СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
26 (167) - 2012
УДК 332.05
тайная стратегия сша в афганистане
в 1979-1989 гг.
В. м. ТОПОРКОВ,
кандидат юридических наук, доцент,
советник посольства Российской Федерации в Иране
E-mail: rusembiran@gmail. com
Современная внешняя политика США, как и в годы противостояния с СССР, включает тайную стратегию и тайные операции по достижению своих целей на международной арене. История афганской политики США является ярким примером тайной дипломатии, позволившей нанести значительный урон внешним и внутренним интересам своего главного соперника - Советского Союза. Основным средством решения внешнеполитических задач США в Афганистане были секретные операции разведслужб США и их союзников.
Ключевые слова: США, СССР, Афганистан, Пакистан, спецслужбы, ЦРУ, КГБ, разведывательные и тайные операции, республики советской Средней Азии, операции по территории СССР.
События первого десятилетия XXI в. на международной арене свидетельствуют о продолжающейся борьбе США за обеспечение своей гегемонии в мире. Устранение с политической карты второй сверхдержавы и второго полюса силы в лице СССР открыло перед американской администрацией новые возможности по расширению «сферы жизненных интересов» Соединенных Штатов. Они перешли к открытому применению вооруженных сил за пределами страны, прикрываясь лозунгом борьбы с международным терроризмом и «защитой прав человека». Готовя «почву» для обвинения правительств других государств в нарушении демократии, США, как и прежде, используют тайную стратегию, планируют и проводят крупномасштабные тайные операции. Цель таких операций остается одна -скрыть истинные цели американской внешней политики, обеспечить бесперебойное и надежное поступление углеводородов и иного важного сырья
для экономики США и своих союзников. При этом большое внимание уделяется подрыву отношений стран - объектов заинтересованности с действующими и потенциальными конкурентами. Представляется, что советский опыт в Афганистане 1980-х гг. сохраняет свою актуальность с точки зрения оценки внешней политики США и их союзников, вскрытия истинных замыслов публично декларируемых целей в том или ином регионе мира.
При исследовании тайной стратегии США в Афганистане в 1979-1989 гг. автор исходил из того, что «афганское направление» в работе американской администрации и ее спецслужб являлось составной частью всей сферы противоборства государств, относившихся к различным социально-политическим системам. Тайные операции против Афганистана и Советского Союза следует рассматривать в тесной связи с общей стратегией действий второго основного заинтересованного субъекта международных отношений в условиях афганского конфликта -Соединенных Штатов, его внешнеполитической разведки и союзников. Именно США и их разведка внесли большой вклад вначале в подрыв, а в итоге - в практически полную ликвидацию позитивного потенциала советско-афганского сотрудничества, накопленного до 1978 г. Именно эти силы смогли эффективно использовать ошибки советского и афганского руководства для нанесения максимально возможного политического, экономического и военного ущерба СССР в 1980-х гг.
Возлагая на разведывательные органы страны сложные задачи по решению внешнеполитических задач тайными методами, правительство США наделяет их соответствующими правами. Это дает
возможность действовать относительно свободно в достаточно широком диапазоне, в том числе и с точки зрения организации скрытых акций и тайных операций за пределами страны. Закон о национальной безопасности 1947 г. и принятый на его основе устав ЦРУ являлись по состоянию на конец ХХ в. основными документами, регламентирующими деятельность секретных служб. В них оговаривалось, что тайные операции в других государствах планировались в соответствии с указаниями, директивами и установками президента страны и Совета национальной безопасности (СНБ). Казалось бы, это ставило органы внешней разведки в определенные рамки. Однако ряд подзаконных актов (таких как секретная директива СНБ 10/2 1948 г.) предоставляли ЦРУ право самостоятельно осуществлять секретные операции за рубежом. Существующие представления о том, что комитеты сената и палаты представителей конгресса США по разведке контролировали эту сферу деятельности ЦРУ, соответствовали действительности частично, хотя бы потому, что парламент не был уполномочен запретить или даже приостановить операцию разведки, уже начавшуюся в другой стране. Право на это имел только президент. Не менял сути дела и принятый конгрессом США в 1987 г. законопроект об уведомлении высшего органа государственной власти о всех тайных операциях в других странах в течение 48 ч после их начала. Новые возможности для ЦРУ в этой области открывало совмещение поста его директора с должностью руководителя Центральной разведки [11, с. 49, 60].
