Научная статья на тему 'Советский кинематограф как институт городского пространства'

Советский кинематограф как институт городского пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
461
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОД "ОТТЕПЕЛИ" / THE PERIOD OF "THAW" / КИНЕМАТОГРАФ / FILM / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / PROVINCIAL TOWN / КИНОФИКАЦИЯ / КИНОПРОКАТ / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / CULTURAL INSTITUTION / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ADAPTATION FOR THE SCREEN EXISTED / THEATERS / RECREATIONAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махнева Елизавета Андреевна

Данное исследование посвящено рассмотрению кинематографа послесталинского периода как части городского пространства. В статье будут рассмотрены особенности работы института кино на территории Молотовской области: принципы работы, организация просмотров, взаимоотношения между организациями внутри института и т.д. Также в работе анализируются отличительные особенности советского кинематографа периода «оттепели» и рассмотрен контекст встраивания института кино в систему учреждений советской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET CINEMA AS AN INSTITUTION OF URBAN SPACE

This study focuses on the consideration of the cinema of the post-Stalin period, as part of the urban space. This article considers the features of the work of the film institute on the territory of Molotov region: principles of operation, the organization views the relationship between organizations within the institute, etc. The work also analyses the features of the Soviet cinema of the thaw period, and considers the context of the embedding film institute in the system of institutions of Soviet culture.

Текст научной работы на тему «Советский кинематограф как институт городского пространства»

Список литературы

1. Громов Е.С. Палитра чувств: о трагическом и комическом. М., 1990. 191 с.

2. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974. 238 с.

3. Макиенко М. Г. Художественная реальность исторического кинематографа // Молодой ученый. 2009. №6. С. 199-201.

УДК 94(47).084.9.778

Махнева Елизавета Андреевна

студентка III курса социально-гуманитарного факультета

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ИНСТИТУТ ГОРОДСКОГО

ПРОСТРАНСТВА

Elizaveta A. Makhneva

III year student of social and humanitarian faculty National research University Higher school of Economics, Perm, Russia, email: [email protected] SOVIET CINEMA AS AN INSTITUTION OF URBAN SPACE

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению кинематографа послесталинского периода как части городского пространства. В статье будут рассмотрены особенности работы института кино на территории Молотовской области: принципы работы, организация просмотров, взаимоотношения между организациями внутри института и т.д. Также в работе анализируются отличительные особенности советского кинематографа периода «оттепели» и рассмотрен контекст встраивания института кино в систему учреждений советской культуры.

Ключевые слова: период «оттепели», кинематограф, провинциальный город, кинофикация, кинопрокат, учреждение культуры, досуговые практики.

Abstract. This study focuses on the consideration of the cinema of the post-Stalin period, as part of the urban space. This article considers the features of the work of the film institute on the territory of Molotov region: principles of operation, the organization views the relationship between organizations within the institute, etc. The work also analyses the features of the Soviet cinema of the thaw period, and considers the context of the embedding film institute in the system of institutions of Soviet culture.

Keywords: the period of "thaw", film, provincial town, adaptation for the screen existed, theaters, cultural institution, recreational practices.

Городское пространство в населенных пунктах Молотовской области начинает формироваться с 1930-х гг. Это был этап формирования «города

© Махнева Е.А., 2017

бараков и индустриальных гигантов», продлившийся до 1950-х гг. На данном этапе завод являлся центром всей городской жизни, служа при этом источником различных благ, распределяемых в иерархичном порядке. Еще одним элементом, определяющим облик города, были бараки. Эти постройки были недолговечны, и уже к 1950-х гг. большинство из них пришло в негодность. Таким образом, в период с 1930-1950-х гг. Молотов было сложно назвать полноценным городом, так как единое социальное пространство только начинает формироваться. Повседневная жизнь советского человека того времени протекала между заводом, столовой и бараком, меньше всего напоминая жизнь настоящего горожанина.

Формирование настоящей городской среды начинается со строительством «хрущевок» - экономичных, но благоустроенных и отдельных квартир. Появление приватного в жизни советского человека превратило нерабочее время в досуг [5, с. 133-136].

Важным элементом досуга являлся поход в кинотеатр, который привлекал не только молодежь, но и все возрастные группы.

