В.М. ТОПОРКОВ
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В АФГАНИСТАНЕ В 1978-1990 ГГ.:
ОПЫТ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
Новейшая история отечественной дипломатии побуждает современных исследователей существенно менять взгляды на реалии жизни восточных обществ. Исторически сложилось так, что российская цивилизация выполняет миссию «моста» между Западом и Востоком. Сегодня она все чаще выступает своеобразным посредником между Севером и Югом. Изучение колоссального опыта взаимодействия Российского государства с самыми разными странами и обществами является основой для поиска путей в будущее.
Отношения России и Афганистана имеют многовековую историю. По нашему мнению, наибольшая интенсивность их взаимовлияния приходится на 1978-1990 гг. Во многом это объясняется особенностями политической обстановки в Афганистане. Во-первых, Республика Афганистан (РА) существовала реально, располагая всеми присущими ей атрибутами, но с точки зрения распространения власти была слабой. Под юрисдикцией режима находилось около 20% территории, на которой проживало менее 50% населения. В его распоряжении находились основные промышленные объекты.
Во-вторых, вооруженная оппозиция контролировала 80% территории, более половины населения, а также значительную часть сырьевых источников при практически полном отсутствии производственных мощностей. Она имела структуры, характерные для понятия «государство», включая членство в международных организациях.
В-третьих, сохранявшееся военное противоборство подпитывалось помощью зарубежных стран. Прекращение ее хотя бы одной из противоборствовавших сил могло привести к резкому усилению позиций другой и далеко идущим последствиям.
Отечественные востоковеды отмечают, что афганская вооруженная оппозиция имеет глубокие исторические корни. Она возникла еще до апреля 1978 г. и играла заметную роль в политической жизни Афганистана. И. Л. Демин особо подчеркивает, что «любое ... исследование ... будет неполным и неадекватно отражать ситуацию в этой стране, если оно не будет принимать во внимание деятельность, идеологию и политику правомусульманских сил» [1].
На наш взгляд, в понятие «афганское общество» следует включить наряду с политическими институтами и государственными структурами РА организованную вооруженную оппозицию. Она располагала, хотя и с меньшей степенью централизации, собственной политической системой. Важное место в происходящих процессах в стране занимали афганская эмиграция и ее объединения в США и странах Западной Европы. Данная часть афганцев пред-
ставляла интеллигенцию, состоятельные слои населения, крупную и среднюю торговую буржуазию Афганистана. Не участвуя в вооруженной борьбе, эмигранты поддерживали связи как с правящим режимом, так и с исламскими партиями моджахедов, зачастую выступая в роли посредников.
Как видно, главной особенностью политической обстановки в Афганистане в 1978-1990 гг. был раскол страны на два лагеря с примерно равными силами, что предполагает параллельное, непредвзятое изучение положения и деятельности обеих сторон.
Вместе с тем в плане воздействия различных факторов подобная политическая обстановка не была исключением из общих правил. Определяющими выступают те обстоятельства, которые стали детерминирующими в формировании наиболее характерных особенностей сложившейся ситуации в Афганистане и вокруг него.
В системе внешних факторов выделялось преимущественное воздействие следующих групп, обусловленных отношениями режима и оппозиции с СССР; капиталистическими государствами; странами исламского мира, в частности Саудовской Аравией, Пакистаном, Ираном; региональными и международными организациями (ООН, Движение неприсоединения, Организация Исламская конференция). Всю возможную совокупность внешних факторов можно ограничить следующим перечнем: получение правительством РА экономической и военной помощи преимущественно от СССР; получение афганской вооруженной оппозицией помощи преимущественно от США при вспомогательном участии Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана, ряда арабских и западноевропейских стран; преобладающая поддержка ООН, рядом международных и региональных организаций борьбы моджахедов; политическая поддержка на международной арене правительства РА Советским Союзом, странами социалистического лагеря (до 1988 г.), некоторыми развивающимися странами.
