на путях конвоя несколько завес подлодок, сосредоточили на аэродромах мощную группировку бомбардировочной и торпедоносной авиации и намеревались нанести удар по конвою эскадрой надводных кораблей в составе само-

го мощного в мире на то время линкора «Тирпиц», двух «карманных» линкоров и тяжёлого крейсера «Хиппер». В случае прорыва этой группы к конвою последний был бы обречён.

В период с 27 июня до 2 июля конвой шёл без потерь, хотя был обнаружен самолётами дальней разведки противника. В период со 2 по 4 июля были потеряны три транспорта в результате атак германской авиации.

Английская разведка установила выход эскадры противника, и первый лорд английского Адмиралтейства Дадли Паунд приказал английским эсминцам охранения конвоя покинуть его и идти на соединение с главными силами, а транспортам конвоя рассредоточиться и следовать самостоятельно в советские порты. Этот приказ сыграл роковую роль в судьбе конвоя РС)-17.

Между тем вышедшая на перехват конвоя германская эскадра была атакована советской подводной лодкой, и линкор «Тирпиц» (или, возможно, другой крупный корабль немецкой эскадры) получил повреждение от торпеды. Командир подлодки оповестил союзников о выходе эскадры противника, внезапность её выхода была утеряна, и немцы повернули обратно на базу.

Оставленные без охраны и предоставленные сами себе транспорты конвоя стали лёгкой добычей германских подводных лодок и авиации. Из 34 транспортов лишь 11 дошли до русских портов. Погибли сотни матросов и офицеров.

В некоторых случаях команды успевали спастись на шлюпках, одну из которых и подобрал наш корабль, что будет описано далее. Несколько других шлюпок также подобрали советские корабли в море.

Корабли Северного флота совершили много выходов для спасения союзных транспортов и их экипажей, блуждавших на шлюпках в ледяном океане. Самолёты советской авиации вылетали на охрану рассеянных транспортов и сбили несколько германских самолётов. Таковыми оказались трагические результаты ошибочного решения английского Адмиралтейства.

В западной части Баренцева моря наши эсминцы произвели около 40 выходов на поиск разбросанных по морю транспортов конвоя. Результаты не радовали. Эсминец «Громкий» обнаружил один транспорт и отконвоировал его в Кольский залив. Были найдены также несколько шлюпок с погибших судов. Несколько удачнее сложились обстоятельства в восточной части Баренцева моря, где эсминцы «Куйбышев» и «Урицкий» обнаружили и отконвоировали в Архангельск восемь транспортов с большим количеством спасённых моряков.

Приведём один из случаев спасения экипажа потопленного транспорта.

13 июля 1942 г., находясь в море, наш корабль получил приказ: «Командиру. Наша подводная лодка К-22 при выходе на позицию обнаружила в точке Ш 70015'; Д 34050' спасательный бот с большим количеством моряков, терпящих бедствие. Найти бот, спасти людей. Командующий флотом».

Корабль лёг на рассчитанный курс и действительно через три с небольшим часа обнаружил спасательный бот, полный замерзающих людей, всего около 50 человек, которые, как оказалось, провели в море несколько суток. Некоторые были в бессознательном состоянии. Всех их подняли на борт, переодели, отогрели. Корабль взял курс на Полярный.

Спасённые оказались моряками с торпедированного ещё 5 июля транспорта Bolton Castle, который входил в состав конвоя PQ-17.

Отогревшись, спасённые рассказали свою тяжёлую историю. К нашей радости оказалось, что среди них было и шесть русских моряков, которые пережили трагедию гибели дважды. За месяц до этого они шли на советском транспорте из Архангельска в Англию. Корабль был атакован германской авиацией и потоплен. Часть команды, примерно 18-20 человек, спаслась и была доставлена в Исландию, в Рейкьявик, где их поместили в госпиталь. Затем их отправили обратно в СССР на борту Bolton Castle. И снова гибель корабля, после которой их осталось всего шестеро. Вдобавок, находясь в полусознательном состоянии, они сразу не смогли правильно сориентироваться, боялись, что попали в руки противника.

Конвой QP-15. Гибель эсминца «Сокрушительный». Лидер «Баку» (под флагом командира бригады ЭМ капитана 1-го ранга П. И. Колчина), эсминцы «Сокрушительный» и «Разумный» 17 ноября 1942 г. вышли в море на усиление эскорта уходившего из Архангельска в Англию союзного конвоя QP-15. «Разумный» из-за обнаруженной неисправности механизмов возвратился на базу. В море разыгрался шторм, достигший к утру 20 ноября ураганной силы. В условиях нулевой видимости корабли охранения потеряли друг друга, конвой распался, суда шли самостоятельно. Советские корабли с разрешения командира конвоя взяли курс на базу. На лидере «Баку» от ударов гигантских волн нарушилась герметичность обшивки корпуса, все носовые помещения до 29-го шпангоута были затоплены, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения, в действии остался только котёл № 1. Состояние корабля было критическим, крен достигал 40 градусов.