Для анализа места кинематографа в жизни советского горожанина важно рассмотреть особенности советского кинематографа. Становление советского кинопроката начинается с 1920-х гг., однако это время можно назвать кинематографическим кризисом, так как многие кинотеатры, переданные в ведение общественных организаций, перестали существовать. Основная часть кинопроката состояла из иностранных фильмов, потому что большая масса дореволюционных кинокартин не отвечала требованиям советской идеологии. Киносеть страны не справлялась со своими обязанностями, что привело к сокращению киносети и «фильмовому голоду». Оживление киносети началось с провозглашением новой экономической политики в 1921 г. В 1924 г. создается государственная организация Совкино, призванная объединить все киноорганизации РСФСР, что способствовало значительному подъему отечественного кинопроката [7, с. 149]. В начале 1930-х гг. советский кинематограф обретает звук, однако долгое время не все кинотеатры были

оснащены необходимой техникой. Например, в докладной записке «О проведении сплошной кинофикации Молотовской области с 1946 по 1950 гг.» главное управление кинофикации пишет Молотовскому обкому ВКП(б) о проведении мер по полному выводу из эксплуатации немых установок [2]. Таким образом, происходит инерция звукового кино. С середины 1930-х гг. происходит ограничение жанрово-тематического диапазона, что не оставляет зрителям права на выбор картин. В военный период кинотеатры продолжали пользоваться популярностью, демонстрируя не только художественные, но и документальные и хроникальные кинокартины. Конец 1940-1950-х гг. характеризуется обилием идеологических и пропагандистских картин. В этот период большую часть кинолент составляли «трофейные картины». Это были киноленты, произведенные в Германии и других европейских странах и захваченные войсками СССР во время Второй мировой войны. Также в этот период происходит резкое сокращение кинопроизводства, что приводит к периоду малокартинья. К концу сталинского правления кинопроизводство и показ фильмов находились в плохом состоянии, что объяснялось отсутствием достаточного финансирования и нарушением работы системы.

Новый период для советского кинопроката приходит с началом «оттепели». Происходят качественные и количественные изменения в киноиндустрии. В этот период на экраны выходит большое количество фильмов, которые рассказывают о жизни обычных советских граждан, чем так притягивают внимание и заслуживают любовь зрителей. Также «оттепельные» фильмы пропагандируют любовь к Родине и своей стране. В период «оттепели» заметно меняется типаж героев. Они перестают быть однозначно хорошими или плохими. Герои совершают ошибки, но таким образом совершенствуются и растут в духовном и эмоциональном плане. Одной из главных особенностей советского кинематографа послесталинского периода является обращение к реальной жизни людей, их повседневности, чувствам и переживаниям. С помощью преобразований в 1960-х гг. СССР занимало второе место по кинопосещаемости в мире [7, с. 150].

Начиная с 1956 г. начинают происходить изменения, связанные непосредственно с организацией работы института. В области происходит расширение киносети за счет строительства новых кинотеатров. В результате появляются новые кинотеатры в городах: Гремячинск, Боровск, Губаха и др. Помимо строительства кинотеатров происходит облагораживание прилегающей территории за счет посадки новых и сохранения старых деревьев, организации аллей и осуществления контроля за их сохранностью. Также осуществляется строительство продовольственных киосков с кондитерскими изделиями и прохладительными напитками на прилегающей к кинотеатру территории [21]. Строительство кинотеатров и облагораживание прилегающей территории способствовало изменению городской среды и формированию «настоящего» города.

В целях создания единой отлаженной работающей системы и обеспечения населения возможностью смотреть фильмы не реже одного раза в неделю власти района принимают решение о переходе на полное кольцевание киносети по образцу г. Ленинграда. В рамках данной системы устанавливается маршрут кинокопии и твердое количество дней нахождения в районе. Также осуществляется подбор «головной» установки, то есть главного отделения, в адрес которого отправляются все фильмы [23]. Такая система позволяла обеспечивать фильмами большие территории и способствовала оперативной работе системы. Однако после установления данного режима наблюдаются нарушения, которые выражаются в многочисленных жалобах в адрес Областного отдела кинофикации. Например, Чусовской городской отдел культуры просит начальника Областного отдела кинофикации тов. Инозецева исключить из кольцевого продвижения кинофильмов городской сети отдела Новопашийский дом культуры, который получает кинокартины из кинотеатра им. Кирова (г. Чусовой) и передает кинотеатру «Буревестник» (пос. Пашия), и систематически срывает работу последнего кинотеатра путем задержания фильмов [11]. Кроме задержки фильмов поступали жалобы и на передачу испорченных или частично поврежденных кинолент, например, Ильинская

дирекция киносети задерживает фильмы и срывает работу других дирекций, а также портит фильмы. Так, фильм «Пепел и Алмаз» пришлось списать из-за многочисленных недостатков [12].

