Научная статья на тему '«Соединяя воспитание с материальным производством …»: опыт пропаганды научно-популярных фильмов на селе'

«Соединяя воспитание с материальным производством …»: опыт пропаганды научно-популярных фильмов на селе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОПАГАНДА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО / ФЕСТИВАЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / ПСЕБАЙСКИЙ РАЙОН / CULTURAL POLICY / PROPAGANDA OF AGRICULTURAL KNOWLEDGE / POPULAR SCIENCE FILMS / THE FESTIVAL OF AGRICULTURAL FILMS / KRASNODAR REGION / PSEBAY DISTRICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко Тимофей Викторович

В статье рассмотрена специфика кинопропаганды в контексте культурной политики середины 1950-х начала 1960-х гг. Автор, рассматривая основные направления и задачи модернизации советского сельскохозяйственного производства, демонстрирует их трансформацию в активные практики культурной политики, реализованные в форме пропаганды научно-популярного кино в сельских районах СССР. Представлены сведения о структуре кинопропаганды и кинораспространения в Краснодарском крае, рассмотрены вопросы доступности кинообслуживания сельского населения. Впервые опубликован архивный документ, содержащий сведения о проведении фестиваля сельскохозяйственных фильмов в Псебайском районе Краснодарского края в 1959 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Combining Education with the Industrial Production...”: the Experience of the Popular Science Films’ Propaganda in the Rural Areas

The article deals with the specifics of the film propaganda in the context of the cultural policy of the mid-1950s early-1960s. By considering the main directions and tasks of modernization of Soviet agricultural industry, shows their transformation into active practice of cultural policies implemented in the form of the popular science films’ propaganda in the rural areas of the USSR. The data on the structure of the film propaganda and the film destribution in the Krasnodar region as well as the issues of accessibility of the cinema services to the rural population are presented. An archival document that contains an information on the festival of agricultural films Psebay district of the Krasnodar Territory in 1959 is published first time.

Текст научной работы на тему ««Соединяя воспитание с материальным производством …»: опыт пропаганды научно-популярных фильмов на селе»

КОВАЛЕНКО Тимофей Викторович

кандидат философских наук, заместитель директора Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и

природного наследия имени Д. С. Лихачева,

Краснодар, Россия Timofey V. KOVALENKO Cand. Sci. (Theory and History of Culture), Deputy Director, Southern Branch of the Russian Research Institute for

Cultural and Natural Heritage, Krasnodar, Russia timofey.kovalenko@gmail.com

«Соединяя воспитание с материальным производством ...»: опыт пропаганды научно-популярных фильмов на селе1

"Combining Education with the Industrial Production...": the Experience of the Popular Science Films' Propaganda in the Rural Areas

В статье рассмотрена специфика кинопропаганды в контексте культурной политики середины 1950-х - начала 1960-х гг. Автор, рассматривая основные направления и задачи модернизации советского сельскохозяйственного производства, демонстрирует их трансформацию в активные практики культурной политики, реализованные в форме пропаганды научно-популярного кино в сельских районах СССР. Представлены сведения о структуре кинопропаганды и кинораспространения в Краснодарском крае, рассмотрены вопросы доступности кинообслуживания сельского населения. Впервые опубликован архивный документ, содержащий сведения о проведении фестиваля сельскохозяйственных фильмов в Псебайском районе Краснодарского края в 1959 г.

Ключевые слова: культурная политика, пропаганда сельскохозяйственных знаний, научно-популярное кино, фестиваль сельскохозяйственных фильмов. Краснодарский край, Псебайский район.

The article deals with the specifics of the film propaganda in the context of the cultural policy ofthe mid-1950s - early-1960s. By considering the main directions and tasks of modernization of Soviet agricultural industry, shows their transformation into active practice of cultural policies implemented in the form of the popular science films' propaganda in the rural areas of the USSR. The data on the structure of the film propaganda and the film destribution in the Krasnodar region as well as the issues of accessibility of the cinema services to the rural population are presented. An archival document that contains an information on the festival of agricultural films Psebay district of the Krasnodar Territory in 1959 is published first time.

Keywords: cultural policy, propaganda of agricultural knowledge. Popular Science Films,the festival ofagricultural films, Krasnodar region, Psebay district.

По мнению ряда современных исследователей, история советской культуры - во многом уникальный опыт долгосрочного

социального эксперимента по созданию полифункциональной структуры, призванной радикально модифицировать поведение че-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» по теме 18.1 «Ценностно-нормативный подход как основа реализации региональной культурной политики».

Автор считает своим долгом выразить благодарность Алексею Ивановичу Манаенкову (1932-2002) - историку советской культуры и выдающемуся педагогу, материалами научного архива которого он имел возможность пользоваться при подготовке статьи, а также Анне Натановне Еремеевой за подаренную идею.

ловека (см., напр.: [5]). Разработанный В. И. Лениным план построения социализма, наряду с инфраструктурными преобразованиями - индустриализацией и коллективизацией села, включал также и идеологический аспект, получивший название «культурная революция». Ее суть заключалась в ликвидации культурной отсталости широких народных масс, изменении политического сознания и мировоззрения с целью утверждения и господства идеологии коммунизма. С позиций сегодняшнего дня очевидно, что культурная революция может быть охарактеризована сочетанием «репрессивного» и «конструктивного» ракурса (см. подробнее: [19]). Репрессивная часть, включая способы политического и неполитического воздействия, нашла свое воплощение в идеях «классовой борьбы», прямого уничтожения врага и беспрецедентном терроре. Парадоксально, но конструктивный ракурс культурной революции может быть рассмотрен в дискурсе идей Просвещения [12]. Этот процесс, имевший по мысли В. А. Куренного уже на ранних этапах советской истории специфическую «антропологическую модель» [19, с. 13] был развернут в направлении повышения образовательного и культурного уровня строителей коммунизма, открытии простора для развития творческих сил трудящихся, «создания ... условий для приобщения ... масс к политике, знаниям, эстетическим ценностям, распространения научной социалистической идеологии и организация на ее основных принципах всей духовной жизни народа» [22, с. 4].