Личный состав во главе с командиром лидера «Баку» капитаном 2-го ранга Б. П. Беляевым вёл отчаянную борьбу за непотопляемость корабля, и, не снижая скорости, лидер пришёл на базу

Командир «Сокрушительного» действовал не так решительно, как Б. П. Беляев. Он последовательно менял курс с 210 до 160 и постепенно сбавлял скорость, доведя её до 5 уз. Огромные волны продолжали обрушиваться на корабль. На эсминце безотказно работали все механизмы, имелся значительный запас топлива. Однако 20 ноября в 14.30 лопнули листы настила верхней палубы в корме, между кормовой надстройкой и 4-м орудием. Треск от разрыва был слышен даже на ходовом мостике. Последовал обрыв обоих валопроводов и всей кормовой части, которая через 3 минуты затонула. Кормовые отсеки до кормовой переборки второй машины затопило. Корабль потерял ход, его развернуло лагом к волне с дифферентом на корму. С кормой затонули шестеро матросов.

После получения аварийного сигнала, данного «по флоту» эсминцем «Сокрушительный», в море вышли «Разумный», «Валериан Куйбышев», «Урицкий».

21 ноября в 17.55 «Разумный» обнаружил по радиопеленгу аварийный корабль, вскоре подошли «Валериан Куйбышев» и «Урицкий». Попытки взять аварийный корабль на буксир успеха не имели: стальные и пеньковые буксирные тросы рвались, как нитки. Командир 1-го ДЭМ капитан 2-го ранга С. К. Соколов принял решение снять личный состав с аварийного корабля.

Наиболее успешно действовал командир «Валериана Куйбышева» капитан-лейтенант П. М. Гончар. На «Валериан Куйбышев» по стальному тросу с помощью беседки эвакуировали более 70 человек. После обрыва троса эвакуацию осуществляли по воде с помощью спасательных кругов и троса проводника, а когда и эта переправа была разорвана, людей продолжали переправлять просто по воде с помощью пенькового троса. В общей сложности на «Валериан Куйбышев» подняли 179 человек (троих без признаков жизни).

Работать команде ЭМ приходилось в условиях качки до 40 градусов, когда волны свободно перекатывались через верхнюю палубу. Четверо поднятых без сознания скончались на корабле, 175 человек были доставлены в госпиталь базы Полярный. Нужно было обладать большим мужеством, сноровкой и морским мастерством, чтобы в жестокий шторм снять с аварийного корабля столь большое количество людей.

«Урицкий», сам находившийся в аварийном состоянии по причине прогиба вала, подошёл к «Сокрушительному» и снял 11 человек, из них двух - без признаков жизни. На «Разумный» перепрыгнул с полубака аварийного корабля один человек, второй не рассчитал, оказался за бортом и вскоре утонул. Таким образом, с «Сокрушительного» сняли 191 человека, из них пятерых - без признаков жизни.

Спасательные работы были прекращены, когда на корабле осталось 15 человек. Шторм усиливался, дальнейшие действия были сопряжены с гибелью людей и опасностью потери кораблей-спасателей, т. к. волны стали перекатываться через их верхние палубы. На кораблях-спасателях оставался минимум топлива, а до базы было около 500 миль, которые следовало пройти в штормовом море.

На «Сокрушительном» осталось 15 человек, в том числе два офицера - минёр П. Р. Лекарев и политрук С. Т. Владимиров, двое сверхсрочнослужащих, два командира отделения и девять матросов. Об их судьбе ничего не известно до сих пор. Очевидно, «Сокрушительный» затонул вскоре после ухода эсминцев.

Шторм бушевал ещё несколько дней. По распоряжению командующего Северным флотом к «Сокрушительному» вышли два тральщика РТ во главе с командиром бригады траления П. В. Панфиловым. Но они «Сокрушительного» уже не нашли.

Ещё много дней поиск «Сокрушительного» вели тральщик Т-881, СКР-31, подводная лодка Л-22 и самолёты типа ДБ-ЗФ, однако безрезультатно. В середине декабря 1942 г. командующий СФ приказал: «Поиск "Сокрушительного" прекратить, корабль считать погибшим».

Отражение атак германской авиации на конвои являлось постоянной задачей экипажей миноносцев и, конечно, в первую очередь корабельных артиллеристов. Невозможно описать их все в статье. Вот один из наиболее ярких примеров.

