Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ И ФЛОТСКИЕ ЛЁТЧИКИ - КАВАЛЕРЫ АМЕРИКАНСКИХ НАГРАД'

СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ И ФЛОТСКИЕ ЛЁТЧИКИ - КАВАЛЕРЫ АМЕРИКАНСКИХ НАГРАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР / ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ / АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ / GREAT PATRIOTIC WAR / USSR NAVY / MARITIME COOPERATION BY ALLIED POWERS / US MILITARY DECORATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцев Юрий Михайлович

Статья посвящена советским военным морякам, награждённым в 1943 году орденами и медалями США за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET NAVAL OFFICERS AND NAVAL PILOTS, HOLDERS OF US DECORATIONS

The paper focuses on Soviet Navy men decorated in 1943 with US orders and medals for heroism in the fight against Nazi German invaders.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ И ФЛОТСКИЕ ЛЁТЧИКИ - КАВАЛЕРЫ АМЕРИКАНСКИХ НАГРАД»

Ю.М. ЗАЙЦЕВ

Yu.M. ZAYTSEV

СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ МОРЯКИ И ФЛОТСКИЕ ЛЁТЧИКИ — КАВАЛЕРЫ АМЕРИКАНСКИХ НАГРАД

SOVIET NAVAL OFFICERS AND NAVAL PILOTS, HOLDERS OF US DECORATIONS

Сведения об авторе. Зайцев Юрий Михайлович — доцент кафедры тактики, боевой подготовки и морской практики Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. О. Макарова, кандидат исторических наук (г. Владивосток. E-mail: yuriy51 zaytsev@yandex. ru).

Аннотация. Статья посвящена советским военным морякам, награждённым в 1943 году орденами и медалями США за героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Военно-морской флот СССР; военное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции; американские военные награды.

Information about author. YuriyZaytsev - Assistant Professor of the Tactics, Combat Training and Sea Practice Department at the Pacific Higher Naval School named after S.O. Makarov, Cand. Sc. (Hist.) (city of Vladivostok. E-mail: yuriy51zaytsev@ yandex.ru).

Summary. The paper focuses on Soviet Navy men decorated in 1943 with US orders and medals for heroism in the fight against Nazi German invaders.

Keywords: Great Patriotic War; USSR Navy; maritime cooperation by Allied powers; US military decorations._ .

^ МАРТА 1943 года на встрече с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым посол США в Москве адмирал У.Х. Стендли заявил, что по совету военного и военно-морского атташе американского посольства президент США Ф. Рузвельт разрешил наградить десятью Военно-морскими крестами (Navy Cross) и десятью медалями «За выдающуюся службу в ВМС» (Navy Distinguished Service Medal), а также двадцатью крестами и таким же количеством медалей за выдающуюся службу в армии представителей советского Военно-морского флота и Красной армии, которые могли быть признаны отвечающими классификации наград, установленных военным и военно-морским ведомствами США, он был бы признателен, если бы Молотов сообщил, с кем можно переговорить об отборе кандидатов на награждение. Эти награды доставил военный курьер на самолёте.

В.М. Молотов пообещал Стендли доложить правительству о его предложении и проинформировать о результатах1.

В армии и на флоте нашей страны в то время было не принято получать иностранные награды, но из

этого правила были исключения. Так, в ноябре 1941 года советское правительство наградило четырёх английских лётчиков — командира авиакрыла подполковниках. Рэм-сботтом-Ишервуда и командиров эскадрилий, отличившихся в боях в небе над Мурманском, орденами Ленина. В ответ в марте 1942 года король Георг VI наградил четырёх советских лётчиков Северного флота — Героя Советского Союза майора Б.Ф. Сафонова, капитанов И.К. Туманова, А.Н. Кухаренко и А.А. Коваленко2 — крестами «За выдающиеся лётные заслуги» (The Distinguished Flying Cross)3.

На очередной встрече с послом США в начале мая Молотов сообщил, что ему поручено выразить благодарность правительства СССР за предложение о награждении и выяснить несколько процедурных вопросов. Представителей каких родов войск армии и ВМФ планирует наградить американское правительство? Желает ли оно наградить и командиров, и красноармейцев, краснофлотцев или только одну из этих категорий? Если планируется награждение и тех, и других, каким должно быть их соотношение?

Стендли ответил, что награждены могут быть представители

всех родов войск армии и сил флота, командиры и красноармейцы, краснофлотцы. Вопрос об их соотношении американское правительство не рассматривало. И те, и другие могут быть награждены одними и теми же орденами и медалями, подбор кандидатов на награждение правительство США предоставляет правительству СССР.

Была достигнута договорённость, что вопрос о награждении моряков может быть решён с наркомом ВМФ адмиралом Н.Г. Кузнецовым, военнослужащих Красной армии — с заместителем наркома обороны генерал-полковником Ф.И. Голиковым. Стендли выразил удовлетворение информацией Молотова и пообещал поручить переговоры с Кузнецовым военно-морскому атташе контр-адмиралу Д.Б. Дункану, с Голиковым — военному атташе полковнику Д. Микеле4.

Упомянутые награды были учреждены в США в годы Первой мировой войны. «Военно-морской крест» с 1942 года стал высшей наградой военно-морского министерства США, второй в общей системе американских военных наград. Его удостаивали от имени президента США по решению, ут-

верждённому государственным секретарём военно-морских сил, военнослужащих ВМС, морской пехоты и береговой охраны США за единовременно совершённый акт особо выдающегося героизма, сопряжённый со значительным риском для жизни, выделявшим представляемого к награде из его товарищей по команде корабля или подразделения морской пехоты, который не мог быть отмечен медалью почёта конгресса США.

Медалью «За выдающуюся службу в ВМС» награждали американских военных моряков и морских пехотинцев за исключительно выдающуюся службу, в т.ч. с большой ответственностью, подразумевавшей должностные обязанности старшего офицерского состава, поэтому награду в основном вручали старшим флаг-офицерам флота и высшим офицерам корпуса морской пехоты, в редких случаях — старшинам (унтер-офицерам), занимавшим высшие посты этой категории военнослужащих (по одному представителю в ВМС и корпусе морской пехоты, которые представляли и защищали интересы матросов и старшин в высшем руководстве вооружённых сил).

Нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов после согласования вопроса о награждении с военно-морским атташе США направил информацию для отбора кандидатов на все воевавшие флоты. По представлениям их военных советов военный совет Наркомата ВМФ утвердил кандидатуры для награждения. Среди них двое были адмиралами, остальные — в званиях от старшего краснофлотца до капитана 1 ранга. Представление на каждого содержало описание его заслуг или подвига.

К награждению «Военно-морским крестом» были представлены черноморцы вице-адмирал Н.Е. Басистый, гвардии подполковник М.В. Авдеев, подводник капитан-лейтенант М.В. Греши-лов, североморцы контр-адмирал С.Г. Кучеров, капитаны 2 ранга И.И. Фисанович и А.И. Гурин, гвардии капитан С.Г. Курзенков, балтийцы капитан 2 ранга Е.В. Гуськов, гвардии капитан Д.М. Татаренко и гвардии капитан 3 ранга И.В. Травкин, медалью «За выдающуюся службу в ВМС» — черно-

Американский Военно-морской крест (Navy Cross)

Американская медаль «За выдающуюся службу в ВМС» (Navy Distinguised Service Medal)

морцы гвардии капитан 1 ранга

A.И. Зубков, старший лейтенант П.П. Сивенко, старшина 1 статьи

B.Г. Сехниашвили, балтийцы капитан-лейтенант В.В. Чудов, старшина 2 статьи П.К. Кочетков, старший краснофлотец О.С. Мясоедов, североморцы капитан-лейтенант

C.Д. Демидов, гвардии мичман С.Д. Кукушкин, старшина 1 статьи В.Н. Ленков, а также старшина 2 статьи М. Згиров, место службы которого выяснить не удалось.

Представления на кандидатов были переданы военно-морскому атташе контр-адмиралу Дункану. В посольстве США на каждого подготовили наградные листы (грамоты) на русском и английском языках с описанием подвигов и заслуг. Например, в наградной грамоте к медали «За выдающуюся службу в ВМС» гвардии капитана 1 ранга А.И. Зубкова указано: «За проявление исключительного умения в выполнении ответственного задания будучи командиром гвардейского крейсера Черноморского флота "Красный Крым". Капитан (гвардии капитан 1 ранга. — Прим. авт.) Зубков принимал активное участие в героических битвах под Одессой и Севастополем. Смелый и решительный командир, он уничтожил огромное количество техники и живой силы врага точным артиллерийским огнём крейсера... Его выдающиеся заслуги перед Родиной подтверждают лучшие традиции советского Во-

енно-морского флота»5. В наградной грамоте черноморца старшего лейтенанта П.П. Сивенко было написано: «Президент Соединённых Штатов Америки имеет удовольствие наградить орденом "За выдающуюся службу" Соединённых Штатов Америки старшего лейтенанта ВМФ СССР Павла Павловича Сивенко.

Основание.

За выдающуюся службу в качестве командира сторожевого катера Черноморского флота. Участник героических боёв под Одессой, Севастополем и Новороссийском. Под отважным руководством старшего лейтенанта Сивенко проведён беспримерный бой катера с большой группой бомбардировщиков. Отконвоировал более ста кораблей. Артиллерийским огнём сбил три самолёта и повредил шесть. Отважный и решительный офицер своими заслугами перед страной полностью подтверждает лучшие традиции советского Военно-морского флота.

За президента — В.Х. Стендли, посол Соединённых Штатов Америки»6.

Большинство отмеченных американскими наградами ранее и впоследствии удостоились высоких государственных наград СССР, некоторые — звания Героя Советского Союза.

Вице-адмирал Николай Ефимович Басистый к моменту награждения «Военно-морским крестом»

Н.Е. Басистый С.Г. Кучеров

1943 г. Послевоенное фото

прослужил в ВМФ около 25 лет, войну встретил командиром крейсера «Червона Украина», который под его командованием участвовал в артиллерийской поддержке войск, оборонявших Одессу, эскортировал транспорты с подкреплениями и с эвакуируемыми. В конце октября 1941 года был назначен командиром отряда лёгких сил. В него вошли крейсера «Молотов», «Ворошилов» и 30-й дивизион эсминцев. Эти корабли участвовали в обороне Севастополя. В декабре 1941 — январе 1942 года отряд участвовал в Кер-ченско-Феодосийской десантной операции. Н.Е. Басистый был командиром сил высадки «А». После оставления Керчи и Феодосии отряд доставлял подкрепления и боеприпасы в Севастополь, эвакуировал раненых и ценности, отражая атаки авиации, торпедных катеров и подлодок врага. В июле 1942 года на основе отряда была сформирована бригада крейсеров. Ею до марта 1943 года командовал Басистый. Во второй половине 1942 года она вела боевые действия на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря, Керченском проливе, при обороне кавказского побережья, эвакуировала войска и ценности из Новороссийска в Сочи и Туапсе.

С конца 1942 года Н.Е. Басистый участвовал в разработке плана высадки десанта под Новороссийском, в январе—феврале 1943 года руководил высадкой десанта

в районе Южной Озерейки и Станички, обеспечивал его огневую поддержку. Десант в Станичке, предложенный Басистым, захватил плацдарм, получивший название Малая земля7.

В мае 1943 года Н.Е. Басистый был назначен командующим эскадрой. Она артиллерией поддерживала фланги войск в обороне военно-морских баз (ВМБ), обеспечивала и проводила высадку десантов, защиту морских коммуникаций, уничтожала корабли и суда противника в море.