Проблемы с кольцевой системой сопровождались проблемами с персоналом. Жители района выражают недовольство работой киномехаников, кассиров и контролеров кинотеатров. В протоколе клуба УЖД от 21 февраля 1962 г. имеется жалоба на т. Анчугову, которая неоднократно являлась на работу в нетрезвом виде, что приводит к сбою работы: билеты продаются частично, сопровождаясь грубостью к зрителям [17]. Также поступали жалобы от жителей пос. Судоверфь по поводу плохой демонстрации фильмов, вызванной работой киномеханика, являвшегося на работу в нетрезвом состоянии [3]. Жалобы поступали не только на персонал, но и на организацию работы отдельных кинотеатров. Так, посетители кинотеатра «Дзержинец» г. Перми жаловались на грубое отношение со стороны контролеров, маленькие перерывы между сеансами, неисправную вентиляцию, перед сеансами не было демонстрации журналов и проведения лекций и бесед [18].

Однако в работе киносети происходили не только нарушения, но и успехи в работе. Пермскую областную контору кинопроката ставят в пример и отмечают значительную работу по рекламированию художественных, хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов [9]. Такой успех в рекламировании кинокартин обусловливался некоторыми факторами. Во-первых, выпуск информационно-рекламного бюллетеня «Пермская кинодекада», издающегося с 1958 г. тиражом 20 тыс. экземпляров. Данный бюллетень выходил три раза в месяц и распространялся по подпискам. В нем содержалась информация о новых фильмах, их краткое содержание, информация об авторах, режиссерах и актерах. Во-вторых, издание красочной печатной рекламы, художественных панно, транспарантов, стендов и щитов. В-третьих, использование для рекламирования газет «Звезда» и «Молодая гвардия», теле- и радиовещания, выпуска программы «Новости кино» [22].

Об успехах работы отделов кинофикации области можно судить по пятилетним планам и многочисленным отчетам, характерным для делопроизводства СССР. Согласно объяснительной записке к пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг., к концу данного периода предполагалось увеличение киносети на 30 %. Количество установок 1150 шт. должно было обеспечивать нормальное обслуживание населения области кино. Норма к концу пятилетки должна была достигнуть 26 мест на 1000 населения. Обслуживание зрителей планировалось довести до 33 млн чел. Валовый сбор должен был вырасти до 70 млн руб. с намеченным строительством 11 кинотеатров на 3500 посадочных мест [13]. В сельской местности насчитывался 7561 населенный пункт, 242 из них обслуживались профсоюзными киноустановками, 2326 киноустановками Министерства культуры РСФСР, 4837 передвижной киносетью и 246 не обслуживались вообще. К 1960 г. планировалось, что одной передвижкой будет обслуживаться только 8 населенных пунктов. К концу 6-й пятилетки пригодных помещений для кинопоказа должно было стать 3386, с вместимостью 143 000 посадочных мест [14]. Согласно отчету по киноустановкам города и села за 1960 г. валовый сбор по городской киносети, киносети с ограниченным временем работы, школьных и городских кинопередвижек составил 41 млн руб. со средней ценой взрослых сеансов в 2 р. 92 коп. и 1 р. 00 коп. детских сеансов. Количество зрителей достигло 9 725 000 чел. на взрослых сеансах и 4 475 000 - на детских [6]. Отчеты составлялись не только по области в целом, но и на основании результатов работы отдельных населенных пунктов. Например, в г. Чусовом, одним из самых успешных отделов кинофикации выполнение плана за 1960 г. по количеству зрителей составило 92 % - 1 356 000 чел., по валовому сбору 89 % - 3 759 000 руб. и по количеству сеансов 111 % - 10 179 шт. В г. Перми за тот же период наблюдалось 104 % выполнения плана по количеству зрителей, 103 % - по валовому сбору и 113 % - по количеству сеансов [25].

Таким образом, советский кинопрокат в период «оттепели» является одним из успешных институтов не только в СССР, но и на международном рынке. При наличии многих недостатков и проблем в работе система все равно показывала высокие результаты.