Комплекс внутренних факторов в целом укладывается в устоявшиеся теоретические положения. Наиболее значимыми из них являлись политические (государственное устройство, форма правления и средства достижения политических целей), социально-экономические, религиозные, этно-национальные и географические. Они были обусловлены политической организацией афганского общества, государственным механизмом, противоречиями, политикой правящих сил.
Из внутриполитических факторов в качестве важнейших следует назвать два - существующую форму правления (республика, демократия по форме и диктатура по содержанию); господство идеологии правящей группировки (как в РА, так и в оппозиции) и отказ на практике от сотрудничества с политическими союзниками.
В апреле 1978 г. взамен прежнего государства, несмотря на переворот 1973 г., сохранившего черты абсолютной монархии, началось создание нового, основной задачей которого провозглашалось построение социализма. Программные установки и практическая деятельность Народно-демокра-
тической партии Афганистана (НДПА), взявшей власть в свои руки, активизировали общественные процессы, оживили деятельность самых разных национальных и религиозно-политических группировок [2].
Став правящей партией, НДПА преобразовала политическую организацию общества в соответствии со своими программными целями, оставив вне ее рамок бывших союзников («Группа труда», «Молодые коммунисты Афганистана», «Патриоты народа», «Независимые марксисты» и др.), объявила войну правым исламским и прочим партиям [3]. Для расширения влияния на массы была создана сеть общественных организаций - союзы журналистов, писателей, молодежные, женские и профсоюзные объединения. Их работа координировалась Национальным отечественным фронтом Афганистана (НОФ). Однако в нем не были представлены группировки, находившиеся вне контроля НДПА, что ослабляло позиции партии.
Слабое влияние идеологического аппарата НДПА было обусловлено низким уровнем образования значительной части горожан, неграмотностью крестьян (более 95%). Идеи и лозунги партии не доходили до сознания людей и зачастую оставались без внимания.
Недостаточное пропагандистское воздействие компенсировалось концентрацией в руках правящей партии исполнительной власти. Министерства и ведомства возглавляли члены политбюро или ЦК НДПА. Подавление политических противников требовало укрепления соответствующих структур с чрезвычайными полномочиями. Революционный совет, возглавляемый лидерами НДПА на протяжении девяти лет, создал армию, полицию, суды и трибуналы, прокуратуру и специальные суды в течение первых двух лет существования РА. Вместе с тем постоянный рост аппарата управления сопровождался спадом производства и кризисом экономики.
Одним из решающих условий сохранения власти в руках НДПА, особенно после февраля 1989 г., было наличие армии, органов и войск внутренних дел, министерства государственной безопасности. Борьба фракций партии за влияние в войсках приобрела особую остроту: при М. Тараки и Х. Амине в результате чисток армии от сторонников Б. Кармаля и А. Кадыра в ней осталось до 10% прежнего состава офицеров [4]. К середине 1980-х годов благодаря помощи СССР количественные характеристики армии улучшились. Ежедневно в кабульском аэропорту совершали посадку от 25 до 40 военнотранспортных самолетов Ил-76. Так, с марта по июль 1989 г., по данным западных обозревателей, в Афганистан было поставлено 150 танков Т-55 и Т-62, 615 боевых машин пехоты и тысячи тонн горючего. Оружие включало 550 ракет «Скад» стоимостью около 1 млн долл. каждая. Суммарная ежемесячная помощь Москвы оценивалась в 250-300 млн долл., т.е. не менее 3 млрд долл. в год [5]. После 1992 г. вооруженные силы были дезинтегрированы. Они были представлены боевыми формированиями различных группировок, борющихся за власть в стране [6].
Несмотря на большую численность, качественное состояние войск было низким. Характерными чертами афганской армии 1980-х годов были неудовлетворительная организация призыва в вооруженные силы, завышение отчетности, отсутствие элементарных условий жизни солдат, постоянное нарушение законов о прохождении воинской службы, практическое отсутствие политико-воспитательной работы, высокий процент дезертирства. Присутствие советских войск порождали пассивность и иждивенчество многих командиров высшего и среднего звена, которые перекладывали свои обязанности на советских военных специалистов и 40-ю армию. Впоследствии эти факты публично признали руководители республики.
