Научная статья на тему 'Из истории советского военно-политического присутствия в Афганистане: опыт факторного анализа'

Из истории советского военно-политического присутствия в Афганистане: опыт факторного анализа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
446
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории советского военно-политического присутствия в Афганистане: опыт факторного анализа»

В.М. ТОПОРКОВ

ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ В АФГАНИСТАНЕ: ОПЫТ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Афганистан на протяжении почти двух столетий находится в сфере интересов России. Экономическое и политическое сотрудничество двух стран особенно активизировалось в XX в., а к 60-м годам объем торговли Республики Афганистан (РА) с СССР достигал 80% от всей его внешнеэкономической деятельности. Накопленный в те времена позитивный потенциал советско-афганского сотрудничества в определенной мере и после событий 80-х годов, сама история в отношениях между двумя странами, как справедливо отмечает В. Коргун, убеждают нас в том, что «мы нужны друг другу и зависим друг от друга» [1].

С началом военной операции США в Афганистане осенью 2001 г. обстановка в этой стран развивается по схожему во многом сценарию периода пребывания там советских войск в 1980-х годах. В этой связи опыт истории позволяет более взвешенно подходить к определению роли и места сегодняшней России в восстановлении ее позиций на Среднем Востоке и, в частности, в Афганистане [2]. Автор в предлагаемой статье анализирует некоторые процессы, происходившие в области тайной борьбы в Афганистане и вокруг него, их влияние на дальнейшие отношения СССР-Афганистан.

Усиление политического и военного присутствия Советского Союза в Афганистане конца 1970-х и начала 1980-х годов вызвало серьезные изменения во внешней политике Соединенных Штатов Америки (США). Наряду с активными мерами на международной арене по компрометации СССР как агрессора США отвели значительную роль Центральному разведывательному управлению (ЦРУ) в организации этой работы, в том числе и путем планирования и реализации тайных операций. Они включали в себя совокупность мер по снабжению оружием отрядов афганского сопротивления, сбора разведывательной информации и формирования за пределами Афганистана мощной антисоветской и антиафганской кампании. Все это преследовало главную цель - вывести Афганистан из сферы советского влияния и обезопасить свои стратегические интересы в зоне Персидского залива, отвести угрозу от важного союзника в Южной Азии - Пакистана.

Условия, в которых протекало противодействие спецслужб зарубежных стран, автор определяет термином «оперативная обстановка». С помощью методики факторного анализа обстановки нами выделен комплекс ее особенностей, которые объективно влияли на работу спецслужб всех стран-участниц конфликта в Афганистане. В свою очередь, тайная деятельность оказала существенное влияние на развитие событий внутри и вокруг Афганистана, формирование советско-афганских отношений в целом.

Рассматривая данный вопрос, автор исходил из того, что анализ предпочтительнее осуществлять, следуя логике «формирующий фактор - особенность политической обстановки - особенность оперативной обстановки -практика деятельности спецслужб». Эта схема, показанная для удобства восприятия, полна внутренних взаимосвязей. Хотелось бы, однако, отметить, что сложное взаимодействие и взаимовлияние формирующих факторов, особенностей политической и оперативной обстановки, как прямое, так и опосредованное, косвенное, может увлечь исследователя в крайности и не даст ощутимого результата. В этих условиях, как представляется, необходимо следовать принципу «главного звена», т.е. надо отобрать наиболее значимые факторы и

особенности политической обстановки в стране, отследить их влияние на формирование оперативной обстановки. По этой причине автор вычленяет наиболее зримые особенности оперативной обстановки, анализирует состояние борьбы органов госбезопасности РА и СССР с ЦРУ США и возглавляемой им коалицией противостоящих спецслужб ряда государств и спецорганов вооруженной оппозиции.

Развитие оперативной обстановки в Афганистане 1980-х годов свидетельствует, что определяющее влияние на неё оказала политическая обстановка. Курс правительства М. Тараки и его преемников на военно-политическое и экономическое сотрудничество с Советским Союзом, решительное начало осуществления социалистических по характеру реформ повлекли за собой серьезные изменения в политической жизни страны и, вслед за этим, в оперативной обстановке. Были пересмотрены взгляды американского руководства на роль и место Афганистана в стратегии США и, в свою очередь, в действиях разведки. Получение правительством РА экономической и военной помощи от СССР, последовавший затем ввод ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в страну в совокупности с углублявшимся расколом Афганистана на два лагеря вызвал развертывание дополнительных сил и средств специальных служб США и его союзников в Пакистане, использование пакистанских спецслужб в организации работы против правительства республики и его гаранта - СССР.