Само понятие, формулировка «тайные операции» в разных источниках и у разных авторов может несколько различаться. Однако суть трактовки, содержание понятия остается одним. Главное в нем - совокупность спланированных и осуществляемых разведкой мер, нацеленных на решение задачи, поставленной перед ней государством по достижению важной внешнеполитической цели. Ведущий научный сотрудник Архива национальной безопасности США, признанный международный эксперт в области разведки Джеффри Ричелсон к содержанию тайных операций относил:
- оказание влияния на политических, государственных и общественных деятелей зарубежных стран;
- создание выгодной для США ориентации общественного мнения в зарубежных странах;
- оказание финансовой поддержки и материально-технической помощи - включая снабжение
оружием и боеприпасами - политическим партиям, группам, фирмам, организациям и отдельным лицам, «деятельность которых отвечает государственным интересам США»;
- пропагандистские мероприятия;
- экономические мероприятия;
- политические и полувоенные акции с целью поддержки или свержения существующих в зарубежных странах режимов;
- физическую ликвидацию отдельных лиц [7]. С учетом масштабов вовлечения СССР в афганский конфликт, количества использованных ЦРУ США сил и средств организация деятельности американской разведки в этом регионе осуществлялась, главным образом, в виде тайных операций стратегического и тактического уровней. Анализ различных источников информации дает основание утверждать следующее. В условиях Афганистана 1970-1980 гг. разведка США и их союзники спланировали и реализовали ряд крупных тайных операций, которые можно свести в следующие группы:
1) операции по сбору и добыванию разведывательной информации о составе военного контингента СССР в Афганистане, планах и проводимых мероприятиях;
2) операции по компрометации советской внешней политики и связей СССР с развивающими странами в увязке с военно-политическим кризисом в Афганистане;
3) операции по добыванию образцов нового советского вооружения и военного имущества;
4) операции по переносу боевых действий исламских фундаменталистов на территорию советской Средней Азии.
Крупные тайные операции разведки выполнялись в совокупности с комплексом иных разведывательных операций обеспечивающего характера. Они могли являться составной частью одной из крупных операций либо иметь вид самостоятельной операции. Совершенно очевидно, что нельзя было решить задачу поставок вооружений афганским моджахедам, не имея разветвленной сети исполнителей. Особенно в начале афганских событий, когда правительство США тщательно скрывало свое участие в них и заинтересованность в их исходе. Поэтому разведка США и ее союзников уделяла должное внимание реализации вербовочных операций как в организациях афганских моджахедов, так и в партийных и государственных структурах Афганистана. Также важным считалась активизация
захваченных в плен советских военнослужащих в интересах работы против СССР, выхода к афганско-советской границе, создания опорных баз с целью перенесения подрывных акций на советскую территорию. Агентура была крайне необходима для сбора разведывательной информации, осуществления диверсий, проведения операций влияния.
Исходя из того, что главным объектом внимания, целью всех операций в итоге являлся СССР и конкретно его военная группировка в Афганистане, остро требовалось получение всеобъемлющей разведывательной информации о советских войсках и планах его командования.
Одной из крупных разведывательных операций, проводимой ЦРУ совместно с Разведывательным управлением Министерства обороны США (РУМО -военная разведка США) и спецслужбами союзников по НАТО, являлся сбор информации о воинских частях, перебрасывавшихся к границе Афганистана в связи с вводом ограниченного контингента советских войск (далее - ОКСВ) в эту страну. В тот период они вели наблюдение за транспортным узлами и магистралями, гарнизонами, госпиталями на территориях Белорусской ССР, республик Средней Азии, Астраханской области, Северо-Осетинской АССР. В данном случае вовлеченность ОКСВ в боевые действия на территории Афганистана отразилась в стремлении ЦРУ США заблаговременно собрать максимально возможную информацию о направляемых в район конфликта соединениях и частях Советской Армии, их вооружении. КГБ Узбекской ССР вынужден был направить, особенно в первые годы присутствия советских войск в Афганистане, значительные силы и средства на пресечение разведывательной деятельности военных дипломатов западных стран на территории республики. В 1979-1984 гг. резко возросло количество поездок в этот регион военных атташе посольств США, ФРГ, Франции и других стран - членов НАТО.