Начальник штаба Северного флота контр-адмирал Степан Григорьевич Кучеров с первых дней войны до февраля 1943 года занимался планированием действий по обороне военно-морских баз, внешних и внутренних морских коммуникаций, нарушению морских коммуникаций противника, противоминной борьбе, защите конвоев союзников, доставлявших военную помощь в северные порты СССР. В феврале 1943 года возглавил Беломорскую военную флотилию, сравнительно небольшими силами обеспечивал мореплавание по Северному морскому пути, переходы конвоев по внутренним и внешним коммуникациям. В 1944 году с ростом числа кораблей охранения они перешли от частичного к сквозному конвоированию или по этапам, организовывали круговое конвоирование. Проводкой наиболее важных конвоев руководил командующий флотилией. Так, получив приказ обеспечить в июне 1943

года переход группы ледоколов из Северодвинска в Карское море, Кучеров решил заранее обеспечить траление, поиск мин и подлодок противника. Экспедиция под его руководством продолжалась более полутора месяцев. Несмотря на то, что в Карском и Баренцевом морях конвоям угрожали немецкие подлодки, ледоколы прибыли в Карское море без потерь и увеличили сроки навигации на Северном морском пути. В 1943 году Беломорская флотилия обеспечила переход 280 конвоев, в зимнее время без потерь провела 8 союзных конвоев из 58 транспортов. В сентябре 1944 года в аттестации начальник Главного морского штаба вице-адмирал В.А. Алафузов отметил: «Тов. Кучеров обладает большой работоспособностью и выносливостью, сильно развитым чувством долга и ответственности за порученное дело. Оперативно-тактический кругозор достаточно широкий»8.

Среди представленных к награждению американским «Военно-морским крестом» были 3 командира подводных лодок — по одному от каждого из трёх воевавших флотов.

Командир подлодки Северного флота «М-172» капитан 2 ранга Израиль Ильич Фиса-нович до награждения американским орденом стал Героем Советского Союза. В командование подлодкой «М-172» вступил 22 июля 1941 года. Через месяц, 21 августа 1941 года, лодка первой проникла во вражескую гавань Лиинахамари и торпедировала транспорт, стоявший у пирса. К середине декабря 1941 года Фисанович совершил 7 боевых походов, торпедными атаками потопил 3 транспорта врага, выполнил два спецзадания по высадке на побережье Норвегии и снятию с него разведгрупп.

В представлении Фисановича к присвоению звания Героя Советского Союза 8 декабря 1941 года командир дивизиона подлодок капитан 2 ранга Н.И. Морозов писал: «Смелый и решительный, дерзкий и настойчивый в выполнении боевых задач командир. Благодаря своей смелости и дерзости один из первых командиров подводных лодок Северного флота в первые дни войны форсировал узкость Пет-само, преодолев и пренебрегая средствами противолодочной

обороны противника, проник во вражескую гавань и потопил фашистский транспорт водоизмещением 6—7 тыс. т. В эту же операцию на подходах потопил второй вражеский транспорт водоизмещением 4 тыс. т. В последующую боевую операцию, несмотря на сильное охранение и бомбёжку глубинными бомбами, потопил третий вражеский транспорт водоизмещением 6 тыс. т. Блестяще провёл одну из боевых операций в близости берега противника, связанную с опасностью и риском, по высадке и приёму диверсионной партии...»9.

В 1942 году Фисанович увеличил число побед. В представлении офицера к награждению вторым орденом Красного Знамени отмечено, что он «показал себя мужественным и самоотверженным командиром. Провёл ряд исключительно дерзких и смелых операций и нанёс противнику значительный урон — потопил 8 транспортов общим водоизмещением 47 ООО тонн»10.

За два года под командованием Фисановича «М-172» совершила 17 боевых походов, потопила 2 крупных боевых корабля, 10 судов и танкер противника, выполнила задания по эвакуации и высадке разведгрупп в тыл фашистов. Все члены экипажа «М-172» удостоились орденов и медалей, многие неоднократно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля

1942 года подлодка «М-172» была награждена орденом Красного Знамени, в апреле 1943 года в соответствии с приказом наркома Военно-морского флота стала гвардейской.

В июле 1943 года И.И. Фисанович был назначен командиром 6-го дивизиона подлодок. В этой должности выполнил ещё один боевой поход старшим на борту, в котором 11 сентября

1943 года при его участии был потоплен торпедами немецкий большой охотник за подлодками. С декабря 1943 года находился в распоряжении военного совета Северного флота. С марта 1944 года — командир подлодки «Л-20» Северного флота. В апреле 1944 года Фисанович с командой убыл в Англию для получения подлодки «В-1». За два месяца подводники под командованием Фисановича освоили британскую лодку.

М.В. Грешилов

И.И. Фисанович

25 июля она убыла из британского порта Лервик, но в Кольский залив не пришла, погибла. Экипаж долгое время считался пропавшим без вести.

Черноморец капитан-лейтенант Михаил Васильевич Грешилов — командир подлодки «М-35», успешно действуя на морских коммуникациях противника, совершил в 1941—1942 гг. 19 боевых походов, потопил 4 транспорта с живой силой и техникой врага общим водоизмещением 25 тыс. т. В 1943 году подлодке «М-35» присвоено звание гвардейской. В конце 1942 года М.В. Грешилов был назначен командиром подлодки «Щ-215», на которой уничтожил 4 вражеских транспорта и 2 десантные баржи у побережья оккупированных Севастополя, Евпатории, Одессы, Ялты и Керчи, а также у берегов Турции. Греши-лова отличали мастерство и осмысленный риск, решительность и отвага. Во время одного из боевых походов экипаж подлодки обнаружил вражеский транспорт водоизмещением не менее 5 ООО т и эскортировавшие его 2 эсминца, 2 корабля-охотника и 3 самолёта. Столь сильное охранение могло сопровождать только транспорт с грузом большой ценности. Грешилов, хотя и предвидел опасное противодействие вражеского эскорта, торпедировал транспорт. На фашистском судне взорвался боезапас, оно затонуло. Подлодка умело уклонилась от преследования и вернулась в базу. Грешилов

стал самым успешным командиром-подводником Черноморского флота. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза11.