Это подтвердило создание в региональной штаб-квартире ЦРУ США в Исламабаде специальной группы по афганским делам. В сравнении с прошлыми периодами стали чаще отмечаться поездки в Пакистан сотрудников и агентов американской разведки. Несколько ранее, непосредственно перед ликвидацией М. Тараки, осенью 1979 г., состоялся ряд консультаций резидента ЦРУ в Исламабаде Д. Рейгана с руководителями пакистанских спецслужб, в ходе которых вырабатывалась программа совместных действий «в связи с готовящимися изменениями в Афганистане» [3]. Американская пресса того времени открыто говорила о необходимости отрыва этой страны от нового пути, от сотрудничества с СССР и переориентации на Соединенные Штаты, что явилось бы идеальным решением проблемы размещения на «тысячемильной границе с СССР» находившейся ранее в Иране разведывательной аппаратуры [4].

Использование благоприятных факторов для наращивания разведывательно-подрывной деятельности ЦРУ США в Афганистане способствовали укрепившиеся во время правления Зия-уль-Хака отношения с Пакистаном. Следствием этого стало то, что американская разведка была представлена в спецслужбах страны большой группой советников, сетью агентов из работающих по контрактам специалистов различных стран. Наряду с тем, что разведывательные службы двух стран способствовали приданию афганскому «движению сопротивления» относительно организованного характера, как результат влияния ряда внешних и внутренних факторов (в частности, помощь США, Пакистана и других стран) можно рассматривать создание в структурах исламских партий моджахедов разведывательных и контрразведывательных подразделений (иными словами - специальных органов), многие сотрудники которых прошли курсы в местных и зарубежных центрах подготовки под руководством американских инструкторов.

Потенциальные возможности спецорганов оппозиции, их деятельность, в том числе и против СССР, результативность дали основание выделить их как особенность оперативной обстановки. Для оперативной обстановки в Афганистане это было полностью оправдано, поскольку для Министерства государственной безопасности (МГБ) Ра они выступали главной противоборствующей

стороной. Органы безопасности СССР серьезно сталкивались в непосредственной борьбе со спецорганами моджахедов в 1979-1989 гг.

Расширение масштабов военного конфликта в Афганистане увеличило количество иностранных советников, инструкторов и специалистов в лагерях и на базах афганской оппозиции в Пакистане, непосредственно на контролируемой её формированиями части Афганистана. Несколько десятков из них были захвачены правительственными силами и осуждены, в том числе и по обвинению в шпионаже. В течение года, по данным МГБ РА, в отрядах моджахедов на территории страны находились от 100 до 200-300 и более иностранцев, приходящих, в зависимости от цели, на срок от нескольких дней до 3-4, иногда до 10 и свыше месяцев. В крупных формированиях, поддерживавших надежную связь со штаб-квартирами в Пешаваре, таких, как группировки А.Ш. Масуда, Д. Хакани, Басира, практически постоянно находились группы пакистанских, американских, французских и других советников, в том числе и по вопросам разведки.

Раскол страны на два лагеря и отсутствие достаточной ясности в перспективах развития обстановки в Афганистане вынудили американскую разведку создать агентурные позиции в группировках моджахедов. В совокупности с такими рычагами воздействия, как поставки вооружений, через агентов ЦРУ из высокопоставленных функционеров оппозиции оказывалось влияние на характер борьбы с правительством Республики Афганистан. Используя этно-национальные и конфессиональные различия, ЦРУ, спецслужбы других западных и арабских стран вели с помощью таких агентов в одной исламской партии сбор информации о другой при опоре на имеющиеся между ними противоречия.