Ответственный сотрудник пакистанской разведки М. Юсуф много лет спустя писал, что президент США Дж. Картер хорошо знал о готовящемся вводе советских войск в Афганистан именно благодаря своим спецслужбам, информации, полученной воздушной и космической разведкой. Разведчик отмечал, что «снимки, сделанные с огромной высоты, с удивительной четкостью демонстрировали танки, транспортные средства, мосты, убежища и повреждения от бомб или ракетных обстрелов. Фотографии превращали инструктаж и планирование операций
командиров моджахедов в относительно легкое дело. Я мог, таким образом, с их помощью выискивать цели для ракетного удара, альтернативные цели, партизанские позиции для маневрирования, а также пути следования от мест их дислокации до потенциальных целей. Я мог запросить у ЦРУ фотоснимки нужной области, и через очень короткое время эти снимки со спутника лежали в моем офисе...» [15].
По утверждению П. Швейцера, в целях сбора информации в Афганистане была специально скорректирована орбита одного из космических разведывательных спутников - КН-11. Вся система электронной разведки США получила задачу фиксировать все, что могло иметь отношение к событиям в Афганистане и вокруг него [12, с. 167, 168].
За несколько лет ЦРУ была создана при участии спецслужб Пакистана система разведывательной деятельности в условиях афганского конфликта. Ее функционирование было возможно при жестком контроле со стороны высшего руководства ЦРУ и при поддержке администрации США. Кроме того, разобраться в потоке поступавшей из самых разных источников информации и подготовить близкие к истинным оценки без должной координации было просто невозможно. Если проследить, какие силы и средства задействовались в интересах разведки в Афганистане, можно увидеть довольно сложную систему, говорящую в пользу утверждения о работе ЦРУ именно в рамках тайных операций. Имеющиеся материалы свидетельствуют, что в операциях разведки участвовали подразделения спецслужб США в собственной стране (в местах концентрации афганских эмигрантов и при работе по официальным представительствам Афганистана); структуры воздушно-космической разведки; региональная штаб-квартира ЦРУ в Исламабаде; резидентуры в Кабуле, Дели, Бонне, Риме, столицах некоторых других государств. Высшие органы ЦРУ координировали и осуществляли взаимодействие в работе по «афганской линии» на уровне правительств и ведомств различных государств.
На основе добываемых в Афганистане разведданных и результатов активных акций США организовали крупномасштабные операции по компрометации советской внешней политики и связей СССР с развивающими странами, подрыву его внутренних устоев в увязке с военно-политическим кризисом в Афганистане, что нашло отражение в виде нарушения международных тор-
гово-экономических и политических связей СССР с зарубежными странами (в особенности с государствами так называемого «третьего мира»). Основная роль при этом отводилась пропагандистским, политическим акциям на международной арене.
История внешней политики СССР имеет немало примеров, когда те или иные шаги советского руководства на мировой арене использовались противниками в целях компрометации отношений нашей страны с другими странами. Подобное, но в гораздо более широких масштабах, произошло и в связи с афганскими событиями. Ввод советских войск на территорию соседнего Афганистана с последующим их непосредственным вовлечением в боевые действия на стороне правительственных сил сразу же был использован в интересах компрометации внешней политики СССР. Роль ЦРУ США в этой кампании видна в том, что, по явно заниженным данным конгресса США, до 30 % деятельности главного разведывательного ведомства приходилось на работу со средствами массовой информации. В свое время Ф. Эйджи писал о большом количестве ориентировок по вопросам организации пропагандистской деятельности, направлявшихся центральным аппаратом разведки в свои зарубежные структуры [14, с. 75].
В повседневный информационный оборот были запущены старые, еще времен британской экспансии в Южной Азии и на Среднем Востоке пропагандистские штампы - «русский медведь рвется к Индийскому океану», «угроза независимости Афганистана с севера» (сокр. - «угроза с севера»). Были выдвинуты и новые тезисы, соответствовавшие духу времени, как-то: «Советы хотят превратить Афганистан в своего сателлита», «Советский Союз оказывает Афганистану недостаточную помощь и несет ответственность за его отсталость», «Спасение Афганистана от вековой отсталости возможно только на путях всестороннего сотрудничества с Западом», стратегический план Москвы - «интегрировать Афганистан в состав СССР» и др. [16, с. 139].