Балтиец гвардии капитан 3 ранга Иван Васильевич Травкин командовал подлодкой «1_Ц-303» с февраля 1940 до марта 1944 года, затем принял командование подлодкой «К-52». Его заслуги отмечены в представлении к присвоению звания Героя Советского Союза: «Тов. Травкин в кампанию 1942 года в исключительно сложных навигационных условиях, при наличии сильного противолодочного охранения (мины, сети, дозорные корабли, авиация) дважды форсировал Финский залив, выходил в море и наносил удары по противнику... За первый поход потоплено два транспорта общим водоизмещением 16 тыс. тонн, за второй — три транспорта и сторожевой корабль водоизмещением 34 тыс. тонн...»12. В 1943 году «Щ-303» стала гвардейской.

Все трое награждённых «Военно-морским крестом» советских лётчиков-истребителей морской авиации — черноморец гвардии подполковник М.В. Авдеев, гвардии капитаны Д.М. Татаренко (Краснознамённый Балтфлот) и С.Г. Курзенков (Северный флот) — в годы войны были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. После Великой Победы они продолжили служить в морской авиации. М.В. Авдеев и Д.М. Тата-

И. В. Травкин

Послевоенное фото

М.В.Авдеев

ренко стали генерал-майорами авиации.

Гвардии подполковник Михаил Васильевич Авдеев, служивший в авиации с 1934 года, встретил Великую Отечественную войну заместителем командира эскадрильи 32-го истребительного авиаполка (иап). Проявил храбрость и мужество, высокое лётное мастерство и командирскую зрелость уже в начале войны, был одним из тех, кто сражался в небе осаждённого Севастополя с первого до последнего дня обороны. Самолёт Авдеева последним покинул Херсонесский аэродром, когда в городе шли уличные бои. Первую боевую награду — орден Красного Знамени — получил в 1941 году, совершив 107 боевых вылетов, сбив 3 вражеских самолёта Ме-109.

К июню 1942 года командир эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка (гв. иап) гвардии капитан М.В. Авдеев совершил более 300 боевых вылетов, провёл 63 воздушных боя, лично сбил 9 самолётов противника, смелыми штурмовыми ударами нанёс значительный урон живой силе и технике врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года Авдееву было присвоено звание Героя Советского Союза. В представлении командир 6 гв. иап отметил: «Летать любит и умеет летать на всех типах истребителей»13.

С июля 1942 года Авдеев — заместитель командира, в апреле

1943—октябре 1944 года — командир 6 гв. иап. Участвовал в битве за Кавказ, Новороссийско-Таманской, Крымской, Одесской и Ясско-Кишинёвской операциях. За время войны совершил около 400 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 6 в составе группы.

Балтийцу гвардии капитану Дмитрию Митрофановичу Тата-ренко в 1941 году исполнилось 20 лет. За два года войны он вырос от младшего лётчика 5 иап 61-й истребительной авиабригады до командира эскадрильи 3 гв. иап. В представлении Татаренко к присвоению звания Героя Советского Союза от 28 марта 1943 года отмечено: «Является примером исключительной смелости, решительности, отваги и бесстрашия. Своими дерзкими атаками против превосходящего по численности противника всегда добивается успеха с малыми потерями. За 17 месяцев Отечественной войны совершил 538 боевых вылетов. Принимал участие в боях на подступах к городу Ленинграду летом и осенью 1941 года... Участвовал в охране ледовой дороги в город Ленинград, в прорыве блокады Ленинграда, в прикрытии кораблей и ВМБ Кронштадт»14.

К тому времени Татаренко провёл 102 воздушных боя, сбил лично 14 самолётов противника и 8 — в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Гвардии капитан Сергей Георгиевич Курзенков в начале Великой Отечественной войны служил лётчиком-инструктором в Военно-морском авиационном училище имени С.А. Леваневского в Николаеве и вместе с ним был эвакуирован за Волгу. Подал рапорт о направлении на фронт и в октябре 1941 года прибыл на Северный флот в 78-й истребительный авиаполк (впоследствии 2-й гвардейский истребительный Печенгский Краснознамённый авиационный полк), которым командовал легендарный лётчик дважды Герой Советского Союза майор (позже подполковник) Б.Ф. Сафонов15. В представлении к первому ордену Красного Знамени командир 78 иап писал: «Прибыв в боевую часть, тов. Курзенков за короткое время в совершенстве овладел самолётом "Харрикейн"... с октября по апрель 1942 года Курзенков сделал 97 боевых вылетов, провёл пять воздушных боёв, четыре штурмовки. В воздушных боях лично сбил три фашистских самолёта»16.

В мае на счету Курзенкова было уже 6 сбитых самолётов противника, его грудь украсил второй орден Красного Знамени. В марте 1942 года при штурмовом ударе по аэродрому Луостари самолёт Курзенкова был подбит, лётчик ранен, но он не вышел из боя до израсходования боезапаса, уничтожил капонир с самолётом и служебный домик с лётным составом. В том же месяце Курзенков в небольшой группе прикрывал наши войска, по которым противник пытался нанести удар большой группой бомбардировщиков. Советские истребители рассеяли вражеские бомбардировщики, заставив их сбросить бомбы на территорию расположения частей противника. В неравном бою самолёт Курзенкова был подбит, лётчик ранен, но последней очередью он сбил вражеский самолёт Ме-109, перетянул через линию фронта и посадил свой самолёт в расположении наших войск.

В конце февраля 1943 года при нанесении бомбово-штурмового удара по аэродрому Луостари самолёт Курзенкова был подбит зенитной артиллерией, он получил тяжёлое ранение в ногу, но повернул обратно только после выполнения боевой задачи. На подлёте к своему аэродрому

самолёт загорелся, и пилот покинул его с парашютом. Его стропы оказались частично перебиты, парашют полностью не раскрылся. Спасло лётчика то, что он упал в ущелье с большим снежным покровом. «Четырнадцать дней Дмитрий Алексеевич Арапов (главный хирург Северного флота. — Прим. авт.) дрался со смертью за жизнь Курзенкова и сделал почти невозможное. И победил, — писал в своих мемуарах адмирал А.Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом. — В июле Курзенков вышел из госпиталя здоровым человеком. Здоровым, если не считать ограничений, связанных с тем, что осталось на всю жизнь в результате травмы внутренних органов. Своё он уже отлетал, а всё, что успел сделать, дало ему право быть Героем Советского Союза»17. Это звание С.Г. Курзенкову было присвоено 25 июля 1943 года18.