Еще одним важным аспектом, необходимым для определения места кинематографа в городском пространстве, является анализ работы кинотеатров с другими учреждениями культуры.

Кино являлось одним из институтов, который находился под контролем власти СССР. Доказательством важности кинематографа для советской власти могут являться высказывания В.И. Ленина и И.В. Сталина. Так, Владимир Ильич говорил, что кино является важнейшим из всех видов искусств [1, с. 10]. Иосиф Виссарионович придерживался такой же точки зрения, отмечая, что кино есть величайшее средство массовой агитации, и задача власти взять его в руки [8, с. 14]. Сам Сталин осуществлял непосредственный контроль над произведениями, которые выходили на экран. Так произошло с фильмом «Иван Грозный», вторая серия которого обсуждалась лично Эйзенштейном и Черкасовым со Сталиным, Молотовым и Ждановым. Обсуждениям подвергались как идеологические аспекты, так и подбор актеров, мест съемок и т.д. Таким образом, власть полностью контролировала процесс создания фильмов и их смысловую наполненность, которая должна была быть идеологическим орудием, транслируемом через фильмы [24]. С началом «оттепели» ситуация меняется и власть ослабляет контроль над идеологическим наполнением фильмов, однако не прекращая при этом оказывать влияние в данной сфере. Через органы разных уровней власть продолжает диктовать, какие фильмы должны быть наиболее интересны населению, то есть трансляцию каких произведений необходимо увеличивать. Например, управление культуры г. Перми в своем послании от 22.09.1962 г. районным и городским отделам культуры и директорам городских кинотеатров объясняет необходимость создания наиболее благоприятных условий для улучшения продвижения лучших художественных фильмов отечественного производства и производства стран народной демократии. В письме говорится о том, что конторам по прокату кинофильмов будет направлен ряд значительных по идейно-художественному содержанию фильмов. Среди этих фильмов отмечены такие картины, как «Люди и звери», «На семи ветрах»,

«Застава Ильича» «Дикая собака Динго» и т.п. [19]. Среди фильмов стран народной демократии значительный интерес представляли фильмы «Как молоды мы были», «Репортаж с петлей на шее». Управление культуры Пермского облисполкома предлагало в своем послании обеспечить наиболее сильное рекламирование данных фильмов путем печатной и художественной рекламы, радио, периодической печати и привлечения общественности для пропаганды [20]. Кроме того, кинематограф используется для передачи населению важных политических решений. Например, заместитель министра культуры дает указание начальникам управления культуры областных и краевых исполкомов создать выпуск кинохроник, посвященных работе исторического XXII съезда КПСС. Он также указывает на необходимость обратить особое внимание на широкую пропаганду и организацию повсеместного показа спецвыпусков в киносети и по телевидению [10].

Также сфера кино использовалась не только в целях идеологической пропаганды, но и для привлечения населения к отдельным сферам, важным для государства. Одной из таких сфер являлось сельское хозяйство. Примером важности данного сектора может служить постановление Совета министров СССР от 15 марта 1962 г. и приказ министра культуры РСФСР от 28 апреля 1962 г. о расширении показа научно-популярных, хроникально-документальных и учебных фильмов на сельскохозяйственные темы [15]. Кино используется в данной сфере не только как инструмент привлечения внимания, но и как транслятор идей, распространяющий эти идеи на всей территории с целью увеличения объемов производства и обмена опытом. Например, в письме первому секретарю Пермского областного комитета КПСС председатель союзного объединения Союзсельхозтехники Совета министров СССР просит посредством кино ускорить процесс распространения передового опыта по техническому перевооружению и специализации ремонтных предприятий, механизации погрузочно-разгрузочных операций. Для этого по заказу киностудии страны было выпущено более 40 фильмов. Задача областного отдела кинофикации состояла в привлечении внимания к этим фильмам и их демонстрация [16].

Советский кинематограф привлекается в целях пропаганды по различным вопросам, в круг которых могли быть включены вопросы образования, медицины, городских мероприятий, исторически значимых для страны событий. Например, Министерство культуры РСФСР приказом от 08.01.1962 г. обязало управление культуры Пермского облисполкома организовать пропаганду знаний среди населения по вопросам защиты от средств массового поражения. Для этого в качестве транслятора используются кинотеатры района [4].