Конвой Р(}-18 - бой у Канина Носа. Это было в сентябре 1942 г., пять месяцев спустя после трагедии с РО-17. Получив горький урок, союзники придали очередному конвою, идущему в Россию, особо сильное охранение, состоявшее из 17 эсминцев. Дополнительно к этому примерно в 100 милях севернее мыса Канин Нос в охранение вступили четыре советских эсминца. Спустя некоторое время после подхода последних конвой РС)-18, находясь на курсе зюйд, подвергся сильнейшему налёту авиации противника. Волна за волной на конвой налетали группы пикирующих бомбардировщиков и тор-

педоносцев, общее число которых доходило до 60 единиц. В это же время конвой подвергся атаке подводных лодок противника. Однако мощный зенитный огонь миноносцев соединённых сил охранения позволил успешно отразить атаки. В этом бою советские эсминцы впервые применили против германских самолётов огонь орудий главного калибра с использованием специального боезапаса. Противник потерял 18 самолётов, в том числе пять от огня советских эсминцев.

Этот пример успешного отражения воздушных атак на конвои нашими кораблями отнюдь не единичен. Общее число сбитых самолётов при отражении таких атак составляет 25 единиц.

Отражение атак подводных лодок на конвои также являлось постоянной заботой эсминцев. Было отражено более 25 атак германских подлодок. В ряде случаев дело кончалось гибелью или тяжёлыми повреждениями лодок. При этом был потерян один наш эсминец - «Деятельный».

Конвой PQ-13. Гибель подводной лодки [7-585. Ранним утром 29 марта 1942 г. последние транспорты конвоя PQ-13 втягивались в Кольский залив, завершая переход из Англии в Россию. Эсминец «Гремящий» (командир - капитан 3-го ранга А. И. Турин) находился несколько мористее входа в залив, прикрывая втягивание в него транспортов. На море было довольно большое волнение. Внезапно на крутой волне над поверхностью моря была обнаружена рубка подводной лодки. Эсминец резко повернул на лодку, намереваясь таранить её. Срочным погружением лодка успела избежать тарана. Однако несколько серий глубинных бомб, сброшенных с «Гремящего», покончили с ней. Подлодка U-585 (командир - капитан-лейтенант Бевальдер) была потоплена.

Конвой JW-59. Гибель подводной лодки [7-244. 22 августа 1944 г. эсминец «Дерзкий» (командир - капитан 3-го ранга А. И. Андреев) находился в охранении конвоя JW-59, следовавшего из Исландии в советские порты. В 10 ч 20 мин патрульный самолёт, поднятый с эскортного авианосца, находившегося в составе конвоя, обнаружил слева от конвоя подводную лодку противника и отметил её место специальным дымовым сигналом. Эсминец «Дерзкий», находившийся ближе других кораблей охранения к месту обнаружения, немедленно повернул на сигнал и произвёл из противолодочного миномёта «Hedgehog» залп из 24 противолодочных бомб, который привел к гибели германской подводной лодки U-244 (командир - капитан-лейтенант Питч). Лодка была потоплена в результате согласованных действий английского самолёта и советского эсминца.

Конвой |\У-62. Групповой поиск подводных лодок. В зимний период 1944-1945 гг. активность германских подлодок в районе Мурманского побережья вследствие ряда причин существенно возросла. С одной стороны, подводные лодки остались в этих водах единственной ударной силой противника после вытеснения его авиации в результате разгрома германских войск в Заполярье и занятия нашими войсками германских баз и аэродромов в Северной Норвегии. С другой стороны, этому способствовала потеря французских баз подлодок противника.

В сложившейся ситуации командующий Северным флотом приказал провести специальную поисковую противолодочную операцию силами эсминцев эскадры.

Получив такой приказ ещё в ходе движения в охранении конвоя, советские корабли, сопроводив транспорты до кромки льда в Белом море и передав охрану транспортов сторожевым кораблям и ледоколам Беломорской флотилии, взяли курс на Иоканку и вечером того же дня начали операцию по поиску подводных лодок вдоль Мурманского побережья в направлении на запад. Шесть кораблей перестроились в широкий строй фронта трёх пар миноносцев, расположенных на удалении радиолокационной видимости между парами. Такое построение было избрано из расчёта обнаружения подлодок радиолокацией в надводном положении (в нём они проводили большую часть времени в поисках конвоев и отдельных транспортов).

Вскоре после начала поиска последовало несколько обнаружений подводных лодок. Первым малую цель обнаружил радиолокатор ЭМ «Дерзкий». Однако через минуту цель исчезла. Впрочем, такие кратковременные обнаружения случались и раньше. Подводные лодки противника имели приборы, засекавшие радиолокационное наблюдение. В процессе поиска было обнаружено несколько немецких подводных лодок. ЭМ «Живучий» (командир - капитан-лейтенант Н. П. Рябченко) протаранил подводную лодку ¡7-387 (командир - капитан-лейтенант Р. Бухлер) и добил её артиллерией.

Ещё одна подлодка противника была обнаружена, многократно атакована и навсегда выведена из строя в результате действий эсминца «Разумный» (командир - капитан 3-го ранга Е. А. Козлов).