В рассматриваемые годы особенность государственного механизма Афганистана заключалась в наличии органов государственной безопасности, численно не уступающих армии и играющих первостепенную роль в подавлении политических противников режима. Их сотрудники участвовали в вооруженной борьбе, осуществляли агентурный сбор данных во всех без исключения общественно-политических организациях внутри страны и противоборствующих группировках за ее пределами.
В целом НДПА направляла в министерства обороны, внутренних дел и государственной безопасности до 60% бюджетных средств страны и внешней помощи. Благодаря этому она контролировала процессы в жизненно важных сферах и нейтрализовала угрозы режиму. Итак, события в Афганистане развивались под воздействием таких факторов, как опора на армию и полицию и преимущественное вкладывание средств в укрепление аппарата подавления.
Первые восемь лет существования Демократической Республики Афганистан (ДРА) показали, что режим не учитывал в своей политике весь комплекс внутренних и внешних факторов. Как следствие, постепенно усиливались неблагоприятные тенденции в политической жизни страны. Стало очевидным отсутствие широкой поддержки НДПА среди народных масс. В 1986 г. было ясно, что при существующих темпах распространения государственной власти по территории страны потребуется еще 15-20 лет вооруженной борьбы. В этих условиях НДПА и Революционный совет приняли решение о необходимости реального привлечения к управлению страной «всех сторон, заинтересованных в прекращении войны в Афганистане». Руководство ДРА провозгласило политику национального примирения (ПНП). Она была нацелена на политическое урегулирование кризиса путем создания коалиционного правительства с участием отдельных представителей вооруженной оппозиции.
Однако поставленная цель оказалась труднодостижимой по самым разным причинам, начиная от нежелания правящих группировок обоих лагерей утратить уже имеющиеся рычаги власти и заканчивая воздействием внешних сил. Серьезным препятствием на пути общеафганского диалога стала проблема общенационального лидера. Руководители НДПА и их окружение представляли собой средний класс, интеллигенцию, военных и гражданских
чиновников. Их известность ограничивалась рамками отдельных групп студенчества и части средних слоев.
В связи с выводом советских войск из Афганистана определенный авторитет в стране получил Наджибулла, но его имя в глазах афганцев было связано с участием в репрессиях 1980-1986 гг., присутствием советских войск и продолжающейся войной. Как утверждалось в пропаганде моджахедов, эти обстоятельства создавали препятствие для участия Наджибуллы в будущих структурах управления страной и возможных переговорах с оппозицией. Вместе с тем усталость населения от войны вынуждала стороны преодолевать и это препятствие, о чем свидетельствовали переговоры руководителей Афганистана с некоторыми ответственными функционерами оппозиции в Женеве в ноябре 1990 г. Лидеры моджахедов понимали, что подавляющая часть партийного и государственного аппарата, армии, групп населения, сделавшие в свое время ставку на режим, будут поддерживать Наджибуллу, поскольку одним из условий выживания в сложной обстановке, способом заставить оппозицию считаться с Партией отечества (преемница НДПА) является упрочение ее рядов, ориентация на одного лидера.
Поликонфессиональность и полиэтничность населения Афганистана исключили возможность выдвижения приемлемого для всех политических сил кандидата, к голосу которого прислушивались бы и народные массы. Руководители вооруженной оппозиции также не могли претендовать на роль общенационального лидера: каждый из них пользовался влиянием в сферах, очерченных определенными конфессиональными, национальными или социальными границами.