Особое место в системе просветительской и пропагандисткой деятельности советского государства в решении задач культурной революции принадлежало киноискусству. Вплоть до сегодняшнего дня статус кино в советской культуре описывают словами В. И. Ленина - «из всех искусств важнейшим для нас является кино» [20, т. 44, с. 579]. Неоднократно цитируемые (причем часто произвольно) вырываемые из контекста, они приобрела «обязательно-ритуальный» характер, а история их появления в значительной степени мифологизирована. Обстоятельства появления этой фразы в идеологическом дискурсе раннего советского времени, а так же ее мифологизация, реконструированы в исследовании В. А. Ватолина [3]. Цитата, в том числе приведенная

в полном собрании сочинений, основана на воспоминаниях А. В. Луначарского о беседе с В. И. Лениным в феврале 1922 г., изложенныхв письме к Г. М. Болтянскому от 29 января 1925 г. Полностью письмо было опубликовано в журнале «Советское кино» в 1933 г. [11].

Художественные средства киноискусства были поставлены на службу пропаганде уже в первые годы советской власти. Еще 27 августа 1919 г. издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О переходе фотографической и кинематографический торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению», в 1922 г. образован Государственный комитет по кинематографии (Госкино), централизованоуправлявший процессами производства и распространения кинофильмов. Вопросы пропаганды и цензуры также находились ведении этого органа. Советскими специалистами в области идеологии был даже сформулирован специальный термин, описывающий процесс распространения кинопродукции среди населения. В 1927 г. «Кино-справочник» не без гордости сообщал, что «кинофикация - слово, появившееся недавно в употреблении только у нас в СССР, означает широкое распространение кино во всех населенных пунктах с целью предоставления трудящимся массам общедоступного и наиболее отвечающего ихзапросам кино» [14, с. 75].

Организационно-методические принципы системы кинопропаганды в сельской местности были сформированы в 1930-е гг. В период коллективизации кинематографу отводилась весьма важная роль, связанная с вытеснением традиционных патриархальных ценностей крестьянства и формированием нового политического сознания общества. Была сформирована жесткая структура кинообслуживания сельского населения, включающаятриуровня: стационарные кинотеатры в районных центрах; сельские и колхозные стационарные кинотеатры в небольших населенных пунктах; передвижные киноустановки (кинопередвижки), на которые приходилась основанная на-грузкапо каждодневной демонстрации кино на селе.

Действенной формой пропагандисткой работы в советский период становится проведение тематических кинофестивалей. Программы таких фестивалей определялась

т. 5.1^0ВДЛЕМК0 • «СОЕДИНЯЛ ВОСПИТДМИЕ С ЛДТЕРИДЛЬМЫЛ ПР0ИЗВ0ДСТВ0П ...»

идеологической повесткой дня, разрабатывались региональными органами управления культурой и кинофикации и согласовывалась с партийным руководством. Как правило, в период проведения фестиваля демонстрировались фильмы и кинохроника, устраивались лекции, беседы, выставки и другие просветительские мероприятия. Анализ тематического кинофестиваля как явления культурной политики советского периода демонстрирует весьма интересный факт, отмеченный в частности в исследовании Д. Ю. Асташкина. Кинопоказы и кинофестивали приносили их организаторам значительную прибыль и позволяли выполнять финансовый план, решая текущие идеологические задачи1. То есть, налицо «пропагандистская акция за которую платят сами реципиенты» [2, с. 5].

История культурно-просветительской деятельности в советской культурной политике середины 1950-х - середины 1960-х гг. относится к наименее изученным отечественной историографией проблемам. Ряд несомненно позитивных изменений в общественной жизни, в художественной культуре, связанных с феноменом «оттепели», получил должное освещение в работах историков, культурологов, искусствоведов. Совершенно противоположная ситуация наблюдается в сфере научного осмысления активных практик культурной политики и культурно-просветительной работы того времени.

Характеризуя отечественную историографию в изучении социальной политики, в том числе вопросов развития культуры и просвещения в 1945-1965 гг., Е. А. Чайка отмечает, что «достаточно глубоко исследовались вопросы экономического, политического развития села, но проблемы социальной политики в отношении сельских тружеников рассматривались фрагментарно» [33, с. 90]. Автор множества книг по истории советской культуры А. И. Манаенков уделял особое внимание культурно-просветительской работе. В научно-популярных брошюрах серии «История и политика КПСС», выходивших в издательстве «Знание» под общим названием «Новое в жизни, науке

Нелишним будет упомянуть, что еще в 1922 г. кинокритик-коммунист Н. А. Лебедев определил культурно-просветительные учреждения, в том числе и кинотеатры, как «платные агитпункты».

и технике», он рассмотрел становление и развитие советской культуры, идеологические задачи просветительской деятельности партийных органов в деревне в 1920-1930-е гг. [22], специфика культурно-просветительной деятельности в годы Великой Отечественной войны [23] и культурное строительство в годы послевоенного восстановления хозяйства [24], развитие культуры советского села в период середины 1960-х - середины 1980 гг. [21]. При этом период 1950-1960-х гг. не рассматривается вообще, хотя именно в эти годы А. И. Манаенков активно работал в сфере практической реализации культурной политики - заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Краснодарского крайкома ВЛКСМ (1958-1959), заместителем начальника Краснодарского краевого Управления культуры исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся, курировавшим культурно-просветительские учреждения (1959-1961).

Таким образом, рассматриваемый период истории культурно-просветительской работы практически без всяких оговорок может быть отнесен к наименее исследованным в отечественной историографии как в общероссийском, так в региональном ракурсе. Среди научных работ, предметом которых стало изучение регионального опыта кинопропаганды на селе в 1950-х - 1960-х гг., отметим исследования Д. Ю. Асташкина [2], О. В. Ралковой [30] и И. В. Кометчикова (см.: [16] [17]).