Заинтересованность США в использовании афганской ситуации вызывалась тем, что она давала уникальную возможность пропагандистского обеспечения политической поддержки афганской оппозиции; интернационализации военной и экономической помощи моджахедам. Однако, как представляется, главной целью развернутой ЦРУ в рамках замаскированной операции пропагандистской кампании являлась дискредитация
всей внешней политики, проводимой Советским Союзом в отношениях с развивающимися государствами. Задача пропаганды США того времени и их союзников сводилась к основному - показать «агрессивную» сущность Советского Союза, не останавливающегося, якобы, перед любыми преступлениями во имя достижения своих целей. Тем самым оправдывались собственные акции США во Вьетнаме, Гренаде, Никарагуа, Чили и в других регионах мира. Обеспечение наиболее эффективного использования этой благоприятной, с точки зрения идеологического контрнаступления против СССР, возможности не могло обойтись без координации, управления из одного центра - ЦРУ США, с его связями в спецслужбах стран НАТО и других государств. Безусловно, утверждать, что вся развернувшаяся антисоветская кампания за рубежом в те годы была делом рук американской разведки, будет неверным. Однако то, что разведка США сыграла свою инициирующую, стимулирующую и координирующую роль в рамках самостоятельной либо части общей тайной операции под наименованием «Прозрачный Афганистан», является практически бесспорным. Элементами этой операции явились, в частности: постановка информационных задач структурам ЦРУ за рубежом; использование агентов из журналистов различных стран для сбора, подготовки и продвижении соответствующих материалов на радио, телевидение, в прессу. Были инспирированы через агентуру влияния такие мероприятия, как организация слушаний по афганскому вопросу в парламентах различных стран мира, международных, региональных, национальных и других комитетах и организациях; проведение выставок, пресс-конференций, а с использованием возможностей афганских эмигрантских и прочих комитетов - митингов и демонстраций протеста, а также нападений на представительства СССР и Афганистана, осуществление террористических актов в отношении советских и афганских граждан за рубежом.
К 1985 г. на Афганистан вели передачи более 50 зарубежных радиостанций. Объем их вещания достигал 200 ч в неделю. С территории Пакистана работало созданное ЦРУ «Радио свободного Кабула» с 11 стационарными передатчиками, расположенными вдоль афгано-пакистанской границы. Ежедневные передачи на языках дари и пушту вели «Голос Америки», «Свобода» и «Свободная Европа». В городах Лахоре и Пешаваре действовали
«мобильные информационные центры», задачей которых было, как сообщал индийский еженедельник «Линк», готовить компрометирующие СССР и Афганистан материалы. В лагеря беженцев и центры подготовки моджахедов направлялись проверенные западные журналисты с такой же задачей.
В некоторых случаях ЦРУ под видом журналистов направляло на афганскую землю своих агентов. Одним из них являлся Майкл Бэрри. В 1985 г. по его заказу одна из бандгрупп устроила в кишлаке Ячхаль в провинции Гильменд съемку подобных «доказательств». Переодетые в форму бойцов афганской армии бандиты подожгли дома. Изображая «зверства» афганских солдат перед объективом камеры Бэрри, они убивали или живьем бросали в огонь активистов кооперативов и добровольцев -защитников революции. Тем временем один из звукооператоров «тележурналиста» с помощью двух помощников выколачивал в стороне из оставленных в живых жителей «свидетельские показания» о том, как «афганская армия бесчинствует в непокорных кишлаках» [6].
Очередным доказательством, подтверждающим скрытые намерения идеологов тайной войны, явилось разоблачение органами МГБ РА в числе захваченных незаконно находившихся на территории страны иностранных корреспондентов группы агентов ЦРУ, которые имели, наряду с разведкой, задачу сбора тенденциозной информации о действиях советских войск в Афганистане. Часть такой агентуры обеспечивала информацией «Радио Свобода/Радио Свободная Европа» и конкретно - ее «Среднеазиатскую службу», а с конца 1985 г. - их «Службу новостей - РС Афганистан». Сотрудники радио из афганцев собирали такую информацию через свои связи от прибывавших по делам в ФРГ граждан Афганистана [8].
Антисоветская направленность пропагандистских операций и роль ЦРУ в их организации просматривались и в тех случаях, когда корреспонденты западных средств информации переодевали моджахедов в форму военнослужащих Советской Армии и имитировали их расправу над мирными жителями, либо целевым порядком фиксировали полеты авиации с советскими опознавательными знаками, артиллерийские и бомбо-штурмовые удары по позициям моджахедов, а затем монтировали фильмы о войне СССР против афганского народа [8].