За четыре года своего существования ПНП привела к положительным сдвигам в политической обстановке. Однако кардинальные преобразования были бы возможны при изменении характера воздействия внешних факторов. Действительно, как только режим почувствовал возможность укрепить власть, воспользовавшись военной помощью СССР, он сразу же ликвидировал некоторые достижения ПНП. Например, был смещен с должности премьер-министра беспартийный М.Х. Шарк, сняты с руководящих постов представители леводемократических организаций. По нашему мнению, эти действия НДПА объяснялись тем, что радикальное крыло вооруженной оппозиции не отказалось от военного пути решения конфликта. После вывода ОКСВ с территории Афганистана Партия отечества из-за опасения утраты власти была готова поделиться ею с другими политическими силами. Однако «движение сопротивления» надеялось при отсутствии советских войск ликвидировать режим массированным наступлением отрядов моджахедов на столицу и крупные города. Эти операции, состоявшиеся весной-летом 1989 г., не достигли целей: режим выстоял и занял более жесткую позицию по отношению к оппозиции. Процесс поиска путей выхода из войны осложнился. Как и раньше, Партия отечества практически полностью удерживала власть.
Сложный и противоречивый характер политической обстановки в Афганистане определялся также социальной структурой общества. В составе экономически активного населения преобладало крестьянство. Социальная структура населения включала в себя и промежуточные группы типа переходных от феодально-племенной верхушки к бюрократической буржуазии, от крестьянства к интеллигенции, мелкой буржуазии и наемным рабочим.
Чрезвычайно сложное явление представляли средние слои, к которым относились мелкая буржуазия, служащие, интеллигенция, офицерство, некоторые другие прослойки и группы населения. Под влиянием внутренних и внешних обстоятельств они могли вставать то на одну, то на другую сторону борющихся сил. Афганистан показал немало образцов того, как из средних слоев выходят видные деятели прогрессивных и консервативных движений. По мнению востоковедов, средним слоям принадлежала особая роль в условиях слабости национальной буржуазии и рабочего класса, высокого удельного веса частнособственнических элементов в общей структуре среднего слоя и соответственно гипертрофированного влияния мелкобуржуазной психологии.
Социальный фактор воздействовал на многие составляющие политической обстановки в Афганистане. Механизм его влияния прослеживается при характеристике политических партий, качественного состояния их вооруженных отрядов, в деятельности управленческих структур. «Размытость» среднего слоя, являвшегося в некотором роде опорой режима, порождала широкий спектр интересов представителей всех уровней управления. Отдельные руководители страны и значительная масса нижестоящих чиновников были связаны с частной собственностью, торговлей, а нередко - с земледелием и промышленным капиталом. Исходя из своих интересов многочисленные партии, фракции, группировки, общества, близкое окружение высших руководителей ставили свои конкретные цели и вели тайную и явную борьбу за их достижение.
В лагере вооруженной оппозиции социальный фактор отражался в различии интересов крупных феодалов и помещиков, высшей аристократии, заинтересованной в восстановлении и сохранении своих прав и привилегий; торговой и промышленной буржуазии, стремящейся к созданию свободного рынка; крестьянской массы, беженцев в Пакистане и других беднейших слоев населения. Социальные противоречия существовали как внутри отдельных военных формирований, так и между ними. В частности, полевые командиры вели междоусобную борьбу и по причине различий в социальном происхождении [7].
В решении вопроса о влиянии социального и экономического факторов на политическую обстановку в Афганистане крайне важно учитывать исторический аспект. С момента объявления независимости в 1918 г. основу политической жизни в стране составлял переход от докапиталистических отношений к буржуазным. К 1970-м годам этот процесс оставался в зачаточном состоянии. В сельской местности проживало более 85% населения. Единственным источником существования для него была аренда земли у крупных
землевладельцев, отношения с которыми регламентировались нормами обычного права. Антимонархический переворот 1973 г. явился следствием социально-экономических, политических противоречий, вызванных кризисом сельскохозяйственного производства. В связи с отсутствием кадров, слабостью национальной буржуазии меры первого президента Афганистана оставались декларативными. Например, крупные капиталовложения в промышленность были освоены лишь на 1/8. Преобразование практически не затронуло коренных интересов феодально-помещичьих кругов, в то же время М. Дауд заметно потеснил леводемократические силы страны.
Таким образом, даже крупные финансовые вложения в развитие страны в условиях господства традиционного общества не дают положительных результатов. Проблема индустриализации могла быть решена только путем постепенного преобразования социально-экономической структуры Афганистана в течение длительного времени.