Основные направления культурной политики советского государства и мероприятия по ее пропаганде в сельских районах страны связаны с рядом структурных и содержательных преобразований в области сельского хозяйства середины 1950-х гг., главным визуальным образом которых стала кукуруза. «Всенародная борьба за крутой подъем сельского хозяйства» была провозглашена одним из приоритетов государственной политики на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1953 г.; на февральско-мартовском Пленуме ЦК КПСС

1954 г. было официально признано отставание СССР в области производства зерна и намечены основные пути подъема сельского хозяйства за счет освоения целинных и залежных земель; наконец, январский Пленум ЦК КПСС

1955 г. выдвинул задачу на базе увеличения

производства зерна поднять продуктивность животноводства.

Н. С. Хрущев разрабатывал «мегапроект кукуруза» в течение нескольких лет. 22 января 1954 г. в Президиум ЦК КПСС им была подана записка о состоянии и перспективах развития сельского хозяйства в СССР, включающая сравнительную статистику структуры посевных площадей и урожайности по отдельным зерновым культурам, в том числе кукурузы в СССР, США и Канаде. На Пленуме ЦК КПСС 25-31 января 1954 г. Хрущев выступил с докладом «Об увеличении производства продукции животноводства». Здесь же принимается «эпохальное» решение - кукуруза как наиболее урожайная зерновая культура должна получить широкое распространение во всех районах страны. В постановлении Пленума указывалось: «... придавая больше значение расширению посевов кукурузы ... считать необходимым довести к 1960 г. посевные площади под кукурузой не менее чем до 28 млн. га.» [18, с. 461]. 1 сентября 1956 г. состоялся Всесоюзный семинар по кукурузе, где она была провозглашена «вторым хлебом».

Крупным центром сельского хозяйственной науки был и Краснодарский край. Здесь работали выдающиеся ученые в области селекции и районирования подсолнечника (В. С. Пустовойт), пшеницы (П. П. Лукьянен-ко), винограда (А. К. Приймак), кукурузы (М. И. Хаджинов) и других культур (см. подр.: [9]). В структуре «кукурузного» мегапроекта Краснодарский край занимал достаточно важное место. Уже в 1955 г. площади посевов кукурузы составили более 100 тыс. гектаров. Так например, в колхозе имени Ленина Новотатаровского района на площади более 200 гектаров было собрано по 25 цент, зерна кукурузы с гектара [29, с. 437]. В 1956 г. в хозяйствах края заготовлено 1456,8 тыс. тонн силоса (главным образом кукурузы) в 1959 г. - 3585,3 тыс. тонн [29, с. 439].

Важная роль в решении поставленных задач модернизации сельскохозяйственного производства отводилась пропаганде, культурно-просветительной работе на местах, особенно в сельских районах станы. На популяризацию «борьбы за крутой подъем сельского хозяйства» работала мощная индустрия

советского агитпропа, широко привлекались возможности профессионального искусства. Постановление Пленума ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» обязало Министерство культуры СССР «организовать производство необходимого количества высококачественных, главным образом цветных, учебных и научно-популярных сельскохозяйственных кинофильмов по планам и заказам Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР,

В. И. Говорков «Дорогу кукурузе!», плакат, 1955 г.

Министерства совхозов СССР», а также разработать систему мер «для организации массового показа учебных и научно-популярных фильмов непосредственно в колхозах МТС и совхозах» [18, с. 340]. С 1956 г. начинается издание ежемесячного научно-популярного журнала «Кукуруза», где к пропаганде этой культуры подключают даже образ Ленина, словами которого, удачно найденными в письме к Г. М. Кржижановскому от 16 октября 1921 г., открывался первый номер [20, т. 53, с. 274]2.

Традиционно повышенное внимание уделялось вопросам кинопропаганды, каче-

Справедливости ради следует уточнить, что рассуждения В. И. Ленина о «преимуществах» кукурузы также касались и фасоли.

т. 5. ^OBHriEHKO • «СОЕДИНЯЛ ВОСПИТДМИЕ С ПЯТЕРИЯЛЬМЫЛ ПР0ИЗВ0ДСТВ0П ...»

ства и доступности произведений киноискусства для жителей сельских регионов и территорий. Специалисты отдела культуры ЦК КПСС в 1958 г. отмечали, что из 70 тыс. киноустановок Советского Союза более 50 тыс. расположены в сельской местности. При этом наблюдается низкая посещаемость кинотеатров, «...в настоящее время в среднем на одного жителя за год приходится только 14 посещений» [10]. Статистика охвата сельского населения кинообслуживанием велась Министерством культуры СССР начиная с 1953 г., когда в соответствующие формы государственной отчетности был введен показатель наличия движения и эксплуатации киноустановок в радиусе 1-3 км. от пункта демонстрации [16, с. 92].

Заявленная в качестве приоритетной задача достижения качественно нового уровня работы культурно-просветительских учреждений в деревне, включая деятельность библиотек, клубов, демонстрацию кинофильмов [18, с. 344], реализовывалась на всех уровнях государственной пропаганды. Приказом Министерства культуры СССР от 23 января 1954 г. № 117 «О расширении показа научно-популярных, видовых, хроникально-документальных и учебных кинофильмов» предписывалось организовывать демонстрацию в кинотеатрах райцентров таких фильмов не менее 1-2 сеансов в неделю, а также сверх программы при каждом показе художественных фильмов на кинопередвижках, киноустановках колхозах, совхозах и МТС [26, с. 127].

С 1 декабря 1957 г. по решению Министерства культуры СССР и Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР в стране проводился фестиваль сельскохозяйственных фильмов, направленный на популяризацию наиболее перспективных достижений советского растениеводства, животноводства, генетики и селекции. Фестиваль сельскохозяйственных фильмов ежегодно проводился во всех регионах страны.