Из советских моряков, награждённых «Военно-морским крестом», самый большой послужной список был у капитана 2 ранга Евгения Владимировича Гуськова. Он воевал в годы Гражданской войны в партизанском отряде на Дальнем Востоке, служил рулевым в Амурской флотилии Народно-революционной армии Дальневосточной республики, позже — старшиной катера. В 1932 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, служил в морпогранохране НКВД на Чёрном море и на Севере. Войну встретил в Таллине начальником штаба 2-го Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. С 23 июня 1941 года отряд был передан в состав Краснознамённого Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. В сентябре 1941 года корабли и катера Балтийского отряда погран-судов вошли во вновь сформированный истребительный отряд катеров охраны водного района (ОВР) в Кронштадте. Е.В. Гуськов был назначен начальником штаба отряда. Под его командованием катера несли дозорную службу, занимались поиском подлодок, охранением кораблей и судов, противолодочной, противока-терной и противовоздушной обороной конвоев, прикрытием их

С.Г Курзенков А.И. Гурин

Послевоенное фото

дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника, эскортировали подводные лодки из Кронштадта до их погружения. С 24 октября по 2 декабря 1941 года участвовали в эвакуации военно-морской базы Ханко19.

В апреле 1942 года капитан 2 ранга Е.В. Гуськов был назначен командиром истребительного отряда катеров охраны водного района Краснознамённого Балтийского флота (КБФ). Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев отряд выполнял и задачи наступательного характера. 20 июля 1942 года Гуськов как лучший командир отряда был назначен командиром бригады торпедных катеров Кронштадтского морского оборонительного района. Торпедные катера под его руководством провели ряд боевых операций в районах, занятых противником, минные постановки в шхерных районах Финского залива. Гуськов разработал планы и руководил операциями по поиску и уничтожению транспортов на вражеских коммуникациях, высадке диверсионно-разведывательных групп в тыл противника и др.

В ночь на 6 июня 1943 года командующий Краснознамённым Балтийским флотом приказал сформировать два отряда для встречи и проводки в Кронштадт возвращавшейся из боевого похода подводной лодки «Щ-303». Один из отрядов возглавил ко-

мандир бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Е.В. Гуськов. Операция прошла успешно. В течение года торпедные катера бригады совершили 43 групповых выхода на поиск противника и произвели 40 торпедных атак. По подтверждённым данным, в результате этих атак были потоплены минный заградитель «Ринлахти», сторожевой корабль «Вест» и два тральщика. В 1943 году бригада поставила 745 мин и минных защитников. Это создавало большое напряжение для немецких тральщиков и сократило объём перевозок. За успешное руководство подчинёнными и личное участие в боевых действиях 1942—1943 гг. Е.В. Гуськов был награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Капитан 2 ранга Антон Иосифович Гурин после окончания в 1932 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе служил на подлодках Балтийского и Тихоокеанского флотов. В 1938 году принял командование строившимся в Ленинграде эсминцем «Гремящий» и осенью 1939 года перевёл его по Беломорско-Бал-тийскому каналу в Кольский залив на Северный флот. После начала войны эсминец под его командованием участвовал в защите союзных конвоев, поддерживал артогнём сухопутные войска на мурманском направлении, высадку морского десанта в Мотовском заливе. В конце марта 1942 года «Гремящий» под ко-

в

П.П. Сивенко

Послевоенное фото

мандованием Турина в сложных погодных условиях конвоировал транспорты конвоя РО-13, не допустив атак подлодок противника. 30 марта «Гремящий» потопил вражескую подлодку 11-585 на Кильдинском плёсе.

В октябре 1942 года А.И. Турин был назначен командиром 2-го дивизиона бригады эсминцев в составе: «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Сокрушительный». Под руководством Турина эсминцы обеспечили без потерь проход 13 союзных конвоев. С сентября 1944 года он командовал 1-м дивизионом эскадры эсминцев Северного флота. К маю 1945 года совершил более 100 выходов море. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года капитану 1 ранга А.И. Турину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Американской медали «За выдающуюся службу в ВМС» удостоились трое черноморцев. Старший из них — командир гвардейского крейсера «Красный Крым» гвардии капитан 1 ранга Александр Илларионович Зубков вступил в командование им в 1940 году и служил в этой должности до 1944 года. С началом войны крейсер под командованием Зубкова воевал в «горячих точках» Чёрного моря, участвовал в обороне Одессы и Севастополя, проводил постановку минных заграждений, огневую поддержку сухопутных войск, участвовал в конвоировании

В.Г. Сехниашвили

транспортов, доставлявших подкрепление и боеприпасы в осаждённые черноморские базы, эвакуации раненых и гражданского населения Одессы и Севастополя, обороне Кавказа и во всех десантных операциях Черноморского флота, высадив на берег более 10 тыс. воинов, артогнём уничтожил большое количество живой силы и техники врага в прибрежных районах, отбил более 200 атак самолётов противника. Особенно отличился экипаж крейсера «Красный Крым» в Керченско-Феодо-сийской операции, удостоившись гвардейского звания. Благодаря умелому управлению крейсером противник в ходе боевых действий не смог нанести ему серьёзных повреждений. В ноябре 1944 года, когда эскадра возвращалась в Севастополь, гвардейскому крейсеру «Красный Крым» была поручена почётная миссия — первым войти в главную базу Черноморского флота.

Лейтенант Павел Павлович Сивенко был назначен командиром сторожевого катера СКА-065 по окончании Черноморского высшего военно-морского училища в начале Великой Отечественной войны. Экипаж катера при обороне Одессы и после перехода в Севастополь выполнял задачи по разведке, дозорной службе, конвоированию транспортов в Одессу и обратно, поиску и обезвреживанию вместе с водолазами донных мин, спасению лётчиков сбитых самолётов, эвакуации ра-

неных, неоднократно участвовал в высадке тактических десантов, разведывательно-диверсионных групп, приёме разведчиков и морских пехотинцев, попавших в окружение на побережье.