Свой путь вывода страны из отсталого состояния предложила НДПА. Сразу после революционного переворота были изданы декреты, предусматривающие социализацию собственности на землю, воду, средства производства. Однако эти реформы сопровождались забеганием вперед, стремлением быстро достичь результата. Функционеры НДПА, органы госбезопасности применяли репрессии по отношению к несогласным с подобной политикой властей. На наш взгляд, именно в этот период были заложены основы будущих неудач партии.
Внутриполитические просчеты усугублялись затягивающимся военным конфликтом. Несмотря на принимаемые руководством меры, экономическое положение в стране ухудшалось. Земельная и водная реформы не дали ожидаемых результатов, поскольку в районах распространения государственной власти крестьяне обрабатывали только 25% земель, конфискованных у феодалов. Причина такого положения крылась в уходе крестьян в отряды оппозиции, мобилизации в армию режима, а также воздействии традиционного фактора. В конце 1980-х годов афганские руководители были вынуждены признать свои ошибки, масштабы разорения страны, остроту социальных проблем.
В общественно-политической жизни Афганистана экономические факторы проявились во всем своем многообразии. К их числу относились низкий уровень экономического развития страны, преобладание мелкотоварного способа производства, сохранение натурального хозяйства во многих районах страны. Под влиянием экономического фактора часть крестьян уходила на заработки в города, в которых была возможность получить доступ к поступающему из СССР продовольствию и топливу. В поиске средств существования крестьяне соглашались на военную службу в формированиях оппозиции, где денежное содержание было выше, чем в правительственной армии. Средние слои города удовлетворяли свои материальные потребности в основном за счет службы в государственных и частных учреждениях, мелкой торговли. При этом важным моментом в условиях растущей инфляции являлась частичная оплата труда продуктами питания. Таким образом, острые экономиче-
ские проблемы можно рассматривать под углом зрения определенных выгод как для режима, так и для его противников, поскольку позволяют удерживать массы в орбите своей деятельности.
Экономическая ситуация в стране была одной из причин, вынуждающих афганских беженцев оставаться в Пакистане. Программа гуманитарной помощи ООН для лагерей беженцев - более чем трехмиллионной части афганского общества - была заметным подспорьем в жизни. В этом случае экономический фактор прямо влиял на политическую обстановку, поскольку сохранялись постоянные мобилизационные ресурсы для вооруженной оппозиции.
С социально-экономическим фактором был тесно связан фактор мобильности населения. Наиболее ярко он проявляется во время социальных катаклизмов. Антиправительственная пропаганда, резкое ухудшение условий жизни, нарушение традиционных связей между городом и деревней, отсутствие гарантий для личной безопасности, разрушение жилья в ходе боевых действий вовлекли в территориальные передвижения до половины населения страны. Ломка старого государственного механизма, сопровождавшаяся репрессиями и экспроприацией имущества, обусловила отток подготовленных кадров из Афганистана. Наряду с этим формирование новых партийных и государственных структур потребовало большого количества специалистов, что способствовало увеличению масштабов вертикальной мобильности населения. Стремление руководства НДПА расширить ряды партии еще более «размыло» ее социальную базу и привело к дальнейшему ослаблению единства. В борьбу за власть включились новые семейные кланы. В деятельности правящего режима эта тенденция проявилась в феномене «аминизма» и «кар-мализма». Его суть заключалась в выдвижении кадров по принципу родства и личной преданности.
В лагере вооруженной оппозиции параллельно с традиционными структурами власти действовали полевые командиры. Во второй половине 1980-х годов они все громче заявляли о праве на участие в руководстве страной. С их требованием были вынуждены считаться как режим, так и лидеры афганских исламских партий за рубежом. В 1988-1990 гг. вопрос о представительстве полевых командиров в «переходном правительстве» моджахедов серьезно затруднил согласование действий сил оппозиции. Пакистан и США оказывали давление на руководителей «альянса семи» с целью заставить их выделить большее число мест именно этой категории «сил сопротивления».