Примерами антисоветской пропаганды были и неоднократно экспонировавшиеся в различных
странах фотовыставки под рубрикой «Зверства русских в Афганистане»; проведение пресс-конференций в помещении «Фридом Хаус» в Нью-Йорке с бывшими советскими военнослужащими, находившимися в плену у афганской оппозиции; подготовка текстов выступлений в западных средствах массовой информации «очевидцев советских преступлений» в Афганистане и др.
Важное место в деятельности спецслужб США в условиях Афганистана занимал сбор информации о вооружении Советской Армии. Образцы нового оружия противника всегда являли собой предмет особой охоты. Война предоставляла большую возможность их получения с минимальными издержками для военной разведки соперничающих на поле боя армий. Война позволяла испытать в реальных условиях новые разработки научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро, выявить недостатки и усовершенствовать оружие. СССР уже много лет не вел масштабных военных операций, поэтому Афганистан фактически превратился в полигон для испытаний военной техники и вооружений в жарком сухом климате.
Объектом «охоты», в частности, стал автомат Калашникова АК-74. Будучи меньше по размерам и легче, чем автомат образца 1947 г., он имеет калибр 5,45 мм и использует боеприпасы со смещенным центром тяжести, которые беспорядочно двигаются при попадании в тело, что приводит к повреждению внутренних органов с большим выходным отверстием. Первый захваченный моджахедами АК-74 был продан ЦРУ за 5 000 долл. В 1987 г. западногерманская разведка завладела в Афганистане некоторыми образцами советской боевой техники и боеприпасами. ЦРУ США обратилось с просьбой к руководству разведки ФРГ (БНД) о содействии в получении некоторых из них - в частности, образцов нового противотанкового управляемого реактивного снаряда.
Почувствовав заманчивую возможность делать деньги на продаже западным покровителям образцов советского вооружения, моджахеды начали активно заниматься торговлей добываемого в боях оружия и техники. В дело шло оружие, куски брони, электронное оборудование, шифровальные машины, танковые гусеницы. Даже бинокли приобрели коммерческую ценность для моджахедов. Особый интерес спецслужбы проявляли к вертолетам Ми-24. Его обломки распиливали и продавали по кускам. В 1985 г. афганские летчики совершили побег и угнали
в Пакистан два вертолета Ми-24, позже перегнали туда же и несколько советских боевых самолетов. Скупкой подобных трофеев занимались сотрудники иностранных дипломатических представительств, аккредитованные в Пакистане, а также специально обученные агенты. Обеспокоенные бесконтрольной ситуацией в этом вопросе пакистанцы приняли необходимые меры [15].
Поскольку задачи США в Афганистане успешно решались, во второй половине 1980-х гг. произошло то, что называлось перегруппировкой сил и перенацеливанием их на другие объекты. Такими объектами стали республики советской Средней Азии, социалистические и развивающиеся страны, шедшие в фарватере политики Советского Союза.
Американские наблюдатели довольно быстро обратили внимание на воздействие афганского конфликта на политический климат в южных регионах СССР. Они отмечали факты деятельности эмиссаров моджахедов в Таджикистане, переброске сюда пропагандистских и других материалов [3, с. 273-277].
В этой связи, как считает автор, разведка США не могла не внести коррективы в общую стратегию разведывательно-подрывной деятельности против СССР в части, касающейся использования возможностей, открывшихся с дальнейшим обострением обстановки. Справиться же с решением комплекса проблем в условиях регионального конфликта даже для спецслужбы такого государства, как Соединенные Штаты, было делом не простым. Только процесс умелого управления системой разведывательных органов в быстро меняющихся условиях позволил ЦРУ своевременно внести коррективы в организацию своей деятельности.
Для проникновения ЦРУ в интересующие объекты на территории СССР использовались силы и средства разведки и контрразведки афганской оппозиции. Осуществлялась подготовка кадров, обеспечение их средствами разведывательной работы. Здесь роль ЦРУ была достаточно велика, поскольку информация о направлении в центры подготовки на территории США групп моджахедов по несколько десятков человек поступала в МГБ ДРА на протяжении всех 1980-х гг. Известно также, что средства радиосвязи моджахеды получали в основном из американских источников. Не вызывало сомнений и американское происхождение у оппозиции различного рода наставлений
по организации и тактике действий агентуры. У членов одного из формирований оппозиции в провинции Балх была изъята брошюра «Принципы и правила конспирации. Для обучения агентуры» на 8 листах. Основные ее положения сводились к приемам зашифровки поведения агентов, правилам ухода от возможного наблюдения контрразведки, встреч с разведчиками и передачи им информации с учетом местных условий и поведения жителей. Подобные документы имелись у так называемых «контрас» в Никарагуа. Просматривалась роль ЦРУ и на стадии планирования, управления разведывательно-подрывными мероприятиями и операциями моджахедов по советским объектам. Источники МГБ ДРА довольно часто сообщали об участии в их инструктаже лиц европейского происхождения, нередко прямо указывая, что это были американцы. Например, агент МГБ РА «Хасан» сообщил, что на его встрече с сотрудником пакистанской разведки в октябре 1989 г. в Пешаваре присутствовал американец, представившийся псевдонимом «Учитель». Участие американца объяснялось тем, что «Хасан» работал над созданием террористической группы моджахедов в Кабуле [8].