После оставления Севастополя катер был приписан к 5-му дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Туапсинской военно-морской базы Черноморского флота. В феврале 1943 года с образованием плацдарма южнее Новороссийска (Малая земля) сопровождал направлявшиеся на него транспорты с вооружением, боеприпасами и обратно с ранеными. 25 марта 1943 года при сопровождении транспорта «Ахил-леон», гружённого боеприпасами, при 7-балльном волнении моря катер подвергся бомбардировке до 30 самолётов противника. Его экипаж в ходе неравного боя не допустил потопления транспорта, сбил три и повредил несколько самолётов противника. Две трети экипажа катера были ранены, но продолжали вести бой и бороться за его живучесть20. За этот бой сторожевому катеру СКА-065 приказом наркома ВМФ № 263 от 25 июля 1943 года было присвоено гвардейское звание, весь экипаж удостоился государственных наград, командир катера старший лейтенант П.П. Сивенко — ордена Красного Знамени21.

Командир 130-мм орудия эскадренного миноносца «Беспощадный» Черноморского флота старшина 1 статьи Владимир Георгиевич Сехниашвили неоднократно отличился в боях. «Его орудие своим губительным огнём не раз обращало в бегство вражескую пехоту на берегу... участвовало в подавлении тяжёлой батареи противника, — отмечено в представлении Сехниашвили к награждению медалью "За отвагу". — 22 сентября 1941 года орудие тов. Сехниашвили обеспечивало успешную высадку морского десанта. При попадании бомбы вблизи орудия Сехниашвили быстро организовал уборку боезапаса, предотвратил пожар и взрыв боезапаса в погребе, своевременно затопив его. Будучи легко раненным, не ушёл с поста, а продолжал руководить спасением корабля»22.

В тот день в ходе артиллерийской поддержки десанта под Григорьевкой «Беспощадный» атаковали 22 бомбардировщика

Ю-88. В результате взрыва бомбы внутри корпуса носовая часть оказалась практически оторванной и держалась на искорёженных листах обшивки. Эсминец самостоятельно дошёл до Одессы и вечером следующего дня на буксире начал переход в Севастополь. Из-за усилившегося волнения носовая часть грозила оторваться, возникла опасность затопления смежного помещения. Для спасения требовалось обрубить носовую часть корабля. Эту рискованную операцию выполнил В.Г. Сехниашвили. Спустившись по штормтрапу за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носовая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого корабль был взят на буксир и доставлен в Севастополь. За этот подвиг В.Г. Сехниашвили удостоился ордена Красной Звезды. Он погиб 6 октября 1943 года, когда в результате массированного налёта фашистской авиации были потоплены эсминцы «Беспощадный», «Способный» и лидер эсминцев «Харьков».

Все трое балтийцев, награждённых американской медалью, были представителями экипажей малых катеров. Выпускник Черноморского высшего военно-морского училища 1941 года капитан-лейтенант Вадим Владимирович Чудов на протяжении блокады Ленинграда от начала до конца навигации командовал 7-м дивизионом сторожевых катеров, морских охотников и бронекатеров ОВР Ленинградской ВМБ, а с наступлением ледостава — отрядом зимней обороны Ленинградской военно-морской базы.

В начале войны В.В. Чудов командовал бронекатером № 98 на Ладожском озере, успешно обеспечивал высадки десантов, подавлял огневые точки противника. В бою у острова Лункулансаари 25 июля бронекатер № 98 получил несколько прямых попаданий. На нём возник пожар. Катер начал тонуть. Командир отправил команду вплавь к берегу, а сам остался прикрывать отход команды артогнём. После попадания снаряда в рубку катера получил контузию и оказался за бортом. Проплыв 8 часов, выбрался на остров Парго.

В дальнейшем Чудов командовал бронекатером N9 97, группой катеров при обороне островов и

В.В. Чудов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П.К. Кочетков

эвакуации их гарнизонов, подавлении огневых средств противника, ведении разведки на побережье противника, разминировании фарватеров и т.д. В зимнее время вёл разведку, используя буера, доставлял фугасы в расположение вражеских постов наблюдения и батарей23, «показал себя отважным, выносливым и разумным командиром с большими организаторскими способностями», имел «много боевых заслуг и совершил ряд подвигов... Выполнял все задания хорошо и в срок... проявил знание дела, отличные организаторские способности, смелость и отвагу»24. При подготовке и проведении Усть-Тосненской десантной операции неоднократно вёл разведку в тылу противника, действуя самоотверженно и дерзко. В 1942 году был дважды награждён орденом Красного Знамени. В 1944 году предложил переставить вехи на минном поле, установленном немецкими кораблями, в результате чего на своих же минах подорвались три новейших вражеских эсминца25.

Командир отделения минёров катера № 808 2-го дивизиона катеров-тральщиков бригады траления Краснознамённого Балтфлота старшина 2 статьи Пётр Корнее-вич Кочетков не раз участвовал в тралении вражеских минных заграждений в условиях активного противодействия надводных кораблей и авиации противника. В сентябре 1942 года входе выполнения тральной задачи корабли

дивизиона подверглись атаке вражеских самолётов. В погребе с боезапасом катера № 808 возник пожар, угрожавший взрывом. Будучи тяжело раненным, «Кочетков устремился в кучу горящих ящиков и стал выбрасывать их за борт. Выгрузив боезапас, тов. Кочетков, напрягая последние силы, затушил возникший пожар, тем самым предотвратил взрыв катера и спас жизни раненых товарищей»26. Потерял сознание, придя в себя, перевязал свои раны и помогал раненым товарищам, «поднимал их дух своим мужеством и отвагой»27.

Командир катера 368-го дивизиона катеров охраны водного района Ленинградской (Лужской) ВМБ старший краснофлотец Олег Сергеевич Мясоедов в ходе Усть-Тосненской десантной операции с 18 по 23 августа 1942 года перевёз десантников больше, чем все остальные катера, «бесстрашно преодолевал зону заградительного огня противника, успешно высаживал десантников» и отправлялся за очередной группой, мужеством и бесстрашием воодушевлял бойцов, под сильным обстрелом противника дважды брал на буксир вышедшие из строя катера и успешно приводил их к месту стоянки. Командир сил высадки десанта капитан 2 ранга A.M. Богданович в представлении к награждению О.С. Мясоедова орденом Красного Знамени писал: «В последней операции 23 августа, когда шла высадка десантников, пулевым попаданием в мотор ка-

С.Д. Кукушкин

С.Д. Демидов

тер был выведен из строя, а тов. Мясоедов ранен в грудь. Не теряя присутствия духа, тов. Мясоедов помог пришвартовать свой катер к катеру товарища и, несмотря на ранение, продолжал управлять своим катером при буксировке до тех пор, пока окончательно не ослаб от потери крови. Катер был приведён в базу»28.

Командир отделения рулевых эсминца «Грозный» старшина 1 статьи Владимир Нилович Ленков начал службу на корабле до Великой Отечественной войны. В представлении к первому награждению командир корабля писал: «Тов. Ленков показал себя смелым и мужественным младшим командиром. Неоднократно во время сильных штормов, когда многие рулевые укачивались, тов. Ленков бессменно сутками нёс вахту у руля. Во время налёта вражеской авиации чётко управлял рулём, чем обеспечивал точное маневрирование при уклонении корабля от бомб и торпед. Личным примером воспитывает своих подчинённых, показывая образцы мужества и выносливости... отлично знает свою специальность и этими знаниями умело пользуется в боевых походах»29. Правильно и чётко выводил корабль из-под бомбовых ударов. В составе экипажа эсминца Ленков участвовал в сопровождении 58 союзных и внутренних конвоев, трёх минных постановках, шести операциях по обстрелу побережья, занятого противником, отражении

64 атак самолётов и 19 атак подлодок противника. 29 июня 1942 года при сопровождении союзного конвоя после обнаружения перископа подлодки противника при маневрировании для её атаки глубинными бомбами вышло из строя рулевое управление эсминца. Своевременное обнаружение Ленковым неисправности и перевод управления на другой пост обеспечили выход в атаку и уничтожение вражеской подлодки.

В апреле 1943 года на Киль-динском плёсе корабль внезапно атаковали самолёты противника. Под бомбово-пулемётным огнём старшина 1 статьи Ленков мастерски обеспечил маневрирование, спасшее корабль от прямого попадания бомб, которые рвались в 10—15 м от борта корабля30.

Старшина группы трюмных машинистов гвардейской подлодки «Щ-402» гвардии мичман Сергей Дмитриевич Кукушкин в августе 1941 года был награждён медалью «За отвагу» зато, что при выполнении боевой задачи обеспечил надёжную работу систем погружения и тем самым способствовал проникновению на рейд противника, успешной атаке и потоплению вражеского транспорта31.14 июля 1941 года подлодка торпедировала стоявший на якоре в порту Хоннингсвог немецкий пароход «Ханау» водоизмещением 3 ООО т, первой из подлодок Северного флота успешно атаковав транспорт противника. К весне 1943 года в активе гвардии мичмана Кукушкина

было 13 боевых походов, участие в потоплении 11 кораблей и судов противника, его грудь украшали ордена Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени. По оценкам командиров, он «проявил себя высокознающим и любящим свою специальность младшим командиром. Быстрыми и уверенными действиями обеспечивал после торпедных атак заданную глубину ПЛ и быстрое погружение. При взрыве аккумуляторной батареи на ПЛ мужественно боролся с пожаром и по спасению товарищей. При воздействии кораблей ПЛО действует чётко и хладнокровно, способствуя боевому успеху ПЛ»32. Кроме того, как знаток подводного корабля он умело воспитывал новичков, готовил из них специалистов. Группа трюмных машинистов под руководством Кукушкина действовала слаженно. Будучи отличным специалистом, показывал пример безупречной службы, и подчинённые старались походить на своего старшего товарища33.

Капитан-лейтенант Сергей Де-мидович Демидов в начале войны был командиром катера дивизиона истребителей подводных лодок охраны водного района главной базы Северного флота. В декабре 1941 года стал командиром звена катеров, в ноябре 1942 года

— командиром отряда морских охотников. С первого дня войны участвовал в операциях катеров Северного флота, высадке десанта и разведгрупп на захваченное побережье в районе Западной Лицы, Мотовского залива и в тыл противника, в противовоздушной обороне транспортов и конвоев, с августа по сентябрь 1942 года

— в конвоировании советских транспортов из Кольского залива в военно-морскую базу Йоканьга и обратно, в дозорной, противолодочной и противовоздушной обороне этой базы. В ноябре 1942 года руководил группой катеров в двух постановках минных заграждений в водах у баз противника, в феврале—апреле 1943 года — в четырёх минных постановках на прибрежных коммуникациях противника в чрезвычайно сложных метеорологических условиях, зачастую в шторм, при отсутствии видимости.

«Демидов очень смелый, хладнокровный командир, — характеризовал командира 3-го отряда

морских охотников Краснознамённого дивизиона истребителей подлодок ОВР Северного флота командир дивизиона, будущий Герой Советского Союза капитан 3 ранга С.Д. Зюзин. — При съёмке десанта с берега в 1942 году под интенсивным, не прекращающимся в течение нескольких часов миномётно-пулемётным огнём и атаками вражеских самолётов показал образцы храбрости и умения»34.