Афганистан относится к группе стран с высокой степенью воздействия на политическое поведение групп и конкретных людей так называемого традиционного фактора. Доминирование традиционных институтов, обычаев и неформальных норм поведения определило отношение крестьянства и низших слоев города к политике правящего режима. Данная часть афганского общества следовала сложившимся стереотипам. Ее представители не воспринимали решения государственных органов как руководство к действию.
Ярко выраженные черты характера афганцев (приоритет родовых и племенных интересов, храбрость при защите своих родных мест, стремление к материальной выгоде, свободолюбие, гордость) в совокупности с полным повиновением родоплеменным вождям, старейшинам, муллам, пирам, ишанам и другим авторитетам заслоняли общегосударственные интересы. Исключение составляли случаи иностранного вооруженного вторжения. Правительство республики и лидеры оппозиции использовали традиционные ценности для укрепления своих политических институтов.
На политическую обстановку в стране постоянно воздействовали относительная множественность религиозного состава населения и сильное влияние ислама на политическое поведение народа. Данные факторы превратили религиозные противоречия в одну из особенностей политической обстановки. Исторически сложилось так, что власти брали на государственную службу преимущественно суннитов. В то же время они ограничивали права шиитов, индусов и других религиозных меньшинств вплоть до запрета отправлять культовые обряды. Такой подход был воспринят НДПА как норма. Кроме того, партия допустила грубые просчеты по отношению к религии в целом. После апреля 1978 г. были подвергнуты гонениям и репрессиям служители ислама, были разрушены мечети. Недальновидная политика обернулась для НДПА тяжелыми последствиями. Мусульманское духовенство не поддержало революцию, что негативно сказалось на настроениях неграмотных крестьянских масс. Во второй половине 1980-х годов НДПА признала свои ошибки и предприняла ряд мер по их исправлению. Так, была продекларирована свобода вероисповедания, ислам был объявлен государственной религией. Проведенные мероприятия в совокупности с перестройкой работы Высшего совета улемов и духовенства, министерства по делам ислама и вакуфов дали положительные результаты. Но в условиях продолжавшегося военного конфликта вернуть доверие мусульманского населения страны оказалось затруднительно.
Деление по религиозному признаку было присуще и «движению сопротивления». Влияние религиозного фактора не было изолированным. Следует говорить о совокупности внутриполитических факторов, определивших разнородность оппозиции. Как считают специалисты, принадлежность к исламу суннитского толка предопределила возможность объединения вооруженной афганской оппозиции в «альянс семи» в Пакистане. Шиитские группировки создали «альянс девяти» в Иране.
Дифференциации афганцев по религиозному признаку способствовал исторически сложившийся фактор расселения по конфессиям прежде всего в сельской местности. Подтверждением этому служит движение шиитской оппозиции, которая опиралась на жителей горных районов Хазараджата.
Религиозный фактор определял внешнеполитические аспекты деятельности противоборствующих сторон. Так, оппозиционные группировки поддерживали контакты со странами, в которых господствовала родственная ветвь ислама.
Характерной чертой Афганистана является этническая пестрота населения. Как образно написала Дж. Кьезо, в Афганистане «оказались перемешанными 55 этнических групп, говорящих более чем на 20 языках. Значительно упрощая картину, мы всех их называем «афганцами». Но если спросить их самих: кто они? - последуют самые разные ответы. Никто не назовет себя афганцем, а пуштуном, таджиком, хазарейцем, узбеком ... Более того, мы услышим, что они часто определяют себя по названию города или долины, где живут, как например, кандагарцы или пянджширцы» [8, с. 3].
Политическая обстановка во многом зависела от этнонационального фактора. В значительной степени межнациональные противоречия были вызваны политикой центрального правительства, пытавшегося в последние три столетия решить задачу объединения военными мерами. Этот процесс сопровождался насилием по отношению к местным народностям и племенам, назначением правителей из числа пуштунов, что толкало население горных районов Хазараджата, Памира, Нуристана на вооруженные выступления против политики Кабула.