Партийные органы Краснодарского края неустанно повторяли, что «кинообслуживание сельского населения должно быть повседневной заботой ... руководства» [15, с. 1]. Начальник отдела кинофикации краевого управления культуры 3. Михайлова сообщала, что в 1954 г. в крае проведено более 4 тыс. киносеансов демонстрации сельскохозяйствен-

ных фильмов. Однако, ежегодно отчитываясь об охвате сельских тружеников кинообслуживанием, даже сами партийные пропагандисты были не всегда уверены в адекватности этой статистики. Так, например, инструктор отдела пропаганды ЦК КПСС Анисимов сокрушался: «Кажется кинообслуживание 101% выглядывает где-то по районам, сами себя в районе тешат этими цифрами и обманывают себя ... тут надо разобраться и трезво на эти вещи смотреть» (цит. по: [19, с. 95]). Вопрос о количестве киноустановок на территории Краснодарского края в исследуемый период представляется весьма дискуссионным. Согласно статистическому сборнику «Краснодарский край: цифры и факты» в 1956 г. на территории Кубани работало 1190 киноустановок [6, с. 109-110]. В редакционной статье газеты «Советская Кубань» от 2 сентября 1958 г., под заголовком «Кинообслуживанию сельского населения повседневное внимание» содержатся сведения о 1040 киноустановках [15]. То есть, имеет место уменьшение на 150 единиц. Согласно другому источнику, число киноустановок в крае на 1958 г. достигло 1400, при этом их количество в сельской местности «в 1953-1958 гг. возросло в 2 раза, в том числе стационарных в 5,5 раз» [29, с. 449].

Конечно, ситуация в Краснодарском крае была на порядок лучше, чем в ряде других регионов страны. В Челябинской области, например, на 1956 г. было 467 государственных (не считая профсоюзных) киноустановок [30, с. 46] против 848 государственных киноустановок Краснодарского края [6, с. 110]. Кинопрокат на территории края обеспечивала подведомственная Министерству культуры РСФСР Краснодарская краевая контора по прокату кинофильмов, в состав которой входило 8 территориальных отделений: Армавирское, Майкопское, Новороссийское, Курганинское, Тихорецкое, Ейское, Тимашевское, Морское.

Однако о том, что в сфере доступности кинообслуживания сельского населения имеется ряд нерешенных проблем свидетельствует также 3. Михайлова, указавшая на необходимость «заботится о доставке колхозников и механизаторов в места, где будут демонстрироваться научные фильмы и обеспечить качество показа» [27, с. 3]. Газета «Советская Кубань» в числе других трудностей отмечает, что

«есть проблемы со сплошной кинофикацией, слабо налажено рекламирование кинолент ... неудовлетворительно положение с хроникально-документальными, научно-популярными и сельскохозяйственными фильмами» [15, с.1].

На этом фоне ежегодное проведение фестиваля сельскохозяйственных фильмов представляется не просто актуальной задачей реализации государственной политики в области сельскохозяйственной пропаганды, но и служит целям достижения необходимого уровня доступности кинообслуживания сельского населения. То есть, в теоретическом контексте приобретает форму одной из активных практик культурной политики, содержание которой «определяет состояние системы культуры в обществе, является действенным механизмом решения проблемы духовного неравенства» [7, с. 105].

Первый фестиваль сельскохозяйственных фильмов в Краснодарском крае был проведен в 1955 г. [27]. В его организации кроме отдела кинофикации краевого управления культуры активное участие принял также крайком комсомола.

Поводом к написанию настоящей статьи послужила публикация документа«Сведения о проведении фестиваля сельскохозяйственных

Исполнительный комитет Псебайского районного Совета депутатов ттдяшихся

фильмов в колхозах Псебайского района», яв-ляющегосячастьюфондаР-1403 Государственного архива Краснодарского края [8, л. 36-36 об]. Фонд комплектовался с 1943 по 1993 гг. и в настоящее время включает в себя 1334 архивных дела, относящихся к по истории киносети, кинопроката и кинообслуживания населения Краснодарского края.

Публикуемый ниже рукописный доку-мент5 мая 1959 г. был направлен в адрес отдела кинофикации Краснодарского краевого Управления культуры исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся - органа власти, уполномоченного в сфере кинофикации в это время. Представляет собой отчет о проведении кинофестиваля сельскохозяйственных фильмов в одном из отдаленных районов Кубани. Псебайский район существовал с 1944 по 1962 гг., в составе Краснодарского края он был образован 7 декабря 1944 г. за счет разукрупнения Мостовского района. Административный центр - село Псе-бай, в составе района первоначально было 9 сельских советов. 28 апреля 1962 г. Псебайский район был упразднен, его территория передана в состав Лабинского района.

Документ публикуется с сохранением всех орфографических, пунктуационных и стилистических особенностей оригинала.

V Краевому отделу кинофикации

Краснодарского края г ./ ^ г ч

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ 15мая 1959 г.

Сведения о проведении фестиваля сельскохозяйственных фильмов в колхозах Псебайского района

Кинофестиваль сельскохозяйственных фильмов проводился в колхозах района в период апреля и начала мая месяцев.

До начала проведения фестиваля была проведена следующая подготовительная работа:

1. С председателями колхозов и секретарями партийных организаций были подобраны названия фильмов,установлены сроки проведения и количество сеансов.

2. Через радиотрансляцию и с помощью художественных реклам, полученных из Армавирского отделения кинопроката население было оповещено о проведении кинофестиваля сельхозфильмов.

т. 0.ДОВДАЕМКО • «СОЕДИНЯЛ ВОСПИТАНИЕ С ПДТЕРИДАЬНЫП ПР0ИЗВ0ДСТВ0Л ...»

3. Специалистами сельского хозяйства проводились беседы по тематике фильмов, о

задачах колхозов по выращиванию кукурузы, как основной кормовой базы развития животноводства, о задачах семилетнего плана развития народного хозяйства.

На экранах киноустановок находящихся в колхозах имения Кирова, «Россия», «ПутьЛенина», «Путь ккоммунизму», им. Димитрова были показаны фильмы:

1. Чудесница.

2. Сейте кукурузу гибридными семенами.

3. Школьная бригада.

4. Кукурузу на поля страны.

5. Кукурузоуборочный комбайн.

6. Корма - основа продуктивности животноводства.

7. Ранний картофель.

8. Ящур.

Лекций и бесед проведено -10.

Всего за период проведения кинофестиваля было продемонстрировано 60 сеансов и обслужено 4380 работников сельского хозяйства.