Сопоставление ряда косвенных данных о причастности ЦРУ США тех лет к организации подрывной работы моджахедов на территории СССР позволило предположить о возможной операции американской разведки и на этом направлении. Многочисленные факты - создание подрывной группы Исламской партии Афганистана (Г. Хекматьяра) на юге Таджикской ССР в увязке с оперативными материалами МГБ РА - позволили проследить определенную логику в развитии событий. В декабре 1987 - январе 1988 г. органами госбезопасности Афганистана и спецслужб СССР была отмечена активность иностранных специалистов в формированиях моджахедов на севере страны. В частности, велась фотосъемка советской территории в районе 66-го пограничного отряда. На направлении ответственности 117-го погра-нотряда иностранцы оказывали помощь в подборе мест строительства опорных баз. Поступали также данные о склонении ими ряда командиров оппозиции к ведению боевых действий на советской территории путем организации диверсий на объектах. Призывы сопровождались обязательством выделить в порядке поощрения зенитно-ракетные комплексы «Стингер». Строительство опорных баз в непосредственной близости от границ СССР рас-
сматривалось как часть спланированной операции по переносу части усилий моджахедов для работы по советской территории.
Другим важным моментом, доказывающим участие ЦРУ в организации разведывательно-подрывной деятельности против СССР, являлось создание и финансирование специального центра, участие американских инструкторов в подготовке боевых групп близ Пешавара на базе этнических лагерей «Хорасан-1» и «Хорасан-2», формировавшихся из беженцев северных районов Афганистана. По данным тех лет, в основном из советских источников, все изложенное являлось частью тщательно разработанной ЦРУ США, ориентировочно в 1986 г., реализуемой совместно с Турцией, Пакистаном и Саудовской Аравией операции под условным наименованием «М» (в средствах массовой информации упоминалось о некоем «плане-М»). Наряду с непосредственным подрывом в этой операции предусматривались мероприятия по созданию в пограничных с Афганистаном районах СССР разветвленной агентурной сети [5, с. 23, 24, 31].
Перенести джихад из Афганистана на территорию Советского Союза планировали также и в рамках операции «Фарадей». Представители американских спецслужб предлагали начать обучение моджахедов технике проведения диверсий в крупных городах России [2].
Поскольку данные о причастности ЦРУ США к операции «М» исходили из афганских источников, автор не исключает, что американцы не стояли у истоков операции, а на каком-то этапе подключились к действиям спецслужб Пакистана и арабских стран, стремясь тем самым сохранить контроль над своими партнерами в этом регионе. Данное предположение базируется на двух моментах. Во-первых, известно негативное отношение США к исламскому фундаментализму. Во-вторых, произошло общее усиление в мусульманском мире идей панисламизма, его политизация, сочетаемое с поворотом в сторону антисоветизма лидеров некоторых государств и правомусульманских группировок. При оценке данной операции американские специалисты понимали, что рассчитывать на прямое руководство деятельностью, в частности, северными группировками афганских моджахедов (Союзом северных провинций Афганистана - ССПА под руководством А. Бека), не следовало по ряду причин. Среди таковых можно назвать этническую и религиозную близость с Турцией, спецслужбы которой имели в
«союзе» давние позиции, опиравшиеся на тюркские эмигрантские организации в своей стране. Кроме того, в ССПА была агентура разведки Пакистана, как страны, на территории которой размещалась база ССПА. Исходя, однако, из предполагаемых позитивных результатов в случае успеха операции ЦРУ пошло на участие в ней. Для усиления влияния на руководство «союза» в полной мере были задействованы финансовые возможности ЦРУ, взявшего на себя эту сторону задачи. В тех же целях оно перераспределило с учетом потребностей новой организации поступающие в Пакистан оружие и другие средства. Американская разведка рассчитывала, что сможет проводить свою линию в деятельности «союза». Американцы в составе группы иностранцев (в частности с турками) посетили север Афганистана, где лично ознакомились с возможностями А. Бека. Опора на турецких специалистов в передвижениях по афганской территории объяснялась, кроме названного выше, соображениями личной безопасности, поскольку к туркам, как единоверцам, отношение местного населения было более лояльное [8].