Отсутствие широкой поддержки режима Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) населением проявлялось в такой особенности оперативной обстановки, как наличие разветвленной агентурной сети спецслужб оппозиции, Пакистана, США и других стран в партийных и государственных учреждениях страны, в том числе и в органах госбезопасности. При этом разведывательноподрывная деятельность противника в целом характеризовалась как довольно эффективная. Ситуация, как представлялась, была следствием влияния на обстановку комплекса факторов, специфики афганского общества, его разделения по разным признакам. Показательным примером агентурного проникновения по этническому признаку является раскрытая МГБ РА в 1986 г. резидентура А.Ш. Масуда в Разведывательном управлении Министерства обороны страны. Этим отчасти объяснялись низкие результаты военных операций советских и афганских правительственных сил в ущелье Панджшер [5].

Наличие широкой агентурной сети противника и ЦРУ США, в частности, в противоборствующих сторонах, стало особенностью обстановки не сразу. Процесс этот шел по нарастающей вплоть до 1987 г., когда политика национального примирения фактически легализовала многие отношения в тайной сфере при опоре на уже имевшиеся возможности американской разведки в Афганистане. Расширение масштабов тайной борьбы было обусловлено изменениями в политической обстановке - укреплении своих специальных служб режимом и оппозицией, которые, в свою очередь, получали всё увеличивающуюся помощь от стран-доноров. То есть внешние факторы действовали опосредовано через политику правящих сил. Но эти же факторы выступали и как прямые, поскольку экономические и военные поставки расширяли финансовые и материально-технические возможности спецслужб.

Аресты американских агентов показали, что если номинально сохранявшиеся внешнеполитические связи Республики Афганистан с США, Пакистаном, рядом других государств и международных организаций нельзя рассматривать

как серьезно влияющие на политическую обстановку, то этого не скажешь об оперативной обстановке, для которой такие связи выступали внешними факторами, обусловливающими сохранение позиций ЦРУ и его союзников в Кабуле. Разведка США приняла меры по агентурному проникновению в партийный и государственный аппарат Афганистана, используя возможности находящейся здесь резидентуры. Факт наличия дипломатического представительства США (и резидентуры соответственно) как особенность оперативной обстановки мог быть назван потому, что, несмотря на практически открытое вмешательство Соединенных Штатов Америки во внутренние дела Афганистана, неблагоприятную для деятельности посольства обстановку, стороны не предпринимали мер к разрыву дипломатических отношений.

Наличие в Афганистане резидентур являлось следствием воздействия ЦРУ на национальные спецслужбы Пакистана и спецорганы афганской оппозиции. Факты свидетельствовали, что американская разведка совместно с пакистанской, используя растущее негативное отношение афганского населения к советским военнослужащим и специалистам, вербовали и нацеливали агентов на сбор информации о войсках, личном составе, на враждебную обработку и склонение отдельных солдат к переходу на сторону противника. В целом же антисоветская направленность, во многом под влиянием американских советников, занимала значительное место в разведывательно-подрывной деятельности спецорганов афганской оппозиции.

В период пребывания ОКСВ в Афганистане основное внимание в планах ЦРУ занимали операции по нанесению максимально возможного политического и экономического ущерба СССР, военного поражения группировке советских войск. Кроме собственно боевых действий, в ходе которых реализовывалась главная задача, при участии специалистов из ЦРУ планировались и осуществлялись операции и мероприятия по прямому подрыву политической, экономической и военной мощи Советского Союза. Полученные органами госбезопасности СССР и РА материалы показали, что в разработке планов обстрелов советских населенных пунктов, вывода из строя экономических и военных объектов на советско-афганской границе, прорыва бандгрупп и создания агентурных позиций принимали участие сотрудники и агенты американской разведки при участии пакистанцев. В качестве примеров можно привести операцию по подготовке взрыва железнодорожного моста на советско-афганской границе в Хайратоне, обстрелы на пограничной реке Пяндж и другие случаи.

Высокий уровень развития советско-афганских политических, экономических и военных связей во многом предопределил выбор спецслужбами объектов разведывательно-подрывной деятельности. В условиях Афганистана 1980х годов практически все они, так или иначе относящиеся к связям СССР-РА, подвергались воздействию спецслужб США и его союзников.

С вводом ОКСВ в Афганистан основные усилия ЦРУ США были направлены на способствование развертыванию в этой стране широкого партизанского движения и, в этой связи, оправдания в глазах мировой общественности своей собственной деятельности в регионе. На решение данной задачи были направлены операции американской разведки по компрометации советской внешней политики, характера сотрудничества СССР с развивающимися странами. В первой половине 1980-х годов в различных странах мира ЦРУ инспирировало многочисленные акции осуждения «советской агрессии», позволившие Соединенным Штатам укрепить свои и ослабить советские позиции в мире. Общее негативное отношение к факту присутствия ОКСВ в Афганистане вызвало такие особенности оперативной обстановки, как участие в работе против СССР спе-

циалистов и советников различных стран, их сотрудничество с ЦРУ в период пребывания на контролируемой моджахедами территории страны.

Преследуя цель максимально осложнить советскую экономическую помощь Афганистану, ЦРУ направило усилия моджахедов на вывод из строя промышленных объектов и парализацию транспортных перевозок. Путем массового минирования дорог от речных портов Хайратон и Ширхан на советско-афганской границе противнику удалось запугать тысячи водителей афганцев и отказа их от перевозки грузов в Кабул. Было приостановлено функционирование большинства объектов советско-афганского сотрудничества из-за систематических обстрелов и диверсий, в результате которых имелись жертвы среди советских специалистов. На начало 1987 г. из 271 объекта, где по соглашениям оказывалась помощь в строительстве, проекты реализованы по 130, а 36 были законсервированы на неопределенный срок [6].

Борьба органов безопасности Афганистана со спецслужбами США, Пакистана, Ирана и вооруженной оппозиции протекала не изолированно, а являлась составной частью комплекса мер, направленных на удержание и упрочение режима. Естественно, что важные политические решения высшего уровня оказывали на оперативную обстановку прямое влияние, вызывая её улучшение или ухудшение. Начало правления НДПА, первые и многие последующие акты государства вызывали в основном осложнение по ряду элементов оперативной обстановки. Как справедливо отмечали некоторые исследователи, указ Революционного совета Демократической Республики Афганистан (ДРА) «О земле» от 30 ноября 1978 г., призванный ликвидировать эксплуатацию крестьян землевла-дельцами-феодалами и духовенством, не учел негативных последствий такого шага. В частности, резко усилилась организационная роль феодалов и религиозных авторитетов в противоборстве оппозиции с режимом. Подобный «эффект» дали и часть других указов и практических мер по их выполнению, которые, казалось бы, были призваны освободить народные массы от векового рабства и угнетения. Большей взвешенностью отличались партийные и государственные решения после объявления политики национального примирения в 1987 г. Позитивные сдвиги в состоянии оперативной обстановки произошли под воздействием важных изменений в политической жизни - корректировки земельного законодательства, упразднения чрезвычайного органа власти - Революционного совета, принятия конституции страны, выборов в парламент, амнистии пяти тысяч заключенных, освобождения от уголовного преследования бывших членов формирований оппозиции при условии их перехода на сторону правительства и ряд других важных актов.

Реализуя планы против СССР и Афганистана, спецслужбы США и их союзников задействовали организации и группировки афганской и русской эмиграции в различных странах мира. Ошибки руководства НДПА в социальной политике в первые годы пребывания у власти, репрессии к представителям мусульманского духовенства и интеллигенции в целом привели к её отходу от НДПА. Процесс этот, в несколько меньшей степени, продолжался и в более поздние годы. Так, в 1982 г. в Пакистан нелегально эмигрировали сразу 138 врачей. Несмотря на эту опасную тенденцию, Совет министров ДРА постановлением № 93 от 21 июня 1984 г. разрешил призвать повторно на военную службу 60 медицинских работников. Однако на сборный пункт явились только 8, остальные скрылись. Аналогичная ситуация складывалась и по другим категориям афганской интеллигенции. Не участвуя прямо в вооруженной борьбе с режимом, эмиграция, тем не менее, оказывала содействие разведкам США и западных государств в работе против СССР и РА. Всего насчитывалось около 150 различных организаций,

частных фондов, союзов и прочих объединений, так или иначе причастных своей деятельностью к событиям в Афганистане и вокруг него.

Особенностью оперативной обстановки в Афганистане, непосредственно вытекающей из политического положения в стране, была насыщенность её средствами ведения разведывательно-подрывной деятельности и, в частности, оружием, в том числе ракетным для поражения наземных и воздушных целей, минно-взрывной техникой, в том числе магнитными, радиоуправляемыми минами, аппаратурой связи. По оценкам советских и зарубежных специалистов того времени, накопленных и укрытых в тайниках вооружений непосредственно на территории Афганистана отрядам моджахедов хватило бы на три года интенсивных боевых действий даже в условиях прекращения поставок из других стран.

К разряду важнейших особенностей оперативной обстановки в стране относилось наличие МГБ РА с мощным аппаратом в центре и разветвленной структурой на местах и за рубежом. В 1980-е годы органам МГБ РА с помощью советских спциалистов был придан потенциал, позволявший противостоять в борьбе с оппозицией и в условиях после вывода ОКСВ.

Органы безопасности Афганистана сразу же после апреля 1978 г. стали объектом борьбы за власть как между НДПА и другими леводемократическими организациями, так и внутри самой правящей партии. Её итогом были неоднократные чистки и значительное ослабление деятельности этой службы. Коренные изменения в политической обстановке, вызванные сменой руководства НДПА и вводом ОКСВ в страну, привели к постепенному созданию и укреплению органов государственной безопасности.

Результаты работы МГБ РА свидетельствовали об их достаточно большой роли в защите режима. Вместе с тем МГБ, как и другие ведомства страны, прямо затронули такие важные изменения в политической обстановке, как курс на национальное примирение и возвращение на Родину ОКСВ. Перспектива создания коалиционного правительства породила у большинства сотрудников обоснованное опасение за свое будущее, вызвала резкое снижение активности в работе, прекращение во многих случаях ранее заведенных дел оперативного учета. Участились случаи установления преступных контактов с целью заполучить гарантии безопасности. Несколько ранее, в 1986 г., смена руководства страны привела к появлению «кармализма» как реакции на отход новых лидеров партии от ранее провозглашенных целей НДПА и попыткам ослабить влияние сторонников Б. Кармаля в государственном аппарате. Их фракции в МГБ и других учреждениях распространяли листовки с призывами следовать прежнему курсу, марксизму-ленинизму и саботировать «предательскую политику» группировки Наджибуллы.

Деформация социальных структур в результате многолетнего раскола страны, мобильность населения, изменения в политической стратегии и тактике НДПА породили такие явления, как переход сторонников одного лагеря в другой.

Анализируя оперативную обстановку в Афганистане того времени, нельзя не обратить внимание на сложные отношения взаимозависимости и взаимосвязи её с политической. Изложенное выше показало, что процессы в политической области обусловливали явления в оперативной и наоборот. Механизм последнего наглядно виден в случае с неудавшимся заговором в целях захвата власти бывшим министром обороны РА Ш.Н. Танаем. Попытка вооруженного переворота, в разработке деталей которого через военную разведку Пакистана приняло участие ЦРУ США с опорой на свои агентурные возможности в Исламской партии Афганистана (ИПА) Г. Хекматьяра, повлекла за собой такие изменения в политической области, как продление в стране чрезвычайного положения, прекращение работы парламента и ограничение деятельности политических партий.

Другим примером подобного влияния изменений в оперативной обстановке на политическую можно привести осуществление МГБ РА мероприятий по склонению к прекращению антиправительственной борьбы командиров ряда крупных формирований вооруженной оппозиции в провинции Герат в 1988-1989 гг. Успехи МГБ позволили значительно улучшить обстановку в этом регионе, оживить экономические связи с Ираном, укрепить авторитет руководства страны. Если говорить в целом, то подобного рода примеры влияния оперативной обстановки на политическую работа органов безопасности Республики Афганистан, особенно во второй половине 1980-х годов, давала часто.

Такие шаги правительства РА в политической области, как объявление в январе 1987 г. политики национального примирения с прицелом на создание коалиционного правительства и прекращения на этой основе войны, Женевские соглашения от 14 апреля 1988 г., создали благоприятные условия для изменений в оперативной области. В частности, это отразилось на мероприятиях МГБ по привлечению к реализации нового курса проживающих за рубежом видных деятелей афганской эмиграции, подключить к этому процессу известных политических деятелей Пакистана (визиты в страну маршала Азгар Хана, Р.Б. Паледжо и др.). В то же время политика национального примирения оказала воздействие на оперативную обстановку в негативном плане. Так, она усилила центробежные процессы в самих органах безопасности режима.