Лучшими по пропаганде сельхозфильмов были киномеханики: Кравченко Иван Денисович -Андрюковская к/установка; Харитонов Николай Степанович - Беслинеевская к/установка и ки-нопередвижникУЗКО т. Солодовников Василий Иванович.

Кнедостаткам проведения кинофестиваля следует отнести:

1. Ограниченное количество фильмов в Армавирском отделении кинопроката.

2. Недостаточно проводилось бесед и лекций со зрителями по тематике фестиваля.

Заведующий отделом культуры

Программа фестиваля сельскохозяйственных фильмов в Псебайском районе 1959 г. была составлена достаточно профессионально: с одной стороны учитывала интересы и потребности массового кинозрителя, с другой - полностью соответствовала реализации идейно-теоретических задач мероприятия, направленных на пропаганду сельскохозяйственных знаний.

Самой широкой аудитории, в том числе детской, был адресован красочный и зрелищный музыкальный мультипликационный фильм «Чудесница», образно и ярко представляющий достоинства кукурузы -главной сельскохозяйственной культуры времени. Фильм был снят в 1957 г. на киностудии «Союзмультфильм» выдающимся режиссером-мультипликатором, пионером советской графической мультипликации А. В. Ивановым. К производству были привлечены композитор А. В. Варламов, художники-мультипликаторы - В. Г. Лалаянц, В. М. Котеноч-кин, В. И. Пекарь и другие, оригинальный сценарий создан Л. В. Поздеевым. Роли озвучивали популярные советские киноактеры

подпись

В. А. Вицин, Л. Г. Пирогов и другие. Согласно характеристике современного киноведа С. В. Капкова, «Чудесница» - юмористическая ода кукурузе, произведшая сенсационное впечатление на зрителя [13, с. 282]. О фильме много писали в советской прессе, что вообще-то нехарактерно для мультипликационного кино 1950-х гг. [4, с. 87].

В основе повествования лежит идея о необходимости культивирования кукурузы в северных широтах. Произрастающую на юге Кукурузу приглашает на постоянное место жительства колхоз «Северная заря». Приняв предложение, Кукуруза сталкивается с рядом трудностей, которые, конечно же, с успехом преодолеваются. В финале под аккомпанемент оркестра сельскохозяйственных животных продемонстрированы очевидные достижения возделывания кукурузы, направленные на утверждение основный максимы периода семилетки - «кукуруза ... это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на пути к созданию изобилия продуктов для нашего народа» (цит. по: [28, с. 447]).

С AULyLXO

ною рлЛои-* Гут»п • Г??!!«««, чи^оог» ч»

МГЛЬт*

JUL_

Zee* 6<z trjctcjc po

/toJ} tiL try иЛа^Ы. ce^ct/c^XojJue/nibstHt^K

г*, op ¿Z'^/o«—г*^

woml ^ис^чеЛ .

¿¿ела

о

и- /£c*ajj-ZC0s>7 t

■z^x^jayu^ /гоS^?л(c

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r

<2чfaucet

у

ПХ> /пела/ъм^ , V /«У --- - — „

'LAC-ZTJIpQ.—

ио/оедл^ого

¿OJ^/

Сведения о проведении фестиваля сельскохозяйственных фильмов, фрагмент документа, Государственный архив Краснодарского края, 1959 г.

Образно и ярко представлены в фильме другие, наиболее обсуждаемые вопросы развития сельского хозяйства: необходимость освоения целины, преимущества квадратно-гнездового посева, проблемы механизации сельскохозяйственного производства. Несмотря на то, что, по мнению Н. Я. Венжер, у режиссера есть картины гораздо более совершенные в художественном отношении и в целом ее нельзя отнести к числу безусловных шедевров [4, с. 87], мультфильм «Чудесница» был удостоен диплома на XI Международном кинофестивале в Эдинбурге в 1957 г. и премии на I Всесоюзном кинофестивале в Москве

в 1958 г. По мотивам мультфильма в 1959 г. в издательстве «Изогис» тиражом в 125 тыс. экземпляров был выпущен набор открыток (художники В. Г. Лалаянц, Г. В. Аркадьев, текст Л. В. Поздеев).

Поскольку список фильмов в отчете о проведении фестиваля открывает «Чудесница», можно предположить, что именно эта лента вызвала наибольший интерес публики. Впрочем, это не удивительно, поскольку другие фильмы фестивальной программы носили сугубо научно-популярный характер. Но даже в подборке их названий прослеживается жесткая логика, направленная, опять-таки, на решение задач сельскохозяйственного просвещения в свете постановления Пленума ЦК КПСС 3-7 сентября 1953 г. «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». Колхозниками Псебайского района предлагались фильмы об аргротехнике сельхо-зультур и инновационном способе их возделывания («Кукурузу на поля страны, «Ранний картофель»), о новинках механизации сельского хозяйства («Кукурузоуборочный комбайн»), об инфекционных заболеваниях сельскохозяйственных животных и способах их профилактики («Ящур»), о важности пропаганды сельскохозяйственных знаний среди подрастающего поколения («Школьная бригада»).

Последнее представляет особый интерес, поскольку по всей стране при школах создавались ученические бригады: на уроках биологии подробно изучалась кукуруза и особенности ее выращивания, а весной и летом организовывалась учебная практика на специально закрепленных за школами участках посевов. Первые 17 школьных бригад в Краснодарском крае были созданы в Курганинском районе в 1953-1954 гг. [29, с. 447]. В 1954 г. на территории края работало 50 ученических производственных бригад, в 1955 г. - 100, в 1958 - 581 укрупненная и 836 самостоятельных бригады, в составе которых

т. 5.1^0ВДЛЕМК0 • «СОЕДИНЯЛ ВОСПИТАНИЕ С ПДТЕРИДЛЬНЫЛ ПР0ИЗВ0ДСТВ0Л ...»

Привет тебе, сестрица,

Желанная родня, От северной пшеницы,

Овса и ячменя! Отныне здесь навечно, художники В. Г.Лалаянц, Г В. Аркадьев, текст Л. В. Поздеев Открытка по мотивам мультипликационного фильма «Чудесница», Изогиз, 1959 г.

практику прошли 65,5 тыс. школьников [24, с. 22]. В 1958 г. опыт трудового воспитания и подготовки учащихся к практической деятельности учащихся средней школы № 18 ст. Платнировской совместно с колхозом имени Кирова Кореновского района даже рассматривался на заседании бюро крайкома КПСС и впоследствии широко пропагандировался [29, с. 448].

Большинство фильмов, упомянутых в отчете, выходило в составе киножурналов («Новости сельского хозяйства», «Наука и техника», «По Дону и Кубани», «Северный Кавказ» и др.) (см: [1]), на сегодняшний день они не оцифрованы и восстановить их содержание достаточно затруднительно. В качестве примера сельскохозяйственного научно-популярного фильма периода семилетки можно привести ленту 1957 г. «Увеличим производство кормов ...». Фильм снят на студии «Центрна-учфильм» режиссерами Т. Ю. Вольфовичем и Н. Ф. Курихиным, оператором П. Н. Зотовым по заказу Министерства сельского хозяйства СССР. Опубликованная режиссерская экспликация дает представление о структуре и содержании ленты. Фактически визуальный ряд складывается вокруг дополняющих друг друга тезисов-лозунгов:

- повышение урожайности кукурузы - один из основных резервов кормопроизводства;

- сочетание кукурузных кормов с высокобелковыми позволяют успешно решить проблему повышения продуктивности животноводства;

-расширение посевов высокобелковых кормовых культур и повышение их урожайности - ещё один резерв в создании прочной кормовой базы;

-хозяйское использование естественных кормовых угодий - еще один резерв увеличения производства кормов.

На фоне кадров уборки кукурузы и подготовки зеленой массы для закладки в силосную башню появляется финальный лозунг-призыв: увеличение производства кормов - основа быстрого подъёмаживотноводства [32].

В отчете о проведении фестиваля упоминаются также отличившиеся специалисты киноотрасли района. Поддержка и поощрение наиболее успешных сотрудников в целом вписывается в основные тенденции кадровой политики советского периода. Хотя можно предположить, что ситуация в сфере кинообслуживания сельских жителей Краснодарского края была далека от идеальной, поскольку уже в сентябре 1959 г., через 5 месяцев после проведения фестиваля, заместитель начальника отдела кинофикации краевого управления культуры Н. Коновалов анонсировал проведение конкурса сельских кинофикаторов и конкурса на лучшую киноустановку по организации показа сельскохозяйственных фильмов, итоги которых должны были подвести в январе 1960 г. [31]. По мысли организаторов, эти мероприятия должны были повысить как качество обслуживания кинозрителей, так и мотивацию работников отрасли и, одновременно, решать проблему доступности кино в сельской местности. О множестве нерешенных проблем в сфере доступности кинопродукции свидетельствуют также информация из редакционной статьи газеты «Советская Кубань» от 5 сентября 1958 г., где отмечалось, что «колхозы Тихорецкого, Лазаревского, Ейского района вообще не заключили договор на целевой показ фильмов» [15, с. 1].

В отчете указано, что в мероприятий фестиваля сельскохозяйственных фильмов приняли участие 4380 чел., что с учетом численности населения Псебайского района на 1959 г. составляет только 7 % от общего числа жителей. В ходе фестиваля были проведены тематические лекции и беседы, однако, как указывают сами организаторы, в недостаточном количестве.

Сельскохозяйственные научно-популярные фильмы таким образом можно рассматривать как инструмент пропаганды, как способ донесения основных решений коммунистической партии до населения и как форму научно-просветительной работы, выступающую в качестве активной практики культурной политики. Фестивали сельскохозяйственных фильмов, проводившиеся в 50-60-х гг. XX в., вне всякого сомнения, оживляли провинциальную культурную жизнь, делали ее ярче и разнообразнее. В сельской местности, в отдаленных районах такие фестивали были нерядовым событием, позволяющим увидеть новые, а иногда даже, интересные фильмы.

***

Конечно, представленная здесь реконструкция фестиваля сельскохозяйственных фильмов в Псебайском районе в 1959 г. яв-

Использованная литература:

1. Аннотированный каталог фильмов действующего фонда. Научно-популярные и сельскохозяйственные фильмы. М., 1954.

2. Асташкин Д. Ю. Организация кинопропаганды в послевоенной Новгородской области (1945-1953 гг.] // Вестник Новгородского государственного университета. 2013. № 72. С. 4-6.

3. Ватолин В. А. Голливуд за Каменкой. Очерки зарождения и производства фильмов в Сибири // Киноведческие записки. 2005. № 74. С. 282-321.

4. Венжер Н. Я. Наши мультфильмы. М.: Интеррос,

2006.

5. Время вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И. В. Глущенко, В. А. Куренного. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

6. Гейко И., Коваленко А., Колядко Д. Краснодарский край (цифры и факты]. Краснодар, 1957.

7. Горлова И. И., Коваленко Т. В. Духовное неравенство и прикладные задачи культурной политики // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 24. С. 105-111.

8. Государственный архив Краснодарского края. Ф.Р-1403.0П. 1.Д.278.

9. Еремеева А. Н. Научная жизнь и научное сооб-

ляется лишь робкой попыткой изучения многоаспектной истории культурной жизни Краснодарского края периода семилетки. Собранные когда-нибудь вместе эти сюжеты позволят очертить основные тенденции и сделать объективные выводы относительно этого сравнительно неизученного этапа региональной истории и культуры. А. И. Мана-енков в еще в 1998 г. писал: «Утвердившаяся в отечественной историографии концепция истории культуры ... советского периода, сегодня изжила себя. Вместе с тем вряд ли было бы справедливо и целесообразно давать лишь негативную оценку указанной концепции. Думается, что должен изменится вектор собственно исторической методологии: не сверху вниз от общесоциологической универсальной схемы, а сверху вниз от теоретической и эмпирической разработки конкретной региональной проблематики к широким методологическим обобщениям и выводам, от концептуального анализа отдельных сторон культурного процесса к его общей теории» [25].

Думается, что время неэмоциональной, взвешенной оценки культурной жизни советского периода, основанной на анализе архивных документов, беспристрастном изучении источников, пришло уже давно.

References:

1. Annotirovannyy katalog fH'mov deystvuyushchego fonda. Nauchno-populyarnye i sel'skokhozyaystvennye fil'my (Annotated Catalog of the Existing Stock of Films. Popular Science and Agricultural Films], Moscow, 1954.

2. Astashkin, D. Yu., Organizatsiya kinopropagandy v poslevoennoy Novgorodskoy oblasti (1945-1953 gg.] (Organization of the Film Propaganda in the Postwar Novgorod Region (1945-1953], Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 72, pp. 4-6.

3. Vatolin, V. A., Gollivud za Kamenkoy. Ocherki zarozhdeniya i proizvodstva fil'mov v Sibiri (Hollywood behind Kamenka. Essays on the Origin and Production of Films in Siberia], Kinovedcheskie zapiski, 2005, no. 74, pp. 282-321.

4. Venzher, N. Ya., Nashi mul'tfil'my (Our Cartoon Films], Moscow: Interros, 2006.

5. Vremya - vpered! Kul'turnaya politika v SSSR (Time, Forward! Cultural Policy in the USSR], Glushchenko, I. V., Kurennoy,V. A., Eds., Moscow.: Izdatel'ski domVysshey shkoly ekonomiki, 2013.

6. Geyko, I., Kovalenko, A., Kolyadko, D., Krasnodarskiy kray (tsifiy i fakty) (Krasnodar Region (Data and Facts]], Krasnodar, 1957.

7. Gorlova, I. I., Kovalenko, Т. V., Dukhovnoe

т. 5. ^OBHriEHKO • «СОЕДИНЯЛ ВОСПИТАНИЕ С ПЯТЕРИЯЛЬНЫЛ ПР0ИЗВ0ДСТВ0П ...»

щество Кубани в XX в.: очерки истории. Краснодар: Ку-банькино, 2006.

10. Записка отдела культуры ЦК КПСС 12 декабря 1958 г. [Электронный ресурс] // Архив поискового отряда школы №34 г. Костанай. URL: http://pavelskaz.ru/940. html (дата обращения 12.03.16].

11. Из беседы В. И. Ленина с А. Луначарским / публ.

B. Вишневского // Советское кино. 1933. № 1-2. С. 10.

12. Кагарлицкий Б. Ю. Советская культурная политика и традиция Просвещения // Время вперед! Культурная политика в СССР. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 50-63.

13. Капков С. В. Энциклопедия отечественной мультипликации. М.: Алгоритм, 2006.

14. Кино-справочник на 1927 год / под ред. Г. М. Болтянского. М.: Кинопечать, 1927.

15. Кинообслуживанию сельского населения повседневное внимание // Советская Кубань. 1958. 2 сент.

C. 1.

16. Кометчиков И. В. Кино в культуре повседневного досуга деревни Центрального Нечерноземья РСФСР середины 1940-х - начала 1960-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 1.4. II. С. 90-96.

17. Кометчиков И. В. Клубные учреждения в повседневном досуге села Центрального Нечерноземья середины 1950-х- начала 1960-х гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. № 6. С. 20-29.

18. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988]: в 16-ти т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. М.: Политиздат, 1983-1990. Т. 8: 1946-1955.

19. Куренной В. А. Советский эксперимент строительства институтов // Время вперед! Культурная политика в СССР. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. С. 12-34.

20. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1970.

21. Манаенков А. И. Деятельность КПСС по повышению культуры села. М.: Знание, 1982.

22. Манаенков А. И. Руководство партии культурным строительством в деревне. М.: Знание, 1985.

23. Манаенков А. И. Культурный фронт в годы Великой Отечественной войны. М.: Знание, 1988.

24. Манаенков, А. И. Культурное строительство в послевоенной деревне (1946-1950 гг.]. М.: Знание, 1991.

25. Манаенков А. И. Черновики и записи разных лет // Личный архив автора.

26. Материалы по культурно-просветительной работе: сб. М.: Советская Россия, 1959.

27. Михайлова 3. Научные фильмы - на село // Советская Кубань. 1955.12 мая. С. 3.

28. Моисеев В. В. История отечественного государства и права. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014.

29. Очерки истории Краснодарской организации КПСС / редкол.: И. И. Алексенко и др.; ред.-сост. А. С. Коновалов. Краснодар: Краснодарское кн. из-во, 1976.

30. Ралкова О. В. Кинофикация и пропаганда в эпоху Н. С. Хрущева (на материалах Челябинской области] // Вестник Южно-Уральского государственного универ-

neravenstvo i prikladnye zadachi kul'turnoy politiki (Intellectual Inequality and Applied Problems of Cultural Policy], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2013, no. 24, pp. 105-111.

8. State Archives of the Krasnodar Region (GAKK], Fund R-1403, Inventory 1, File 279.

9. Eremeeva, A. N., Nauchnaya zhizri i nauchnoe soobshchestvo KubanivXXveke: ocherki istorii (Scientific Life and the Scientific Community of the Kuban Region in the 20th Century: Essays ofHistory], Krasnodar: Kuban'kino, 2006.

10. Zapiska otdela kul'tury TsK KPSS 12 dekabrya 1958 goda (Note by the Department of Culture of The Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, December 12,1958), Arkhiv poiskovogo otryada shkoly №34 goroda Kostanay. http://pavelskaz.ru/940.html. Accessed 12 March, 2016.

11. Iz besedy V. I. Lenina s A. Lunacharskim (From the Conversation between Vladimir I. Lenin with Anatoliy V. Lunacharsky], Vishnevskiy, V., Publ., Sovetskoe kino, 1933, no. 1-2, p. 10.

12. Kagarlitskiy, B. Yu., Sovetskaya kul'turnaya politika i traditsiya Prosveshcheniya (Soviet Cultural Policy and the Tradition of the Enlightenment], Vremya vpered! Kul'turnaya politika v SSSR, Moscow: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2013, pp. 50-63.

13. Kapkov, S. V., Entsiklopediya otechestvennoy mul'tiplikatsii (Encyclopedia of the Russian Animation], Moscow: Algoritm, 2006.

14. Kino-spravochnik na 1927 god (Reference Book of the Cinema, Year 1927], Boltyanskiy, G. M., Ed., Moscow: Kinopechat', 1927.

15. Kinoobsluzhivaniyu sel'skogo naseleniya povsednevnoe vnimanie (Pay the Daily Attention to Cinema Services for the Rural Population], Sovetskaya Kuban', September 2,1958, p. 1.

16. Kometchikov, I. V., Kino v kul'ture povsednevnogo dosuga derevni Tsentral'nogo Nechernozem'ya RSFSR serediny 1940-kh - nachala 1960-kh godov (Cinema in the Culture of Everyday Leisure of a Village in the Central Chernozem Region of the RSFSR in the mid 1940s - the early 1960s], Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2014, no. l,vol. 2, pp. 90-96.

17. Kometchikov, I. V., Klubnye uchrezhdeniya v povsednevnom dosuge sela Tsentral'nogo Nechernozem'ya serediny 1950-kh - nachala 1960-kh godov (The Club Institutions in Everyday Leisure of a Village in the Central Chernozem Region in the mid 1950s - the early 1960s], Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, Ser. 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya, 2014, no. 6, pp. 20-29.

18. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konferentsiy i Plenumov TsK [1898-1988] (The Communist Party of the Soviet Union in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenary Meetings of the Central Committee], in 16 vols, vol. 8: 1946-1955, Egorov, A. G., Bogolyubov, K. M., Eds., Moscow: Politizdat, 1983-1990.

19. Kurennoy, V. A., Sovetskiy eksperiment stroitel'stva institutov (The Soviet Experiment of Building Institutions], Vremya vpered! Kul'turnaya politika v SSSR, Moscow: Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2013, pp. 12-34.

20. Lenin, V. I., Polnoe sobranie sochineniy (Complete

ситета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 9. С. 46-49.

31. Советская Кубань. 1959. 5 сент. С. 4.

32. Фильм «Увеличим производство кормов ...» (1957] [Электронный ресурс] // Netfilm. URL: http:// www.net-film.ru/film-50480/ (дата обращения 12.03.16].

33. Чайка Е. А. Партийно-государственная социальная политика на селе в 1945 - 1965 гг. в отечественной историографии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 88-91.

34. Школа и жизнь: сб. ст. / сост. В. А. Артюшин. Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1958.

Works], Moscow: Politizdat, 1970.

21. Manaenkov, A. I., Deyatel'nost' KPSS po povysheniyu kul'tury sela (The Activities of the Communist Party of the Soviet Union to Improve the Culture of the Village], Moscow: Znanie, 1982.

22. Manaenkov, A. I., Rukovodstvo partii kul'turnym stroitel'stvom v derevne (The Party Leadership in the Cultural Construction ofthe Village], Moscow: Znanie, 1985.

23. Manaenkov, A. I., Kul'turnyy front v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (The Cultural Front during the Great Patriotic War], Moscow: Znanie, 1988.

24. Manaenkov, A. I., Kul'turnoe stroitel'stvo v poslevoennoy derevne (1946-1950 gody] (Cultural Construction in Post-War Village (1946-1950], Moscow: Znanie, 1991.

25. Manaenkov, A. I., Chernoviki i zapisi raznykh let (Drafts and Recording of Different Years], Lichnyy arkhiv T. V. Kovalenko.

26. Materialy po kul'turno-prosvetitel'noy rabote (Information on Cultural and Educational Work], Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1959.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Mikhaylova, Z., Nauchnyefil'my - na selo (Scientific movies -toa Village], Sovetskaya Kuban', May 12,1955, p. 3.

28.Mois eev.M.M.Jstoriyaotechestvennogogosudarstva i prava (History of National State and Law], Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2014.

29. Ocherki istorii Krasnodarskoy organizatsii KPSS (Essays on the History ofthe Krasnodar organization ofthe Communist Party ofthe Soviet Union], Aleksenko, 1.1., et al., Konovalov, A. S., Comp. Krasnodar: Krasnodarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976.

30. Ralkova, O. V., Kinofikatsiya i propaganda v epokhu N. S. Khrushcheva (na materialakh Chelyabinskoy oblasti] (Cinemafication and Propaganda in the Era of Khrushchev (in the Materials ofthe Chelyabinsk region], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki, 2011, no. 9, pp. 46-49.

31. Sovetskaya Kuban', September 5,1959, p. 4.

32. Fil'm «Uvelichim proizvodstvo kormov ...» [1957] (The Film "Increase the Feed Production..." (1957]], Netfilm. URL: http://www.net-film.ru/film-50480/. Accessed 12 March 2016.

33. Chayka, E. A., Partiyno-gosudarstvennaya sotsial'naya politika na sele v 1945-1965 godov v otechestvennoy istoriografii (The Party and State Social Policy in the Rural Areas in 1945-1965 in the National Historiography], Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2012, no 1, pp. 88-91.

34. Shkola i zhizn' (School and Life], Artyushin, V. A., Comp., Krasnodar: Krasnodarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1958.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Коваленко, Т. В. «Соединяя воспитание с материальным производством...»: опыт пропаганды научно-популярных фильмов на селе [Электронный ресурс] / Т. В. Коваленко // Наследие веков. - 2016. - № 1. - С. 25-36. URL: http:// heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_Kovalenko.pdf (дата обращения дд.мм.гг].

Full bibliographic reference to the article:

Kovalenko, T. V., «Soedinyaya vospitanie s material'nym proizvodstvom...»: opyt propagandy nauchno-populyarnykh fil'mov na sele ("Combining Education with the Industrial Production...": the Experience ofthe Popular Science Films' Propaganda in the Rural Areas], Nasledie Vekov, 2016, no. 1, pp. 25-36. http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2016/04/2016_l_ Kovalenko.pdfAccessed Month DD, YYYY.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.