Отдельно, вне приведенной выше классификации тайных операций, следует рассмотреть роль США в возможно специально организованном, в рамках той же тайной операции, втягивании СССР в военно-политический кризис в Афганистане. Хорошо информированный соратник М. С. Горбачева, А. Н. Яковлев в своих воспоминаниях утверждает именно это. Авторы книги «Гражданская война в Афганистане 1978-2005 гг.» приводят именно его аргументы, свидетельствующие о том, что «имелось огромное количество материалов, показывающих, как работала американская разведка, готовя нам ловушку в Афганистане. В КГБ были переданы горы дезинформации». В их числе такие сведения, как: Амин регулярно посещает резидентуру ЦРУ в американском посольстве; Амин во время учебы в США состоял в руководстве землячества афганских студентов, а оно функционировало под контролем ЦРУ; о согласии Амина разрешить размещение в приграничных с СССР провинциях Афганистана американских средств технической разведки; Амин ищет пути сближения с Пакистаном и Ираном; между Амином и Зия-уль-Хаком достигнута договоренность о приеме в конце декабря 1979 г. в Кабуле личного представителя главы пакистанской администрации; добытая резидентами ГРУ в Вашингтоне копия секретной
директивы Белого дома о «помощи внутренним врагам промосковского режима в Кабуле»; США в случае ввода советских войск в Афганистан займут нейтральную позицию... Америка будет считать такой шаг внутренним делом Москвы [6].
Поддерживает высказанное суждение и И. П. Добаев: «Советские войска буквально были втянуты в Афганистан массированными и хорошо спланированными специальными операциями американских спецслужб, которым удалось убедить стареющее советское руководство в том, что вот-вот американские войска первыми войдут в Афганистан, разместившись в зоне «мягкого подбрюшья» Советского Союза, у границ с советскими среднеазиатскими республиками» [1].
В. Широнин, в чьи задачи входила и афганская проблематика, пишет: «Имеющиеся в органах госбезопасности России материалы свидетельствуют, что американские стратеги действительно ухватились за идею Бжезинского устроить Советскому Союзу «собственный эквивалент Вьетнама» и предприняли всеобъемлющие меры, чтобы вынудить советское руководство принять решение о вводе войск в Афганистан. С участием Амина была задумана и осуществлена серия дезинформационных акций, направленных на то, чтобы склонить генсека Брежнева именно к таким умозаключениям» [13]. Как видим, профессиональный контрразведчик не исключает, что Х. Амин, возможно, сотрудничал с американцами.
С чьей «подачи» действовал Х. Амин - вопрос важный. Будет ли на него ответ - покажет время. Однако за спиной Х. Амина стояла НДПА, не он один разделял идеи форсировать построение социализма в Афганистане. С другой стороны - обстановка в регионе не в пользу США складывалась во многом независимо от Х. Амина. Как представляется, основные причины втягивания СССР в афганский конфликт лежат в плоскости общей глобальной расстановки сил в мире. «Одной из причин войны стало стремление поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции, столкнувшихся с мощной оппозицией своей социальной, экономической и политической стратегии. Американская военно-экономическая деятельность в регионе создавала угрозу выхода Афганистана из советской сферы влияния. Также ввод советских войск преследовал цель предотвратить возможное укрепление в регионе исламского фундаментализма, вызванное
исламской революцией в Иране в 1979 г.» [4].
Не будучи бесспорной, позиция авторов книги «Война в Афганистане (1979-1989)», как представляется, все же ближе к истине. Тайные операции в Афганистане, нацеленные на политическое и экономическое ослабление СССР, увязывались с другими крупномасштабными акциями на международной арене, проводимыми США и их союзниками. Финансовая и материально-техническая поддержка «Солидарности» в Польше, осуществлявшаяся по каналам ЦРУ, продолжалась до 1989 г. Стремясь снизить накал антиправительственных выступлений, СССР выделял правительству Польши миллиардные кредиты, хотя сам испытывал валютный голод.