Изложенное свидетельствует, что наиболее значимые изменения оперативной обстановки в стране происходили в результате функционирования связей Афганистан - Советский Союз и афганская вооруженная оппозиция - страны доноры, теории и практики деятельности противоборствующих группировок. В условиях Афганистана 1980-х годов явственно прослеживалось деление формирующих факторов на вызывавшие динамичность оперативной обстановки и, наоборот, консервативностъ. Изменения в политической жизни Афганистана повлекли за собой пересмотр подходов ЦРУ США к этой стране и Советскому Союзу в связи с его вовлечением в конфликт. Очевидно, что такие этапные события, как апрельский переворот 1978 г.; объявление и реализация социалистических по характеру реформ в обществе и экономике; ввод ОКСВ 27 декабря 1979 г.; смена высшего руководства страны в 1986 г.; начало реализации политики национального примирения в январе 1987 г.; курс США на официальную поддержку вооруженной афганской оппозиции; решение Организации Исламская Конференция (ОИК) предоставить место Афганистана в ОИК представителю моджахедов; вывод советских войск из РА в феврале 1989 г., привели к значительным подвижкам в разных направлениях в оперативной обстановке. Резкое ухудшение условий жизни населения привело к уходу за пределы государства значительных масс беженцев, ставших базой для развертывания партизанской войны и вербовки агентуры спецслужбами различных стран. Можно сказать, что политические, экономические факторы, как внутренние, так и внешние, а также социальные, обусловили резкое изменение оперативной обстановки в Афганистане, воздействуя как непосредственно на многие её элементы, так и через особенности политической обстановки.

Вместе с тем состояние оперативной обстановки в стране имело определенную консервативность, присущую для неё на протяжении многих десятков лет. Обусловлено это стабильным воздействием, главным образом, части эт-но-национальных, географических, религиозных и частично социальноэкономических факторов. Из последних примечательна роль традиционных структур власти в стране.

Традиционное ущемление прав национальных меньшинств, характерное и для политики НДПА, вызвало активность националистических группировок.

Этническая и религиозная близость части населения СССР и Афганистана практически не отражалась на развитии политической обстановки в стране, но во многом определяла тактику действий противника по советской территории, воздействуя на выбор объектов вербовочных устремлений в ОКСВ.

Социально-экономическая отсталость и высокий уровень неграмотности населения вызывали традиционную ориентацию на авторитеты, объясняли слабую реакцию на пропагандистские мероприятия правительства. Низкий уровень жизни приучил афганцев переносить трудности с жильем, продуктами питания и одеждой, что способствовало выживанию моджахедов на базах в горно-пустынной местности и в то же время поиску любой возможности заработать деньги. Наиболее доходным делом принято было считать торговлю, контрабанду.

Фактор социальной среды в деятельности противника находил отражение в особой сложности пребывания европейцев в Афганистане, в частности, в группах населения со слабой ориентацией на вышестоящие органы власти. 1980-е годы дали много примеров расправы афганцев над иностранными советниками и специалистами. Впрочем, такие сложности существовали и для самих афганцев. Было трудно, а зачастую и невозможно, представителю одного этноса (племени) пересечь район проживания другого без риска, не имея там связей или не располагая рекомендательным письмом от известного в округе человека.

США, рассматривая Афганистан 1978-1979 гг. в контексте его отношений с Советским Союзом, уже тогда обращали внимание на особенности географического положения и психологии афганцев. Не без основания предполагалось о возможном влиянии событий в Афганистане на мусульманское население СССР. В 1978, 1979 гг. в целях изучения такой реакции было увеличено количество поездок западных дипломатов в эти районы [7]. Географический фактор сказывался не только применительно к советско-афганской границе. В большей степени с точки зрения проблем для руководства РА он проявлялся на границе с Пакистаном. Преобладание здесь горной местности, этническая однородность населения, его родоплеменная организация в совокупности с другими факторами сделали практически невозможным для правительства страны создание надежной системы охраны государственной границы. За все время существования государства Афганистан относительно действенный пограничный контроль имелся на нескольких контрольно-пропускных пунктах (КПП) по маршрутам Кан-дагар-Спинбулдак-Кветта, Джелалабад-Торхам-Пешавар, Кунар-Читрал. Отход же основной части лидеров пуштунских племен от поддержки политики НДПА дал руководителям афганской оппозиции возможность практически беспрепятственного перемещения на территорию страны своих военных формирований, материально-технических средств и оружия.