НДПА выдвинула ряд прогрессивных идей по решению национального вопроса. Однако и после апреля 1978 г. позитивных сдвигов не произошло. К причинам создавшегося положения можно отнести ошибки М. Тараки и Х. Амина, военную обстановку, невозможность осуществить мероприятия центра на периферии. Нужно сказать и о том, что руководители НДПА не смогли преодолеть исторически сложившиеся стереотипы, негативное отношение к хазарейцам, узбекам, туркменам. Как правило, вокруг представителей национальных меньшинств складывалась обстановка, унижавшая достоинство личности, ущемлявшая их права. Попытки властей продемонстрировать свое стремление улучшить положение на национальных окраинах путем создания организаций наподобие Центрального совета хазарейцев не принесли практического эффекта. По-прежнему командование вооруженных сил страны было вынуждено идти на формирование национальных частей и подразделений для предупреждения бесчинств в армии на этнической почве.
Тяга народов Афганистана к самоопределению нашла выражение в разделении вооруженной оппозиции на пуштунскую и непуштунскую части. Каждая из них подразделялась на более мелкие этнические группы, организованные в партии, движения, альянсы.
Специфическую роль в жизни афганского государства сыграли пуштунские племена, что далеко не случайно. Около половины населения Афганистана (по другим оценкам 38%) составляют пуштуны, во многом сохраняющие элементы племенной структуры [9].
Исследователи сходятся во мнении, что прочность позиций правящего режима зависела от степени его поддержки пуштунами. За некоторым исключением НДПА не смогла склонить их племена на свою сторону. В целом пуштунские вожди разделяли цели вооруженной оппозиции в части устранения кабульского режима. Одним из следствий влияния фактора племен на
политическую обстановку в стране стало то, что они открыли свои территории для продвижения караванов моджахедов.
Вышеназванный фактор имел еще один аспект. Речь пойдет о трайбализме как значимом социальном явлении в общественной жизни страны. В различной степени он был присущ как НДПА, так и исламским партиям оппозиции. Чаще всего выходцы из племен руководствовались интересами своего этноса, а не государства в целом. Принадлежность к одному племени упрощала достижение соглашений между отдельными людьми и группами. Племенная структура юго-востока Афганистана была одной из причин, не позволивших оппозиционным силам заключить долговременные и прочные союзы в борьбе с правительством. В ряде случаях режим, используя финансовую поддержку, поставки вооружения, сумел привлечь отдельных вождей к сотрудничеству. Как следствие, движение караванов моджахедов на подконтрольной племенам территории прекращалось.
Таким образом, этнонациональные факторы сказывались на политическом поведении отдельных лидеров, членов и ответственных функционеров политических группировок, побуждая нередко принимать решения, прямо противоречащие указаниям формальных руководителей и инстанций. Эти факторы, наряду с социально-экономическими и религиозными, создали феномен «полевого командира», практически независимого от каких-либо властей. Они же обусловили ограниченность сферы влияния правительства РА над крупными и средними административными центрами и прилегающими к ним районами, действуя через механизм ориентации масс на местных авторитетов.
На ход военно-политического противоборства существенное влияние оказывали географические факторы (сложный рельеф местности, ограниченность используемых природных энергетических ресурсов и т.п.). «К востоку тянутся узкие долины, прорезающие гряду Гиндукуша - западную оконечность горных цепей Каракорум и Гималаи, - покрытые большую часть года многометровым слоем снега; на западе в направлении Иранского высокогорья раскинулись Дашти-Марго - «пустыня смерти» - и бескрайние пески Ре-гистана» [8, с. 4]. Географические факторы сформировали такие особенности политической обстановки, как неспособность режима установить надежный контроль на всем протяжении государственных границ, периодическое снижение боевой активности оппозиции в связи с выходом части формирований на отдых за пределы страны и др.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что политическая обстановка в Афганистане в изучаемый период была крайне сложной. Руководство СССР осознавало, что ее нормализация является одним из решающих условий укрепления геополитического положения Советского государства на Среднем Востоке. В связи с этим следует выделить два обстоятельства. Первое - утверждать, что сложившаяся ситуация в Афганистане есть результат особого курса правительства РА с Советским Союзом, было бы не совсем верным. Известно, что основой для массовых выступлений против режима
послужили прежде всего грубые просчеты в проведении экономических реформ, реализации в целом внутренней политики НДПА. Второе - внешние факторы сыграли во внутриафганском конфликте в основном роль катализатора. В данном случае можно утверждать, что ориентация руководства страны на преимущественное развитие связей с СССР способствовала процессам интеграции усилий исламских стран и капиталистических государств по оказанию поддержки афганской вооруженной оппозиции. Внешние факторы воздействовали, главным образом, на пространственные и временные границы конфликта.
Слабая экономическая база режима и вооруженной оппозиции вынуждала их искать источники удовлетворения экономических потребностей. Для НДПА выбор был практически исключен, что объяснялось отлаженным еще при короле механизме связей с СССР как главным партнером в создании промышленности, энергетики, освоении месторождений полезных ископаемых, техническом перевооружении армии и т.д. Следует учитывать также объявленные партией политические цели и идеологические установки.
Высокий уровень зависимости существования режима от сотрудничества с СССР отразился в призывах НДПА ввести советский воинский контингент в Афганистан в декабре 1979 г. Более того, ОКСВ был втянут в непосредственные боевые действия против отрядов оппозиции, поскольку центральная власть оказалась не в состоянии своими силами расширить сферу влияния. Участие советских войск во внутреннем конфликте сыграло в истории двух стран драматичную роль. С одной стороны, оно затянуло гражданскую войну на много лет, с другой - вызвало серьезные политические процессы в самом СССР. До сих пор так и не решен однозначно вопрос о том, нужна ли была СССР война в Афганистане. А.П. Торопцев сформулировал парадоксальный ответ на него: «отправлять войска в Афганистан нужно и можно было, но победить там было нельзя» [10].
Не выполнить просьбу правительства, с государством которого СССР заключил Договор о дружбе и сотрудничестве, советские руководители не могли, хотя бы потому, что руководители США и западноевропейских стран всегда были готовы перехватить стратегическую инициативу в этом регионе у СССР.
Примечания
1. Демин И.Л. Роль правомусульманской идеологии в современном Афганистане (К вопросу об актуальности изучения и источниках) // Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока. Ч. 2. М.: ИВ АН СССР, 1988. С. 3.
2. В июне 1990 г. Второй съезд НДПА изменил название партии на «Партию отечества». В связи с этим автор при описании конкретных событий, имевших место до июня 1990 г., оперирует прежним наименованием - НДПА.
3. Подробнее о политических организациях Афганистана конца 1970-х - начала 1980-х годов см.: Актуальные проблемы афганской революции. М.: Наука, 1984. С.275-285; Спольни-ковВ.Н. Афганистан: Исламская контрреволюция. М.: Наука, 1987. С. 73-100.
4. История вооруженных сил Афганистана. М.: Наука, 1985. С. 114-118.
5. См.: КортунВ.Г. История Афганистана. ХХ век. М.: ИВ РАН, 2004. С. 443.
6. Военный энциклопедический словарь: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. Т. 1. С. 118.
7. Термин «полевые командиры» стал применяться в отечественной и зарубежной прессе в начале 1980-х годов для обозначения разницы между функционерами исламских партий афганской оппозиции, находящимися за пределами страны, и руководящим составом военных формирований моджахедов, действующих непосредственно на территории страны с периодическим выходом на отдых в Пакистан и Иран.
8. КьезаДж. Бесконечная война. М.: Детектив-Пресс, 2003.
9. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 419.
10. ТоропцевА.П. Мировая история войн: Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 894.
ТОПОРКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ родился в 1952 г. Окончил Высшую школу КГБ. Кандидат юридических наук, доцент. Занимается изучением международного положения и внешней политики России новейшего времени.