Научная статья на тему 'Кинофикация и пропаганда в эпоху Н. С. Хрущева (на материалах Челябинской области)'

Кинофикация и пропаганда в эпоху Н. С. Хрущева (на материалах Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
411
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОФИКАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / «ОТТЕПЕЛЬ» / КИНООБСЛУЖИВАНИЕ / КИНОУСТАНОВКА / КИНОСЕТЬ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / КИНОПОКАЗ / КИНОСЕАНС / РЕПЕРТУАР КИНОФИЛЬМОВ / "THAW" EPOCH / PROVISION OF FILM-SHOWING FACILITIES / PROPAGATION / FILM SERVICE / A FILM PROJECTOR / A FILM NETWORK / A FILM FESTIVAL / FILM DISPLAY / A FILM SESSION / REPERTOIRE OF FILMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ралкова Оксана Владимировна

Автор рассматривает характер процесса кинофикации Челябинской области в эпоху Хрущева, методы руководства кинофикацией и пропагандой, опыт идеологического воздействия на массы в изучаемый период, а также формы пропаганды кино. Кино в эпоху «оттепели» признавалось мощным средством идейного воспитания, и развивалась значительными темпами, стремительно росло количество киноустановок, а так же увеличивалась частота посещений мест кинопоказа зрителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF FILM-SHOWING FACILITIES AND PROPAGATION DURING THE N. S. KHRUSCHEV'S EPOCH (ON MATERIALS OF CHELYABINSK REGION)

The author analyzes the character of provision of film-showing facilities process of Chelyabinsk region during the Khruschev's epoch, management methods of provision of film-showing facilities and propagation, the experience of ideological influence on mass during the studied period and also forms of propagation of cinema. The cinema in the "thaw" epoch admitted a powerful tool of ideological education and developed quickly, the quantity of film projectors increased and the quality of visiting of places of film display by spectators also increased.

Текст научной работы на тему «Кинофикация и пропаганда в эпоху Н. С. Хрущева (на материалах Челябинской области)»

УДК 94 (470)

ББК ТЗ (2Р 36)623-7

О. В. Ралкова

КИНОФИКАЦИЯ И ПРОПАГАНДА В ЭПОХУ Н.С. ХРУЩЕВА (НА МАТЕРИАЛАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

О. V. Ralkova

PROVISION OF FILM-SHOWING FACILITIES AND PROPAGATION DURING THE N. S. KHRUSCHEV'S EPOCH (ON MATERIALS OF CHELYABINSK REGION)

Автор рассматривает характер процесса кинофикации Челябинской области в эпоху Хрущева, методы руководства кинофикацией и пропагандой, опыт идеологического воздействия на массы в изучаемый период, а также формы пропаганды кино. Кино в эпоху «оттепели» признавалось мощным средством идейного воспитания, и развивалась значительными темпами, стремительно росло количество киноустановок, а так же увеличивалась частота посещений мест кинопоказа зрителями.

Ключевые слова: кинофикация, пропаганда, «оттепель», кинообслуживание, киноустановка, киносеть, кинофестиваль, кинопоказ, киносеанс, репертуар кинофильмов.

The author analyzes the character of provision of film-showing facilities process of Chelyabinsk region during the Khruschev’s epoch, management methods of provision of film-showing facilities and propagation, the experience of ideological influence on mass during the studied period and also forms of propagation of cinema. The cinema in the “thaw” epoch admitted a powerful tool of ideological education and developed quickly, the quantity of film projectors increased and the quality of visiting of places of film display by spectators also increased.

Keywords: provision offilm-showing facilities, propagation, “thaw” epoch, film service, a film projector, a film network, a film festival, film display, a film session, repertoire of films.

Кино в эпоху правления Н. С. Хрущева признавалось могучим средством идейного воспитания.

«По силе воздействия на чувства и умы людей, по охвату широчайших масс народа, — говорил Н. С. Хрущев, — ничего не может сравниться с киноискусством. Кино доступно для всех слоев общества и, можно сказать, для всех возрастов: от школьников до стариков»1. XX съезд КПСС в своих решениях, так же счел необходимым, «учитывая значение кино как наиболее массового искусства», принять меры к увеличению и расширению киносети. Перед кинематографом была поставлена задача способствовать «скорейшему построению коммунизма»2.

Автор рассматривает характер процесса кинофикации, методы руководства кинофикацией и пропагандой, опыт идеологического воздействия на массы в эпоху Хрущева, а также формы пропаганды кино.

В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появились новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью.

Процесс кинофикации в Челябинской области в период с 1953 по 1964 годы развивался быстры-

ми темпами. Решения партии и правительства по освоению целинных земель и крутому подъему сельского хозяйства в середине 1950-х годов году возложили серьезные и ответственные задачи на государственную киносеть Челябинской области. Кино предполагалось использовать в качестве мощного средства пропаганды внедрения достижений агробиологической науки, передового опыта в сельскохозяйственное производство. Кроме того, кино признавалось средством воспитания трудящихся в духе коммунизма и мобилизации тружеников села на выполнение задач, поставленных партией и правительством перед областью3.

Стремительно увеличивалось число киноустановок. На 1 января 1956 года всего в области насчитывалось 467 государственных киноустановок (не считая профсоюзных). Из общего количества киноустановок 66 находилось в городах, из них 26— это стационарные киноустановки и 10 — городские кинопередвижки. К 1958 году в Челябинской области количество государственных и профсоюзных киноустановок возросло до 1067, из них в городах— 521, в сельской местности — 546. В 1959 году в области насчитывалась 1191 киноустановка. В Верхне-Уральске, Катав-Ивановске, Нязе-Петровске, Чебар-куле, Миассе, Копейске, Кыштыме и др. в период

О. В. Ралкова

с 1957 по 1965 годы строилось 16 кинотеатров с общих количеством мест — 7370. Однако, Пласт, ЮГРЭС, Усть-Катав, Юрюзань, Сим, Миньяр, пос. Роза и др. не имели постоянно действующих кинотеатров, и трудящиеся были лишены возможности регулярно смотреть кинофильмы4.

Жителей областного центра обслуживали 10 кинотеатров с общим количеством мест 4222. Кроме того, в садах Пушкина и Челюскинцев находились 2 летних кинотеатра на 1000 мест, а так же 2 филиала кинотеатров им. Пушкина и 25 лет Октября. Окраины города обслуживали 8 кинопередвижек и постоянно действующие киноустановки кинотеатра 30 лет ВЛКСМ. В период школьного учебного года работали 5 киноустановок в школах города.

Сельских же киноустановок насчитывалось 401, в их числе было 17 кинотеатров, 179 колхозных стационаров и 205 сельских передвижек5. В период с 1950 по 1960 годы количество киноустановок в Челябинской области увеличилось в 3 раза.

Возрастало и количество посещений мест кинопоказа трудящимися. Так, в 1955 году в среднем по области на одного жителя приходилось 19,3 посещений. Количество посещений между городским и сельским населением различалось в этот период и составляло — 21,4 и — 13,6 соответственно. В 1957 году население совершало 19,8 походов в кино, в том числе горожане — 21, селяне — 16,2. В 1959 году в области на каждого приходилось уже 22,9 посещений, в том числе в городе — 23,5, в сельской местности — 21,1 посещений. Таким образом, разрыв в уровне кинообслуживания между городом и селом постепенно сокращался.

Рост киносети способствовал значительному улучшению кинообслуживания трудящихся Южного Урала, однако, далеко не вся территория области к началу 1960-х годов была полностью кинофицирована. Да и в тех районах, которые были признаны полностью кинофицированными, сельские стационарные установки были оборудованы лишь в населенных пунктах с количеством проживающих более 500 человек6.

Темпы роста киносети и кинообслуживания в различных районах области были неодинаковы. В удаленных от областного центра районах, где население было занято в лесной промышленности, в период с 1953 по 1956 год количество киноустановок и киносеансов увеличилось в 2 раза. В Саткинском районе в 1953 году ставилось в среднем 2,4 сеанса в месяц в каждом населенном пункте, в 1956 году— 5 сеансов. В Кусинском районе в тот же период — 3,2 киносеанса в месяц, в 1956 году по 6—7 сеансов в месяц. В среднем по области лесоучастки обслуживались по 4 раза в месяц, в то время как в 1953 году — по 2 раза. В 1953 году на одного жителя лесной промышленности приходилось 14,6 посещений кино, в 1955 году — 25,5 посещений, а в 1956 году — 287.

Несмотря на существенный рост киносети в Нязепетровском, Катав-Ивановском, Саткинском районах на многих лесоучастках не было клубов. Ряд клубов не имел аппаратных, в связи с этим фильмы демонстрировались в помещениях, не приспособленных для кинопоказа. Нередко помещения

не были обеспеченны достаточным количеством сидений. Во многих населенных пунктах фильмы демонстрировались непосредственно в общежитиях лесорубов. Рабочие зачастую протестовали против такого положения, а отдельные из них отказывались покупать кинобилеты, и не покидали свою койку во время демонстрации кинофильмов8.

Более быстрый темп был присущ кинофикации в районах освоения целинных и залежных земель. Таблица 1 отражает динамику роста количества киносеансов в этих районах в 1953—1956 годах.

Таблица 1

Динамика роста количества киносеансов в районах освоения целинных и залежных земель9

Район Дано сеансов в месяц Увеличено (%)

1953 г. 1956 г.

Брединский 113 188 66

Варненский 172 302 175

Кизильский 154 284 184

Колхозный 224 499 223

Троицкий 286 725 253

В-Уральский 145 337 232

Чесменский 140 406 290

Итого: 203

Из таблицы видно, что количество киносеансов в Варненском, Кизильском, Колхозном, Верхне-Уральском увеличилось в среднем на 200 % или вдвое в период с 1953 по 1956 год.

Таблица 2

Динамика роста количества зрителей в районах освоения целинных и залежных земель10

Наименование районов Обслужено зрителей в месяц в тыс. чел. Увеличено (%)

1953 г. 1956 г.

Брединский 3.3 14,5 439

Варненский 12,4 31,8 256

Кизильский 8,6 28,9 336

Троицкий 12,55 51,4 409

В-Уральский 6,1 24,7 404

Чесменский 6,5 20,9 321

Итого: 360

Таблица 2 демонстрирует, что количество кинозрителей в период с 1953 по 1956 год возросло на 360 % или в 3,5 раза. Увеличение числа зрителей происходило как за счет возрастания количества киносеансов, так и вследствие роста популярности кино и улучшения условий кинопоказа.

Процесс кинофикации в южных и юго-восточных районах области имел ряд трудностей. Помещений для кинопоказа не хватало и в этих районах. Го-гинский совхоз Брединского района в 1956 году не имел помещений для культурно-массовой работы с людьми. Столовая, являвшаяся одновременно и зрительным залом, имела скамьи для сиденья на 40—50 человек. Если зрителей оказывалось больше, то кинокартину приходилось смотреть стоя. Рабочие

Исторические науки

4 отделения Гогинского совхоза свидетельствовали, что они жили подобно «медведям в берлоге». Как только убрали хлеб на отделении все затихало и лишь только машины, вывозившие хлеб, разнообразили картину. На отделениях не бывало кино11. В Полоцком совхозе Кизильского района для восполнения нехватки зрительских мест на просмотр кинофильмов жители приносили стулья с собой12.

Помещения, предназначенные для кинопоказа, нередко использовали не по назначению. В Ки-зильском, Аргаяшском, Нязепетровском и других районах клубы занимали под различные хозяйственные нужды (засыпка зерна и овощей, общежития, столовая). На 2-м отделении совхоза «Победа» Кизильского района красный уголок был занят под курятник, а затем был занят под общежитие шоферов и позже освобожден, но в нем кроме 100 стульев и голых стен ничего не было13.

Нередко поступление фильмов с фильмобазы задерживалось, происходила замена одного фильма на другой. Главным образом, вместо новых фильмов демонстрировали старые. При случаях замены фильма происходили курьезные случаи. Так, в Красноармейском районе фильм «Лев Толстой» был заменен фильмом «Большой концерт», в то время как там проводился тематический вечер, посвященный 50-летию со дня смерти Л.Н. Толстого14.

Нередко поступление фильмов с фильмобазы задерживалось, происходила замена одного фильма на другой. Главным образом, вместо новых фильмов демонстрировали старые. При случаях замены фильма происходили курьезные случаи. Так, в Красноармейском районе фильм «Лев Толстой» был заменен фильмом «Большой концерт», в то время как там проводился тематический вечер, посвященный 50-летию со дня смерти Л. Н. Толстого14.

К недостаткам кинообслуживания в городах области относятся невысокое качество изображения, и звука, плохое состояние мебели. Помещения кинотеатра им. Пушкина в областном центре было изношено: в стенах было много щелей, летом в жаркие дни сильно накаливалась железная крыша, из-за чего в помещении становилось душно. Кроме того, в буфетах всех кинотеатров города Челябинска ассортимент продуктов и кондитерских изделий был бедным. Часто отсутствовала фруктовая и газированная вода, а при наличии их в буфете образовывались очереди из-за недостаточного количества обслуживающего персонала. Прилегающая к кинотеатрам территория, была недостаточно благоустроена: слабо освещена, загрязнена и не везде асфальтирована15.

Существенной сложностью для горожан в исследуемый период являлось приобретение билета. Современница событий из Челябинска сетовала: «...Придет человек с работы, где ему провести свободное время. Он хочет пойти в кинотеатр, но в большинстве случаев билетов достать невозможно. Вы скажете у нас предварительная продажа билетов, но ...предварительно билеты могут купить домохозяйки или, кто работает посменно, а те, кто работает в одну смену, никогда билетов не купят. Около остановки Пушкина молодой человек был пьяный, к нему подошел депутат и спросил: «что

тебя заставило выпить, если ты выпил, то должен пойти домой». Он говорит, что «пришел я в один кинотеатр, билетов нет, пришел во второй кинотеатр билетов нет, и так несколько кинотеатров обошел и не купил билета»16.

В большинстве городов и районов плохо было организовано кинообслуживание юных зрителей. Выполнение плана по области составляло лишь

95.3 %, по Саткинскому району — 78,1 %, по Катав-Ивановскому — 55,7 % по Верхнеуральску —

84.3 %, Златоусту — 69,7 %17. Даже в областном центре проблема обслуживания детей стояла достаточно остро. Детский кинотеатр «Октябрь» был очень плохо оборудован: не имел двора, куда могли бы выйти дети в ожидании кинопоказа.

Репертуар кинофильмов для детей был представлен, прежде всего, экранизацией сказок. В эти годы дети могли увидеть фильм «Марья-искусница» (1960), «Королевство кривых зеркал» (1963), «Мо-розко» (1965). Детские фильмы так же не были свободны от идеологического подтекста. Сатирическая комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), высмеивала бюрократическую показуху в пионерском лагере.

Ощутимому улучшению в области кинообслуживания способствовало включение работников культуры Челябинской области в социалистическое соревнование. Одним из таких мероприятий было соревнование в честь 40-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

Значительная работа с кинозрителем проводилась в рамках этого мероприятия, главным образом, через актив киноорганизаторов, посредством коллективных просмотров фильмов. Для лучшего обслуживания зрителя, кроме организаторов, каждый работник кинотеатра имел закрепленный за ним участок: школы, заводы, шахты, где распространялся репертуарный план и содержание кинокартины18.

Рекламирование кинофильмов так же способствовало улучшению кинообслуживании. В городских кинотеатрах еженежельно оформлялась художественная реклама. Кроме того, каждый кинофильм до начала показа освещался театральной афишей, а также объявлениями по радио и через газеты. Перед каждым сеансом через микрофон, как в фойе, так и в зрительном зале объявлялось: какой фильм будет демонстрироваться на следующей неделе, а так же время его начала19.

Одной из важных форм пропаганды кино в изучаемый период были кинофестивали, приуроченные к значимым событиям в стране. В рамках фестивалей демонстрировались не только художественные, но и научно-популярные фильмы. В структуре научно-популярного фильма происходят изменения, связанные со стремлением показать роль человека в научном поиске, в познании окружающего мира — рождается своеобразный жанр научно-художественного фильма. Стремление к глубокому отражению современной жизни нашло выражение и в документальном кино.

В рамках фестиваля сельскохозяйственных фильмов 1956 года, сопряженному с решениями правительства по крутому подъему сельского хозяйства,

О. В. Ралкова

зрителям были продемонстрированы следующие научно-практические и документальные фильмы: «На центральном зооучастке», «Организующая роль МТС в кормопроизводстве», «Техника разведения сельскохозяйствнных животных» и др. В соответствии с приказом Министра культуры СССР № 803 от 3 декабря 1956 года научно-популярные и хроникально-документальные фильмы демонстрировались на профсоюзных киноустановках бесплатно20.

В 1957 году проводился фестиваль, приуроченный к 40-й годовщине революции. Репертуар фильмов был заранее оговорен и подчинен историко-революционной тематике. Традиционно в этом ряду занимают первое место фильмы о вожде революции Ленине. Но в центре внимания оказывается и молодежь, боровшаяся за власть Советов. Ведь коммунистическое воспитание трудящихся, и прежде всего, молодого поколения являлось важнейшей задачей Партии21. Именно молодому поколению были посвящены фильмы «Школа мужества» (1954), «Они были первыми» (1956); «Павел Корчагин» (1956).

В январе—марте 1958 года проходила зимняя спартакиада народов РСФСР, в связи с этим во всех городах и районных центрах были организованы тематические показы спортивных кинофильмов с краткими выступлениями ведущих спортсменов22. С 1 июля по 1 августа 1958 года кинофестиваль о Российской Федерации проводился, как большое культурно-массовое мероприятие23. Общий репертуар кинофильмов в целом заполнялся художественными картинами.

В 1960-е годы успешно развивался жанр комедии. В кинокомедиях — жанре, пользующемся неизменной любовью зрителей, действуют вполне узнаваемые герои. Это молодые рабочие, студенты, а также те, с кем они борются — чиновники, бюрократы, тунеядцы. Большой популярностью у зрителей пользовался фильм «Девчата» (1961), «Гусарская баллада» (1962), «Я шагаю по Москве» (1964).

Новой формой пропаганды для челябинцев и жителей области с конца 1950-х годов становится телевидение. В 1958 году в Челябинске начал работать телецентр. К 1960 году Челябинский телецентр строил свою программу исключительно на демонстрации фильмов (26 художественных фильмов в месяц и 4 детских). Телевизоры получили широкое распространение в Челябинской области: их насчитывалось в 1960 году около 50 тысяч. К1963 году каждый 8 житель области имел возможность регулярно смотреть телевидение24. Владельцы

телевизоров имели возможность смотреть новые кинофильмы раньше, чем они демонстрировались в кинотеатрах. В связи с этим часть зрителя перестала посещать кинотеатры и киноустановки. Областное отделение кинопроката получало в год 120 новых фильмов, а телецентр демонстрировал 360 фильмов. В сельской местности большинство фильмов лишь через 2—3 месяца попадали на киноустановки после демонстрации их по телевизору.

Таким образом, кинофикация являлась одной из форм идеологического воздействия на массы и развивалась в хрущевскую эпоху значительными темпами. Кино признавалось мощным идеологическим оружием. Производство и воспроизводство кинофильмов, находящееся под пристальным вниманием властей, претерпело значительные изменения и достигло высокого художественного уровня. Формами пропаганды кино в городах были стационарные кинотеатры, передвижные киноустановки, обслуживающие предприятия и окраины города. В сельской местности наиболее распространены сельские стационары: клубы, красные уголки, а также кинопередвижки. К началу 1960-х годов альтернативой кино становится телевидение.

Примечания

1. ОГАЧО. Ф. Р 220. Оп. 16. Д. 65. Л. 38.

2. Иванов В. Царь получился слишком прогрессивным. //Известия. 1994. 18 мая.

3. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л. 188.

4. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.398. Л.75.

5. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.224.

6. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.398. Л.77.

7. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.218.

8. Там же. Л. 219.

9. Там же. Л. 189.

10. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л. 190.

И. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 20. Д. 140. Л. 65.

12. Личный архив автора. Интервью с З.П. Черневой, 1935 г. р.

13. ОГАЧО. Ф.П-288. Оп. 20. Д. 140. Л.69.

14. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.346. Л.7.

15. ОГАЧО. Ф.Р-220. Оп. 16. Д.65. Л.41.

16. ОГАЧО. Ф.Р-220. Оп. 18. Д. 1. Л.328.

17. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.245. Л.205.

18. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.270. Л. 199.

19. Там же. Л. 196.

20. ОГАЧО. Ф.Р-1600. Оп. 1. Д.246. Л.407.

21. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. М., 1986. С. 26.

22. Там же. Л. 307.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Там же. Л. 260.

24. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 9. М., 1986. С. 263.

Поступила в редакцию 9 февраля 2011 г.

РАЛКОВА Оксана Владимировна, в 2009 году окончила Южно-Уральский государственный университет по специальности «История», аспирант кафедры истории, Южно-Уральский государственный университет. Научные интересы: история повседневности, региональная история, история Урала.

E-mail: 0ksandron07@rambler.ru.

RALKOVA Oksana Vladimirovna in 2009 graduated from South Ural State University, major History. She is a post-graduate student of a History Faculty of South Ural State University. Research interests: daily occurrence history, regional history, history of Ural. E-mail: 0ksandron07@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.