Во многих ситуациях география Афганистана, условия природы отрицательно сказывались на деятельности спецслужб. Географические и климатические условия на Памире серьезно осложняют работу пограничных войск. Завершая анализ оперативной обстановки и её состояния в РА, можно констатировать, что она характеризовалась активным противоборством органов безопасности страны при поддержке Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР коалиции спецслужб США, Пакистана, ряда арабских и других государств с опорой на спецорганы афганской вооруженной оппозиции. Деятельность противника в условиях гражданской войны сопровождалась применением острых форм подрыва в области политики (заговоры, террор, вооруженные выступления) и экономики (вредительство, диверсии). Оперативная обстановка в Афганистане 1978-1990 гг. была связана с развертыванием дополнительных разведывательных органов ЦРУ США на территории Пакистана,

использованием американской разведкой пакистанских спецслужб в организации работы против РА и СССР; наличием разветвленной структуры разведывательных и контрразведывательных органов афганских моджахедов; деятельностью в стране широкой агентурной сети ЦРУ США, его союзников, арабских стран и спецорганов вооруженной оппозиции в партийном и государственном аппарате, министерствах обороны, государственной безопасности и внутренних дел Афганистана, а также наличием агентурных возможностей спецслужб стран-доноров в исламских партиях «афганского сопротивления»; практическим отсутствием контроля со стороны правительства РА государственной границы с Пакистаном и Ираном; насыщенностью страны средствами ведения подрывной деятельности, в том числе оружием различных систем, минно-взрывной и другой специальной техникой, боеприпасами.

Системы факторов, присущие Афганистану 1978-1990 гг. и Соединенным Штатам Америки этого же периода с точки зрения их афганской политики, позволяют выделить наиболее характерные особенности политической и оперативной обстановки в РА. Если исходить из справедливости утверждения, что названные особенности в значительной, а возможно, и в решающей, степени предопределили характер деятельности спецслужб зарубежных стран в условиях афганского конфликта, то было бы правильным, исходя из анализа, выделить те особенности политической и оперативной обстановки, которые сохранились до сегодняшнего дня. Сделать это можно через разделение факторов на долговременные (постоянные, стабильные, либо действующие в достаточно большом историческом промежутке времени) и относительно кратковременные (преходящие, возникающие в результате крупных, коренных, масштабных событий в экономической, политической жизни общества). К числу долговременных относится около половины из всей совокупности названных в главе факторов.

Даже при неглубоком знакомстве с системой характерных для Афганистана факторов видно, что длительно действующие обусловлены историческими особенностями развития страны, становления афганской государственности, местом в мировом разделении труда и природно-климатическими условиями среды обитания. Все эти факторы являются внутренними. К ним относится группа социально-экономических: подавляющее преобладание крестьянства; слабость национальной буржуазии; особая роль средних слоев, их сильная социальная дифференциация; высокий уровень сохраняющегося влияния в народных массах традиционных структур власти; низкий общий уровень экономического развития страны и вызванная гражданской войной тенденция его дальнейшего понижения; преобладание мелкотоварного способа производства и сохраняющееся во многих районах страны натуральное хозяйство. В группе религиозных выделяются: господство суннитской ветви ислама при наличии части населения, исповедующей шиизм, состояние напряженности отношений между ними; высокий уровень влияния ислама на поведение людей, социальные и политические институты; преимущественное расселение народов страны по конфессиональному признаку. Из этно-национальных факторов можно назвать такие, как: этническая дробленность населения; господствующее положение пуштунов; сохраняющиеся родоплеменные отношения в обществе; расселение по национальному и этническому признаку; наличие противоречий на этнической почве; наличие на территории страны племен, их особая роль в жизни афганского государства. К географическим условиям относятся: центрально-материковое положение и невозможность выхода к морским портам без соглашений с соседними странами; сложные условия ведения хозяйства (ограниченность запасов воды, энергетических ресурсов, пастбищ, разведанных и удобных для промышленного

использования полезных ископаемых и др.); сложный рельеф; протяженные границы с государствами иной политической и экономической ориентации.

Сформированные названными факторами особенности политической и оперативной обстановки существенно влияли на развитие положения в стране [8]. Исключить воздействие этих групп факторов на обстановку невозможно. СССР и РА способны были только правильно учесть их и использовать в своей политике.

Воздействовать можно было на те факторы, которые предполагали возможность их изменения в том или ином направлении. Это, прежде всего, субъективные, подверженные волевым решениям. К ним относилась внутренняя и внешняя политика руководства как Афганистана, так и заинтересованных государств.

Исходя из того, что состояние противоборства сторон в тайной области на конец 1990 г. характеризовалось особой остротой и шло с переменным успехом, для СССР и Афганистана было бы полезным вычленить из всей совокупности формирующих обстановку факторов те, которые способствовали стабилизации ситуации в стране. При этом речь шла не о сохранении существующего положения, а стабилизации с точки зрения уменьшения угрозы интересам безопасности Советского Союза и Республики Афганистан со стороны США и их союзников. К таким факторам относились: получение правительством РА помощи от СССР; политическая поддержка режима на международной арене; опора на армию и спецслужбы; наличие общей протяженной границы с СССР; а также одна из выгодных для режима особенностей политической обстановки -расслоение вооруженной оппозиции и следствие этого - отсутствие взаимодействия между спецорганами суннитской и шиитской оппозиции.

Усиление действия названных факторов, естественно, способствовало выживанию правительства РА в тяжелых условиях борьбы с противником, помогало добиваться от него больших уступок при создании коалиционного правления.

Наряду с этим правительства СССР и Афганистана предпринимали меры к тому, чтобы снизить воздействие таких факторов, как: поддержка моджахедов со стороны ОИК, большинства исламских стран; продолжавшиеся поставки вооружений и материально-технических средств; ориентация традиционных лидеров и вождей племен на сотрудничество с моджахедами; издержки во внутренней политике режима; наличие больших колоний афганских беженцев и эмигрантов за пределами страны. Сюда же относятся и особенности политической обстановки - отсутствие сплоченности в руководстве РА; ограниченность сферы влияния правительства; концентрация реальной власти на местах в руках полевых командиров и традиционных авторитетов.

Принимая во внимание тот факт, что с 2001 г. США и их союзники по НАТО решают задачи усиления своего присутствия на Среднем Востоке, в том числе и путем проведения военных операций в Афганистане, руководству Российской Федерации и ее внешнеполитическим ведомствам при разработке и реализации стратегии действий в Исламской Республике Афганистан необходимо учитывать стабильно действующие и перманентные факторы в каждом конкретном промежутке времени.

Литература и источники

1. Коргун В.Г Россия и Афганистан в поисках новых ориентиров // Международная науч.-практ. конф. «Россия и Афганистан» 27 февраля 2006 г. // http://www.ferghana.ru/.

2. Пластун В.Н. Особенности современной ситуации в Афганистане: поиски выхода из кризиса // Международная науч.-практ. конф. «Россия и Афганистан» 27 февраля 2006 г. // http://www.ferghana.ru/.

3. Арунова М.Р., Митрохин Л.А. Советско-афганские отношения и вмешательства извне. М.: Наука, 1989. С. 61.

4. New Word Review. 1981. № 1. P.15 (Цит. по: Арунова М., Митрохин Л. Советско-афганские отношения... С. 64).

5. См.: Кулев И. Экономическое и техническое сотрудничество СССР с освободившимися странами // Спецбюллетень. № 2(259). Институт Востоковедения АН СССР. М., 1989. С. 23.

6. Секретная переписка внешнеполитических ведомств США по Афганистану / Документы шпионского гнезда. № 30. Афганистан |1|. Тегеран - б.г. С. 31, 47, 114, 115.

7. Там же. С. 48.

8. Топорков В.М. Советский Союз и политическая обстановка в Афганистане в 1978-1980 гг.: опыт факторного анализа // Вестник Чувашского университета. 2005. № 3. С. 72-84.

ТОПОРКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ родился в 1952 г. Окончил Высшую школу КГБ. Кандидат юридических наук, доцент. Занимается изучением международного положения и внешней политики России новейшего времени. Имеет ряд публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.