Конвой КБ-1. Гибель ЭМ «Деятельный». Наступил 1945 г. - последний год войны. 16 января эсминцы вышли в море для сопровождения конвоя из Кольского залива в Архангельск. Конвой был в составе шести транспортов, двух танкеров, в охранении лидера

«Баку» и восьми эскадренных миноносцев. В светлое время суток в охранении конвоя участвовали также самолёты противолодочной авиации.

В разгар полярной ночи по конвою прошёл сигнал: «Торпедирован эсминец "Деятельный" эсминцу "Дерзкий" оказать помощь, эсминцу "Жгучий" атаковать подводную лодку противника».

В 20 ч 30 мин эсминец «Деятельный», находившийся слева на кормовых курсовых углах конвоя, был атакован акустическими торпедами с подводной лодки. У корабля оторвало корму, он лишился хода и начал медленно тонуть. Команда под руководством командира капитан-лейтенанта К. А. Кравченко и старпома О. М. Ма-чинского боролась за жизнь, но спасти корабль было невозможно. Корабль встал вертикально и быстро затонул. В ледяной воде оказался почти весь экипаж, лишь некоторые были на резиновых спасательных плотиках. В арктической воде, да ещё зимой, можно было продержаться лишь несколько минут. «Дерзкий» пришёл в район беды уже после того, как «Деятельный» скрылся под водой. Пытаясь спасти людей, с «Дерзкого» подавали спасательные концы, которые моментально обледеневали. Когда находившийся в воде человек хватался за конец и его начинали втаскивать на борт корабля, руки скользили по обледеневшему тросу, человек уходил под воду и больше уже не всплывал.

Удалось спасти только семь человек: старшего помощника командира Олега Макаровича Мачинского и шесть матросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конвой ЛК-9. Гибель подводной лодки 11-286. По завершении операции по освобождению Советского Заполярья и изгнанию немецких войск из Северной Норвегии в составе Северного флота была организована военно-морская база Лиинахамари, и, соответственно, возникла необходимость в организации морских сообщений с ней. Однако обстановка в районе Кольского побережья была достаточно сложной. Германское морское командование, потерявшее к этому времени базы во Франции, сосредоточило все оставшиеся подводные лодки в Норвегии и, используя появившиеся к тому времени акустические торпеды, создало достаточно серьёзную угрозу нашему судоходству, особенно в Варангер-фьорде.

В такой обстановке 25 апреля 1945 г. из Лиинахамари в Кольский залив вышел конвой ЛК-9 в составе транспортов «Онега» и «Иде-Фьорд» (норвежский) с довольно сильным охранением из двух эсминцев и нескольких советских и норвежских тральщиков и больших охотников. Однако утром подводным лодкам противника удалось

атаковать оба транспорта конвоя, один из которых - «Онега» - вскоре затонул, а второй - «Иде-Фьорд» - был повреждён, но пришёл в Кольский залив. Естественно, что подводные лодки противника, в свою очередь, подверглись атакам кораблей охранения конвоя. При этом одна из подлодок вследствие повреждений была вынуждена всплыть неподалеку от эсминца «Карл Либкнехт». С мостика эсминца были ясно видны погнутые перископы, порванные антенны, повреждённое орудие. «Карл Либкнехт» немедленно открыл по лодке огонь из орудий главного калибра, нанося ей новые повреждения, после которых лодка затонула. Это была ¡7-286.

Подводя итоги деятельности эскадренных миноносцев Северного флота по охране конвоев, учитывая условия их базирования, противодействие противника, степень напряжения и как главный показатель - результаты перевозки грузов, безусловно, следует считать, что они достойно выполнили возложенные на них задачи.

Литература:

Арктические Союзные конвои. Отчёт о Первой международной конференции

«Братство северных конвоев». СПб., 2000.

Боевая летопись Военно-морского флота. М., 1983.

Братство северных конвоев / Сост. Р. В. Горчаков, Архангельск, 1991.

Зефиров М. В., Дёгтев Д. М., Баженов Н. Н. Тени над Заполярьем М., 2009.

Лифшиц А. Л. На море и на суше. М., 2008.

Скофилд Б. Русские конвои. М., 2003.

Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои 1941-1945. М., 1947. Цимбаревич И. В. На «Карле Либкнехте» // Полярный конвой. 2005. Щедролосев В. В. Боевое взаимодействие кораблей в северных конвоях // Северные конвои. Архангельск, 2001. Вып. 4.

Gomm В. Der Krieg zur See 1938-1945. Die Operation in der Arktis. Teil 1. Der Kampf gegen die Sovjetische Nordmeerflotte. Wiesbaden, 2000.

Meister J. Der Seekrieg in Ostaerpeischen Gewaessern 1941-1945. Munich, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.