22 июня 1943 года в Наркомате иностранных дел (НКИД) состоялась передача американских наград наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову для их последующего вручения. Нарком выразил сожаление, что в связи с обстановкой награждённые не могут присутствовать и получить награды из рук посла У. Стендли. От имени правительства СССР Молотов поблагодарил правительство и народ США и заверил, что удостоенные наград будут гордиться ими и приумножат усилия в деле освобождения страны35. С американской стороны на церемонии присутствовали военный и военно-морской атташе посольства США бригадный генерал Д. Микела и контр-адмирал Д. Дункан, их помощники, уполномоченный ленд-лиза бригадный генерал Ф.Р. Файмонвилл, секретари посольства и др. С советской стороны — дипломатические работники НКИД, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов, генерал-полковник Ф.И. Голиков, генерал-полковник авиации Ф.Я. Фалалеев, Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н.П. Египко и др. Нарком В.М. Молотов и посол У. Стендли выступили с речами. Говоря о сложившемся в ходе борьбы с фашизмом товариществе, Стендли отметил: «Думаю, не будет напрасным надеяться, что из этого товарищества по оружию разовьётся длительное сотрудничество, ибо между нами много общего помимо ненавистного врага. Это является тем, что склонна забывать пропагандистская машина оси, когда она пытается подчеркнуть наши разногласия. Разногласия, подобные нашим, проистекают главным образом от метода. Наши основные цели одни и те же. Мы вместе с нашими союзниками стремимся к обеспеченному и прочному миру. Мы все стремимся к созданию условий, при которых люди могут

работать и творить не для класса и не для блага самозваной "расы господ", но ради блага народа в целом. Мы уже показали, что мы готовы и можем сотрудничать в осуществлении первой задачи построения такого мира — в уничтожении фашизма. Я уверен, что мы будем иметь такие же успехи при выполнении задач будущего»36.

Информация о передаче наград была опубликована в центральных средствах массовой информации — газетах «Правда», «Известия» и «Красная звезда» 23 июня 1943 года, в газете Наркомата ВМФ «Красный Флот» и в газетах Черноморского, Балтийского и Северного флотов.

Морякам-североморцам американские награды вручил в Полярном в Доме офицеров флота военно-морской атташе посольства США контр-адмирал Д.Б. Дункан в присутствии командующего флотом вице-адмирала А.Г. Головко.

На Балтике и Чёрном море американские награды вручало командование флотами в зависимости от обстановки. Так, черноморцу старшему лейтенанту П.П. Си-венко американскую медаль, по его свидетельству, вручил начальник штаба флота контр-адмирал И.Д. Елисеев в своём кабинете37, командиру гвардейского крейсера «Красный Крым» гвардии капитану

1 ранга А.И. Зубкову — командующий ЧФ вице-адмирал Л.А. Владимирский на палубе крейсера в июле 1943 года.

Автору этих строк не удалось найти сведений об одном из двадцати советских военных моряков, удостоенных в 1943 году американских наград, — старшине

2 статьи М. Згирове. Возможно, в фамилии награждённого была допущена ошибка, не позволившая разыскать документы с описанием подвига, за который он был удостоен американской медали.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941—1945: документы и материалы в 2 т. Т. 1. 1941—1943. М.: Политиздат, 1984. С.295, 296.

2 Советские летчики, награждённые английскими орденами // Сталинский сокол. 1942. 20 марта. Интернет-ресурс: http://stsokol.ru.

3 О награждении граждан СССР британскими орденами и медалями и британских подданных — советскими зна-

ками отличия в годы Второй мировой войны // Интернет-ресурс: http://www. sammler.ru.

4 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945. т. 1. С. 316, 317.

5 Скворцов А.В. Крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ»: вторая половина войны // Гангут: сборник статей. Вып. 101. СПб.: Гангут, 2017. С. 64.

6 Бирюк B.C. Всегда впереди: малые охотники в войне на Чёрном море: 1941— 1944. СПб.: Наука, 2005. С. 366.

7 Басистый Н.Е. Море и берег. М.: Во-ениздат, 1970. С. 61, 68-95,185-205.

8 Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 3. On. 1. Д. 823. Л. 554, 556.

9 Там же. Д. 493. Л. 220, 221.

10 Там же. Д. 547. Л. 406-408.

11 Подводники атакуют: сборник / Сост. А.В. Дмитриев. М.: ДОСААФ, 1985. С. 43—45; Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: летопись боевых походов. Ч. 2. Черноморский флот. М.: Стратегия КМ, 2003. С. 32, 33, 76-78.

12 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 498. Л. 244246. Это представление не было реализовано. Звание Героя Советского Союза было присвоено И.В. Травкину 20 апреля 1945 г.

13 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 492. Л. 13, 14.

14 Там же. Д. 493. Л. 181-186.

15 Сафонов Борис Феоктистович // Интернет-ресурс «Герои страны»: http://www. warheroes.ru.

16 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 547. Л. 117.

17 Головко А.Г. Вместе с флотом. М.: Воениздат, 1979. С. 157, 158; Козлов И.А., Шломин B.C. Краснознамённый Северный флот. М.: Воениздат, 1977. С.156.

18 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 494. Л. 194-197.

19 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 88. Оп. 2. Д. 269. Л. 47, 48.

20 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 494. Л. 198, 198 об.

21 Бирюк B.C. Указ. соч. С. 362-367.

22 ЦВМА. Ф. 3. Оп. 2. Д. 35. Л. 7; Ф. 920. Оп. 2. Д. 235. Л. 180.

23 Рогозинский П.А. Главный калибр. М.: ДОСААФ, 1969. С. 10, 11.

24 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 519. Л. 147; ЦАМО РФ. Ф. 88. Оп. 2. Д. 613. Л. 347, 348.

25 Михайловский Н.Г. Таллинский дневник. М.: Советская Россия, 1985. С. 221, 222.

26 ЦАМО РФ. Ф. 88. Оп. 2. Д. 364. Л. 44.

27 Там же.

28 Там же. Д. 443. Л. 111-113 об.

29 Там же. Ф. 1321. Оп. 8113. Д. 3. Л. 64.

30 Там же; ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 695. Л. 71, 72.

31 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 547. Л. Ill, 111 об.

32 Там же. Д. 688. Л. 56.

33 Шахов С.С. Атакует «Щука». М.: Воениздат, 1967. С. 17.

34 ЦВМА. Ф. 3. On. 1. Д. 688. Л. 222, 223.

35 Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, 1943, The British Commonwealth, Eastern Europe, the Far East. Vol. III. P. 446, 547.

36 Красная звезда. 1943. № 146(5517). 23 июня.

37 Бирюк B.C. Указ. соч. С. 365. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.