Несмотря на ослабление контроля со стороны власти в период «оттепели», кинематограф остается идеологическим продуктом, призванным осуществлять воззрения власти.

Список литературы

1. Болтянский Г.М. Ленин и кино // Советское кино. 1933. № 1-2. С. 9-11.

2. Докладная записка «О проведении сплошной кинофикации Молотовской области с 1946-1950 гг.» // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 8. 2 л.

3. Заведующему Чердынским отделом культуры // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 33 л.

4. Информация о выполнении Приказа Министра культуры РСФСР от 8 января 1962 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 37 л.

5. Кабацков А.Н. Новая жизнь советского города // Мир России. 2010. №2. С. 131-147.

6. Киноустановки в Молотовской области. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп.1. Д. 25. 19 л.

7. Косинова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Знание. Понимание Умение. 2014. №4. С. 147-155.

8. Латышев А.Г. Сталин и кино // Советский экран. 1988. №22. С. 14-16.

9. Министрам культуры автономных республик // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 57. 18 л.

10. Начальникам управления культуры областных и краевых исполкомов // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 57. 12 л.

11. Начальнику областного отдела кинофикации // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д.113. 61 л.

12. Начальнику областного отдела кинофикации // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 322. 9 л.

13. Объяснительная записка к пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 25. 2 л.

14. Объяснительная записка к пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 гг. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 25. 15 л.

15. Отчет о выполнении постановления Совета министров союза ССР от 15 марта 1962 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 22 л.

16. Первому секретарю Пермского областного комитета КПСС. // ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 286. Д. 50. 30 л.

17. Протокол от 21 февраля 1962 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 24 л.

18. Протокол собрания от 13 августа 1956 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 32. 54 л.

19. Районным и городским отделам культуры, директорам городских кинотеатров от 22 сентября 1962 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 7 л.

20. Районным и городским отделам культуры, директорам городских кинотеатров от 22 сентября 1962 г. // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 8 л.

21. Решение Исполнительного комитета Кунгурского городского Совета депутатов трудящихся № 279 от 24 июля 1956 г. // ГАПК. Ф.Р 990. Оп. 1. Д. 30. 41 л.

22. Справка о рекламировании фильмов по Пермской области // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 57. 20, 21, 26 л.

23. Справка о росписи кинофильмов на районы // ГАПК. Ф. Р 990. Оп. 1. Д. 113. 40 л.

24. Сталин: Вы историю изучали? // Российская газета. 2012. № 5687 (14). №Ь:кйр8://г§.гц/2012/01/25/1уап-§гтпуу.к1ш1 (дата обращения: 01.03.2017).

25. Телеграфная сводка о выполнении плана за 1960 г. по Пермскому областному отделу кинофикации в разрезе районов // ПермГАСПИ. Ф. 105. Оп. 27. Д. 135. 2 л.

УДК 94(47).08+94(47).084.9

Керимова Камилла Мурсаловна

студентка социально-гуманитарного факультета

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

МИФ О СТРОИТЕЛЕ В 1950-1960-Х ГГ. В СССР

Kamilla M. Kerimova

student of the faculty of social science and humanities

National Research University Higher School of Economics, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

THE MYTH OF A BUILDER IN THE 1950-1960S IN THE USSR

Аннотация. На примере пермских газет 1950-1960-х гг. в статье анализируется миф о советском строителе, чей образ - в связи с распространением строительства «хрущевок» -в СССР приобретает особую популярность и становится одним из символов эпохи. Понятие «миф» рассматривается через семиологическую концепцию французского философа и семиотика Ролана Барта.

Ключевые слова: миф о строителе, Ролан Барт, миф, советский рабочий, строитель, СССР.

Abstract. On the example of Perm newspapers of the 1950-1960s the article analyzes the myth of a Soviet builder, whose image - in connection with the spread of the Khrushchyovkas' construction - in the USSR acquires special popularity and becomes one of the epoch's symbols. The concept of «myth» is examined through the semiological conception of French philosopher and semiotician Roland Barthes.

Keywords: the myth of a builder, Roland Barthes, a myth, a Soviet worker, a builder, the USSR.

Понятие «миф» в данной статье рассматривается через семиологическую концепцию французского исследователя Ролана Барта, суть которой изложена в его статье «Миф сегодня». Согласно этой концепции, миф как неотъемлемая

© Керимова К.М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.