Специальной секретной директивой президент Р. Рейган организовал ограничения на импорт технологий из западных стран и выдачу ими кредитов Советскому Союзу. Прямые потери в валюте, вызванные эмбарго США на поставки зерна в СССР, составили в 1980 г. 2 млрд долл. Ощутимые потери были понесены и в результате ограничений на закупку американской техники и технологии [10, с. 282, 284]. Мощный удар по советской экономике был нанесен в 1986 г. путем обрушения мировых цен на нефть (с 30 до 10 и ниже долларов за баррель), срывом строительства новой нитки газопровода из СССР в Европу. Подробности нефтяного удушения СССР, организованного с подачи США, хорошо описаны в книге Н. Старикова «Шерше ля нефть.» [9].
Часть подобного рода операций проводилась вне обычных государственных каналов. Официальных разведывательных акций не предпринималось во избежание утечки информации. Самая секретная операция проводилась так, чтобы не оставалось следов участия администрации США в организации подрыва экономики и внешней политики СССР. Администрация США проводила экономическую войну с советским блоком и секретные операции в ключевых районах (Польша и Афганистан) [12, с. 16].
Результатом реализации Соединенными Штатами тайной стратегии и тайных операций в Афганистане стало то, что вооруженная оппозиция превратилась в силу, способную вести длительную партизанскую войну. Такое положение могло сохраняться много лет и в условиях обозначившихся в СССР экономических трудностей способствовать их обострению. В совокупности с внешнеполитическими проблемами СССР имел от военного при-
сутствия в Афганистане гораздо больше минусов, чем реального выигрыша. Тайные операции как часть всей внешней политики США 1980-х гг., направленной на ослабление СССР, положили начало постепенному свертыванию советско-афганских отношений, а затем их практически полному прекращению в 1992 г.
Таким образом, анализ действий США и их союзников в Афганистане свидетельствует о приоритете тайной стратегии в решении внешнеполитических задач. Искусство политических руководителей государства состоит и в том, чтобы уметь разглядеть за красивыми фразами о демократии и правах человека истинную цель «партнеров» по международному сотрудничеству, уметь во что бы то ни стало отстаивать национальные интересы своей страны.
Список литературы
1. Афганская ловушка / Сайт «Мы и мир». URL: http://weandworld. ru.
2. Баженов С. Аннотация книги мемуаров Тома Кэрью «Джихад» - воспоминаний о борьбе британских и американских разведслужб в Афганистане в 1980-е годы против СССР. URL: http:// www. duel. ru/200036/?36 77.
3. Беннигсен А. Афганистан и мусульмане в СССР // Афганистан: уроки истории. Сборник материалов буржуазной печати. Выпуск первый. Ч. 2. М.: Прогресс, 1990.
4. Война в Афганистане (1979-1989). URL: http://history. tom. ru.
5. Голос из Триполи. Заявление Муамара Каддафи // Век XX и мир. 1990. № 3. С. 22.
6. Гражданская война в Афганистане 19782005 гг. Ч. 1 / Информационный портал «Афганистан. Ру». URL: http://afghanistan. ru.
7. Даллес А. Искусство разведки. М., 1992. С. 271-272. URL: http://www. Chekist. ru.
8. Материалы МГБ ДРА за период 19791989 гг.: личный архив автора.
9. Стариков Н. Шерше ля нефть... СПб: Питер, 2009.
10. Так Джей. Научно-технический шпионаж. Лондон, 1986 // Цит. по книге: Разведка США в действии. Шпионаж, тайные операции, саботаж. Сборник материалов американской печати / пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
11. Топорков В. М. Геополитическое противостояние США - СССР в условиях афганского вооруженного конфликта 1980-1989 гг. // Вестник чувашского университета. 2006. № 7.
12. Швейцер П. Победа. Минск: СП «АВЕСТ», 1995.
13. Широнин В. Секретные пружины перестройки. URL: http://makeyev. msk. ru.
14. Эйджи Ф. За кулисами ЦРУ. М. : Воениздат, 1979.
15. ЮсуфМ. Ловушка для медведя / пер. с нем. Д. Кузина. Информационный портал «Афганистан. Ру». URL: http://afghanistan. ru.
16. Afghanistan: 5 Years of Occupation // Cairo: United States Information Service, Embassy of the United States of America, December 1984. P. 63.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
I
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru